Правовые семьи особенности и виды. Правовая семья. Юридическая техника. Правовая система и правовая семья

совокупность национальных правовых систем, обладающих сходными юридическими признаками в рамках одного типа права. П.с. объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Например, романо-германская правовая семья, включающая право романское (Франция, Италия) и германское (Германия, Австрия, Швейцария). В системе источников права ведущее положение в этой семье занимает закон, и концепция «верховенство закона» наиболее полно реализована именно в названных странах. Англо-Американская правовая семья отличается тем, что здесь право в основе является прецедентным правом, созданным судами. В эту семью входят США, Англия, Северная Ирландия, Канада, Новая Зеландия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовая семья

это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Обычно выделяют четыре основных правовых семьи.

1. Романо-германская правовая семья (правовые системы Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.). Для нее характерно: единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; особое значение имеет юридическая доктрина.

2. Англосаксонская правовая семья (национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии). Признаки данной семьи: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствие кодифицированных отраслей права; отсутствие классического деления права на частное и публичное; статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

3. Семья религиозного права (правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.) - Признаки: главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, их нужно строго соблюдать; источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), лежащие в основе конкретных решений; нормативные правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; главенствует идея обязанностей, а не прав человека.

4. Семья традиционного права (правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока). Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством; нормативные акты имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каждая национальная правовая система в чем-то уникальна и неповторима. Вместе с тем каждой из таких семей свойственно то общее, типичное, что дает основание объединить их в единые, родственные, классификационные группы - правовые семьи. По сути, это группы национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права, своеобразием его источников, системы (строения права), особенностью правовой культуры и др. В этой связи, как отмечалось ранее, назначение понятия правовой семьи состоит в том, что оно отображает сходство или «родство» юридических признаков правовых систем одной классификационной группы.

В настоящее время национальные правовые семьи каждого государства, как правило, объединяются в следующие правовые семьи: романо-германская правовая семья; англо-саксонская правовая семья (общее право); мусульманская правовая семья и др.

Романо-германская (континентальная) правовая семья. К романо-германской семье относятся правовые системы, возникающие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также местных правовых обычаев. Они являются результатом эволюции древнеримского права и приспособления к новым условиям.

Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально в странах Европы, затем распространилась на Латинскую Америку, значительную часть Африки, Японию. По-видимому, этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских государств, высоким уровнем кодификации в них, которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

Распространена в таких странах как Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Португалия, Норвегия, Люксембург, Швеция, Швейцария, Финляндия, государства Латинской Америки, в некоторых странах Африки (бывших колониях Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Франции и др.).

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания и др.) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). В рамках романо-германской правовой семьи можно выделить в качестве самостоятельной группы славянские правовые системы (например, Болгария и др.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

В числе признаков романо-германской правовой семьи выделяют следующие:

Единая иерархически построенная система источников права, включающих конституционные законы, кодексы, текущие законы и подзаконные акты;

Приоритетное место в системе нормативных правовых актов занимают законы, разрабатываемые и принимаемые высшими представительными органами;

Наличие писанных конституций, которым свойственна особая значимость, особый юридический авторитет;

В конституциях определяются основы государственного и общественного строя, структура и компетенция государственных органов;

Разработана особая процедура принятия Конституции, существуют специальные органы, призванные ее охранять (например, Конституционный совет во Франции, Конституционный Суд в России и т.д.) и особая процедура ее изменения и отмены;

Наличие и действие (в большинстве стран) гражданских, уголовных, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и других кодексов;

Важное значение имеют подзаконные нормативные правовые акты (регламенты, инструкции и др.);

Своеобразное положение обычая, относимого судебной практикой к числу вспомогательных источников права;

Деление права на частные (отрасли и институты, регулирующие отношения частных лиц) и публичные (определяющие конституцию, порядок деятельности государства, отношение государства к индивиду);

Сходность структуры отрасли и правовых институтов, обусловленная существующими традициями, сходством правовых принципов, общим понятийным фондом (единый смысл основных понятий и категорий).

Англосаксонская правовая семья. Эта правая семья развивалась автономно. Связь с европейским континентом не оказала на нее значительного влияния.

В англосаксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык иные, чем в системах романо-германской правовой семьи. Данная правовая семья включает две группы: группу английского права и право США.

В первую группу английского права входят, наряду с Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия и Нова Зеландия, бывшие колонии Британской империи.

Ко второй группе относятся США, право которой практически самостоятельно, хотя имело своим первоначальным источником английское право.

История английского права уходит в далекое прошлое. Изначально правосудие в основном осуществлялось королевскими судами в Лондоне. В результате их деятельности постепенно сложилось общее право – сумма решений-прецедентов, которыми впоследствии руководствовались все суды. Иными словами, общее право – это система, несущая на себе глубокий отпечаток истории.

