Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Список документов для лицензирования автобусных перевозок. Под пассажиром понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозк

Под лицензией понимают документ, выданный государственным органом, разрешающий перевозить официально людей юридическим и физическим лицам. Благодаря наличию лицензии можно осуществлять не только перевозки внутри своей страны, но и международные. Если компания или отдельное частное лицо желает, чтобы его деятельность развивалась, чтобы потенциальные клиенты тянулись, чтобы сфера деятельности становилась всё больше, то лицензия на перевозку пассажиров может существенно в этом помочь. Крупные фирмы и частники хотят получить коммерческую выгоду, а лицензия может помочь получить ту самую коммерческую выгоду.

Но фактически для чего необходимо иметь лицензию? Занимаясь некоторой деятельностью, физическое и юридическое лицо должно иметь этот важный, подтверждающий право заниматься этой деятельностью, документ. О чём говорит наличие лицензии:

  1. Безопасность пассажиров находится в руках перевозчика и последний, в свою очередь, обязуется обеспечить эту самую безопасность.
  2. Услуги, которые предлагает перевозчик, будут соответствовать нормативам и стандартам, установленным государством.
  3. Водитель, занимающийся перевозкой, имеет хороший опыт в вождении и необходимый стаж.

Только лицензия говорит о том, что физическое или юридическое лицо имеет необходимую профессиональную пригодность. Государственный орган имеет право выдавать лицензию, если у заявителя имеется свой собственный автомобиль или же арендованный заранее. Лицензия может выдаваться на перевозку пассажиров внутреннюю. При этом количество людей, которое можно перевозить одномоментно, должно составлять не больше восьми человек.

Обычно лицензия на пассажирские перевозки выдаётся на срок в 5 лет. Как только этот срок заканчивается, необходимо лицензию продлевать. Выдачей таких документов занимается Федеральная служба по надзору в транспортной сфере.

Стоит знать, в каких случаях получать лицензию не нужно.

  1. Если предприятие для своих нужд занимается перевозкой. Например, доставляет работников к месту их трудовой деятельности.
  2. Если выполняются пассажирские перевозки, в которых количество пассажиров равно 7 или меньше.

Законодательная база

Законодательная база в отношении перевозок имеет свои положения, а также аспекты. Следует рассмотреть те положения, которые являются основными:

  1. Один из самых важных и главных законов, который говорит о лицензировании пассажирских перевозок – это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Если внимательно изучить документ, то особое значение стоит отдать 12 статье первому пункту и подпункту 24. Именно здесь говорится о пассажирских перевозках.
  2. Второй документ, который стоит изучить — это Постановление №280 от 2 апреля 2012 года. Здесь чётко прописано, что касается лицензирования того транспорта, который способен перевозить восемь и более человек.
  3. 29 апреля 2013 года вышел Приказ №144, который опубликовался Министерством транспорта Российской Федерации. Здесь прописан регламент, согласно которому предоставляются услуги государственного характера, касающиеся лицензирования транспорта, вмещающего 8 и более пассажиров.

Если владелец транспортного средства заранее ознакомится с законодательной базой, то он сможет узнать некоторые нюансы получения лицензии. Также владелец узнает о пунктах, которые нужно соблюдать. Государственная служба, контролирующая и совершающая надзор за транспортом, тщательно следит, были ли соблюдены все пункты, которые утверждены законом.

Что является пассажирской перевозкой?

Что подразумевают под собой пассажирские перевозки. Есть чёткое определение, которое даёт ответ на данный вопрос. Итак, пассажирская перевозка – это перевозка пассажиров и багажа в организованном порядке с помощью транспортных средств, которые специально подготовлены. Перевозка осуществляется на определённое расстояние. Что может выступать в качестве транспортного средства для пассажирской перевозки? Это может быть автобус, такси, поезд, самолёт, микроавтобус, теплоход, трамвай.

А пассажиром выступает любой человек, который дал гласное или негласное согласие на перевозку в каком-либо пассажирском транспорте. При этом этот человек не должен являться членом экипажа. Пассажирские перевозки подразумевают под собой несколько вариантов перевозок:

  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • морские или речные;
  • авиаперевозки.

Пожалуй, самым распространённым видом перевозок является автомобильная перевозка. Пассажиров ежедневно перевозят на самые различные расстояния на автобусах, автомобилях, микроавтобусах. Миллионы людей каждый день используют и не могут обойтись без использования автомобильного транспорта. Доступность транспорта, его удобство и относительная дешевизна привлекает массу людей.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров?

Если водитель желает работать легально и принимает для этого все меры, то в первую очередь стоит получить разрешение на перевозку пассажиров или лицензию. Кто в основном и для каких целей получает лицензии:

  • маршрутки или маршрутные такси, которые курсируют по городу или в его окрестностях. Микроавтобусы и маршрутки обязаны получать документ, который позволяет перевозить пассажиров в количестве более 8 человек;
  • маршруты между городами – водитель на тех же основаниях, что и в первом случае, обязан получить лицензию. Но в данном случае есть оговорка: перевозка пассажиров должна осуществляться регулярно;
  • такси – популярный вид перевозок людей. Руководители организаций или же водители должны обязательно получить лицензию.

