Что такое оповещение обж. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Что стоит понимать под оповещением

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.

Что стоит понимать под оповещением

Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.

При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.

Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.

С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.

Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.

Наиболее распространенные ЧС

Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.

Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:

Механических;

Акустических;

Электромагнитных;

Информационных;

Биологических;

Радиационных;

Тепловых;

Химических.

Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.

Оповещение населения о - основы

Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.

Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.

Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.

При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.

Использование речевой информации

Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.

Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:

Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;

Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);

Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;

Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;

включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;

Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;

Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;

Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.

Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.

Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.

Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.

За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

Важные нюансы при организации информирования населения

Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.

Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.

Альтернативное использование инструментов оповещения

Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.

Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.

Системы оповещения локального типа

Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.

При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.

Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.

В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.

Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.

Кто отвечает за работу системы

Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.

Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.

Эвакуация

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.

Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).

Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.

По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций

В соответствии с требованиями Федеральных Законов от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" , от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также совершенствования системы оповещения населения района

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или) возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (Приложение N 1).

1.2. Список телефонных абонентов, включенных в стойку циркулярных вызовов региональной системы централизованного оповещения населения (Приложение N 2).

1.3. Список учреждений связи и телевещательных организаций, привлекаемых для оповещения и информирования населения (Приложение N 3).

1.4. Тексты речевых сообщений по оповещению населения района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций (Приложение N 4).

2. Доведение сигналов оповещения до работающего персонала предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Ленинского муниципального района возложить на руководителей объектов экономики.

3. Использовать систему оповещения гражданской обороны района в мирное время для оповещения должностных лиц и населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" в срок до 01.02.2016 г. создать и поддерживать в постоянной готовности на своих объектах локальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2. Разработать инструкции по действиям руководителей и дежурных диспетчеров потенциально опасных объектов в случае аварии и возникновении угрозы жизни людей.

5. Рекомендовать главам городских и сельских поселений, руководителям предприятий, организаций и учреждений принять меры по созданию и совершенствованию локальных систем оповещения в населенных пунктах и объектах экономики района, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до населения и сотрудников.

6. Сектору по делам ГО и ЧС:

6.1. Обеспечить постоянную техническую готовность системы оповещения, осуществлять постоянный контроль за сохранностью, исправностью и качеством эксплуатационно-технического обслуживания аппаратуры оповещения, установленной в районе.

6.2. Организовать проверку аппаратуры системы централизованного оповещения населения, исправность электросирен, кабелей электропитания и оконечных блоков П-164АМ с последующим составлением актов.

6.3. Ежеквартально проводить проверку и корректировку списков телефонов руководящего состава и диспетчерских служб, включенных в стойку централизованного вызова (СЦВ), при необходимости вносить в них соответствующие изменения.

6.4. Ежемесячно проводить проверку наличия и целостности пакетов с паролями и отзывами на местный запуск сигнала "Объявлен сбор" и "Внимание всем".

6.5. Для оповещения и информирования населения, передачи текстов с информацией о порядке действий населения в чрезвычайных ситуациях использовать возможности всех средств массовой информации, в том числе, радиовещания, местной печати, учреждений связи и телевещательных организаций, а также автотранспорт, оборудованный громкоговорящими устройствами.

7. МАУК "Видновская дирекция киносети" и кабельному телевидению поселений:

7.1. Обеспечить информирование населения района и поселений в установленном порядке в периодической печати, местном телевидении и радиовещании об угрозе, характере, масштабе чрезвычайной ситуации и мерах защиты и действиях населения, а также о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

7.2. Обеспечить передачу сигналов оповещения и информационных сообщений всеми средствами массовой информации вне очереди.

7.3. Использовать возможности СМИ для обучения населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации, приемам и способах защиты.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Ленинского муниципального района Селезнева А.П.

Глава Ленинского муниципального района
О.В. Хромов

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций

Приложение N 1
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

1.2. Оповещение населения предусматривает:

Доведение до населения прогноза или факта возникновения чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) природного или техногенного характера;

1.3. Информирование населения предусматривает:

Передачу данных о прогнозе или факте возникновения ЧС природного или техногенного характера;

Информацию о развитии ЧС, масштабах ЧС, ходе и итогах ликвидации ЧС;

Информацию о состоянии природной среды и потенциально-опасных объектов;

Информацию об ожидаемых гидрометеорологических, стихийных и других природных явлениях:

Систематическое ознакомление населения с мероприятиями, проводимыми силами и средствами наблюдения контроля и ликвидации ЧС;

Доведение до населения информации о защите от вероятной ЧС.

