Отличие полиции от милиции. Разница между милицией и полицией. Принципы деятельности полиции

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Особенность закона «О полиции», утвержденного в среду Советом Федерации и ожидающего только подписи президента, в том, что он абсолютно ничего не меняет ни по содержанию, ни по форме работы структуры. Он заметно детальнее прописывает полномочия полицейских, их подотчетность, условия применения физической силы и спецсредств, правовое положение полицейского.

Например, много шума вызвало прямое указание в законопроекте на право беспрепятственно посещать любые организации и знакомиться там с необходимыми документами. Сделать это полицейский сможет только в рамках доследственной проверки, следствия по уголовному делу или разбирательству по делу об административном правонарушении. Но и сейчас всеми этими полномочиями милиционер уже наделен. Просто они указаны в других законах - УПК, КоАП или законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Полицейский законопроект лишь свел разбросанные по другим законам полномочия в единый перечень из 37 прав и 38 обязанностей. В действующем законе «О милиции» отражены 37 прав и 36 обязанностей.

Искать изменения в законопроекте можно разве что с лупой. Но некоторые из них все же стоит привести.

Изменение 1 . В целом закон «О полиции» отличается от действующего милицейского резким сокращением отсылочных норм. В нем представлен исчерпывающий перечень полномочий. Какие-то новые права и обязанности полиции могут возникнуть только путем включения дополнений в закон «О полиции». В большой степени исполнено пожелание президента «поднять» многие полномочия милиции из внутренних приказов, зачастую недоступных гражданам, до уровня федерального закона.

Изменение 2 . Детализирована процедура и порядок задержания. Полиции дан закрытый перечень из 13 категорий лиц, которых она получит право задерживать. Четко прописана последовательность действий после задержания. Можно будет ожидать волны жалоб на несоблюдение этих процедур в течение нескольких лет после вступления закона в силу.

Изменение 3 . Введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности - три часа с момента задержания. Цель - уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Но попытка интегрировать в российские реалии классическую обязанность американской полиции рискует остаться полумерой: ответственность за отказ дать позвонить в законе не предусмотрена. Прямое толкование нормы не предполагает звонка адвокату - если, конечно, он не близкий родственник. Введено и ограничение этого права: никаких звонков для сбежавших психбольных и пациентов, которых принудительно лечат по решению суда (в первую очередь от туберкулеза и наркомании), разыскиваемых за преступления, уклоняющихся от административного ареста, совершивших побег из-под стражи. С чем связана такая дискриминация больных, непонятно. Особенно в свете недавнего решения Конституционного суда, давшего психбольным право участвовать в судебном рассмотрении вопроса о принудительном лечении. Чем отличаются беглые от других подозреваемых, не очевидно.

Изменение 4 . Так же детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Вместо двух абзацев в действующем законе теперь этому посвящена отдельная статья из восьми пунктов. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор. Теперь к нему добавился собственник жилища и пр. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Изменение 5 . В отдельную статью выделены и прописаны все полномочия полиции по ведению баз данных россиян. Полиция остается одним из основных носителей сведений о гражданах - она ведет базы данных 23 различных категорий граждан, от иностранцев и владельцев оружия до потерпевших и имеющих водительское удостоверение. Регламентация этой функции явилась следствием принятия два года назад закона о персональных данных.

Изменение 6 . Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием. Милиционеров заставляют наизусть заучивать тексты соответствующих статей. Закон «О полиции» пошел еще дальше. Теперь написано, например, что «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Изменение 7 . Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на непонятные «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности». Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - так называемые «отсекатели», применяемые на митингах и концертах. При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Изменение 8 . Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей. Специально «под боевиков» появилось право застрелить лицо, оказывающее «вооруженное сопротивление», а также лицо, отказывающееся «выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ».

Изменение 9 . Отныне состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются президентом. Это одно из немногих положений законопроекта, снижающих уровень его юридической силы до подзаконного акта. В действующем законе «О милиции» структура - деление на местную и криминальную милицию - прямо указывается. Как будет построена система полиции, пока публике неизвестно.

