"Звездный мальчик (Мальчик-звезда)": Оскар Уайльд. Сочинение по рассказу Оскара Уайльда «Звёздный мальчик. — Вы ездили туда на стажировку

Творчество Оскара Уайльда отличают две основные черты, по которым его сразу же можно узнать. Во-первых, глубина и настоящая философичность. В его произведениях всегда есть смысл, они очень серьезные и поднимают важные проблемы человеческого бытия.
Вторая черта – это библейская образность. Христианская тематика, символика и подтекст всегда сокрыты в творениях этого автора. И, конечно же, все это можно сказать и о грустной сказке «Мальчик-звезда», которая тоже принадлежит перу знаменитого автора.

Хоть более привычным переводом является именно «Мальчик-звезда», существует и еще один вариант – «Звездный мальчик». По сути, и тот, и тот довольно верны, но первый все же более точный. Он сразу вызывает ассоциации с чем-то небесным, с чем-то, пришедшим из неземных сфер. И это отражает сам смысл сказки, делает его более доступным для понимания (а Оскар Уайльд очень любил глубоко прятать самое важное, и поэтому в его произведениях очень много внимания нужно уделять именно мелочам и скрытым подтекстам).

Второй вариант перевода «Звездный мальчик» Уайльда более приземлен, он отсылает современного читателя к миру гламура и шоу-бизнеса, хотя на самом деле речь идет совершенно о других звездах. Именно поэтому привычное всем название «Мальчик-звезда» является более точным. Тем более что герой сего повествования действительно, пришел прямо с небес. Он в буквальном смысле этого слова упал с них, прочертив в выси дорогу, подобно летящему метеориту. И оказался на земле. Без матери, без имени, просто одинокий грудной младенец, надрывающийся криком среди темного ночного леса.

И, наверное, малыш бы там и погиб, будь он звездой, или простым человечком, но на его счастье неподалеку работала группа дровосеков, которые заметили падение и решили посмотреть, что же там. К своему удивлению, мужчины обнаружили ребенка, у которого на шее сверкало ожерелье из чистого натурального янтаря. Мальчик был укутан сверкающим плащом, расшитым звездами. Никто из дровосеков не решился взять такой подарок себе домой: и так семьи у каждого были большими. И только один сжалился и забрал малыша. Так мальчик-звезда стал расти в семье простых людей.

И все бы хорошо, он был и статным, и невероятно красивым, но его сердце представляло собой пустой кусок льда: ребенок мучил животных, а в общении был высокомерным и жестоким. Его никто не любил в деревне, однако местным парнишки поддерживали в начинаниях, и скорее всего, опасались. Однажды неподалеку от дома приемной семьи мальчика откуда-то появилась старая оборванная нищенка, очень грязного вида. Мальчик-звезда тут же закидал ее камнями, но оказалось, что это настоящая мать ребенка. Она сама сказала это, однако юноша не поверил, прогнав ее и заявив, что ему даже смотреть на нищенку противно. С этого момента все его друзья и близкие отвернулись от него, не пожелав больше общаться с таким чудовищем.

И удивительно, но и прекрасная внешность мальчика-звезды преобразилась, его внутренняя сущность вылезла наружу, превратив в мерзкого уродца. Только тогда понял парень свою ошибку, ушел из родных мест и стал скитаться по миру. Он всей душой жаждал отыскать свою мать и во что бы то ни стало добиться ее искреннего прощения. Казалось. Весь мир был против этого чудовища: звери, помня о мучениях, не помогали ему, а люди, едва завидев, обдавали презрением и ненавистью.

Однажды мальчик-звезда был схвачен стражниками, а потом продан злому старику, который сам издевался над юношей не хуже, чем ранее тот – над животными. Он практически не кормил мальчика-звезду, бил его и заставлял уходить в дремучий лес на поиски слитков золота. Это повторялось трижды, и все три раза мальчик отдавал найденное прокаженному у городских стен. Первые два раза, когда юноша приходил ни с чем, старик бил его до полусмерти, а на третий раз все обернулось чудесной сказкой. В городе мальчика-звезду встретили с почестями, а злобный старик и нищенка оказались не только его родителями, но и королем с королевой. Так, пройдя через череду несчастий, главный герой очистил свою душу и получил право на счастье.

Скрытый смысл произведения

На самом деле, если знать, что Оскар Уайльд – это писатель с глубоким религиозным уклоном, то его произведения станут очень понятными и практически кристально прозрачными. В сказочной повести «Мальчик-звезда» затрагиваются самые основы христианства: нужно быть сострадательным, чтобы иметь право называться человеком и получать любовь своих близких. Ничего не дается просто так, все необходимо заслужить. И всегда за преступлением обязательно последует наказание.

Герой тут предстает в трех разных ипостасях. Сначала он – самовлюбленный и жестокий, причем жестокий без особой причины, просто так. От скуки он выкалывает глаза кроту, от скуки он истязает домашних животных. Он мнит себя чуть ли не богом: прекрасным и всемогущим. Тем, кому позволено практически все и безнаказанно. Это чудовище в человечьем обличье. У него темная душа, но красивый внешний облик.

Преступление против собственных родителей, отречение от матери – это та самая последняя капля, которая переворачивает все с ног на голову. В один миг мерзкое чудовище вырывается наружу – и мальчик уже не прекрасен, он безобразен, подобно жабе. Однако и внутри него что-то переворачивается, и он понимает весь ужас своего прошлого существования. Теперь это светлая душа, жаждущая любви и прощения, но заключенная в уродливую оболочку. Ему необходимо доказать, что он теперь другой. Найти свою мать и вымолить у нее прощение.

Тема прощения раскаявшегося человека

И, наконец, пройдя череду сложнейших испытаний, испытав страдания и горе, очистив себя и свою душу, мальчик-звезда получает прощение, и теперь он обретает гармонию: юноша так же прекрасен снаружи, как и чист изнутри. Еще одно доказательство его преображения – это помощь зайцу, которого главный герой спас из капкана. Животное потом помогло своему спасителю, и это значит, что природа простила человека. А, значит, простил и Бог.

Тема вины и ее искупления – одна из центральных в библейском повествовании. Все христианство основано на простом постулате: простить можно даже самого последнего преступника, только если он истинно раскаялся. Но если человек постоянно грешит и нарушает заповеди, превозносит себя выше всех и считает, что ему позволено в этой жизни абсолютно все, он неизменно зайдет в тупик. И наказание неизменно настигнет, и придется платить за каждый свой поступок.

Оскар Уайльд – писатель, глубоко погруженный в христианскую среду, и в каждом его произведении можно найти эти мотивы. В «Мальчике-звезде» они лежат на поверхности: не греши – и все будет хорошо. А уж если грешен, то приготовься отвечать. Мальчик раскаялся, он не только словами, но и своими последними поступками доказал, насколько сильно изменился, и это ему дало возможность получить прощение и вновь обрести родную семью и заслуженное теперь уже счастье. Яркий образ внутреннего и внешнего уродства, несоответствие формы и содержания лишь усиливают все эти мысли, пропитывающие произведение, делают их более читаемыми и яркими. Человек не может быть счастлив, принося боль и страдание другим живым существам, будь то хоть люди, а хоть и бессловесные животные.

Белова Полина

Перебирая множество произведений для данной темы, было трудно найти подходящее. Мне вспомнился недавно прочитанный рассказ Оскара Уайльда «Звёздный мальчик», и как оказалось, он идеально подходит для этого сочинения.

Этот рассказ-сказка поразил меня своей реалистичностью передачи чувств и развитием отношений между героями рассказа. Эта сказка трагична. Она поднимает на поверхность вопросы доброты и эгоистичности, отношений между родными людьми, любви и унижения и ещё много вопросов, которые мы так часто можем встретить, смотря на детей подросткового возраста.

Герои этого рассказа всё время оказываются перед сложным и решающим выбором: добрый дровосек, нашедший Звёздного мальчика, решает - оставить его погибать или забрать в свою семью. Жена доброго дровосека также становится перед выбором любви и заботы об этом ребёнке. Сам Звёздный мальчик постоянно находится в очень трудных для него ситуациях, перед выбором жестокости или любви и заботы об окружающем его мире: о животных и даже о людях.

