Что есть душа человека. Есть ли у человека душа? Что такое душа в психологии

Поговорим о смерти. Точнее о том, что смерти нет. Конечно, тело человека, после того как испустит последний выдох, постепенно превращается в груду ненужных костей или кучку серого праха, и фактически такое перевоплощение живого существа в недвижимое бездыханное нечто — можно назвать смертью . Но давайте на минуточку оторвемся от порой излишней материалистичности и обратимся к не менее ощутимым и значимым сторонам своей жизни. Вернее сказать, — к жизни на грани смерти.

Наверное, некоторые читатели уже слышали о том, что в медицине существует такое понятие как «клиническая смерть». Те, кто сталкивался с этим состоянием — знают, что переходный этап между жизнью и смертью — существует. Более того, большинство людей, переживших клиническую смерть, говорили о том, что способны были наблюдать происходящее с ними и вокруг — как бы со стороны, несмотря на то, что фактически по всем медицинским показателям эти люди находились в полной отключке.

Именно данные свидетельства стали своего рода доказательством, пусть и неосязаемым, что помимо тела, человек также имеет и душу, которая после смерти физической оболочки продолжает свое существование.


Сегодня мы разберемся с тем, что на самом деле является душой, узнаем, есть ли жизнь после смерти и стоит ли при жизни готовиться к тому, что возможно ожидает нас потом.

Есть ли у человека душа?

Определение человеческой души издревле являлось предметом споров и разногласий в различных философиях и религиях мира. На сегодня, исходя из идеалистических, двойственных и религиозных трактовок душой считается некая бессмертная составляющая, нематериальная основа, в которой заключается божественное начало, дающее жизнь, возможность чувствовать, мыслить, осознавать. Практически во всех учениях душу противопоставляют телесной оболочке.


В ряде религиозных и идеалистических течений утверждается, что бесплотное существо души продолжает пребывать в мире и после смерти человека. О том, что душа бессмертна настойчиво говорится, например, в христианстве и каббале. В иудаизме, как и в буддизме, указывается на то, что грешная душа перерождается всякий раз в новом человеке. Данное понятие известно в современном мире как реинкарнация. Но здесь важно знать, что буддизм как таковой не признает существование души, и, тем не менее, говорит о цикле перерождений живых существ.

Противники перевоплощений неведомой глазу души имеются и в христианской конфессии. Особенно настаивают на смертности души — Адвентисты седьмого порядка и Свидетели Иеговы. Последние, в частности, ссылаются на строки из Библии:

«Все, что найдет душа твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь, нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

Таким образом, даже в религиозных течениях по поводу существования и бессмертия души нет единого мнения.

И если философские и духовные трактаты чаще всего основаны на результатах нематериальных наблюдений, что всякий раз заставляет задуматься об истинности предлагаемых ими устоев, то наука, привыкшая опираться на факты, уже более сотни лет назад прибегла к попытке зафиксировать «вес» человеческой души.


Каков вес души?

Так, в 1901 году врач из США Дункан Макдугалл в ходе своего эксперимента выяснил, что во время окончательной остановки дыхания и сердцебиения человек теряет от прежнего веса 15-35 грамм. Однако это исследование было опробовано всего на шести людях и поэтому не могло являться однозначно признанными в научном мире. Макдугалл отметил, что для научного подтверждения подобные исследования необходимо проводить на большом числе умерших людей. Но в последствие официально нигде о подобных экспериментах взвешивания душ не упоминалось.

Конечно, с научной точки зрения присутствие души в человеке чаще всего отрицается , ведь сама суть науки заключается в том, чтобы все можно было объяснить на неоспоримых фактах. И, тем не менее, возвращаясь к медицинскому понятию о клинической смерти пациентов и описываемые после пробуждения к жизни людьми околосмертные переживания, наталкивают некоторых психологов и психиатров на формирование убеждения, что помимо существования души есть еще и так называемый загробный мир.


Куда улетает душа?

Впервые исследовать околосмертные переживания пациентов взялся опять-таки американец – психолог и психиатр Реймонд Моуди. Собранные им статистики были представлены на всемирное обозрение в книге «Жизнь после смерти», вышедшей в 1975 году. А уже в 1978 году в Америке основали и Международную ассоциацию исследований околосмертных переживаний. Спустя 20 лет другим доктором медицины — Джеффри Лонгом был создан исследовательский фонд околосмертных переживаний. Стоит отметить, что данный спектр человеческих ощущений изучают и в психологии, и в психиатрии, и в медицине.

Чаще всего околосмертные переживания людей независимо от пола, места жительства и вероисповедания – похожи. Благодаря чему была создана целая феноменология, отражающая последовательность того, через какие стадии проходит человеческая душа во время клинической смерти.

Итак, вначале человек, как правило, сталкивается с неприятным всепоглощающим шумом, потом приходит осознание, что он мертв, за этим следует опять-таки осознанное успокоение, чувство выхода из собственного тела и парение над ним и всем окружающим. Именно в этот момент умерший начинает наблюдать за происходящим вокруг — со стороны, осознает, что он – не тело.

