Как делать коллективный намаз. Присоединение к джамаат-намазу. Что должен делать опоздавший

Присоединиться к джамаат-намазу можно в любое время до произнесения имамом первого “Салама” (в конце намаза). Даже если ма’мум присоединится к джамаат-намазу перед произнесением “Салама” , он получает вознаграждение за джамаат-намаз, но его вознаграждение (саваб ) будет намного меньше, чем у того, кто начал намаз вместе с имамом. Поэтому лучше всего начинать джамаат-намаз вместе с имамом.

Присоединившись к джамаат-намазу, ма’мум следует строго за имамом, то есть опоздавший ма’мум начинает намаз не с самого его начала, а с того места, до которого дошел имам.

Если ма’мум присоединился к джамаат-намазу позже и не успел с джамаатом совершить положенное количество ракаатов, то он восполняет их после того, как имам произнесет первый “Салам” . Ма’мум при этом произносит “Аллагьу акбар”, встает и совершает недостающее количество ракаатов. Если, например, ма’мум присоединился к джамаату в тот момент, когда читают молитву стоя, и имам в это время начал поясной поклон, а ма’мум не успел прочитать суру “Фатиха”, то он не дочитывает “Фатиху”, а следует за имамом. Причем, этот ракаат ему засчитывается как совершенный. Если ма’мум успел присоединиться к джамаату, когда имам начал поясной поклон, и при этом успел наклониться до того, как имам начнет выпрямляться, то и в этом случае ма’муму ракаат засчитывается. А для имама в таком случае является суннатом задержаться в поясном поклоне, пока вновь присоединившийся к джамаату ма’мум тоже не совершит поясной поклон, но не надолго. Кроме того, такая задержка не должна зависеть от того, кто подошел.

Другой пример: если мусульманин присоединился к джамаату, когда читают молитву “Аттахийяту” сидя на коленях, то он, вступив в намаз, принимает положение сидя на коленях и тоже начинает читать “Аттахийяту” ; в дальнейшем он следует за имамом, даже если не успел дочитать “Аттахийяту” .

Иногда ма’муму, опоздавшему на начало джамаат-намаза, приходится читать “Аттахийяту” три или даже четыре раза, пусть это не беспокоит вас.

Для чтения “Аттахийяту” правило таково: ма’мум считает, сколько ракаатов он совершил за имамом, и, продолжая молитву самостоятельно, “Аттахийяту” читает после своего второго (считая с самого начала, включая ракааты, совершенные за имамом) и после последнего ракаата.

Например, если ма’мум за имамом совершил только один ракаат, то после завершения намаза имамом он встает на второй ракаат, после него читает “Аттахийяту” и далее совершает намаз как обычно. Если же он успел за имамом совершить три ракаата (в 4-ракаатном намазе), то после завершения намаза имамом ма’мум встает, совершает четвертый ракаат и после него читает “Аттахийяту” , затем дает “Салам”.

Если джамаат-намаз совершают двое (имам и стоящий по правую сторону от него ма’мум), а третий мусульманин хочет присоединиться к ним, то он, вступая в намаз, делает знак (дотрагивается до плеча) ма’муму, и тот делает шаг назад (это для него является суннатом), чтобы стать вдвоем в один ряд позади имама. Имам также может сделать шаг вперед, но предпочтительнее, чтобы отошел ма’мум.

Если для мусульманина, который хочет присоединиться к джамаату, в последнем ряду ма’мумов нет места, то он, вступив в намаз, дотрагивается до плеча ма’мума, стоящего с краю, делая ему знак, а тот делает шаг назад, чтобы стать в заднем ряду вместе с подошедшим, ибо нежелательно (макрух), чтобы ма’мум стоял в ряду один.

Если один мусульманин собирается присоединиться к намазу, который в одиночку совершает другой мусульманин, то подошедший вступает в намаз, делает тому знак (дотрагивается до плеча), при этом тот, кто в намазе, делает сердцем нийят, чтобы продолжить намаз с джамаатом. Подошедший становится справа и чуть позади имама, и они совершают джамаат-намаз.

