Как оплачивают транспортный налог жители сельской местности. Налоговые льготы в сельской местности Жилье воспитателям в сельской местности

Перечень льготников закреплен законами на федеральном и краевом уровнях.

На федеральные льготы ЖКХ имеют право:

Региональными законами возможно включить в перечень:

  • ветеранов труда;
  • матерей-одиночек;
  • чернобыльцев;
  • работников тыла во время ВОВ;
  • лиц, состоящих в штате бюджетных учреждений;
  • другие категории слабозащищенных слоев общества (малоимущие и т.д.).

Размер скидки по квартплате будит так же устанавливаться местными властями.


Отдельным правом на скидки ЖКХ в селе пользуются специалисты, занятые общественной работой.
Это педагоги, врачи, социальные работники и т. д. Для людей, работающих по данным специальностям существуют специальные краевые программы поддержки, в том числе, в виде субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Государственная помощь в оплате услуг ЖКХ

Суть государственной поддержки заключается в предоставлении ежемесячной компенсации на расходы по квартплате.

Четкого размера компенсации за ЖКУ не оговорено. Решение принимают региональные власти.

Например в большинстве районов страны льгота на коммунальные услуги педагогам доходит до 100% от потраченных средств, но в рамках норм потребления ЖКУ на одного человека, установленных в регионе. Размеры компенсаций для прочих льготных категорий сельских жителей, могут достигать 50%.

Льготы распространены на следующие услуги:

  • электричество;
  • отопительные материалы и их доставка;
  • центральное отопление;
  • водоснабжение и водоотведение.

Льготы за коммунальные услуги в сельской местности медработникам и педагогам

Особая категория льготников в селе, это учителя и медицинские работники. Предоставление льгот специалистам села регулируется законами No 122-ФЗ и другими законодательными актами на федеральном, региональном и местном уровнях.

В 2017 году, предусмотрена льгота педагогам на селе по оплате коммунальных услуг в 100% (ст. 55 ФЗ об образовании).

Медработники получают скидку по оплате коммунальных услуг в размере от 50 до 100 % либо фиксированную доплату 1200 рублей (порядок No121Н/39н).

Условия получения коммунальных льгот сельским учителям и медработникам зависят от правил, действующих в регионе.

Льготы педагогам по коммунальным услугам в сельской местности предоставляются на основании предоставленных квитанций. При расчете учитываются нормы потребления коммунальных услуг, нормы жилой площади на одного человека и количество членов семьи заявителя. Коммунальные льготы медикам на селе рассчитываются аналогично.

Важно! Сумма компенсации не может превышать суммы, потраченной на ЖКУ, и может быть предоставлена только на одно жилое помещение.

Как получить?

Как оформить коммунальные льготы сельским учителям за коммунальные услуги? Если человек имеет право на льготы, необходимо собрать соответствующие документы и обратиться с заявлением в отделение социальной защиты либо МФЦ.

Заявление можно написать от руки. Образец заполнения заявителю должен предоставить специалист по месту приема документов.

В шапке заявления указывается наименование органа, куда продается обращение, а так же данные заявителя.

В теле заявления следует озвучить просьбу о предоставлении льгот с указанием оснований для их получения. В конце перечисляются приложенные документы.

Основной перечень документов выглядит следующим образом:

  1. паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Свидетельство о праве пользования жильем, включающее сведения о его площади.
  4. Заверенная копия трудовой книжки.
  5. Справка с места работы (для пенсионеров достаточно только трудовой книги).
  6. Справка о составе семьи.
  7. Документ, подтверждающий право на льготу (в зависимости от вида льготной программы, предварительно нужно уточнить у специалиста соц. защиты).
  8. Квитанции об оплате коммунальных услуг.
  9. Если речь идет о возмещении расходов по затратам на твердое топливо (дрова и т.д.), то документы, подтверждающие его оплату и доставку.
  10. Платежные реквизиты заявителя (номер счета, сберкнижки).

Документы рассматриваются в течение месяца, после чего заявитель уведомляется в письменной форме о применении к нему льгот.

Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются сроком на один год. Далее документы нужно подавать заново.

Льготы по ЖКХ в сельской местности учителям и медикам оплачивает работодатель. В этом случае в отдел кадров либо бухгалтерию вместе с заявлением следует предоставить:


Все остальные копии документов должны храниться в отделе кадров. Требовать их повторного предоставления работодатель не имеет права.