1.4 Система оповещения и информирования предназначена для немедленного доведения условных сигналов ГО и ЧС и необходимой информации до населения и должностных лиц ГО и ЧС района.

1.5. Настоящее положение определяет организацию оповещения населения Ленинского муниципального района в мирное и военное время, порядок использования и поддержания системы оповещения в постоянной готовности к задействованию.

1.6. Система оповещения населения района представляет собой организационно-техническое объединение:

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения населения (специальная аппаратура передачи и приема сигналов ГО и ЧС на базе П-164);

Каналы сети связи и радиовещания, обеспечивающие доведение информации и сигналов оповещения до органов управления районной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения;

Дежурно-диспетчерские службы в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях на территории района.

1.7. Система оповещения района функционирует на следующих уровнях:

а) территориальном - районная система оповещения населения;

б) местном - системы оповещения населения населенных пунктов городских и сельских поселений района;

в) объектовом - системы оповещения рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений.

Система оповещения района технически сопрягается с автоматизированной системой централизованного оповещения населения Московской области.

1.8. Общее руководство организацией системы оповещения осуществляет глава района через сектор по делам ГО и ЧС.

2. Порядок задействования системы оповещения Ленинского муниципального района

2.1. Управление территориальной (районной) системой оповещения населения района осуществляется из отдела Единой дежурно-диспетчерской службы района (ЕДДС), в которой организовано круглосуточное дежурство.

2.2. Распоряжение на задействование системы оповещения отдаются:

Территориальной (районной) - главой района;

Поселенческой - главой поселения;

Объектовой - руководителем объекта.

2.3. Дежурный ЕДДС района, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждает их получение и обеспечивает немедленное доведение полученной информации или сигнала оповещения до органов управления ГО и ЧС района, глав городских и сельских поселений, руководителей служб и объектов.

2.4. При проведении оповещения задействуются:

Сеть электросиренного оповещения;

Радиотрансляционная сеть (проводное радиовещание);

Кабельное телевидение;

Сеть СМС - сообщений;

Система мобильного информирования населения (автомобильные ГГУ, мегафоны).

2.5. Основным способом оповещения и информирования населения о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации мирного и военного времени является передача кратких информационных сообщений и сигналов оповещения распространяемых посредством кабельного телевидения и радиовещания, а также других средств информирования.

2.6. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителя гражданской обороны по сетям связи, через радиовещательные и телевизионные передающие станции с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом положений статьи 11 .

2.7. Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

2.8. Указания о передаче речевой информации даются только главой района или уполномоченными им должностными лицами.

2.9. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

2.10. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается включение сигналов оповещения и передача кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС района или с места установки аппаратуры среднего звена системы оповещения П-160 (кросс линейно-технического цеха г. Видное ОАО "Ростелеком").

2.11. Передача сигналов оповещения и кратких информационных сообщений осуществляется всеми средствами связи и оповещения вне очереди.

2.12. Для привлечения внимания населения, перед речевой информацией из ГКУ МО "Специальный центр "Звенигород" или ЕДДС района, осуществляется включение электросирен, звучание которых означает единый сигнал оповещения "Внимание всем"!

По данному сигналу население должно включить теле-, радиоприемники и прослушать информационное сообщение о причинах задействования системы оповещения, складывающейся ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

При отсутствии теле-, радиоприемников население прослушивает сообщения, передаваемые через автомобильные громкоговорящие устройства или мегафоны.

2.13. Население населенных пунктов и СНТ, не вошедших в систему АСЦО, оповещается и информируется по локальным системам оповещения, а также через громкоговорящие устройства, устанавливаемые на автомобилях, с использованием мегафонов, подворовых (поквартирных) обходов, организуемых администрациями городских и сельских поселений района.

2.14. Оповещение руководящего состава и должностных лиц Ленинского муниципального района об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется ЕДДС Ленинского муниципального района, согласно схеме оповещения, утвержденной главой района.

