Что такое ротация кадров на госслужбе. Гражданской службе российской федерации. Информирование о проведении ротации

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

  • – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”";
  • – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
  • – Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
  • – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы", где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.

Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

  • – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
  • – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
  • – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
  • – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
  • – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
  • – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации :

  • 1. По объекту перемещений :
    • – ротация руководителей;
    • – ротация специалистов.
  • 2. По масштабу перемещений :
    • – "внутренняя" ротация – в пределах одного государственного органа;
    • – "внешняя" ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
    • – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
  • 3. Исходя из принципа федерализма :
  • 4. По времени проведения :
    • – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
    • – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
    • – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
  • 5. По целям ротации делятся на перемещения для:

подготовки руководящих кадров в государственных органах;

  • – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
  • – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
  • – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
  • – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
  • – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
  • – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
  • – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
  • 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:
    • – "кольцевую" ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
    • – "безвозвратную" ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою "стартовую" должность гражданской службы;
    • – "рокировку", при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.

Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.

Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.

Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации :

  • – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
  • медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:

  • 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.

В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм "движения" гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.



М.А. Мосейчук

Частью 2 ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту публикации - Федеральный закон № 79-ФЗ) предусмотрена ротация с 1 января 2013 г. федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Должности служащих, по которым осуществляется ротация, должны быть утверждены соответствующими органами власти. Должны указанными органами формироваться также и планы проведения ротации. Необходимо также рассчитывать прогнозируемый объем бюджетных ассигнований, требующихся для реализации плана проведения ротации.

Ротация подразумевает предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, на иную должность гражданской службы, предусмотренную перечнем. При этом сам служащий обязан подчиниться переводу на другую должность. В противном случае он подлежит увольнению со службы, а если перевод невозможен по обоснованным причинам, служащий переводится на другую должность в данном органе власти или увольняется. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы. Фактически это «антикоррупционный» элемент кадровой политики.

Работа с лицами, должности которых попали в перечень ротации

Те служащие, должности которых попали «под ротацию», должны были быть уведомлены об этом до 1 ноября 2012 г., а именно за 2 месяца до 1 января 2013 г. Объясняется это тем, что условие о нахождении должности гражданской службы в соответствующем перечне отнесено к существенным условиям служебного контракта. Поскольку срок замещения должности, по которой предусматривается ротация, составляет от 3 до 5 лет, предполагается также установление гражданским служащим, замещающим данные должности гражданской службы, нового срока служебного контракта (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя обязан предложить ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ. В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту. Данное дополнительное соглашение содержит условие о нахождении ранее замещаемой им должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).

В настоящее время законодательство определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Для осуществления ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативного правового акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации об утверждении перечня должностей, который формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.

Период ротации

Как отмечалось выше, должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет. Конкретный срок закрепляется в служебном контракте с указанным лицом. В случае если гражданский служащий, замещавший должность гражданской службы, по которой предусматривается ротация, назначается до истечения соответствующего периода ротации на иную, в том числе вышестоящую должность гражданской службы, по которой также предусматривается ротация, период ротации начинает исчисляться вновь с момента назначения служащего на иную должность гражданской службы.

Во всех случаях периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в периоде ротации. Если в течение периода замещения должности гражданской службы, по которой предусматривается ротация, гражданский служащий в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ перемещен на иную должность без изменения должностных обязанностей, то при исчислении периода ротации не учитывается изменение наименования должности гражданской службы, в связи с чем период ротации отсчитывается с момента назначения на должность гражданской службы с предыдущим наименованием.

