Как можно бороться с коррупцией. Я узнал о коррупции на работе. Что делать и куда обращаться? Методы борьбы с коррупцией

Регенерация коррупции и другие её хвосты...

Ох и лют наш народ, когда дело касается её, родимой. Даже самые нежные и добрые женщины, готовые прощать грешки молодости и забывать греховные причуды старости, в отношении коррупционеров превращаются в валькирий и требуют возрождения средневековой инквизиции со всеми её пыточными атрибутами и затейливыми наказаниями.

Не будем же проходить мимо этого уродливого явления. Копнём поглубже. Начнём, пожалуй, с размерчика.

1) Где заканчивается благодарность и начинается коррупция? Рубль, это коррупция? А 100 ? А 1000? А «куры, млеко, яйки» от благодарного сельского населения? А цветы и конфеты на эту сумму от не менее благодарного – городского? Где та тонкая грань, исчисляемая в куриных яйцах или чайных розах, которая отделяет вежливое «спасибо» от преступной деятельности?

А дружеские посиделки в хорошем заведении за счёт благодарного обывателя – это коррупция? Если да, то с какой конкретно рюмки? А издание книги, которую никто не читал? А цикл лекций, которые никто не слушал? Жизнь – она ведь такая разнообразная и очень часто – труднооценимая в любой валюте... Сколько стоит, например, услуга в обмен на тёплое и непыльное место для тёщи в правлении банка? Для председателя Совета Банка – ничего не стоит. Стало быть, и услуга – не коррупция ? Или всё-таки коррупция? Или всё зависит от размера банка и размера оклада? Или, смотря чья тёща? Им что теперь, вообще нигде нельзя работать, если семье не повезло – зять пошёл в чиновники?

2) Коррупция имеет устойчивый стереотип и ассоциируется с государственным чиновником, совершающим противозаконные действия в обмен на материальную выгоду, получаемую втихаря и мимо кассы. Т.е. коррупция – это когда обязательно государственный чиновник. Стоп... А всегда ли государственный? А в частном секторе что, коррупции не бывает, примерно такой, как в этом забавном стишке из жизни поставщиков-покупателей а-ля Остер:

Или это не коррупция? А если нет, то тогда что? А если «да», тогда при чём тут государство? Как квалифицировать действия частного лица, работающего на частную компанию и слегка так мотивированного в пользу одного из участников тендера? Что противозаконного в выборе одного из множества? Или всё же это коррупция? Ну, вот как только присутствует материальная мотивация, так сразу – швах и клеймо на лоб.

Ок. Тогда я и в каждой конкретной семье с ходу найду коррупционеров. «Если будешь себя хорошо вести, папа купит тебе мороженое!» – вы это куда отнесёте? Мелочь? Хорошо, а покупка BMW-кабриолета «Если хорошо закончишь школу»? Все коррупционные признаки налицо, и размерчик впечатляющий... Ничего незаконного, говорите?

3) Все ли взятки даются для того, чтобы чиновник сделал что-то незаконное? Не приходилось ли Вам лично коррумпировать госслужащих как раз для того, чтобы всё было именно так, как предписывает закон? Никогда-никогда? Тогда вы счастливый человек! А то тут недавно такой скандал был – министр здравоохранения дико возмущался, что его подчинённые принимают частные подношения.

Причём в выступлении министра было особо подчёркнуто, что платят врачам из-под полы как раз за то, что они скрупулёзно выполняют свои должностные обязанности. И этот факт очень возмущает министра... А вас лично возмущает моральная и материальная поддержка врачей населением? Или возмущает, но не вся? Возмущает, но не всех, а только тех которые… фу-у-у-у, как тяжело жить…

4) Повысить контроль – усилить репрессии… Это стандартные предложения, поднимаемые на щит в качестве панацеи при борьбе с коррупцией . При этом инициаторы репрессий не замечают, что с контролем вообще как-то неудобно получается. Жизнь показала, что после коррупции наибольший доход приносит борьба с ней, и даже набирает популярность новая профессия: борец с борцами с коррупцией .