В каждом субъекте Российской Федерации могут осуществляться и устанавливаться какие-то свои правки и порядки. Поэтому в каждом отдельном случае о каких-то нюансах нужно узнавать на месте.

Для того чтобы получить необходимый документ, нужно знать в какие организации необходимо обращаться. Как правило, выдачей таких документов занимается Ространснадзор, а точнее его территориальные пункты, которые расположены в разных городах страны. Но есть такие случаи, когда выдачей занимаются муниципальные органы, которые получили право выдавать лицензии. Все решения, которые принимают уполномоченные органы, выносятся на основании законодательной базы Российской Федерации.

Условия выдачи лицензии

Для получения такого важного документа необходимо соблюдать ряд условий. Какие пункты обязательно должны соблюдаться перевозчиками?

  1. Водитель обязательно перед тем как отправиться в рейс должен пройти освидетельствование у медицинского работника. Причём работник должен иметь медицинское образование, а также получить дополнительное обучение согласно дополнительной программе. Найти такого работника достаточно легко. Если компания большая, то обычно в свой штат она включает медработника. Если же такой возможности нет, то в медицинском учреждении соискатель заключает договор, согласно которому водитель перед рейсом проходит медосвидетельствование.
  2. Автомобили должны обслуживаться технически. Для этого в помещениях, которые подготовлены, на специальном оборудовании машины готовятся и проверяются. Если организация не способна обеспечить себя таким помещением, то можно связаться со специальной фирмой и заключить договор на обслуживание.
  3. Организация, занимающаяся перевозками, должна в своём штате иметь водителей с опытом работы более 5 лет. Водители должны иметь права с категорией Д. Обязательно должна иметься медицинская справка, которая будет говорить о том, что водитель не имеет никаких отклонений для осуществления перевозки пассажиров.
  4. Должно иметься транспортное средство, на котором будет осуществляться перевозка. Этот транспорт может быть собственностью перевозчика. Не исключается возможность взятия транспорта в аренду или лизинг. Транспорт должен иметь паспорт, а также должен быть подготовлен для перевозки людей.
  5. ГЛОНАСС – такой системой нужно оборудовать транспортное средство.
  6. Транспортное средство обязательно должно отвечать тому типу перевозок, который осуществляется.

Предоставить необходимую документацию, которая будет подтверждать, что соискатель соответствует всем требованиям, которые к нему предъявляют. Если говорить о такси, то к данному способу перевозок нужно отнестись внимательно. Чаще всего муниципальные органы занимаются выдачей документа, происходит это после подачи заявления в течение 45 дней. Какие дополнительные требования существуют?

  • каждые 6 месяцев водитель или организация должна проходить технический осмотр;
  • перевозка пассажиров должна осуществляться только на автомобилях с шашечкой.

В любом случае необходимо собрать пакет документов, который требуется предъявить для получения лицензии:

  1. Необходимо написать заявление, а точнее заполнить имеющуюся форму. Сделать это можно как заранее, так непосредственно перед тем, как подаются документы. В заявлении указывают все контакты, включая номер телефона, адрес электронной почты и фактический адрес, реквизиты компании.
  2. Копию договора учредителей, устава или решения, которые должны быть заверены у нотариуса заранее.
  3. Предоставить нужно свидетельство ИНН, ОГРН и документ, свидетельствующий о внесении изменений.
  4. Документы, подтверждающие, что руководитель назначен на данную должность. Также руководитель должен предоставить свой паспорт, можно копию паспорта.
  5. Из реестра юридических лиц нужно сделать выписку, копию заверить и предъявить вместе со всеми документами.
  6. При наличии медицинского работника в штате, нужно предъявить его диплом. Если же был заключен договор со сторонней организацией, то нужно сделать копию данного договора. Напоминаем, что медработник необходим для проведения медицинского освидетельствование перед выходом в каждый рейс.
  7. Должна быть гарантирована безопасность осуществляемых перевозок, что подтверждается документами.
  8. От всех водителей, которые есть в штате, нужно потребовать медицинские справки, разрешающие заниматься перевозками, заключённые контракты на осуществление работ и документы, которые будут подтверждать наличие стажа.
  9. Все используемые автомобили должны находиться в технически исправном состоянии. Этот факт тоже необходимо подтвердить документально. Документ об успешном прохождении технического осмотра потребуется в любом случае. Если же лицензию получает служба такси, то нужны отличительные знаки: шашка, таксометр. Часто каждый регион определяет ещё и цвет машин такси.
  10. В федеральной налоговой службе нужно получить справку, в которой будет говориться о том, что нет задолженностей по налоговым сборам.
  11. Водительское удостоверение каждого водителя. Стаж водителя должен быть не менее пяти лет. Если же водитель работал таксистом, то достаточно наличия стажа в три года.
  12. Документы на каждое транспортное средство: паспорт, договор.
  13. Если технический осмотр производится в какой-либо сторонней организации, то нужно подтвердить документально.
  14. Полис ОСАГО нужно отксерокопировать.
  15. За оформление лицензии взимается государственная пошлина. Необходимо заранее её оплатить и предъявить квитанцию об оплате.
  16. Если лицензию оформляет индивидуальный предприниматель, то нужно предоставить свидетельство о государственной регистрации (копию) и выписку из ЕГРИП (копию).