Точно так же, если имам завершил намаз, а кто-то опоздавший совершает свои недостающие ракааты, подошедший в это время может стать за ним, сделав ему знак, и у них получится джамаат-намаз. Но лучше совершить заново (с самого начала) джамаат-намаз с кем-либо, например, дождавшись, пока тот закончит свой намаз, а затем совершить с ним джамаат-намаз. Для тех, кто уже совершил намаз, составление джамаата для опоздавшего, является суннатом.

Для имама не существует каких-либо особенностей совершения намаза, кроме того, что он в нийяте выражает намерение совершить намаз в качестве имама, громко произносит “Аллагьу акбар” и другие молитвы, произносимые в начале каждого действия, и громко читает суру “Фатиха” (а также другую суру или аят за ней) в первых двух ракаатах утреннего, вечернего, ночного и пятничного обязательных намазов, а также праздничных (гIид) суннат-намазов и таравихов. В то время, когда в этих намазах ма’мумы читают суру “Фатиха” , имам про себя читает какую-либо суру или аят Корана примерно такой же продолжительности, что и “Фатиха” , или читает дуа. На этом различия между намазом в роли имама и обычным намазом заканчиваются. Поэтому нежелательно мусульманам совершать намазы в одиночку, оправдываясь тем, что никто из них не знает, как руководить намазом.

Но владеющий махраджем (правильным произношением звуков и правильным чтением молитв) не может совершать намаз за не владеющим махраджем.

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Салатуль-жумгIа)

Пятничный намаз – это двухракаатный коллективный намаз, совершаемый в пятницу во время обеденного намаза всей мусульманской общиной. Пятничный намаз обязателен (фарз) для всех мусульман мужского пола, достигшим совершеннолетия (т.е. половой зрелости, примерно 14,5 лет) и проживающих в данном населенном пункте.

Чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих махраджем (т.е. правильным произношением звуков и правильным чтением молитв).

В каждом населенном пункте пятничный намаз совершают всей общиной в одном месте – в джума-мечети. Только в том случае, если джума-мечеть переполняется и не вмещает всех, допускается совершение пятничного намаза в другой мечети.

Азан для пятничного намаза обычно возвещают дважды. После первого азана совершают суннат-намазы и могут читать проповедь. После второго имам читает хутбу (хутIба -специальная пятничная проповедь на арабском языке), состоящая из двух частей. После окончания первой части хутбы имам садится, и в это время читают дуа (молитву-мольбу). Затем имам встает и читает вторую часть хутбы, после чего сразу читают “камат” (къамат ) и приступают непосредственно к пятничному намазу.

В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта или не набирается сорок человек, владеющих махраджем, или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-ракаатный обеденный намаз. После него читают азкары (молитвы), читаемые после намаза, и совершают ратибаты (суннат-намазы). Очень ценным является чтение сразу за пятничным намазом (или за обеденным намазом, совершенным после пятничного) по семь раз следующих сур Корана: “Фатиха” (“АлхIам”), “Ихлас” (“Къулгьу”), “Фалак” (1-й “Къуль агIузу”) и “Нас” (2-й “Къуль агIузу”).

ДЖАНАЗА-НАМАЗ

(Заупокойная молитва)

Одной из обязанностей мусульман по отношению к умершему мусульманину является совершение над усопшим джаназа-намаза, предварительно омыв его и завернув в саван.

В джаназа-намазе поклоны не совершают, молятся стоя. Джаназа-намаз можно совершать в одиночку и с джамаатом.

ПОЛЬЗА КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

В Исламе совершение намаза с джама`атом имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению, между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный мусульманами джама‘атом, больше вознаграждения за намаз, совершенный в одиночку.
Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) так сказал об этом: «Саваб за коллективный намаз больше саваба за одиночный намаз в 27 раз».
«Тот, кто совершил коллективный намаз ‘иша, будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто совершил коллективный утренний намаз, будто бы совершал намаз всю ночь».
«Намаз двух людей (совершающих вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это любимее Аллахом».
«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз с джамаатом, то ими непременно овладеет шайтан. Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, Овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки».
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (, которые не пришли на молитву,) и сжечь их дома дотла!».Клянусь Аллахом! Если бы эти люди, не пришедшие в мечеть, узнали, что здесь раздают жирные куски мяса или же по две конечности, они бы обязательно пришли на ночной намаз».
Фард-намазы можно выполнять индивидуально, но совершение их группой верующих-мужчин считается сунной му’аккада. Сунна и нафиль-намазы не совершаются коллективно, за исключением таравих-намаза, который, будучи сунной, выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз витр, являющийся ваджибом, совершают коллективно в месяц Рамадан. Джум`а-намаз и праздничные намазы совершаются только коллективно.

СОВЕРШЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Тот, кто собрался совершить коллективный намаз, в намерении должен определиться, что в намазе он будет следовать за имамом.
Рассмотрим, как совершается коллективный намаз аз-зухр.
Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рака’ата:

1. Намерение: «Намерился совершить 4 рака`ата намаза аз-зухр фард, следуя за имамом ради Аллаха».
В каждом коллективном намазе делается намерение с добавлением слов «следую за имамом».
2. После Такбирату-ль-ифтитах, произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир, затем, сложив руки, читают дуа «Субханака» и умолкают. Во всех последующих рака`атах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносит., только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
3. Во время руку‘у джама‘ат произносит «Субхана Раббия-ль-‘азым» 3 раза про себя. Имам, сказав «Сами‘а-ллаху лиман хамидах», выпрямляется, и те, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва ляка-ль- хамд».Находясь в суджуде, джама‘ат произносит «Субхана Раббия-ль-а‘ля» 3 раза про себя.
4. Во время первого сидения джама‘ат и имам читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият», «Салават», дуа «Раббана атина» и вслед за имамом дают «Ас-салям».
Совершающий намаз с джамаатом во время такбира, руку‘у, последующего выпрямления, во время саджда и выпрямления после саджда, а также во время Ас-саляма должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая..Если опоздавший успел сделать намерение, такбир и совершить руку‘ до того, как имам выпрямится (после руку,‘) то этот рака‘ат засчитывается.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рака`ата:

Те, кто не успел на первый рака`ат, совершают намерение, такбир и начинают следовать за имамом. В последнем сидении читают только «Ат-тахият», затем, после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершив Ас-саляма, чтобы самостоятельно совершить один рака`ат, – тот, который не успели совершить с имамом. В кыяме этого рака‘ата, читают дуа «Субханака», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают руку‘у, суджуд и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина». После этого выполняют Ас-салям в обе стороны и на этом заканчивают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рака`ата:

Те, кто успел на 3-й рака`ат 4-х рака`атного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият»; затем, после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершив Ас-саляма, чтобы самостоятельно совершить два рака`ата, которые не успели совершить с имамом. В кыяме читают «Субханака», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив руку‘у и суджуды, со словами Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом – руку‘у и суджуды. В последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», совершают Ас-салям и завершают намаз.
Если намаз 3-х рака`атный, например аль-магриб или аль-витр, то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й рака‘ат, читают вместе с имамом в конце рака‘ата «Ат-тахият»; затем, после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершив Ас-саляма. В кыяме читают дуа «Субханака», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив руку‘у и суджуды, садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмилях», суру «Аль-Фатиха», и другую суру, совершают руку‘у и суджуды; и затем – в последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», совершают Ас-салям и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го рака`ата:

Совершают с имамом 4-й рака`ат и в последнем сидении читают только «Ат-тахият»; после того, как имам начнет выполнять Ас-салям в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар». Стоя, читают дуа «Субханака», «А‘узу-Бисмилях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив руку‘у и суджуды, садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру,совершают руку‘у и суджуды. Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха», совершают руку‘у и суджуды; и в последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», выполняют Ас-салям и завершают намаз.
Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из положения руку‘у последнего рака`ата, то после Ас-саляма имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.
Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился к джама‘ату до того как имам начал выполнять Ас-салям. При этом считается, что опоздавший получит саваб (вознаграждение), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

11:30 2017

Иногда случается так, что спешишь на намаз, хочешь его совершить джамаатом, но выходит непредвиденное обстоятельство и опаздываешь на начало намаза. Как поступить в случае, если пропущена первая часть молитвы или сунна полностью, какие бывают случаи и как правильно по Исламу продолжить намаз-джамаатом?