Кому предоставить больше полномочий для контроля? Чьими руками усиливать репрессии? Руками того самого полковника, у которого обнаружили 8 млрд.? Страшно даже представить, что будет, если дойдут до генералов! Правильно делают, что их не трогают. Простым репортажем о результатах обыска можно запросто обрушить мировые финансовые рынки….

Так что же это за штуковина такая загадочная – эта коррупция , перед которой пасуют даже те, кто по долгу службы должны её пресекать?

Цитата из Федерального закона РФ «О противодействии коррупции…». Статья 2 (понятие) «Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие материальных и иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, путём использования своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путём противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ…»

Как бы политкорректнее прокомментировать эту цитату… Скажу так: пока Федеральный закон РФ будет определять коррупцию именно так, а не иначе, в России всё будет так же, как у остального «цивилизованного человечества».

Европейская комиссия в феврале 2014 обнародовала первый в своей истории доклад о борьбе с коррупцией. Приводимые в нём данные можно охарактеризовать только нецензурно. Цитата из речи члена Европейской комиссии Сесилии Мальмстрём , представлявшей доклад о борьбе с коррупцией:

«По имеющимся оценкам, коррупция обходится Европейскому союзу в 120 миллиардов евро ежегодно. Это сумма, сопоставимая с годовым бюджетом ЕС. Наш доклад показывает, что уровень коррупции в разных странах ЕС неодинаков. Но он также демонстрирует, что она затронула весь Евросоюз. Зон, полностью свободных от коррупции, в Европе нет…»

Одновременно с докладом Евробарометром опубликованы данные социологического опроса на ту же тему. Согласно его результатам, 76% жителей Евросоюза полагают, что коррупция в их обществе широко распространена, а 56% согласны с утверждением, что в стране, где они живут, уровень коррупции за последние три года вырос.

При таких внушительных размерах и глобальности проблемы фокус борьбы с ней разочаровывает. Конкретно – проблема взяточничества, которая, как повышенная температура во время болезни, скорее является симптомом , а не причиной. Все охочи до войны с симптомами. А как доходит до войны с причинами, так на фронте борьбы с коррупцией сразу начинаются братания и хороводы.

Я уже задавал читателям приватные вопросы: «Что они считают причиной взяточничества?» и получил обескураживающий ответ: «Причиной взяточничества является то, что в чиновники идёт всякая сволочь!»

Вот так вот, коротко и со вкусом. Все чиновники – сволочи – всех расстрелять. Бакунин и Кропоткин нервно курят в сторонке... И это не точка зрения одиноких маргиналов. Это очень популярная, хоть и популистская тема. Опасность этой точки зрения в том, что она отвлекает внимание от реальной проблемы и реальной коррупции, где взяточничество – как повышенная температура при болезни – симптом , но никак не сама болезнь .

Будем бороться с коррупцией всеми имеющимися словами!

Давайте посмотрим максимально беспристрастно на работу чиновников, и попробуем ответить на вопрос, который я рискну называть ключевым: как их продвижение по службе, зарплата, а также риск быть уволенным, связан с удовлетворением потребностей граждан, ради которых они трудятся?

Можем ставить вопрос и не так кардинально: за что будет ругать и за что будет хвалить чиновника вышестоящее руководство – за невыполнение требований граждан или за невыполнение своих собственных требований? Если система настроена под первый вариант, сообщите, пожалуйста! Очень хочу своими глазами взглянуть на это чудо. Потому что во всём остальном подлунном мире пока господствует система №2:

Чиновники всех уровней получают преференции за исполнение приказов непосредственного начальника, а не запросов тех, чьими «слугами» они вроде как являются. Их работа заключается в точном исполнении спущенных сверху инструкций, текст которых, как правило – тайна за семью печатями. И совсем уж тайна – измеряемые, гласные и социально приемлемые критерии качества работы чиновника. Причём, акцент я делаю на словах «измеряемые и гласные».

