Учимся управлять грузопотоками: полезные советы логисту. Логистика - бизнес на миллион. Как открыть логистическую фирму

Понятие логистики стало частью современных бизнес процессов не так давно. Правда, если обратиться к историческим данным, то еще со времен существования Империи инков сохранились записи об организации снабжения царского двора, в которых велся строгий учет не только мест отгрузки товаров, но и номенклатуры продукции, времени в пути, а также места назначения. Таким образом, можно утверждать, что логистика, представляющая собой совокупность данных о планировании, управлении, а также контроле над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов, всегда присутствовала при реализации практически любой бизнес-идеи, в каждом слое общества, вне зависимости от экономического развития страны и пр.

В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками.

Различают несколько видов логистики:

  • закупочная - ее предметом является покупка конечного продукта с максимально экономической выгодой, с минимальными затратами трудовых ресурсов и в оптимальные сроки;
  • транспортная - заключается в грамотной организации перемещения товара из точки “А” в точку “Б” с минимальными затратами материальных, трудовых и временных ресурсов;
  • складская - выполняет задачи по грамотной организации приема, обработки, хранения, а также отгрузки продукции со складов;
  • производственная;
  • информационная и пр.

Если проанализировать задачи различных видов логистических систем, то можно сделать вывод, что главная задача логистики заключается в минимизации затрат, которые включены в себестоимость конечного продукта.

Организация логистики интернет-магазинов

Логистика для интернет-магазинов является одним из трех китов, от которого зависит жизнеспособность компании (наряду с закупкой продукции и правильной организацией маркетинга).

В онлайн-коммерции логистику можно разделить на 3 основных блока:

  • движение продукции от поставщика, задачами которого занимается закупочная логистика;
  • хранение товара на складе - зона ответственности складской логистики;
  • перемещение продукции со склада к конечному покупателю - зона ответственности специалистов по транспортной логистике.

В каждом из этих блоков владельцу интернет-магазина нужно делать выбор: все организовывать самому либо отдать на аутсорсинг.

Выбор собственника бизнеса во многом зависит от размеров магазина и вида продукции, которую он реализует. К примеру, маленькие интернет-магазины, у которых скромные объемы продаж, стараются справиться с логистикой, опираясь на собственные силы. Когда же заказы увеличиваются, возникает необходимость в использовании сторонних логистических сервисов. Когда интернет-магазин превращается в гиганта, ему намного выгоднее построить собственную логистику, а также приобрести логистических операторов.

По мнению консультантов электронной коммерции, владельцу интернет-бизнеса следует просчитывать экономику применения b2b-сервиса на несколько лет вперед согласно нижеприведенной формуле:

Полностью делегировать обязанности по логистике позволяет фулфилмент. Данная услуга предусматривает комплексный подход к организации логистики интернет-магазина. Логистический оператор берет на себя прием продукции от поставщика, ее хранение, комплектацию, упаковку, а также организацию доставки до потребителя, прием денег за товар и обработку возвратов. Благодаря фулфилменту интернет-магазин имеет возможность полностью сконцентрировать свои усилия на маркетинге и продажах.

Закупочная логистика

Для успешной деятельности каждого интернет-магазина правильная организация закупочной логистики играет важную роль. Она охватывает следующие задачи:

  • определение потребностей;
  • основные критерии выбора закупаемой продукции;
  • анализ рынка;
  • выбор поставщика;
  • создание разнообразных баз данных;
  • операции по закупке;
  • контроль над своевременной поставкой товара.

На уровне взаимоотношений интернет-магазина с поставщиками существует два варианта — оптовая закупка либо прямая поставка (так называемый дропшиппинг). В первом случае компания приобретает продукцию партиями и привозит ее на склад, а во втором — забирает груз со склада посредника только после получения заказа. У каждой из этих схем имеются свои недостатки. К примеру, при оптовых закупках вам придется оплачивать содержание (либо аренду) склада, иметь свободные финансовые средства для приобретения оптовых партий товара и нести убытки, если упадет спрос на закупленную вами продукцию. При дропшиппинге могут возникнуть проблемы с наличием товара, а также сроками его доставки и качеством продукции.

Работа с поставщиками является наиболее чувствительной в деятельности интернет-магазинов, поэтому ее организацию лучше доверить профессионалам. Различные логистические компании не только организует доставку товара от поставщиков на склад, его хранение, но и обработку остатков, заказов ваших клиентов, осуществят резервирование товара, оприходование, а также учет продукции.

Складская логистика

Складская логистика занимается решением следующих задач:

  • перемещение товаров;
  • инвентаризация продукции;
  • списание, а также оприходование материальных средств;
  • правильный расчет себестоимости продукции;
  • анализ и учет остатков товара на складе;
  • обороты за определенный отчетный период и др.

На уровне складского хранения товаров у владельцев интернет-магазинов есть три альтернативы — использовать собственный склад, арендовать складскую недвижимость или же прибегнуть к услугам фулфилмент-центра.

