Совершение намаза по мазхабу абу ханифа. Читается аят «аль-Курси». Вступление в намаз

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы! » (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта . А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров . Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей . Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин . Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных .

6. Для зрячих . Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить . Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти . Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти . Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы .

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой . 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом . Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех . Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность ».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада ». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки ». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха, затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред . Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха. В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат , так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана , и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы .

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место , так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место ».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди , так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам ». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую ». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы ».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Краткое изложение совершения намаза, более полное описание вы можете прочитать в нашей библиотеке

Обязательные действия омовения

1. Мытье лица должно быть совершено так, чтобы с него стекали капли воды (по меньшей мере две). Омываемые зоны лица: от лба и до подбородка включительно, захватывая область между мочками ушей. Так же необходимо омыть волосяной покров лица (у мужчин - борода и усы. Если же борода очень густая, то достаточно омыть ее сверху, не касаясь водой кожи лица)

2. Мытье обеих рук до локтей включительно

3. Протирание головы (масху) совершается путем проведения по 1/4 части головы мокрой рукой (1/4 часть - это ровно столько, сколько закрывает рука). Масху обязательно нужно совершать тремя или более пальцами

4. Мытье обеих ног, включая лодыжки

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА:

Подготовка к намазу

Желающий совершить намаз очистит свою одежду, тело и место, на котором совершается намаз. Затем совершит омовение и при наступлении времени намаза огласит азан , прочитает икамат и встанет, смотря в сторону киблы .

Вступление в намаз

Затем вступит в намаз, совершив намерение сердцем и подтвердив это словами. Руки не должны быть спрятаны в рукава.

Если у женщины рукава длинные, то руки ей освобождать не надо.

Руки поднимаются на уровень ушей, большие пальцы должны находиться на уровне мочек ушей, ладони должны быть направлены в сторону киблы, пальцы не нужно ни смыкать, ни разводить в сторону.

Женщина поднимет руки на уровень плеч.

Затем произносится «Аллагьу акбар» одновременно с поднятием рук, а заканчивается произнесение «Аллагьу акбар» складыванием рук на груди.

Правая рука кладется на левую чуть ниже пупка, обхватив ее за запястье большим пальцем и мизинцем.

Женщина складывает руки на груди, не обхватывая одну руку другой.

Взгляд должен быть направлен на место сужды. Первым читается ду"асанаъ, т. е. ифтитах (более подробно указано выше), затем про себя произносим «А"узу» и «Басмалла» , а также «Аль-Фатиху» и «амин» - также про себя, после читается сура, а потом, приступая к поклону, такбир для руку (поясного поклона), завершается такбир с завершением поклона.

Поясной поклон

На поясном поклоне читается: «Суб хана раббиял азим..…» . Спина и затылок должны находиться на одном уровне, а обеими руками держаться за колени. Ноги ставятся ровно.

Мужчина оба предплечья чуть-чуть оторвет от боков, а женщина, наоборот, прижмет.

Смотреть нужно на ноги. По завершении тасбиха («СубхIана раббиял гIазим…» ) поднимется.

Поднимаясь, прочитает «СамигIаллагьу лиман хIамида…» , и, встав, прочитает «Рабанна лякал хIамду» .

После этого со словами «Аллагьу акбар» переходит к сужде (земному поклону).

Земной поклон

При земном поклоне сначала встают на колени, затем руками касаются пола, а потом уже лицо опускается между рук. Во время сужды необходимо внутреннее равновесие, спокойствие, когда лоб прикладывается к земле (полу), вместе с ним пола должен коснуться и нос.

Во время сужды три раза читается «СубхIана раббиял агIля…» . Живот молящегося не должен касаться бедер, а плечи - боков, локти необходимо приподнять от пола.

Женщина же выполняет порядок сужды наоборот. Например, она прижмет живот к бедрам. Затем с произнесением «Аллагьу акбар» поднимают голову и садятся между обеими суждами при этом левая нога ставится на бедро, правая - на нижнюю часть пальцев - это положение называется «ифтираш» .

Со словами «Аллагьу акбар» переходят ко второй сужде. Во время сужды взгляд должен быть направлен на кончик носа, при сидении в сужде - на подол.

Второй ракаат

Также с произнесением «Аллагьу акбар» поднимаются на второй ракаат намаза. Вставать нужно, опираясь на обе ноги.

На руки не нужно опираться, если хватает сил встать самостоятельно. С сужды поднимаются сразу, не садясь, и начинают чтение «Басмаллы» («Истифтах» и «Аузу» не читаются).

Во втором ракаате чтение чуть-чуть сокращается, т. е. читается сура короче, чем в первом ракаате. Во втором ракаате, так же как и в первом по завершении чтения совершают руку и сужду.

Чтение ташаххуда

После поднятия с третьей сужды, садятся для чтения «Ташаххуда» в положение «ифтираш» , поставив руки на бедра.

Во время чтения «Ашгьаду алля илягьа илля ллагь» пальцы правой руки сжимаются в кулак, а указательный палец приподнимается, после произнесения «илля ллагь» - опускается.

Затем читается салават и произносится салам (выход из намаза).

Славословия (азкары), читаемые после намаза

По завершении намаза желательно (суннат), читать славословия, которые исходят от Пророка салля Ллаху ‘алейхи ва саллям, для увеличения вознаграждения, получаемого за намаз, и укрепления его принятия.

Азкары читаются после фарзнамаза, если после них нет ратибатов (утренний, послеобеденный), а после таких намазов, как обеденный, вечерний и ночной читают лишь «Аллагьумма анта ссаллям ва минка ссаллям, табаракта я заль джаляли валь икрами».