Образы этой сказки очень интересны, значительны и символичны: дремучий, тёмный, и с виду не очень дружелюбный лес, в котором сначала идёт узенькая тропинка в редкую рощу, но затем эта «роща» становится самым главным местом во всём рассказе. Именно в самой глуши леса посреди ночи упала золотая звёздочка, которую дровосек и заметил. Там, где она упала, он нашел и самого главного героя - Звёздного мальчика, и после этого он подарил ему приют и любовь. Вокруг этого ребёнка и вертится весь сюжет и весь мир, к которому он относился просто ужасно. Мальчика раздражало буквально всё: животные, над которыми он жестоко издевался, а особенно люди. Ему было абсолютно всё равно, над кем он насмехается и кому говорит грубые слова: пожилому человеку или маленькому ребёнку. Мне кажется, он стал таким бессердечным благодаря компании мальчишек, с которыми он общался и которые могли с радостью подставить его. И «звёздный» мальчик этого не понимал!

Его глаза открылись только тогда, когда он сам понял, что «прогнил» насквозь, его поведение, поступки за всё это время только причиняли ему моральную боль. Он резко изменил своё отношение к жизни, поменял взгляды после грубейшего поступка в отношении своей матери - нищенки, оскорбив её. Его самовлюбленность и «звёздность» оборачиваются ему уродством и душевным, и реальным, приводят к переосмыслению своих поступков и мыслей. Теперь он готов идти хоть на край света в поисках родной матери, чтобы искупить свою вину перед ней. Мальчик испытывает страх, унижение, физическую боль, те чувства, которые сам когда-то причинял другим. И пройдя сквозь все муки, он становится добрым и

отзывчивым человеком, получает прощение от своей матери, начинает жить в кругу любящих его людей, в семье.

Люди, увидев в нем красоту и благородство, избирают его своим принцем. Он платит им справедливостью и добротой.

Эта сказка заставляет нас задуматься, о том, что добро и зло всегда идут по жизни рядом, и что надо научиться находить правильный выбор. Добро должно жить в душе у каждого и может сделать любого человека прекрасным.

Сочинение по рассказу Оскара Уайльда «Звёздный мальчик»

Оскар Уайльд Звездный мальчик (дитя-звезда) (читать онлайн)

The Star-child - Дитя-звезда (Звездный мальчик)

Стояла зима. Была лютая стужа...

Большой сосновый лес застыл; снег окутал его толстым покровом и повис затейливыми клочьями на ветвях деревьев. Ледяной Царь приказал Горному Потоку остановиться, и тот, вися в воздухе, стал неподвижен.

Птицы и звери зябли и не знали, как получше укрыться от холода.

Что за нестерпимая погода... Уф! - говорил Волк, поднимая хвост и крадучись между кустарниками.

Куит! куит! куит! - жалобно стонали зеленые Коноплянки. - Земля замерла: на нее надели белый саван...

Земля надела венчальный убор, должно быть она выходит замуж... - говорили друг другу нежные Горлицы, не зная, куда девать закоченевшие от холода розовые лапки.

Если вы будете говорить глупости, я вас съем,- сказал им сердито Волк.

По-моему, не все ли равно, отчего холодно,- наставительно заметил Зеленый Дятел.-Ведь от ваших рассуждений теплее не будет...

Дятлу никто не возражал. И он был прав.

На самом деле холод был невероятный. Маленькие Белочки зябли даже и в дупле. Потираясь друг о друга мордочками, они все-таки не могли нагреться. Кролики также зябли, хотя и лежали в своих норках клубочками. Только одни рогатые филины да совы не жаловались на погоду: они были очень тепло одеты. Поводя своими круглыми красными глазами, они аукались друг с другом и кричали на весь лес:

Ту-вит! ту-вуу! Ту-вит! ту-вуу! вот так славная погодка!

В эту-то холодную пору возвращались домой два дровосека. Они шли сосновым бором, съежившись от холода. Не раз они падали и проваливались в глубокий сугроб, откуда вылезали белыми, осыпанными снегом. Как-то поскользнувшись, они уронили свои вязанки с хворостом, и те развязались. Большого труда стоило снова связать их окоченевшими руками. Вскоре они заблудились и страшно струсили, потому что снег уже протягивал к ним свои ледяные объятия. После долгого блуждания они достигли, наконец, края бора и увидали мелькавшие вдали огоньки своей деревни. Это их так обрадовало, что они стали веселы. Лишь подходя к деревне, они вспомнили о своей ужасной бедности, и сердца их наполнились печалью.

Да,- сказал один из них,- жизнь нас не радует: она принадлежит только богачам. Право, было бы не так худо, если бы мы погибли в бору.

Это верно,- ответил товарищ.- Мир разделен чересчур несправедливо: у одних очень много, а у других слишком мало.

Едва дровосек проговорил эти слова, как впереди его блеснула яркая звезда. Скользнувши наискось горизонта, она упала. Дровосекам показалось, что звезда упала близ ив, невдалеке от них.

Эге! да уж не клад ли это!- вскричал один дровосек.

И оба товарища пустились наперегонки к месту, где, как им показалось, упала звезда.

Вскоре один дровосек опередил своего товарища. Пробежав ивы, он в самом деле увидал на снегу большой золотой сверток. Нагнувшись к нему, дровосек заметил, что это был в несколько раз свернутый плащ из золотой ткани.

Иди скорей смотреть упавшее сокровище!- закричал дровосек своему товарищу.

Наверное, тут золотые монеты,- сказал подошедший дровосек.

Товарищи сели близ плаща и стали его развертывать, предвкушая приятный раздел золота.

Да здесь что-то мягкое и теплое,- сказал вдруг дровосек, развертывавший плащ.

Вот горькое разочарование!- воскликнули они разом, когда вместо золота увидали спавшего ребенка.

Дровосеки быстро прикрыли ребенка плащом и печально задумались.

Да, не везет нам,- сказал один другому.- Куда мы денем этого ребенка? Придется оставить его здесь. Пойдем скорее домой, мы должны кормить своих детей, а не чужих.

Я не могу оставить здесь ребенка для погибели: это нехорошо,- сказал другой дровосек.- Я так же кормлю из пустого горшка полдюжины ртов, как и ты, но все же я захвачу этого ребенка домой.

И дровосек, нежно укутав в плащ ребенка, поднял его и пошел домой.

Ведь это же безумие!- говорил ему шедший сзади товарищ

Но, поразмыслив, он стал дивиться его мягкосердечию.

Когда они пришли в деревню, товарищ сказал дровосеку, несшему ребенка:

Этого нельзя сделать, - отвечал дровосек. - Плащ ни тебе, ни мне не принадлежите он-собственность ребенка.

И он простился с товарищем и пошел к дому. Жена очень обрадовалась его приходу, освободила его от вязанки хвороста, стряхнула с него снег и тут только заметила сверток в его руках.

Что это такое?- спросила она.

А это ребенок; я нашел его в бору и принес к тебе, чтобы ты позаботилась о нем так же, как и о наших детях.

И муж, развернув плащ, открыли жене спящего ребенка.

Неужели тебе мало своих детей? - сказала с упреком жена.- Как мы будем его кормить и воспитывать, когда нет сил держать и своих детей? Кто поручится, что этот ребенок не принесет нам несчастья!

Это дитя должно принести нам счастье: оно-Дитя-Звезда, - отвечал дровосек и стал рассказывать о дивной находке.

Но жену трудно было успокоить; она ворчала, что и так недостает пищи, а тут еще чужой ребенок.

Бог заботится не только о людях, но даже и о птицах; посмотри: Он и зимой кормить их, - говорил дровосек.

Как?- воскликнула жена. - Ты даже не знаешь того, что птицы умирают зимой с голоду? Стыдись и помни, что теперь зима!

Дровосек стоял близ открытой двери и не трогался с места.

Чрез открытую дверь потянул резкий ветер. Жене дровосека стало холодно и она сказала мужу:

Прикрой дверь, в горницу дует резкий ветер!

Там, где черствое сердце, всегда бывает холодно,- ответил дровосек.

Жена молча присела к огню.

Через несколько минут она посмотрела на мужа. В ее глазах были слезы. Муж заметил это, подошел к ней и передал ей ребенка. Взяв его на руки, она отнесла его в кроватку, где спал ее младший сын.

На следующее утро дровосек спрятал в сундук золотой плащ и янтарную цепочку, висевшую на шее ребенка.

Надо это хранить до поры до времени,- сказал он жене.

Дитя-Звезда воспитывалось в семье дровосека. С его детьми оно сидело за одним столом и с ними же вместе и играло.

Время шло. Мальчик-Звезда становился все прекраснее и прекраснее. Все удивлялись его красоте: он был нежен и бел, у него были красивые кудри, коралловые губы и глаза как фиалки.