Для приобретения и содержания собственного склада вам потребуются значительные инвестиционные средства. Так что для маленького и недавно открывшегося бизнеса данный вариант явно не подходит. А забивать продукцией собственную квартиру либо офис получится только на самом старте.

Аренда складов является более приемлемым вариантов для молодого бизнеса. Но на поиск подходящего складского помещения, который бы удовлетворял все нормы и технические требования по хранению того или иного вида продукции, требуется много времени. Именно поэтому многие интернет-магазины предпочитают отдавать задачи хранения на аутсорс в рамках фулфилмента.

Интернет-магазину, у которого масштаб отправлений заказов в месяц составляет от 1 до 500, нет необходимости выстраивать логистические процессы — подготовку отправлений можно делегировать одному из сотрудников компании. Если же месячный объем отправлений достигает от 500 до 3 тысяч, тогда фулфилмент выгодней организовать самостоятельно, поручив задачи отделу продаж.

Передавать фулфилмент на аутсорс, как считают специалисты рынка складской логистики, имеет смысл, если объем отправлений составляет от 3 до 40 тысяч в месяц.

Компания “ ” позволяет онлайн-продавцам экономить на хранении продукции, IT и персонале, а также диверсифицировать риски, отслеживать KPI, ускорять комплектацию заказов, расширять выбор способа доставки и оплаты товара, а также расширяться в пики продаж.

Транспортная логистика

Но без чего невозможна эффективная и качественная работа интернет-магазина? Чем обычная розничная сеть отличается от покупок в Интернете? Правильно. Это доставка продукции конечному потребителю. Итак, следующий этап, с которым сталкивается каждый интернет-магазин — организация транспортной логистики.

Оперативная доставка товара покупателю является одной из основополагающих задач для успешного продвижения и работы интернет бизнеса, для реализации которой вам необходимо решить главный вопрос — кому доверить доставку?

Организовать транспортную логистику можно тремя способами:

  • аутсорсинговая доставка;
  • собственная доставка;
  • точки выдачи.

Выбор зависит от нескольких факторов, включая:

  • масштабы магазина;
  • локации интернет бизнеса.

Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.

Аутсорс дает возможность легко масштабировать бизнес, а также увеличивать географический охват. И если в пределах одного города интернет-магазин еще как-то может выстроить эффективную службу доставки, то для реализации товара в регионы и другие страны ему понадобятся посредники.

Таким образом, грамотная логистика для большинства интернет-магазинов — это сложное, но одновременно необходимое условие для успешного развития и работы проекта. А с привличением профессионалов организация логистики станет более эффективной.

1. 11. Организация логистики на предприятии

Использование логистической системы предусматриваетуправление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю:

Планирование и контроль -плашфование выпуска готовой продукции, планирование транспортных процессов, планирование складской сети, контроль бюджета, информационные системы;

Управление отерадаями – на складах, на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов;

Управление запасами – прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья; полуфабрикатов и готового продукта; выбор тары и упаковки и др.

Логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:

Оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;

Оперативное управление технологическими процессами производства;

Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;

Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов;

Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

Прогнозирование, планирование и нормирование расхода в производстве;

Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

Контроль и управление запасами на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;

Внутрипроизводственное физическое распределение материальных ресурсов и готовой продукции;

Информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;

Автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.

Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:

^ оптимизации (минимизации) уровней всех запасов внутри

производственно-технологического цикла и складской

сокращения времени производственно-технологического

^ уменьшения всех логистических издержек в производстве;

^ оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.

Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.

Учет издержек предполагает выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений; определение изменения затрат, вызванного отказом отданного бизнес-процесса; определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции

должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

10.3. Организация риск-менеджмента на предприятии Первым этапом организации риск-менеджмента является определение цели риска. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им могут быть выигрыш, прибыль, доход и т. п., получение максимальной прибыли.Вторым

автора

3.3. Парадигмы логистики Парадигма – это методология, методы и способы решения задач, главенствующие в течение определенного периода времени в обществе. Парадигмы логистики тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. Выделяют следующие парадигмы

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

3.4. Принципы логистики Принцип – основное, исходное положение теории, учения или науки. Принципы логистики – это обобщенные данные, законы явлений, взятые из наблюдений экспертов.Различают общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики.К

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

4.1. Методы логистики Совершенствование работы логистических систем невозможно без сбора достоверной информации и последующего ее анализа. Поэтому в общей теории и практике логистики повышенное внимание уделяется логистическим исследованиям, включающим в себя методы

Из книги Бухгалтерский учет автора Мельников Илья

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ В соответствии с действующим законодательством каждое предприятие, независимо от формы и вида собственности, должно вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, предоставлять государственным органам информацию,

Из книги Инновационный менеджмент автора

8.4. Организация планирования инноваций на предприятии Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки, анализа и синтеза плановой информации, контроля за исполнением