Ежедневно оценивает результат работы чиновников (раздаёт выговоры и награждает) опять же не народ, а вышестоящие начальники, интересы которого могут отличаться от народных диаметрально. Сколько бы ни получил выгоды гражданин, например, от скорейшего согласования какого-либо разрешения, чиновник, от которого зависит оформление этого документа, а следовательно, и получение результата, никаким образом не поощряется за ожидаемый гражданином результат. Легально не поощряется . Ни морально, ни материально.

В ещё более сложное положение попадают обе стороны, когда необходимо отреагировать на живую инициативу, которая по своей новизне никак не регулируется существующими нормативными актами. Здесь чиновник вообще вынужден исполнять работу, которая не только не стимулируется возможностью приобщения к выгодам гражданина, но и даже не предусмотрена его должностными инструкциями.

Всё это ведёт к тому, что на границе «живой» инициативы и «мёртвого» бюрократического аппарата неизбежно возникает нестыковка, торможение, которое препятствует реализации этой инициативы, но никак не отражается на положении чиновника. У инициативы есть мотив – получение какой-то выгоды конкретным гражданином. Мотивация частного лица быстрее «крутить педали» ясна – от этого зависят размер и оперативность извлечения выгоды. А мотивация бюрократа содействовать частной инициативе? А никакой!

У субъектов сферы живой гражданской инициативы возникает естественная потребность так отрегулировать отношения с чиновниками, чтобы они хотя бы не препятствовали, а лучше – содействовали реализации планов граждан. Так как государство никак не стимулирует усилия чиновника , то это стимулирование становится предметом непосредственных отношений между чиновником и гражданином.

И мы можем образцово-показательно казнить сто-пятьсот коррупционеров (в Китае-Корее так и делают), но у нас ничего не изменится, так как сложившаяся система отношений сама генерирует потребность во взяточничестве. Более того, она делает взятки единственным средством обратной связи граждан с чиновниками.

Коррупция – от лат. corruptio – подкуп, порча, растление , продажность, разложение. И система государственного НЕстимулирования чиновников образцово-показательно растлевает, портит и растлевает всех участников процесса, причём с обеих сторон. Чиновник не прочь быть мотивированным. Гражданин сам стремится устранить недостатки безмотивационной системы и по-своему поощряет того бюрократа, от которого зависит хотя бы скорость принятия нужного решения.

Слом системы безответственности и безынициативности возможен только при замене её системой легального материального стимулирования чиновника за получение нужного гражданам результата. И весь вопрос только в том, какой результат будет считаться социально-приемлемым.

Например, есть такой министр развития, доход которого, логично, должен бы зависеть от количества созданных новых рабочих мест. Создал в этом месяце одно рабочее место – вот тебе зарплата – один рубль. Два рабочих места – два рубля… И не надо человеку мешать становиться миллионером…

Можно спуститься с министерского олимпа и поговорить, например, про доходы учителей, которым посоветовали идти в предприниматели… Они растят-учат – воспитывают налогоплательщиков? Вот и пусть их доходы зависят от налогов, которые платят в бюджет выращенные ими ученики. Чем квалифицированнее выпускники, чем выше их зарплаты, тем больше налоги на их личные доходы (НДФЛ). Больше НДФЛ – выше доход выучивших и воспитавших его педагогов.

А для полицейских и врачей более чем подходит страховая система формирования доходов, которой можно посвятить вообще отдельный спич, настолько она элегантно увязывает в одно целое здоровье и безопасность граждан с доходом соответствующих служащих. При наличии такой увязки не заржавеет и за социально-одобряемой инициативой чиновников, которые, как окажется, умеют работать и результативно и оперативно.

