Кафка цитаты. Цитаты франца кафки. Франц Кафка: цитаты о жизни

3 июля 1883 года в Праге родился один из будущих выдающихся немецкоязычных писателей XX века – Франц Кафка. При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы, вскоре признанные уникальным явлением в мировой литературе.

Цитаты Франца Кафки

Движение лишает нас возможности созерцания. Наш кругозор сужается. Сами того не замечая, мы теряем голову, не теряя жизни.

Это лирика: гладить мир, вместо того чтобы хватать его... Это еще не искусство. Это выражение впечатлений и чувств — робкое ощупывание мира. Глаза еще мечтательно прикрыты. Но со временем это проходит, а ищущая вслепую рука, возможно, отдернется, словно коснувшись огня. Но все это лишь слова. Искусство всегда дело всей личности. Потому оно в основе своей трагично.

В первый миг испуга нам лезет в голову всякий вздор, но стоит немного подумать — и все становится на свои места.

Эстетически наслаждаться бытием можно, только смиренно живя по законам нравственности.

Чем шире разливается половодье, тем более мелкой и мутной становится вода. Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии. Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.

Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое.

Между настоящим чувством и его описанием проложена, как доска, предпосылка, лишенная всяких связей.

Обычное — уже само по себе чудо! Я только записываю его. Возможно, что я немного подсвечиваю вещи, как осветитель на полу затемненной сцене. Но это неверно! В действительности сцена совсем не затемнена. Она полна дневного света. Потому люди зажмуривают глаза и видят так мало.

Истина — то, что нужно каждому человеку для жизни и что тем не менее он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать ее из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь.

В большинстве своем люди вовсе не злы. Люди поступают плохо и навлекают на себя вину потому, что говорят и действуют, не представляя себе последствий своих слов и поступков. Они лунатики, а не злодеи.

Случайностями называют стечение событий, причинность которых неизвестна. Но без причинности нет мира. Поэтому случайности существуют не в мире, а только в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Они — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.

Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть.

Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.

Судорожная веселость гораздо грустнее, чем открыто выраженная грусть.

Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

Франц Кафка — один из самых странных, необычных и шокирующих своими работами писатель 20 века. Из-за сложной и тяжелой жизни Кафка постоянно пытался идти против общества. К сожалению, его работы обрели популярность только после его смерти. Цитаты Франца Кафки достаточно резкие, но заставляют о многом задуматься.

Кто уходит, того нетрудно любить.

«У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу».

«Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге».

«Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать».

«Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное».

«Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь».

«Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему».

«Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе».

«Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему».

«Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка».

«Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие».

«Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать».

«Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей».


«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично».

«Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями».

«Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги».

«Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца».

«Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)».

«Первый признак начала познания - желание умереть».

«Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

«Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл».

1. Кто уходит, того нетрудно любить.

2. Ты слишком много ищешь помощи у других. Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая?

3. Объем работы вовсе не определяет степень важности дела.

4. Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.

5. Общение с людьми совращает к самоанализу.

6. ...бывают случаи, когда приговор можно вдруг услыхать неожиданно, от кого угодно, когда угодно.

7. Сил человеческих хватает до известного предела; кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?

8. Не обращай ни на кого внимания, делай, как считаешь правильным.

9. Относительно легко доверять кому-нибудь, если за ним следишь или хотя бы имеешь возможность следить; можно даже доверять издали...

10. Вероятность, что всё потеряно, еще невероятней самой невероятной вероятности!

11. И это не значит, что ты ко всему привык, нельзя так отупеть, чтобы ко всему привыкнуть.

12. Только не останавливаться на полдороге, это самое бессмысленное не только в делах, но и вообще всегда и везде.

13. Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь.

14. До чего самоубийственно бывает счастье!

15. Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

16. Вина сама притягивает к себе правосудие.

17. Кажется, я опять хотел подписаться "Твой"? Нет ничего лживее такой подписи. Нет, свой и вечно только себе преданный, вот кто я такой и с таким собой должен пытаться сжиться.

18. Сегодня вечером от скуки три раза подряд мыл руки в ванной.

19. Волнениями процесс не выиграешь.

20. Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему.

21. Его неудержимо влекло искать новых встреч и знакомств, но всякое новое знакомство лишь усугубляло усталость.

22.
– Странно, – сказала фройляйн Бюрстнер, – странно, что мне приходится запрещать вам именно то, что вы сами должны были бы запретить себе.

23. "Будь я посторонним человеком, наблюдавшим за мной и за течением моей жизни , я должен был бы сказать, что все должно окончиться безрезультатно, растратиться в беспрестанных сомнениях, изобретательных лишь в самоистязании. Но, как лицо заинтересованное, я - живу надеждой."

24. Грех всегда приходит открыто и ощущается сразу. Он уходит на своих корнях, и его не нужно вырывать.

25. Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.

26. «Кто процесс допускает, тот его проигрывает».

27. .. я устал, ничего не знаю и хотел бы лишь уткнуться лицом в твои колени, чувствовать на волосах твою руку и остаться так навеки.

28. От этого раннего вставания, - подумал он, - можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться.

29. Я словно из камня, я словно надгробный памятник себе, нет даже щелки для сомнения или веры, для любви или отвращения, для отваги или страха перед чем-то определенным или вообще, - живет лишь шаткая надежда; бесплодная, как надписи на надгробиях.

30. Ты слишком много ищешь помощи у других.... Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая?

31. "Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил"

32. Даже ночной мотылек, жалкое насекомое, с наступлением дня ищет тихое местечко, где бы распластаться и замереть, мечтая вовсе исчезнуть и страдая оттого, что исчезнуть невозможно.

33. Всегда свободный человек выше связанного.

34.
- Скажи: разве не кажется тебе, что она какая-то особенно умная?
- Мне кажется, что она какая-то особенно несчастная.

35. Общение с людьми совращает к самоанализу.

36. Всё - фантазия: семья, служба, друзья, улица; всё - фантазия, более далёкая или более близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьёшься головой о стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей.

37. Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое.

38. Жениться, создать семью, принять всех рождающихся детей, сохранить их в этом неустойчивом мире и даже повести вперед – это, по моему убеждению, самое большое благо, которое дано человеку. То, что, казалось бы, многим это удается легко, не может служить возражением, ибо, во–первых, на самом деле удается не многим, во–вторых – эти немногие большей частью не «добиваются», а просто это «случается» с ними; правда, оно не то «самое большое» благо, но все же нечто очень важное и очень почетное (в особенности потому, что здесь нельзя полностью отделить «добиваются» от «случается»).

39. Сказать, что ты покинула меня, было бы очень несправедливо, но то, что я покинут, порой страшно покинут, - это правда.

40. Презрение полиции куда лучше ее внимательности.

41. Не слышно было, чтобы дверь захлопнулась – наверно, они так и оставили ее открытой, как то бывает в квартирах, где произошло большое несчастье.

42. Напали на человека в кровати, да еще ждут, что он будет во фраке!

43.
- Но когда же вы спите?
- Да уж, сплю! Спать я буду, когда завершу образование. А пока пью черный кофе.

45. Когда я после некоторого перерыва снова начинаю писать, я словно вытягиваю каждое слово из пустоты.

46. "Поступай как знаешь. По мне ты вольна делать что хочешь. Ты совершеннолетняя. Разве я могу тебе советовать?" И все это с неприятной, хриплой нотой гнева и полнейшего осуждения, от которой я теперь только потому дрожу меньше, чем в детстве, что безграничное чувство детской вины частично заменилось пониманием нашей обоюдной беспомощности.

47. "Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам:они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты"

48. Чиновники - народ образованный, но односторонний, по своей специальности каждый из одного слова может вывести целый ряд мыслей, но ему можно часами объяснять то, что касается другого отдела, и он будет только вежливо кивать головой, но не поймёт ни слова.

49. Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

50.Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.

51. Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников?

52. Если то, что будто бы уничтожилось в раю, поддавалось уничтожению, значит, решающего значения оно не имело; а если не поддавалось, то, значит, мы живем в ложной вере.

53. В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

54. От спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния.

55. Но ведь всегда думаешь, что переможешь болезнь на ногах.