3. Основные задачи администрации Ленинского муниципального района, городских и сельских поселений, предприятий, организаций и учрежденийо организации оповещения

3.1. Администрация района:

Создает и обеспечивает совершенствование и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систему оповещения населения района;

Оперативно и достоверно оповещает руководящий состав (администраций района, городских и сельских поселений, руководителей служб) и население района о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, информирует о приемах и способах защиты от них;

Обеспечивает установку специальной аппаратуры доведения сигналов оповещения и речевой информации.

3.2. Администрации городских и сельских поселений:

Создают и обеспечивают поддержание в состоянии постоянной готовности локальные системы оповещения населения в населенных пунктах поселений;

Оперативно оповещают и доводят достоверную информацию всеми имеющимися средствами о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, информируют о приемах и способах защиты от них;

Приобретают мобильные средства оповещения (автомобильные ГГУ, мегафоны и другие устройства).

3.3. Руководители ЕДДС и объектов экономики района разрабатывают инструкции для дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, предприятий и учреждений, организаций связи и телерадиовещания о порядке действий по организации оповещения и информирования должностных лиц и населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

3.4. МАУК "Видновская дирекция киносети" и кабельное телевидение поселений, обеспечивают информирование населения района и поселений в установленном порядке в периодической печати, местном телевидении и радиовещании об угрозе, характере, масштабе чрезвычайной ситуации и мерах защиты и действиях населения, а также о ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.5. Орган администрации Ленинского муниципального района, специально уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

3.6. О случаях несанкционированного задействования систем оповещения организации, предприятия и учреждения, организации связи и телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

4. Порядок поддержания в готовности системы оповещения

4.1. В целях поддержания системы оповещения района и поселений в состоянии постоянной готовности органы местного самоуправления (района, поселений) осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок работоспособности системы и службы оповещения.

4.2. Для проведения плановых и внеплановых проверок системы оповещения в районе и в каждом поселении постановлением главы назначаются постоянно действующие комиссии по проверке технического состояния и работоспособности аппаратуры системы оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

4.3. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения населения осуществляется специалистами связи и организациями, осуществляющими теле- и радиовещание на договорных условиях.

4.4. Сохранность электросирен, громкоговорителей и уличной звукофикации обеспечивают организации и учреждения на зданиях и сооружениях которых они установлены.

4.5. Линейно-технический цех г. Видное ПАО "Ростелеком":

Обеспечивает техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, используемых в системе оповещения населения;

Обеспечивает готовность технических средств аппаратуры оповещения населения к передаче речевой информации;

Проводит техническое обслуживание средств оповещения населения на договорных условиях.

4.6. Финансирование совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для ремонта и обслуживания аппаратуры систем оповещения, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со статьями 24, 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьей 18 Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" .

Приложение N 2. Список телефонных абонентов, включенных в стойку циркулярного вызова (СЦВ)

Приложение N 2
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

Фамилия, имя, отчество

Должностные лица

Хромов Олег Владимирович

Добрина Елена Константиновна

Гаврилов Сергей Анатольевич

Куканов Сергей Витальевич

Черемных Александр Александрович

Селезнев Алексей Петрович

Дмитрашко Владимир Александрович

Якуничкина Елена Владимировна

Чувеев Дмитрий Владимирович

Волков Дмитрий Владимирович

Макушкина Татьяна Валерьевна

Шамаилов Моисей Исаакович

Усков Александр Евгеньевич

Островский Владимир Никифорович

Мусаилов Александр Рафаэлович

Фролов Андрей Николаевич

Комаров Игорь Владимирович

Димов Вадим Николаевич

Башкиров Александр Борисович

Круглов Андрей Николаевич

Решетников Андрей Владимирович

Иванченко Олег Викторович

Кучун Алексей Валерьевич

Миронов Игорь Алексеевич

Коврижных Александр Сергеевич

Белоусов Денис Валериевич

Волощук Сергей Ярославович

Кравчун Николай Анатольевич

Тимакин Алексей Иванович

Старцев Олег Иванович

Монин Николай Александрович

Воскресенский Сергей Борисович

Винокуров Игорь Александрович

Беляева Татьяна Валентиновна

Касьянов Владимир Ильич

Шашков Виктор Петрович

Волощук Лариса Алексеевна

Крылов Валерий Вячеславович

Щербаков Юрий Иванович

Гусева Елена Александровна

Дежурно-диспетчерские службы

Отдел ЕДДС

Дежурный УМВД по Ленинскому району

Дежурный по УФСБ

Диспетчер Видновского ОГПС

Диспетчер Видновского ОГПС

Диспетчер станции скорой помощи

Опер. дежурный ТУ СиС "Мособлпожспас"