Затем совершают суннат и после читают: Астагъфируллагьал гIазим (три раза). Аллагьумма анта ссаллям ва минка ссаллям, табаракта я заль джаляли валь икрами . Аятуль Курсий. Суру «аль-Ихлас», и оба «Куль аузу» («аль-Фаляк» и «ан-Нас». СубхIаналлагь 33 раза. АлхIамдулиллагь 33 раза. Аллагьу акбар 33 раза. И на сотый счет читают: «Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу ля шарика лягьу лягьуль мульку ва лягьуль хIамду ва гьува гIаля кулли шайин къадир. Ал лагьумма ля манигIа лима агIтайта ва ля мугIтIия лима ма нагIта ва ля янфагIу заль джадди минкаль джадду»

Затем читают мольбу себе и батьям повере и т.д. СубхIана раббика раббиль иззати амма яссифуна ва сала мун алал мурсалина валхамдулиллагьи раббилаламина

2. Описание намаза (сыфат ас-саля)

Намерение

Мусульманин, желающий совершить намаз, должен иметь в сердце намерение (ният), которое определяет название намаза, его статус и как он выполняется.

Пример : «Я намереваюсь выполнить намаз зухр (название) своевременно (статус) за имамом (как выполняется)».

Между намерением и такбиром (Аллаху акбар) не должно быть паузы, намерение должно присутствовать во время такбира. Мусульманин произносит намерение, если ему сложно сформулировать его в сердце или если так ему спокойнее на душе. В этом нет ничего предосудительного, а некоторые считают проговаривание намерения сунной.

Довод (далиль):

Сунна. «Поистине, дела только по намерениям, и, поистине, каждому человеку лишь то, что он намеревался; и переселившийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится к тому, к чему он переселялся». (Хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба; свод хадисов аль-Бухари №1 и Муслим №1).

Поднятие рук при совершении вступительного такбира

Пальцы рук не должны быть собраны или растопырены. Они должны находится в следующем состоянии: не сильно сжаты и не сильно выпрямлены, внутренняя сторона кистей направлена в сторону киблы. (Подробнее см.: Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.872).

Довод (далиль):

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал такбир, раскрывал свои пальцы. (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов ат-Тирмизи №222).

Руки поднимаются, пока кисти не станут на одном уровне с ушами. Данное положение подкреплено не только хадисами, но и разумными доводами, ведь подобное действие помогает понять глухому, что намаз начался, если он стоит за имамом. Если же руки поднимать на уровне плеч, то тот, кто стоит за имамом, начало намаза может не заметить. Известный богослов ханафитского мазхаба имам ас-Сархаси считает, что для полноценного выполнения этого действия молящемуся следует коснутся кончиками больших пальцев мочек ушей. Поднятие рук выше ушей и ниже плеч порицаемо (макрух). (См.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.270, 357).

Довод (далиль):

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал такбир, поднимал руки (т.е. кисти рук) на один уровень с ушами. (Хадис от Малика ибн Хувайриса; свод хадисов Муслим №390,391 такой же смысл передается в хадисе №401).

Ваиль ибн Худжр сказал: «Я видел как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в намазе поднимал свои большие пальцы к мочкам своих ушей». (Свод хадисов Абу-Давуд №737).

Есть и другие хадисы, которые указывают, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки до уровня плеч. Один из таких хадисов передает Ва’иль ибн Худжр, поясняя при этом, что раньше он видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки до уровня ушей, а на следующий год он увидел его (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поднимающим руки до уровня плеч; при этом Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) был одет в бурнус (плащ с капюшоном из белой шерстяной материи у арабов). Ва’иль ибн Худжр добавил, что, когда на Пророке (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не было (верхней) одежды, он поднимал руки до ушей. (Хадис от Ваиля ибн Худжра: А. ат-Тахави. Ма‘ани аль-асар №1136).

Следовательно, руки поднимались до уровня плеч, потому что на нем была одежда, которая могла упасть, если бы руки были подняты до ушей.

Женщины поднимают кисти рук до плеч, чтобы не привлекать к себе внимание других. Поэтому в религиозных обрядах учитывается неприметность и скрытость женщины, из-за чего она поднимает руки невысоко при такбире и прижимает их к туловищу во время земного поклона, не открывая подмышек, как при земном поклоне, так и при такбире.

Довод (далиль):

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «О, Ибн-Худжр, если будешь молиться, то сделай свои руки поднятыми на уровне ушей, а женщина пусть сделает их на уровне груди». (Хадис от Ваиля ибн Худжра: С. ат-Табарани. аль-Му‘джам аль-Кабир №17497).

Расположение рук во время чтения Корана

Правая рука кладется на левую руку под пупком. Запястье левой руки должно находиться в ладони правой, при этом мизинец и большой палец правой руки обхватывают запястье левой руки.

Довод (далиль):

Сунна. Передается со слов отца Ваиля ибн Худжра, который сказал: «Я видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) во время намаза кладет свою правую руку на левую руку под пупком». (Ибн Абу Шейба А. аль-Мусаннаф №3938).

Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это утверждали аль-Хафиз Касим ибн Кутлубуга и Мухаммад Абу ат-Таййиб аль-Мадани.

‘Али ибн Абу-Талиб сказал: «Действительно, сунной является размещение правой руки над левой под пупком». (Свод хадисов Абу-Давуд №756).

В цепочке передатчиков присутствует ‘Абдаррахман ибн Исхак, которого Ахмад ибн Ханбаль считал слабым по причине плохой памяти. Однако это не делает ‘Абдаррахмана лгуном. Ашраф ‘Али ат-Таханави говорил, что приведенный хадис является хадисом-хасан. (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘ла‘ас-сунан №676).