Затем происходит некая пространственная и временная деформация, ощущение передвижения вверх на яркий свет в туннель. Далее — душа встречает всех важных для себя при жизни, но уже умерших персонажей, попадает в наполненное одним лишь светом пространство и после этого в один миг видит все эпизоды своей жизни, потом душа доходит до какой-то незримой границы и остается с ощущением того, что не желает впредь возвращаться в тело.


Как правило, религиозные люди, сталкивавшиеся с околосмертными переживаниями, относят данный опыт к встрече с загробным миром .

Ряд исследователей, в том числе Реймонд Моуди, в полной серьезности утверждают, что околосмертный опыт является прямым доказательством существования загробной жизни.

Однако объяснить это с научной точки зрения, с использованием физиологических или психологических причин не представляется возможным . И, тем не менее, множественные свидетельства людей, переживших клиническую смерть, о том, что именно они видят по ту сторону «экрана», по мнению некоторых докторов науки отчетливо говорят нам, что сознание способно функционировать независимо от работы мозга.


Существует также масса случаев, которые не поддаются никакому логическому объяснению, кроме как признанию того, что сознание действительно способно выходить из тела, жить вне тела и видеть, что происходит. Например, некоторые люди, пережившие клиническую смерть, могли точно описать происходящее в палате или даже в других кабинетах больницы, то, что они никаким образом не могли знать ни до своей «смерти» ни в момент после «воскрешения».

Так, в документальной телепередаче «На пороге вечности. Код доступа», рассказывается: пациент, переживший околосмертный опыт, после «пробуждения» — в точности описал одно из помещений больницы, где какой-то грязный мужчина снимал рабочие сапоги.

Вначале никто не придал значения этому рассказу, но потом, когда один из любопытных врачей решил уточнить, есть ли в больнице подобное помещение, выяснилось, что эта небольшая подсобка действительно существует и в ней переобувается бригадир строительной группы, которая в настоящее время ремонтирует здание. Каким образом об этом мог узнать случайный пациент клиники — с точки зрения науки объяснить невозможно. А вот в то, что он, будучи уже отдельной от тела душой, мог сверху видеть всё происходящее и свободно перемещаться в пространстве — поверить вполне можно.

Подобных случаев в современной медицине масса, но стереотип подкрепления историй насущными фактами столь крепок, что наука находит свои объяснения так называемым околосмертным переживаниям больных.


А может всё-таки, нет никакой души?

Согласно медицинской точке зрения, во время клинической смерти происходит патологическая реакция рецепторов на сбой поступления кислорода в ткани головного мозга. За счет этих изменений наблюдаются слуховые и зрительные галлюцинации, сравниваемые с шумом или звоном, а также вспышками яркого света . Как правило, возникновение подобных реакций организма обусловлено гиперкапнией или гипоксией, также это может быть воздействие эндорфинов с серотонином и некоторые другие факторы.

В одном из своих исследований Кевин Нельсон из Центра околосмертных переживаний попытался выявить связь между осознанными сновидениями и предсмертными реакциями сознания человека. В результате выяснилось, что и тот и другой тип изменений переживаются человеком в тот момент, когда «логический центр», расположенный в коре головного мозга, активируется во время сна.

Стоит отметить причины, способные привести человека к околосмертным переживаниям . Сюда относят такие клинические случаи как — остановка сердца, наступление смерти от полученного разряда электричества, потеря крови в большом объеме, анафилактический шок, кровоизлияние в мозг или инфаркт мозга, неудавшийся суицид, утопление, внезапная остановка дыхания, серьезная стадия депрессии и некоторые другие диагнозы.

Таким образом, как мы видим, единого мнения по поводу существования души не находится и в науке . Также прискорбно осознавать то, что в медицинском сообществе практически не уделяется внимание изучению околосмертных переживаний, что замедляет процесс объективного исследования вопроса.

Можно ли подготовить «душу» к смерти?


Если разные религии, наряду с философией и наукой предлагают человечеству неоднозначный ответ по поводу того, что такое душа и продолжает ли она свое существование после человеческой смерти, то буддисты тем временем, вроде бы и не верящие в душу, — согласно древним учениям тибетцевпередают из поколения в поколение особую йогическую практику медитации. В ходе практики человек проходит настоящую подготовку к переносу сознания в момент смерти — в высшие миры , для воссоединения с мудростью самого Будды.

Тибетская практика называется Пхова и выполнять её могут как последователи Будды, так и люди, не являющиеся буддистами . Интересно, что главным признаком того, что человек удачно прошел практику является, помимо внутреннего «переформатирования», и внешний признак – на макушке головы появляется ямочка, в некоторых случаях она еле заметна, в иных – выглядит как настоящая дырка в голове! Этот внешний признак необходим для того, чтобы сознание беспрепятственно покинуло тело.