На современном этапе развития английского права общее право включает вопросы уголовного, договорного, гражданского права. Как видим, суды в Англии имеют общую юрисдикцию и рассматривают разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные и др.

Современное англосаксонское право придает исключительное значение судебному прецеденту, как источнику права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т.п.), а предшествующим решением вышестоящего суда страны (или штата) по аналогичному делу. Вместе с тем наряду с судебной практикой определенное значение придается статутному праву, то есть законам и подзаконным актам, принятым во исполнение закона. Примечательно то, что Англия не имеет писанной конституции в форме Основного закона и кодексов европейского типа. То, что в этой стране обычно называют конституцией, - это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивать права и свободы личности.

С позиции более конкретного подхода можно назвать следующие признаки данной семьи:

Основным источником права выступает судебный прецедент, сформулированный судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющийся на аналогичные дела;

Большая гибкость норм общего права и меньшая их абстрактность в сравнении с нормами права романо-германских систем;

Степень значимости прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего дело;

Наделение судов общей юрисдикцией, в связи с чем, они рассматриваю разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные и др.;

Отсутствие классического деления права на публичное и частное;

Нет ярко выраженного деления права на отрасли;

Вспомогательная роль, в сравнении с судебными прецедентами, статутного права и юридических обычаев.

Существенное отличие американского права от английского в том, что в нем существует федеральное законодательство и законодательство штатов. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию самостоятельно. Поэтому необязательно, чтобы решение, принятое судами одного штата, соответствовали решениям судов других штатов.

Мусульманская правовая семья. Мусульманская правовая семья охватывает значительное число государств, исповедующих ислам (Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Турция, Тунис, Алжир, Египет, Иордания и т.д.).

Система мусульманского права отличается ярко выраженной религиозной окраской. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике преданий о деятельности и высказываниям пророка Мухаммеда), а также на обычаях – адатах. Известно, что нормативные предписания Корана и Сунны сравнительно немногочисленны. Наиболее обстоятельно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения. Существенно то, что большинство положений Корана и Сунны раскрывают принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман.

Источником мусульманского права является также Иджма - сводный комментарий древних правоведов, знатоков ислама, имеющий практическую значимость. Наиболее поздним источником мусульманского права является Кияс - правила применения шариата (норм мусульманского права) к новым жизненным ситуациям по принципу аналогии.

Мусульманское право представляет собой пример «права», созданного учеными-богословами, на основе неполных предписаний Корана и положений Сунны. При рассмотрении дела судья не только обращается к Корану или Сунне, но и может ссылаться на авторитетное мнение общепризнанного правоведа.

За последние два столетия процесс влияния европейских правовых систем затронул все исламские страны. Мусульманское право восприняло идею кодификацию. В конце XIX века в Египте и других странах Ближнего Востока были приняты гражданские кодексы западного образца. В первой половине XX века законы, регулирующие семейные отношения, были приняты в Египте, Судане, Турции. Вместе с тем содержание названных законодательных актов подтверждает то, что мусульманское право воспринимает в основном внешнюю, а не внутреннюю содержательную сторону светских правовых систем.

Признаки мусульманской правовой семьи:

Источниками данного права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман;

Весьма тесные переплетения юридических положений с религиозными, философскими, моральными постулатами, а также с местными обычаями в целом образуют единые правила поведения;

Особое значение в системе источников права придается трудам ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений;

Отсутствует классическое деление права на частное и публичное (глава следует за главой без логического разграничения законов, которые бы следовало отнести к частному либо к уголовному праву);

Основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право;

Нормативные правовые акты (законодательство), в сравнении с религиозными источниками имеют вторичное значение;

Судебная практика в собственном смысле (правовой прецедент) не признается источником права;

Юридическая теория и судебная практика основаны на доминировании идеи обязанности с позиции их неукоснительного исполнения, а не право человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонских правовых семьях);

К судьям, как правило, предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки;

Судебной практике свойственна простота. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолично рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.

Многие мусульманские государства заявляют в своих конституциях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения в Конституции Марокко, Туниса, Сирии, Ирана, Пакистана и др. По-видимому, это обстоятельство (верность исламу) объясняет то, что мусульманское право, несмотря на существенное влияние европейских правовых систем в целом остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей существенное влияние на миллионы людей в разных странах.

Правовая система современной России. Каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Среди существующих в современном мире правовых систем, следует выделить правовую систему современной России.

Российское право сходно с романо-германским правом. Это проявляется в основном в кодифицированном характере российского законодательства, в приоритете (доминировании) закона, по сравнению с другими источниками (формами) права.

Европейские правовые идеи (и, соответственно, институты) продолжают «проникать» в правовую систему современной России. Это подтверждает положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы современной России. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15). Известно, что Россия законодательно определила цели постепенного формирования демократического, социального и правового государства.