Сознавая свое превосходство и свою красоту, Мальчик-Звезда стал гордиться. А в своей гордости он стал жестоким и самолюбивым. Он с презрением относился к детям дровосека и к другим деревенским детям, считая себя благородным, рожденным от Звезды, а их - низкими по происхождению. Он стал повелевать детьми и называть их своими слугами. Бедных, калек, слепых и вообще слабых и несчастных он также презирал. Не имея к ним ни малейшей жалости, он кидал в них камнями, гнал на большую дорогу и угрожал им, чтобы они не появлялись в следующий раз. Зло издеваясь над слабыми, Мальчик-Звезда любил только самого себя, свою красоту. Нередко он спускался к ручью на усадьбе священника и в его воде любовался отражением своего красивого лица.

Дровосек и его жена часто делали выговоры Мальчику-Звезде за его жестокое отношение к слабым и увечным. Они поучали его состраданию.

Старый священник не раз подзывал его к себе и наставлял:

Дитя, относись с любовью ко всему живущему. Не вноси страдания в Божий мир. Даже муху не обижай, потому что она, как и ты, создание Творца, следовательно - сестра тебе. Бог дал птицам свободу. Нехорошо ловить их в сети только для забавы. Помни, что не ты хозяин хотя бы земляного червя или крота. Их создал Бог и каждому из них предназначил свое место на земле. Каждая тварь славит своего Творца.

Мальчик-Звезда молча выслушивал эти наставления. Нагнувши голову, он или хмурился, или же усмехался. Но стоило ему вернуться к товарищам, как он снова всеми повелевал и снова становился жестоким. Все дети слушались его, потому что он был ловок, красив, умел свистеть, играть на свирели и танцевать. Дети всегда послушно исполняли все, что он приказывал им. Когда он мучил крота, выкалывая ему глаза, дети смеялись. Когда же он кидал камнями в слепых или в прокаженных, они помогали ему. Его жестокость заражала их.

Случилось как-то бедной нищей проходить той деревней, где жил Мальчик-Звезда. Она была в рваной одежде и босая. От ходьбы по кремнистой дороге на ее ногах были кровавые ссадины. Разбитая, измученная, она села близ каштанового дерева. Заметив ее, Мальчик-Звезда крикнул своим сверстниками

Глядите-ка, вон под то дерево села нищенка в лохмотьях. Надо этого урода прогнать оттуда. Пойдемте!


Он подбежал ближе к нищенке и, ругаясь, бросил в нее камнем. Когда нищенка увидала его, в ее глазах отразился ужас и она не спускала взгляда с Мальчика-Звезды. Но он стал опять бросать в нее камни. Увидав это, дровосек выбежал из сарая, где колол дрова, и сердито сказал приемышу: - Действительно, в твоем сердце нет жалости и ты жесток! Что дурного сделала тебе эта женщина и за что ты ее бьешь?

Мальчик-Звезда гордо посмотрела, на него и гневно произнес:

Я не обязан давать тебе объяснений моих поступков. Ты мне не отец, чтобы приказывать!

Это верно,- ответил дровосек,- но все же я пожалел тебя и спас от гибели, когда ты замерзал близ леса; а потом вот и вырастил тебя.

Последняя слова дровосека так поразили женщину-нищенку, что она вскрикнула и лишилась чувств. Дровосек бросился к ней и перенес ее в свой дом. Жена дровосека привела ее в чувство, накормила ее и успокоила.

Немного оправившись, женщина спросила дровосека:

Ты говорил, что этот мальчик замерзал близ леса и ты его нашел. Не прошло ли после этого лет десять?

Да, это было десять лет тому назад,- ответил дровосек.

А не был ли он завернут в плащ из золотой ткани и не было ли на его шее янтарной цепочки? - спросила быстро женщина.

Да, он был завернут в плащ и на его шее была янтарная цепочка,- ответил дровосек.

И он достал из сундука золотой плащ и янтарную цепочку и показал их женщине.

Лишь только женщина увидала плащ и цепочку, как заплакала от радости и воскликнула:

Верно! Это мой сын, которого я лишилась в лесу... Будь добр, сходи за ним: ведь я искала его по всему свету.

Дровосек тотчас же вышел и, найдя Мальчика-Звезду, сказал ему:

Иди домой: к тебе пришла мать.

Мальчик-Звезда страшно удивился. Он с радостью побежал домой, но, увидав нищенку, с негодованием вскричал:

Кроме этой нищенки, здесь никого нет. Покажите же мою мать!

Тогда женщина смущенно сказала ему:

Твоя мать - это я...

Как? Ты - моя мать! - злобно крикнул Мальчик-Звезда. - Нужно сойти с ума, чтобы так говорить! Кто же тебе поверит, чтобы я был сыном такой грязной нищенки. Я не хочу больше видеть тебя: уходи отсюда!

То, что я говорю, верно,- сказала женщина.- Ты мой сын, которого у меня похитили разбойники и затем кинули. Приметы верные: золотой плащ и янтарная цепочка... Пойдем со мною, сын мой, я люблю тебя и ты будешь моим утешением!

И женщина пала на колени и протянула к нему руки.

Но Мальчик-Звезда бросил на нее презрительный взгляд и резко сказал:

Если ты действительно моя мать, то лучше бы тебе не приносить позора мне. До сих пор меня называли сыном Звезды, а не нищей. Уходи же отсюда: я не хочу тебя видеть!

Милый мой сын,- с мольбой произнесла женщина,- я так много страдала в поисках за тобой, что едва ли перенесу это новое страдание. Поцелуй же меня на прощанье перед уходом!

Ты так безобразна, что я лучше поцелую змею или жабу, но только не тебя, - ответил Мальчик-Звезда и отвернулся от женщины.

Горько заплакав, женщина пошла в лес и скрылась. А Мальчик-Звезда вернулся к своим товарищам.

Но тут произошло что-то странное... Когда дети увидали Мальчика-Звезду, они стали насмехаться над ним, говоря:

У-у! Какой ты гадкий, точно жаба или змея! Мы не станем играть с тобой. Уходи отсюда прочь!

И дети прогнали его.

Мальчик-Звезда страшно удивился этому. "Что это значит?" подумал он и решил отправиться к ручью и посмотреть на себя в зеркале его вод.

Но когда он пришел к ручью и взглянул на свое отражение, то его лицо исказилось ужасом. Он увидал, что стал похож лицом на жабу, а телом - на змею. У него было плоское серое лицо, зеленые глаза и как бы змеиного цвета кожа на теле.

Мальчик-Звезда пал наземь и залился слезами.

О, я несчастный! - воскликнул он. - Теперь я понял, что наказан за свою жестокость. И даже от матери я отрекся. Я буду теперь искать ее по белу свету и до тех пор не успокоюсь, пока не отыщу ее.

В это время ему кто-то положил на плечо руку и нежно сказал:

Не плачь! Это неважно, что ты стал некрасив. Я не буду смеяться над тобой. Только ты оставайся с нами.

Он обернулся и увидал около себя маленькую дочь дровосека.

Нет, я должен уходить отсюда, - отвечал он - Я наказан за свою жестокость и должен отыскать мать и выпросить у нее прощение.

Проговорив это, Мальчик-Звезда вскочил на ноги и побежал в лес. Целый день он там звал свою мать, но никто не отвечал ему. С заходом солнца он прилег на траву. Птицы и звери, зная его жестокость, обегали его; и только одна жаба не боялась его, да ехидна без опасения проползала мимо него.

С восходом солнца он встал, поел лесных ягод и с плачем побежал вперед. И кто бы ему ни попадался-животное ли, птица ли,-он всех расспрашивал, не встречали ли они его матери.

Первым попался ему навстречу Крот. Мальчик-Звезда спросил его:

Ты ходишь под землею и слышишь шаги проходящих по земле. Скажи, не слыхал ли ты шагов проходящей здесь и плачущей женщины?

Ты для забавы выколол мне глаза и я не могу отплатить тебе добром за твою жестокость,- отвечал Крот.

Ты паришь над верхушками деревьев и видишь всю землю. Скажи, не видала ли ты моей матери?

Ты был так жесток,- отвечала Коноплянка,- что обрезал мне крылья, и я не могу теперь летать.

Не видала ли ты моей матери?

Я не отвечу тебе на этот вопрос,- сказала Белка, - потому что ты убил мою мать. Я боюсь, что ты ищешь и свою мать для того, чтобы убить ее.

Мальчик-Звезда пал тогда на колени и со слезами на глазах стал просить прощенья у Божьих творений. И опять пошел искать женщину-нищую.