56. Я только тогда пугаюсь опасности, когда считаю нужным.

57. ...несведущий человек действует смелей...несведущему человеку все кажется возможным.

58. Клетка пошла искать птицу.

59. Ну почему, почему я человек, со всеми муками этого неяснейшего и ужасно ответственного состояния. Почему я, к примеру, не счастливый шкаф в твоей комнате, который прямо смотрит на тебя, когда ты сидишь в кресле либо за письменным столом, или лежишь на диване, или спишь.Почему я не шкаф?

60. Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

61. Когда тебе в душу вонзается меч, твоя задача: смотреть спокойно, не кровоточить, принимать холод меча с холодностью камня. И благодаря этому удару стать после него неуязвимым.

62.
- Очень мило, - произнесла наконец Клара, но Карл понимал: мир ещё не изобрел формулу вежливости, чтобы благодарить за такую безобразную игру.

63. Все на свете имеет отношение к суду.

64. Конечно, каждый может называть себя крупным, если ему заблагорассудится

65. Иногда оковы лучше свободы.

66. Вы же знаете, служащим всегда известно больше, чем начальству.

67. Никто из живущих в одиночестве не отвечает за свои вечера. Ведь многого боишься. Боишься, что в один прекрасный день исчезнет твоя телесность, что люди и на самом деле таковы, какими кажутся в сумерках, что не сможешь ходить без палочки, что, может быть, следовало бы пойти в церковь и помолиться в голос, чтобы на тебя посмотрели и ты обрел тело.

68. Я попытаюсь постепенно составить список того, что во мне бесспорно, затем – вероятно, потом – возможно и т. д. Бесспорна во мне жажда книг. Нет, не владеть ими или читать их я жажду, а видеть их, убеждаться перед витриной книготорговца, что они существуют. Если где-нибудь лежат несколько экземпляров одной книги, меня радует каждый из них. Жажда эта подобна неверно направленному чувству голода, она словно исходит из желудка.

69. Вероятно, от природы я вовсе не предрасположен к лени, но мне нечего было делать. Там, где я жил, я был отвергнут, осужден, уничтожен, и хотя попытка бежать куда-нибудь мне стоила огромного напряжения, но то была не работа, ибо речь шла о невозможном, недосягаемом – за малым исключением – для моих сил.

70. ...как ребенок всю скатерть со стола тянет, когда ему что-то на столе нравится, а в итоге ему одни черепки достаются и надежды, разбитые в прах и утраченные навсегда.

71. Но если бы у меня не хватало тут верхней губы, там ушной раковины, здесь ребра, там пальца, если бы были на голове безволосые пятна, а на лице оспины, это бы еще не было достаточным подобием моего внутреннего несовершенства.

72. Человек он, может быть, и неплохой, но дурак и фантазер

73. Мы по крайней мере по сравнению с вами, люди свободные, а это немалое преимущество.

74. Приговор не выносится сразу, но разбирательство постепенно переходит в приговор.

75. У женщин огромная власть. Если бы я мог повлиять на некоторых знакомых мне женщин и они, сообща, поработали бы в мою пользу, я много бы добился.

76. Клетка вышла на поиски птички.

77. Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему.

78. Сегодня я не решаюсь даже делать себе упреки. Прозвучи они в этот пустой день, они имели бы отвратительное эхо.

79. «Был ли он животным, если музыка так волновала его?»

80. Его собственная лобная кость преграждает ему путь, он в кровь расшибает себе лоб о собственный лоб.

81. И эта стесненность внутри меня, этот мрак, сквозь который ничего не видно. Я подобен живой решетке, решетке, которая стоит,но вот-вот упадет.

82. Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.

83. Ты - моя, даже если я тебя никогда не увижу.

84. Каждый испытывает потребность в том, чтобы спрашивать.

85. Таким образом, я, в принципе, не отличаюсь от прочих собак, потому-то при любой разнице мнений или же неприязни меня, в сущности, признает любая собака, как и я, со своей стороны, не премину сделать с ней то же. Различны лишь в пропорции исходных веществ, что весьма существенно в личностном, но не имеет значения в этническом плане.