Существенно то, что масштабные интеграционные процессы в современном мире придают особую актуальность сравнению и сближению различных правовых систем. Интенсивное развитие экономики, торговли, науки и культуры обусловливает укрупнение связей и последующих контактов государств. С этой точки зрения отметим тенденцию сближения правовой системы России (по источникам и содержанию – ст.2 Конституции РФ и др.), прежде всего, с семьей романо-германского права (доминирующее место закона в системе форм (источников) права; деление права на публичное и частное, на соответствующие отрасли и др.), не утрачивая своей самобытности. Кроме того, Россия восприимчива и к традициям семьи общего (англосаксонского) права, допуская в отдельных случаях в правоприменительной практике и толковании действие принципа прецедента.

Контрольные вопросы по теме

1. Что означает понятие «правовая система»? Как соотносятся понятия «правовая система» и «система права»?

2. Какие структурно-функциональные элементы свойственны национальным правовым системам?

3. Как соотносятся понятия «правовая система» и «правовая семья»?

4. Какова общая характеристика романо-германской (континентальной) правовой системы?

5. Каковы общие черты англосаксонской правовой семьи?

6. Назовите особенности правовой система США.

7. Каковы особенности мусульманской правовой семьи?

8. Назовите основные источники мусульманского права.

9. Каково влияние западных правовых систем на мусульманское право?

10. Раскройте особенности правовой системы современной России.

Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются.
Гете

Основные черты правовых семей

В-четвертых, главная роль в формировании права отводится законодателю (орган государственной власти), который создает общие юридические правила поведения. В связи с этим он должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, проанализировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменитель (судья, административные органы и должностные лица) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому в сущности и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходные принципы господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

Для континентальной правовой системы характерны следующие основные теоретические концепции государственной власти и демократических институтов, получившие широкое распространение в мире:

  • знание доктрины и принципов мирового государства;
  • закрепление принципов разделения властей ;
  • обеспечение системы конституционного контроля (конституционное правосудие);
  • регулирование административной юстиции;
  • гарантии развития многопартийной системы;
  • обеспечение местного самоуправления .

Страны, относящиеся к романо-германской правовой семье, объединены единой концепцией, согласно которой первостепенная роль принадлежит закону. Тем не менее между правовыми системами этих стран наблюдаются и существенные различия, которые касаются таких аспектов, как конституционный контроль, кодификация, различная роль регламента и толкования закона.

Англосаксонская правовая семья (общего права)

Зародившаяся много веков назад в Англии, эта система получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, а впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружества Наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права . Крупные компаративисты, исследуя семью общего права, первостепенное внимание уделяют английскому праву как "идеологической и источниковедческой базе" всей правовой семьи .

Возникновение общего права в Англии связано с периодом англо-саксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях и очень скупо, сжато регулировавшего отдельные стороны жизни. После нормандского завоевания (1066 г.) начинается период развития общего права. Оно создавалось королевскими судами , которые обращали главное внимание на вопросы, требующие решения, процедуру и доказательства . Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях.

Постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В ходе деятельности королевских судов сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента . Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. "Английское общее право образует классическую систему прецедентного права или права, создаваемого судьями ". Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие логики в его построении.

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства привели к необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определений процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общим правом" сложилось "право справедливости".

На этой почве возник дуализм судопроизводства : помимо судов, принимающих нормы "общего права", существовал суд Лорда-канцлера. "Право справедливости", как и "общее право", является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем "общее право". Несмотря на сходные черты "общего права" и "права справедливости", прецеденты их судов фиксировались раздельно. Это привело к дуализму английской правовой системы , который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873 - 1875 гг. Она объединила "общее право" и "право справедливости" в единую систему прецедентного права.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

В основе формирования канонического права лежат многочисленные источники (как древние, так и современные). А.В. Поляков отмечает специфику проявления канонического права в том, что среди методов правового регулирования в определенном сочетании им используются акривия и икономия. Такой подход вытекает из самого духа евангельского Благовестия.

"Акривия представляет собой способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения, и применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства".

Икономия означает метод правового регулирования, допускающий "снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не носящих догматического характера".

Первоначально каноническое право возникло как право христианской церкви. В свою очередь, христианство возникло как религия бедных и рабов. В начале оно было гонимо и жестоко преследовалось со стороны властей римского государства . В этот период христианские общины связывались между собой приходящими проповедниками, называвшимися пророками. При императоре Антонине Пие зарождающейся религии были сделаны некоторые послабления. Только в начале IV в. император Константин официально признал христианство, которое, несмотря ни на какие препятствия, быстро завоевывает популярность. Постепенно создается строго иерархическая организационная система христианской религии.