Отдельно нужно сказать о том, где производится технический осмотр. Если имеются помещения у собственника, в которых машины осматривают, то это также нужно документально подтвердить:

  1. Если в собственности есть такое помещение, то нужно предъявить документы на него. Потребуется договор или же выписка из ЕГРИП.
  2. Должна иметься декларация, свидетельствующая о том, что есть собственная стоянка.
  3. Помещение должно быть технически оборудовано. На всё оборудование должны иметься документы.
  4. Состояние же самого помещения тоже должно оцениваться. Какой-либо документ или сертификат должен подтверждать, что помещение соответствует нормам.

Если планируется перевозка пассажиров автомобильным транспортом в другие страны, то есть международная перевозка, то для этого нужно получить дополнительные документы в транспортной инспекции. Данные документы должны подтверждать то, что водитель имеет право выполнять международные рейсы.

Если лицензию получают для перевозки более 8 пассажиров, то обязательно должно иметься транспортное средство, которое предназначено для такого количества людей.

Список документов в каждом отдельном случае может немного меняться. Также документы заполняются соответственно установленной форме. Если нет желания самостоятельно всё заполнять, то можно обратиться к специалистам, знающим толк в этом деле.

Когда весь комплект документов готов, необходимо направить его в Ространснадзор, в его территориальное отделение. Но не стоит рассчитывать на то, что лицензию можно получить сразу. Иногда приходится слышать отказ в получении. Случиться это может по нескольким причинам:

  • была предоставлена неверная или искажённая информация;
  • если документация не соответствует установленным требованиям и нормам;
  • если документы подавались в отделение, которое не соответствует регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Сейчас автоматизации поддаются многие процессы. Поэтому даже подача документов может осуществляться при помощи интернета через портал государственных услуг.

Стоимость получения и сроки

Обычно на рассмотрение и выдачу готового лицензионного удостоверения требуется 45 дней. Если документы были поданы через сайт Госуслуг, то 30 дней в каждой государственной инстанции будут рассматривать документы. Если лицензию нужно получить более быстро, то можно самостоятельно посетить некоторые органы. Например для крупной компании это будет выгоднее. Оформление займёт меньше времени. Также на сайте Госуслуг можно отследить, готова лицензия или же нет. Бывают случаи, когда лицензия выдаётся через одну-две недели. А иногда выдача затягивается до последнего дня.

Если есть возможность, то можно привлечь человека со стороны, который займётся оформлением. Но и стоимость получения может возрасти в зависимости от того, сколько денег возьмёт человек за свои услуги.

Что касается стандартной процедуры, то размер государственной пошлины составляет около 7500 рублей. Зачастую требуется не только первоначально получить лицензию, а просто переоформить её. Так вот если лицензию нужно просто переоформить, то размер пошлины составит 3500 рублей. А для продления срока действия документа нужно будет заплатить 750 рублей. Квитанция об оплате государственной пошлины должна обязательно входить в пакет документов.

Срок действия лицензии

Требования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта таковы, что лицензию можно получить на срок в пять лет. Когда этот срок истекает, лицензию продлевают. Если же какая-то организация перевозит пассажиров для своих нужд, то в данном случае получать лицензию и вовсе не нужно. Если же перевозить нужно не более семи человек, то и вовсе лицензирование не потребуется. И только лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек требуется обязательно.

Иногда организациям и частным лицам приходится переоформлять лицензию. В каких случаях это происходит?

  1. Произошли изменения относительно типа транспортной деятельности.
  2. Если у организации произошли изменения в названии или поменялся юридический адрес.
  3. Организационная форма поменялась.

Положительные и отрицательные стороны лицензирования пассажирских перевозок

Получение лицензии – процедура обязательная. Для заявителя она имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Для государства это, пожалуй, положительная процедура.

В первую очередь наличие лицензии помогает государству определить перевозчиков, которые нелегально занимаются такой деятельностью. Для пассажиров же наличие лицензии говорит о том, что перевозка будет осуществляться максимально безопасно. Но в тоже время никто и никогда не может гарантировать, что все нормы безопасности будут соблюдаться. Если просмотреть статистику ДТП, то можно увидеть, что человеческий фактор играет всё же большую роль. Водитель может иметь недостаточно опыта, предприятие экономит на водителях, увеличивая нагрузку, при этом происходит несоответствие отдыха и труда, что влечёт за собой дорожно-транспортные происшествия.

Для любого бизнесмена получение лицензии влечёт за собой некоторые расходы. Но при этом повышать стоимость проезда им не выгодно, это может повлечь за собой потерю клиентской базы. В любом случае, не имея лицензии, можно получить штраф, который обойдётся намного дороже, нежели получение лицензии.