Изучая психофизиологическое воздействие древней буддийской практики на людей, японский ученый Хироси Мотояма выявил — очевидные физиологические изменения нервной системы , преобразование метаболизма и корректировку акупунктурных меридианов. Также обнаружилось, что во время Пхова происходит несравнимая ни с одним видом практики стимуляция такой части мозга как гипоталамус, кроме этого, в результате конкретной медитации приостанавливается стандартная мыслительная активность человека.

Люди, прошедшие практику Пхова, как правило, не рассказывают о том, что представляет собой медитация и какие ощущения, и видения во время нее испытываются. Однако все они по тем или иным признакам дают понять, что после физической смерти тела — есть что-то еще . Для буддистов это выход в наивысшее пространство либо реинкарнация, людьми же непосвященными в учение Будды этот промежуточный момент воспринимается как некое странствие души.

Есть ли жизнь после смерти?


Возвращаясь к вопросу о том, есть ли жизнь после смерти, буддизм, а вместе с ним и иудаизм, принимая во внимание процесс перерождения человеческого сознания, дают понять, что умерев в одной «оболочке» ты тут же просыпаешься в другой. Хоть и не признанное до сих пор с точки зрения науки явление реинкарнации — довольно серьезно поддерживается не только в восточных религиях и учениях, но и в современном западном и американском обществе, правда, в основном, среди последователей азиатских традиций восприятия мира.

Однако находятся и независимые, уважаемые в мире люди, которые считают, что и науке и человечеству необходимо обратить пристальное внимание на теорию перерождения.

Например, — ученый, скептик, учредитель группы, разоблачающей ненаучные исследования Карл Саган в книге «Мир полный демонов» среди уймы пунктов парапсихологии выделил лишь три – достойные детального научного исследования, сюда вошла и тема реинкарнации. Вот, что заинтриговало в возможности перерождения сознания Карла Сагана:

«…маленькие дети иногда сообщают о деталях прошлой жизни, которые после проверки оказываются точными, и о которых они не могли бы знать в любом случае кроме перевоплощения…»

Также интересно и то, что в реинкарнацию верил успешный промышленник Генри Форд , который подтвердил это в своем интервью, состоявшемся еще в 1928 году. Вот, что говорил известный всему миру бизнесмен на счет перерождения:

На самом деле, верить или не верить в то, что помимо тела в нас имеется еще и некая практически невесомая субстанция, называемая душой – дело личное для каждого человека. Также каждый решает для себя сам – существует жизнь после смерти или нет, существует ад или рай – или нет, существует возможность вырваться из цикла бесконечных перерождений или не существует…

Все эти понятия, воззрения, учения, теории и факты, перемешанные с неподдающимися объяснениям историями людей, побывавших по ту сторону жизни – несмотря ни на что довольно субъективны. А если взять во внимание, что и религиозные измышления, и философские трактаты, и научные исследования чаще всего предстают пред нами всего навсего в виде слов – столь же невесомых и неосязаемых на весах, сколь и рассматриваемая здесь душа, то все эти беседы и бесчисленные опыты и вовсе можно обесценить.

Но мы этого делать не станем. Потому что, подобно Генри Форду, хотели бы успокоить наконец-то свой ум однозначным ответом. Например, для меня он заключается в том, что душа есть, а смерти нет.

А что думаете Вы про существование души? И есть ли жизнь после смерти по Вашему мнению?

  • прот.
  • прот.
  • прот.
  • диакон Андрей
  • прот.
  • прот. Григорий Дьяченко
  • священник Андрей Лоргус
  • Энциклопедия изречений
  • святитель
  • Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
    Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
    не сердечная мышца – душа болит.
    диакон Андрей

    Душа́ 1) составная, субстанциональная часть человеческой , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства (); 2) отличная от часть человеческой (); 3) человек (); 4) животное (); 5) жизненная сила животного ().

    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и , ибо обладает разумной силой и свободной . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее , эмоциональная сила. Св. называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение . «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется .

    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится , которой свойственно действовать.

    «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. , от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству .

    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. , срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. ). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

    Понятие души

    Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» ().

    Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

    Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

    Силы души

    Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

    Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

    Зачем говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.

    Никто из представителей подлинной науки никогда не сомневался в наличии «души». Спор среди ученых возникал ни о том, есть ли душа у человека, а о том, что следует подразумевать под этим термином. Вопрос, есть ли духовное начало в человеке, что такое наше сознание, наш дух, душа, каковы взаимоотношения между материей, сознанием и духом, - всегда являлся основным вопросом всякого мировоззрения, Разные подходы к этому вопросу приводили людей к различным выводам и умозаключениям. В зависимости от решения этого вопроса, образовалось два прямо противоположных мировоззрения: материалистическое и духовное; два лагеря: ученых идеалистов и ученых материалистов. Материалисты убеждены, что мир по природе своей материален и существует вне всякой зависимости от сознания. Дух, сознание, мышление возникли в процессе развития материи и являются ее продуктом. А раз так, то все они смертны, материальны и прекращают свое существование вместе с умирающей материей.