Пройдя лес, он пришел в какую-то деревню. Но как только деревенские дети увидали его, то стали бросать в него камнями и гнать его прочь. Никто не относился к нему с сожалением: и крестьяне, и рабочие смеялись над его безобразием и гнали его, не давая ему даже ночлега. Так он бродил по свету три года, не встречая нигде пощады или участия. К нему относились так же, как и он когда-то к несчастным во дни своей гордости.

Раз вечером он пришел к воротам большого города. Этот город был обнесен каменной стеной. У ворот стояли на страже солдаты. Когда Мальчик-Звезда хотел войти в город, солдаты загородили ему вход и спросили:

Для чего идешь в город?

Мне нужно найти свою мать, - отвечал он, - пустите: быть может, она там.

Но солдаты стали насмехаться над ним, а один из них сказал:

Не думаю, чтобы твоя мать обрадовалась тебе. Ведь ты безобразнее жабы и змеи. Уходи прочь отсюда! В городе нет твоей матери.

И солдаты стали отталкивать его от ворот. Как он ни умолял их, они оставались непреклонны. Он уже хотел уходить. Вдруг появился человек в военной форме.

Что тут случилось?- спросил он у солдат. Вот этот бродяга, сын нищей, шел в город,

но мы не пустили его.

Подождите его гнать,- сказал человек, - давайте продадим его в рабство. Такое безобразие на редкость. Найдется, быть может, чудак, который и купить его. Мы же на эту выручку выпьем по чаше сладкого вина.

И человек, задержав Мальчика-Звезду, стал предлагать его в продажу некоторым проходящим. Но никто не покупал его.

Мальчик-Звезда стал радоваться этому, а военные хотели уже отбросить свою затею. В это время проходил мимо старик с злым лицом.

Вон идет маг (колдун),- сказал один из солдат,- давайте предложим ему этого урода.

На предложение военных маг ответил:

Я согласен купить его за эту цену. Вот деньги. Маг расплатился, взял своего новокупленного раба за руку и повел его в город.

Долго они шли по улицам. Наконец достигли каменной стены под сенью гранатовых деревьев. В стене была небольшая дверь. Маг приложил к двери снятый с руки перстень, и она отворилась. Маг свел по пяти бронзовым ступеням Мальчика-Звезду в сад, где было много зеленых глиняных чаш, наполненных черными маками. Потом завязал шелковым шарфом глаза Мальчику-Звезде и втолкнул его в какую-то дверь. После того как шарф был снят, Мальчик-Звезда заметил, что он находится в темнице, слабо освещенной светом, лившимся из стеклянного рога.

Маг положил на стол кусок черствого хлеба и чашку соленой воды и сказал Мальчику-Звезде:

Ешь и пей!

Пока Мальчик-Звезда подкреплял свои силы, маг незаметно вышел и заложил за собой дверь на цепь.

На следующее утро маг прибыл в темницу и, обратившись к Мальчику-Звезде, грозно проговорил:

Близ этого города в лесу скрыты три золотые монеты: одна сделана из белого золота, другая - из желтого и третья - из красного. Сегодня ты пойдешь в лес, отыщешь там монету из белого золота и принесешь ее мне. К закату солнца ты должен прийти к двери сада: там я буду ожидать тебя. Если же ты не принесешь мне эту монету, то помни, - получишь сто ударов. Отныне ты мой раб, потому что я купил тебя за три чаши вина.

Маг завязал шарфом глаза Мальчику-Звезде и повел его через сад к пяти бронзовым ступеням. Открыв дверь своим перстнем, маг выпустил Мальчика-Звезду на улицу.

Выйдя из города, Мальчик-Звезда направился в лес. Роскошный лес казался с виду раем. В нем пели певчие птицы и болтали красивые попугаи; повсюду были прекрасные цветы, издававшее аромат благоуханий. Но лишь только Мальчик-Звезда вошел в этот лес, как на него набросились острые терновники, злая крапива и иглистый чертополох. Они кололи и обжигали его босые ноги и руки, и он претерпевал от них страшные мучения.

С самого утра и до заката солнца он искал в лесу монету из белого золота и не находил. Когда зашло солнце, он отправился домой. Горькие слезы потекли из его глаз, так как он знал, какая участь его ожидает.

Выйдя на опушку леса, Мальчик-Звезда вдруг услыхал жалобный крик. Прислушавшись, он заметил, что крик исходить из чащи леса. Мальчик-Звезда позабыл о своем горе и бросился в чащу. Там он нашел маленького Зайца, попавшего в капкан охотника. Освобождая его из тисков капкана, Мальчик-Звезда сказал:

Хоть я и сам раб, однако могу даровать тебе свободу.

Очень благодарен тебе, - отвечал неожиданно человечьими голосом Заяц.- Ты вернул мне свободу и я хотел бы чем-нибудь отплатить тебе за это.

Мне приказано найти монету из белого золота,- сказал Мальчик-Звезда.- Я искал ее весь день и не мог найти. Теперь меня прибьют за это.

Иди за мною!- ответил Заяц,-Я знаю, где она находится и на что тебе пригодится.

Заяц привел Мальчика-Звезду к дуплу большого дуба.

Вот в этой расселине ты найдешь монету из белого золота,- сказал он.

Мальчик-Звезда бросился к расселине дуба и нашел там монету из белого золота.

Обрадованный находкой, он стал благодарить Зайца.

За мою услугу ты платишь мне чрезмерно!- воскликнули он.

Да нет же, - отвечал Заяц - Я сделал тебе то же, что и ты мне: за добро плачу добром.

И Заяц быстро скрылся, а Мальчик-Звезда направился в город.

У городских ворот сидел человек, пораженный проказой. Его лицо было покрыто серым полотном. Сквозь отверстия для глаз выглядывали подобно раскаленным углям зрачки. Когда Мальчик-Звезда проходил мимо прокаженного, последний громко ударил по дну деревянной чашки и, позвонив в колокольчик, сказал:

Меня изгнали из города, никто не имеет жалости ко мне, и вот я умираю с голоду. Дай мне денег - я буду спасен.

Я не могу тебе помочь,- отвечал Мальчик-Звезда,- потому что в моем кармане всего-навсего одна монета и ту я обязан принести своему господину. Если я не принесу ее, он прибьет меня, как своего раба.

Но прокаженный с такой мольбою начал упрашивать Мальчика-Звезду отдать ему монету, что тот, наконец, сжалился над ним и отдал ему монету из белого золота.

Тяжело было ему возвращаться к дому мага. Подойдя к двери, он заметил, что маг с нетерпением поджидал его.

Ну, подавай же монету из белого золота!- крикнул маг, быстро втолкнувши Мальчика-Звезду в дверь сада.

Я не имею ее,- отвечал Мальчик-Звезда.

Вот как!- зловеще сказал маг и, набросившись на него, стал его бить.

Потом он поставил перед ним пустой столик, положил на него пустую чашку и, сказав: "ешь, пей", опять заключил его в темницу.

Утром маг пришел в темницу и, сердито стуча перстнем по столу, сказал:

Если ты не отыщешь мне сегодня монету из желтого золота, я жестоко накажу тебя: ты получишь триста ударов.

И он повел Мальчика-Звезду к выходу и выпустил его на улицу.

Мальчик-Звезда опять направился в лес и стал искать монету из желтого золота. Целый день он искал ее, но нигде не нашел.

Вечером он выбрался из лесу и, присевши на опушке леса, стал плакать.

О чем ты плачешь? - спросил его неожиданно подбежавший Заяц.

Да я искал целый день монету из желтого золота и нигде не нашел ее, - отвечал Мальчик-Звезда. - Теперь мой господин жестоко прибьет меня, потому что я - его раб - не исполнил данного мне поручения.

Следуй за мною! - проговорил Заяц и побежал в лес к ручью.

Там,- сказал он,- на дне ручья, близ камня лежит монета из желтого золота.

Я не знаю, как и благодарить тебя!- вскричал обрадованный Мальчик-Звезда.

Да ведь ты первый пожалел меня,- сказал ему Заяц и скрылся.

Мальчик-Звезда, достав монету из желтого золота, поспешно направился в город. Но лишь только он подошел к воротам, прокаженный протянул к нему руки и прокричал:

Я умираю с голода, дай мне денег!

Но у меня только одна монета из желтого золота. Если я не передам ее своему господину, он станет бить меня, как раба,- отвечал Мальчик-Звезда.