Ответственность за осуществление пассажирских перевозок без лицензии

Неважно, кто получает лицензию на перевозку пассажиров — юридическое лицо, индивидуальные предприниматели или частые лица. В любом случае, перед тем как выдать документ, управление Федеральной службы обязано проверить полностью организацию на соответствие всем требованиям. Если лицензия получена, то получатель должен обязательно:

  1. Предоставлять документы, подтверждающие право заниматься перевозками. Управление может 1 раз в два года произвести плановую проверку такой организации. Если выявляют какие-либо нарушения и несоответствия, то в дальнейшем можно ждать внеплановые проверки.
  2. Перевозчик должен соблюдать установленные правила перевозок. Это вправе контролировать как Госавтоинспекция, так органы таможни, если перевозка имеет международный уровень.

Но как действовать, если лицензии нет, а перевозками организация занимается? Какие штрафы ожидают? В первую очередь нужно знать, кто же понесёт ответственность за отсутствие лицензии? Понятно, что если такой деятельностью занимается обычное частное лицо, то оно и понесёт наказание в виде штрафа. Если дело касается более крупной компании, на кого возлагается штраф? Штраф выписывается на тех лиц, которые дали своё согласие и допустили осуществление пассажирских перевозок, или же на саму организацию. Если после выписанного штрафа деятельность по перевозке пассажиров продолжает осуществляться, то при повторной проверке можно остаться без транспортного средства, его просто конфискуют.

В случае обнаружения контролирующей организацией отсутствия лицензии водитель имеет право:

  • дать своё согласие на то, что перевозка действительно осуществлялась с правонарушением, в итоге подписывает протокол и получает штраф;
  • попробовать отстоять свою правоту путём доказательства того, что пассажиров перевозит вне рамок законодательства, то есть, например, перевозит друзей, не взимая с них оплату за проезд.

Но итогом может стать то, что придётся явиться в суд, где и нужно будет отстаивать свои права. При этом нужно будет доказать свою правоту, предъявив доказательства в виде показаний тех пассажиров, которых перевозили, документов на заказ услуг туристического характера, путевого листа, который выписывает компания для водителя, где указывается цель поездки.

Кодекс об административных нарушениях гласит, что будет возложен штраф на осуществление пассажирских перевозок без лицензии. Каким может быть размер штрафа?

  1. Частное лицо, нарушившее закон, облагается штрафом в размере 50000 рублей. То же самое касается и должностных лиц.
  2. Для индивидуальных предпринимателей сумма составляет 100000 рублей.
  3. Самый большой штраф ожидает организации, которые являются юридическими лицами. Здесь сумма составляет 400000 рублей.

Если нарушение не было устранено, то при повторном выявлении несоответствия:

  1. Могут конфисковать транспортное средство, при помощи которого осуществлялась перевозка.
  2. На 90 суток компанию-перевозчика отстраняют или приостанавливают осуществление деятельности.

Какой бы ни была пассажирская перевозка, штрафы для всех видов одинаковы.

Кроме этого, могут применяться дополнительные штрафы, касающиеся перевозки пассажиров легковым транспортом (такси). Например, в такси нет табличек с правилами работы и тарифами. Такси не оборудовало систему, которая будет выдавать чеки на оказание услуг.

Заключение

Лицензия – документ, который необходим для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки. И без него достаточно сложно легально перевозить людей. Если организация или частное лицо, занимающееся перевозками попадает в ситуацию, когда лицензии нет, то в данном случае сложно оправдаться и не получить штраф как минимум.

Получение лицензии – процедура не из лёгких. Но стоит уделить этому особое внимание. Конечно, сложно одномоментно сделать так, чтобы все требования были соблюдены. К этому вопросу нужно подходить очень ответственно. Выполнив все необходимые требования, можно получить столь долгожданную лицензию.

Та как современный человек постоянно пользуется транспортом, то в некоторой степени он на какое-то время доверяет своё здоровье и свою жизнь перевозчику. При этом сам перевозчик, имея лицензию, негласно подтверждает, что готов осуществлять свою деятельность на законных основаниях и на хорошо оборудованном и технически исправном транспортном средстве. Контролирует эти взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром государство, а точнее ответственные органы.

Если же при подаче документов выяснилось, что какая-то информация недостоверна, то, скорее всего, сам перевозчик в этом виноват. Скрывать какие-то факты или предоставлять ложную информацию не стоит. В итоге можно остаться без лицензии.

Бывает так, что некоторые организации и лица, получив лицензию, начинают нарушать какие-либо рамки. Например, не проходят необходимый техосмотр, осуществляют перевозки на плохо оборудованном транспортном средстве. Если этот факт обнаружится контролирующими органами, то действие лицензии может быть приостановлено. В этом случае необходимо как можно быстрее восстановить документ. Контролирующий орган на исправление даёт ровно полгода. Как только внесены правки, нужно об этом уведомить орган, выдающий лицензии. В противном же случае лицензию могут просто приостановить.

Название документа:
Номер документа: 280
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 02 апреля 2012
Дата начала действия: 17 апреля 2012
Дата окончания действия: 01 марта 2019
Дата редакции: 22 декабря 2018

Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд ///

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)


Утратило силу с 1 марта 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года N 195
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2016, N 0001201606300023);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.09.2016, N 0001201609230007);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2017, N 0001201703230020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 года N 939 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.08.2018, N 0001201808160006) (с изменениями, внесенными ).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
С 1 января 2013 года в настоящий документ внесены изменения - пункт 4 настоящего постановления.
____________________________________________________________________

В соответствии с Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст.4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст.2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст.5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст.5552).