Приостановление выплат

Средства на субсидии по компенсации ЖКУ выделяются из бюджетов различных уровней и органы соц. защиты строго следят за тем, чтобы средства были направлены по их целевому назначению.

Приостановить уже оформленную выплату до истечения срока действия могут в следующих случаях:

  1. у получателя субсидии сложилась задолженность по ЖКУ больше двух месяцев.
  2. Гражданин не проинформировал соц защиту о смене работы, места жительства, изменении состава семьи.
  3. Субсидии могут лишить, если выяснится, что получатель намеренно искажал сведения, влияющие на ее размер.

Законом предусмотрен срок 30 дней для временной приостановки субсидирования . ПО истечению которого, выясняются причины не предоставления или искажения сведений.

В случае наличия уважительных причин, таких как, нахождение на лечении, смерть близких родственников, задержка оплаты труда, предоставление субсидии возобновляется. Если таковых причин не выявлено, субсидия отменяется до конца срока ее предоставления, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.

Конечно, озолотиться на льготах по оплате ЖКУ не получится, но поддержать семейный бюджет такая выплата способна. Поэтому следует со всей ответственностью отнестись к документам, дающим право на получение льгот по оплате коммунальных услуг.

Педагогические работники работают на перспективу нашей страны. Они воспитывают будущих тружеников, начальников, ученых и артистов. Поэтому государство предоставляет этим людям множество преференций.

Льготы учителям довольно разнообразны. Одни предназначены только для горожан, другие - для сельских педагогов, третьи являются общими.

Давайте разберемся, на какие выплаты из бюджета преподаватели могут рассчитывать в 2019 году.

Законодательные обоснования

Основные права, обязанности и льготы педагогических работников образовательных учреждений регулируются Федеральным законом «Об образовании в РФ».

В частности, в документе описано, какие льготы предусмотрены для учителей в городе, в селе.

Перечислим основные моменты:

  1. Надбавка к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника. Размер надбавки регулируется локальными нормативными актами.
  2. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени. В соответствии с приказом Минобрнауки № 1601 вплоть до 20 часов для учителей - логопедов и дефектологов.
  3. Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (не реже одного раза в три года).
  4. Удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск. Его размер может составлять до 56 дней для отдельных категорий работников, например для профессорско-преподавательского состава в вузах и ссузах (Постановление Правительства от 14.05. 2015 № 466);
  5. Длительный дополнительный отпуск сроком до года не реже, чем один раз в десять лет непрерывной педагогической деятельности
  6. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости после 25 лет осуществления педагогической деятельности;
  7. Предоставление нуждающимся педагогическим работникам жилых помещений вне очереди в рамках договора социального найма.
  8. Установлено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для педагогов, работающих в селах и поселках. В соответствии с Постановлением Правительства от 26.10.2013 года, её сумма составляет 1200 рублей. Финансирование осуществляется из федерального или регионального бюджета, в зависимости от принадлежности образовательной организации, в которой работает педагог. Регионы могут увеличивать указанную сумму по своему усмотрению.
  9. Установлены гарантии и компенсации для педагогов, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации.
Законодатель оставил возможность регионам устанавливать собственные льготы педагогическим работникам. В частности для привлечения выпускников СПО и ВУЗов к педагогической деятельности. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.

На государственном уровне не предусмотрено каких либо льгот или особых условий ипотечного кредитования для приобретение жилья работниками образовательных учреждений. Но многие региональные власти установили свои особые условия для такой категории граждан. В частности, в Московской области существует программа, по которой учителю оплачивается 100% стоимости приобретаемого жилья, гражданину остаётся выплатить начисленные проценты за 10 лет. Такая программа осуществляется при поддержке АИЖК. В Пермском крае нуждающимся работникам образовательных учреждений деревней и сел предоставляется дом с приусадебным участком. В Ростовской области сельским учителям компенсируется 100% услуг ЖКХ.

Преференции молодым специалистам


Для привлечения в школу молодежи государством разработан ряд мероприятий.

Так, выпускник ВУЗ а имеет возможность и в городе, и в селе, получить подъемные:

  • в случае трудоустройства в течение 3-х месяцев;
  • при предоставлении «красного» диплома (повышенный оклад, если не было перерыва между окончанием обучения и началом преподавания);
  • заключения трудового договора более, чем на три года.