    Идеалисты считают, что первичным является дух, что сперва дух, а позже материя, сначала Творец, а потом уже материя, - создание Творца. Идеалисты верят, что тленна в человеке только материя, а не духовное начало, душа, исшедшая от Бога и возвращающаяся обратно к Богу.

    Борьба между материалистами и идеалистами началась с незапамятных времен и на протяжении многовековой истории развития человеческой мысли никогда еще не прекращалась. В этой борьбе материализм пытается во что бы то ни стало обосновать свои взгляды на достижениях якобы передового естествознания, отбросив в сторону - заранее и с фанатическим предубеждением - все то, что могло бы противоречить его взглядам, пусть это будет наука, опыт, факты, Библия и христианская религия. Материалисты раз и навсегда установили свой «непогрешимый антирелигиозный догмат: «нет Бога». Объявив все религии вне закона, они фанатично навязывают «свою» религию, - религию атеизма.

    Что такое душа? По общим понятиям, душа разумеется как некая неразрывная совокупность всех наших чувствований, сокровищница нашего мышления, воли и памяти, источник нашего сознания, наших симпатий и антипатий, синтез нашей личности, организующий нашу сущность объемлющий все наши свойства и способности. Душа - это скрытая в нас самих верховная власть, отображение Бога, очаг индивидуальности, местопребывание нашего духа или «внутреннего человека». Душа - это субстанция, возникшая в момент воссоединения духа с телом; сущность связующая духовное наше начало с началом материальным, физическим. Душа- храм Божий, «если Дух Божий живет в нас», или же - «вертеп разбойников», капище сатаны, если она подчинилась демоническому началу. Душа - это дух и плоть, объединенные в одно целое. Поэтому, мы не говорим: «я имею душу», а - «я есмь душа». Усомниться в бытии своей собственной души было бы равносильно самоотрицанию. Французский философ Декарт пришел к этому заключению. Он сказал: «Как бы далеко не простиралось мое сомнение, я не могу сомневаться в собственном своем существовании, потому что само мое сомнение уже свидетельствует о том, что существует «некто» сомневающийся».

    Но не только один Декарт пришел к этому выводу-к нему приходит всякий мыслящий человек. Материалисты отрицают душу в человеке на том лишь основании, что душа нематериальна и они не знают, что она из себя представляет; как будто они имеют представление о всех других вещах в этом мире, кроме души. Но так ли это? Что такое дух? Что такое материя? То и другое навсегда остается для науки неразгаданной тайной. Эммануил Кант показал с очевидностью, что самая сущность души никогда не будет познана человеческим разумом, так как у нас нет соответствующих органов познания, которые были бы способны охватить всю многообразную мощь, свойства и качества нашей души. Мысль, чувство и воля не поддаются исследованию различными приборами и аппаратами. К ним можно применить только внутренний опыт, связанный с верою в Божественное Откровение. Изучая окружающий нас мир, трудно не согласиться с тем, что самое изумительное существо, обитающее на этой планете - человек и самое важное в человеке - его душа.

    Что такое дух? Что такое материя? Мы не знаем. О материи и о духе мы можем судить только по их проявлениям, как мы судим об электричестве, магнетизме и других подобных тайнах. Проявление духа способны, однако, наблюдать в самих себе только те, кто рождены свыше от Духа Святого: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3-я глава). Неудивительно, что атеист ничего не знает о духовной стороне человека. Сфера духа - сфера вне достижения для атеиста, пусть даже самого ученого. Ученый атеист, отрицающий душу и Бога, напоминает нам совершенно глухого человека, глухого от рождения, который силится доказать нам, обладающим прекрасным слухом, что музыка Баха, Бетховена, Моцарта - ничто иное, как мертвые черные точки, нотные значки и завитушки, расставленные на белой разлинеенной бумаге, не известно кем и для чего. Вряд ли глухой убедит в этом человека, который имеет нормальный слух и наслаждается произведениями этих композиторов.

    Материалисты не признают присутствия отдельного от тела духа в человеке. Они говорят: чувства, воображение, воля, мышление и все другие душевные или психические явления - только результаты мозговых отражений, или так называемых «рефлексов». Они учат, что под влиянием внешних воздействий на мозг, наш мозг порождает соответствующие этим воздействиям психические явления. По их убеждению, мозг- сумма всего, чем человек обладает: мозг - орган сознания, мозг - орган душевных явлений, мозг - нервный механизм и т. д.