Роль и место пророков стали занимать епископы (хранители, наблюдатели), просвитеры (старейшины) и дьяконы (служители). Епископы возглавляли округ, состоящий из нескольких общин. Им принадлежала не только религиозная, но и судебная власть . Они обладали правом "истолковывать" вопросы Писания и церковных обрядов. Возникают синоды (собрания епископов). Формируется клир - организация наделенных особыми религиозными и священными правами служителей церкви.

В V в. возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии. В это же время римские епископы получили особый статус наместника самого Бога, обладающего и светской и церковной властью - статус папы. Руководство делами церкви в других государствах доверялось особым папским посланцам - нунциям. Стала создаваться христианская литература, основу которой составили четыре Евангелия. Законами римских императоров Аркадия и Гонория за христианскими епископами стала признаваться роль арбитров не только в церковных делах, но и в тех, где затрагивались нематериальные, моральные стороны межчеловеческих отношений. Таким образом, церковь делали реальной участницей процесса государственного управления .

Получив официальное признание, христианская церковь не смогла удержаться от искуса и переняла далеко не самые лучшие методы действий своих врагов. Первый вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в Нике, объявил христианскую церковь "вселенской" и "ортодоксальной" (непогрешимой), осудил инакомыслие, провозгласил принцип нетерпимости. Впоследствии будут запрещены олимпийские игры и сожжена знаменитая александрийская библиотека. Будет и жестокий период инквизиции.

В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви. Этот процесс завершился к середине XI в. В основе раскола лежат несколько причин, в том числе и их нежелание признавать верховенство римских пап.

В эпоху средневековья церковь представляла уже практически независимую, автономно управляющуюся не только духовную, но и политическую организацию. В своей деятельности она руководствовалась выработанными на основе библейских преданий и христианских традиций правилами. В силу значимости христианские правила постепенно приобрели черты канонического права и стали распространять свое действие не только на священнослужителей и работников церкви, но и на всех верующих.

С утверждением феодальных отношений в Европе церковь, монастыри и епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения и зависимых сословий. Процедура канонического судопроизводства имела более сложную систему, нежели обычные феодальные суды. Безусловное предпочтение отдавалось соблюдению чисто письменной процедуры (подача жалобы , возражения ответчика, показания свидетелей , решение суда). Считалось, что "того, чего нет в документах, не существует вообще". Суд должен был не устанавливать правоту одной стороны и осуждать другую, а выяснять истину, даже если это идет в ущерб интересов обратившегося.

Основателем ставшей официальным учением католической западной церкви доктрины исключительной "единоспасающей роли церкви" был крупнейший политический и духовный мыслитель святой Августин (IV в.). Согласно этой доктрине только церковь обладала посредническими полномочиями по пути человека от земной жизни к небесному житию, помогая ему преодолевать греховные дела и помыслы. Для выполнения этой великой миссии церковь изначально наделялась не только правами духовного воздействия, но и правом принуждения и обязывания.

Современное каноническое право отличается универсальным и экстерриториальным характером, оно действует там, где проживают его сторонники - католики. Для него характерна широта регулируемых отношений, включающих вопросы духовной и светской жизни. Ее корни уходят в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру . Первоначальные источники складывающегося канонического права были одинаковыми для западных и восточных (греческой) церквей, а именно: Священное писание, включающее Ветхий и Новый заветы; труды выдающихся мыслителей церкви (отцов церкви) - Василия Великого, Григория Богослова, святого Августина; постановления церковных соборов; римское право . Началом признания канонического права имеющим юридический характер считаются Апостольские конституции - сборник правил, составленных в IV в. первыми апостолами. Он включал в себя сначала 50, а затем 85 правил. После разделения церквей действие сборника стало распространяться только на западную церковь. В этот и последующие периоды среди стали играть декреталии - издаваемые папами постановления.

В период "папской революции" (XI - XII вв.), послужившей началом изменения характера взаимоотношений между церковью и государством, начинает формироваться новое каноническое право как самостоятельная часть правовой системы западноевропейского общества . Более четким становится его юридическое содержание. Основными источниками становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты...). В этот же период времени каноническое право начинает изучаться в университетах. Предпринимается попытка его кодификации (монах Грациан). На этой основе возникает собственная церковная школа систематизаторов права - канонистов.

С 1583 г. все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное название - единый Свод церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). Он стал единственным источником норм канонического права, разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским церковным доктринам. Начиная с 1918 г. сборники канонических законов стали выходить под названием "Кодекс канонического права".