Прокаженный стал умолять его отдать ему монету. Мальчик-Звезда был растроган его жалобами и отдал ему монету.

Между тем маг давно уже поджидал Мальчика-Звезду. Отворив ему дверь, он сурово спросил:

Принес монету из желтого золота?

Нет,- отвечал Мальчик-Звезда.

Маг схватил его и стал бить. Потом он заключил его в темницу и надел на него тяжелые железный цепи.

С наступлением утра маг пришел в темницу и сказал Мальчику-Звезде:

Ты должен сегодня принести монету из красного золота. Если исполнишь мое поручение, я отпущу тебя на волю, если нет, я убью тебя.

Отправившись в лес, Мальчик-Звезда с утра до вечера искал монету из красного золота, но все напрасно. Усталый, измученный, он опустился на землю и залился слезами. И опять появился маленький Заяц и спросил:

О чем плачешь?

Нигде не найду монеты из красного золота,- отвечал сквозь слезы Мальчик-Звезда.

Обернись назад... Вон в том ущелье ты найдешь монету из красного золота. Не плачь и будь весел,- сказал Заяц.

Я не знаю, как и благодарить тебя!- воскликнул обрадованный Мальчик-Звезда.- Ведь ты уж в третий раз помогаешь мне.

Ты первый сжалился надо мною,- ответил Заяц и убежал.

Мальчик-Звезда без труда нашел в ущелье монету из красного золота.

Когда он подходил к городским воротам, прокаженный опять стал просить у него денег. Мальчик-Звезда сначала отказывал, но потом не выдержал и, сжалившись над прокаженным, отдал ему монету.

Ты более меня нуждаешься,- сказал он и, тяжело вздохнув, пошел по городу.

"Маг убьет меня", думал он.

Когда Мальчик-Звезда подходил к главной городской башне, его встретила военная охрана. Она воздала ему почести и приветствовала его. Тотчас же появилась и толпа горожан.

Как прекрасен наш господин! Лучше его нет никого на свете!- восклицала она.

Мальчик-Звезда с удивлением глядел на все это и с горестью думал:

"Они издеваются над моим уродством".

Толпа народа все росла и росла. Избегая ее, Мальчик-Звезда свернул на Королевскую площадь, где был дворец Короля. Но только что он показался на площади, ворота дворца раскрылись и показались священники и высшие сановники. Они вышли для встречи Мальчика-Звезды и, подойдя к нему, почтительно сказали:

Ты сын нашего Короля и наш господин, мы приветствуем тебя!

Изумленный Мальчик-Звезда отвечал:

Вы ошибаетесь. Я сын нищей, а не сын Короля. И я не прекрасен, а безобразен.

В это время выступил вперед начальник отряда и сказал:

Ваше величество, вы прекрасны и не можете этого отрицать.

Мальчик-Звезда придвинулся к его блестящему шлему, обитому золотом, взглянул в нем на отражение своего лица и увидал, что красота снова вернулась к нему. Только глаза были другие: в них не было прежней гордости и огонька жестокости, а было что-то новое.

Священники и сановники склонились пред ним и сказали:

Наш Король стар и передает тебе эти корону и скипетр. Возьми их, будь нашим Королем, и да сопутствуют тебе правосудие и милосердие.

Но я недостоин быть королем: я обидел свою мать и должен ее найти, чтобы получить прощение,- отвечал Мальчик-Звезда.

И он повернул назад, чтобы идти. Взгляд его нечаянно упал на толпу, и среди нее он заметил нищенку - свою мать, а рядом с ней - прокаженного. Радостно вскрикнув, Мальчик-Звезда бросился к матери, пал на колени и поцеловал раны на ее ногах. Рыдая, он говорил:

Прости меня! Когда я был горд, то оттолкнул тебя. Прими же меня теперь, в дни моего унижения. Мне нужна твоя любовь. Забудь о моей ненависти и не оттолкни свое дитя!

Нищая молчала.

Мальчик-Звезда обернулся к прокаженному и, протянув к нему руки, сказал:

Я три раза жалел тебя. Упроси один раз мою мать сжалиться надо мною.

Но прокаженный тоже молчал.

Мальчик-Звезда зарыдал сильнее и, обернувшись к матери, сказал:

Мать, мои страдания превышают мои силы. Прости меня, и я уйду снова странствовать по свету.

Нищая опустила свою руку на его голову и тихо проговорила:

Встань!- проговорил и прокаженный. Мальчик-Звезда приподнялся и посмотрел на мать и на прокаженного. Вместо них стояли Королева и Король.

И сказала Королева, указывая на преобразившегося прокаженного:

Это твой отец. Ты помогал ему.

И сказал Король, указывая на преобразившуюся нищую:

Это твоя мать. Ты целовал ее раны.

Король и Королева обняли Мальчика-Звезду и поцеловали его. После этого все направились во дворец. Там Мальчика-Звезду нарядили в лучшие одежды и короновали на царство. И стал он править городом.

Как повелитель, он был добр и справедлив. Злого мага он изгнал, а дровосека и его жену одарил подарками, детей же дровосека взял во дворец на службу.

Юный Король не выносил жестокости. Он постоянно учил своих подданных любви и милосердию. Каждый бедняк мог свободно обратиться к Королю за помощью. И юный Король всем помогал: голодных кормил, а нагих одевал. И воцарился в той стране мир. Но славное царствование юного Короля было кратковременно. Прошлое мучило его, и он страдал. Но еще больше он страдал при виде людских страданий. Спустя три года он скончался, не выдержав своих страданий.

Оскар Уайльд. Звездный мальчик (Дитя-звезда). 1891 г. Перевод: И.П. Сахарова в изложении для детей. Иллюстрации: Ф. Милославина

Всем известно имя Оскара Уайльда - замечательного писателя. Но, к сожалению, повышенное внимание публики стягивает на себя только одно произведение литератора - «Портрет Дориана Грея», оставляя незаслуженно в тени другие сочинения мэтра. Одному такому "теневому шедевру" и будет посвящена настоящая статья.

«Мальчик-звезда» - сказка с несчастливым концом

Даже если смотреть только краткое содержание, «Мальчик-звезда» О. Уальда покажется очень грустной сказкой. Начинается все с того, что дровосеки идут через лес. Стоит лютая зима. Они уже не чуют ни рук, ни ног. И вдруг видят, как с неба Они бегут к тому месту, куда, как им кажется, она упала, и находят там ребенка, завернутого в плащ (он расшит золотом), еще при ребенке есть янтарное ожерелье. Один из дровосеков сжалился над малышом и забрал его к себе домой.

Жена лесоруба сначала не хотела принимать младенца, сказала, что у них и так много ртов и мало еды, но потом «добрый самаритянин» положил крошку ей на коленки, и сердце женщины растаяло. Она приняла ребенка. Лесоруб и его жена воспитали мальчика как своего, ни разу не давая ему понять своим отношением, что он приемный. Такова завязка сказки. Впереди - краткое содержание. «Мальчик-звезда» - непростая история, и вы в этом убедитесь.

Основной моральный конфликт сказки:

Удивительным образом, несмотря на прекрасное отношение со стороны мальчик вырос злым и жестоким, ведь он считал себя сыном звезды. Кроме того, мальчик был хорош собой, силен. Это позволяло ему быть вождем не только своих названных братьев и сестер, но и всей окрестной детворы. Однажды к дому подошла нищенка. Внешне она была ужасна: ее лицо точила проказа, ее руки были в язвах, а одета она была в лохмотья. Жестокий мальчик стал всячески издеваться над ней. Лесоруб пришел в ярость от поведения приемного сына и сделал ему суровое внушение. Однако мальчик не внял отцу и с присущим ему гонором заявил: «Ты простолюдин, у тебя нет прав указывать мне. Я-то сын звезды». Отец резонно напомнил ему, что это именно он, простой дровосек, спас его от смерти давным-давно. Нищенка, услышав это, бросилась к нему и призналась, что именно она мать «мальчика со звезды». Лесоруб обрадовался и сказал сыну, который играл на улице, чтобы он зашел в дом, ибо мальчика ждет его мать. Бессердечный юнец вошел в дом. Перед ним была всего лишь нищенка, над которой он еще недавно измывался. Он сказал, что это не его мать и что он скорее поцелует жабу или гадюку, чем ее. Сказав это, он вышел из дома. Но не успел он показаться на улице, как его теперь уже бывшие друзья назвали прекрасного юношу «уродом», «жабой». Он не мог понять, в чем дело, но потом нашел пруд и увидел в нем, что он стал жутко мерзок на вид (здесь можно усмотреть некоторый наоборот). Понял он, что постигло его наказание за грехи. Устыдившись своего поведения, он попрощался с лесорубом и его семьей и отправился на поиски нищенки-матери, с которой он так несправедливо обошелся. Таково краткое содержание. «Мальчик-звезда» - сказка, основной моральный конфликт которой - схватка добра и зла в сердце человека.