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛОМ

Из книги Экономика фирмы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

6. Организация маркетинговой деятельности на предприятии Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует ее организации. В зависимости от масштаба производства этим могут быть заняты сами руководители (на малых предприятиях), отдельные специалисты и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Организация производственного процесса на предприятии Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 9 Организация и техника операций по ВЭД на

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

1. 8. Функции логистики Среди логистических функций на уровне организации бизнеса специалисты выделяют базисные, ключевые и поддерживающиефункции.К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Эти три функции осуществляются практически

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 2. Основы транспортной логистики. 2. 1. Сущность и задачи транспортной логистики Значительная часть логистическихопераций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт – связующее звено между элементами

автора Шепелева Анжелика Юрьевна

1.1. Понятие логистики

Из книги Логистика: конспект лекций автора Шепелева Анжелика Юрьевна

2.1. Принципы логистики

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

31. «Обучающаяся организация», «креативная организация» как новые типы трудовых организаций в условиях возрастания роли знаний Обучающаяся организация? это организация, непрерывно совершенствующаяся путем обмена информацией, накопления и передачи знаний. Обучающейся

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 9 Организация аналитической работы на предприятии При организации экономического анализа хозяйственной деятельности на предприятии необходимо учесть, что он должен иметь научный характер, обоснованное распределение обязанностей между отдельными

Есть профессии, которым суждено появиться и исчезнуть всего через несколько лет. Например, оператора ЭВМ. А есть те, которые входят в жизнь общества и успешно закрепляются в ней. Просто в некоторых отраслях сегодня специалисты нужны, а через пару лет прогресс шагнул вперед — и тысячи специалистов оказываются не у дел. Транспортная отрасль к таким, безусловно, не относится. Конечно, кучеры сейчас не востребованы, появляются новые специальности. Одна из относительно новых на рынке труда — профессия логиста. В чем заключается работа логиста - это и есть тема сегодняшнего материала IQ Review . Своими знаниями поделился начальник отдела логистики московской транспортной компании.

Привет. Меня зовут Евгений, мне 32 года. Живу в Москве. Работаю руководителем отдела транспортной логистики, в компании «Стафф-Транс». Но это — сейчас, а начинал я обычным диспетчером в далеком 2006 году в компании «Светлана-К». Что делает логист? Четко сформулированное описание этой профессии можно найти в «Wikipedia» или в различных умных институтских книжках.

Мое личное мнение, что логистика - это умение вовремя и без проблем доставить груз из точки «A» в точку «B» (иногда и «С», и «D»), используя все доступные и недоступные ресурсы, при этом удовлетворив потребности, как минимум, троих участников процесса: грузовладельца, грузополучателя, перевозчика.

Что должен знать логист

Мне думается, для того чтобы овладеть этой профессией, специального образования не требуется. Если вы общительны, обладаете способностью логически мыслить, умеете находить выход из любых сложных ситуаций, то, вполне вероятно, вам подойдет эта профессия. Но есть и предметы, без знания которых будет сложно добиться успеха, например, география и основные направления (автодорог) своего региона. Получиться может и без них, но с ними будет гораздо легче, кроме того, это намного сократит период адаптации на новом месте работы.

Вы должны обладать первичными знаниями компьютера, уметь работать с интернетом и обязательно с офисными программами Excel , Word , Access - хотя бы на начальном уровне. Ну и, естественно, представлять, что такое всевозможные почты, «аськи », «скайпы » и прочие средства коммуникации.

Будет здорово, если вы понимаете, что такое первичные документы и документооборот в целом на предприятии. Если нет – не страшно, но поначалу будет тяжеловато запомнить, как и что правильно заполняется, кому что нести, куда отправлять и, вообще, зачем такое количество бумаги на квадратный сантиметр рабочего стола.

Доставка груза в контейнере

В каких вузах можно получить образование по этой специальности

Есть достаточное количество институтов (МАДИ , МАМИ , МИИТ , ГУУ и пр.), где вас обучат искусству логистики. Но мой личный опыт и опыт моих коллег мне говорит, что это не есть необходимость, так как в силу «русского менталитета» большая часть логистики строится на личных взаимоотношениях в цепочке «отправитель-перевозчик-получатель», которые могут быть выстроены исключительно в процессе работы, в институте такие знания получить невозможно.

Помимо всего перечисленного, хочу отметить, что если вы не усидчивы, не терпеливы, не умеете раскладывать по полочкам информацию и допускаете беспорядок, то шансов на успех у вас будет гораздо меньше. Без этих качеств добиться успеха в профессии логиста достаточно сложно, ведь логистика - это не только «драйв» от общения с огромным количеством людей, суматоха и беготня с телефоном 25 часов в сутки! Это еще и огромное количество времени, проводимое за проверкой документов, счетов, возможно, даже ведением архивов, а также работа с картами и атласами и бесконечное занесение данных в компьютер.