Изменение 10 . Чрезвычайно много внимания в законопроекте уделено описанию принципов общественного контроля за работой полиции. Дмитрий Медведев придал этому новшеству еще большее значение, призвав на днях граждан следить за внедрением нового закона. Закон вводит мониторинг общественного мнения, отчетность полицейских начальников перед гражданами, регламентирует работу общественных советов, предусматривает общественную экспертизу нормативных актов и многое другое. Будет ли это эффективно работать, покажет время.

Влияние этого закона на бизнес нужно воспринимать в общем контексте идущей реформы МВД. Заметна она стала через полгода после прихода к власти Дмитрия Медведева. Его предложения, одобренные и введенные в действие еще до принятия закона «О полиции», имеют гораздо большее значение, чем сам закон.

Дискуссии о том, что такое милиция, и чем она отличается от полиции, немало лет продолжаются в постсоветских странах.

Вооруженный народ

Под словом «милиция» во многих странах мира с древних времен называют обычно добровольческие вооруженные формирования. Их создают для поддержания общественного порядка, отражения вооруженного нападения на страну. Членами таких формирований обычно являются представители местного населения. В состав армии и правоохранительных органов они не входят. По минованию надобности обычно расформировываются. Известно, что на Западе существовали монашеские ордена, которые носили название «Милиция Христова «.

В Российской империи милиция было, начиная с XVIII века. По указу Петра I были сформированы милицейские отряды, получившие название «ландмилиция «. Они предназначались для защиты от набегов соседей в разных регионах империи и существовали до 1796 года. Позже в некоторых пограничных областях была создана постоянная милиция из местного населения для охраны и обеспечения порядка в чрезвычайных обстоятельствах.

В период войн с Наполеоном в начале следующего века милицией называли отряды добровольцев, действовавших против неприятеля. Во время Великой французской революции после ликвидации в столице префектуры полиции добровольцы национальной гвардии стали заниматься обеспечением безопасности граждан и наведением порядка на улицах города.

Государевы люди

Понятие «полиция» появилось в Европе в средние века. К началу XIX века с ним связывали обязанности монархов по обеспечению порядка в обществе, соблюдению уголовных законов. Полиция в современном понимании была создана в Англии и обеспечивала выполнение своих функций в Лондоне и других городах. Само это слово в переводе означает государство-город. Это система органов и служб государства, призванных обеспечить в нем общественный порядок.

Их функции различны в разных странах. Главными являются профилактика, выявление, пресечение и раскрытие правонарушений, в первую очередь, наказуемых в уголовном порядке. Полицейские службы:

  • Поддерживают порядок в общественных местах.
  • Раскрывают преступления и их предупреждают.
  • Занимаются охраной различных объектов.
  • Регулируют дорожное движение.
  • Выполняют задачи по админнадзору и контролю.
  • Исполняют различные решения органов государства.
  • Могут выполнять иные функции, связанные с обеспечением порядка в обществе.

Должностные лица полиции имеют предоставленные государством полномочия использовать принуждение для воздействия на нарушителей, вести среди граждан работу по предупреждению правонарушений.

Полиция может создаваться по централизованному принципу и объединяться в одном ведомстве государства. Может действовать в структуре различных государственных служб. Обычно полицией занимается министерство внутренних дел, иногда юстиции. Бывают специализированные обособленные ведомства. Нередко наряду с полицией существуют вооруженные подразделения, выполняющие функции, связанные с обеспечением порядка, предотвращением массовых беспорядков и пр. К ним могут относиться жандармерия, национальная гвардия и т.п.

Милиция в СССР и после

В России в 1917 году после ликвидации в стране департамента полиции была создана милиция для охраны порядка. Она подчинялась органам местной власти, которые отвечали за ее формирование, материально-техническое обеспечение. Со временем пришло понимание неэффективности добровольческой системы обеспечения правопорядка. Милиция стала профессиональной.

В СССР милиция была в составе МВД. Ее деятельность регулировалась основным и специальными законами, международными соглашениями и подзаконными документами.

В ней было два блока. Один занимался общественной безопасностью, другой преступностью. Первый обеспечивал охрану собственности, выявление, профилактику и пресечение уголовно и административно наказуемых деяний, розыск лиц, раскрытие некоторых преступлений. Для этого службы такой милиции обеспечивали:

  1. Деятельность участковых уполномоченных.
  2. Проведение дознания.
  3. Несение патрульно-постовой службы.
  4. Предупреждение правонарушений несовершеннолетними.
  5. Борьбу с нарушениями при производстве и реализации потребительских товаров.
  6. Контроль исполнения законодательства об админнарушениях.
  7. Безопасность движения на дорогах.
  8. Вневедомственную охрану.

