Икона всех святых, фото и их значение. Типы икон богоматери

Символика икон

Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который, трудно оценить значение икон.

Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.

Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.

Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Символика жестов

Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

« СВЯТАЯ ТРОИЦА»

Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

Чудотворная икона Святой живоначальной Троицы написана в XV веке преподоб ным Андреем (Рублевым). Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой лавры и одна из чудотворных икон России.

К ней приходят с проблемами, которые решают вашу судьбу. За помощью к этой иконе человек обращается, когда окончательно загнан в угол и не находит выхода.

Господь справедлив, но может быть и суров с теми, кто хочет слишком многого для себя и совсем не думает о других. Если ваша просьба преследует какие-то корыстные цели или ущемляет интересы других людей, вы можете только ухудшить свое положение. Перед молитвой Троице нужно разобраться в себе, четко и конкретно сформулировать просьбу.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в болезни.

Почитаемая в России Иверская икона является списком с древнего образа, который хранится в Греции на горе Афон, в Иверском монастыре.

История афонской иконы ведет свое начало с 9 века. Византийский император Феофил послал своих воинов истреблять святые иконы. В одном из домов, где хранилась икона, воин ударил мечом в ланиту Богородицы. К его ужасу, из раны потекла кровь. Пораженный чудом, воин с раскаянием пал на колени.

Верующие прибегают к помощи этой иконы во время болезни и напасти.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе.

Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. При обращении к иконе Казанской Богородицы молятся об исцелении недуга слепоты, об избавлении от вражеских нашествий.

Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

Казанская Богородица является заступницей в тяжелые времена, ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток.

Икона Казанской Богородицы присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы присутствует в каждой верующей семье. Во времена правления династии Романовых икона была одной из важнейших и почитаемых святынь и считалась покровительницей династии.

Празднование иконы Казанская Богородица – 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября по старому стилю).

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители.

Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

При обращении к иконе Владимирской Богородицы молятся об укреплении веры, об избавлении от вражеских нашествий, о примирении враждующих, о сохранении целостности Российского государства.

История иконы Владимирской богоматери уходит своими корнями в далекое прошлое.

Икона Владимирской Богородицы является великой святыней земли Русской, свидетельствующая об особом покровительстве Божией Матери над Россией в 14, 15 ,16 веках при набегах татарских полчищ на святую Русь.

Существует предание о том, что икона была написана еще при жизни Богородицы. Каждый из дней троекратного празднования иконы Владимирской богородицы православной церковью связан с избавлением русского народа от порабощения, благодаря молитвам, обращенным к иконе Владимирской богородицы.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ»

Написана евангелистом Лукой.

Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы.

Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости.

Женщинам помогает при родах и в период беременности.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ»

Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела.

Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.

На иконе Божией Матери “Умягчение злых сердец” Богородица изображается одна, пронзённая семью мечами. Семь мечей символизируют полноту печали и сердечной болезни, которые были перенесены на Земле Пресвятой Девой Марией.

Перед иконой молятся об умягчении сердца и у верующих облегчаются их душевные страдания, смягчаются враждебные отношения, уступая место чувству милосердия.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА»

Образ был написан в Х веке.

Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.

Икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых.

Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой.

Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА»

Находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора.

На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа.

Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА»

Чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного.

Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»

Икона о прощении грехов и благодарном исцелении.

Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«ЯРОСЛАВСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Самой древней и почитаемой на Руси считается Ярославская икона Богоматери, принесенная святыми князьями, братьями Василием и Константином в середине 13 века – в тяжкую для Руси годину татаро-монгольского нашествия.

Православные из поколения в поколение продолжают обращать свои молитвы Ярославской иконе Божией Матери о любви, согласии и мире в семье.

Возобновляется традиция получения молодоженами благословления на супружество перед образом Великой Заступницы.

«БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу.

Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

«БОГОРОДИЦА ЗНАМЕНИЕ»

“Знамение” – одна из наиболее почитаемых в нашем народе икон.

Много совершается знамений чудотворной силы от этой благодатной святыни.

Милосердная Владычица являет чрез сию святыню знамения Своего покрова и заступления как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей.

Матери-христианки приходящие к сознанию своего бессилия дать счастье своим детям, оградить их от всегда близкой и неминуемой опасности, обращают свои взоры к этому образу и находят поддержку и помощь.

«БОГОРОДИЦА УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ»

При обращении к иконе Богородицы «Утоли моя печали» молятся об избавлении от различных болезней как телесных, так и душевных.