Возрастающее напряжение и кульминация

Далее действие развивается весьма стремительно, и сказка читается на одном дыхании. Сколько ни бродил мальчик, он не мог найти маму. Так или иначе, дорога привела ужасного юношу к воротам города, и он спросил у стражников, не видели ли они нищенку. Она приходится ему матерью. Он говорил им, что найти ее - для него вопрос жизни и смерти. Стражники только смеются над «уродом» и в итоге продают его в рабство мимо проходящему колдуну. Чародей запирает его у себя в замке и выпускает только для того, чтобы бывший «звездный мальчик» добыл для него в лесу три монеты - из белого, из красного, из

Мальчик пошел в лес. Случайно спас там зайчика, и не зря. Потому что именно зайчик помог ему добыть монеты для старика-колдуна, но к злодею они так и не попали. Каждый раз, когда мальчик возвращался из леса, ему встречался на дороге нищий и просил отдать монеты. И каждый раз мальчик, который в этому моменту полностью преобразился, уступал просьбе бродяги. Когда мальчик отдал последную монету нищему и уже ждал смерти от руки колдуна, мир вдруг преобразился: стражники преклонили колени, а рядом с нищим стояла та самая нищенка - мать мальчика. Юноша омыл своими слезами ее ноги, ее раны и ее язвы. Она сказала: «Поднимись. Не нищему помог ты, ты выручил своего отца». Стоит ли говорить, что к мальчику вернулись и его красота, и его сила. Он был принцем того королевства, в главный город которого он не смог войти еще некоторое время назад. Такова кульминация сказки, ее краткое содержание. «Мальчик-звезда» на этом не заканчивается.

Финальная «шпилька» от Оскара Уайльда

Автор «Портрета Дориана Грея» не был бы самим собой, если бы закончил сказку на мажорной ноте. Он сказал еще кое-что. Конечно, чтобы ощутить всю прелесть шутки Уайльда, нужно прочитать полностью сказку, а не смотреть краткое содержание рассказа «Мальчик-звезда». Но долг велит все-таки сообщить читателю настоящей статьи, что О.Уайльд закончил сочинение примерно так: наш дорогой принц, хотя и был справедлив, добр и милостлив ко всем, правил не слишком долго. Его бедное сердце не выдержало пережитых страданий, и через три года он скончался, а наследники трона были тиранами, поэтому его подданным не слишком повезло. Такой конец сказки заменяет Уайльду подпись. Безошибочно узнаваемая стилистика мастера.

«Мальчик-звезда» - это «Дориан Грей» наоборот

Итак, что же хотел сказать О. Уайльд? «Мальчик-звезда», краткое содержание которого вы прочли, сказка необычная. Но, уступая соблазну, стоит сказать: даже беглого взгляда хватает, чтобы понять: «Мальчик-звезда» - произведение о моральном возрождении человека, о духовном перевороте, о безоговорочной победе добра над злом. «Портрет Дориана Грея» же, напротив, о моральной и духовной деградации человека. И по развязке, а точнее, по финальной «шпильке» ясно, что Уайльд, как художник, ненавидит счастливые концы. Ему милее безбрежное развертывание в человеке зла. Эстетическую позицию О. Уальда можно выразить одной цитатой из «Портрета…»: «Когда трагедия соединяется с красотой, рождается прекрасное». А что может быть трагичнее и прекраснее постепенной гибели красоты?

https://www.сайт/2017-09-18/rukovoditel_centra_zvezdnyy_dozhd_o_rabote_s_osobymi_detmi_i_ravnodushii_vlastey

«Нас сразу попросили „не расстраивать губернатора“…»

Руководитель центра «Звездный дождь» - о работе с особыми детьми и равнодушии властей

Рождение в семье ребенка с синдромом Дауна, аутизмом или другим отклонением в большинстве случаев воспринимается как большое горе. Руководитель челябинской областной организации помощи особым детям «Звездный дождь» Елена Жернова уже много лет пытается преодолеть этот стереотип, доказывая, что такие дети ничем не хуже остальных, они тоже могут вести полноценную, счастливую жизнь. Нужно только научить их коммуникации и привить определенные навыки. Несколько лет назад она запустила проект «Общественная школа», задача которого — помочь особым детям найти свое место в жизни. О своем пути к этому проекту, его важности и отношении представителей власти Елена Жернова рассказала в интервью сайт.

«Мне всегда интересно сделать что-то, чего ранее никто не делал»

— Елена, понимаю, что вас уже много раз об этом спрашивали, но все же расскажите, как создавался «Звездный дождь»?

— У меня не было такой идеи фикс — помогать детям. Все как-то само складывалось. Мой ребенок родился с мышечной патологией. У него не было ни аутизма, ни синдрома Дауна. Он в год начал говорить, в два уже говорил по-английски, окончил 63-ю экономическую гимназию, поступил на бюджет в русско-британский университет, а сейчас поступил в магистратуру. Но в детстве ему требовалась реабилитация. Я работала волонтером в некоммерческих организациях. В том числе в фонде «Рука помощи», где проводила проекты для мамочек, учила, как заниматься с новорожденными. Потом поехала в Польшу на стажировку и познакомилась с президентом польского ипотерапевтического товарищества, который пригласил в конный лагерь. Я туда поехала не для того, чтобы развивать ипотерапию в Челябинске, а потому что хотела, чтобы мой ребенок получил реабилитацию. Побывав там и увидев, что там происходит, я поняла, что нужно это делать здесь.

— Вы ведь первыми в Челябинске стали проводить занятия по ипотерапии?

— Да. У меня была партнер Ирина Краснухина, у которой сейчас организация «Добрая лошадка». Мы пришли в зоопарк к Галине Алексеевне Тютиной, спросили, можно ли развивать ипотерапию у нее на площадке. Она сразу дала зеленый свет, выделила место в конюшне. Там была мизерная арендная плата. А когда власть поменялась и ее буквально выжили из зоопарка, нам тоже пришлось уйти оттуда. Нас не выгнали, но создали такие условия, при которых невозможно было остаться. Помню, когда я начала рассказывать о своей работе одному из чиновников, он заявил: «Вы либо врете, либо дура». Я спросила: «То есть мне не надо это делать?» «Да нет, конечно, делайте», — ответил он. Но ценник нам выставили за одну лошадь такой, как раньше выставляли за четыре лошади. Мы ушли в никуда…

В какой-то момент я поняла, что конюшни для меня стало слишком много. Я очень хорошо отношусь к лошадям, у них большой потенциал. Но для меня все же главное не животные, а дети. Но когда у тебя в хозяйстве шесть лошадей, о которых надо заботиться, кормить, важные вещи уходят на второй план. Допустим, занятие ипотерапией стоит 100 рублей. При этом в занятии задействованы лошадь, тот, кто ее водит, и ипотерапевт, который держит ребенка. А дети разные, иногда они пинаются, у них капают слюни. Для лошадей это тоже труд. Или придет на прогулку с лошадьми семья из четырех человек, и я отпущу лошадей с одним тренером побегать по лесу. Для них это только в радость. За одно такое занятия я могу получить 1000 рублей. Я начала ловить себя на мысли, что неосознанно стала вытеснять из расписания особых детей, потому что есть нагрузка в виде лошадей. Тогда я предложила Ирине Краснухиной разойтись, и каждый пошел своей дорогой. У меня осталась лошадь, она до сих пор живет в деревне. Мы туда приезжаем. Я рада, что есть человек, который взял на себя содержание Рейна. Он постарел очень сильно, мы купили его в 2005 году. Но когда мне предлагают купить новую лошадь, я отказываюсь, хоть и понимаю, как много может дать ипотерапия. Вообще, даже сейчас в формате зоопарка было бы здорово возобновить занятия.

— Не пробовали с новым руководством зоопарка договориться?