Где искать работу логистом без опыта

Устроиться на должность вроде диспетчера или помощника логиста сейчас достаточно просто, на любом сайте для поиска работы можно найти огромное количество таких вакансий. Важно понимать, что логистика - это не только транспортные компании различного уровня! Это любое предприятие, которое занимается бизнесом, связанным с торговлей, производством, предоставлением услуг!

Как стать логистом - с чего начать

Логистика – это сфера, которая охватывает практически любой вид деятельности, как бухучет или делопроизводство. Здесь я рекомендую попытаться устроиться непосредственно к грузовладельцу. Абсолютно неважно, чем конкретно он занимается, это будет сложнее и займет больше времени, чем трудоустройство просто в транспортную компанию, но в конечном итоге это значительно облегчит вам дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Да и зарплата, как правило, у таких работодателей несколько выше на начальном уровне.

При поиске вакансий обращайте внимание на отзывы о компании со стороны не только клиентов, но и сотрудников. Репутация – это очень важная часть данной сферы деятельности. Внимательно читайте список обязанностей логиста, предлагаемый работодателем, чтобы подготовиться к собеседованию.

Конечно, в 90% случаев работодатель хочет, чтобы у вас был опыт работы (хотя бы минимальный), но этот пункт не стоит принимать всерьез. Как я уже говорил, достаточно уметь находить общий язык с людьми и представлять себе хотя бы поверхностно, что такое доставка грузов (вы же хоть раз пробовали делать покупки посредством интернета с доставкой - так вот, разнятся только способы и сроки – суть одинакова), всему остальному вы быстро научитесь в процессе работы.

Собеседование на вакансию логиста

На собеседовании рекомендую быть собранным и настроенным серьезно и ответственно - это важно для логиста, и работодатель обращает внимание на то, как вы отвечаете на вопросы. Прежде чем отвечать на вопросы работодателя - не стесняйтесь подумать, так вы покажете, что не бросаетесь в «омут с головой», а имеете привычку обдумывать каждое действие, но при этом не задумывайтесь, как IBM 486, ведь в логистике важна и скорость принятия решения!

Если на собеседовании будет предложено написать какой-либо тест - не волнуйтесь, на начальные позиции специальных познаний не требуется. Скорее, будет необходимо проявить смекалку и сообразительность, показать умение выстраивать логическую цепочку, никто не будет от вас требовать назвать точные расстояния между городами или рассчитать стоимость доставки, такие тесты проходят только люди с опытом, претендующие на более высокую должность.

Чем занимается логист на работе


Логисты - кто это

Сами по себе процессы в логистике достаточно просты, но их отладка и оптимизация - это очень кропотливая и трудная работа, ведь в конечном итоге от этого будет зависеть, насколько спокойным будет ваш сон. В этой сфере практически нет этапности в работе, нужно делать все и сразу, поэтому приготовьтесь к напряженной работе, особенно в первое время.

Обязанности логиста

На должности диспетчера или помощника менеджера вам, скорее всего, предложат небольшой круг обязанностей, включающих рутинную и скучную работу:

  • разбор документации;
  • отправка ее по разным направлениям;
  • ведение реестра документов;
  • возможно, предложат отслеживать местоположение транспорта .

Не отчаивайтесь, со временем обязанности логиста станут разнообразнее, добавятся: маршрутизация, поиск партнеров для перевозок, поиск грузов, заключение договоров и обсуждение ставок на перевозки, решение спорных или форс-мажорных ситуаций, связанных с перевозкой груза, сверка счетов, ведение реестра перевозок, расчеты объемов загрузки и многое другое.

От количества и разнообразия обязанностей голова будет идти кругом, а от того, что они должны выполняться одновременно, будет теряться чувство времени. К моменту достижения средних (ведущий логист) и высших (зам. руководителя/руководитель отдела логистики) должностей, обязанности будут включать в себя также функции менеджмента и управления, осуществление общего руководства, составление графиков работы сотрудников, согласование схем движения и сроков, подбор персонала в отдел, переговоры с потенциальными клиентами/исполнителями.

Карьерный рост и зарплата

Безусловно, рост ответственности прямо пропорционален карьерному росту - отвечать за такой объем работы очень сложно, утомительно в плане нервного напряжения. Хочу подчеркнуть, что обязанности в логистике не уходят с карьерным ростом к другим сотрудникам, а накапливаются как снежный ком! Даже на должности руководителя вам придется проверять работу подчиненных, а значит, как и на первых ступенях развития придется перебирать бумаги, реестры, проверять достоверность отслеживания транспорта. Согласовывать договора, принимать решения в ценовой политике и при этом выполнять прямые обязанности руководителя: отчеты для руководства, разработка бюджета отдела, поиск путей оптимизации и снижения затрат. А также вести огромное количество аналитической работы на компьютере.