И сразу же выйдет на первый план совсем другая проблема , в соответствии с которой беда начинается не тогда, когда чиновники воруют и берут взятки , а когда они больше ничего не умеют , кроме как воровать и брать взятки…

Объём написанного, не позволяет, к сожалению, затронуть логичный следующий вопрос: «Они что там, наверху, этого не понимают? А если понимают, почему ничего не делают? Они что там, враги?»

Отвечаю сразу:

1) Да, видят.

2) Нет, не враги и даже скажу больше – не те пчёлы, которые против мёда, потому что мёда там и без взяток хватает…

Просто, кроме благородных намерений, существуют ещё и обстоятельства, диктуемые руководителю действующей системой, которые не видны снизу, но весьма ощутимы, как только сам садишься за рычаги управления.

Если будет на то желание читателей – не только посвятим этой проблеме отдельную главу нашего совместного с вами исследования, но даже ответим на животрепещущий вопрос «Доколе?», без которого все остальные ответы вообще не имеют смысла.

«Император Обама». Коррупция на Капитолийском холме

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Об этом рассуждает председатель правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова.

О коррупции в России говорят все. Ею пронизана вся наша жизнь, начиная с поборов на дорогах и заканчивая рейдерскими захватами крупного бизнеса. Что нужно делать, чтобы победить ее? Об этом наш корреспондент побеседовал с председателем правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Еленой Панфиловой.

АРЕСТЫ ПОД ФАНФАРЫ

– Елена Анатольевна, с чем связано увеличение числа новостей об арестах высокопоставленных лиц? Стала лучше работать прокуратура?

– Во-первых, у нас много коррупции. Золотовалютные запасы тают на глазах, а люди тащат как обычно. И соответственно выставлен определенный «маяк», что надо как-то немножко поджаться. Далее. Наша правоохранительная система научилась собирать доказательную базу даже по крупным делам. Крупные дела очень труднодоказуемы. Это же надо иметь значительное количество следователей с экономическим образованием, которые могут докопаться до истины. Это непросто. Все говорят: «Ой, это на поверхности!» Но для суда это непросто. МВД, Следственный комитет и прокуратура научились все это собирать сколько-нибудь приличным образом.

11 апреля исполнился год национальному плану по противодействию коррупции. Указ был подписан президентом Владимиром Путиным. Для очень многих людей во власти это очень важный документ. Он отмеряет их жизнь. И очень многим надо отчитаться, что они делают. И наконец, арестованные лишились той или иной крыши, они оказались как бы не защищены до этого существовавшими внутрикорпоративными системами защиты. Все это присутствует в той или иной части.

– На ваш взгляд, какие случаи коррупции в России самые вопиющие?

– Конечно, потряс Восточный. Он оказался в перечне тех, где люди не побоялись тащить средства. Когда смотришь на такие флагманские, большие, инфраструктурные проекты, это, конечно, поражает. И даже не объемами. А с точки зрения того, насколько наглость лишила людей чувства самосохранения. Хотя, может быть, и пронесет. Мы же не знаем, чем закончится история. Может, скажут потом: «Деньги мыши поели». Все эти дела не закончены. У нас есть – и это очень важно отметить – очень много арестов под фанфары и возбуждение дел под фанфары. А дальше пропадает медийный интерес, и параллельно с ним дело начинает уплывать, заканчивается не всегда тем, чем должно, с моей точки зрения. Очень важно помнить: бурный арест и бурное разоблачение не означают автоматически серьезного наказания, к сожалению. Скандал. А нам нужны системные изменения.

КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ ОДИНАКОВЫ

– Откуда получаете информацию о фактах коррупции?

– Информацию мы получаем исключительно из двух источников. Мы умеем работать с открытыми данными так, что вытаскиваем из них то, что нужно порой искать. У нас есть декларатор, у нас есть методики работы. У нас есть приемные. Люди, которые не могут до нас добраться, могут с нами общаться. Нам крайне важно не просто сообщить какой-то факт: ой, вот тут украли! Важно «законопатить ту дырку», чтобы в нее не пролез следующий.