Разработка и утверждение плана проведения ротации

Проект плана проведения ротации готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании утвержденного перечня. Проект плана рекомендуется разрабатывать не менее чем на 5 лет и поддерживать его в актуальном состоянии. План может формироваться по следующей примерной форме:

Согласно принятым правилам, назначение гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой федеральный орган исполнительной власти проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. По этой причине проект плана, предусматривающий назначение гражданских служащих одного федерального министерства в порядке ротации на должность гражданской службы в другое федеральное министерство, направляется на согласование в это федеральное министерство. Если назначение гражданских служащих планируется осуществлять между федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федеральных министерств, то проект плана направляется из одного федерального органа исполнительной власти на согласование в другой, а также федеральным министрам. Кандидатуры для назначения в порядке ротации на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также его заместителя (-ей) также подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором располагается данный территориальный орган. При определении должностей гражданской службы, на которые гражданский служащий может быть назначен в порядке ротации, необходимо руководствоваться следующими подходами:

  1. в соответствии с ч. 5 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих;
  2. если супруг (супруга) гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация в наступающем календарном году, также замещает должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация, рекомендуется осуществлять назначения в порядке ротации таким образом, чтобы супруги одновременно проходили гражданскую службу в одной местности;
  3. рекомендуется заранее учитывать возможность отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, предусмотренным ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ;
  4. рекомендуется отдавать предпочтение таким вариантам назначения гражданского служащего на новую должность в порядке ротации, которые будут способствовать его профессиональному развитию и (или) повышению эффективности деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, в который планируется назначение;
  5. необходимо исключать такие варианты назначения гражданского служащего на иную должность в порядке ротации, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов;
  6. рекомендуется избегать назначения гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы, которую он ранее замещал.

После утверждения плана выписки из него рекомендуется направить руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, гражданским служащим, которые включены в данный план, а также высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Планируемые расходы

К расходам, связанным с назначением на должность гражданской службы в порядке ротации, относятся:

  1. расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, которые возмещаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  2. расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, которые возмещаются за счет территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы (указанные расходы учитываются при составлении прогнозного расчета суммарных затрат на осуществление ротации в году, в котором у гражданского служащего заканчивается период ротации и не запланирован его переход на иную должность гражданской службы в порядке ротации);
  3. расходы в связи с обеспечением гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - затрат на возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения, которые обеспечиваются территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Одновременно с указанными расходами необходимо учитывать возможную потребность в расходах на профессиональную переподготовку или повышение квалификации гражданских служащих в связи с назначением их на новые должности гражданской службы. Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах Российской Федерации после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган» и включает: 1) расходы по проезду гражданского служащего и членов его семьи воздушным и железнодорожным транспортом; 2) расходы по провозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме такси, - в размере документально подтвержденных фактических расходов; 3) расходы по обустройству на новом месте жительства:
  • на гражданского служащего - 2,5 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы по новому месту службы;
  • на супругу (супруга) - 1,5 указанного оклада гражданского служащего;
  • на одного переезжающего члена семьи - 1 указанный оклад гражданского служащего;

4) выплату суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы в размерах, установленных Правительством Российской Федерации при служебном командировании на территории Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность»). Размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в пути.

Проведение ротации

В соответствии с ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период ротации, осуществляется представителем нанимателя за 3 месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации. При этом назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта. В связи с этим рекомендуется направлять гражданскому служащему в письменной форме уведомление не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. В уведомлении рекомендуется указывать:

  • дату истечения срока действия срочного служебного контракта;
  • предложение о назначении на иную должность гражданской службы в порядке ротации (должность гражданской службы, на которую планируется назначить гражданского служащего, местность прохождения службы, должностной оклад, период ротации);
  • информацию о государственных гарантиях, предоставляемых гражданскому служащему и членам его семьи в случае назначения на должность гражданской службы, предполагающего переезд в другую местность.
С уведомлением гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись. Следует отметить, что в случае истечения срочного служебного контракта в период отпуска по беременности и родам в соответствии со ст. 261 ТК РФ представитель нанимателя обязан по письменному заявлению женщины, находящейся в данном отпуске, и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия служебного контракта до окончания беременности. Женщина, срок действия служебного контракта с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу представителя нанимателя, но не чаще чем один раз в 3 месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если срок служебного контракта заканчивается в период нахождения гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт расторгается в связи с истечением срока его действия. Перед этим гражданский служащий приглашается для ознакомления в письменной форме с уведомлением, в отношении него соблюдаются все процедуры, предусмотренные положениями ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ. Назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации осуществляется с его согласия. При этом согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме. Рекомендуется предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении. В соответствии с ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
  • наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами о достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по вышеприведенным причинам, ему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. При отказе от предложенной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставлении гражданскому служащему иной должности гражданской службы (в случае ее отсутствия) гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения:

