Какие намазы можно совмещать. Разрешается ли совмещать намазы 'аср с Джум'а? Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Свидетельство Джабера:

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .

Положения, в которых путник обязан делать намаз полностью

Пишет выдающийся ученый, исследователь, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали (ум. 1033 г.х.): «Он обязан делать намаз полностью

  • если его время наступило до того, как он покинул свой населенный пункт ;
  • или если он молится за тем, кто делает намаз полностью;
  • или если он не имел намерения сокращать, когда начал молитву;
  • или если он намеревается просто оставаться жить в этом месте;
  • или если он намеревается оставаться в нем больше четырех дней ,
  • или если он остановился в данной местности по нужде и счёл, что решит свои дела только после четырех дней;
  • или если он отложил совершение молитвы, не имея оправдания, так что не осталось для нее времени в отведенный временной промежуток»

Когда и сколько дней путник может сокращать намазы во время стоянки?

Как понятно из предыдущего пункта, путник может сокращать и совмещать молитвы в месте стоянки, если намеревается оставаться в нем четыре дня (20 обязательных намазов) или менее. Есть и другие варианты, при которых на путника распространяется данное положение. Пишет шейх Марьи аль-Карми : «Также он сокращает молитвы

  • если остановился по нужде без намерения оставаться жить более четырех дней и не знает, когда освободится;
  • или его несправедливо задержали;
  • или он задержался в некой местности по причине дождя,

даже если при этом остается в данной местности годами» . См. «Далиль ат-талиб», с. 52.

Совмещение намазов для путника

Совмещать молитвы путник может как во время первого из двух намазов, так и во время второго. Может делать намазы зухр и ‘аср во время, отведенное для зухра, а может во время, отведенное для ‘асра. И так же с магрибом и ‘иша: может переносить ‘иша на время магриба и делать сразу после магриба, а может переносить магриб на время ‘иша, и делать прямо перед ‘иша. В зависимости от того, как ему удобнее.

Условия совмещения намазов путником

Пишет о них шейх аль-Карми :

«Если он объединяет молитвы во время первой из них, то условиями действительности объединения будет

  • намерение на объединение во время начала первой;
  • не разделять между ними чем-либо вроде дополнительной молитвы, — допускается лишь временной промежуток, достаточный для произнесения и совершения сокращенного малого омовения (вуду);
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала в начале каждой из двух молитв;
  • чтобы молящийся не прерывался, пока не закончит вторую.

А если он объединяет молитвы во время второй из них, то условия следующие:

  • чтобы намерение объединить их присутствовало еще во время, отведенное для первой, до того выйдет ее время из-за наступления времени второй;
  • чтобы причина, дозволяющая совмещение, существовала при наступлении времени, отведенного для второй молитвы. Других условий нет» . См. «Далиль ат-талиб», с. 53-54.

Это основные положения, с которыми может столкнуться большинство путников. А кто будет изучать фикх мазхаба, тот с дозволения Всевышнего узнает гораздо больше деталей, подробностей и постановлений, касающихся затронутой темы.

Передал Муслим в своем «Сахихе», что Я’ля ибн Умейя, да будет доволен им Аллах, спросил у Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Почему мы сокращаем молитвы, мы ведь в безопасности?» Умар ответил: «Я спросил об этом пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Это милостыня, которой облагодетельствовал вас Аллах, так примите Его милостыню» » .

У ученых ханбалитского это приблизительный минимум, а не категоричный. Фактическое расстояние может быть и несколько меньшим.