Для начала разберемся в терминах. Верующего, который совершил намаз полностью вместе с имамом называется «мудрик» .

Если кто-то приступил к намазу вместе с имамом, но в силу непредвиденных обстоятельств не совершил весь намаз или часть намаза с общиной, его называют «лахик» . Человека, присоединившегося к имаму не в начале намаза, а после руку’ 1-го ракаата, или во 2-ом, 3-ем или 4-ом ракаатах, называют «масбук» . Эти термины нам нужно знать для того, чтобы понимать литературу на эту тему.

Итак, изучим подробнее суть каждой ситуации, в которую может попасть верующий.

СЛЕДОВАНИЕ ИМАМУ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ (ИКТИДА )

Стоя за имамом, необходимо следовать за его действиями. Совсем необязательно его слышать. Тому, кто не видит имама, достаточно повторять действия стоящих впереди. Следовать за действиями тех, кто видит и слышит имама, означает следование имаму. При большом стечении народа на совместную молитву, на определенных местах становятся муадзины, которые повторяют за имамом такбиры вслух, при переходах в следующий рукн молитвы. Тот, кто не слышит имама, может действовать по такбиру муадзина.

Четыре положения мусульманина при следовании имаму:

1) Мудрик (Успевший) – Мусульманин, произнесший Вступительный Такбир вместе с имамом, и следовавший ему на протяжении всей молитвы – от начала и до конца.

2) Муктади – Опоздавший на вступительный такбир, но успевший произнести его в положении «стоя» и совершить вместе с имамом поясной поклон (руку’у) первого ракаата. Молитва Муктади также считается действительной, так как он успел совершить все фарды.

3) Лахик - Произнесший Вступительный Такбир вместе с имамом, но прервавший молитву для восстановления нарушенного омовения, а затем вновь продолживший следовать тому же имаму. Это делается следующим образом: Определив, в каком месте молитвы находится имам, он молча восстанавливает пропущенные действия, и, достигнув места в котором находится имам, продолжает молитву как обычно.

В положении Лахика оказывается и мусульманин, который, исполняя молитву за имамом, забылся в дремоте и пропустил один или несколько Фардов. Опомнившись, он действует так же, как и Лахик, – молча восстанавливает пропущенные фарды и далее следует имаму.

Если в положении Лахика оказывается мусульманин, читающий молитву самостоятельно (Мунфарид ), то ему после восстановления нарушенного омовения, дозволено продолжить молитву с прерванного места. Это дозволяется лишь с условием, что с момента прерывания молитвы и до продолжения ее, он ничем посторонним (нарушающим молитву) не занимался. В то же время, Мунфариду рекомендуется в подобных случаях все же исполнить молитву вновь.

4) Масбук – Опоздавший на один или более ракаатов.

Следование имаму Опоздавшего на Начало молитвы (Муктади ).

При опоздании на совместную молитву могут возникнуть различные положения. Это зависит от того, насколько позже опоздавший стал следовать имаму.

1. Человек, опоздавший на начало обязательной Утренней молитвы (Саляту-ль-Фаджр), действует по обстоятельствам:

а) если он поймет, что, прочитав Утреннюю сунну, не успеет присоединиться к джама"ату хотя бы в последнем сидении, то сунну не читает, а сразу присоединяется к джама"ату.

б) если он поймет, что, прочитав Утреннюю сунну, успеет встать хотя бы в конце второго ракаата на совместную молитву, то, может встать где-нибудь отдельно (в коридоре, или за колонной, или во дворе мечети) и прочитать сунну в ускоренном виде. Если такого свободного места не будет, то читать сунну весьма нежелательно - (макрух) . В таких случаях сунна не читается.

2. Человек, опоздавший на начало Полуденной или Пятничной молитвы действует следующим образом: а) если он поймет, что, прочитав сунну, успеет встать на фард, то исполняет сунну в стороне от джама"ата; б) если он поймет, что, занявшись сунной, не успеет встать на совместную молитву хотя бы к концу 1-го ракаата, то сразу становится за имамом с намерением исполнения обязательной молитвы. Пропущенную сунну прочтет после совместной молитвы. Нельзя прерывать начатую сунну утренней и полуденной молитв, а потом восстанавливать их после фарда, так как прерывать начатую дополнительную молитву без уважительной причины запрещено - харам ! ["Уйун-уль-бесаир" ].