Абу-Мухаммад аль-‘Айни сказал: «Образ расположившего руки под пупком более соответствует возвеличиванию, почитанию (Всевышнего), как это обычно происходит в присутствии правителей». (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.210).

Произнесение ду‘а в начале молитвы

В начале молитвы, в первом рака‘ате произносится следующее ду‘а (ду‘а сана’): Это ду‘а произносится про себя как имамом, так и молящимися вслед за ним людьми.

Довод (далиль):

Коран. Всевышний сказал: «И восхваляй славу Господа твоего, когда ты встаешь!» (52:48)

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), начав молитву (намаз), говорил: «Субханакаллахумма уа бихамдика уа табаракасмука уа та‘аля джаддука уа ля иляха гайрук». (Хадис от Абу-Саида аль-Худри; свод хадисов ан-Насаи №899, 900, Абу-Давуд №775, ат-Тирмизи №242 и Ибн-Маджа №804).

Произнесение та‘ввуз (та‘аввуз произносится только в начале намаза в отличие от басмалы, которая проговаривается в начале каждого рака‘ата) и басмалы. Эти две формулы проговариваются про себя как имамом, так и стоящими за ним людьми. (Имам Абу-Ханифа и его ученик Мухаммад считали, что молящийся за имамом не должен проговаривать ат-та‘аввуз).

Та‘аввуз: «А‘узу биЛляхи минаш-шайтанир-раджим».

Басмала: «Бисмилляхир-рахманир-рахим».

Довод (далиль):

Коран. Всевышний сказал: «И когда ты читаешь Коран, то проси защиты у Аллаха от сатаны, побиваемого камнями». (16:98)

Сунна. Передается от Ибн-‘Умара, который сказал: «Я молился за Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу-Бакром, ‘Умаром и они говорили вслух «Бисмилляхир-рахманир-рахим». (Свод хадисов ад-Даракутни №1153).

Этот хадис указывает на то, что проговаривание этой формулы было для обучения ей людей; в последующем она проговаривалась про себя. Данное обстоятельство подтверждает хадис от Анаса. (См.: аль-Маргинани А. аль-Хидая т.1 с.120).

Передается от Анаса, который сказал: «Я молился с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), Абу-Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и не слышал, чтобы один из них читал (вслух) «Бисмилляхир-рахманир-рахим». (Свод хадисов Муслим №399 и ан-Насаи №906).

Чтение Корана вслух и про себя

Чтение суры аль-Фатиха и добавление суры во всех рака‘атах традиционного намаза и в первых двух рака‘атах обязательного намаза. Сура аль-Фатиха читается во всех рака‘атах обязательного и традиционного намаза. Если молящийся является имамом, то в утреннем (фаджр) намазе, первых двух рака‘атах вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намаза он читает аль-Фатиха и дополнительную суру вслух. Если он совершает эти намазы один, то выбирает между чтением вслух (что предпочтительнее) и чтением про себя. В остальных на- мазах, полуденном (зухр) и предвечернем (‘аср), суры читаются про себя как имамом, так и совершающим намаз одиночно.

Довод (далиль):

Сунна. Передается со слов отца Абу-Ма‘мара, который сказал: «Мы спросили Хаббаба: «Читал ли Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) (Коран) в намазе зухр и ‘аср?» Он ответил: «Да» . Мы спросили: «Как вы это узнали?» Он ответил: «По движению его бороды». (Свод хадисов Бухари №746 и Муслим №452).

Женщины все намазы читают про себя, чтение вслух нарушает её намаз. (Ибн ‘Абидин М. Радд аль-Мухтар т.2 с.259).

Чтение Корана за имамом

Человек, который молится за имамом, не читает ничего из Корана, независимо от того, читает имам суры вслух или про себя. Так считает большинство ханафитских богословов (и на этом фетва мазхаба). Имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани считал, что в намазах, которые читаются про себя, чтение Корана молящимися за имамом не является порицаемым. (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.375).

Довод (далиль):

Коран. Всевышний сказал: «А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, может быть, вы будете помилованы!» (7:204)

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним, если он скажет такбир, то и вы говорите (такбир), если начнет читать [Коран], то молчите [чтобы слушать] …». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов Ибн-Маджа №846). Имам Муслим сказал, что этот хадис достоверный (сахих).

Произнесение «амин» про себя

После суры аль-Фатиха имам и молящиеся за ним говорят про себя «Амин» в любой молитве. (Муслим № 577).

Довод (далиль):

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если скажет имам: «Гайри магдуби ‘алейхим уа ляддалин», то говорите: «Амин». Поистине, ангелы говорят: «Амин». И, поистине, имам говорит: «Амин». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов ан-Насаи №918 и Муснад Ахмада №6890).

Это указывает на то, что «Амин» не произносится имамом вслух, потому как, если бы оно произносилось вслух, то не было бы необходимости Пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) об этом нам говорить. А те, кто молится за имамом, делают также как он: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним …» (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘лаау ас-сунан т.2 с.739).

Самура рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) молчал (т.е. говорил про себя) в двух случаях: когда вступал (после такбира) в намаз и когда заканчивал чтение Корана (после аль-Фатихи). Это не признал ‘Имран ибн Хусайн и написал Убейу ибн Ка‘бу, на что последний ответил: «Все так, как это описал Самура». (Свод хадисов ад-Даракутни №1290 и Муснад Ахмада №19362, похожий хадис приводят ан-Насаи и аль-Байхакы).

Хадисы, упоминающие, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил «амин» вслух, указывают на то, что он обучал таким образом сподвижников, а потом перестал делать это. Или он делал так до ниспослания аята:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً

«Призывайте (делайте ду‘а) вашего Господа со смирением и в тайне (негромко)» (7:55).