– Чиновники успешно зарабатывают. Сферы известны! Схемы известны! По одинаковым схемам работает большинство руководителей в разных структурах. Почему же государственные деньги уплывают безвозвратно?

– Никто никогда в нашей стране этим системно не занимался. Оценка коррупционных рисков возникла в апреле прошлого года. Не было у чиновников такой обязанности. Мы очень надеемся, что будет. Это президент принял указ в апреле прошлого года. Маленькая строчка. Самые ужасные и плохо ловимые коррупционные риски – это в стадии производства услуги и акта принятия. Потому что тут чиновники обладают фантастическими возможностями получить «свое». Нужны правила. Многие чиновники привыкли как рыба в воде плавать в своих возможностях. А нам надо этих «рыб» остановить.

– Известно, что в Госдуму направлен законопроект о внесении в УК состава преступления «Хищение бюджетных средств» с наказанием в виде лишения свободы на 10-25 лет. Ваш прогноз: примут?

– Прогноза у меня нет никакого. Как минимум законопроект рассматривается. Разговоры идут. Но непонятно, в какую сторону это может сработать. Принимая меры, надо автоматически параллельно что-то делать с нашей системой.

– Какую практику противодействия коррупции, какие наработки вы лично переняли бы у зарубежных стран?

– Все, что сейчас существует, отталкивается от норм Конвенции ООН против коррупции. Есть три вещи, которые в конвенции имеются, в зарубежном опыте имеются, а у нас нет – буксуют. У нас делами занимаются и прокуратура, и ФСБ, и ФАС, и Счетная палата. А все должно быть единым. Затем очень существенно – защита заявителя. Заявитель о коррупции – это не свидетель. Это чиновник, бизнесмен, журналист, который узнал о противоправном поведении какого-либо чиновника. Государство обязано защитить их правовой статус на период расследования. Потому что могут быть злоупотребления. На период расследования такой человек должен быть защищен от увольнения и, самое главное, от обратного уголовного правового преследования. Потому что самая распространенная в нашей стране ситуация, когда человек что-то сообщил, но те, кто против него, начинают на него что-то искать. Находят компромат. Увольняют. Заводят фиктивные дела. Обвиняют во всех тяжких. Этого не должно быть. И наконец, декларирование конфликта интересов в двух разных структурах. Вообще неправильно и коррупционно иметь аффилированные структуры. То регулирование, которое сейчас есть, слабо, беззубо. Максимум увольнение за утрату доверия. Эти люди тут же всплывают на других должностях. В других странах есть сильные институты. Вот это и нужно позаимствовать. Во-первых, судебная система должна быть третьей властью, для которой главным должно быть верховенство законов, а прокуратура – орган независимого надзора. Во-вторых, должны быть разные СМИ. Они создают некое информационное поле, откуда вырастают отечественная журналистика, дебаты и т.д. В-третьих, необходимо и гражданское общество, не построенное в колонны НКО, а у нас же все замуровано государственными общественными организациями, общественными палатами, и низовая инициатива закатывается в асфальт. И наконец, рыночная экономика. Там, где конкурентный бизнес, чиновник играет очень маленькую роль. Ему не так нужно давать взятки. И самое главное – реальная политическая конкуренция. Она очень нужна, чтобы коррупция не мешала нам жить там, где мы живем.

ЛОВУШКИ ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ

– Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией.

– Коррупции много. И это сильно пугает. Потому что сегодня это орел или решка, поймают – не поймают. Строгость наказания должна быть, но значительно важнее строгости неотвратимость. Если будет неотвратимость наказания, все коррупционеры будут зарабатывать срок, скажем, пять – семь лет с конфискацией. Поверьте, это сработает более эффективно, чем смертная казнь.

– Ваш алгоритм борьбы с коррупцией?

