Булат окуджава основные темы творчества. Биография окуджавы. Компакт - кассеты

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава, критика на творчество Булата Окуджавы, критика на произведения Булата Окуджавы, анализ произведений Булата Окуджавы, скачать критику, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

Булат Шалвович Окуджава – известный русский поэт и прозаик. Яркий представитель жанра авторской песни. Является автором почти двухсот композиций. Год рождения: 9 мая 1924 года (Москва).


Краткая биография :

Отец (грузин) и мать (армянка) были партийными работниками, с которыми Булата разлучили в 1937 году. Отца арестовали и расстреляли, а мать была отправлена в лагерь (Караганда), где находилась до 1955 года.

В 1940 г. – Булат переехал жить в Тбилиси к родственникам, где учился и работал.
Уже в 17 лет он пошел добровольцем на фронт (1942 год). Во время военных действий под Моздоком получил ранение.

В это нелегкое время (1943 год) им была написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось». Но текст, к сожалению, не сохранился до наших времен.

«Старинная студенческая песня» - стала второй по счету (1946 год).

Когда война закончилась, Окуджава был зачислен в Государственный университет города Тбилиси. После его окончания (1950 год) работал в сельской школе учителем (Калужская область).

В 1954 году на встрече писателей Булат прочел свои стихи. После доброй критики и поддержки он начал сотрудничать с Калужской газетой «Молодой ленинец». Так и появился на свет его первый сборник стихов под названием «Лирика» (1956).

Вернувшись в Москву в 1959 году Булат начал выступать перед большой публикой. Выступления кроме стихов стали содержать и под гитару. Именно с этого момента его популярность начинает расти.

Параллельно он являлся редактором издательства «Молодая гвардия», потом работал в «Литературной газете».
С 1961 года - Окуджава стал заниматься только своим творчеством и по найму больше не работал.

В том же году в Харькове впервые состоялся официальный концерт Булата Окуджавы.
В 1962 году – он также впервые снялся в художественной кинокартине «Цепная реакция», где исполнил композицию «Полночный троллейбус».

Также годом позже его песня «А нам нужна одна победа» исполнилась в фильме «Белорусский вокзал». Сейчас, песни Булата и на его стихи звучат примерно в восьмидесяти фильмах.

Ко всему прочему Окуджава написал несколько песен на стихи Огнешки Осецкой (польская поэтесса), которые за ранее перевел на русский язык.

Особую роль в его творчестве также сыграла певица Наталья Горленко. У них был длительный роман. (1981 год).

В 90-е годы он чаще жил на своей даче в Переделкине (Московская область). Давал концерты в Москве и С.Петербурге. Также выступал в Канаде, США, Германии и Израиле. В Париже был его последний концерт. (1995 год).

12 июня 1997 г. – Булат Окуджава скончался в госпитале в пригороде Кламар (Париж). Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В 1999 году - открыт «Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы» в Московской области.
Также в его честь, уже в самой Москве, воздвигли 2 памятника.(2002, 2007гг).

Окуджава Булат Шалвович - российский поэт, композитор, прозаик, литератор. Широко известен в качестве одного из самых ярких исполнителей авторской песни в СССР в 50-80-е годы прошлого века. Более двухсот различных композиций входили в репертуар, который исполнял Окуджава Булат. Биография этого человека, ставшего ярким символом так называемой эпохи шестидесятников, а также одним из самых ярких писателей и музыкантов своего поколения, предлагается вашему вниманию.

Довоенное время

Жизнь Булата Окуджавы была драматичной и необычной. Немногим известно, что ему дали имя Дориан при рождении, назвав в честь героя романа Оскара Уайльда. Окуджава Булат, биография которого предлагается в этой статье, родился в Москве 9 мая 1924 года. Родители его были убежденными коммунистами. Шалва Окуджава, отец, был грузином, приехал в Москву, чтобы учиться в Коммунистической академии. Ашхен Налбаднян, мать, армянка, была в близком родстве с Ваганом Терьяном, известным поэтом из Армении.