Специалист, переводящийся в село, может претендовать на такие льготы:

  1. Подъемные - единоразовая выплата. Размер определяется региональным правительством.
  2. Повышение оклада на срок до 3 лет.
  3. Премия по итогам трех лет успешной работы.
  4. Бесплатный проезд в общественном транспорте.
Вышеуказанные преференции определяются местными нормативно-правовыми актами. Необходимо обратиться в администрацию района.

Льготы по зарплате

Начисления преподавателей состоят из базовой и стимулирующей частей. Первая зависит от нагрузки и квалификации.

Вторая включает в себя выплаты:

  • за специальный режим деятельности;
  • за классное руководство;
  • химикам - за вредные условия;
  • дополнительную нагрузку в специализированных группах и классах;
  • за проверку тетрадей;
  • материальную помощь.

Как можно получить льготы в России

Большинство преференций и дополнительных начислений регулируется местным законодательством. Подробности его следует искать на официальном сайте правительства региона.

Чтобы получить любой вид выплат, кроме услуг ЖКХ, необходимо обратиться в администрацию района с заявлением. Его составляют в письменной форме.

Специалистам, проживающим в сельской местности, положена ежемесячная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия.

Так, согласно Закону Хабаровского края № 286 от 25 ноября 2009 года данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). При этом они должны работать в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства.

У них также должно быть профессиональное образование, а в отношении социальных работников, работников культуры и искусства — среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Кому положено

Эта льгота предоставляется как работающим специалистам, так и вышедшим на пенсию, а также нетрудоспособным членам их семей.

Тем, кто вышел на пенсию, выплата продолжается при условии, что они вышли на пенсию непосредственно по окончанию работы в должности специалиста, замещали ее не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением и при этом проработали в сельской местности не менее 10 лет. Еще одно условие — вышедшие на пенсию специалисты должны по-прежнему проживать в сельской местности.

Свои условия есть и для нетрудоспособных членов семьи работающих специалистов и вышедших на пенсию. На льготу могут рассчитывать дети до 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; а также члены семьи специалиста (родитель или супруг), занятые уходом за ребенком, не достигшим возраста 14 лет.

Причем за нетрудоспособными членами семьи сохраняется право на данную льготу и после смерти умершего специалиста, в том числе если он уже был пенсионером.

Для назначения ежемесячной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг сельским специалистам важна и продолжительность рабочего времени. Согласно законодательству они должны быть заняты выполнением профессиональных обязанностей не менее 75 процентов нормы рабочего времени. Или не менее 50 процентов нормы рабочего времени — если такая норма предусмотрена штатным расписанием.

Сколько выплачивают

Выплата устанавливается в твердом размере и зависит от численности семьи, степени благоустроенности жилья и источника получения тепловой энергии — централизованная энергосистема, муниципальные и ведомственные котельные.

В многоквартирных домах, отапливаемых централизованной энергосистемой:

  • на одиноко проживающего — 1746,07 руб.;
  • в семье из двух человек — 1247,20 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1110 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

В многоквартирных домах, отапливаемых муниципальными или ведомственными котельными:

  • на одиноко проживающего — 2494,39 руб.;
  • в семье из двух человек — 1658,77 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1571,47 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

В индивидуальных жилых домах:

  • на одиноко проживающего — 1384,39 руб.;
  • в семье из двух человек — 1085,06 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1035,17 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

Кроме того, установлено увеличение размера ЕДВ на 5 процентов для следующих категорий:

  • одиноко проживающих специалистов и пенсионеров;
  • семей из двух человек, если оба являются пенсионерами по старости;
  • семей, в которых специалист или пенсионер проживает совместно с находящимся на его иждивении несовершеннолетним ребенком; инвалидом; членом семьи в возрасте до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения (за исключением организации дополнительного образования).

Когда выплачивают

Выплата осуществляется за текущий месяц и производится по выбору специалиста сельской местности — на лицевой счет в банке или в почтовом отделении.

Необходимые документы:

  • паспорт, удостоверяющий гражданство Российской Федерации и место жительства;
  • справка о составе семьи — членами семьи являются зарегистрированные совместно по месту жительства;
  • трудовая книжка;
  • свидетельства о рождении детей, справку из учебного заведения, что ребенок обучается по очной форме.