    Рассуждая так, ученые материалисты сами того не замечая (или не желая замечать) разумного человека, сознающего, чувствующего, переживающего, человеках восприятиями, ощущениями, представлениями, человека действующего, рассуждающего, решающего, превращают в человека-автомата, робота, пассивно и безразлично реагирующего на какие-то случайные толчки из внешнего для него мира; толчки таинственным образом заставляющие его думать, чувствовать и желать… Какая сильная «вера» в абсурд! Напрасно люди пытаются разрешить загадку человеческой души своими силами и средствами. Напрасно подбирают отмычки и действуют ими в духовных вопросах. Христос - истинный ключ, легко и просто открывающий тайны невидимой жизни в человеке. Библия открывает нам, что человек состоит из духа, души и тела. Бог создал человека «триединым», ярко разграничив в нем три его сферы: физическую, душевную и духовную. Апостол Павел пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа…» (1 Фее. 5-я глава). В противовес такому очевидному факту, ученые материалисты приписывают все свойства и появления души мозгу человека. Мозг, по их понятиям, закономерный продукт развития материи, а душевные проявления - только рефлексы этого мозга. Но что такое «закономерное развитие материи» и кто дал материи способность развиваться и превращать человека в гения с высшей степенью одаренности? Подобными вопросами ученые материалисты не утруждают своего ума, так как они убедились, что их «мертвая во грехах и беззакониях» душа не реагирует уже ни на какие мозговые рефлексы.

    Представим себе, что я нахожусь под мощными ультрафиолетовыми лучами, которые позволяют мне наблюдать при помощи зеркальных отражений все перемены атомов и молекулярные движения в моем мозгу по мере того, как меняются во мне мои чувства или эмоции. Допустим теперь, что я наблюдаю за всеми изменениями в моем мозгу, какие производит в данный момент мой гнев или мое восторженное чувство. Не возникает ли логический вопрос: кто тут наблюдает? - Не мозг, конечно, потому что мозг сам находится в данный момент под наблюдением. А кто же? - Св. Писание называет этого «наблюдателя» душою, или «внутренним человеком».

    А наши разные душевные настроения, независящие от нашего здоровья или болезни и вообще не связанные с нашим телом, - какими рефлексами мозга они бывают вызваны? Св. Писание говорит, например, о «сиротстве души», о душе «униженной до праха» «отказывающейся от утешения», «насыщенной поношениями», о душе «алчущей», «истомившейся, «истаивающей» и т. п. В том же Писании говорится о душе «радующейся», «услажденной утешениями», «насыщенной благами», «торжествующей», «бодрой», «любящей» и т. д. Это ли результаты «толчков, получаемых из внешнего мира»? Кто из нас не знает, насколько счастье нашей жизни и успех нашего дела зависят от этих многих и часто разноречивых чувств и настроений. Человек, например, вспыльчивый, гневливый, неуживчивый, критик и придира, отравляет жизнь себе и другим. Напротив, человек добрый ко всем людям, снисходительный к их несовершенству, никогда не «превращающий мухи в слона» и не драматизирующий «мелочные случайности» или случайные мелочи - какой это целебный бальзам для всех людей его окружающих и для него самого! Какими рефлексами навеваются эти душевные явления?

    Факт воздействия человеческого тела на душу и души на тело давно уже доказан. Те или иные душевные настроения человека способны производить в его организме радикальные перемены. Внезапный гнев, например, приостанавливает процесс пищеварения. Трагическая новость может вызвать самые глубокие душевные потрясения, заканчивающиеся нервным расстройством и смертью. Наши глаза, голос, поза, черты лица преображаются, в зависимости от эмоций, в добрую или худую сторону. «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?… если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Кто может отрицать такие факты?

    Душевные настроения могут также отражаться на нашем здоровье. Они способны не только вызывать в нас серьезные заболевания, но и освобождать нас от некоторых болезней. Сказано в Писании: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости…» (Пр. Сол. 17-я глава). Современные врачи, имеющие дело с людьми, подверженными постоянной депрессии или подавленному настроению духа, пытаются лечить их смехом. Но внутренняя «веселость сердца» и внешний искусственный смех - не одно и тоже. «И при смехе болит сердце, и концом радости бывает печаль» - говорит мудрый Соломон (Пр. Сол. 14-я глава). Ни одно животное на земле не располагает таким обилием и таким разнообразием настроений, желаний и чувств, какими обладает человек. И при всем этом материалисты не признают души только потому, что она нематериальна.

    Как ни странно, главным основанием для отрицания души человека служит у материалистов избитый принцип: «не вижу - не верю!» Мы уже беседовали с вами о множестве таинственных сил и явлений природы, которые неуловимы нашим ограниченным человеческим зрением, а тем не менее, реальны. Мы не улавливаем звука, который ниже 16 вибраций или выше 40.000 вибраций в секунду. В силу этого, по ту и по другую сторону, уловимых нашим ухом высоких и низких вибраций, лежит страна безмолвия - для человека, но не для твари с ушами иной восприимчивости. Глухой человек вообще не воспринимает ни одного звука, но это отнюдь не значит, что звуков не существует вообще в природе. Мы не видим электрического тока, магнитных и радиоактивных волн, но они существуют. Мы не видим на улице картин телевидения, передающихся с главной станции и перелетающих большие пространства, прежде чем появиться на домашнем экране.