Как известно, слово «амин» относится к ду‘а, а не к Корану (т.е. не является кораническим текстом), и поэтому читается про себя, ровно также как и ду‘а перед сурой аль-Фатиха читается про себя. (См.: аль-‘Айни А. аль-Биная т.2 с.233).

Отсутствие поднятия рук при совершении поклонов

Произнесение такбира без поднятия рук при совершении поясного поклона. В поясном поклоне кисти рук располагаются на коленях с расставленными при этом пальцами. Спина должна быть выровнена параллельно полу, а голова не поднята и не опущена.

Женщина лишь слегка склоняется в поясном поклоне и кладет кисти рук на колени, пальцы при этом сжаты между собой. (См.: Ибн -‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.259).

Довод (далиль):

Сунна. Вабиса ибн Ма‘бад рассказывал: «Я видел молящегося Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и когда он совершал поясной поклон, то выпрямлял свою спину так, что, если бы на нее налили воду, она бы там и осталась». (Свод хадисов Ибн Маджа №862).

‘Алькама рассказал, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Не совершить ли мне с вами намаз Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)?» После чего ‘Абдаллах совершил намаз, не поднимая в нем рук, кроме первого раза (в начале намаза)». (Свод хадисов Абу-Давуд №748, ат-Тирмизи №257, ан-Наса’и №1058, Муснад Ахмада №3681, ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхакы №2363).

Аль-Асвад рассказал: «Я видел, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал руки в первом такбире и после этого так больше не делал». (Ибн Абу-Шейба А. аль-Мусаннаф №2454, А. ат-Тахави. Ма‘ани аль-асар №1328).

Трудно представить неосведомленность ‘Умара в том, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки при земном и поясном поклоне; а если даже он и не знал, то его непременно поправили бы другие. Однако ‘Умар молился именно так, и его никто не поправлял. (См.: ат-Тахави А. Ма‘ани аль-Асар т.1 с.294).

Также передается, что четыре праведных халифа не поднимали руки во время намаза, кроме как в первом такбире. (Подробнее см.: ан-Наймави М. Асар ас-сунан).

‘Асым ибн Кулейб передает со слов своего отца, что ‘Али поднимал руки только в первом такбире намаза. (Ибн Абу-Шейба А. аль-Мусаннаф №2442, А. ат-Тахави Ма‘ани аль-асар №1320, ас-Сунан аль-кубра аль-Байхакы №2367).

Примечательно, что ‘Али раньше видел, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал руки, но в последующем ‘Али перестает так делать. Данный факт говорит о том, что у ‘Али появился веский довод, приведший к отмене поднятия рук. (См.: ат-Тахави А. Ма‘ани аль-асар т.1 с.292).

Джабир ибн Самура рассказал, что к ним вышел Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и произнес: «Что я вижу!? Поднимаете свои руки, как будто они хвосты строптивых лошадей. Проявляйте спокойствие в намазе». (Свод хадисов Муслим №651 и Абу-Давуд №847).

Поясняя этот хадис, имам Аль-Бухари сказал, что порицание Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), выраженное в этом хадисе, относилось к сподвижникам, которые после завершения намаза во время приветствия (саляма) протягивали руки. Хотя в действительности данное порицание касалось ситуации многократного поднятия рук в течение всего намаза, т.е. перед поясным поклоном, после поясного поклона и после земного поклона. Это подтверждается контекстом самого хадиса.

Во-первых, фраза: «Проявляйте спокойствие в намазе» , – указывает на то, что порицание, высказанное Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), касается действий намаза, а приветствие (салям) таковым не является (поскольку намаз считается завершенным уже после последнего сидения до саляма).

Во-вторых, многократное поднятие рук в течение всего намаза больше подходит под сравнение, высказанное Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «…как будто они хвосты строптивых лошадей» , чем однократное протягивание руки в конце намаза, т.к. строптивые лошади однократным поднятием хвоста не ограничиваются. (Подробнее см.: Аль-Усмани Б. Мавсуа фатх аль-мульхим би шарх сахихи аль-имам Муслим т.3 с.236-240).

Зикр поясного и земного поклона

Произнесение в поясном поклоне следующего зикра трижды: «Субхана раббияль-‘Азым». А в земном поклоне трижды произносится: «Субхана раббияль-А‘ля».

Довод (далиль):

Сунна. Хузайфа рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил в поясном поклоне: «Субхана раббияль-‘Азым», а в поясном: «Субхана раббияль-А‘ля». (Свод хадисов ат-Тирмизи №243).

Зикр после совершения поясного поклона

После поясного поклона молящийся возвращается в положение стояния и одновременно проговаривает зикр: «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» (проговаривается вслух). После того как молящийся полностью выпрямился, он проговаривает зикр: «Раббана лякаль-хамд» (про себя). Молящийся за имамом, услышав «Сами‘аЛлаху лиман хамидах», проговаривает только «Раббана лякаль-хамд», не более. Имам же, напротив, проговаривает только «Сами‘аЛлаху лиман хамидах» не говоря «Раббана лякаль-хамд». Так считал Абу-Ханифа, но с ним не согласны Абу-Юсуф и Мухаммад, которые полагали, что имам проговаривает оба зикра.

Довод (далиль):

Довод Абу-Ханифы. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Если скажет имам: «Сами‘аллаху лиман хамидах», то говорите: «Раббана лякаль-хамд». (Хадис от Анаса ибн Малика; свод хадисов аль-Бухари №689, Муслим №411).

Таким образом, он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) разделил зикр между ними, определив, что должен говорить имам и что говорят молящиеся за ним.

Довод Абу-Юсуфа и Мухаммада. Передается, что Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (когда совершал намаз), соединял два зикра (т.е. Сами‘аллаху лиман хамидах и Раббана лякаль-хамд)». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов аль-Бухари №789, Муслим №392).