Крупнейшим идеологом католицизма является доминиканский монах Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), который одним из первых среди средневековых философов Западной Европы стал широко использовать труды Аристотеля. Взяв у него деление законов на естественные и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил их делением на законы человеческие (определяют порядок в общественной жизни) и божественные (предназначены указывать пути достижения "небесного блаженства"). Из сочетания классификаций законов, предложенных Аристотелем, и своего варианта он сформулировал следующие их виды:

  1. Вечный (божественный естественный) представляет собой "сам божественный разум, управляющий миром", который лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.
  2. Естественный (человеческий естественный) понимается как отражение вечного закона человеческим разумом и выражается в определении законов общественной жизни, а также в стремлении к сохранению и продолжению рода.
  3. Человеческий (человеческий положительный) - феодальное право, рассматриваемое им как выражение требований естественного закона, подкрепленное возможностью принуждения и наличием штрафных санкций. Необходимость такого закона объяснялась тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло. Поэтому для обеспечения незыблемости требований естественного закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха возможного наказания .
  4. Божественный (божественный положительный) - это положения, изложенные в Библии.

Говоря о справедливости принимаемого закона, Фома Аквинский отмечал: "чтобы воля, выраженная в поведении, могла иметь свойства права, она должна быть в согласии с разумом. ...Поскольку закон, главным образом, повелевается для общего блага, любые другие предписания, индивидуально произведенные, не могут обладать правовой природой". Под правовой природой он понимал то, что составляет существо человеческих действий, "потому что оно есть их правило и мера".

Специалисты отмечают, что даже римское право в средние века не имело такого влияния на общественные отношения в европейских государствах, какое имело каноническое право. Брачно-семейные отношения каноническое право долгие столетия рассматривало как свою вотчину. Брачный возраст для мужчин определялся 16 лет, а для женщин - 14 лет. Бракосочетание могло быть только добровольным (по взаимному согласию), в том числе и тайным, но при свидетелях. Внебрачные сексуальные отношения сурово карались.

В сфере влияния канонического права находились и вопросы наследования. Чтобы завещание имело юридическую силу, необходимо было, чтобы оно было составлено в присутствии приходского священника, нотариуса или двух свидетелей. Канонисты создали новый институт исполнителя завещания - душеприказчик. Он брал на себя владение всей собственностью , подлежащей в дальнейшем перераспределению, т.е. осуществлял права завещателя и выполнял его обязательства .

Для искоренения в обществе ереси предусматривалось создание системы инквизиционного трибунала, в состав которого входили:

  1. Инквизиторы - члены доминиканского или францисканского монашеских орденов не моложе 40 лет. Они играли главную роль в ходе производства следствия и судебного процесса. Наделялись неограниченными правами и подчинялись только римскому папе, который являлся главой инквизиции.
  2. Эксперты - юристы выступали в роли квалификаторов. Они формулировали обвинение и сам приговор , а также определяли степень вины подсудимого без права его ознакомления с делом.
  3. Прокурор - представлял на уголовном процессе обвинение.
  4. Обслуживающий персонал - нотариусы и понятые (скрепляли своей подписью показания обвиняемых и свидетелей), врач (следил за тем, чтобы обвиняемый не скончался под пыткой преждевременно), палач (приводил приговор в исполнение).

Основной задачей в уголовном процессе, основывающемся на нормах канонического права было не чтобы потерпевший добился справедливости, а чтобы подвергнуть виновного государственному наказанию.

Канонический процесс предусматривал и другие меры уголовного наказания , такие, например, как:

  1. Интердикт - в отношении церковной общины (запрет на богослужение, лишение священника права на осуществление таинств или похорон в наказанном приходе) или отдельного человека (лишение права носить оружие , отлучение от церкви).
  2. Епитимия - церковные наказания, обладавшие широким спектром в виде обязывания совершать поклоны, посты, длительные молитвы, бичевание.
  3. Тюремное заключение.
  4. Ссылка на галеры гребцами.

Влияние канонического права на характер развития долговых и торговых правоотношений выражалось в том, что церковь идеологическими средствами пыталась воздействовать на содержание торговой жизни с целью достижения справедливых договоренностей между сторонами.

В последующем многие юридические конструкции, применяемые в каноническом праве, оказали большое влияние на разработку правовых институтов национальных правовых систем (например, понятие вины в уголовном процессе).

В России активное развитие церковного права как науки и особой правовой системы началось с конца XVIII в. Вопрос о необходимости преподавания церковного права был поднят митрополитом Платоном в его "Инструкции", написанной в 1776 г. для Московской славяно-греко-латинской духовной академии, в последующем преобразованную в Московскую духовную семинарию. При Александре I церковное право вошло в курс богословских наук и стало преподаваться в духовных академиях, а с 1835 г. было введено в университетах.

Церковные каноны оказывали серьезное влияние на развитие системы права Российской империи. В первой главе Соборного уложения (1649 г.), называвшейся "О богохульниках и церковных мятежниках", были помещены различные виды религиозных преступлений . При составлении Свода законов Российской империи один из разделов назывался "О преступлениях против веры". В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) религиозные преступления также были объединены в отдельный раздел, который назывался "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих веру оную постановлений". Исследуя природу религиозных преступлений, профессор Таганцев Н.С. пришел к выводу о том, что сущностью таких преступлений является воззрение еврейского законодательства, отождествлявшего понятия "преступление" и "грех".