    Мы не видим нашего мышления, памяти, совести и многого другого, в реальности чего мы убеждаемся ежедневно. Еще можно привести один факт, относящийся к нашему зрению. Следуя правилу атеистов: «не вижу - не верю», мы должны усомниться в существовании Микрокосмоса и тех бесчисленных звезд, которые лежат за пределами нашего естественного глаза, но обнаружены и сфотографированы при помощи астрономических аппаратов. Кроме того, наш глаз воспринимает только те предметы, которые расположены в гамме световых волн, начинающихся короткими ультрафиолетовыми лучами и кончающихся длинными красными лучами. Все волны, которые находятся по ту сторону фиолетовых и красных лучей, остаются неуловимыми для нашего зрения. Но мы не имеем никакого права или основания отрицать существование неуловимых нашим глазом лучей. Ночные птицы и звери все видят ночью как днем, тогда как мы видим ночью только силуэты предметов. Прав был мудрец, сказавший: «Самое могущественное в мире то, что не видно, не слышно и не осязаемо…» К этим «могущественным, но невидимым» относится наша душа. Так что принцип материалистов: не верить в невидимое, - крайне бестолковый и невежественный.

    Душа человека живет в теле, но не зависима от тела. Доказательством этого служит бесчисленное множество фактов. Мы ограничимся здесь одним из них, указав на сверхъестественные проявления воли человека в минуты смертельной опасности. Вспомним хотя бы поведение Яна Гуса, Жанны д’Арк и других, публично сожженных на костре. Вспомним смерть капитана и команды парохода «Титаник», которые помогали пассажирам грузиться в спасательные лодки и до последнего момента способствовали спасению погибающих, будучи сами свободными в своем выборе: пойти ко дну вместе с пароходом или забыть о всех погибающих и заботиться прежде всего о своем личном спасении. Эти герои решили выполнить свой моральный долг. Холодный разум - и только разум! - никогда не был способен прийти к такому противоестественному решению. Вы, материалисты, можете, если хотите, рассматривать эти утверждения и факты недоказанными или отрицать наличие души в человеке, все ваши слова, пусть даже самые «научные», всегда останутся только ложными словами. Бесполезно доказывать или объяснять то, что без всяких объяснений и доказательств, для всех очевидно. «Да живет душа моя и славит Тебя!» «Да славит Тебя душа моя и да не умолкает!» (Пс.29-й и 118-й).

    (из книги П.И. Рогозина «Существует ли загробная жизнь?»)

    Данный материал подготовлен по книге «Доказательства существования жизни после смерти», опубликованной в издательстве «Новая мысль» (сост. Фомин А.В., Москва, 2004)

    Равнодушие дочери к старенькой больной маме...там нет души. Нет наверное сволочнее поступка, когда дети отказываются от ухода за больными, старыми родителями. Моя бывшая сестра и ее семейство, для которых моя мама все в жизни делала и тряслась за доченьку,отказалась вообще- ведь ее здоровью может повредить,она может набраться болезней и вообще квартира не ее, которую она забрала раньше не в счет, а раз она не прописала туда свою дочь-пусть ухаживает тот кто прописан-сын. Я и не собирался ее привлекать-это же ""элита"""которые живут,где вся ""элита" города, а за пределами как они выражаются-все быдло. За 3 года пока я ухаживал за мамой-у нее было 5 инсультов, гангрена ног-которые надо было все время промывать раствором перекиси и обрабатывать,перевязывать,даже позже надевая распиратор, чувствовалось запах гнилья,пальцы черные и уже отпадал один.Но это одно, памперсы менялись раз по10 на день,чтобы не было пролежней, но после этого надо было вымыть и протереть насухо,чтобы не было пролежней,они появились через 2,4 месяца, когда увезли в больницу на 12 дней с инсультом,хотя с утра до вечера с женой там были и переворачивали, но был вставлен катетор и вот результат, до этого размассажировали на копчике,тут как пошли и ступни и бока и на зади,только успевай обрабатывать. Естественно дочь появлялась проведать маму- первый раз через 7 месяцев, 2 через6, потом чаще через3,потом по графику недели через2, а когда мама уже не говорила и не понимала, то приходила на отметку почти каждый день на 5-10минут, постоит и уходит.В доме все спрашивали-"что сестра галочку об отметке поставила?" В свое время,когда мама была в здравии,но плохо ходила,навестил и зять,попросил подписать доверенность на дачу,так как маме трудно налоги платить и мало ли,потом только поставил перед фактом,что они продали дачу- вот очередной...как она переживала,ведь они с отцом все это воздвигали....не описать все, очень тяжело маме досталось,всю жизнь она защищала доченьку,а в старости та отказалась от нее-не помощи не по уходу ни какой, даже когда умерла моя мама,а умерла на моих руках, было сказано-0когда мы будем хоронить,чтобы им сказали и на поминки отказались идти. Вот мамочка и твоя любимая дочь, а сноху,которую всю жизнь гнобили- помогала мне, поднимали и мыли-заработала компрессорный перелом позвонка и 2 грыжи меж позвонковые, я не говорю о себе-много чего, спал по 2-4 часа в сутки, привык, сейчас уже в норме-таблетки не действуют,описывать чего набрался...я благодарен Богу,что он дал мне возможность ухода за моей мамой,она же моя-родная и помог, дал возможность вытерпеть...были случаи когда.приходилось писать отписку от увоза в больницу меня,жена в то время уехала помогать дочке в Питер, а у меня вдруг давление упало50 на30,упал очнулся сил что то нет, в общем история..., даже не пойму ка и вы карабкался,чудо,это только помощь Господа, Ладно,все проходит,моя мама уже там,у Боженьки, как все показали свое нутро-если еще в здравии мама сказала-"""с этой семьей даже не общайтесь, они злые,завистливые- это просто нелюди"" А завидовать им есть чему нам-мы любим с женушкой друг друга,а у них в семье этого никогда не было,что и у дочки ихней, только деньги. Я благодарен моим родным-жене,дочке и родителям жены,для меня они тоже мои.Простите,но про бывших сказать в оправдание нечего сказать,если даже батюшка сказал мне;""такие на смертном одре не изменятся"" Всем терпения и молитвы,