Впервые чудодейственная сила иконы явилась в конце 17-го века в Москве, в церкви святителя Николая в Замоскворечье, когда с помощью молитв, обращенных к чудотворной иконе, была излечена знатная дама.

Празднование иконы Богородицы «Утоли моя печали» 7-го февраля (25-го января по старому стилю).

«ОСТРАБРАМСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Икона Божией Матери “Острабрамская” – древняя православная святыня. Она является одним из прекраснейших изображений Богоматери. Время явления сей иконы не известно.

Молятся ей о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью злой силы.

«СМОЛЕНСКАЯ БОГОРОДИЦА»

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница».

Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

«БОГОРОДИЦА ИЕРУСАЛИМСКАЯ»

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании. В 463 году образ был перенесен в Константинополь.

Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов.

В 988 году икона была принесена в Корсунь, и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, то святой Владимир отправил им этот образ.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Иерусалимская молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

«БОГОРОДИЦА ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»

При обращении к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» молятся об излечении, исцелении от болезней и недугов.

История этого образа связана с событиями, произошедшими в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре в 807 году, когда игумен монастыря был предупрежден об опасности нападения разбойников женским голосом, исходившим от иконы Божией матери.

Лик Божией Матери «Отрада и утешение» выражает кротость, милосердие и сострадание.

«БОГОРОДИЦА МИЛУЮЩАЯ»

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

«БОГОРОДИЦА СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Споручница грешных” молятся во время греховного омрачения, во всяком унынии, отчаянии и скорби душевной, об избавлении от эпидемии и чумы, в расслаблении тела с бессонницей, потери аппетита и лишением каких-либо членов, об исцелении различных недугов, припадков, о спасении грешников.

«БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ»

При обращении к Богородице «Почаевская» молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви.

Чудотворная икона 300 лет хранилась в монастыре на Почаевской горе.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады в 1675 году.

«БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ»

При обращении к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, разрешении семейных неурядиц. Молитвы к этой иконе помогают не ошибиться в выборе супругов.

Цветок в руках Богородицы утверждает непорочность Матери Божьей и символизирует неувядаемость девства.

«БОГОРОДИЦА ВСЕЦАРИЦА»

Перед иконой Богородица “Всецарица”молятся об исцелении раковых заболеваний.

«БОГОРОДИЦА ПОКРОВА»

Пред иконой Пресвятой Богородицы Покрова молятся об избавлении от бед, о защите страны от врагов.

«КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ»

Святой молятся в супружеском неплодстве и бесчадии, о счастливом браке, в житейских и семейных нуждах, в болезнях, скорбях и нестроениях.

« БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА»

Очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом.

Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ»

Любимый святой русских людей.

Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо.

Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

Это самый почитаемый в мире святой.

Николай Чудотворец прославился как заступник несправедливо обиженных и покровитель всех, кто находится в пути, – рыбаков, летчиков, мореплавателей, путешественников.

Также он покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным.

Особо почитают Чудотворца на русском Севере.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН»

Великий целитель, покровитель врачей.

Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит “лев во всем”.

Второе имя, данное при Крещении, – Пантелеимон, то есть “всемилостивый”, раскрывается из почитания великомученика как целителя.

Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе.

С древнейших времен св. Пантелеимон считается покровителем врачей.

Молитвы болящих, с верой обращенные к нему, приносят облегчение исцеляют от физических и духовных недугов.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»

Покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни – военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

Великомученик Георгий – покровитель христолюбивого воинства.

Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом – “древним змием”.

Ему молятся также и о возвращении потерянных детей.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»

Основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке.

Является покровителем всех учеников.

Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»

Один из любимых и почитаемых святых России.

Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

Чудотворцу Серафиму Саровскому молятся в печали, при болезнях внутренних органов, при болезнях ног.

«АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ»

Ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев.

О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

По православным и католическим представлениям, ангел-хранитель невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни, если человек сохраняет в себе любовь к Богу и страх перед ним. Задача ангела-хранителя - способствовать спасению подопечного.

В частности, ангелы-хранители духовно наставляют христиан в вере и благочестии, охраняют их души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.

«СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»

«Спас Вседержитель» часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя.

«Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение.

По правилам эта икона ставится во главе иконостаса.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя - Спас Нерукотворный. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Правитель города Едессы князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа.

Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. Тогда Господь, умывшись, отер пречистый лик Свой полотенцем, и на нём чудесно отобразился Его Образ. Получив Образ, Авгарь исцелился от своей болезни.

К образу спасителя обращаются с молитвами о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении.