Диспетчер аварийно-дисп. службы УК ЖКХ

Диспетчер Видновской РЭС газ. хозяйства

Диспетчер службы "Теплосеть"

Диспетчер службы "Электросеть"

Диспетчер службы "Водоканал"

Диспетчер ОАО "МОСКОКС"

Диспетчер Видновского ПАТП

Кросс АТС - 541

Приложение N 3. Список учреждений связи и телевещательных организаций, привлекаемых для оповещения и информирования населения Ленинского муниципального района

Приложение N 3
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

Наименование организации

Ведомственная принадлежность

ЛТЦ г. Видное

ПАО "Ростелеком"

МАУК "Видновская дирекция киносети"

Администрация Ленинского муниципального района

Приложение N 4. Тексты речевых сообщений по оповещению населения Ленинского муниципального района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций:

Приложение N 4
к постановлению администрации
Ленинского муниципального района
от 19.11.2015 N 1964

В случае угрозы воздушного нападения противника

Внимание! "Воздушная тревога"! "Воздушная тревога"!

На территории Ленинского муниципального района существует угроза воздушного нападения противника.

Вам необходимо:

Приготовить и взять с собой:

1. Средства индивидуальной защиты (при наличии);

2. Запас продуктов питания и воды;

3. Медицинскую аптечку;

4. Личные документы и другие необходимые вещи;

Одеться самим и одеть детей;

Выключить электроприборы, затушить печи, котлы;

Плотно закрыть двери и окна;

Погасить свет;

Предупредить соседей о "Воздушной тревоге";

Занять ближайшее защитное сооружение (убежище; противорадиационное укрытие, подвал, погреб), находиться там до сигнала "Отбой воздушной тревоги".

Сохраняйте спокойствие.

В случае, когда угроза воздушного нападения противника миновала

Внимание! "Отбой воздушной тревоги"! "Отбой воздушной тревоги"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории Ленинского муниципального района угроза нападения воздушного противника миновала.

Вам можно с разрешения обслуживающего персонала покинуть укрытие и заниматься обычной повседневной деятельностью.

В случае угрозы или обнаружения радиоактивного заражения

Внимание! "Радиационная опасность"! "Радиационная опасность"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

существует угроза радиоактивного заражения.

Исключить пребывание на открытой местности.

Провести йодную профилактику. Порядок проведения йодной профилактики слушайте в конце этого сообщения.

Закрыть на замки, имеющиеся в вашем пользовании колодцы, бассейны и другие накопители воды.

В жилых и производственных помещениях, в которых не приостановлены работы, ежечасно проводить влажную уборку.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Внимание! Прослушайте правила проведения йодной профилактики.

Для проведения йодной профилактики применяют вовнутрь йодистый калий в таблетках в следующих дозах:

Детям до 2-х лет - 0,004 гр. 1 раз в день с чаем или киселем;

Детям старше 2-х лет и взрослым - 0,125 гр. 1 раз в день.

Если у вас нет таблеток, йодистого калия применяют 5% раствор йода:

Детям до 5 лет внутрь не назначается, а наносится тампоном 2,5% раствор на кожу предплечий и голени;

Детям от 5 до 14 лет - 22 капли 1 раз в день после еды в половине стакана молока или воды, или 11 капель 2 раза день;

Детям старше 14 лет и взрослым - 44 капли 1 раз в день, 22 капли 2 раза в день.

Принимать препараты следует заблаговременно сразу после получения сигнала об угрозе радиоактивного заражения до исчезновения угрозы поступления в организм радиоактивного йода.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы химического (бактериологического) заражения или при обнаружении ОВ, АХОВ или БС

Внимание! "Химическая тревога"! "Химическая тревога"!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории _______________________________________ __________________

(наименование поселения и населенных пунктов) (дата, время)

существует угроза _____________________________________________________________.

(химического (бактериологического) заражения)

В зону химического заражения попадают ____________________________________.

Населению, проживающему в указанных местах, из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться.