    Существование души у человека

    Момент смерти: душа есть! Доказательство

    Во время работы над первыми выпусками телепередачи «Необъяснимо, но факт» ее ведущий, Сергей Дружко, решился на… он решил увидеть своими глазами настоящую смерть человека, с намерением получить новые свидетельства чего бы то ни было.

    Единственной возможностью это сделать в короткие сроки - выходить на дежурство с бригадой экстренной медицинской реанимации. Использовав различные доводы, получилось договориться с одной из московских станций «Скорой помощи».

    К сожалению, в таком мегаполисе вызовов “скорой” с вероятным летальным исходом долго ждать не приходится. Если сомневаетесь, сходите в любой столичный морг. Перед вашим взором предстанут горы трупов различной степени подготовленности к погребению. И это непрекращающийся конвейер «жизни». Вот и тогда, вызова тогда долго ждать не пришлось. У кого-то случился инфаркт. Конвейер в непрерывном движении.

    Сергей не мешкая, присоединился к опытным врачам-реаниматологам. На большой скорости «Скорая» примчалась к простой панельной многоэтажке. Медики одни забежали в дом и спустя какое-то время оттуда вынесли на носилках довольно молодого человека. Быстро погрузили его в “скорую” и еще быстрее помчались в больницу. Перед Сергеем развернулась типичная сцена реанимации. Чтобы ничего не упустить, он находясь в салоне водителя, никому не мешая, стал снимать весь страшный процесс. За окнами автомобиля мрак, вой сирены, напряженные реанимационные действия врачей - все это оставляет неизгладимый отпечаток в сознании, в особенности если осознаешь, что в это время решается вопрос жизни и смерти. Или кто-то решает… А ведь многие могут оказаться в положении этого молодого человека в свое время.

    Уколы, кислородная маска. Монотонный ритм пикающих приборов. Отточенные до автоматизма действия врачей. Все попадает в объектив камеры Сергея. И тут начинает происходить нечто ужасное. На всем печально знакомом экране возникает еще более печально известная прямая линия. Пиканье сменяет сплошной писк.

    Теперь наступает очередь массажа сердца и электрических разрядов. Первый разряд, второй, третий. Ничего. Время идет, но писк не прекращается. Сергей рассказывал, что в это время появилось такое впечатление, что в «скорой помощи» присутствует нечто еще. Неизвестное, жуткое, но почему-то где-то в глубине души знакомое. Показалось, что время замедляет свой ход, а воздух становится плотным. У всех в машине участилось сердцебиение. Нечто из потустороннего мира становится практически осязаемым. И в этот миг Сергей заметил на экране видеокамеры нечто странное, что также смогли в последствии увидеть зрители канала ТНТ.

    Над телом умирающего человека, за чью жизнь так упорно ведут борьбу врачи-реаниматологи, появилась какая-то дымка. Она будто облако. В это с трудом верится, даже когда ты все это наблюдаешь собственными глазами. Как назло, появились проблемы с камерой. Она вот только что работала без замечаний, но в тот миг того и гляди могла вовсе отключиться. Неужто на это каким-то образом повлияло загадочное облако? Разряды продолжались, но линия оставалась такой же ровной и спокойной, как и неподвижное тело.

    Спустя 5 или 6 мин. облако стало рассеиваться. Еще через какое-то время изможденные и расстроенные медики прекращают попытки вернуть человеку жизнь.