По материалам сайта Letogold.ru

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Какую меру горя и страданий способна вынести земная женщина? Раннее сиротство, жизнь при храме, подозрения супруга об измене - это начало жизненного пути Пресвятой Богородицы. Много горя и страданий перенесла Дева Мария… Издевательства толпы над Сыном, его мученическая смерть и долгие годы жизни без Него свидетельствуют о страданиях Матери. Ее жертвенная любовь и бесконечное терпение помогли подняться на высшую духовную ступень.

Сияющими и смиренными кажутся иконы Пресвятой Богородицы.Ее переживания, лишения, страдания сменились Небесной славой и радостью воссоединения Матери с Сыном. Чудотворные иконы Богоматери почитаемы во многих городах и странах. Они облегчают скорбь и приносят веру, исцеляют от болезней и награждают прощением. Молитвы у образа Богородицы помогают воинам на полях сражений, избавляют от врагов. Вместе с тем даруют простые семейные радости и утешение в бедах.

Четыре вида икон Богородицы

В православном календаре много дней отмечено почитанием чудотворных икон Богоматери. Через свой лик она творит добрые дела, изменяет судьбы людей, спасает падших. Иконы Пресвятой Богородицыотличаются друг от друга. Существует 4 основных вида таких икон.

Одигитрия (в переводе с греческого - Путеводительница). На иконе этого вида Богородица держит Младенца Христа, указывая на него рукой. В ее глазах отражен весь жизненный путь христианина. Наиболее известные образы этого вида - Смоленская, Грузинская и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Елеуса (в переводе с греческого - Милующая). Здесь Богородица прильнула к Младенцу, они обнимают друг друга. Этот образ - символ любви Матери и Сына, их единения. Самые известные иконы Елеуса - Владимирская, Донская Божья Матерь.

Оранта (в переводе с греческого - Знамение). В иконографии этого вида Богородица воздела руки к небу в молитвенном порыве. Младенец еще не рожден, но уже присутствует на медальоне, символизируя божественное и человеческое начала. Наиболее известные иконы - «Неупиваемая Чаша», «Ярославская Оранта».

Акафистный вид иконы - собирательный образ. Он создается в иконографии под впечатлением от евангельских текстов. Это больше похоже на иллюстрацию действий Богородицы, участие ее в судьбе Сына. Яркие иконы этого вида - «Нечаянная радость», «Неопалимая Купина», «О тебе радуется обрадованная вся тварь».

Покровительство икон

Иконы Богородицы на Руси имели самое широкое распространение. Этим и объясняется такое обилие образов Божьей Матери. Ее лик любим и почитаем в народе. Она считается защитницей, утешительницей и заступницей. Образ Богородицы несет в себе любовь, прощение всем грешным и покаявшимся.

К Святому образу обращаются в скорби и болезни, просят защитить от врагов и недоброжелателей. Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы помогают женщинам при беременности, даруют легкие роды и здоровье детям. Мужчины приходят за покровительством и утешением. Каждая из чудотворных икон Богородицы способна помочь после искренней молитвы.

Перед образом «Взыскание погибших» молятся при головных, зубных болях, о погибающих детях, благодатном браке, об отвращении от алкогольной зависимости.

Перед иконой Феодоровской Божьей Матери просят об облегчении трудных родов. Острабрамская Богородица защитит брак от злых сил, сделает его благополучным. «Неопалимая Купина» убережет дом от пожаров.Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает от общенародных бед, ограждает от опасности, помогает матерям, дарует счастье их детям.

Образ Владимирской Божьей Матери принес победу русским войскам над Тамерланом в 1395 году. Говорят, что чудотворная икона устрашила врага, и полчища хана просто бежали.

Образ Донской Богородицы помог в день Куликовской битвы в 1380 году. А в 1558-м Иван Грозный долго молился перед походом на Казань. Икона даровала победу русским войскам и взятие города.

Как молиться перед иконой Богородицы

Существует множество уже готовых молитв, которые читаются перед ликом Богородицы. Это просьбы о помощи, прославление Матери во время церковных праздников, Акафисты. Они настолько просты, что при постоянном чтении их легко выучить наизусть.

Существуют молитвы:

  • при голоде;
  • в скорби и недуге;
  • при опасности потопления;
  • при увечьях и болях;
  • при глазных болезнях и слепоте;
  • при защите дома от пожара;
  • при болезнях слуха и глухоте;
  • при раковых заболеваниях;
  • о недуге пьянства;
  • о даровании терпения;
  • об избавлении от мыслей о самоубийстве.