Заметное влияние церковное право оказало и на систему наказаний . Это выразилось в следующем. Церковное право способствовало постепенной трансформации цели наказания от устрашения к перевоспитанию преступника. Церковные наказания (отлучение, церковное покаяние, лишение церковного погребения и др.) активно использовались государством. Например, церковное покаяние являлось дополнительным наказанием в случае наказания виновных к лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а также ко всем исправительным наказаниям, за исключением заключения в крепости.

Революционные события, произошедшие в России в 1905 г., повлекли за собой реформирование государственного строя. Практически неограниченная самодержавная власть трансформировалась в конституционную монархию . С учреждением Государственной Думы политические партии различного толка стали активно лоббировать интересы тех или иных слоев населения, в том числе и интересы религии.

Министерству внутренних дел, обладавшему среди других министерств наиболее широкими полномочиями, было поручено разработать законопроекты, определяющие начала веротерпимости и свободы совести. Органы государственной власти склонялись к тому, чтобы законодательно закрепить ведущую роль Православной церкви. Авторы вероисповедальческих реформ предпринимали неоднократные попытки повлиять на судьбу разрабатываемых законопроектов. В конечном счете правовая неопределенность религиозных вопросов так и не была устранена.

Под веротерпимостью понималось терпимое отношение государства и Русской православной церкви ко всем существовавшим в стране конфессиям. Под свободой совести понималась: свобода выхода из вероисповедания и избрание такового; свобода проповеди с целью обращения; свобода осуществления исповедания; отсутствие ограничений по религиозным мотивам.

С отделением церкви от государства (1917 г.) в России потеряли свою юридическую силу и церковные преступления. Однако ранее применявшиеся принципы (наличие вины, возможность раскаяния преступника, определение цели наказания и др.) стали исходной позицией для дальнейшего развития советского уголовного права.

Особенностью современного канонического права является то, что оно действует в светских государствах (в основном это страны Западной Европы) и не имеет юридических последствий. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что при принятии юридически значимого решения граждане и должностные лица принимают во внимание его нормы и соотносят с ним свои возможные действия. Вобрав в себя тысячелетние культуру, язык, положения норм римского права и опыт предшественников, каноническое право в полной мере соответствует следующей формуле: "церковь живет по римским законам".

Общепризнанным лидером западноевропейской католической религии по давно установившейся традиции является Папа Римский. Это выражается не только в высочайшем моральном авторитете, но и в перечне его званий и должностей, регулярно публикуемых в ежегодниках Римско-католической церкви Annuario pontificio. В 2006 г. у Папы Римского Бенедикта XVI их было семь: епископ Рима; викарий Иисуса Христа; Преемник князя Апостолов; Верховный понтифик Вселенской церкви; примас Италии; архиепископ и митрополит Римской провинции; суверен города-государства Ватикан и раб рабов божьих. С 1466 и по 2005 гг. римских понтификов также называли патриархами Запада, т.е. очередными наследниками святого Петра. В 2006 г. от этой традиции решили отказаться.

До II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.) каких-либо отношений между Римско-католической и Русской православной церквами практически не существовало. Впервые желание посетить Россию по приглашению сначала Президента СССР М.С. Горбачева, а затем и Президента России В.В. Путина - изъявлял папа Иоанн Павел II. Однако первый в истории визит ныне покойного понтифика в Россию не состоялся, так как приглашения от предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ) не последовало. РПЦ обвиняет Ватикан в прозелитизме (переманивание верующих из одной конфессии в другую) на канонической территории РПЦ. В 2004 г. для разрешения имеющихся разногласий в Москве встречались представители этих конфессий, однако многовековой спор до конца не закончен.

Мусульманское право

Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи , на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными являются Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества . Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия . Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

В иджме дается окончательное толкование ислама. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Кияс - четвертый источник права - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

Обычно мусульманское право рассматривается как синоним шариата, в котором религиозное начало принципиально не отделено от правового. Интересным фактом является то, что нормы шариата (надлежащего пути) выполняются населением мусульманских стран как обязательные нормы поведения. Для мусульман шариат является "совокупностью обязанностей людей". Его действие распространяется на все сферы общественной жизни, проявляясь в форме моральной теологии, этического кодекса, источника высоких духовных чаяний, детально определенной ритуальной схеме и наборе формальных требований.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII - X вв.