В 1926 году, по окончании учебы родителей, семья вернулась в Тбилиси. Отец Булата сделал партийную карьеру: он работал в горкоме партии в этом городе, был комиссаром дивизии. Но после конфликта с Берией Шалва Окуджава попросил работу в России и был отправлен на Урал. Здесь он трудился сначала парторгом в Нижнем Тагиле при строительстве завода, после чего был назначен первым секретарем местного горкома партии.

Булат Окуджава свое обучение начал на русском языке в Тбилиси, а затем в Нижнем Тагиле, куда вместе с матерью переехал вслед за своими отцом. Карьеру Шалвы прервал Как и у многих других членов партии, считавшихся "ненадежными", его дальнейшая судьба была следующей: сначала ссылка в лагерь, после чего - расстрел. Это было тяжелое время, которое пережил Булат Окуджава. Биография, семья, происхождение поэта отразились позже в его творчестве. Мать мальчика вернулась вместе с сыном в Москву, и они стали жить на Арбате. Ее арестовали в 1938 году, отправили в специальный лагерь для жен "изменников Родины". Она вернулась оттуда лишь спустя 17 лет, в 1955 году.

Окуджава Булат, биография которого началась драматично, в течение своей жизни старался не вспоминать об этом времени. Лишь в 1993 году, на склоне лет, он рассказал о трагических семейных событиях в своем романе "Упраздненный театр".

Булат Окуджава в 1940 году вернулся в Тбилиси, где жили его родственники. После окончания школы он поступил на завод и работал некоторое время учеником токаря.

После наступления Великой Отечественной, в 1942 году, 17-летний юноша отправился добровольцем на фронт. Он служил радистом артиллерии, минометчиком, участвовал во многих боях. Именно в то время создал одну из своих первых песен под названием "Нам в теплушках не спалось". В 1943 году после серьезного ранения, полученного под Моздоком, Булат Шалвович был отправлен за линию фронта, в тыл.

Начало литературной деятельности

Демобилизовавшись по окончании войны, Булат Окуджава, краткая биография которого сейчас освещается, сдал экстерном экзамены за среднюю школу. Затем, в 1950 году, он окончил филологический факультет Тбилисского университета и уехал в Калужскую область, в село Шамордино, где преподавал литературу и русский язык в школе. Через шесть лет в местном издательстве Калуги был опубликован его первый стихотворный сборник под названием "Лирика". А в 1954 году в газете "Молодой ленинец" были напечатаны стихи, которые написал Окуджава Булат Шалвович. Биография его далее связана с Москвой.

Возвращение в столицу

После знаменитого XX съезда компартии, в 1956 году, когда был осужден ее членами реабилитировали мать Окуджавы. Вместе с сыном она переехала в Москву по разрешению правительства. В этом же году Булат Шалвович стал членом КПСС.

Активная деятельность его на литературном поприще началась с 1957 года. Он работал в то время в "Комсомольской правде", "Литературной газете" и "Молодой гвардии" редактором. Повесть Булата Окуджавы "Будь здоров, школяр" в 1961 году была включена в литературный альманах "Тарусские страницы", составлял который известный писатель (именно по этой повести режиссер В. Мотыль снял в 1965 году фильм "Женя, Женечка и Катюша").

Возросшая популярность

В данный период известность Окуджавы стала все возрастать. Его начинали узнавать и как исполнителя, и как автора своих песен. В 1956-1966 годах он сочинил множество композиций, пользующихся любовью и популярностью по настоящее время "Голубой шарик", "Полночный троллейбус", "О Леньке Королеве", "Песня о муравье", "Сентиментальный марш", "Не бродяги, не пропойцы" и многие другие).

Булат Шалвович в Москве работал, как мы уже упоминали, редактором, после чего - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". Он входил в объединение "Магистраль", был одним из наиболее активных его членов. В 1962 году Булат Шалвович был принят также в Союз писателей.