Сколько платят логистам


Грузовик с монетками

Оплата зависит от работодателя и может быть различных видов. На начальном этапе — это практически всегда оклад, причем довольно скромный по сегодняшним меркам - от 20 до 30 тысяч рублей, на большее вряд ли придется рассчитывать. По мере роста в должности, оклад будет увеличиваться, но не значительно. Работодателю важен сотрудник, постоянно улучшающий качество своей работы, поэтому (в большинстве организаций) при невысоком окладе будет разработана система поощрений, которая позволит зарабатывать в должности логиста/старшего логиста порядка 40-80 тысяч рублей.

Она может зависеть от любых параметров работы, например, от количества отгруженных в день машин или от маржи за перевозку, от объема привлеченного транспорта, от объема привлеченного груза. Могут быть и требования к оформлению документации, от которых будет зависеть оклад. Есть на рынке организации, которые просто готовы выплачивать фиксированный оклад, не заморачиваясь с процентами. Как правило, это будет цифра чуть ниже рыночной (до 50 т.р.), тогда логисту не придется постоянно думать о том, как бы улучшить свой KPI (ключевой показатель эффективности - прим. ред.) , но это, в свою очередь, скажется на его отношении, предположим, к снижению издержек.

У руководителей отделов логистики и их заместителей зарплаты, безусловно, выше, причем на порядок - от 80-100 тысяч рублей в месяц и выше. У меня эта цифра незначительно превышает 80 тысяч. Мотивационные схемы также усложняются и начинают охватывать качество работы отдела в целом. Большое влияние на заработную плату высшего руководства в логистике оказывает выполнение плановых показателей и исполнение бюджета.

Интересно, что вне зависимости от размера компании, работники начальных (помощники, диспетчеры, ассистенты) и средних (логисты, старшие логисты) звеньев вряд ли будут получать больше 20 000-50 000 рублей в среднем. При этом зарплаты руководящего звена могут исчисляться сотнями тысяч рублей - таковы реалии нашего времени.

Соцпакет

Есть и еще одна прочная связь логистики и современности - это маленькая белая часть оклада. В 95% процентах случаев можете не рассчитывать на что-то большее, чем МРОТ , - настолько велико количество «черного нала » в этой сфере. Ни один хозяин не раскроет своих истинных доходов, чтобы выплачивать вам нормальную «белую» зарплату.

И это касается всех ступеней карьеры без исключения, но и здесь выигрывают в основном руководящие позиции, всем остальным придется выбирать из того, что дают. Также скажу, что 99% процентов компаний предлагают стандартные условия и соцпакет согласно ТК. Есть и такие, которые могут предложить расширенную медицинскую страховку или оплату фитнеса , но, скорее всего, это будут компании иностранного происхождения или крупные холдинги РФ, куда на работу логистом без опыта попасть крайне сложно. А так, все как обычно, два раза по 14 дней отпуск, больничный, праздники.

Плюсы и минусы профессии

Конечно, как везде, тут есть и положительные стороны: профессия реально нужна на рынке, развитие логистики идет быстрыми темпами, большие возможности для саморазвития, самореализации, неплохие зарплаты, возможность самостоятельно принимать решения.

К минусам можно отнести достаточно длительное время, необходимое для карьерного роста, постоянное нервное напряжение, необходимость быть на связи 24 часа в сутки, изучения огромного количества документов. Но мы же понимаем, что это все относительно — если я не люблю рутину с документами, это не значит, что ее не любят все, и, наоборот, если я спокойно отношусь к звонкам посреди ночи, то необязательно это будет нравиться другим.

Карьерный рост логиста зависит от двух основных факторов. Первый - это качество выполняемой работы в соответствии с поставленными задачами, второй - наличие места для роста.

Как правило, от диспетчера до логиста можно вырасти за полгода-год, для этого практически всегда есть запас в штате компании. Следующая ступень может занять достаточно долгое время, и рост до ведущего логиста или специалиста, бывает, затягивается на несколько лет. А вот вырасти в полноценного руководителя логистики в рамках одной организации - задача минимум на 10-12 лет, да и то при удачном стечении обстоятельств. Этим можно объяснить высокую текучку кадров на уровне «логиста» - люди хотят расти, а компания не может им предоставить такую возможность, и начинается смена работы и поиск более доступного для карьерного роста предприятия.

Здесь либо необходимо запастись терпением, либо пытать счастья, меняя работодателя. Конечно, шансы увеличиваются вместе с опытом и квалификацией, но желающих всегда гораздо больше, чем может дать рынок, а значит, необходимо понимать, что стать большим начальником суждено не всем, и дело тут вовсе не в знаниях и умениях, а скорее — в везении. Как, например, в моем случае, когда один из моих знакомых решил открыть свой бизнес в сфере логистики, в противном случае я бы тоже до сих пор занимал должность ведущего специалиста.