— Я не знаю, сколько сменилось директоров зоопарка. Я ходила к трем. Последней, с кем я общалась, была женщина, которая мне сказала, что для этого нужно сделать парковку и еще много всего. «И вообще, — говорит, — как вы себе представляете, инвалиды будут сюда ходить? А если ребенок упадет, что-то сломает? Мне ведь отвечать!» То есть, чтобы он не упал, не сломал себе ничего, надо его закрыть в квартире и вообще никуда не выпускать? Я поняла, что надо, чтобы человек был морально готов к этому. Галина Алексеевна была готова. При ней детей бесплатно пускали в зоопарк, после с них стали брать деньги за занятия. Ерунда полная. Поэтому я оставила эти попытки… Сегодня в Челябинске ипотерапию проводят в «Буяне», «Рифее», «Доброй лошадке». А когда мы начинали, был вакуум. Мне всегда интересно сделать что-то, чего ранее никто не делал.

— Имеете в виду ваш проект «Общественная школа»? Давайте уже перейдем к нему.

— Начну немножко издалека. Сегодня закон «Об образовании» провозглашает, что дети с особенностями могут учиться в школах наравне со всеми. Но на данный момент ресурса для того, чтобы они пошли в массовые школы, на мой взгляд, нет. Возможно, я чего-то не осознаю… Но мы сейчас можем говорить о единичных случаях, когда удается вписать ребенка в общеобразовательную школу. Я не говорю, что это неправильно, так должно быть, но ситуация не та. Родительская общественность не имеет достаточной информации о том, как быть, если в классе учится ребенок с особенностями. Как следствие — агрессия: «А как наших будете учить?!» У родителей детей с особенностями, в свою очередь, тоже есть перегиб в сторону иждивенчества. У многих позиция такая: раз у меня ребенок с особенностями, на уроке рисования ему всем классом должны помогать рисовать рисунок. Я считаю, это неправильно.

Если мы за равные права, то должны ратовать и за равную ответственность. Наша школа сегодня не способна развивать личность ребенка. Провозглашена личностная модель развития, но всем все равно. Я училась в такой школе, мой ребенок тоже. Я считаю, что уравниловка — это не совсем то, что нужно. Я окончила школу с двумя четверками, у меня по физике пятерка, по химии пятерка, но сегодня я не знаю ни одной формулы, кроме H2O. Возникает вопрос: зачем тогда мы 10-11 лет пребываем в учреждениях? Говорят, что там развивают мозг. Я знаю пять способов развития мозга, но ни один не связан, к примеру, с прорешиванием задач по алгебре.

«Мы плюем на свое счастье, чтобы „держать лицо“»

— Что вы предлагаете?

— Я не могу сказать, что у меня есть видение, как это в общеобразовательной школе. Но у меня есть группа детей с особенностями, которым я знаю как помочь. Например, дети с синдромом Дауна имеют умственную отсталость в той или иной степени. Их жизненные компетенции никогда не будут лежать в сфере математики или физики. Но научить их жизненной организации нужно для того, чтобы они могли устроить свою жизнь. Наши дети могут работать руками, они могут очень хорошо заниматься уборкой, приготовлением. Тут вопрос имиджа профессии, который нам навязан: «Будешь плохо учиться — пойдешь работать в дворники». Нельзя к работе относиться с точки зрения престижно или нет. Непрестижно должно быть не зарабатывать деньги и не иметь возможности накопить себе на отдых, какие-то развлечения. Мы учим детей тому, что деньги — это не цель, а средство для организации жизни. Допустим, решила я поехать на озеро Смолино — значит, надо заработать на маршрутку, бутерброды, воду. Для этого я могу работать два часа в неделю. Кому-то этого достаточно — отдохнуть на озере Смолино можно хорошо. Но если я хочу поехать в Париж, нужно работать больше, чтобы купить билет до Парижа, оплатить отель и так далее. Впервые я увидела, как детей с умственной отсталостью учат организации жизни в США: что сделать, чтобы купить пиццу, сходить в кино, встретиться с девушкой. Меня это поразило. У нас многие дети думают, что деньги берутся из тумбочки.

— Вы ездили туда на стажировку?

— Не совсем, я ездила по программе «Открытый мир» в штат Невада. Главное отличие их менталитета от российского — там престижно работать. Не работать менеджером или директором, а просто работать. Ты можешь быть упаковщиком или раскладывать в магазине товар по полкам, и тебя будут уважать. У меня есть знакомая девушка, которая работает в приличной компании помощником экономиста. Когда я ее спрашиваю: «Это то, чем ты хочешь заниматься?», она отвечает: «Нет». Это беда нормотипичных людей, то есть людей с обычно развивающимся мозгом: мы обречены на то, чтобы следовать моде, каким-то шаблонам, стереотипам. Можем наплевать на свое внутреннее счастье, чтобы «держать лицо». Ребенок с аутизмом, синдромом Дауна никогда не будет «держать лицо». Он либо счастлив, либо нет. Когда я работаю с детьми, хочу найти то, что им нравится.

Сейчас есть очень хороший проект: «Сделай хобби своим бизнесом». Самореализация — это самое большое счастье для человека. Наша жизнь не такая длинная. И проводить ее в ожидании выходных невыносимо. Люди с аутизмом и синдромом Дауна никогда не будут делать то, что им не нравится. Если такой человек любит ксерокопировать или печь булочки, он будет это делать с радостью постоянно. Но нельзя всех равнять и считать, что, к примеру, все дети с аутизмом могут круто лепить пельмени. Да, им, как правило, нравится делать механическую работу. Но кому-то нравится одна работа, а кому-то другая. Заставить такого человека что-то делать можно, но при этом он будет глубоко несчастен, и в какой-то момент это перейдет в агрессию.

— Поясните, что такое «Общественная школа»?

— У меня есть ограниченный контингент детей, с которыми я занимаюсь, порядка 30 человек. Не потому что их всего 30 в Челябинске, их намного больше, очередь желающих огромная, но у меня сейчас есть ресурс, чтобы им помочь такому количеству детей. Я не безумный человек, всегда трезво оцениваю свои силы и начинаю что-то делать, только если понимаю, что смогу это сделать. Проект «Общественная школа» заработал в 2015 году в формате эксперимента. Сначала ее посещали четыре ребенка, потом появились еще ученики. Первое время занятия для родителей были бесплатными, как все наши проекты. Но оказывать каждодневную помощь, не имея постоянного спонсора, невозможно. Собирать деньги можно на ремонт, праздники, разовые акции. Никто не хочет жертвовать на обеспечение регулярной работы, в том числе на оплату труда специалистов. Я не говорю про администратора, директора. Но у нас очень хорошие педагоги, которые знают современные технологии. Результаты, которые они показывают, просто уникальны. Это лучшие педагоги с точки зрения работы с детьми с особенностями, и я это говорю, нисколько не приукрашивая. Поэтому я сказала родителям, что собирать деньги не получается и мы либо это не делаем, либо нет.

Государство оплачивать работу педагогов не торопится, несмотря на то, что наш президент Владимир Путин заявил, что оказание социальных услуг, в том числе образовательных, нужно отдать некоммерческим организациям. Есть такой закон, его много обсуждают, но в Челябинской области им не пользуются.

Они, вроде, все не против, но говорят: «Нам никакие услуги не нужны, у нас все есть». При этом детей с особенностями не берут в музыкальные школы, спортивные секции. Мы проводим для них кружки, но когда предлагаем выделить на это деньги, слышим: «Как мы вам их дадим? Вы же в подвале сидите, лицензию не получите». Как будто мы тут сидим, потому что нам нравится! Выделите другое помещение, мы с радостью уйдем из подвала.

«Разрываюсь между родителями и педагогами»

— Сколько стоит занятие для детей?

— Стоимость зависит от количества посещений. Те, кто ходит три раза в неделю по четыре часа, платят 170 рублей за час. Кто больше — 140 рублей час. Цена некоммерческая. Оказывая платные услуги, НКО не закладывают прибыль. У нас есть калькуляция, сколько идет на оплату труда, она открыта. Если бы правительство выделило нам деньги на реализацию услуг, они могли быть бесплатными, как если бы у нас был спонсор. В советские времена у детских садов были «шефы» — заводы. Надо игрушки — завод покупает. Надо крышу отремонтировать — делает. Нам бы очень хотелось иметь такого «шефа», но его нет, поэтому появилась единственная платная услуга «Звездного дождя».

— Сколько человек преподает в «Общественной школе» и на каких условиях?

— 13 человек работают у нас в кружках и столько же в школе. Работают за деньги, потому что у них у всех есть семьи. Получают они по 150 рублей за час — в общей сложности выходит не больше, чем в детском саду. При этом работают они гораздо больше, думают больше. Мне хочется сделать их зарплаты выше, но я разрываюсь. Потому что хочется, чтобы и родители платили меньше, и педагоги получали больше. Но этого в нынешних условиях невозможно достичь…

— Чему обучают в «Общественной школе»?