– Предотвращать. То есть мы расставляем ловушки: декларирование доходов, имущества, конфликты интересов, внутренний контроль, оценки коррупционных рисков, регулирование закупок. Треть мы предотвратили. Мы им расставили такую сеть, что лучше не лезть туда. Все регулируется так, что человек думает: «Не полезу, иначе попадусь». А уже оставшуюся треть надо выявлять.

– Премьер-министр подписал постановление, согласно которому руководителям акционерных обществ, которыми государство владеет лишь частично, разрешено сведения о доходах не публиковать… Ваш комментарий по этому поводу?..

– Это неправильно. Чем Кириенко, глава Росатома, хуже Сечина? Доходы в бюджет они приносят, как я понимаю, одинаковые, важны для экономики страны одинаково. Почему госкорпорация будет публиковать, а госкомпания не будет публиковать? И там и там – коммерческая деятельность. И там и там – большие международные контракты. Каждый человек, который распоряжается хотя бы копейкой бюджетных денег, должен контролироваться. А когда у нас: хочу – публикую, не хочу – не публикую. По закону они должны публиковаться. В марте публикуют. А в апреле уже не публикуют. Все это указывает на то, что кого-то это очень сильно беспокоит и раздражает. Что означает только одно: людям есть что скрывать. На самом деле лучше бы они этого не делали. Потому что если они хотели хоть каким-то намеком сообщить обществу, что им есть что скрывать, лучше они придумать не могли. Лучше бы они публиковали. Пускай бы там 57 миллионов. Мы бы пережили. Ну поохали, поахали. Ой, 7 домов! Две яхты! И что? Неделя шума. Ну и забыли. То, что они сделали, самое неумное, что можно сделать вообще.

Беседовала Елена Половцева

Фото РИА «НОВОСТИ»

ДОСЬЕ

Елена Панфилова родилась в Москве 18 декабря 1967 года. В 1989 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1997 г. окончила политологический факультет Дипломатической академии МИД России. В 2000 г. основала и возглавила российское отделение Международной организации по противодействию коррупции. Преподает в ВШЭ.

Цикл лекций, дискуссий и мастерских, посвящённых борьбе с коррупцией, который продлится до июня 2017 года. Эксперты будут разбираться, почему Россия занимает первые местах в мировых рэнкингах коррупции, как с этим бороться и помогут ли в этом независимые антикоррупционные расследования. Первую лекцию цикла 27 октября прочитала вице-президент Transparency International Елена Панфилова. «Секрет» посетил это выступление и публикует его главные тезисы.

О коррупции в России

Некоторые российские политики пытаются преуменьшить проблему коррупции. Вице-премьер Игорь Шувалов во время выступления на сочинском форуме «Валдай» раскритиковал главу правительства Дмитрия Медведева за то, что тот, будучи президентом, привлёк слишком много внимания к этой теме. Лучший ответ Шувалову сформулировал ещё Альберт Эйнштейн. Учёный считал: когда речь идёт о вопросах правды и справедливости, не существует разницы между маленькими и большими проблемами. И те, кто не воспринимает правду серьёзно в маленьких вопросах, не имеют права рассчитывать на доверие в вопросах больших.

Коррупция убивает. Об этом не любят говорить. Ну домик у него, ну яхта, ну и что? Он же никого не убил. А вот откуда мы это знаем? Откуда мы знаем, что на яхту не пошли деньги, которых не хватило кому-то на кардиостимулятор или на хорошую дорогу и из-за этого кто-то разбился. Откуда мы знаем, что там нет средств, которых не хватило на хороший бетон для той казармы, которая рухнула в Омске? 17 человек погибло. И когда говорят, что коррупция белая и пушистая, как плесень, вот скажите это мамам этих молодых ребят.

Коррупция бывает разная. Есть бытовая коррупция. И тут в целом понятно, что делать. Надо ловить взяточников. Понятно, что делать и с административной коррупцией. Надо снижать, к примеру, давление на бизнес: это все знают и когда хотят - умеют. Это показал кризис 2008 года. Тогда взяли и поменяли законодательство про администрирование бизнеса - и пошли деньги в экономику.