1) в статье 11:

А) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"ротацией государственных служащих.";

Б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида.";

2) статью 16 после слов "повышения квалификации и стажировки государственных служащих," дополнить словами "проведения ротации государственных служащих,".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2010, № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения:

1) пункт 4 части 2 статьи 22 после слов "статьи 31" дополнить словами "и частью 9 статьи 60 1 ";

2) часть 3 статьи 24 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.";

3) часть 4 статьи 25 дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

"71) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;";

4) статью 35 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. При расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в части 9 статьи 60 1 настоящего Федерального закона, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.";

5) часть 1 статьи 52:

А) дополнить пунктом 9 1 следующего содержания:

"9 1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;";

Б) дополнить пунктом 9 2 следующего содержания:

"9 2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;";

6) часть 3 статьи 60 признать утратившей силу;

7) дополнить статьей 60 1 следующего содержания:

"Статья 60 1 . Ротация гражданских служащих

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

2. Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

4. Назначение федеральных гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой государственный орган проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

5. Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

7. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;

2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.".

Статья 3

Часть 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14) дополнить словами ", если иное не предусмотрено федеральным законом".

Статья 4

Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6235) признать утратившим силу.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

2.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 11.12.2018 N 461-ФЗ.

2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

3) в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В мировой практике организации государственной службы ротация уже давно является одним из действенных средств противодействия коррупции. В нашей стране институт ротации вводится с 1 января 2013 г, когда вступят в силу изменения, внесенные в законодательство о государственной службе. Итак, в следующем году станет возможной ротация госслужащих, занимающих руководящие посты. Как и все новое, введение ротации связано с появлением множества вопросов и проблем. Подготовиться к переменам поможет наша статья.

Прежде всего, ответим на вопрос, почему вообще на государственной службе возникла необходимость в ротации? Не секрет, что государственный служащий, занимающий руководящую должность, за время службы неизбежно обрастает многочисленными связями и знакомствами с должностными лицами других государственных органов, руководителями коммерческих организаций, которые могут подтолкнуть его к совершению коррупционных действий. Если представители властных структур и руководители частных организаций, заинтересованные в совершении каких-либо действий со стороны государства, лично и достаточно близко знакомы друг с другом, вероятность коррупционных проявлений заметно возрастает. Исчезает страх разоблачения противоправных действий, поскольку в коррупционной цепочке задействованы только «свои»; хорошо знакомым людям, и тем более друзьям, сложно отказать в их просьбах.

Для изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, и предназначена ротация. Она будет осуществляться посредством последовательной смены подчиненности гражданского служащего и (или) места прохождения гражданской службы.

НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ

Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).

Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».

Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.

Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».

В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.

В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.

НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее - Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.

Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?

Ротация государственных служащих - это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:

НА № 11‘2012

  • письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Письмо);

НА № 11‘2012

  • Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее - Методические рекомендации).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ РОТАЦИИ

Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.

1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.

2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Словарь кадровика

ДОЛЖНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РОТАЦИИ

Ротация предусмотрена не по всем должностям федеральной гражданской службы. Перечни должностей, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, должны утверждаться руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

В такие перечни в обязательном порядке включаются должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Приоритетом вводимой ротации является перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.

Обратите внимание! Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих на 2013 г. утверждены в октябре 2012 г. В дальнейшем утверждать план рекомендуется не позднее 1 октября года, предшествующего году его реализации (п. 3.4 Методических рекомендаций)

Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утв. Президентом РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, или утв. Правительством РФ перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

По состоянию на конец сентября 2012 г. указанные перечни должностей утверждены не были. В связи с этим в п. 2.5 Методических рекомендаций было разъяснено, что ч. 2 ст. 60.1 Закона о гражданской службе определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Так как для проведения ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ, то до принятия таких документов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет неправомерным.