Первые его сочинения, надо сказать, были весьма прохладно встречены официальной критикой. Например, в повести "Будь здоров, школяр" усмотрели пацифистские настроения, выражающиеся в восприятии молодым человеком войны, события которой отразила и биография Булата Окуджавы. Краткое содержание этого произведения следующее: в нем рассказывается о попавшем на фронт 17-летнем юноше, о том, как мальчишки, еще недавно бывшие школьниками, пропускали через себя и понимали войну, как она меняла людей и разбивала иллюзии. Познакомиться с этой повестью можно и по вышеупомянутому фильму "Женя, Женечка, Катюша". Булат Окуджава, биография и творчество которого очень интересны, выразил в этом произведении свои мысли и чувства, пережитые им самим. Резкому осуждению в начале 1960-х годов подверглись почти все песни, так как Союз писателей высказал мысль, что они не изображают подлинные чаяния и настроение советской героической молодежи.

Окуджава в конце 1960-х годов обратился к изучению и осмыслению исторических событий. В это время он написал роман "Бедный Авросимов", посвященный Павлу Пестелю, а также пьесу "Глоток свободы" о Михаиле Бестужеве. В тот же период он заинтересовался биографией Толстого, в частности тем, почему этого писателя постоянно преследовали жандармы. "Похождения Шипова", авантюристический роман, стал итогом этих изысканий. Данные произведения получили весьма неоднозначную оценку со стороны официальной критики, однако среди интеллигенции были восприняты положительно, стали очень популярны.

Песни, написанные для кинофильмов

В 1962 году Булат Шалвович впервые участвовал в создании кино: он исполнил песню "Полночный троллейбус" собственного сочинения в фильме под названием "Цепная реакция". Всенародная слава пришла к Окуджаве в 1970 году, после того как вышла кинолента "Белорусский вокзал", в которой звучала композиция "А нынче нам нужна одна победа" - одна из самых лучших в его творчестве. Окуджава позднее рассказывал, что когда режиссер предложил ему написать для этого фильма песню, сначала он отказался.

Предстояло не просто создать композицию, но именно со стилизацией текста под поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны, так как, согласно сюжету, исполнять ее должен был обычный солдат, сидящий в окопе фронтовой поэт, сочиняющий о своих друзьях нехитрые строки, а не профессионал. Такая задача Булату Шалвовичу показалась очень непростой, поскольку о войне он всегда писал с позиции человека, который живет уже в мирное время, а ведь на фронте по-другому думали, говорили, пели. Однако память подсказала музыкальную интонацию и верные слова. После такого опыта Булат Шалвович стал автором множества популярных песен, созданных для более чем восьмидесяти кинофильмов.

Вольнодумство

Окуджава с 1961 года оставил работу по найму, решив посвятить себя исключительно творчеству. В то время он любил этой независимостью бравировать. Стихи его издавались за границей, он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля. Как ни странно, наказания за подобное "вольнодумство" так и не последовало.

Песенное творчество

Биография этого автора будет неполной, если не указать на такую важную ветвь его творчества, как авторская песня. Первый концерт состоялся в Харькове в 1961 году. Первые пластинки появились в Польше и Париже в 1968 году, а с середины 1970-х записи песен стали выходить и в нашей стране.

Последние годы

Подошел к концу наш рассказ о таком великом человеке, как Окуджава Булат Шалвович. Краткая биография в аспекте последних лет его жизни неразрывно связана с перестройкой. В этот период он принимал в жизни страны активное участие. В 1990 году Окуджава Булат, биография которого была представлена в этой статье, покинул КПСС. Последний концерт исполнителя состоялся в Париже в июне 1995 года, а через два года Окуджава скончался в Кламаре, парижском пригороде.

Творчество Булата Окуджавы кратко охарактеризовано в этой статье.

Творчество Булата Окуджавы

Окуджава Булат Шалвович (годы жизни 1924-1997) –поэт, сценарист и прозаик, композитор и бард. Является одним из основоположников жанра бардовской песни. Он был самым ярким представителем авторской песни в Советском Союзе. На основе собственных стихов он сочинил больше 200 эстрадных и авторских песен.