3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 года.

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 года N 591 .

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1064 .

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

____________________________________________________________________
Действие подпункта "ж" настоящего пункта приостановлено до 1 июля 2019 года - см. постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2018 года N 939 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 1630).
____________________________________________________________________

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ;

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" , в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924)

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е", "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым, седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" .
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924 ; в редакции, введенной в действие с 31 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2017 года N 318 .

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" , а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
(Подпункт дополнительно включен с 1 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924)

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
(Абзац дополнительно включен с 1 октября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924)

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" .

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" , размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" , с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" .

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (с изменениями на 22 декабря 2018 года) (утратило силу с 01.03.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195)

Название документа: Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (с изменениями на 22 декабря 2018 года) (утратило силу с 01.03.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195)
Номер документа: 280
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Недействующий
Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2012, ст.1793
Дата принятия: 02 апреля 2012
Дата начала действия: 17 апреля 2012
Дата окончания действия: 01 марта 2019
Дата редакции: 22 декабря 2018

После года работы над законопроектом, направленным на возвращение лицензирования автобусного транспорта и непосредственной деятельности перевозчиков - перевозки пассажиров, в систему перевозок возвращаются лицензии. Законопроект под номером 262341-7 был внесен в Государственную думу в начале сентября прошлого года. Пройдя ряд законотворческих исследований, в том числе рассмотрение проекта в трех чтениях: 24.10.2017 (Первое чтение), 5.10.2018 (Второе чтение), 12.10.2018 (Третье чтение), законопроект был окончательно принят сегодня.

Возможно, у определенного круга читателей возникнет резонный вопрос: правильно ли сделали законодатели, что вновь «навесили» на предпринимателей, занимающихся перевозками, очередное «ярмо»? Ведь опять же власти «душат» бизнес и заводят очередную бюрократическую шарманку.

Позвольте не согласиться. Просто некоторые предприниматели в упор не видят законодательных ограничителей, точнее вообще ничего не видят в погоне за деньгами. А это приводит к тому, что на линию выезжают «уставшие от жизни», полудохлые автобусы-челноки, за рулем этих автобусов сидят не менее изможденные водители, вынужденные выходить в рейс в обход всяких норм безопасности. Некоторые из них обнаглели настолько, что садятся за руль пьяными. Не верите? Посмотрите официальную статистику ГИБДД, и вы удивитесь количеству ДТП, совершенных водителями автобусов «под мухой»:

И речь здесь идет лишь о тех выявленных нарушителях, которые попали в аварию, будучи в состоянии алкогольного опьянения. А сколько пьяниц перевозит людей по стране ежедневно?!

Также не стоит забывать о том, что необходимость принятия закона о лицензировании появилась летом прошлого года после ряда крупных ДТП с участием автобусов, в том числе в Забайкальском крае, в котором всего погибло 14 человек и по факту проверок которого были выявлены множественные нарушения. А последние резонансные ДТП, о которых мы писали вчера в материале:

Там нами был представлен список крупных автокатастроф только за прошедшую неделю. Но даже его страшно читать… гибнут люди. Гибнут из-за нарушений, которых быть не должно!

Так что новый федеральный закон, инициированный Министерством транспорта, оказался как нельзя кстати. Вернее сказать, его нужно было принимать гораздо раньше, ведь о проблеме автобусных катастроф был осведомлен даже президент, чего не должно быть в принципе! Если ведомства, следящие за безопасностью на дорогах, не справляются со своими задачами, значит, они неэффективно управляются, верно? Со всеми вытекающими последствиями.

Как видно, согласно тексту ФЗ (статья 1), вводится обязательное оснащение транспортных средств тахографами, которые будут отслеживать регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, с последующей возможностью доступа должностных лиц органов государственного надзора.


Напомним, что тахограф - это , обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности .

Статья 2 ФЗ гласит, что проверки будут проводиться для выявления соблюдения юридическим лицом или ИП (индивидуальным предпринимателем) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В том числе ответственность за отсутствие лицензии. За это предполагается административный штраф согласно КоАП:

физическим лицам (водителям) - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;

должностным лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;

юридическим лицам - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей

Также возможна конфискация транспортного средства при повторном нарушении.

Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в так называемый реестр лицензий.


Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Впрочем, лицензирование коснулось не всех перевозчиков. А именно: «В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования .

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 16.10.2018 года.

Положение о лицензировании вступит в силу через 120 дней после официального опубликования закона: «В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается ».


Что касается тахографов, то статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.

С 01 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2018 №386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

8. ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

11. ПОЛУЧЕНИЕ КОПИИ ЛИЦЕНЗИИ

14. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

С 01 марта 2019 года в области автомобильного транспорта лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами за исключением перевозок, выполняемых автобусами:

Пожарной охраны;

Скорой медицинской помощи;

Полиции;

Аварийно-спасательных служб;

Военной автомобильной инспекции;

Федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

Вооруженных Сил Российской Федерации;

Войск национальной гвардии Российской Федерации;

Следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;

Без использования автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, с 01 марта 2019 года лицензию необходимо получить всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют автобусы (за исключением перечисленного выше).