Соответственно, в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и планы проведения ротации, которые разработаны в федеральных органах исполнительной власти в 2012 г. и вступят в силу 1 января 2013 г., были включены только должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Кем утверждаются планы проведения ротации?

Планы проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

МЕХАНИЗМ РОТАЦИИ

Одним из наиболее сложных вопросов при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службе является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).

В частности, ч. 1 ст. 28 Закона о гражданской службе устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Возникает вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?

На государственной гражданской службе использован принципиально иной подход по сравнению с механизмом ротации в органах внутренних дел. Основные положения этого подхода следующие.

1. С момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от трех до пяти лет.

2. За три месяца до истечения срока служебного контракта гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта уже на новую должность гражданской службы.

3. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.

Кстати сказать

Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел».

Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.

Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.

В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).

В связи с вступлением в силу новых положений о ротации государственных гражданских служащих, замещающих категории «руководители», возник такой вопрос. В настоящее время с государственным гражданским служащим заключен бессрочный контракт. Должность эта является ротируемой. Как быть, если замещающий ее гражданский служащий не согласится в будущем на замещение другой должности в порядке ротации?

Действительно, до введения в действие положений закона, регулирующих ротацию на государственной гражданской службе, большая часть должностей на гражданской службе (в том числе и ротируемых с 1 января 2013 г.) замещалась на бессрочной основе. В связи с этим сотрудникам кадровых служб необходимо было решить проблему перезаключения с лицами, замещающими указанные должности, бессрочных контрактов на срочные.

Рекомендации о том, как это необходимо сделать, были даны в указанном выше Письме Минтруда России. Представитель нанимателя должен был уведомить гражданских служащих, замещающих ротируемые должности, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (на неопределенный срок или срочный), об изменении условий служебного контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения, т. е. не позднее 1 ноября 2012 г.

Если гражданский служащий не согласился на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя должен был предложить ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, с гражданским служащим должно быть заключено дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту, содержащее условие о нахождении ранее замещаемой им должности гражданской службы в Перечне и новый срок ее замещения.

Частью 6 ст. 60.1 Закона о гражданской службе предусмотрено, что должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет. Какие факторы влияют на конкретные сроки служебного контракта, заключаемого с государственным гражданским служащим по новой должности в порядке ротации?

Что касается сроков нахождения гражданских служащих на ротируемой должности, то Закон о гражданской службе содержит только минимальные и максимальные их пределы (от трех до пяти лет). Индивидуальный же срок для каждого конкретного служащего должен быть установлен при заключении срочного служебного контракта по новой должности.

При определении срока замещения должности гражданской службы в порядке ротации рекомендуется учитывать, с одной стороны, возможность возникновения коррупционных рисков, связанных с длительным замещением одной должности гражданской службы, а с другой стороны - время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на указанную должность гражданской службы (п. 4.2 Методических рекомендаций). Делать это будут, полагаем, сотрудники кадровых служб, хотя окончательное решение в любом случае останется за руководителем государственного органа, который утверждает планы проведения ротации федеральных гражданских служащих, содержащие в том числе и информацию о сроках замещения должностей в порядке ротации.

Так, в соответствии с п. 4.4 периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам в периоде ротации учитываются.

Если в период замещения ротируемой должности имеет место перемещение служащего на другую должность без изменения должностных обязанностей (ч. 4 ст. 28 Закона о гражданской службе), течение срока ротации не прерывается.

Иная ситуация имеет место, если служащий назначается на другую должность гражданской службы, по которой также предусматривается ротация, например в порядке перевода. В таком случае период ротации начинает исчисляться вновь с момента назначения служащего на новую должность гражданской службы.

Как быть, если срок ротации и срочного служебного контракта истекает в период беременности женщины, занимающей должность государственной гражданской службы, по которой проводится ротация? Можно ли будет уволить женщину по окончании срока служебного контракта? Или срочный служебный контракт должен продлеваться, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ?