Следование имаму Опоздавшего на Один или более Ракаатов (Масбука )

Так называют человека, опоздавшего на Совместную молитву (пропустившего один ракаат и более). Опоздавший действует по обстоятельствам, в зависимости от того, на сколько ракаатов он опоздал. Если кто-либо опоздал на начало молитвы и видит, что имам находится в положении Руку’у (поясной поклон), то, приняв намерение и произнеся Стоя вступительный такбир, сразу же становится в положение Руку’у и следует за имамом. Обратите внимание, что вступительный такбир "Аллаху Акбар" необходимо произнести именно Стоя . Если такбир будет произнесен в положении Руку’у , то молитва будет недействительной. Если опоздавший, и в связи с этим пропустивший первый ракаат совместной молитвы (Масбук ), не успел принять положение Руку’у, а имам уже встал в положение Кыям (стоя), то это значит, что Масбук пропустил этот ракаат (эту часть молитвы). Несмотря на это, опоздавшему необходимо исполнить за имамом остальные рукны этого ракаата и продолжать дальше.

Рассмотрим общие положения:

1. Масбук продолжает молитву за имамом с той части, на которую успел. После того, как имам отдаст приветствие, Опоздавший не отдавая приветствия, встает и заканчивает молитву самостоятельно, восстановив при этом пропущенные ракааты.

Действует он следующим образом :

а) Опоздавший на Утреннюю, Вечернюю и Ночную молитвы, которые читаются вслух, начинает следовать имаму не прочитав Субханака, а лишь произнеся Вступительный Такбир. После приветствия имама, встает и начинает восполнение пропущенной части молитвы с прочтения "Субханака…" и так далее, как это делается обычно.

б) Опоздавший на Полуденную или Предвечернюю молитву, читаемые тихо (шепотом), вначале произносит Вступительный Такбир, затем читает "Субханака…" и уже затем, молча, следует имаму.

в) Если опоздавший на молитву прибудет когда имам находится в положении Руку’у или Суджуд, то: - если поймет, что не успевает прочитать "Субханака…", - произносит стоя Вступительный Такбир и идет на Руку’у или Суджуд и далее продолжает за имамом; - если , произнеся Вступительный Такбир, опоздавший не успевает на данный Руку’у или Суджуд, то продолжает с того места, в каком оказался имам. Ему не надо отдельно исполнять Руку’у или Суджуд и догонять остальных.

2. После окончания молитвы, Масбук дожидается, когда имам отдаст приветствие в обе стороны, и после этого восстанавливает пропущенную часть молитвы.

Если опоздавший на молитву последует за имамом во время Ташаххуда, (первое или второе сидение в молитве) и начнет чтение "ат-Тахиййата", а в это время имам поднимется на следующий ракаат, то лучше не вставая сразу за имамом, вначале дочитать "ат-Тахиййат". Точно так же и в конце молитвы. Если имам уже отдал приветствие, а опоздавший еще не успел прочитать дуа, то вначале необходимо дочитать "ат-Тахиййат", а уже потом отдать приветствие, даже если в это время имам вступил в разговор или ушел.

(Однако надо учитывать то обстоятельство, что если в это время у имама нарушится омовение, то молитва масбука будет нарушена).

Если же Масбук встанет для восстановления пропущенной части молитвы, не дождавшись приветствия имама, то могут возникнуть три положения:

а) Если Масбук встанет раньше имама до окончания чтения им ат-Тахиййата, которое является фардом, то молитва Масбука будет нарушена, так как имам, которому он следовал, еще не закончил исполнение последнего фарда молитвы.

б) Если Масбук встанет раньше имама после окончания чтения им ат-Тахиййата, но до отдачи приветствия, то молитва Масбука будет действительной, но действия его будут оценены как весьма нежелательные (Макрух).

в) Если Масбук встанет раньше, чем имам отдаст приветствие, по уважительной причине (к примеру, под угрозой нарушения собственного омовения), то его поспешность не помешает быть молитве действительной (Сахих).