При принятии решения стать логистом рекомендую подумать 2 раза, точно ли вы готовы к бессонным ночам, бесконечным звонкам, постоянному решению огромного количества текущих и неожиданных проблем, к немыслимому объему бумажной работы, а главное — к тому, что очень много людей будут вечно недовольны качеством вашей работы. Если вы решили избрать эту дорогу для себя, будьте готовы преодолевать огромное количество проблем и трудностей, готовьте самые толстые ежедневники для записи новых знакомых и друзей. Учитесь разбираться в невероятном количестве документов и составлять аналитические прогнозы по затратам, но и не забывайте о возможности узнать о новых местах на карте и их особенностях. Добро пожаловать в наши ряды, если вы все-таки решились.

Транспортный бизнес – весьма выгодное вложение для вашего капитала. Сегодня грузоперевозки востребованы как никогда: спрос потребителей на самые разнообразные товары неустанно растёт, вследствие чего растёт и предложение. Крупные производители организуют, в основном, оптовые поставки. А вот мелкооптовая, розничная торговля и многочисленные онлайн-маркеты – постоянные клиенты транспортных компаний. Но, разумеется, чтобы организовать конкурентоспособный бизнес, следует хорошенько изучить сферу, в которой вы планируете работать.

На начальных этапах всю основную организаторскую деятельность вам придётся возложить на свои плечи. Разумеется, если у вас изначально нет «под рукой» толкового помощника с хорошей репутацией и опытом работы на руководящих должностях в экспедиторских и логистических фирмах. Такой партнёр вам необходим, как воздух. Если вам не удастся найти опытного в этой сфере консультанта, лучше отложите свою затею на время – велика вероятность всё «завалить» в самом начале. Но, если вы твердо решили создать логистический бизнес, то рассмотрим, как открыть свою транспортную компанию пошагово.

Особенности транспортного бизнеса

Суть логистики – в разработке оптимальных маршрутов перевозок, включая время на отдых водителя, заправку и любые «тормозящие» процесс обстоятельства, которые могут возникнуть в пути. Экспедиторский отдел постоянно курирует процесс, контролируя местонахождение каждой машины, собирая информацию и следя за тем, чтобы клиенты были полностью довольны оказываемой им услугой. Несомненными плюсами в транспортном бизнесе являются:

  • отсутствие необходимости получения лицензии;
  • «старт» и начальные этапы развития бизнеса не потребуют слишком больших финансовых вложений;
  • «плавучесть» и «крепость»;
  • согласно статистическим данным, среди транспортных компаний процент банкротства один из самых меньших, поскольку после первой и второй волн кризиса представители этого сегмента рынка восстановились весьма быстро.

Открытие транспортной компании с нуля — что говорят владельцы подобного бизнеса? В видео ниже представлен ответ.

Регистрация фирмы

Большинство транспортных фирм зарегистрированы как ЗАО (закрытые акционерные общества), ООО, ОАО, а также ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица). Каждая из этих организационно-правовых форм наделена своими недостатками и преимуществами. При ПБОЮЛ имеет место налог на добавочную стоимость.

Акционерные общества – отличная форма при создании бизнеса с перспективой серьёзного расширения, но для того чтобы открыть ОАО (а тем более, ЗАО), следует пройти множество очень сложных процедур, сопряжённых утомительной бумажной волокитой и получением тонн справок. Поэтому, оптимальной формой на сегодняшний день считается ООО, которому отдают предпочтение многие предприниматели, владеющие самыми различными фирмами.

Кстати, вы можете приобрести и готовую компанию, но в этом случае следует хорошенько ознакомиться с объектом покупки, выявить «подводные камни», возможные скрытые причины, по которым продаётся данный бизнес.

Регистрацию можно пройти значительно проще, если обратиться за помощью к надёжной фирме, оказывающей услуги юридического сопровождения. Так вы избежите нежелательных ошибок, суеты, конфликтных ситуаций, выстаивания очередей. Перед выбором такой фирмы-помощника удостоверьтесь в её порядочности, опытности и компетентности. Кроме всего прочего, от вас потребуется внесение стартового капитала и открытие счёта предприятия в банке.

Выбор помещений

Офисное помещение будет не только юридическим адресом предприятия (в связи с чем между собственником площади и новообразованной фирмой потребуется заключить договор аренды), но также будет и «лицом» вашей компании, о чём не следует забывать. Не обязательно, даже не желательно, чтобы офис «утопал в роскоши», но выглядеть он должен прилично: простенький евроремонт и новая оргтехника, а также внушительная плазма или проектор в комнате для презентаций – это необходимый минимум.

Складские помещения должны быть просторными и соответствующими всем нормам безопасности: пожарной, санитарной, охраны труда и т.д. То есть, полы должны быть не скользкими, идеально ровными (без трещин и ям), рампы удобными и соответствующими высоте транспорта. Неплохо бы оборудовать склады электроподъёмными рампами.