С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности , особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте. В отличие от христианства, которое отделилось от государства еще в XVI - XVII вв. после буржуазных революций, ислам и по сей день является государственной религией. Ислам как система общественно-религиозных взглядов соединяет в себе следующие элементы: религиозный культ и свод духовно-этических определений; систему норм, регулирующих социально-экономическую структуру общества; общие принципы государственного устройства.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом . Таковыми являются Коран, сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Многие исследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку. Главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение. Наказание за нарушение норм мусульманского права, даже если оно исходит от государства, воспринимается в конечном счете как "Божественная кара", поскольку важнейшей задачей мусульманского государства "есть исполнение воли Аллаха на земле".

Особую роль индусское право играет в тех сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо: семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.п.

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Их влияние на общественные отношения велико в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки. (Преимущественно в Танзании, Уганде, Кении.) Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных религиозных догм, и к определенному миропониманию. Главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, т.е. живой облик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, за характер поступков в этой жизни. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не к доктрине, а к традиционному общественному укладу.

Образ жизни каждого индуса должен соответствовать нравственному кодексу. Хотя и считается, что все индийцы равны, но на самом деле эти различия весьма ощутимы. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. На протяжении длинного отрезка времени индийской истории великие люди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы. Время от времени против них возникали мощные движения. Тем не менее медленно и почти неощутимо касты росли и распространялись на все сферы общества.

Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось "изнутри", вследствие чего правовые нормы , судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям, располагает средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести и справедливости.

Огромную роль среди индусов играет обрядовая чистота, отрицательным следствием которой является высокомерие, отказ есть вместе с представителями других каст.

Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим, гарантируется прожиточный уровень.

Не последнюю роль в настоящее время продолжают играть законы Ману. Несмотря на свой преклонный возраст (I в. до н. э.), в них современным языком говорится о праве, политике, религии, морали.

В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему . Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.

Обновлению и унификации правовой системы препятствует наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная регламентация по линии штатов с их спецификой набирает силу.

Китайское право

Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское правопонимание , которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.

Даосизм считает, что во Вселенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли. Оно спокойно и пусто, а также независимо и неизменно. Оно является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему, не имеется.

Основной смысл даосизма заключается в том, что если "человек следует в своих делах и мыслях этим великим путем, не побуждаемый волевым усилием, то все в порядке". Даосизму чуждо силовое решение возникающих проблем. Они предлагают плыть по течению. В их понимании диета - это не самоограничение, а здоровый образ жизни, позволяющий жить умеренной полноценной жизнью. Таким образом, учение даосизм проповедует "недеяние". Они выступают против использования норм права и традиций.

Конфуцианство как философское учение имеет прямо противоположные даосизму взгляды. Его представители занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством "взятия себя в железные рукавицы". В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.

Великий китайский философ и просветитель Конфуций родился в 550 г. до н. э. в эпоху сражающихся царств и нескончаемых междоусобиц. Его учение отразило накопившуюся в народе жажду законности и порядка. Гуманистическая сущность конфуцианства вступила в противоречие с феодальным деспотизмом императора Цинь Шихуана - строителя Великой китайской стены. В 213 г. до н. э. он приказал сжечь все сочинения уже умершего Конфуция и живьем похоронить 420 его последователей.

При следующей династии Хань конфуцианство было провозглашено государственной идеологией и оставалось ею двадцать веков, за исключением периода "культурной революции". Стать чиновником в Китае мог лишь человек, прошедший открытый конкурс на знание конфуцианских текстов и умение применять их идеи при решении жизненных проблем. Конфуцианцы считают, что выполнение норм и правил предписанного поведения должно быть видно со стороны. Они обозначают связанные с этим приметы иероглифом "ли" (ритуал), который служит отправной точкой образа жизни. Его координатами являются иерархия и гармония.

Стержнем конфуцианства являются проблемы управления государством , отношения между людьми в семье и обществе , нормы нравственности и морали . На упрек о том, почему он в своем учении ничего не говорит о загробной жизни, Конфуций отвечал следующим образом: пока люди не научились правильно относиться друг к другу в этом мире, то какой смысл рассуждать о мире потустороннем?

Согласно конфуцианству мир человека резко отличается от мира природы, в котором господствует строгая иерархия. По такому образу и подобию должен строиться и мир человека. Природные законы представители этого учения называют дао (божественный путь) или тиан дао. Непосредственно миром человека они не управляют. Поэтому разрабатываемые человеком правила поведения должны быть в гармонии с природными законами.

Конфуций и его последователи считали, что различия общественного положения людей в иерархически организованном обществе должны рассматриваться как проявление высшей в мире гармонии и потому должны неукоснительно соблюдаться.

Конфуцианцы по своей сущности являются рационалистами и прагматиками. В целом китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как "внешнему принуждению".

В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости. Оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей . Добропорядочный гражданин не обязан был уважать право и даже думать о нем: его образ жизни должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию . В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия. Конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем.