3. Масбук не отдает приветствия вместе с имамом. Однако если он по ошибке сделает это, но, вспомнив, сразу незамедлительно встанет и продолжит свою молитву, то ошибка его будет извинительной и ему не надо совершать Суджуд-ус-Сахв. Если же Масбук отдаст приветствие после имама, или после приветствия вместе с имамом совершит какое-либо действие вне молитвы, то его молитва будет нарушена.

4. Если в конце молитвы имам исполняет Суджуд-ус-Сахв (дополнительные два земных поклона из-за ошибки в молитве), то Масбук также исполняет эти поклоны. Дополнительные поклоны совершаются в любых случаях, и когда ошибся имам, и когда Масбук ошибется сам при самостоятельном исполнении пропущенных ракаатов. При совершении дополнительных поклонов за имамом надо лишь помнить о том, что Масбуку не надо отдавать приветствие за имамом.

5. В книге "Умдат-уль-Ислам" со ссылкой на книгу "Фатавайы Аттабы" говорится: Если Масбук, присоединившийся к молитве в третьем ракаате, закончит чтение "ат-Тахиййата" раньше окончания общей молитвы, то он не должен сидеть молча и не должен читать салаваты, а до приветствия имама повторять "Шахаду", так как данное сидение для него первое, а в первом сидении нельзя читать ничего кроме Ташаххуда. Если кто-либо при первом сидении будет читать салаваты, дуа, то ему из-за ошибки надо будет в конце молитвы совершить "Суджуд-ус-Сахв". Но и сидеть молча в том месте молитвы, где необходимо чтение - запрещено. Поэтому-то он и повторяет шахаду.

Способ восполнения Масбуком пропущенных ракаатов :

Масбук (человек, который начал следовать имаму после какого-либо ракаата) восполняет пропущенные ракааты после приветствия имама в обе стороны следующим образом:

В Утренней молитве :

1- Тот, кто присоединился к джамаату во втором ракаате Утренней молитвы, встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат…, Салли…, Барик…, Раббена атина…, и заканчивает молитву, отдав приветствие.

В 4-х ракаатных молитвах :

2- Тот, кто успел присоединиться лишь ко второму ракаату Полуденной, Предвечерней или Ночной молитвы (то есть, пропустивший 1 ракаат

3- Тот, кто присоединится к третьему пропустивший 2 ракаата ), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, встает на последний ракаат. Читает Фатиху, короткую суру, и, после исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, и заканчивает молитву, отдав приветствие.

4- Тот, кто успел к четвертому ракаату Полуденной, Предвечерней или Ночной молитвы (т.е. пропустивший 3 ракаата ), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает только ат-Тахиййат. Это у него первое сидение в молитве . Затем встает, и читает Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, встает на следующий ракаат и читает только Фатиху. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится, и, прочитав последовательно: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, - заканчивает молитву, отдав приветствие.

В Вечерней молитве :

5- Тот, кто успел присоединиться ко второму ракаату Вечерней молитвы (то есть, пропустивший 1 ракаат ), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает: ат-Тахиййат…, Салли…, Барик…, Раббена атина…, и заканчивает молитву, отдав приветствие.

- Тот, кто успел присоединиться к третьему ракаату Вечерней молитвы (пропустивший 2 ракаата ), встает после приветствия имама и читает последовательно: Субханака…, А’узу…Бисмильлях…, Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится и читает только ат-Тахиййат. Это первое сидение в молитве . Затем встает и читает только Фатиху и короткую суру. После исполнения Руку’у и Суджуда, садится, и, прочитав последовательно: ат-Тахиййат, Салли, Барик, Раббена атина, - заканчивает молитву, отдав приветствие. Аль-хамду-лильЛяхи Рабби-ль-алемииин!

О действиях джамаата при ошибках имама

В книге "Мевкуфат" Мухаммада аль-Мевкуфати говорится, что не все действия повторяются за имамом. Это касается тех случаев, когда имам совершит существенную ошибку. В этой книге действия джама"ата при ошибке ведущего молитву подразделены на три категории, в которых представлены 19 возможных ошибок имама. Они приводятся ниже:

Пять действий , Пропущенных имамом , Не делает и джама"ат :

1- Если имам не прочитал мольбу "Кунут" при совместном исполнении молитвы "Витр", - не читает и джама"ат.