Вы должны учитывать, что работа склада – это 70% успеха транспортной компании. Это означает, что условия для рабочих должны быть максимально комфортными – столовая с микроволновкой и чайником, наличие холодной воды, душ с холодной и горячей водой – многие предприниматели об этом «забывают», не желая учитывать, что времена феодалов давно закончились и зарабатывание капиталов на здоровье и унижении простых работяг рано или поздно приводят к коллапсу.

Оборудование

Лучше всего покупать новое. Так, вы будете уверены, что в случае каких-либо неполадок в период гарантии вам всё исправят или же пришлют новое. Как сказал в своё время Уинстон Черчилль: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». С этим не поспоришь – экономить, конечно, нужно, но приоритет, всё-таки, следует ставить на качестве. В среднем, новая рокла (гидравлическая тележка) обойдётся вам в 7500 – 9000 рублей. Таких приспособлений у вас должно быть в идеале по 1 шт на каждого складского рабочего.

Кроме того, вне зависимости от размера склада, вам понадобится наличие вилочного погрузчика, приспособленного для работы с поддонами (паллетами). Новый стоит около 500 000 рублей. Здесь смотрите сами – если дорого, можно приобрести и б/у в отличном состоянии. Но тогда при покупке возьмите с собой специалиста, который как следует проинспектирует машину.

Погрузчик не обязательно покупать сразу, но крайне желательно. Дело в том, что кому-нибудь из ваших потенциальных клиентов может потребоваться перевозка чего-либо слишком тяжёлого. Выгрузить такое вручную – невозможно, с помощью роклы – крайне сложно и грозит ей поломкой, а также повреждением самого груза. Поэтому, машина-погрузчик в значительной степени упростит и ускорит работу.

Следите за тем, чтобы на складе всегда было достаточное количество расходного материала – стретч-ленты и скотча, экономить на них – нецелесообразно, но ведите строгий учёт, во избежание хищений. Что касается автомобилей, обычно транспортные компании заключают договоры с владельцами грузовых авто, часто являющимися по совместительству и водителями. Таким образом, перевозка щедро оплачивается, но ответственность за возможные повреждения транспорта и груза в дороге возлагаются на владельца транспорта.

Персонал и продвижение

Первое время можно ограничиться минимальным персоналом, совмещая сразу по несколько функций для каждого из работников. В целях экономии и получения бесценного опыта и сам владелец фирмы может в начале возложить на себя несколько важных функций. Но учтите, если ваши работники будут перегружены разнопрофильной работой это значительно снизит эффективность их труда.

Желательно отдавать предпочтение специалистам с опытом работы, пусть даже в смежных сферах и не на руководящих должностях. Ведение бухгалтерии – слишком ответственный момент, поэтому нельзя поручать это дилетанту. Неплохо воспользоваться услугами аудиторской компании, но значительно лучше – самостоятельно найти толкового специалиста.

В зависимости от ваших творческих способностей, связей и финансовых возможностей, вы можете полностью возложить функцию продвижения вашего бизнеса на авторитетное рекламное агентство, либо попытаться заняться этим лично, ограничившись заказом профессиональным рекламщикам разработки «лица» и стиля вашего бренда.


Агентство, с учётом ваших пожеланий, придумает логотип для предприятия, фирменную цветовую гамму, слоган, возможно, рекламный аудиоролик для радио или постер на бигборд; брендбук, фирменные канцтовары. С тем, где, в каком количестве и каким образом размещать рекламную продукцию, вы определитесь сами. Разумеется, полностью положиться на агентство – удобно, но не всегда по карману.

Возможные проблемы

Начинающие транспортные компании часто сталкиваются с такими препятствиями:

Хищения . Вы должны быть уверены в своём «костяке» — сотрудниках, с которыми начинаете бизнес. К тому же, следует предусмотреть систему контроля – камеры видеонаблюдения, охрана, личные проверки бухгалтерии, регулярное ведение отчётной документации.

Сервис . Клиенты могут быть недовольны качеством услуг. Особенно на этапе развития, нередко что-то может пойти не так. Задержки груза, нанесение ущерба клиенту. Этот процесс необходимо контролировать, нельзя допускать хамства со стороны персонала, каждый клиент должен быть доволен – от этого напрямую зависит репутация предприятия.

Контроль перевозчика. Желательно, чтобы машины были оборудованы системами GPS.

Качество перевозок. Груз должен быть компактно и надёжно уложен. Для этого у рабочих склада всегда должно быть достаточное количество расходных материалов и надлежащее оборудование. Следует установить уровень допустимого «боя» груза и разницу изымать из заработных плат сотрудников, чтобы стимулировать их к качественному труду.