Согласно Приложению №1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) автобусами являются транспортные средства категории М2 и М3.

Категория M2 , технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения , технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

27 февраля 2019 года Постановление Правительства РФ №195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее по тексту - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает следующие виды работ (услуг):

  • перевозки пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки иных лиц автобусами для собственных нужд.

Под пассажиром понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Под иными лицами понимаются физические лица, для перевозки которых, не заключаются договора гражданско-правового характера.

При получении лицензии соискатель лицензии должен вырать либо один из видов работ (услуг), либо оба вида работ (услуг).

ВНИМАНИЕ!!! Если лицензиату выдана лицензия, в которой указан только один из перечисленных видов работ (услуг), то лицензиат не имеет право осуществлять вид работ (услуг), не указанный в лицензии . Осуществление видов работ (услуг), не указанных в лицензии, будет квалифицироваться как работа без лицензии, за что предусмотрена административная ответственность статьей 14.1.2 КоАП РФ.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ИНЫХ ЛИЦ АВТОБУСАМИ

Порядок лицензирования перевозок пассажиров и иных лиц автобусами регламентируется следующими нормативно правовыми актами:

  1. Глава 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  2. Статья 6 Федерального закона от 30.10.2018 №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
  3. Статья 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  4. Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 №195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

3. СРОКИ, В ТЕЧЕНИИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее по тексту - ЮЛ и ИП), которые до 01 марта 2019 года осуществляли НЕ ИМЕЛИ лицензии

ЮЛ и ИП, которые до 01 марта 2019 года осуществляли перевозки пассажиров автобусами и ИМЕЛИ лицензии в области автомобильного транспорта, обязаны до 29.06.2019 получить лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

ВНИМАНИЕ!!! Действующие (по состоянию на 01.03.2019) лицензиаты должны ПОЛУЧИТЬ новую лицензию, а не переоформить действующую (см. раздел «Порядок предоставления лицензии»).

ЮЛ и ИП, имеющие намерения приступить после 01 марта 2019 г. к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (д о 01 марта 2019 года эта деятельность не осуществлялась ), обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления .

После 29.06.2019 ВСЕ хозяйствующие субъекты, намеревающиеся приступить к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до начала ее осуществления (в этом случае оформление лицензии осуществляется по общему порядку).

4. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Срок рассмотрения документов на предоставления лицензии 45 рабочих дней со дня принятия заявления на рассмотрение.

Получение лицензии облагается государственной пошлиной. Размеры и реквизиты уплаты госпошлины за предоставление лицензии можно найти в разделе "ГОСПОШЛИНА" настоящего сайта. За предоставление лицензии госпошлина оплачивается в ОДИНАРНОМ РАЗМЕРЕ, а НЕ за каждый автобус. Государственную пошлину должен оплатить соискатель лицензии!!!

Для получения лицензии соискатель лицензии должен предоставить следующие ДОКУМЕНТЫ :

1) заявление о предоставлении лицензии с указанием в нем реквизитов документов , указанных в пунктах 2 - 4 (форма заявления приведена в конце раздела);

2) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения (ИМЕННО ТАКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ В ПРИКАЗЕ, ПРИ ЭТОМ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИНЯТ НА РАБОТУ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ ) - в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии (ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ОБДД ПРИКЛАДЫВАТЬ НЕ НАДО ) ;

3) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), - в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с таким договором ;

4) Документы на транспортные средства:

4.1) копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии (ПТС не требуется );

4.2) копии документов, подтверждающих законное основание владения автобусами соискателя лицензии, (договора аренды, договора лизинга, документы по передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение) - в случае, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании (аренда, лизинг, оперативное управление, хозяйственное ведение ) ;

5) опись документов, указанных в пунктах 1 - 4, в 2-х экземплярах (форма описи документов приведена в конце раздела).

Копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом с указанием даты, подписи и расшифровки подписи. Н о тариальное заверение копий документов не обязательно.

ВНИМАНИЕ!!! Для ускорения процесса оформления лицензии и включения в реестр лицензий сведений об автобусах соискателю лицензии необходимо заполнить в электронном виде форму . Форму необходимо отправить на адрес электронной почты Территориального отдела Северного МУГАДН (адреса можно посмотреть ). Заполнение данной формы не означает , что документы на бумажном носителе предоставлять не надо!!! Документы для получения лицензии на бумажном носителе необходимо предоставить в любом случае.

В ходе рассмотрения заявления о предоставлении лицензии проводится внеплановая документарная проверка соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований, указанных в пункте 5 Положения о лицензировании.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

5. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОБУСАХ

Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в реестр лицензий. Включение в реестр лицензий сведений о дополнительных автобусах госпошлиной не облагается .

ВНИМАНИЕ!!! осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Для включения в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом дополнительных транспортных средствах необходимо предоставить следующие документы :

  1. заявление о включении в реестр лицензий сведений о транспортных средствах (рекомендуемая форма заявления приведена в конце раздела);
  2. копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса лицензиата;
  3. копии документов, подтверждающих законное основание владения автобусами соискателя лицензии, - в случае, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании.

Копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом с указанием даты, подписи и расшифровки подписи. Нотариальное заверение копий документов не обязательно.

ВНИМАНИЕ!!! Для ускорения процесса включения в реестр лицензий сведений об автобусах необходимо заполнить в электронном виде форму . Форму необходимо отправить на адрес электронной почты Территориального отдела Северного МУГАДН (адреса можно посмотреть ).

Основаниями для отказа во включении сведений о транспортных средствах в реестр лицензий являются:

  • наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
  • представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Заявление рассматривается в течение 3-х рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

6. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОБУСАХ

Основания для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий:

  • заявление лицензиата об исключении из реестра лицензий сведений об автобусах лицензиата (рекомендуемая форма заявления приведена в конце раздела);
  • окончание срока действия договора аренды (лизинга) автобусов лицензиата.

Решение об исключении сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность принимается в следующие сроки:

  • 3 рабочих дня - при рассмотрении заявление лицензиата об исключении из реестра лицензий сведений об автобусах лицензиата;
  • 1 рабочий день со дня окончания срока действия договоров аренды автобусов.

Исключение сведений об автобусах из реестра лицензий государственной пошлиной не облагается.

ВНИМАНИЕ!!! По истечении срока договора аренды сведения о транспортных средствах исключаются из реестра лицензий автоматически без уведомления лицензиата. Использование для осуществления лицензируемого вида деятельности автобуса, исключенного из реестра лицензий, является нарушением лицензионного требования, за что предусмотрена административная ответственность.

До истечения срока действия договора аренды лицензиату необходимо предоставить в лицензирующий орган новый договор аренды. В случае если договором аренды предусмотрена его пролонгация при отсутствии возражений от сторон по договору, лицензиату необходимо предоставить в лицензирующий орган соглашение к договору аренды о пролонгации на очередной период.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

7. ИЗМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОБУСАХ ЛИЦЕНЗИАТА, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РЕЕСТРЕ ЛИЦЕНЗИЙ

В случае изменения государственного регистрационного номера автобуса лицензиата лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня возникновения таких изменений представляет в лицензирующий орган:

1) уведомление об изменении сведений об автобусах лицензиата (рекомендуемая форма заявления приведена в конце раздела) ;

2) свидетельство о регистрации транспортного средства.

Лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий на лицензируемую деятельность в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении сведений об автобусах лицензиата с приложением документов или направляет лицензиату уведомление об отказе в изменении сведений в реестре лицензий на лицензируемую деятельность.

Внесение изменений в сведения об автобусах государственной пошлиной не облагается .

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

8. ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Основания для переоформления лицензии:

1) реорганизации юридического лица в форме преобразования;

2) изменение наименования, адреса места нахождения юридического лица;

3) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;

4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;

5) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

6) изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

7) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

8) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В случае переоформления лицензии лицензиат предоставляет следующие документы:

2) оригинал действующей лицензии;

3) опись документов, указанных в пунктах 1 - 2, в 2-х экземплярах (рекомендуемая форма описи документов приведена в конце раздела).

Переоформление лицензии облагается государственной пошлиной. Размеры и реквизиты уплаты госпошлины можно найти в разделе "ГОСПОШЛИНА" настоящего сайта.

Срок рассмотрения заявления о переоформлении лицензии до 30 рабочих дней со дня принятия заявления о переоформления лицензии к рассмотрению.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

9. ПОЛУЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О КОНКРЕТНОЙ ЛИЦЕНЗИИ

Для получения сведений о конкретной лицензии заявитель направляет заявление о предоставлении сведений о конкретной лицензии.

Получение сведений о конкретной лицензии государственной пошлиной не облагается .

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

10. ПОЛУЧЕНИЕ ДУБЛИКАТА ЛИЦЕНЗИИ

Для получения дубликата лицензии лицензиат предоставляет:

1) заявление о выдаче дубликата;

2) оригинал лицензии (в случае порчи бланка лицензии).

Получение дубликата лицензии облагается государственной пошлиной. Размеры и реквизиты уплаты госпошлины можно найти в разделе "ГОСПОШЛИНА" настоящего сайта.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

11. ПОЛУЧЕНИЕ КОПИИ ЛИЦЕНЗИИ

Для получения копии лицензии лицензиат предоставляет заявление о предоставлении копии лицензии.

Получение копии лицензии облагается государственной пошлиной. Размеры и реквизиты уплаты госпошлины можно найти в разделе "ГОСПОШЛИНА" настоящего сайта.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

12. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) прекращение деятельности юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

13. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Остнования для приостановления действия лицензии:

1) Привлечение лицензиата к административной ответственности в виде административного приостановлении деятельности за грубые нарушения лицензионных требований (ч.4 ст.14.1.2 КоАП РФ). Действие лицензии приостанавливается на срок административного приостановлении деятельности (не более 90 суток). Для досрочного возобнавления действия лицензии лицензиат должен:

- утсранить

Досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности в порядке установленном статьей 32.12 КоАП РФ.

2) Привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ). В этом случае лицензирующий орган выдает новое предписание об устранении неустраненных грубых нарушений лицензионных требований и действие лицензии приостанавливается на срок вновьвыданного предписания (ограничений по сроку приостановления нет). Для досрочного возобнавления действия лицензии лицензиат должен:

-утсранить грубые нарушения лицензионных требований;

- обратиться в лицензирующий орган с ходатайством о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа.