Спросили имама Ахмада: «При каком расстоянии сокращаются намазы?» Он ответил: «В четыре барида» . Его спросили: «Путь одного полного дня Он ответил: «Нет. Четыре барида. Это шестнадцать фарсахов. Путь двух дней» . — Т.е. при передвижении в дневное время.
Передал имам Абу Бакр ибн Аби Шейба с достоверным от Ибн Аббаса, что он сказал: «Сокращаются намазы при пути, который занимает день и ночь» . См. «Аль-Мусаннаф» 8119.
Передал имам аш-Шафии с иснадом от Ибн Аббаса, что его спросили: «Сокращаются ли намазы при поездке (из Мекки) в Арафат?» Он ответил: «Нет. Сокращаются при поездке в ‘Усфан, или в Джидду, или в Таиф» . См. «Аль-Умм» 1/211-212.
И передал имам ад-Даракутни от Ибн Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О жители Мекки, не сокращайте намаз, если путь меньше, чем четыре барида. (Сокращайте если путь, как) от Мекки до ‘Усфана» . Мухаддисы высказались о том, что данное сообщение имеет слабый иснад до пророка, мир ему и благословение Аллаха, и должно считаться словами Ибн Аббаса, а не пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но и с другим, неизвестным нам иснадом.

Четыре барида — это 48 миль. Ученые ханбалитского мазхаба используют в исчислении хашимитские мили. Хашимитская миля составляет 6000 локтей, а один локоть — 48 см. Подсчет 48 * 6000 * 48 дает 13 824 000 см. Что в километрах равно 138,24.

В наше время расстояние между указанными населенными пунктами имеет меньшее значение — около 90 км. Возможно, причина этого в прямоте новых связующих дорог, для которых были разрушены огибаемые ранее путниками горы и холмы; в разрастании городов и в приблизительном характере оценки минимального расстояния.

От передаются и другие сообщения о расстоянии, при котором сокращается молитва, и часть из них можно понять как повествование о месте в котором произошло сокращение, а не как извещение о конечном пункте путешествия.

Передается от Абу Басры аль-Гифари сообщение, из которого может быть понято, что согласно сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, человек становится путником еще до выхода в путь, только лишь вознамерившись. Передал Абу Дауд, что Убейд ибн Джабр рассказывал: «Я был с Абу Басрой аль-Гифари, когда на корабле мы отплывали из Фустата. Это был месяц рамадан. Он отчалил. Затем подоспела его еда. Мы еще не проплыли дома, как он позвал к трапезе. Затем он сказал: «Давай, ближе». Я сказал: «Разве ты не видишь дома?» Он ответил: «Ты не желаешь сунны посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» — И тогда он стал есть.

Основа в этом вопросе — слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» . [Женщины, 101]
Сказал имам : «Не будет человек странствующим, пока не выйдет. И от пророка, мир ему и благословение Аллаха, передано, что он начинал сокращать молитвы, когда выходил из Медины. Сказал Анас: «Я делал с пророком в Медине молитву зухр в четыре ракята, а в Зуль-Хулейфе (мы делали) два ракята». В передаче этого хадиса сошлись и Муслим.
А что касается Абу Басры, то он не стал есть, пока не отчалил. И слова «не проплыли дома» означают — и Аллах лучше знает — «не отдалились от них». На это указывают слова Убейда: «Разве ты не видишь дома?
Если это так, то разрешено ему сокращать намазы, даже если он находится близко к домам».
См. «Аль-Мугни» 2/191.

Объяснение имама Ибн Кудамы подтверждается также тем, что г. Фустат был новым — он основан во времена сподвижников на берегу реки, и кто отчаливал от берега, тот плыл не внутри города, а снаружи, вдоль его границы, наблюдая некоторое время городские дома со стороны.

Это мнение о положении путника передано от группы табиинов. Его также высказывали имамы: , аш-Шафии, аль-Аузаи, Исхак ибн Рахавейх, Абу Саур и ученые-ханафиты. А имам Ибн аль-Мунзир передал единогласие в этом мнении от всех тех, у кого он получал и от кого сохранил знания. См. «Аль-Мугни» 2/191-192. И передается от некоторых табиинов, что они придерживались обратного.

