Особенности работы классного руководителя в начальной школе. Курсовая работа особенности работы классного руководителя в начальной школе

Классный руководитель в общеобразовательной школе – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной и воспитательной работы. В начальной школе эти обязанности выполняет учитель, ведущий класс.

Задачи классного руководителя:

  • создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности и эмоционального комфорта);
  • организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни;
  • организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Основные направления деятельности классного руководителя

  • 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка:
    • изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоционального самочувствия, отражая все эти данные в психолого-педагогическом дневнике;
    • изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, подбирая виды и формы деятельности для их развития;
    • организует процесс воспитания и обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
    • корректирует межличностные связи в классе, гуманизируя межличностные отношения;
    • в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (особенно "трудных") к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, самоуправлению.
  • 2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):
    • помогает в организации классной деятельности детей: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений и накопления положительного коммуникативного опыта;
    • участвует с классом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
    • способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и группу от грубости и произвола в любой форме.
  • 3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
    • помогает отдельным ученикам в преодолении проблем на уроках или при выполнении домашних заданий. Консультирует родителей;
    • поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе;
    • организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учебным и психологическим проблемам учащихся и участвует в них;
    • способствует развитию познавательных интересов детей с помощью классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов.
  • 4. Организует и направляет работу с родителями, привлекая их к участию в управлении школой.
  • 5. Организует режим питания и жизнедеятельности учащихся в школе.
  • 6. Ведет необходимую документацию.
  • 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех происшествиях, имеющих реальную и потенциальную опасность для воспитанников.

Должностная инструкция классного руководителя

  • 1. Функции.
  • 1.1. Организация деятельности классного сообщества.
  • 1.2. Организация учебной работы детской группы и отдельных учащихся.
  • 1.3. Организация внеучебной жизнедеятельности класса.
  • 1.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
  • 1.5. Социальная защита школьников.
  • 1.6. Работа с родителями, общественностью, семьями учащихся.
  • 2. Должностные обязанности.
  • 2.1. Ведет журнал класса.
  • 2.2. Ведет личные дела учащихся класса и следит за их состоянием.
  • 2.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в советы дел школы, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
  • 2.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
  • 2.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
  • 2.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
  • 2.7. Организует питание учащихся. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к таким детям.
  • 2.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд.
  • 2.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, совместно с социальным педагогом контролирует посещение уроков "трудными" учащимися.
  • 2.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе детей.
  • 2.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
  • 2.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
  • 2.13. Создает условия для развития наиболее одаренных учащихся, развития познавательных интересов, расширения кругозора школьников (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т.п.).
  • 2.14. Привлекает психолога для организации умственного труда и воспитания учащихся (групповые и индивидуальные консультации).
  • 2.15. Создает микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
  • 2.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.
  • 2.17. Организует охрану здоровья учащихся с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную и физкультурную работу.
  • 2.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с коллективом детской группы (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.п.), проводит не менее одного классного тематического часа в месяц.
  • 2.19. Изучает личность каждого школьника в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, психолога, родителей.
  • 2.20. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничает с социальным педагогом.
  • 2.21. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
  • 2.22. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
  • 2.23. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
  • 2.24. Изучает условия воспитания детей в семье.
  • 2.25. Организует работу с родителями учащихся, проводит индивидуальные консультации, привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса, влияет на общение детей с родителями.
  • 3. Права. Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции.
  • 3.1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в процессе урока).
  • 3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
  • 3.3. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
  • 3.4. Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями обучающихся – приоритетная в начальной школе. Только в единстве деятельности учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Как отмечают И.И. Юдин, И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава обучающихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий: исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же обучающегося, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; изучение личности обучающегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; определяются перспективы развития обучающегося и коллектива; исследования носят комплексный системный характер; диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которого становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.

Положение классного руководителя начальных классов в системе управления школой определяется, во-первых, общими задачами обучения и воспитания, стоящими перед данной школой; во-вторых, местом класса как организованного объединения обучающихся, основной и устойчивой ячейки общешкольного сообщества и главной сферой самореализации каждого ребенка; в-третьих, функциональными обязанностями классного руководителя и потребностями в нем класса; в-четвертых, особенностями личности педагога.

В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:

С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.

С педагогами дополнительного образования . Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

С педагогом-организатором . Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.

С социальным педагогом . Классный руководитель призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ работа

На тему:«Особенности работы классного руководителя в начальной школе »

Севастополь, 2012
Содержание

Введение………………………………………………………… …………………………………3
1 История возникновения классного руководителя…………………… ………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя…………………… …………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...… …….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя……………………………………………… ………..8
3.2 Функции классного руководителя……………………………………………… …………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13- 16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17- 21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями…………… ………….…22-23
Вывод………………………………………………………………… …………………….…..24-25

Введение.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1.История возникновение классного руководства.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

2.Сущность деятельности классного руководителя.
Классный руководитель- педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.
Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:
1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;
2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.
Деятельность классного руковод ителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

3.Цель, задачи, функции классного руководителя.
3.1.Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:

      формирование и развитие коллектива класса;
      организация системной работы с обучающимися в классе;
      создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
      организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
      защита прав и интересов обучающихся;
      гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
      формирование здорового образа жизни;
      формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
      организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3.2.Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций:
- аналитико-прогнастическую;
- организационно-координирующую;
- коммуникативную;
- контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;
- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Педагогические задачи классного руководителя
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:

      аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
      конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
      организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
      оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
      коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Полнота присутствия этих задач в сознании и деятельности педагога определяет уровень его субъектности в воспитательной системе.
Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

4.Организация воспитательной работы в классе
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.
В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:
- соц. помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все педагогические цели можно условно разделить на 2-е взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на результат воспитания ребёнка.
Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.
Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Основная задача педагога – помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказываю методы воспитания.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого – формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.
Методы стимулирования помогают формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать на чувства, а через них – на ум и волю человека ». Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способностей к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше – решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания – рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, и
и т.д.................

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет
главного лепестка среди многих лепестков, создающих
красоту цветка.
В. Сухомлинский
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из
таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это
искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь
прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это
талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель.
В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут
необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна
не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту
окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать
активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и
черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого
сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель
начальных классов человек творческий, он с интересом и личной
заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир –
результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном
контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто,
только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания
ребенка. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в
таком образовательно­воспитательном процессе комфортно всем.
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких
основополагающих принципов, таких, как (слайд 2)
­деятельностный творческий подход,
­ сотрудничество,
­открытость

­ системность.
В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе
возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И
ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у
каждого ученика его личную «зону успеха».
Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование
дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются
толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача,
которая стоит перед классным руководителем.. Вся работа с детьми строится
так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был
вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный
коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, приходится решать
другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего,
необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он
мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес
ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял
свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых
творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.
Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение
творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это
распространяется как на уроки, так и на любые виды деятельности вне
уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции,
чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином,
которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где­то
требуется помощь или участие.
Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером
должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении
детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на
поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на
каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе
отношения между учениками. Прежде, чем дружный коллектив будет
сформирован, процесс проходит ряд важных этапов.
Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе.
(слайд3)

Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к
школьной жизни. Учитель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого
ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики.
Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.
На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс,
учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности
коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми.
Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети
не чувствовали себя разрозненно.
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее
слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании
индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на
воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются
явные лидеры группы.
В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут
самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе
свое собственное «я». Класс в каких­то ситуациях может что­то делать
самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны
распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения
итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что
коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми
методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель
единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и
такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою
тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению
класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.
(слайд 4)
Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми
разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы
нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы
класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные

мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические
вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные
праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети
принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют
сплочению группы.
Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с
удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к
проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от
взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал
ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть
содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых
занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо
поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную
цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.
Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или
класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует
их свободное время. В современном мире дети большую часть времени
проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и
подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и
совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными
для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Работа классного
руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании
психологического комфорта в классе. Его главной задачей является
сформировать сплоченность между детьми.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного»
руководителя»: (слайды 5,6)
Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные
тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедливой ­ ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях
больше, чем плохого.
Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных
моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный
руководитель ­ мать от завтрака и до обеда.
(слайд 7)
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и
руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У
каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только
отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

«Самый опасный результат образования

– это прекрасно информированные люди,

не отягощенные совестью»

(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).

В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.

Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.

Если мы рассмотрим ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».

- Классное руководство

Лучшие учителя

Талантливая молодёжь

Федеральные университеты

Бизнес-школы мирового уровня

Школьное питание

Образование военнослужащих-контрактников

На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

Родительские собрания;

Общешкольные конференции;

Анкетирование и тестирование;

Открытые мероприятия для родителей;

Совместные экскурсии;

Привлечение всех родителей к классным праздникам;

Знакомство с родословной семьи.

Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Спортивные эстафеты;

Фольклорные праздники;

Участие в различных акциях и конкурсах;

Календарные и школьные праздники.

Анализируя мой опыт классного руководителя, хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в помощи родителей, но постепенно становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, расширяют свой кругозор, учатся планировать свою работу. В 3-4-м классах дети уже способны создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах, классных праздниках и т.д. К окончанию начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир (проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний» и многие другие). Так работа моя и моих учеников над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный ». Положение конкурса предписывает участие в нем два года. В первый год формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы. Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса является открытое внеклассное мероприятие. В моем случае – это фольклорный праздник по теме «День Калевалы», на котором присутствовали не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся. Это внеклассное мероприятие дало простор фантазии учащихся. Они легко включились в игровые действия, стали непосредственными участниками народного праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы» носит межнациональный характер. Итогом участия в конкурсе стало 2 место в районе.

Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые ожидаемые результаты. Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми. Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется. Но выпускнику начальной школы по силам:

Осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;

Стремиться быть нравственным;

Подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми

«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).

Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов. Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный и воспитательный более насыщенным и продуктивным.

Htpp://www.innovativeteachers.ru – сеть творческих учителей.

Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».

С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга Наталия Викторовна Зязенкова.

Список использованной литературы:

Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;



Поделиться