Лицензиат обязан устранить грубые нарушения лицензионных требований. В случае не устранения грубых нарушений лицензионных требований до окончания срока приостановлении действия лицензии лицензирующий орган обращается в Арбитражный су д с заявлением об АННУЛИРОВАНИИ лицензии!!!

14. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

А) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, сведения о которых включены в реестр лицензий (см. раздел 5 "ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СВЕДЕНИЙ ОБ АВТОБУСАХ");

Б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником , назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ИЛИ в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;

В) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ);

Г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152);

Д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы:

Прошедшие в порядке предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния (Приказ Минтранса России от 08.08.2018 № 296);

Оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, тахографами (Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36);

- оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 № 153);

Е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

Ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (до 01.01.2020 - Приказ Минтранса России от 19.04.2016 №108; после 01.01.2020 - Приказ Минтранса России от 17.05.2018 №199);

З) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата (при перевозках в международном и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов РФ);

И) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей:

Состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

Соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса России №287 от 28.09.2015);

Имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан РФ) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

К) соблюдать особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (П риказ Минтранса России №15 от 20.08.2004; статья 329 Трудового кодекса РФ);

Л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта РФ (Приказ Минтранса России№7 от 15.01.2014):

Инструктаж водителя автобуса лицензиата;

Планирование мероприятий по предупреждению ДТП;

Анализ ДТП с участием автобусов лицензиата;

Анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями ПДД;

М) проводить стажировки водителей автобусов (П риказ Минтранса России №59 от 11.03.2016, статья 328 ТК РФ);

Н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения РФ (Приказ Минздрава РФ №835н от 15.12.2014).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУПП ДЕТЕЙ:

1) Использовать автобус:

Не старше 10 лет (не применяются до 30.06.2020);

Соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров;

Допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении;

Оснащен тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС ;

Оборудован маячком желтого или оранжевого цвета.

2) Соблюдать требования к запрету движения автобуса в ночное время (с 23 часов до 6 часов). ИСКЛЮЧЕНИЯ :

Движение к ЖД вокзалам, аэропортам и от них;

Завершение перевозки (движение к конечному пункту или к месту ночлега) при незапланированной задержке;

Перевозка осуществляется на основании правового акта высших исполнительных органов государственной власти.

При перечисленных обстоятельствах двигаться можно не более 100 км !

3) обеспечить сопровождение группы детей медицинским работником (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов тремя и более автобусами);

4) Наличие у водителя автобуса:

Документа, содержащего сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность);

Копии лицензии на осуществление медицинской деятельности ИЛИ копия договора с ЮЛ или ИП, имеющими соответствующую лицензию (при междугородней перевозке продолжительностью более 12 часов 3 и более автобусами);

5) Наличие у водителя копии решения о назначении сопровождения автобусов ГИБДД (при перевозке 3 и более автобусами) ИЛИ копии уведомления об организованной перевозке группы детей (при перевозке 1 - 2 автобусами);

6) Обеспечить нумерацию автобусов и назначение старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам (при перевозках 2 и более автобусами);

7) Обеспечить наличие в каждом автобусе наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором (нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов).

15 ГРУБЫЕ НАРУШЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Нарушение лицензионных требований «А» ; «Д» ; «З» ; «И» ; «К» ; «Н» признаётся грубым если это нарушение повлекло за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

2) человеческие жертвы;

3) причинение тяжкого вреда здоровью граждан;

4) причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан;

5) причинение вреда животным, растениям, окружающей среде нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

16 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦЕНЗИАТОВ

Статья 14.1.2. КоАП РФ "Осуществление предпринимательской без лицензии"

Часть 1 Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии -

На граждан и должностных лиц - 50 000 рублей;

На индивидуальных предпринимателей - 100 000 рублей;

На юридических лиц - 400 000 рублей.

Часть 2. Повторное в течение года осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере 50 000 рублей с конфискацией ТС;

На должностных лиц - 50 000 рублей;

На индивидуальных предпринимателей - 100 000 рублей с конфискацией ТС;

На юридических лиц - 400 000 рублей с конфискацией ТС или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией -

влечет предупреждение или наложение штрафа:

На должностных лиц и ИП - 20 000 рублей;

На юридических лиц - 100 000 рублей.

Часть 4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, -

влечет наложение административного штрафа:

На должностных лиц и ИП - 75 000 рублей;

На юридических лиц - 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 19.20 КоАП РФ "Осуществление деятельности, , без специального разрешения (лицензии)"

Часть 1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , без лицензии

влечет предупреждение или наложение штрафа:

Часть 2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , без лицензии

влечет предупреждение или наложение штрафа:

На граждан в размере от 500 до 1000 руб.;

На должностных лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На ЮЛ - от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли , с грубым нарушением требований или условий лицензии

влечет наложение административного штрафа:

На должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На ЮЛ - от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2018 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".

Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования ».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

Скачать Федеральный закон № 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами "



Поделиться