2- Если имам не произнес "Такбиры" праздничной молитвы, - не произносит и джама"ат.

3- Если имам не садится после второго ракаата 4-х ракаатной молитвы, - не садится и джама"ат.

4- Если имам прочитал аят, после которого предписано совершить суджуд и не сделал этого, - не делает и джама"ат.

5- Если имам ошибся в молитве и не совершил "Суджуд-ус-Сахв" после завершения, - не делает этого и джама"ат.

Четыре действия , Совершенные имамом , Не делает джама"ат :

1- Если имам совершил более двух суджудов, то джама"ат этого не делает.

2- Если имам произнесет праздничный "Такбир" более двух раз в одном ракаате, - то джама"ат этого не делает.

3- Если имам при заупокойной молитве произнесет более четырех такбиров, - то джама"ат этого не делает.

4- Если имам встанет на пятый ракаат, - то джама"ат не встает, но приветствие произносит за имамом.

Десять действий, Пропущенных имамом по забывчивости , Джама"ат Обязан Сделать :

1- Если имам забыл поднять руки при вступительном "Такбире".

3- Если имам забыл произнести "Такбир" перед совершением рукуу.

4- Если имам забыл произнести "Тасбихи" при совершении рукуу.

5- Если имам забыл произнести "Такбиры при суджудах.

6- Если имам забыл произнести "Тасбихи" при суджудах.

7- Если имам забыл произнести "СамиАллаху лимен хамидах", - то джама"ат произносит "Рабба наа лакаль хамд".

8. Если имам не читает до конца "ат-Тахиййату…", то джама"ат читает до конца.

9- Если имам забыл в конце молитвы отдать приветствие, джама"ат отдает приветствие.

10- В течение 5 дней праздника "Курбан", после чтения 23-х фардов, сразу после приветствия, все произносят праздничные "Такбиры", даже если имам забыл их произнести.

Если после первого сидения имам встанет для чтения третьего ракаата и за ним встанут один или несколько человек и вспомнят, что забыли прочитать "ат-Тахиййат", то они могут опять вернуться в прежнее положение и, прочитав "ат-Тахиййат", встать и следовать дальше за имамом. Аль-хамду лиль-Ляхи Раббиль-алемиин!

(Из сборника по фикху "Мухтасар Ильмихал", Книга Первая, Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)

Опоздал на пятничный Джум"а Намаз

Если муслим опоздал на пятничную молитву, т.е. пропустил хутбу имама и присоединился к джум"аату тока ко 2 ракаату, какими должны быть дальнейшие действия?

Если муслим успел присоединится к джамаату до выпрямление с руку"а, то он успел на пятничный намаз. В этом случае после того как имам сделает салям ему нужно дополнить только 1 ракаат пятничной молитвы.

А если он присоединился после выпрямления с руку"а второго ракаата, то он не успел. В данном случае ему необходимо после того как имам сделает салям встать и совершить 4 ракаата обеденного намаза Зухр.

Аллах об этом знает лучше!

Общие сведения о коллективной молитве

Рассмотрим намазы, которые желательно совершать с коллективом мусульман, как обязательные, так и желательные.

Коллективный (джамаат) намаз состоит как минимум из двух людей: первый – тот, за кем совершают намаз (далее по тексту имам), второй – тот, кто совершает намаз за имамом (далее по тексту маъмум). Для мужчин совершать своевременный намаз в джамаате является фарз аль-кифая.

Фарз аль-кифая – это обязанность общества по отношению к Аллаху, которая возлагается на то или иное общество в целом, но если ее выполнит минимальное количество из них, все освобождаются от ответственности и греха. Таким образом, если мусульмане того или иного населенного пункта единогласно откажутся совершать джамаат-намаз, то все они впадают в грех, а если среди них кто-то совершит его, то грех со всех снимается. Однако здесь нужно учитывать тот момент, что его нужно совершать не просто дома, но со всеми необходимыми условиями, как, например: совершение его в мечети, оглашение призыва к нему (азана) и т. д. Но настоятельная желательность и важность джамаат-намаза касается каждого мусульманина лично. Есть множество хадисов, указывающих на ценность коллективного намаза. В самом известном из них Пророк (мир ему и благословение) говорит:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ((صلاة الجماعة أفضل من صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة)) رواه الشيخان

«За намаз, выполненный коллективно, вознаграждение больше в 27 раз, чем за намаз, выполненный индивидуально » (аль-Бухари, Муслим).