По этому поводу Конфуций утверждал: "Если люди управляются по правовым нормам и дисциплинируются наказанием , то они будут беззастенчиво искать пути, чтобы обойти и то, и другое. Если же они будут управляться добродетелью и дисциплинироваться традициями, то они познают стыд и будут вести себя по справедливости".

Высказывается и другая точка зрения о том, что современное российское право по своему содержанию в силу естественных причин пока носит двойственный характер. На сегодняшний день оно еще не до конца освободилось от характерных особенностей "социалистического прошлого" и не в полном объеме приобрело черты новой родовой принадлежности к романо-германскому праву.

По нашему мнению, отнесение национальной правовой системы к какой-либо конкретной правовой семье не исключает признания за ней права оставаться обособленной, уникальной и самостоятельно определяющей пути своего исторического развития в рамках складывающихся мировых тенденций.

Исследователи предъявляют 6 требований к членам романо-германской правовой семьи: методология права, инфраструктура права, структура процессуального права, правовая идеология, правовая культура , правовое государство .

Романо-германская правовая семья, являясь самой древней западной правовой системой, имеет ряд отличительных родовых особенностей:

  • содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...);
  • доктринальный характер и логичность;
  • кодифицированность основных отраслей материального и процессуального права;
  • ; в Германии - шесть...);
  • действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...);
  • структура юридической профессии предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья , адвокат , юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи , ученые и преподаватели.

Российскому праву, а значит, и законодательству еще предстоит пройти определенный отрезок пути по дальнейшему реформированию, направленному на очищение права от остатков правовой идеологии социалистического права, приближение уголовного процесса к современному континентально-европейскому стандарту, достижение уровня европейской правовой культуры и построение подлинно правового государства.

Представляется необходимым преодоление оставшейся части дистанции. Стремление России быть полноправным членом мирового сообщества обязывает ее соответствовать общепринятым международным стандартам во всех сферах жизнедеятельности. В первую очередь это относится к процессу формирования качественно нового законодательства, а значит, и реформирования правовой системы.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

Романо-германская правовая семья,

Англосаксонская правовая семья,

Религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.),

Социалистическая правовая семья,

Традиционная правовая семья,

некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права - нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

Англосаксонская правовая семья:

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании, Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решённом ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев итрадиций. Они являются для них неписанными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

33. Механизм государства. Понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата .

Государственный аппарат (механизм государства ) - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие «механизм государства » и «государственный аппарат » обычно употребляются как синонимы, Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

· органы представительной власти;

· органы исполнительной власти;

· судебные органы;

· контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1. государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2. государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3. государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4. здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

ответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства.

Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.

Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.

1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

2. принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.

3. принцип разграничения функций между органами государства;

4. принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

5. принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

6. принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

7. принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);

8. принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.

9. принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем (например, национальные правовые системы Австралии, Англии, Дании, ФРГ, Франции, России, Индии, Японии и т.д.).

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями различаются следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем .

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Румыния), право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в её составе) и западнославянского права (Украина, Беларусь, Болгария, Сербия, Черногория).

Основные правовые семьи народов мира

Семья общего права . Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве.

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.

Романо-германская правовая семья

Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н э. - VI в. н. э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства.

Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

Славянская правовая семья

Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет в качестве ведущих критериев прежде всего национально-культурные и географические факторы. Восточные и южные славяне, основавшие в VI-ΧΙ вв. свои государственные образования, сформировали самостоятельные культурные традиции и стали прямыми наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно-европейской культуры.

Специфика славянской правовой семьи состоит в том, что её самобытность опирается не столько на технико-юридические, сколько на государственные и духовные начала жизни славянских народов.

К ним относятся:

  • - самобытность славянской и, прежде всего, русской государственности;
  • - особые условия экономического развития, при которых ведущей формой хозяйствования была крестьянская община, артель, основывающиеся на взаимопомощи, трудовой демократии и местном самоуправлении;
  • - формирование "славянского типа" социального статуса личности, для которого характерно развитие коллективистских элементов и нежесткая дифференциация личности и государства;
  • - тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства, с её акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм), и тем более благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими эстетическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).

Ведущий элемент славянской правовой семьи - российская правовая система , которая является оригинальным культурно-историческим и специально-юридическим явлением.

Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем белее государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки, некоторые другие. В основе религиозной системы лежит какая-нибудь система вероучения.

Так источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и Иджма. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм - во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов, связанных с деятельностью государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Это традиционная система, в содержание которой входят обряды, верования, идеологическое ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое правовая система?
  • 2. Что такое правовая семья?
  • 3. В чем особенности романо-германской правовой семьи?
  • 4. Каковы особенности англо-саксонской правовой семьи?
  • 5. Что составляет специфику религиозной правовой семьи?


Поделиться