В Методических рекомендациях рассматривается возможность продления срока срочного служебного контракта, заключенного со служащим, замещающим должность, по которой предусмотрена ротация (в том числе в некоторых ситуациях даже выйдя за пределы максимального срока пять лет), хотя о такой возможности ничего не говорится в Законе о гражданской службе.

Здесь авторы Методических рекомендаций посчитали возможным применить в порядке ст. 73 Закона о гражданской службе (применение иных Федеральных законов к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о гражданской службе) положения абз. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которым в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. В аналогичной ситуации должен продлеваться и срочный служебный контракт с гражданским служащим.

Закон о гражданской службе устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

Возможно ли назначение в процессе ротации на вышестоящую должность?

В ряде случаев гражданский служащий в процессе ротации может быть назначен и на вышестоящую должность (в пределах одной группы должностей). При таком назначении следует учитывать результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по ранее замещаемой должности гражданской службы, и оно должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Остается, однако, непонятным: на основе чего и с соблюдением каких процедур должна производится эта оценка и должна ли она где-то фиксироваться? Наиболее простым вариантом здесь видится назначение в порядке ротации на вышестоящие должности только гражданских служащих, успешно прошедших в период нахождения на предыдущей должности аттестацию и получивших рекомендацию к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

Вместе с тем по смыслу закона на вышестоящую должность в пределах одной группы должностей могут быть назначены в рамках ротации служащие, и не имеющие такой рекомендации.

Есть ли уважительные причины, по которым государственный гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации?

Часть 8 ст. 60.1 Закона о гражданской службе устанавливает уважительные причины отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации:

  • наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Поскольку во втором случае подтверждением невозможности проживания членов семьи гражданского служащего в другой местности выступает медицинское заключение, следует предположить, что она связана с состоянием здоровья членов семьи служащего.

Никаких других уважительных причин отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации закон не предусматривает. Таковыми не может выступать, например, невозможность трудоустройства супруга (супруги) на новом месте, невозможность продолжения обучения детей и т. п. При этом закон не предусматривает никаких гарантий для нетрудоустроенных членов семьи гражданского служащего.

Какие последствия влечет отказ от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам?

Обратите внимание: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам не является основанием оставления его на старой должности. Не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта ему в письменной форме будет предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданского служащего освобождают от замещаемой должности гражданской службы и увольняют с гражданской службы. Служебный контракт в указанной ситуации прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Несомненным преимуществом, с точки зрения служащего, является тот факт, что в случае отказа его от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по уважительным причинам и увольнения с гражданской службы по указанному основанию, ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Для сравнения: уволенным в схожей ситуации сотрудникам ОВД никакой компенсации не полагается.

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ПРИ РОТАЦИИ

Рассматриваемые положения Закона о гражданской службе предусматривают возможность назначения гражданских служащих в порядке ротации на должности гражданской службы в другой местности. В связи с этим ст. 52 Закона о гражданской службе была дополнена новыми государственными гарантиями.

Кстати сказать

Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах РФ после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2007 № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган».

Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством РФ; порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов РФ служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов РФ расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Для сохранения права гражданского служащего на занимаемые им жилые помещения по договору социального найма в случае переезда в другую местность в порядке ротации были внесены изменения в ст. 83 Жилищного кодекса РФ, регулирующую расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения. Теперь в случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации (п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе).

Гарантия 1. Пункт 9.1 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе предусматривает, что при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, ему гарантируется возмещение:

  • расходов, связанных с переездом его самого и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах РФ, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  • расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах РФ после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы.

Обратите внимание! Указанные гарантии не предоставляются гражданам, замещающим вакантные должности гражданской службы, по которым предусмотрена ротация, даже если для них такое замещение связано с переездом в другую местность

Гарантия 2. В соответствии с п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе гарантируется обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения.

В связи с этим при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, кадровой службе рекомендуется не позднее чем за 30 календарных дней до назначения гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке ротации направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в который планируется назначить гражданского служащего, мотивированную информацию о потребности в жилье.



Поделиться