Но по-прежнему нет ответа, что делать с коррупцией высших должностных лиц. Исторических примеров, когда правоохранительная система возбудила дела на действующих президентов, премьеров, председателей Верховного суда, - таких случаев практически нет. Там же не на чем ловить. Там не дают конвертами. Там не монетарная коррупция, а злоупотребление влиянием, сложные системы перевода электронных денег, торговля должностями, фаворитизм, кумовство. Многие коррупционеры повязаны родственными связями. Коррупция в России - это цепочка взаимной лояльности по принципу «я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

О возможности борьбы

Коррупция порождает убеждение, что нет и не должно быть верховенства закона. Люди неизбежно попадают в конфликтные ситуации. Чтобы каждый раз не начиналась гражданская война, обществу нужна уверенность, что не всё покупается и продаётся.

Коррупция убивает качество жизни людей. Как физически, так и на уровне доверия. Если человек настороженно относится к врачу или полицейскому, о каком качестве жизни вообще может идти речь?

Коррупция крадёт средства. В коррумпированном государстве разворовываются средства на устойчивое развитие в будущем. А топтаться на месте - это худший сценарий для страны. Стабильность - это начало конца. После неё начинается увядание, гниение и разложение.

Когда люди видят, что законы по борьбе с коррупцией приняты, все говорят правильные слова, но при этом ничего не меняется, возникает кризис доверия, который подрывает общественную мораль. Общество начинает распадаться, фрагментироваться, граждане перестают доверять сначала государству, потом общественным организациям, потом журналистам, потом друг другу. И страна может называться условно страной, но общества в ней нет. Если начал бороться с коррупцией, это нельзя бросать, потому что цинизм порождает новый виток социальных вызовов и потрясений, которые приводят к очень тяжёлым конфликтам и последствиям.

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно

Ловить упырей - провести расследование, поймать и вытащить на свет за ушко - это увлекательно. Но настоящая антикоррупция - это построение системы предотвращения взяточничества, казнокрадства, потому что упыри, как тараканы, быстро самовоспроизводятся. Если её не построить, то можно бесконечно бегать за ними с тапком.

О гражданском самосознании

Люди ценностно совершенствуются быстрее, чем государство осознаёт их способность к этому развитию. Во многих странах мира власти погрязли в так называемой Realpolitik (курс на политику силы, основанную на реальности, а не на представлениях идеалистов о том, какой она должна быть. - Прим. «Секрета»). Там есть место выгоде, но нет места ценностям. А когда они вступают в противоречие друг с другом, люди начинают совершать порой алогичные поступки. В Европе государства пытаются отгородиться от мигрантов высокими заборами, а в ответ их граждане стараются накормить всех прибывших беженцев домашней едой. Так правда и справедливость вдруг превращаются из абстрактных понятий в орудия борьбы.

Общество начинает понимать, что одним из основных антикоррупционных инструментов является осознанная гражданственность. Когда человек осознаёт себя не просто жителем территории, который платит налоги, потребляет товары и услуги, а ещё и определяет себя как гражданина. И не раз в пять лет, когда ему дают бюллетень, а живёт с этой мыслью каждый день. Сейчас мы действительно видим кратный рост количества людей, которые начинают заниматься общественным контролем. Отсюда же и гражданская антикоррупция. Эти процессы здорово пугают устоявшиеся заскорузлые и неработающие институциональные элементы государственной машины, в том числе машины антикоррупционной.

В нашей стране законодательство по борьбе с коррупцией - одно из самых неплохих в мире, но на бумаге. Проблема заключается в правоприменении. Законы, сколько бы их ни приняли, сами по себе с коррупцией не борются. К ним должны прилагаться руки. Исключительно институциональный подход здесь не работает.