Это только малая часть молитв, с которыми народ обращается к образу. Иконы Пресвятой Богородицынедаром считаются чудотворными. Известны факты, когда образ помогал в излечении от тяжелых болезней, дарил веру, терпение.

Богородица - защитница и заступница. Если к образу подойти с чистым сердцем, светлыми помыслами, то и вознаграждение не заставит себя ждать. Молитвы можно читать дома, перед домашним иконостасом. Или в церкви, после службы. Формальное произнесение слов текста не дарует чуда. Только искренняя вера в силу Божью поможет исполнению просьбы.

Священнослужители уверяют, что если текст молитвы выучить сложно, то его можно читать в записанном виде. Или излагать просьбу своими словами. Не следует забывать о том, что после исполнения желания необходимо прийти к иконе, поблагодарить.

Чудотворные иконы

Икона олицетворяет собой связь между Богом и человеком. Это возможность приобщиться к Благодати и получить ее. Это вера в счастливое избавление от мук и греховности. Это понимание, что только страдание способно очистить душу, принести успокоение в сердце, научить терпению и всепрощению.

Чудотворная икона - концентрация Божественной силы. Не все образы сохранились до наших дней. И не все иконы, будучи чудотворными, признавались церковной администрацией. Должны существовать неоспоримые факты исцеления, свидетельства силы для того, чтобы образ был официально признан. Только после этого икона получает статус чудотворной. В основном такие свидетельства повествуют об исцелении во время эпидемии, о спасении государства от врагов или излечении от различных болезней.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицыможно найти в разных городах и странах мира. К ним приходят с просьбами, молитвами, надеждами. Объединяет их сила образа, который способен в обычную человеческую жизнь внести чудо.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Свидетельства об Успении (телесном переселении) Богородицы можно найти в разных источниках. Однако в Священном Писании об этом ничего не сказано. Известны лишь факты, что во время VI Вселенского собора было принято решение о вскрытии гробницы. В ней увидели только погребальные одежды и святой пояс. Последний можно и сейчас найти на святой горе Афон (Греция) в обители Ватопед.

Перед смертью к Богородице явился Архангел Гавриил с вестью о том, что ее жизненный путь окончится через 3 дня. После Господь заберет ее к себе. Похороны Богородицы состоялись в Гефсиманском саду. Больные, прикоснувшись к ее одру, исцелялись. А через 3 дня после похорон апостолы не нашли ее тела в пещере, там остались только погребальные одежды.

28 августа происходит празднование образа «Успение Пресвятой Богородицы». Икона выставляется в храмах Москвы, Киева.

Образ помогает справиться со страхом смерти. Можно просить об укреплении веры, смирении. Избавление от болезней также дарует «Успение Пресвятой Богородицы». Икона, кроме всего прочего,помогает осмыслить свои деяния, укрепиться в добродетелях, достойно пройти свой жизненный путь.

«Знамение Пресвятой Богородицы»

Такое название образа связано с событиями 1170 года. Войска осадили Великий Новгород. Горожане непрестанно молились о спасении. Архиепископ Новгородский во время просьбы о помощи услышал повеление Богородицы, чтобы икону ее вознесли на городские стены. Лик доставили на стену, повернули к неприятельским войскам. Одна из стрел попала в образ. Чудотворная икона отворотилась от нападавших, лишив тех света и Благодати. Повернулась к осажденным, даровав им чудо спасения. В тот же миг в стане неприятеля произошло смятение, их обуял страх, и враги были побеждены.

  • Великий Новгород;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Барнаул;
  • Муром;
  • Белгород;
  • Северодвинск;
  • Нижний Тагил;
  • Курск.

Чудотворная икона «Знамение Пресвятой Богородицы»защищает солдат и население в военных конфликтах. Помогает путешествующим, примиряет враждующих. Спасает от болезней во время эпидемий, исцеляет при заболеваниях глаз, слепоте.

Благовещение - благая весть. Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ее посетила Благодать. Она родит Сына Божьего и наречет его Иисусом. День празднования этой чудотворной иконы приходятся на 7 апреля.

Существует предание, по которому на стене одной из кремлевских башен при правлении Ивана Грозного было явление иконы «Благовещение». Именно в эту башню был заключен несправедливо обвиненный воевода. Он молился и просил о чуде. В подтверждение его невиновности и было явление лика Божьей Матери.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»уцелела при пожаре в 1737 году. Тогда сгорела Благовещенская церковь и Царь-колокол. Но икона осталась нетронута пламенем. Ее можно найти в храмах таких городов:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Переславль-Залесский;
  • Нижний Новгород;
  • Казань.