Есть ученые, которые говорят, что совершать намаз коллективно для мужчин – это обязанность каждого. По этой версии намаз отдельно считается действительным, но мужчина впадает в грех, если совершит его отдельно. Версия этих ученых подтверждается также в хадисах. В одном из таких хадисов говорится:

ما من ثلاثة في قرية ولا بَدْو لا تقام فيهم الجماعة إلا استحوذ عليهم الشيطان أي غلب

«Если три человека (где-либо) в селении или в степи не будут совершать намаз в коллективе, то они являются побежденными шайтаном людьми » (Ахмад, Абу Давуд).

Женщинам тоже желательно совершать коллективный намаз, хотя им он рекомендован не так настоятельно, как мужчинам.

В возмещаемом пропущенном намазе джамаат не является обязанностью, но является сунной. О том, какие желательные суннат-намазы совершаются коллективно, мы расскажем ниже.

Совершать коллективный намаз для мужчин лучше в мечети, чем дома, а для женщин лучше совершить намаз дома. Имамом женщин может быть и женщина, но лучше, чтобы был мужчина, если нет опасности соблазна. Молодым девушкам нежелательно ходить в мечети, где собираются мужчины, чтобы избежать соблазна для себя и для других. Если есть опасность возникновения соблазна, то им запрещается ходить в мечеть, где собираются мужчины.

Коллективный намаз, где собираются больше людей, предпочтительнее того, где соби-раются меньше людей, кроме как в том случае, если у большого коллектива имам еретик (сторонник запретных новшеств в религии). Если из-за его отсутствия какая-либо мечеть остается без совершения намаза в ней, то ему предпочтительней совершать намаз в этой мечети с малым коллективом.

Когда имам вступает в намаз, очень желательно маъмуму вступать в него сразу, не отвлекаясь ни на что, ибо такое вступление имеет особенное достоинство. В хадисе, переданном ат-Тирмизи от Анаса, говорится:

((من صلى لله أربعين يوما في جماعة يدرك التكبيرة الأولى كتبت له براءتان : براءة من النار ، وبراءة من النفاق ))

«Кто совершит намаз в джамаате сорок дней, успевая вступить в намаз сразу же после вступления имама, тот получит две чистоты (сохранения) – сохранность от лицемерия (нифак) и сохранность от огня ада ».

Вознаграждение за коллективный намаз получают, если вступить в намаз до того, как имам произнесет первый салам для выхода из намаза, если даже маъмум не успел сесть.

Имаму желательно не удлинять намаз чтением множеств молитв, даже если он ожидает, что кто-то присоединится к ним. Наоборот, желательно читать короткие суры и не превышать повторение читаемых в поясном и земном поклоне молитв больше трех раз. Удлинение допускается, если за имамом стоит ограниченное количество людей, которые тоже желают совершать намаз удлиненно. Но если, находясь в поясном поклоне, он почувствует, что кто-то зашел, чтобы вступить в намаз, то ему желательно подождать, пока тот не присоединится к ним в поясном поклоне, ибо это способствует тому, чтобы зашедший получил данный ракаат в намазе. Такое ожидание желательно и при последнем ташаххуде, чтобы человек получил воздаяние за джамаат-намаз.

Следовательно, для желательности данного ожидания предусмотрены следующие усло-вия:

– желательность ожидания появляется, если имам почувствует, что какой-то человек хочет присоединиться к намазу. Поэтому нежелательно ожидать человека, который в данный момент не находится рядом или который может появиться потом;

– ожидать разрешается только в поясном поклоне (руку᾽) и в последнем аттахият, а ожидания в другое время намаза нежелательны;

– необходимо, чтобы имам ожидал людей ради Всевышнего, не не делая различий между людьми – неважно, чиновник он или ученый;

– не ожидать чрезмерно долго.

Если данные условия нарушены, то ожидание является нежелательным.

Ахмад Магомедов



Поделиться