Также установите средний месячный процент боя – в случае хороших показателей, сотрудники должны быть премированы. При этом, следует учитывать: если вы вводите систему штрафов, она не должна быть чрезмерно жёсткой, к тому же и зарплаты должны быть достаточно высокими – в противном случае даже вполовину эффективной и качественной работы вы не добьётесь никогда

Мимо меня проходит много людей начинающих себя в логистике. Большинство из них даже и не подозревают, приходя на работу, чем они на самом деле будут заниматься и как их взгляды со временем изменятся коренным образом. Действительно, стартап в логистике очень тяжёлая штука. Сложность заключается не только в собственном языке общения, специализированных программах и уникальной логике. Самое сложное для новичка в логистике - выдержать тот ритм и график работы, к которому привыкли уже закоренелые трудяги этого фронта. Кроме бешеного ритма, на новичка ещё и падают нештатные ситуации, которыми просто наводнена вся цепочка поставок. Это многих пугает, многие опускают руки и уходят в места поспокойнее.

Он как и все, с чего-то начинал.
Краснел, пыхтел и много не того читал.
Потеря времени, издержки и простой,
Клиенты и коллеги плакались порой.
Прошли года и всё пошло на лад,
В логистике никто ещё не шёл назад.

Те же кто остаётся, читают мой пост до конца. А я поспешу всё таки поздороваться и пожелать вам хорошего настроения.

Так собственно вопрос в следующем: где начинать работать в логистике без опыта?

Общался со многими специалистами в области логистического консалтинга и с операционными специалистами и уяснил для себя, что лучшие практики получаются с низов. Т.е. я имею в виду тех людей, которые прошли весь путь, начиная с операционного отдела и заканчивая менеджерами высшего звена. А лучшие из лучших получаются из людей с высшим техническим образованием. Говоря высшее образование я не имею в виду конторы а ля «гиппер современный институт нано менеджеров рязанского вязального техникума». Так вот, логисты, которые по крупинкам собирали свой опыт «на передовой» могут быть очень полезны своей компании.

Опять же, есть лжелогисты , которых, кстати говоря, ещё больше. Обычно это «костюмированные» дяденьки от 30 до 50 лет, которые поимели нужную сумму на высшее образование в какой-нибудь МБО, знают иностранный язык и рвутся в бой директорами по логистике. За спиной у них работа в какой-то конторе по сертификации или ещё лучше, поработал в западной компании футерменеджером. В любом случае, рано или поздно этот человек «распознаётся в деле» в одной компании, и он уходит с чистой совестью в другую. В этой «другой» компании он, размахивая руками на собеседовании, рассказывает о том что он сделал на предыдущей работе и как ему мешали что-либо сделать ещё более качественно.

Самым надёжным способом во время поиска сотрудников не налететь на такого псевдологиста - позвонить на предыдущие места его работы и поговорить с несколькими сотрудниками. Я повторюсь - с несколькими! Если в виде характеристики вы услышите, что-то вроде: «ну он нормальный специалист, …да, работал нормально, в логистике вроде разбирается..» и т.п., можете слать его на цукер и не тратить на него время.

Ещё я заметил, что такие начальники очень сильно гнобят своих подчинённых, которые действительно являются хорошими специалистами своего дела. И скорее всего этот «субъективный чел» сможет выжить из компании все «светлые головы» и понабрать вместо них, подобных самому. Ну и следствием таких «руководяк» обычно становится падение эффективности компании или полное её банкротство.

Ещё бОльшие риски несут компании в которых только образуются новые отделы. Тут уж точно нужно обратить пристальное внимание в подходе к выбору руководителя со стороны. Ибо может получиться, что отдел придётся закрыть, так и не дав ему потратить оставшиеся последние ваши деньги.

А теперь перечислю, кем начинали работать знакомые мне директора и владельцы в логистике:

— Оператор ПК на складе ответственного хранения. Поработав 1 год оператором, он стал администратором WMS, параллельно заинтересовался SQL и Java. Через 2 года стал начальником отдела внедрения и сопровождения WMS. А через 3 года стал генеральным директором своей компании по «изготовлению и продаже» собственной WMS системы.

— Кладовщик на складе промтоваров. Проработав 4 года на одном месте стал начальником склада (там эта должность подходит скорее для старшего кладовщика, но в трудовой уже была запись «начальник склада»). Ещё через 2 года он устроился действительно начальником склада на склад дистрибьютора морепродуктов. Через 3 года он организовал собственную компанию, арендовал склад 500 кв. метров и занялся ответственным хранением. Сейчас у него 120 тысяч арендуемых квадратов по стране.

-Водитель охранник в крупном логистическом холдинге (этот холдинг развалился в начале 2-х тысячных годов). Уникальный человек, который на волне краха компании сумел подхватить ещё «тёпленьких» клиентов и организовать им операционные услуги. Сейчас у него таможни, транспортные компании и склады ответственного хранения. И он постоянно увлечён становлением новых направлений в бизнесе. Вот тут уж точно «без опыта»))) Молодец!

Наверняка и вы знаете много подобных ситуаций и можете бесконечно их продолжать.

Вот вам и золотое правило логистики - не нужно тормозить в нужное время и в нужном месте.

До встречи!

Ничего не бойтесь, пробуйте, стремитесь и у вас в логистике всё получится.



Поделиться