Положение о лицензировании на автомобильном транспорте. Положения о лицензировании транспортных перевозок. С изменениями и дополнениями от

Добрый день, друзья.

Федеральный закон от 30.10.2018 №386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» . Регулярные автобусные и прочие маршруты, которые занимаются перевозкой пассажиров, лицензироваться не будут. Все остальные перевозчики должны будут получить соответствующую лицензию.

Выдержка из «Консультант Плюс»: «Установлено, что в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юрлицо, ИП обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности в срок, предусмотренный настоящим Федеральным законом. По истечении данного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

Предусмотрено проведение проверок должностными лицами органа государственного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий, не только транспортных средств, но и объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов).

Кроме того, данным законом закреплено, что в целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу».

У меня двоякое мнение по поводу этого закона. С одной стороны, я согласен. Я считаю, что на рынке перевозок пассажиров у нас творится бардак и требуется лицензирование. С другой стороны, я боюсь, что это выльется в переделы рынка и появится дополнительная коррупционная составляющая.

По моему мнению, если этот закон направлен на снижение аварийности на дорогах, эта цель не будет достигнута. Да, порядок в этой области нужно наводить. Но в таком случае, было бы здорово, если бы не произошло передела, и мелких перевозчиков не выбросили с рынка. Мелкие перевозчики должны остаться на рынке. Мелкие перевозчики – это не значит плохо. Мелкие перевозчики создают конкуренцию крупным. Если сейчас почистят рынок и выкинут мелких перевозчиков, цены подскочат, а качество упадет. Именно этого я опасаюсь.

Само по себе наведение порядка – это всегда хорошо. Плохо, когда в результате наведения порядка страдают все граждане РФ. Дай Бог, чтобы мои опасения не подтвердились.

Если для вас эта статья оказалась полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на мой блог. В своем блоге я анализирую законодательство, высказываю свою позицию и говорю правду.

Спасибо, удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ 27-28 ФЕВРАЛЯ

(Visited 13 times, 1 visits today)

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
"Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552).

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Положение
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280)

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2013 г., 28 июня, 14 сентября 2016 г., 21 марта 2017 г., 14 августа, 22 декабря 2018 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 4 дополнен подпунктом "к"

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е" , "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым , седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 6 дополнен подпунктом "д"

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.

При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.

Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .

Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.

Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.

Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:

Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.

Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.

Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.

Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.

Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.

Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.

Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.

Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.

Вот самые основные из них:

  • водители должны работать по трудовому договору и по подряду, они должны иметь права соответствующей категории, а также определенных стаж вождения;
  • технический и инженерный персонал должен иметь требуемые допуски;
  • регулярное прохождение медкомиссии.

Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.

Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.

Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:

  1. Копии основных учредительных документов компании или транспортной организации, заверенные нотариусом.
  2. Опись всех прилагаемых документов.
  3. Копии документов, соответствующие положению о лицензировании осуществляемого вида деятельности. Здесь не требуется нотариального заверения.

Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.

Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:

  • копии документов, которые подтверждают наличие в распоряжении помещений. Сюда можно отнести справку из ЕГРП, договор купли-продажи, бумаги, подтверждающие оформление помещения в аренду;
  • необходимы документы на используемое оборудование – договоры купли-продажи, лизинга или аренды, товарные накладные и счета-фактуры;
  • копии документов, которые будут подтверждать полное соответствие помещений и используемого оборудования установленным международным требованиям. Как правило, это сертификаты соответствия.

Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.

Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:

  1. Водительское удостоверение категории D.
  2. Трудовая книжка.
  3. Медицинская справка, подтверждающая допуск к управлению транспортным средством.

Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.

Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.

Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.

Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:

  • договоры купли-продажи или аренды автомобилей;
  • свидетельство регистрации транспортного средства;
  • копия ПТС и талона, подтверждающего прохождение технического осмотра.

Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.

Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.

Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.

При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.

Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .

Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.

В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .

Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.

Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .

Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.

На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.

Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.

Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.

Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.

Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.

Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:

  • частные водители – от 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 100 000 рублей;
  • юридические лица – 400 000 рублей.

Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.

Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.

Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.

В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.

Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:

  1. Работа, связанная с выполнением заказов на транспортных средствах – чартеры, обслуживание торжественных мероприятий. Данная деятельность осуществляется по письменному договору фрахтования.
  2. Перевозка пассажиров в количестве до 8 человек.
  3. Использование транспорта для нужд предприятия.

Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.

Заключение

Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.

В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения , и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

В Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" внесены поправки, которые теперь обязывают юрлиц и ИП приобретать лицензию для перевозки автобусами более 8 пассажиров. Не исключаются даже перевозки для собсвенных нужд компании.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению

Федеральный закон от 30 октября 2018 №386-ФЗ: требования к лицензированию перевозок

30 октября был принят Федеральный закон № 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".

Этот документ внес ряд поправок в следующие нормативно-правовые акты:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Здесь внесено определение понятия «тахограф», которым называется техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Изменен пункт 24 часть 1 статьи 12, который касается лицензирования пассажирских перевозок автобусами более 8 человек для собственных нужд:

Необходимо лицензировать деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензировать деятельность по перевозкам должны также и в тех случаях, когда перевозки осуществляются в автобусах с оборудованными местами более восьми человек по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП.

Теперь пункт 24 звучит следующим образом:

«деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования ».

Как видите, уже нет речи о перевозках для нужд компании в автобусах с оборудованными местами для пассажиров более 8 человек. То есть категория перевозчиков исключена из данной нормы.

Получить лицензию на перевозку пассажиров для собственных нужд

Изменения, которые касаются лицензирования перевозок для собственных нужд, вступят в силу с 1 марта. Поэтому до первого марта компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозки для своих нужд в автобусах более 8 пассажиров, должны получить лицензии.

Скачать Федеральный закон № 386-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами "



Поделиться