Куда обращаться:

За назначением выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг специалист сельской местности обращается:

В центр социальной поддержки населения по месту жительства.

В Хабаровском районе: с.Тополево, ул.Школьная, 4-а. Тел. 49-61-46.

В многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В Хабаровском районе: c.Тополево, ул.Школьная, 4-а. Тел. 8-800-100-42-12.

По интернету — через портал госуслуг:

www.uslugi27.ru — Портал государственных и муниципальных услуг Хабаровского края;

www.gosuslugi.ru — Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Незаконно полученную выплату придется вернуть государству

Внимание! Обязательно и незамедлительно сообщайте в Центр социальной поддержки об изменениях в семье, которые ведут к отмене выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг или изменению его суммы. Изменения подтверждайте документально.

Это может быть смена места жительства, изменение состава семьи, увольнение с работы. Если вы своевременно не известите соцподдержку о перемене обстоятельств и продолжите получать выплату, это будет нарушением законодательства. Излишне полученные средства придется вернуть — добровольно или через суд.

В соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. №274 -ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится следующим категориям граждан, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области:

1) врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005года, при условии дальнейшего совместного проживания;

2) педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры;

3) социальным работникам государственной системы социальных служб Ростовской области и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих отдельные социальные услуги населению в пределах переданных муниципальным образованиям в Ростовской области государственных полномочий;

4) руководителям и специалистам, в том числе киномеханикам, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, включая музеи, библиотекарям государственных областных и муниципальных образовательных учреждений;

5) специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

6) пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в пунктах 1-5, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.

Гражданам из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 работавшим и проживавшим в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, выплачивается денежная компенсация за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии:

1) работающим гражданам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2004 годах;

2) пенсионерам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах. Данная мера социальной поддержки предоставляется за период фактического проживания в указанные годы в Ростовской области.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

Компенсации производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.

В случае увольнения граждан, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с 1 числа месяца следующего за месяцем увольнения.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 534 суммы ежемесячных денежных выплат, излишне выплаченные гражданам, подлежат удержанию из сумм последующих выплат, а при прекращении выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы УСЗН в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для оформления мер социальной поддержки

1.Заявление;

2.Справка с места жительства о составе семьи;

3.Паспорта (подлинник, копия страниц Ф.И.О., прописка и семейное положение);

4.Свидетельства о рождении детей с ксерокопиями;

5.Пенсионные страховые свидетельства (всех прописанных), пенсионное удостоверение (для пенсионеров) с ксерокопиями;

6.Для работающих сельских специалистов справка с номером приказа о принятии на работу и списки сотрудников, имеющих право на предоставление мер соц. поддержки, для пенсионеров трудовая книжка с ксерокопией;

7.Для членов семьи, имеющих право на льготы - свидетельства о рождении детей и свидетельство о браке (разводе) с ксерокопиями;

8.Квитанции по оплате услуг ЖКХ (с копиями лицевых счетов за последний месяц);

9.Документы, подтверждающие размер общей площади жилья с копией;

10.Сберкнижка с ксерокопией.

Законом субъекта РФ устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций. Возможность применения указанных льгот будет обусловлена отсутствием задолженности по налогам и сборам, а также необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда. Правомерно ли установление различий в ограничениях по использованию льготы в зависимости от размера заработной платы в различных местностях - в городе и на селе?


Налоговые льготы по региональным налогам, а также основания и порядок их применения могут определяться законами субъектов РФ о налогах, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении налога на имущество организаций (далее также - налог на имущество) соответствующее положение закреплено в п. 2 ст. 372 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из указанных норм, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться не только льготы по региональными налогам, но и основания их применения. По смыслу этих положений основания применения льгот по налогам предполагают наличие определенных обстоятельств, ограничивающих использование этих льгот налогоплательщиками, то есть, по существу, наличие тех или иных ограничений в применении таких льгот.