Т.е. наступило время обязательной молитвы, когда тот, кто собирается в дорогу был еще в своем населенном пункте. Он не стал совершать эту молитву в своем населенном пункте и вышел в путь. Через некоторое время, будучи за городом в пути, он решил сделать эту молитву. Он обязан делать ее полностью, так как она стала для него обязательной еще тогда, когда положения путника не распространялись на него.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший из Мекки) может оставаться в Мекке три дня» . В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. Хадис указывает на то, что такое время человек остается путником, а затем становится оседлым жителем, как пояснил имам Ибн Кудама. См. «Аль-Мугни» 2/212.
И передали аль-Бухари и Муслим, что Анас сказал: «Мы вышли с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Мекку (для хаджа), и он сокращал намазы, пока не вернулся. В Мекке он пробыл десять дней, сокращая намаз» . — То есть четыре дня он прожил в Мекке, а затем шесть дней выполнял обряды хаджа в Мине, Арафате и Муздалифе.
Мнение о четырех днях передается от ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и Катады, да помилует его Аллах. Также это мнение имамов Малика, аш-Шафии, Абу Саура с небольшими различиями в деталях.

Потому что он совершил грех, пропустив время молитвы, а облегчения шариата не распространяются на грехи. Его совершение такой молитвы во время второй уже будет , а не совмещением.

Так понимают ученые-ханбалиты и абсолютное большинство ученых известные сообщения о том, что некоторые сподвижники, находясь в одной местности, и будучи путниками, сокращали молитвы долгое время.
Из таких сообщений то, что сказал Нафи’: «Ибн Умар оставался в Азербайджане шесть месяцев, делая намазы по два ракята. Потому что снег завалил выход» .
И передал Хафс ибн Абдуллах, что Анас ибн Малик оставался в Шаме (Левант) два года, совершая намаз путника.

Если уточнить, то причины для длительного пребывания в положении путника при проживании в одной местности будут две:

  1. Намерение выехать со дня на день, тогда как дела и заботы отодвигаются все дальше и дальше. Как если человек имеет намерение что-то купить, а продавец каждый день сообщает, что товар прибудет завтра или послезавтра.
  2. Вынужденная задержка не по причине интересов и намерения путника, а по причине внешних обстоятельств. Вроде ливней, обильных снегопадов, болезни, плена, тюрьмы и тому подобного.
    Шейх Абдульгани ибн Ясин аль-Лябади (ум. 1319 г.х.), объясняя это положение в мазхабе, пришел к заключению, что даже знание путником того, что по причине таких обстоятельств он задержится больше, чем на четыре дня, не лишает его положения путника.
    Шейх писал: «Из этого понимается, что если путник попадет в зону карантина и будет оставаться в ней даже длительное время, то он может сокращать намазы. Даже если знает, что ему придется там оставаться долго. Подобно тому, кого несправедливо задержали (арестовали/удерживают) — он сокращает молитвы, даже если знает, что не освободится еще долгое время.
    Таким же будет положение, если люди, совершившие хадж, прибудут в Джидду, возвращаясь в свои страны, не найдут корабля, на котором могли бы уплыть, и узнают, что корабля не будет еще много дней. Им можно будет сокращать молитвы столько, сколько они будут там находиться. Потому что у них нет никакой нужды в этой остановке, и, наоборот, из-за нее они испытывают предел расстройства и осложнений. И если бы не это обстоятельство, в котором нет у них никакого интереса, то не остались бы они в этом месте и на час. В отличие от того, кто остается для достижения своих интересов и знает, что сможет достичь задуманного только через четыре дня.
    Это то, что понимается из их (прежних ученых мазхаба) слов, и не годится опираться на иное понимание.
    С нами произошло то же самое, и мы сокращали молитвы, и давали людям фатву о разрешенности сокращения. А Пречистый Всевышний Аллах лучше знает» . См. «Хашия ‘аля Нейль аль-ма-ариб» 1/91.

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д. Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы . Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен .

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’ . Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта) .

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы .

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями» . В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме» .

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся» .

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех» . Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом .

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и бо льшая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)» . Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов . Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман» .

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути» .

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)» .

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

Там же. С. 349–351.

Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

А — Понятие «сафара»

«Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

«Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

«Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

«Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

«Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

«Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

«Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

«Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

(См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

«Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

В — Завершение путешествия

После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

  1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
  2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
  3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

«Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

«Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

«Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».



Поделиться