Молятся чудотворной иконе об избавления от тюремного заключения и несправедливых нападок, об исцелении болезней духовных и телесных, о скорбях и искушениях.

По легенде, этот образ был написан апостолом Лукой. Якобы еще при жизни Богородицы, с ее благословения, Лука создал от 3 до 70 ликов Матери.

Четыре удела было у Девы Марии - Иверия (Грузия), Афон, Киевская Русь, Дивеевская обитель. Туда она должна была нести слово Божие и проповеди. Не везде при жизни успела побывать Богородица. Но и после смерти она знамениями, видениями участвовала в распространении христианской веры.

Иверская икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»является символом защиты всех истинно верующих людей. Она предстает заступницей, хранительницей, утешительницей во всех бедах и напастях.

Иверская икона Пресвятой Богородицы находится в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Орле. Есть она и в церквях Новгородской, Курской, Псковской, Тамбовской областей. Дни празднования приходятся на 25 февраля, 26 октября и на вторник Светлой Седмицы.

Существует множество письменных и устных свидетельств об исцелении после молитвы. Икона помогает найти в себе силы для покаяния, очищения. К ней приходят грешники в поиске праведной дороги, с просьбами о защите и утешении. Икона избавляет от телесных и душевных болезней. Перед ней можно молиться о сохранении дома от пожаров, наводнений и других катастроф.

Икона Пресвятой Богородицы «Вратарница»оставляет загадки и по сей день. В 1981 году греческим монахом был создан образ, списанный с оригинала. Икона оказалась мироточащей. Ее 1982 году привез в Монреаль (Канада) Иосиф Муньос Кортес. После акафистов, молебнов перед образом исцелялись тяжелые, неизлечимые заболевания (лейкоз, паралич). Икона возвращала людей к духовной жизни, избавляла от неверия. В 1997 году хранитель образа Кортес был убит. Икона исчезла.

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы»находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Пророчества о рождении Девы, которая станет матерью Мессии, звучат уже в Ветхом Завете. Она происходила из древнего рода, который насчитывал множество первосвященников, патриархов, царей. Иокаим и Анна, родители Богородицы, долго не имели детей. Они истово молились, чтобы в семье появился ребенок. Спустя 50 лет жизни в браке им была дарована счастливая весть о зачатии и рождении Царицы Небесной.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»повествует о радостном событии. Рождение и вся последующая жизнь Марии проникнуты верой, спокойствием, терпением. Недаром она считается заступницей, утешительницей всех христиан и заблудших душ. День празднования - 21 сентября.

Часто икона «Рождество Пресвятой Богородицы»даровала отчаявшимся родителям долгожданного ребенка. Любая молитва перед образом способна успокоить, исцелить душу от обид и несправедливости. Особенно действенны просьбы о заблудших душах, возвращении веры, очищении от грехов, даровании духовно-нравственных устоев. Молитвы о детях, воссоединение семьи, устранение обид и ссор между супругами также будут услышаны.

Значение иконы

Иконы Пресвятой Богородицыолицетворяют единство Бога и человека. Как простая женщина она родила Спасителя, как святая Дева Мария встала рядом с ним на Небесах. Это совмещение высшей духовности и понимания людских слабостей. Образ Богородицы является собирательным образом матери, умеющей простить своих детей, заступиться за них, понять их. Поэтому так много икон, молитв, праздников, памятных дат, посвященных Божьей Матери.

Священники учат, что нет большего страдания на земле, нежели стоять рядом и видеть смерть собственного ребенка. К духовному преобразованию через муки жертвенности прошла Пресвятая Богородица. Икона, значениекоторой заключено не во внешнем блеске, а во внутренних добродетелях, учит мирян многому...

В смирении и терпении провела всю жизнь Богородица. Рано потеряла родителей. Вышла замуж за вдовца, чьи сыновья не любили ее, не верили в Божественную Благодать. Ее кротость, страдания стали удивительным сочетанием земной духовности и небесной святости.

Формальное чтение молитв, равнодушное посещение церкви не подарит благоволение Богородицы. Только покаянием, чистым сердцем, искренней любовью можно добиться заступничества Девы.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы учат человечности, умению оставаться добродетельным в любых жизненных ситуациях. Со смирением переносить трудности, испытания и знать, что даже в грехе можно покаяться и вернуть себе Благодать.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в
работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё еёназывают «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются также и те, у кого проблемы.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых

Людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, последствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей
и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, заблудшим - вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина - церковного песнописца, невинно оклеветанного.Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке,
куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём - либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни - военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево - Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.



Поделиться