Заметим, что ограничение возможности применения льгот по налогу на имущество отдельными категориями налогоплательщиков необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше (не ниже) определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда, достаточно распространено при установлении льгот по этому налогу законами субъектов РФ - например, п. 4 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", ст. 4 Закона Кировской области от 27.11.2003 N209-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области", п. 2 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций", ст. 3.1 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций"; Законом Чувашской Республики от 22.06.2015 N 27 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 38), дополнена п. п. 4, 5, вступающими в силу с 01.01.2016., и также содержащими соответствующие положения.
Таким образом, органы власти субъекта РФ обладают полномочиями в том числе по установлению ограничений в использовании льгот по налогу на имущество. При этом основания, порядок и условия применения льгот не могут быть индивидуальными, то есть должны относиться к определенной категории налогоплательщиков.

При установлении льгот по налогам, в том числе по налогу на имущество организаций, оснований, порядка и условий применения этих льгот должны учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 3 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Пунктом 2 той же статьи определено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Рассматривая вопросы, связанные с применением названных законодательных положений, суды подчеркивают, в частности, что льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным. Предоставление льготы определенному кругу налогоплательщиков само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лиц, которым данная льгота не предоставлена, и не должно влиять на оценку правомерности ее применения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 N Ф03-1061/13). Установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки и не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные ограничения, ставить отдельные категории налогоплательщиков в худшее положение по сравнению с другими категориями, то есть нарушать принцип равенства в налогообложении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А26-6754/04-25, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2005 N А47-1009/2004АК-31).

Ряд правовых позиций по вопросам установления льгот по налогам, условий и порядка их применения сформулировал Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П отмечается, что конституционный принцип равенства, на котором должно быть основано нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, применительно к сфере налогообложения означает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Вместе с тем такое регулирование должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает в том числе достаточную свободу законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения.
Понятие равенства применительно к налогообложению детализируется в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, в котором указано, что равенство в налогообложении, понимаемое прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения, означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Вместе с тем, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Из всего сказанного следует, что понятие равенства, отсутствия дискриминации применительно к установлению конкретных льгот по налогу и условий (ограничений) их использования налогоплательщиками имеет в значительной мере субъективный и оценочный характер. С нашей точки зрения, установление законом субъекта РФ ограничений в использовании налоговой льготы как таковое не противоречит законодательству, поскольку оно не имеет индивидуального характера (относится к определенным категориям налогоплательщиков, а не к отдельным лицам). Что же касается дифференциации таких ограничений в зависимости от характера деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, представляется, что она может иметь место, если наличие такой дифференциации обусловлено объективными характеристиками таких категорий и она не приводит к предоставлению определенной категории налогоплательщиков необоснованных преимуществ по сравнению с другими.

Объективные различия в характеристиках категорий налогоплательщиков в зависимости от места их деятельности (сельская местность или города) могут быть связаны в том числе с различным уровнем средней заработной платы в городских и в сельских поселениях. С этой точки зрения различия в размере среднемесячной заработной платы, начисление которой является условием применения налоговых льгот по налогу на имущество, в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщиков (городская или сельская местность), на наш взгляд, само по себе не приводит к нарушению принципа равенства в налогообложении, созданию необоснованных преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков или к несоблюдению иных принципов установления налогов и сборов.

Обратимся к приведенному ранее примеру. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.1 Закона N 38, упоминаемого выше, налоговые льготы, установленные этим Законом и предлагаемые к установлению, подлежат обязательной оценке социально-экономической эффективности. Внесение на рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики проектов законов Чувашской Республики об установлении налоговых льгот без оценки их социально-экономической эффективности не допускается.

Отметим, что понятия социальной и экономической эффективности раскрыты в ряде законов субъектов РФ об оценке эффективности налоговых льгот. Например, социальная эффективность - это социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения (Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3022/654-IV-ОЗ). А в ст. 4 Закона Красноярского края от 09.04.2015 N 8-3324 "Об оценке эффективности налоговых льгот" под социальной эффективностью предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимаются, в частности, создание благоприятных условий для деятельности организаций, использующих труд граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки. Этим целям, на наш взгляд, не противоречит и возможное установление более низкого критерия по заработной плате для организаций, ведущих деятельность в сельской местности.

Поэтому мы полагаем, что установление упоминаемых в рассматриваемом случае ограничений в использовании льготы по налогу на имущество не вступает в явное противоречие с положениями ст. 3 НК РФ. Однако окончательный ответ на этот вопрос может быть дан только по результатам судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации и анализа положений закона субъекта РФ, которым вводятся указанные ограничения.



Поделиться