    Есть оправданный скепсис по поводу реальности приведенного случая, но аналогичный случай произошел несколько лет назад во время смерти некой 32-х летней Карины Фишер в клинике «Святого Сердца». Это был один из немногих случаев, когда рядовая операция вошла в анналы всевозможных парапсихологических архивов.

    Суть в том, что при проведении операции над сердцем в операционной находился госпитальный фотограф Петер Валентайн. Временами он делал нужные фотографии. Так вышло, что один из снимков был сделан как раз в то время, когда появилась та самая прямая линия, то есть сердце К.Фишер остановилось. Это была 43-я минута. Когда стали печатать фото, то на них оказалась четко различимая сияющая человеческая фигура, которая возносилась над операционным столом. Вначале Валентайн подумал, что над ним кто-то подшутил, что было опровергнуто, после того как фотографии были отданы на экспертизу, которая подтвердила их подлинность. Во время операции никто из медиков, в том числе фотограф, ничего необычного не видел. А пленка запечатлела то, что было не видно человеческому глазу.

    Вроде бы, обычная байка невменяемых уфологов. Но вот что последовало дальше: когда П.Валентайн показал снимок больничному священнику, тот был до такой степени ошарашен фото, что стал настаивать на его рассылке ученым и духовным лицам по всей Европе. Также этот снимок запросил Ватикан и признал самым ярким ! Это значит что сама Католическая Церковь считает, что это была душа. Такого поворота ситуации никто не ожидал. Впоследствии снимок неоднократно проверяли, но так и не нашли предпосылок к тому, чтобы считать его фальшивкой.

    После этого П.Валентайн загорелся идеей фотографировать людские смерти до такой степени активно, что теперь в больнице «Святого Сердца» пациенты с легкостью могут определять степень тяжести собственной операции. Все зависит от присутствия или отсутствия Петера при операции.

    Три дня в морге

    На вопрос, что видит душа в момент смерти, может помочь ответить один неоднозначный уникальный случай, произошедший еще в советскую эпоху и нашумевший на весь Советский Союз.

    1919 год, 5 марта — в селе Ярки Новосибирской обл. родилась Устюжанина Клавдия Никитична. На протяжении всей своей жизни она была типичным советским человеком и ничем особенно не выделялась. Воспитанная в духе атеизма, она посмеивалась над верующими и была далека от чего-то духовного. Так бы и прожила она свою жизнь в счастье и горе, пока ей не был поставлен страшный диагноз: рак поперечно-ободочной кишки.

    1964 год, 19 февраля — ей назначили операцию. Но у медиков под руководством профессора Израиля Исаевича Неймарка что-то пошло не так, и Клавдия, вместо того чтобы пребывать в беспамятном наркозе, внезапно оказалась парящей над операционным столом. Сначала она не могла понять, что произошло, и просто стала наблюдать за происходящим. Однако операцию прекратили. При этом почему-то никто не начал накладывать аккуратных швов на распоротый живот, по быстрому прошлись большими стежками и повезли ее прямо в холодильник морга. На протяжении всего этого времени она все слышала, видела и уже поняла, что произошло.

    Как можно было ожидать, она вспомнила своего самого близкого человека - сына Андрея - и тут же непонятно как оказывается рядом с ним и увидела, чем он занимается в тот момент. После она получила незабываемое впечатление от картины когда ее родственниками выдали свидетельство о смерти.

    После она побывала во многих местах своей жизни, встречала близких ей людей. После этого она оказалась в каком-то незнакомом месте с зеленой аллеей, ведущей к излучающим свет вратам. Там она увидала незнакомку в длинных темных одеждах с прекрасным юношей. Он все время что-то просил у женщины, очень строгой. Когда они почти поравнялись с ней, та подняла вверх глаза и сказала:

    Что происходило дальше, сейчас точно установить невозможно. Одни источники говорят, что она пролежала бы неизвестно сколько, но один из работников морга заметил, что ее ноги странного для покойников розового цвета. Как правило этот «румянец» вовсе иного цвета. Он потрогал ее - теплая. Разумеется, он поначалу не поверил. Позвонил врачам, а те только начали подшучивать над ним. Тот подумал, что и впрямь померещилось, но спустя еще какое-то время вновь ее потрогал - она оказалась все еще теплой. Тут-то сенсация и зародилась. Это было уже 22 февраля 1964 года. То есть минуло трое суток с момента операции.

    Из других источников, также якобы основанных на ее словах, указывается на то, что сразу после свидания с женщиной на небесах она пришла в себя и увидала, как в холодильник завозят мужчину с отрезанной ногой и заодно замечают в ней признаки жизни.

    Так или иначе, любопытный факт: когда месяц спустя ей назначили повторную операцию, то хирург Алябьева В.В. после нее расплакалась - она уже не нашла и следов рака. Неужто на это повлияли переживания в клинической смерти?

    После этих событий Клавдия стала ярой верующим человеком и активно занималась прославлением Бога, и даже ее сын пошел служить в церковь. Умерла она в 1978 году.



    Поделиться