В 1956 году вышел первый сборник стихов Булата Шалвовича под названием «Лирика». Стихи регулярно печатали в газетах и отдельными сборниками. В 1962 году он стал членом Союза писателей СССР. Параллельно он писал музыку к своим стихам. А исполнителем авторской песни и основателем этого жанра стал случайно. Однажды Окуджава напел друзьям свое стихотворение и благодаря им стал развиваться в этом направлении. Первые неофициальные выступления барда никто не анонсировал, однако зрителей было много всегда. Они записывали тексты песен Булата Шалвовича и передавали своим друзьям. К выходу его официальных пластинок, тексты песен знала и напевала вся страна. А вот первый официальный концерт поэта песенника состоялся в Харькове в 1961 году. Отметим, что Булат Окуджава выступал не только в СССР, но и в Канаде, США и Европе.

Его песни звучат более чем в 80 советских картинах: в фильме «Покровские ворота» — «Песенка об Арбате», в «Белом солнце пустыни» — «Ваше благородие, госпожа Удача», в фильме «Белорусский вокзал» — «Нам нужна одна победа».

Последний концерт Булат Окуджава дал в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО 23 июня 1995 года. Последние годы провел в Париже, где его и не стало 12 мая 1997 года в Париже. В этом году указом президента России утвердили премию им. Булата Окуджавы. Ею награждаются исполнители авторских песен и поэты.

Булат Окуджава произведения : повести «Свидание с Бонапартом», «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов»; поэтические сборники «Острова», « «Март великодушный», Веселый барабанщик», «Арбат, мой Арбат»; роман «Фотограф Жора», сказка «Прелестные приключения», песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш», «Виноградная косточка», «Возьмемся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» и другие.

Булат Шалвович Окуджава, чья биография заслуживает огромного внимания, был знаменитым советским певцом, композитором, поэтом. На свои стихи талантливый исполнитель сам писал песни, являясь одним из наиболее известных представителей в жанре авторской песни. Его творчество вместило целую эпоху. Поэта и композитора уже давно нет в живых, а стихи и песни Булата Окуджавы до сих пор звучат в компаниях и с экранов телевизоров.

Булат Окуджава прожил сложную, но интересную жизнь. Он родился 9 мая 1924 года в Москве в семье грузина Шалвы Степановича Окуджавы и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Его родители были коммунистами по убеждению: отец – видный партийный деятель, матери тоже нашлось место в партийном аппарате.

Когда Булату исполнилось два года, семья переехала в Тбилиси, затем – в Нижний Тагил. Они всегда следовали за отцом, который стремительно делал партийную карьеру. Шалва Степанович занимал важные должности, пока ссора с Берией и ложный донос не перевернули его жизнь. Окуджаву-старшего арестовали, отправили в лагерь и там расстреляли. Год Булат с мамой и бабушкой жили в Москве, в коммуналке на Арбате. В 1938 году мать Булата сослали в лагерь в Караганду как жену предателя родины, а вернуться оттуда Ашхен довелось только в 1947-ом.

После ареста матери Булат жил в семье родственников в Тбилиси. Мальчик учился в школе, затем поступил токарем на завод. В 1942 году юноша записался добровольцем на фронт, участвовал во многих жестоких боях. В 1943 году получил ранение под Моздоком. В этот период Окуджава и написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».


Когда закончилась война, Булат Шалвович поступил в Тбилисский госуниверситет на педагогический факультет. Окончил вуз в 1950 году и начал работать учителем в сельской школе. По распределению на два с половиной года будущий бард попал в деревню Калужской области Шамордино. В это время Окуджава постоянно писал стихи, многие из которых затем стали песнями.

Литература и музыка

Старт его литературной карьеры датируется 1954 годом. Булат Окуджава был на встрече литераторов Н. Панченко и В. Кобликова с читателями, а после окончания мероприятия набрался смелости и предложил им свои стихи. Стихи понравились – вскоре Окуджаву начала печатать калужская газета «Молодой ленинец».