О значении независимых расследований

Власть всегда закрывала глаза на общество, но теперь у граждан есть козырь - данные. К примеру, «панамское досье», а до него люксембургское, и швейцарское, и множество других публикаций изменили мир антикоррупции. Их делали ценностно-ориентированные гражданские активисты, журналисты, общественные организации, потому что впервые в истории появились новые технологии, которые дают возможность этим заниматься.

После публикации «панамского досье» всего через несколько дней Россия присоединилась к системе автоматического обмена новой информацией. То есть общественное расследование подтолкнуло государство сделать то, чего оно само не хотело. Власть поняла, что опаздывает, что граждане знают больше, чем она.

Мы близки к созданию глобальной базы доходов и имущества публичных должностных лиц. Не сегодня, может быть, через год, два, три, пять. Технологии позволяют, а значит, это обязательно произойдёт. Тогда каждый сможет узнать достоверную информацию о всех вкладах, домах и яхтах любого российского чиновника, о его офшорных богатствах.

Никто никогда не занимается коррупцией просто так. Всегда в конце есть либо имущество, либо финансы. Открытые данные стали осознанно использоваться обществом в качестве инструмента влияния на властные структуры. В этом и есть будущее борьбы с коррупцией.

Фотография на обложке: предоставлена пресс-службой Transparency International - R

Проблема коррупции по-прежнему актуальна для России — по оценке специалистов, размер ущерба, причиненного национальной экономике действиями, связанными с взяточничеством и отмыванием денег, только в этом году . Правительство продолжает проводить антикоррупционную политику — за 9 месяцев 2013 года в суд было передано на 21% больше коррупционных дел, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличилось и число обвиняемых в преступлениях такого рода, если раньше их количество составляло 8 тысяч человек, то на сегодняшний день цифра выросла до 10 тысяч, заявила депутат Госдумы Ирина Яровая.

По данным правоохранительных органов, размер средней взятки в России составляет 10 тысяч долларов. Зампред комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Савенков обрисовал «собирательный» портрет типичного взяточника следующим образом: «Это человек с высшим образованием, у него достаточно сильная команда адвокатов, у него широкие связи, у него большой административный ресурс, как правило, он не работает один, а у него есть группа сподвижников».

Между тем, по данным национального антикоррупционного комитета (НАК) 90% коррупционных дел связаны с выполнением госзакупок, государственными, региональными и муниципальными фондами и распределением бюджетов. Оставшиеся 10% приходятся на бытовую коррупцию, то есть на ситуации, с которыми может столкнуться каждый россиянин. Например, ваш ребенок не может поступить в институт, а вам очень хочется дать сыну или дочери высшее образование. Или врач отказывается продлять больничный лист, но вы понимаете, что выходить на работу еще рано. И случаи, когда доктор или сотрудник учебного заведения предлагают решить вопрос с помощью взятки, далеко не редки. Однако не стоит забывать, что дача взятки так же, как и ее получение уголовно наказуема. Взяткодателям грозит штраф до девяностократной суммы взятки или тюремный срок до двенадцати лет со штрафом до семидесятикратной суммы «вознаграждения».

АиФ.ru рассказывает, как себя вести и куда обращаться, если у вас требуют взятку:

1 . Если вам намекают, что ваш вопрос может быть решен только при помощи взятки, используйте свои лучшие психологические качества - ведите себя осторожно и не давайте четкого ответа, согласны ли вы на предложение взяточника.

2. Постарайтесь «разговорить» потенциального взяточника, чтобы он сообщил как можно больше условий - размер ожидаемого вознаграждения, способы и место передачи и денег.

3. Для того чтобы вы успели обратиться в правоохранительные органы необходимо уговорить мздоимца перенести разговор о выборе удобного места и времени для передачи взятки до вашей следующей встречи. В таком случае у полиции будет реальная возможность поймать преступника с поличным.

4. По фактам вымогательства следует обращаться в следующие правоохранительные органы:

  • подразделения внутренних дел (местное отделение полиции или отдел по борьбе с экономическими преступлениями);
  • прокуратуру;
  • отдел федеральной безопасности.

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.



Поделиться