У Абу-Ханифы данный хадис указывает на то, как он (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) совершал намаз один, не являясь имамом.

Совершение земного поклона

Произносится такбир без поднятия рук и совершается земной поклон. Сначала на пол ставятся колени, а потом руки. Лицо располагается между кистями рук так, чтобы кисти находились на одном уровне с ушами. Лицо должно касаться пола лбом и носом. Предплечья выставляются в стороны, а живот отдаляется от бедер. Пальцы ног и рук направлены в сторону киблы, при этом пальцы рук желательно сжать между собой. По завершению земного поклона в первую очередь поднимается лицо, потом руки, а затем колени.

Женщина совершает земной поклон так, чтобы ее живот касался бедер, а руки прижимались к телу.

Довод (далиль):

Сунна. Ва‘иль ибн Худжр сказал: «Я видел, что посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда совершал земной поклон, сначала ставил свои колени, затем руки, а когда вставал, поднимал руки, а после колени». (Свод хадисов ат-Тирмизи №268, Абу-Давуд №838, ан-Насаи №1089).

Он же далее сказал: «Я смотрел на Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и когда он совершал земной поклон, ставил свои кисти рук на уровне ушей». (Свод хадисов ан-Насаи №1265, аль-Му‘джам аль-кабир ат-Табарани №17549, Муснад Ахма- да №18878).

‘Абдальджабар ибн Ваиль сказал: «Я видел Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в земном поклоне, опиравшегося на лоб и нос». (Аль-Му‘джам аль-кабир ат-Табарани №17533).

Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) при совершении земного поклона отдалял (живот от бедер) так, что, если бы животное захотело, оно бы там прошло. (Хадис от Маймуны; свод хадисов Муслим №496).

Хузайфа рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил в поясном поклоне: «Субхана раббияль-‘Азым», а в земном: «Субхана раббияль-а‘ля». (Свод хадисов ат-Тирмизи №243).

Малик ибн Бухайна рассказывал: «Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), совершая намаз, расставлял руки в земном поклоне так, что была видна белизна его подмышек». (Свод хадисов аль-Бухари №377).

Возвращаясь в положение сидя и произнося такбир, молящийся должен успокоиться (достигнуть хоть на момент состояния спокойствия) сидя и со словами такбира опуститься для совершения второго земного поклона.

Довод (далиль):

Сунна. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал человеку, небрежно совершившему намаз: «Если встанешь на намаз, то скажи: «Аллаху Акбар», потом прочти, что легко тебе из Корана, потом совершай поясной поклон, пока не успокоишься в нем, потом вставай, пока не выпрямишься, потом совершай земной поклон, пока не успокоишься в нем, потом вставай, пока не успокоишься сидя, потом делай так во всем твоем намазе». (Хадис от Абу-Хурайры; свод хадисов аль-Бухари №715, Муслим №602 и Абу-Давуд №730).

Незамедлительное вставание после земного поклона

После второго земного поклона, не переходя в сидячее положение, молящийся сразу же встает и одновременно проговаривает такбир. Данное действие выполняется во всех случаях кроме случаев, когда после земного поклона следует выполнение ташаххуда.

Довод (далиль):

Сунна. ‘Аййаш ибн Сахль ас-Са‘иди в присутствии сподвижников при описании намаза Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: («… потом сказал такбир и совершил земной поклон, потом сказал такбир и, не садясь, встал …» (Свод хадисов Абу-Давуд №733,966 и ас-Сунан аль-Кубра аль-Байхакы №2475).

Выполнение ташаххуда и салавата

Сидение после второго рака‘ата может быть промежуточным, а может быть и последним, как, например, в утреннем намазе. В промежуточном проговаривается только ташаххуд, после чего молящийся встает и завершает оставшиеся рака‘аты. Последнее сидение в конце намаза, в котором проговаривается ташаххуд и салават, является столпом намаза. Поэтому пропускать его недопустимо.

По завершении второго земного поклона, молящийся садится на левую ступню, а правую ставит так, чтобы ее пальцы были направлены в сторону киблы. Кисти рук кладет на бедра так, чтобы пальцы не были сжаты между собой и были направлены в сторону киблы.

Женщина садится на левое бедро, а ноги оставляет правее. Некоторые считают (см.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.316), что можно сидеть на своих ногах и не отставлять их в сторону. Кисти рук со сжатыми меж собой пальцами следует расположить на бедрах. (См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.259).

Довод (далиль):

Сунна. Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) расстилал левую ногу (садился на левую ногу) и ставил правую. (Хадис от Аишы; свод хадисов Муслим №498).

Ибн-аз-Зубайр описывал ташаххуд Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): «Когда Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) садился, клал правую руку на правое бедро и левую руку на левое бедро …» (Свод хадисов Муслим №579).

Во время произнесения ташаххуда после слова «ашхаду» молящийся поднимает указательный палец правой руки, а после слов «илляллах» опускает. Также возможно перед поднятием указательного пальца сжать безымянный и мизинец, а при помощи среднего и большого создать кольцо. Оба варианта правильны. Подергивание, шевеление пальцем в ханафитском мазхабе порицаемо (макрух). (Подробнее см.: ат-Таханави А. И‘ла, ас-сунан т.2 с.8790.

Более того, некоторые богословы предпочли не поднимать палец во время ташаххуда. (См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 ст.265, 266, 267).

Довод (далиль):

Сунна. Ибн-аз-Зубайр сказал, что Пророк, саллаллаху ‘алейхи уа саллам (в ташаххуде) указывал своим пальцем и не шевелил им. (Свод хадисов Абу-Давуд №839).

Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна. Что же касается хадиса, который приводит аль-Байхакы от Ваиля ибн Худжра: «… потом поднял свой палец, и я видел, как он шевелил им …» , то относительно него сам аль-Байхакы сказал, что, вероятно, под словом «шевелил им» подразумевалось «указал им». (См., например: аш-Шаукани М. Нейль аль-аутар т.2 с.315, 316).

Также аль-Байхакы хадис, переданный со слов Ибн-‘Амра: «Шевеление пальцем в намазе ужасно для шайтана» , назвал недостоверным. (См.: аль-Байхакы ас-Сунан аль-Кубра т.2 с.132).

Салават проговаривается после ташаххуда. Формул произнесения салавата несколько, самая полная из них:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайиди-наа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, кяма солляйтэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиим, уа баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

Ханафиты считают, что добавление эпитета господин к имени Пророка (сайидинаа мухаммад) является желательным, а что касается хадиса «не называйте меня господином в молитве» , то этот хадис выдуман, не достоверен. (Подробнее см.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.274; Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.908).

Приветствие в конце намаза

После салавата молящийся может сначала произнести ду‘а, которое приведено в сунне или Коране. После этого он поворачивает голову направо, произнося: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллах», потом – налево, произнося то же самое.

Довод (далиль):

Сунна. Абдулла ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) произносил салям, поворачивая голову направо со словами: , – так, что была видна белизна его правой щеки, и налево со словами: «Ас-саляму алейкум уа рахматуллах» , – так, что была видна белизна его левой щеки». (Свод хадисов Абу-Давуд №996, ат-Тирмизи №295, ан-Насаи №1324, 1322).

Действия, совершаемые после выполнения намаза

После завершения намаза по традиции (сунна) проговариваются ду‘а, приведенные в хадисах, например: «Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджаляли уаль-икрам». После прочитывается аят аль-Курси и проговариваются зикры: «Субханаллах», «Альхамду лиллях», «Аллаху акбар» по тридцать три раза каждый. Далее молящийся поднимает руки на уровень груди ладонями вверх и делает ду‘а (молит Всевышнего) , по завершении которого протирает руками лицо. Эти действия совершаются после традиционных (сунна) намазов зухр, магриб, ‘иша (если молящийся решил совершить сунны дома, тогда эти действия он делает после фард) и после обязательных намазов фаджр и ‘аср.

Важно знать, что промежуток времени между совершением обязательного и традиционного намазов невелик; правильнее всего не совершать каких-либо действий в это время, кроме короткой молитвы (ду‘а) приведенной чуть выше:

«Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджаляли уаль-икрам» .

После чего молящийся встает для совершения намаза-сунны, при этом желательно сменить место совершения молитвы (например, достаточно отойти на один шаг от места совершения предыдущего намаза). (См.: аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.270).

По завершению намаза имам должен сесть лицом к тем, кто молился за ним для проговаривание после намазных зикров.

Довод (далиль):

Сунна. Мать правоверных Аиша рассказывала, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после произнесения ас-саляма в конце намаза (подразумеваются намазы: зухр, магриб и иша) сидел только на протяжении проговариваемого им дуа: «Аллахумма анта ссалям уа минкя ссалям табаракта йа зальджа-ляли уаль-икрам». (См.: Муслим №134/592; ат-Тирмизи №298; Ибн-Маджа №924; Ахмад №235/6).

Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «… Просите (молите) Аллаха внутренней стороной кистей рук и не просите Его внешней стороной, а по завершению протирайте ими (ладонями) свои лица». (См.: Абу-Давуд №1485, 1486).

Передается, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) после окончания утренней молитвы поворачивался лицом к своим сподвижникам. (См.: аль-Бухари №1386).

Подобное действие Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) давало понять вновь зашедшим в мечеть, что молитва завершена, так как имам уже не смотрит в сторону киблы.

Место пребывания после намаза

Более правильное место пребывания молящихся после намаза — это примерно то место, где был совершен намаз. Иначе говоря, имам и те, кто молились за ним, остаются на своих местах, совершая после намазные зикры и ду‘а, до того момента, пока имам не уйдет с места проведения молитвы (часто в мечетях этим местом является михраб).

Довод (далиль):

Сунна . Передано от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) запрещал им расходится до того, пока он сам не покинет намаз (место совершения намаза). (См.: Абу-Давуд №624).

Покрывание головы в молитве

Намаз как обязательный (фард), так и традиционный (сунна) следует выполнять с покрытой головой; данное действие является желательным (мустахаб).

Легкомысленное и небрежное оставление покрывания головы при совершении намаза порицаемо (макрух). (См.: Вахба аз-Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.972; ‘Аляутдин аль-Касани. Бадаи‘у ас-Санаи‘ т.1 с.538; Аль-Фатава аль-хиндия т.1 с.116; аль-Хинди А. Фатава ат-татархания т.1 с.352).

Но несмотря на это, намаз считается выполненным правильно. Если же покрытие головы не представляется возможным в виду каких-либо причин, порицаемость аннулируется.

Довод (далиль):

Сунна. Ибн ‘Умар сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) носил белый головной убор». (Аль-Байхакы. Ши‘аб аль-иман №5991. Один из передатчиков этого хадиса да‘иф).

Абдулла ибн Са‘ид рассказывал, что он видел на Али ибн Хусейне (правнуке пророка Мухаммада, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) египетский головной убор (калянсува) белого цвета. (См.: Ибн Абу-Шейба. Мусаннаф т.6 с33).

Ракяна ибн Абдуязид слышал, как Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Чалма и головной убор – это разница между нами и многобожниками». (См.: аль-Хаким. Мустадрак ‘аля сахихайн №5937.; аль-Байхакы. Ши‘аб аль-иман №5990.; Муснад Абу-я’ля аль-Мавсыли №1384).