В 1956 году там же, в Калуге, вышел сборник поэзии «Лирика». Стихи Булата Окуджавы понравились. В 1961 году альманах «Тарусские страницы» напечатал повесть писателя «Будь здоров, школяр». В 1987 году автобиографичное произведение было издано отдельным тиражом. Всего за четыре десятилетия было издано порядка 15 поэтических сборников, среди которых «Острова», «Веселый барабанщик», «Март великодушный», «Арбат, мой Арбат».


Не оставил в стороне Булат Окуджава и произведения для детей и юношества, самым известным из которых стала сказка «Прелестные приключения». Детскую повесть литератор создавал, описывая свои будни в Ялте сказочным языком в письмах к маленькому сыну. Есть в библиографии Булата Шалвовича и одна пьеса, которую тот написал в 1966 году, – «Глоток свободы».

Булат Окуджава занимался и переводами с арабского, шведского, финского языков, переводил в основном стихи. До 1961 года автор работал редактором издательства «Молодая гвардия» и заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Затем уволился и по найму больше никогда не работал – занимался творчеством.


Поэтом-песенником Булат Окуджава стал в 1958 году. К тому времени литератор уже вернулся в Москву – его родителей реабилитировали.

Концерты Окуджавы проходили с аншлагом: афиш в столице не было, зато отменно работало «сарафанное радио». В начале 60-х Булат Окуджава был одним из самых популярных советских бардов. Его песни «На Тверском бульваре», «Сентиментальный марш» и другие запомнились и полюбились слушателям. Отдал дань музыкант и своей исторической родине – Грузии, создав музыкальную композицию «Виноградная косточка».


Первый официальный концерт Окуджавы состоялся в Харькове в 1961 году. После этого поэт и певец начал гастролировать по городам СССР. Исполнитель стал ярким представителем русской авторской песни - это было его основным творческим направлением.

Творчество Булата Шалвовича повлияло на развитие бардовского течения, куда также вошли , . Две песни Окуджавы – «Возьмемся за руки, друзья…» и «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля еще вертится…») – получили статус гимнов слетов авторской песни. До сих пор проходят фестивали имени Булата Окуджавы в Москве, Перми, на Байкале, в Израиле, действует и слет авторов-исполнителей «И друзей созову...».


В 1962 году он написал первую песню для кинофильма – это была композиция для картины «Цепная реакция». К сожалению, фильм успехом не пользовался. Зато следующая песня для кино моментально стала суперхитом: «Нам нужна победа», исполненная в фильме «Белорусский вокзал», звучала по радио и с магнитофонных записей.

Булат Окуджава писал песни к картинам «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья», «Ключ без права передачи», «Покровские ворота». Песню «Ваше благородие, госпожа удача» к культовому фильму «Белое солнце пустыни» тоже написал Окуджава. В общей сложности песни барда прозвучали почти в 80 советских фильмах.

В 1967 году Окуджава был во Франции, где записал 20 своих композиций – они стали основой для пластинки, которая вышла в Париже через год. В 1974 году Окуджава записал первую долгоиграющую пластику в СССР, но вышла она через два года. В 1978-м был записан еще один диск, а в середине 1980-х вышли две пластинки песен о войне, куда вошли уже известные по фильмам музыкальные композиции «До свидания мальчики», «Бери шинель, пошли домой», «Песенка о пехоте» и другие.

Песни Булата Окуджавы до сих пор не забыты, их исполняют многие артисты эстрады – , .

Говоря о биографии Булата Окуджавы, следует также отметить его участие в кинематографе. Роли артиста были только эпизодическими, появлялся он в роли камео, а порой и вовсе не был указан в титрах. Это фильмы «Цепная реакция», «Ключ без права передачи», «Застава Ильича», «Храни меня, мой талисман». Более крупная роль досталась Окуджаве в восьмисерийном художественном фильме «Строговы», где Булат сыграл офицера.