Населению, проживающему ________________________________________________,

(перечисление населенных пунктов и улиц)

немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы _____________________________________________.

(перечисляются места сбора)

Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды.

Не поддавайтесь панике, сохраняйте спокойствие.

Администрацией Ленинского муниципального района принимаются меры для локализации чрезвычайной ситуации.

Всем гражданам необходимо соблюдать следующие правила поведения населения:

Исключить пребывание на открытой местности без крайней необходимости.

Провести герметизацию жилых, производственных и хозяйственных помещений.

Сделать запасы питьевой воды из закрытых источников водоснабжения.

Использовать воду для питьевых и хозяйственных целей только из разрешенных источников водоснабжения, предварительно ее прокипятив.

Сделать запасы продуктов питания, используя исключительно консервированные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках, подвалах погребах продукты.

Для питания использовать только консервированные и хранящиеся в герметичных (закрытых) упаковках продукты.

В помещениях проводить ежедневную влажную уборку с применением имеющихся дезинфицирующих средств.

При появлении первых признаков отравления (заболевания) необходимо срочно поставить в известность медицинских работников, при возможности принять "антидот" из АИ-2 при отравлении, а при применении противником "БС" принять противобактериальное средство N 1.

Для защиты органов дыхания используйте респиратор типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае возникновении эпидемии

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории ___________________________________ ____________________

(наименования населенных пунктов) (дата, время)

отмечены случаи заболевания людей и животных _______________________________.

(наименование заболевания)

Администрацией Ленинского муниципального района принимаются меры для локализации заболевания и предотвращению возникновения эпидемии.

Прослушайте порядок поведения населения:

При появлении первых признаков заболевания необходимо немедленно обратиться к медработникам.

Не употреблять в пищу непроверенные продукты питания и воду.

Продукты питания приобретать только в установленных администрацией местах.

До минимума ограничить общение с людьми и животными.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы или возникновения стихийных бедствий

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

На территории района существует угроза возникновения стихийного бедствия.

Прослушайте информацию о правилах поведения и действиях населения при стихийных бедствиях.

Стихийные бедствия нарушают нормальную жизнедеятельность людей, могут привести к их гибели, разрушению и уничтожению их материальных ценностей.

О характере стихийного бедствий население будет оповещено по сетям местного радиовещания и посыльными.

Получив предупреждение об угрозе или возникновении стихийного бедствия, сообщите об этом вашим близким, соседям.

Каждый гражданин, оказавшись в районе стихийного бедствия, обязан проявлять самообладание и при необходимости пресекать случаи грабежей, мародерства и другие нарушения законности.

Оказав первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе, гражданин должен принять участие в ликвидации последствий стихийного бедствия, используя для этого личный транспорт, инструмент, медикаменты, перевязочный материал.

При ликвидации последствий стихийного бедствия необходимо предпринимать следующие меры предосторожности:

Перед тем, как войти в любое поврежденное здание необходимо убедится в отсутствии угрозы его обрушения.

В помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов, нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами и др.).

Будьте осторожны с оборванными и оголенными электропроводами, не допускайте короткого замыкания.

Не включайте электричество, газ и водопровод, пока их не проверит коммунально-техническая служба.

Не пейте воду из поврежденных колодцев.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае получения штормового предупреждения

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

В связи с получением от Росгидрометеослужбы сведений о предстоящем усилении ветра до 25-30 м/сек. и резком ухудшении метеорологической обстановки МЧС России по Московской области объявлено штормовое предупреждение.

Во избежание несчастных случаев Вам следует:

Очистить территории дворов от легких предметов или укрепить их;

Закрыть на замки и засовы все окна и двери.

Укрепить, по возможности, крыши, печные и вентиляционные трубы, заделать щитами ставни и окна в чердачных помещениях.

Потушить огонь в печах.

Подготовить медицинские аптечки и упаковать запасы продуктов и воды на 2-3 суток.

Подготовить автономные источники освещения (фонари, керосиновые лампы, свечи).

Перейти из легких построек в более прочные здания или в защитные сооружения ГО.

Радиоточки, телевизоры включать каждый четный час (10.00 час., 12.00, 14.00 час. и т.д.) для получения дальнейшей информации.

Если непогода застанет Вас на улице - необходимо:

Защищаться от летящих предметов листами фанеры, досками, ящиками, другими подручными средствами.