Примечание

Это действие является сунной, доходящей до уровня мутаватир. (См.: свод хадисов ат-Тирмизи №3556; Абу-Давуд №1485, 1488; Ибн-Маджа №3865; аль-Байхакы №2/212). Что касается хадиса, который приводит Бухари, переданного от Анаса ибн Малика, то он растолковывается так: Анас не видел, чтобы Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднимал так высоко руки, кроме как в намазе испрашивания дождя. Таким образом, Анас не отрицает поднятие рук Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в остальных случаях.

Протирание тоже является сунной. См.: Ибн-‘Абидин М. Радд аль-мухтар т.2 с.264.; Вахба аз- Зухайли. Фикх аль-ислями ва адиллятуху т.2 с.995.

Сидение после обязательных намазов, за которыми следует традиционные намазы (сунна), по мнению сподвижников, является порицаемым действием (макрух).

Салят (молитва, намаз) – это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной – обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошёл до нас от Пророка(мир ему и благословение).

Вот почему большинство наших молитв остаются лишёнными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Всё, что от нас требуется, – это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Прежде чем начинать молитву

Вы должны быть уверены, что всё нижеследующее сделано как положено:

1. Необходимо встать, обратившись в сторону Киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, куда вы будете прикасаться лбом во время земного поклона (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение в поясном поклоне.

3. Обратите внимание на расположение стоп ваших ног – пальцы ног должны быть направлены в сторону Киблы.

4. Промежуток между обеими стопами ног должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джамаатом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой – это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джамаатом, убедитесь в том, что ваши плечи тесно соприкасаются с плечами тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Также порицается (макрух) совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву

1. Совершите ният (намерение) в своём сердце, что вы собираетесь совершить такую-то молитву, уточняя при этом, чем она является: фарзом, ваджибом или сунной. Желательно произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону Киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей. Остальные пальцы должны быть направлены вверх. Есть те, кто, совершая молитву, поворачивает ладони в сторону ушей, а не в сторону Киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими запястье левой руки и держите его таким образом. Остальные три пальца правой руки вытяните в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, соединив их, как описано выше.

Стоя

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего произнесите дуа «Санаи»; затем суру «Аль-Фатиха», затем дополнительную суру. Если вы следуете за имамом, то вы должны произнести только дуа «Санаи» и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама.

2. Слово «аминь» после суры «Аль-Фатиха» произносится про себя.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно – чем меньше посторонних движений, тем лучше, так как три движения, не относящихся к совершаемому намазу в одном ракаате, нарушают и делают намаз недействительным. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьёзной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретёт определённый изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы всё-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла собой кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого или прикройте рот внешней стороной левой кисти.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы прикасаетесь лбом во время земного поклона. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.

Алим Нурдинов

В опрос: Альхамдулиллях, я никогда не делаю масх на обычные носки; более того, я объясняю родственникам и друзьям, что это неправильно. Недавно я увидел, как имам при совершении омовения протёр обычные носки, и я перечитал свой намаз.

Как нам быть? Ведь мы не можем проверять каждый раз, кто является имамом и как он делает омовение. Должны ли мы отказаться совершать намаз в мечети? И как нам быть с уже прочитанными намазами?

Ответ: Во-первых, не разрешается делать масх на обычные носки, как вы сами об этом сказали в Вашем вопросе. Все имамы четырёх мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его омовение недействительно, что делает недействительным и намаз - как его, так и тех, кто следует за ним. Если человек без сомнения убеждён, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, то он не должен совершать молитву, следуя за этим имамом, но если есть вероятность фитны (смуты), то он может совершить её с джамаатом, а после - повторить её.

Обязанность имама - облегчать муктади (людям, читающим намаз за ним) исполнение религиозных обязанностей, омывая свои ноги, и не протирать носки, не соответствующие условиям для протирания. В этом случае муктади должны поговорить с имамом и постараться донести до него, чтобы он облегчил всем им совершение намаза.

Вопрос: Пожалуйста, расскажите об особенностях, на которые имаму, ведущему намаз у мусульман разных мазхабов, следует обратить внимание.

Ответ: Если имам возглавляет намаз у последователей ханафитского и шафиитского мазхабов, ему следует убедиться в том, что он принимает во внимание правила омовения согласно обоим (ханафитскому и шафиитскому) мазхабам. В намазе имам следует своему собственному мазхабу, так как разница в намазе в соответствии с различными мазхабами - это только вопрос предпочтительности. Ему следует убедиться, что все позиции в намазе исполняются с абсолютным спокойствием, все кости тела должны быть в полном состоянии покоя в каждой из позиций. Его чтение Корана должно быть размеренным: ни слишком быстрым, когда становится сложным разобрать им читаемое, ни слишком медленным, когда пожилым и больным доставляются неудобства из-за удлинения намаза.

Вопрос: Сколько длится время совершения ночной молитвы? Когда её лучше совершать?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, время для данного намаза начинается с ночи и заканчивается с рассветом. Под ночью подразумевается исчезновение белизны на горизонте. После того как эта белизна исчезает, наступает время для ночного намаза (аль-Лубаб, фи Шархиль Китаб, том 1, стр. 59).

Согласно ханафитскому мазхабу, наиболее предпочтительным временем для исполнения данного намаза является время непосредственно перед окончанием первой трети ночи (Табйинуль Хака"ик, том 1, стр. 83).

Однако отметим, что при установлении времени для джамаата следует учитывать удобство для людей данной местности.

Вопрос: Наш имам сказал, что кожа свиньи и мертвечины запретна в любых её формах. Так ли это?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, после дубления чистой считается кожа всех животных, в том числе и мёртвых, за исключением кожи свиньи. Данное правило основано на хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Любая кожа после дубления становится чистой» (Тирмизи, хадис № 1728).