— У нас четыре группы: малыши (дошкольники), первоклассники (им может быть и 12 лет, но это дети, которые учатся в так называемых социальных классах либо на дому), продленка (дети, которые с утра учатся в обычной школе) и старшаки (ребята от 18 до 20 лет).

— Старшаки, наверное, самые тяжелые?

— Они все не тяжелые. Просто им нужен индивидуальный план работы, нужны подсказки, особые стратегии. Эти дети обучаемые, но неудобные для системы, где все должны вставать в одно время. Цель нашей школы — подготовка к самостоятельной жизни, к реальному трудоустройству — не потому что у работодателя квоты на инвалидов, а потому что они могут быть хорошими специалистами. У каждой группы есть своя задача. Малыши больше ориентированы на самообслуживание — умение одеться, раздеться и так далее. На них я возлагаю надежды в том смысле, что, может быть, школа изменится, и они пойдут учиться. Они все читают, ориентируются в календаре, умеют принять учебную задачу, подобрать инструмент для ее выполнения. У них есть все знания для того, чтобы пойти в школу. Но они не всегда умеют говорить, и им нужна другая система, которая представляет возможность высказаться доступным им способом. В школах, не давая такой возможности, детям ставят умственную отсталость. В советской педагогике было принято считать, что, если человек не говорит, его интеллектуальное развитие низкое. На самом деле оно падает, если человек не общается. Но общаться можно разными способами: с помощью гаджетов, карточек и так далее. И мозг человека при этом будет развиваться.

Первоклассникам мы даем больше учебной программы, они получают знания об окружающем мире, учатся читать на доступном им уровне. Продленка больше ориентирована на межличностные отношения, развитие самоконтроля, организацию досуга. Таких детей учат покупать в магазине продукты, исходя из имеющейся суммы. Старшаки — наше новое отделение, на которое дали помещение. Я не питаю иллюзий относительно того, что эти ребята смогут реально трудоустроиться, потому что у них в головах стереотипы, навязанные родителями. Они все хотят быть директорами, администраторами, помощниками директора. У нас есть парень, который очень любит убирать, но родители очень этого стесняются, требуют, чтобы он этого не делал. Они преподаватели в вузе и не осознают, что их ребенок счастлив, когда убирает. Это очень плохо, потому что очевидно, что он в вузе преподавать не сможет…

«Губернатор никогда не говорит „нет“, но дальше дело не идет»

— Не пробовали обратиться за помощью к губернатору или кому-то из правительства?

— С Борисом Дубровским разговаривала много раз. Помню, когда он начал проводить встречи с представителями некоммерческих организаций, я думала, что это будут площадки, на которых общественники смогут делиться с губернатором своей болью. Первые встречи проходили очень напряженно. Нас сразу попросили «не расстраивать губернатора». Но я не видела смысла ходить на них и не говорить о проблемах. На одной из первых встреч подняла вопрос о том, чтобы в роддомах врачи прекратили спрашивать матерей: «Будете забирать ребенка?» Эта инструкция была создана еще при царе горохе. Губернатор сначала не поверил, говорит: «Такого не может быть! Вот у нас в семье есть ребенок с особенностями, и никому даже в голову не пришло ее бросить». На что я ему ответила: «Борис Александрович, если бы в семье с вашим достатком кому-то пришло в голову оставить ребенка, нашей стране конец бы наступил». Я имела в виду матерей, от которых мужья уходят, когда появляется больной ребенок, либо многодетные семьи, которым трудно поднимать таких детей. Ситуации бывают разные. Но в любом случае нетактично говорить женщине, что ее малыша можно оставить в роддоме. Государство должно сказать: «У вас ребенок с таким-то диагнозом, его можно будет отправить в такой-то детский сад, вы будете получать пенсию. Забирайте и воспитывайте, а мы поможем».

Потом была еще одна встреча, на которой я рассказала о том, что у нас есть театральный проект. Что мы не показываем жалостливые картинки, а у нас нормальные, веселые спектакли. Люди, которые их смотрят, иногда не понимают, что не так с детьми, которые участвуют в них. Потому что у нас нормальные дети. Я пригласила Бориса Александровича на спектакль. «Хорошо, — говорит он. — Запишите это в решение, я буду». Подходит время, я звоню в пресс-службу, чтобы узнать, как передать билеты. Меня попросили написать письмо, я это сделала, билеты занесла. Он не пришел, что объяснимо — человек занятой. Но через некоторое время мне приходит письмо из министерства социальных отношений о том, что «есть решение по итогам встречи с НКО, где вы ответственны за некий пункт, отчитайтесь, пожалуйста, о его выполнении». Я им отвечаю, что было написано письмо, занесены билеты, но, получается, что решение я не выполнила, раз губернатора на спектакле физически не было. После этого меня попросили не отчитываться, но и не распространяться об этом.

Еще была встреча губернатора с женщинами к 8 марта, на которую меня пригласили. Незадолго до нее мне позвонили и сказали: «Все боятся, что ты что-то скажешь и губернатор расстроится, все же встреча праздничная».

Я говорю: «Так я могу и не ходить». «Да нет, приходи обязательно», — отвечают мне. После этого мы согласовали, что я могу озвучить тему про «шефа» для нашей организации, что я и сделала.

— Что ответил Борис Александрович?

— Говорит: «Будет вам шеф».

— И что?

— И ничего. Потом была встреча с первым заместителем губернатора Евгением Рединым. Он заявил: «Давайте подведем итоги всех прошлых встреч. Есть у кого-то невыполненные решения?» Я растерялась, посмотрела на своих коллег — может, не выполнено только у меня, а у остальных все в порядке? Но нет, оказалось, что не выполнено практически у всех. Я не понимаю, почему так, на какой стадии стопорятся вопросы. Ведь Борис Александрович никогда не говорит «нет», на словах поддерживает общественные инициативы. Но почему-то дальше ничего не идет.

Я не скажу, что была в восторге от Михаила Юревича (экс-губернатор Челябинской области — прим. ред.), но при всей его беспардонности у него была коммерческая небоязнь чего-то нового. Нас тогда слышали.

Вообще я вне политики. Никогда не буду выступать за власть или против власти. Но у меня есть дети, которым нужна помощь, и я за них бьюсь. Тем более что есть нормативные документы, которые говорят о том, что это должно быть в регионах.

При этом я всегда и всем говорила, что люди ничем не рискуют. Денег больших мы не просим. Если облажаемся, вы скажете: «Это же НКО, что с них взять». А если сделаем хорошо, готовы отдать все лавры властям. Пусть область напишет, что это они сделали. Но у нас не так. Недавно был звонок из министерства социальных отношений: «Напишите отчет, что вы делали в прошлом году». Хорошо, написали.

А потом оказывается, что наша организация была записана в комплексе мер по работе с детьми с аутизмом. И на это выделяли деньги, которые кто-то освоил. А мы теперь должны написать отчет…

Зачем мне вообще дали эту информацию? Взяли бы с нашего сайта, у нас вся информация о деятельности открыта. Но не заставляйте меня врать, что я в комплексе мер.

— Вы вообще какую-то поддержку от государства получаете?

— Я не могу сказать, что нам совсем ничего не выделяется. Мы два раза получали президентский грант на летние программы, которые проводим. Люди спрашивают, почему мы не заказываем побольше техники. Можно ведь вписать в грант еще один ноутбук, принтер. Но зачем, если у нас уже есть и принтер, и ноутбук? Я не могу их купить, отчитаться, а потом продать. Мне нужна зарплата педагогам, а на нее дают неохотно…

— Когда ваша следующая театральная постановка?

— Планируем на март 2018 года. Мы уже утвердили сказку — это будет «Щелкунчик». Сказка о том, что то, что видно снаружи, не всегда соответствует тому, что внутри. Там будет много танцев — балет, хип-хоп и много всего интересного. С помещением пока не определились. Наши партнеры — кукольный театр, но там небольшой зал и маленькая сцена. А у нас до 60 человек принимают участие в спектакле. Будем просить помещение в театральном корпусе дворца пионеров и школьников имени Крупской. Надеюсь, нам не откажут. Там отличный звук и вмещается до 500 человек, что оптимально. До марта еще много времени, и можно расписать график репетиций.

P. S. Перед публикацией интервью Елене Жерновой позвонил представитель одной из крупных компаний, которая выделяет на семинары для родителей, информационные акции и театральную постановку 1 млн рублей.



Поделиться