Попытаться быстрее укрыться в зданиях, подвалах, погребах или других заглубленных помещениях.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

В случае угрозы или возникновения паводка (наводнения)

Внимание!

К вам обращается _________________________________________________________

(председатель (заместитель председателя) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинского муниципального района)

В связи с угрозой наводнения (подтопления) прослушайте информацию о мерах защиты при наводнениях и паводках.

Получив предупреждение об угрозе наводнения (затопления), сообщите об этом вашим близким, соседям.

В предупреждении об ожидаемом наводнении мы сообщим Вам информацию о времени и границах затопления, а также дадим рекомендации жителям о целесообразном поведении или о порядке эвакуации.

Продолжая слушать местное радио или специально уполномоченных лиц с громкоговорящей аппаратурой (если речь идет не о внезапном подтоплении), необходимо подготовиться к эвакуации в место временного размещения, определяемого органами местного самоуправления (как правило на базе средних школ), где будет организовано питание, медицинское обслуживание.

Перед эвакуацией для сохранности своего дома необходимо следует: отключить воду, газ, электричество, потушить печи, перенести на верхние этажи (чердаки) зданий ценные вещи и предметы, убрать в безопасные места сельскохозяйственный инвентарь, закрыть (при необходимости обить) окна и двери первых этажей подручным материалом.

При получении сигнала о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой документы, деньги, ценности, лекарства, комплект одежды и обуви по сезону, запас продуктов питания на несколько дней и следовать на объявленный эвакуационный пункт.

При внезапном наводнении необходимо как можно быстрее занять ближайшее возвышенное место и быть готовым к организованной эвакуации по воде.

Необходимо принять меры, позволяющие спасателям своевременно обнаружить наличие людей, отрезанных водой и нуждающихся в помощи: в светлое время суток - вывесить на высоком месте полотнища, в темное - подавать световые сигналы.

В затопленной местности нельзя употреблять в пищу продукты, соприкасавшиеся с поступившей водой и пить некипяченую воду.

Намокшими электроприборами можно пользоваться только после тщательной их просушки.

Сообщите эту информацию соседям.

Сохраняйте спокойствие.

В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями.

Сообщение о средствах и способах защиты при радиоактивном заражении

Внимание!

Прослушайте сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района о правилах радиационной безопасности и способах защиты при радиоактивном заражении.

Защита органов дыхания

Для защиты органов дыхания используйте респираторы типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

При отсутствии индивидуальных средств защиты Вам следует воспользоваться ватно-марлевой повязкой, которую можно сделать самостоятельно.

Для этого Вам необходимо:

Взять кусок марли длиной 100 и шириной 50 см;

В средней части куска на площади 30 х 20 см. положить ровный слой ваты толщиной примерно 2 см;

Свободные от ваты края марли по всей длине куска с обеих сторон завернуть, закрывая вату;

Если имеется марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину куска марли укладывается пять - шесть слоев марли.

Средства защиты органов дыхания необходимо обязательно использовать:

При выпадении радиоактивных веществ на местности;

При всех видах пылеобразования (сильный ветер, прохождение транспорта, особенно по грунтовым дорогам и т.д.).

Средства защиты можно не использовать при нахождении в жилых и административных зданиях, в тихую безветренную погоду и после дождя.

Защита кожных покровов

Попадание в больших количествах радиоактивных веществ на открытые участки кожи может вызвать ее поражение - кожные ожоги.

Во избежание поражения кожных покровов необходимо использовать плащи с капюшоном, накидки, комбинезоны, резиновую обувь, перчатки.

Защита жилища, источников воды и продуктов питания

Все окна в домах закройте пленкой, входные двери оборудуйте мягкими шторами.

Закройте дымоходы, вентиляционные отдушины (люки).

Ковровые дорожки сверните, мягкую мебель накройте чехлами, столы накройте пленкой или полиэтиленовой пленкой.

Перед входной дверью поставьте емкость и расстелите коврик.

Колодцы оборудуйте крышками, навесами и глиняными отмостками.

Продукты храните в стеклянной таре или полиэтиленовых пакетах, в холодильниках.

Сообщение о правилах радиационной безопасности и личной гигиены

Внимание!

Прослушайте сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района о правилах радиационной безопасности и личной гигиены.