86. Высшие цели, если они вообще достижимы, требуют и высших усилий.

87. «Я должен уйти, ты должна охотиться, – сказал я, – все все должны. Ты хоть понимаешь, отчего мы все время что-нибудь должны?» – «Нет, – сказала она, – да это и не нужно понимать, все это естественно и само собой разумеется»

88. Свобода! Слов нет, свобода, возможная в наши дни, растеньице чахлое. Но какая ни есть, а свобода, какое ни есть, а достояние…

89. Я прячусь от людей не потому, что хочу спокойно жить, а потому, что хочу спокойно погибнуть.

90. Зло бывает порой в руке, как орудие; узнанное или неузнанное, оно, не переча, позволяет отложить себя в сторону, если есть воля на то.

91. Написанные поцелуи не доходят по адресу - их выпивают призраки по дороге. Благодаря этой обильной пище они еще и размножаются в неслыханном количестве. Человечество это чувствует и пытается с этим бороться; чтобы по возможности исключить всякую призрачность между людьми и достигнуть естественности общения, этого покоя души, оно придумало железную дорогу, автомобили, аэропланы, но ничто уже не помогает, открытия эти явно делались уже в момент крушения, а противник много сильней и уверенней, он вслед за почтой изобрел телеграф, телефон, радио. Призракам голодная смерть не грозит, но мы-то погибнем.

92.
"- Вот люди там! Представляете, они вообще не спят!
- А чего же они не спят?
- Потому что не устают.
- А чего же они не устают?
- Потому что дураки.
- А чего же, дураки не устают?
- А с чего им уставать?"

93. Эта местность мешает мне думать, из-за неё мои рассуждения качаются, как цепные мосты при яростном теении. Она красива и хочет поэтому, чтобы на неё смотрели.
Я закрываю глаза и говорю: ты, зеленая гора у реки, ты, у которой против воды есть скатывающиеся камни, ты красива.
Но она недовольна, она хочет, чтобы я открыл глаза и смотрел на неё.

94.
- Нет, - сказал священник, - вовсе не надо все принимать за правду, надо только осознать необходимость всего.
- Печальный вывод! - сказал К. - Ложь возводится в систему.

95. Был ли он животным, если музыка так волновала его?

96. Что за народ! Думают ли они вообще - или только бессмысленно шаркают по земле ногами?

97. Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты.

98. ...всякий прежний опыт,он когда нибудь опровергается новым...

99. Все чиновники раздражены, даже когда кажутся внешне спокойными.

100. Даже просто сидеть и ждать – страшное напряжение.

Франц Кафка – один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом – и являются уникальным явление в мировой литературе.

Кафка родился 3 июля 1883 г. в еврейской семье пражского коммерсанта, проживавшего в районе Йозефов, бывшем еврейском гетто Праги. У Кафки было два младших брата и три младших сестры. Оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались. Сестры погибли во время Второй мировой войны в нацистских концентрационных лагерях в Польше.

В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, потом гимназию, затем закончил в 1901 г. Пражский Карлов университет. В 1906 г. получил степень доктора юридических наук, поступил на службу чиновником в страховое ведомство, очень раздраженно относился к своей работе, проработал на скромных должностях до преждевременного (по болезни) выхода на пенсию в 1922 г.

Кафка был застенчивым, крайне неуверенным в себе человеком, высокого роста, но слишком худощав, что являлось следствием слабого здоровья. Он не любил собственное тело, постоянно сутулился, чтобы скрыть высокий рост. Однако, его острый ум, умение тонко пошутить заставляли особ противоположного пола обращать внимание на юношу.

Хронические болезни изводили его, помимо туберкулёза, он страдал от мигреней, бессонницы, запоров, импотенции, нарывов и других заболеваний. Он пытался противодействовать всему этому натуропатическими способами, такими как вегетарианская диета, регулярная гимнастика и употребление большого количества непастеризованного коровьего молока.

В период между 1912 и 1917 гг. он ухаживал за берлинской девушкой Фелицией Бауэр, с которой дважды был помолвлен и дважды расторг помолвку. Общаясь с ней главным образом через письма, Кафка создал её образ, который совсем не соответствовал действительности.