Попробовал себя Окуджава и в качестве киносценариста. С его участием создавался сценарий к фильму «Верность», режиссером и вторым сценаристом которого стал . Фильм рассказывал историю молодого солдата, бывшего десятиклассника Юры Никитина (Владимир Четвериков), который встретил свою любовь – девушку Зою (), когда был уже студентом пехотного училища. Но спустя несколько дней после встречи юношу отправляют на фронт, где он погибает.

Фильм получил главный приз II Всесоюзного кинофестиваля, а также премию Венецианского фестиваля в номинации «За лучший дебют». В середине 60-х Окуджава участвовал также в создании сценариев к картине «Женя, Женечка и «Катюша» и не поставленному фильму об .

Личная жизнь

С ранних лет Окуджава отличался большой влюбчивостью. Еще в школе Булат проявлял романтические чувства к одноклассницам. Каждый раз из-за очередного переезда из города в город платонические отношения рушились.


Когда после войны Булат Окуджава на некоторое время вернулся в Москву, он познакомился с девушкой Валентиной, которая, как и он, жила на Арбате. Дама сердца училась в студии им. и не проявляла интереса к невысокому черноглазому парню. Позднее девушка стала не менее знаменитой на весь Советский Союз персоной – по праву называли легендой советского телевидения.

Остепениться Булату Окуджаве удалось рано. Сказывалась тоска по домашнему уюту, которого молодой человек был лишен из-за репрессий родителей, а затем и участия в войне.


Его первая супруга – Галина Смольянинова, училась с Булатом в одном вузе. Поженились студенты на втором курсе. В этом браке у супругов родились двое детей. Но дочь умерла в раннем возрасте, а сын Игорь, будучи взрослым, пристрастился к наркотикам, попал в тюрьму. В 1964 году семья распалась. Ровно через год, в день развода, Галина умерла от разрыва сердца: ей было 39 лет.

Второй женой Булата стала Ольга Арцимович, физик по образованию. В семье родился сын Антон, который пошел по стопам отца и стал музыкантом и композитором. Отношения в этом браке складывались счастливо, хотя фотографий и других свидетельств сохранилось мало.


С середины 80-х годов личная жизнь Булата Окуджавы была связана с еще одной женщиной, певицей Натальей Горленко. Они прожили в гражданском браке несколько лет, но бард так и не решился на расставание с Ольгой. В последние дни и часы жизни поэта именно Арцимович была рядом с Булатом.

Смерть

Последние годы жизни Окуджава провел в Париже. После трагической гибели старшего сына Игоря здоровье маэстро подкосилось – Окуджава всегда чувствовал вину за судьбу первенца. Поэта госпитализировали в больницу с гриппом, который дал осложнение на почки. Прогнозы врачей не обнадеживали. Окуджава всегда считал себя верующим человеком и за несколько часов до смерти принял крещение. Булата Шалвовича нарекли в честь .


Бард умер 12 июня 1997 года в возрасте 73 лет от почечной недостаточности в военном госпитале в пригороде Парижа. Похоронили Булата Окуджаву на Ваганьковском кладбище в Москве.

Библиография

  • 1956 – «Лирика»
  • 1959 – «Острова»
  • 1966 – «Глоток свободы»
  • 1967 – «Фронт приходит к нам»
  • 1967 – «Март великодушный»
  • 1971 – «Прелестные приключения»
  • 1976 – «Арбат, мой Арбат»
  • 1985 – «Свидание с Бонапартом»
  • 1987 – «Будь здоров, школяр!»
  • 1991 – «Приключения секретного баптиста»
  • 1993 – «Милости судьбы»

Песни

  • 1958 – «До свидания, мальчики»
  • 1966 – «Песенка о пехоте»
  • 1967 – «Виноградная косточка»
  • 1967 – Союз друзей»
  • 1967 – «Ваше Благородие, Госпожа Удача!…»
  • 1971 – «Нам нужна одна победа»
  • 1974 – «Женюсь»
  • 1975 – «Песенка кавалергарда»
  • 1975 – «Песня о Поле Чудес»
  • 1975 – «Пожелание друзьям»
  • 1982 – «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный…»


Поделиться