В целях снижения влияния последствий радиационного заражения, населению района необходимо соблюдать меры радиационной безопасности и санитарной гигиены.

Главную опасность для людей, находящихся на местности, загрязненной радиационными веществами представляет внутреннее облучение, то есть попадание радиоактивных веществ внутрь организма с вдыхаемым воздухом, при приеме пищи и воды. Поэтому необходимо защищать органы дыхания от попадания радиоактивных веществ, подготовить жилище, соблюдать правила поведения.

Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ Вам необходимо:

Максимально ограничьте пребывание на открытой территории, при выходе из помещений используйте средства индивидуальной защиты (респиратор, повязку, плащ, резиновые сапоги);

Для защиты органов дыхания используйте респираторы типа "Лепесток-2, Р-2, ватно-марлевые повязки, противопыльные тканевые маски, а также гражданские противогазы.

При нахождении на открытой территории не раздевайтесь, не садитесь на землю, не курите;

Периодически поливайте (увлажняйте) территорию возле дома для уменьшения пылеобразования;

Перед входом в помещение обувь вымойте водой или оботрите мокрой тряпкой, верхнюю одежду вытряхните и почистите влажной щеткой;

Строго соблюдайте правила личной гигиены;

Во всех помещениях, предназначенных для пребывания людей, ежедневно проводите влажную уборку, желательно с применением моющих средств;

Принимайте пищу только в закрытых помещениях, тщательно мойте руки с мылом перед едой и полощите рот 0,5% раствором питьевой соды;

Воду употребляйте только из проверенных источников, а продукты питания - приобретенные через торговую сеть;

Сельскохозяйственные продукты из индивидуальных хозяйств, особенно молоко, употребляйте в пищу только по рекомендации органов здравоохранения.

На территории района организован круглосуточный контроль за радиационной обстановкой.

При обнаружении уровней радиации, превышающих допустимые нормы, Вы будете информированы дополнительно.

В дальнейшем вам следует действовать в соответствии с нашими указаниями.

Вы прослушали сообщение специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Ленинского муниципального района.

Примечание:

Тексты сообщений используются для предупреждения (уведомления) населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также в учебных целях.

При оповещении и отработке действий населения в учебных целях перед сообщением сигнала доводится слово "Учебный" ("Учебная воздушная тревога", "Отбой учебной воздушной тревоги" и т.д.).

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования государственных и коммерческих систем проводного, радио- и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

В соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поэтому вопросы оповещения и информирования населения об опасностях мы рассмотрим в комплексе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций как в военное, так и в мирное время. Система управления и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в РСЧС.

На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве.

Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, аварийно опасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем.

Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это сигнал «Внимание всем!». По сигналу необходимо включить радио или телевизионные приёмники на местной программе передач и прослушать сообщение органов ГОЧС.

Действия населения после прослушивания речевой информации зависят от конкретных условий.

В 2004 г. завершена работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан на территориях, где функционирует ЕДДС, увеличилась на 40%.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 г. назначен номер 112.

Некоторые задачи, которые должна решать система ЕДДС-112:

  • приём оператором по номеру 11 2 вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
  • передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерс-кие службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
  • автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
  • регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру 112 (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
  • ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие приём, обработку и передачу аудиосообщений и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

МЧС завершило создание «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения» (ОКСИОН) в городах с населением более миллиона человек. Система ОКСИОН направлена на своевременное оповещение населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, на предупреждение преступлений, контроль за радиационной и химической обстановкой, для профилактики чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций.

Выводы

  1. Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное время и в условиях войны, а также доведения до населения информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях является речевая информация с использованием государственных и местных сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.
  2. Перед подачей речевой информации даётся предупредительный сигнал «Внимание всем!» (гудки, сирены).
  3. Умелые и чёткие действия каждого гражданина по сигналу «Внимание всем!» и строгое соблюдение правил поведения позволят своевременно принять меры защиты, сохранить и спасти жизнь себе и окружающим.