Второй невестой Кафки стала Юлия Вохрыцек, но помолвка опять вскоре была расторгнута. В начале 1920-х гг. он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой, писательницей и переводчицей его произведений – Миленой Есенской.

В 1922 г. из-за болезни, был вынужден выйти на пенсию. Начал работу над романом «Замок», подготовил к печати сборник новелл «Голодарь», повесть «Исследования одной собаки», рассказ «Нора». В 1923 г. Кафка вместе с девятнадцатилетней Дорой Димант на несколько месяцев переехал в Берлин в надежде отдалиться от влияния семьи и сконцентрироваться на сочинительстве. Но здоровье ухудшилось, и 3 июня 1924 г. Кафка умер в санатории под Веной. Тело перевезли в Прагу, где оно было захоронено на Новом еврейском кладбище, в общей семейной могиле.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – уничтожить все неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание Кафки и уже в 1925-1926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в 1931 г. – сборник рассказов «На строительстве китайской стены». В этих произведениях были пророчески нарисованы картины грядущего общества, попавшего под пяту гитлеризма, которые вскоре начали привлекать к себе внимание.

В жизни Кафки было много проблем, как внешних, так и внутренних. Он был очень болен огромным количеством заболеваний. Были сложные отношения с деспотичным отцом. Так и не удалось создать семью, не смотря на то, что женщины были в его жизни. Все это отразилось в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, где философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление.

В дневнике Кафки, который он вел с 27 лет, постоянно проступает тема самоубийства. До этого не дошло, но зато с предсказанием времени собственной смерти — «не доживу до 40 лет» – Кафка почти не ошибся.

Кафка родился в еврейской семье, жившей в Пражском гетто. У него было два младших брата и три младших сестры. Мальчики скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет, а девочки Элли, Валли и Оттла погибли в нацистских концентрационных лагерях. Закончив Карлов университет, Кафка получил степень доктора права, после чего поступил на службу в страховое ведомство, где и проработал на скромных должностях до преждевременного выхода на пенсию по болезни.

Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в своих многочисленных дневниках и письмах он не раз признавался в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом для него всегда была литература, "оправдывающая всё его существование".

Свой творческий путь Кафка начал в 1909 году, когда им были напечатаны два отрывка из неоконченного рассказа "Описание одной борьбы". В 1911 году писатель путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, а в 1912 начал работу над романом "Пропавший без вести" (позже получившем название "Америка"). В это же время были написаны новеллы "Приговор" и "Превращение" . Следующий год был ознаменован выпуском сборника "Созерцание", после чего Кафка принялся за роман "Процесс" . В 1919 году был опубликован сборник новелл "Сельский врач".

В жизни писателя было много проблем: он постоянно болел, никак не мог наладить отношения с отцом и создать семью. Всё это нашло отражение в его сложных, абсурдных, атмосферных и подчас шокирующих произведениях. Среди четырёх людей, которых писатель, "не претендуя сравниться с ними в силе и разуме", ощущал "своими кровными братьями", были Гюстав Флобер, Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

В 1922 году из-за обострения тубуркулёза, был вынужден выйти на пенсию. В это время он начал работу над романом "Замок" , подготовил к печати сборник новелл "Голодарь" , повесть "Исследования одной собаки" и рассказ "Нора". 3 июня 1924 года писателя не стало.

Кафка оставил после себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, писем и дневников. Слава пришла к нему посмертно, когда вопреки завещанию, его душеприказчик не стал уничтожать рукописи, а опубликовал их.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат и афоризмов писателя, творчество которого признано уникальным явлением в мировой литературе.

"У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".

"Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически - в противовес печали".

"Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге".

"Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать".

"Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное".

"Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь".

"Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему".

"Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе".

"Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему".

"Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка".

"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие".

"Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".

"Первый признак начала познания - желание умереть".

"Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно".

"Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл".

"Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание - важнейший источник религиозности".

"Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей".

"Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет".

"Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично".

"Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

"Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями".

"Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги".

"Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца".

"Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)".



Поделиться