Для реализации этих и других задач создавались специальные подразделения.

В сферу криминального блока входили предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, большой общественной опасности. Криминальная милиция разыскивала лиц, которые скрываются от правоохранительных органов, и без вести пропавших. Функцией такой милиции является борьба с организованной преступностью и некоторые другие. Оба вида милиции являлись органами дознания. В их структуре могли создаваться специальные подразделения, охранявшие особо важные объекты и объекты режимного характера.

Эти и другие функции, по сути, были полицейскими. В связи с этим и другими обстоятельствами в 90-х годах предпринимались попытки переименования милиции в полицию по примеру большинства стран мира. Однако этому препятствовали политические соображения. В XXI веке в большинстве стран СНГ произошли преобразования милиции в полицию.

Есть ли разница

Исторически милицией было принято называть представителей вооруженного народа , который добровольно на время объединяется для защиты от внешних и внутренних врагов.

Полиция представляет собой специально подготовленных служащих государства , которые обеспечивают выполнение его функций в сфере общественной безопасности и порядка. Полицейские в установленном порядке отбираются на работу, проходят специальную подготовку. Службу они проходят в определенном порядке. Имеют специальные звания, установленные государством привилегии и пр.

Между милицией, существовавшей в советские времена, и полицией принципиальной разницы нет. Их главная задача – обеспечить правопорядок. В советском обществе наименование полицейских структур милицией объясняется исключительно идеологическими мотивами.

В Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia - «ополчение, войско», от miles - «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция - это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia - государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

ПОЛИЦИЯ (от гр. politeia городская администрация) ― в капиталистических странах ― особые административные органы, располагающие вооружёнными отрядами, охраняющие буржуазный строй и его порядок; буржуазное государство, опираясь на полицию, осуществляет реакционную власть антидемократическими, противонародными методами разнузданного произвола. Полиции (полицейским, полицаям) характерен грубый произвол, взяточничество, шпионаж, провокации и силовой террор. Власть трудящихся в СССР уничтожила полицию как орудие охраны интересов эксплуататорских классов.

МИЛИЦИЯ (от лат. militia военная служба) ― 1) народное ополчение; народные вооружённые силы, состоящие в мирное время из небольшого числа (по сравнению с кадровой армией) военных специалистов, под руководством которых призванные на кратковременные сборы проходят обучение военному делу; 2) в СССР ― орган в составе Министерства внутренних дел. Основными задачами милиции являлись: поддержание порядка внутри страны, охрана общественной безопасности, охрана социалистической собственности от воров и расхитителей, охрана личной безопасности граждан и их собственности, а также борьба с преступностью.

К тому же большинство служащих этого органа ― милиционеров ― в процессе постперестроечной реставрации капитализма поддались капиталистической «заточке» и обрели характер полицейских (полицаев), по причине чего в 2011 году название этого органа было приведено в соответствие с его характером и главной задачей МВД ― полиция.

В отличие от слова «милиция», слово «полиция» сигнализирует об “элитаризации” полицейского сословия ― обособлении его от прочей толпы посредством предоставления некоторых потребительских привилегий (в сравнении с нищим большинством населения страны) и некоторого приближения к правящей “элите” посредством предоставления расширенных прав (по умолчанию ― расширенной вседозволенности). За это, если сказать словами из фильма «Кин-Дза-Дза», полицай-йацилоп должен бескомпромиссно отлавливать нарушителей злонравных законов ― титлан (титулованных, т.е. чиновников) и пацаков (т.е. прочих кацапов, нетитулованных) ― и тащить их в суд, защищающий жизнеустройство по злонравным законам от добронравного и иного произвола.

Вся ситуация в гротескной форме показана в фильме «Кин-Дза-Дза».

Что делать? ― Для начала освоить теорию ― материалы Концепции общественной безопасности. «Без теории нам смерть», ― И. Сталин.



Поделиться