Вопросы

  1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  2. Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях?
  3. Для каких целей создаётся единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 112?
  4. Как вы будете действовать, если по радио услышали об угрозе наводнения (например, в результате гидродинамической аварии) и распоряжение об эвакуации? Что возьмёте с собой в первую очередь? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Объясните, для каких целей подаётся сигнал «Внимание всем!» и что необходимо сделать по этому сигналу. При выполнении задания можно использовать раздел «Дополнительные материалы».
  2. Подготовьте сообщение на тему «Создание в Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01. Положительный эффект, полученный в результате этого мероприятия».
  3. Используя средства массовой информации и Интернет, приведите конкретные примеры обращения граждан Российской Федерации в единую дежурно-диспетчерскую службу и быстрого реагирования служб МЧС на сигналы населения.

Оповещение населения об опасности – процесс, обеспечивающий оперативное доведение заранее установленных сигналов и речевых сообщений до органов управления Единой государственной системы ГО и ЧС, должностных лиц объектов экономики и населения, проживающего вблизи территории, которая может подвергнуться поражению (заражению).

Оповещение и информирование населения вблизи объекта экономики являются самыми эффективными способами защиты. Оповещенное персонал и население вблизи объекта может своевременно, до воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, принять меры своей защиты.

Оповестить население – значить предупредить его о надвигающемся наводнении, пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе, угрозе теракта или начала военных действий. Для этой цели используются все средства проводной, радио – и телевизионной связи.

В целях оповещения и информирования населения используются:

· городские сети связи (радио, телевидение, телефон, в том числе мобильные сети);

· силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Рис.5. 2. Электрическая сирена С – 40.

Подавляющее большинство объектов экономики имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они мощной системой телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Вся эта система дополняется развитой сетью электрических сирен производственных объектов и больших городов.

Современная система оповещения включает следующую информацию и сигналы:

· сигнал «Внимание всем!», как правило, передается воем сирен объектов экономики. Услышав этот сигнал, необходимо включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение районной (городской) подсистемы Управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Речевое сообщение может быть такого варианта:

· «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! Произошла авария на водозаборной станции с выбросом хлора в атмосферу. Подход зараженного воздуха к объекту может быть через 2 – 2,5 часа. Рекомендуем: закрыть окна и двери, произвести герметизацию рабочих помещений; покинуть все подвальные помещения объекта (хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места). Выдача противогазов осуществляется со склада хранения с 10 часов».

Такая информация передается несколько раз в течение примерно 5 минут. Это время позволяет принять и осуществить рекомендованы меры защиты.

· В военное время при возникновении воздушной, химической или радиационной опасности подается сигнал воем сирен, то есть сигнал «Внимание всем!», а затем речевая информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб Комиссии города по делам ГО и ЧС. Граждане! « Воздушная тревога!», « Воздушная тревога!» Населению занять укрытия согласно расчета в своём районе. По этому сигналу о непосредственной угрозе нападения противника, действовать надо быстро. Отключить (в темное время) наружное и внутреннее освещение, задёрнуть шторы (для светомаскировки), перекрыть газ, отключить воду, взять средства защиты, документы, ценные вещи и быстро занять своё место в убежище. Если сигнал оповещения застал вас на улице, покиньте транспортное средство и спуститесь в ближайшее убежище (метрополитен, перекрытый подземный переход и др.). Только с получением сигнала: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги!» можно продолжить движение, работы и т.д.



· Сигнал « Радиационная опасность» подается при начале радиоактивного заражения (загрязнения) данной территории. Он доводится до населения в целях принятия мер безопасности. При нахождении дома житель обязан: закрыть окна, двери; надеть респиратор (противогаз) и приступить к герметизации жилища. Информацию об этих действиях население получить средствами связи города (района) от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС. По команде штаба: «Все в укрытие!» Надеть средства защиты, противогаз (респиратор). Взять документы, запас продуктов и воды, медикаменты, предметы первой необходимости и следовать в убежище.

· Сигнал «Химическая тревога» подаётся при появлении признаков химического (биологического) заражения или обнаружении аварии на химически опасном объекте. Внимательно слушайте сигналы оповещения и инструкцию по действию по ним от штаба Комиссии по делам ГО и ЧС города (района). Инструкция по действию населения имеет целью максимально оказать помощь населению по уменьшению поражений от той или иной опасности.

· Сигнал «Отбой химической тревоги» подается в тех случаях, когда опасность для жизни населения полностью миновала. Обычно в тех случаях, когда ликвидация последствий химического заражения, проведена полностью.



Поделиться