Свиная кожа исключена из этого хадиса из-за аята Корана, конкретно указывающего на то, что свинья является нечистой полностью (Коран, № 6:145). Поэтому свиная кожа останется запретной и нечистой даже после дубления (Табйинуль Хака"ик).

Вопрос: Ассаламу алейкум!

1. Если в мечети, где я был на таравих-намазе, совершили только 8 ракаатов, правильно ли для меня будет закончить 12-ю ракаатами и витром дома?

2. Имам совершает витр с двумя и одним ракаатами. Допустимо ли присоединиться к витру, в то время как он читается не в 3 ракаата? Некоторые мои братья совершают сейчас только 8 ракаатов и не завершают остальными 12-ю. Пожалуйста, дайте совет.

Ответ: 1. Вы должны совершить оставшиеся 12 ракаатов таравиха и витр самостоятельно.

2. Согласно ханафитскому мазхабу, витр состоит из трёх ракаатов с одним салямом в конце. Если ханафит следует имаму-шафииту и совершает 2 ракаата и 1 ракаат по отдельности, то 2 ракаата будут ему засчитаны как желательный намаз. Последователь ханафитского мазхаба может не совершать оставшийся один ракаат. Если он это сделает, то должен добавить ещё один ракаат и сделать его другим желательным намазом. После этого ему по-прежнему необходимо будет совершить витр-намаз.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, является ли головной убор сунной и правда ли, что по ханафитскому мазхабу порицается совершать намаз без головного убора? И, если это вас не затруднит, приведите, пожалуйста, доказательства.

Ответ: Ношение головного убора (калансува, топи) является сунной.

Вот несколько хадисов относительно этого:

1. Ибн Умар говорил, что Пророк (мир ему и благословение) носил белую шапку (Табрани; «Маджма-уз-заваид», т. 5, стр. 21).

2. Хабиб ибн Салих говорил, что Пророк (мир ему и благословение), когда входил в туалет, был в обуви и с покрытой головой (Байхаки, т. 1, стр. 96).

3. Вайль ибн Худжр рассказывал, что он совершал намаз с Пророком (мир ему и благословение) и сподвижниками, на которых были барнасы (разновидность топи или одежды с капюшоном) (Ибн Хузайма, стр. 233).

4. Как передаёт Абу Кабша, головные уборы сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) были круглыми и широкими (Миркат, т. 8, стр. 246).

Как передаёт Табрани со слов Ибн Умара, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) носил белый головной убор (Миркат, т. 8, стр. 246).

5. Мулла Али Кари (да будет милостив к нему Аллах) говорил, что ношение головных уборов стало одним из отличительных признаков Ислама (Миркат, т. 8, стр. 246).

Некоторые из приведённых повествований явно указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники были в исламских головных уборах во время намаза, что является достаточным для установления того, что это является сунной.

Отсюда ясно, что молитва без головного убора противоречит Сунне, поэтому специалисты по фикху постановили, что это является порицательным. Под порицанием здесь подразумевается незначительное порицание (макрух танзихи), то есть это действие противоречит предпочтительному способу исполнения. Человек не получит греха за исполнение намаза без головного убора, однако ему нужно стараться следовать Сунне и совершать намаз по ней. Верующему всегда нужно стремиться к лучшему в своём поклонении Всевышнему и соблюдать все этикеты намаза.

Вопрос: Прошу ответить исходя из мазхаба имама Абу Ханифа с учётом решения современных учёных этого мазхаба. Насколько точно то, что муктади, следуя в намазе за имамом, не должен читать ничего из Корана во всех пяти намазах? Есть ли какое-либо изменённое мнение ханафитских учёных на сегодняшний день?

Ответ: Муктади нужно молчать, когда имам произносит аяты Корана в намазе. Это основывается на следующем аяте Священного Корана: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют» (Коран, № 7:204).

Также это основывается на хадисе от Абу Мусы аль-Ашари. Он передаёт следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Когда имам начинает читать Коран, храните молчание. Когда он сидит в каада, то первое, что вам нужно произнести, - это ташаххуд» (Ибн Маджа, хадис № 847).

Никаких изменений данного правила в ханафитском мазхабе нет.

Вопрос: У меня вопрос, касающийся произнесения «амин» вслух во время чтения коллективного намаза в мечети. Если большинство учёных ахли-сунна одобряют произнесение «аминь» вслух, то почему по ханафитскому мазхабу это считается непозволительным? Есть ли хадисы, которые подтверждают это мнение?

Ответ:

1) Следует отметить, что произнесение «амин» после суры «Аль-Фатиха» является сунной. Так поступали Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники. В одном из хадисов Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда имам говорит «аминь» (после суры «Фатиха»), все вы тоже должны сказать «амин». Если произнесение человеком слова «амин» совпадёт с произнесением этого слова ангелами, то Аллах простит его прежние грехи» («Сахих Аль-Бухари», хадис № 780).

Приведённый хадис не оставляет сомнений, что произнесение слова «амин» после суры «Аль-Фатиха» является важной (муаккада) сунной. Учёные разошлись во мнениях относительно того, нужно ли это делать тихо или вслух. Однако это различие касается предпочтительности произнесения «амин» вслух или тихо. Оно не касается дозволенности или недозволенности произнесения «амин» вслух или тихо, поскольку все четыре имама (имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Шафии и имам Ахмад (да будет милостив к ним Аллах)) единогласны в том, что это разрешено.

По ханафитскому и маликитскому мазхабам во всех намазах (включая те, что читаются вслух) «амин» лучше произносить тихо.

Материал: Алим Нурдинов,

преподаватель медресе

имени имама Абу Ханифы



Поделиться