Пропаганда войны. Пропаганда войны Пропаганда войны

Пропаганда войны представляет собой столь явное и столь опасное орудие подготовки агрессии, что международные конгрессы в защиту мира и многочисленные общественные организации не раз требовали строжайшего запрета подобной пропаганды.

В 1927 г. конгресс мира в Афинах принял следующую резолюцию о борьбе с военной агрессией: «Считая, что война есть бедствие, которое создает тяжелую опасность не только для воюющих стран, но и для материальных и моральных интересов всего мира; что поэтому всякое подстрекательство к войне, подобно пиратству, рабовладению и другим ана* логичным действиям, подпадающим под удары интернациональных конвенций, является международным преступлением, конгресс обращает внимание правительств на необходимость ввести в уголовный кодекс каждой страны постановление об уголовной ответственности за преступление против мира, а именно за прямое возбуждение общественного мнения с целью вызвать вторжение па территорию иностранного государства, границы которого общепризнанны, независимо от того, имело ли место это деяние на совещаниях или в публичной речи, или оно совершено путем распространения произведения печати или изображений, направленных к той же цели». Почти одновременно с конгрессом мира вопрос об уголовной ответственности за пропаганду агрессии поставили и конференции по унификации уголовного законодательства. В 1927 г. на I Варшавской унификационной конференции профессор Раппопорт выступил от имени польской делегации с предложением разработать проект закона об уголовной ответственности за пропаганду агрессии. Предложение было сдано в комиссию. На III конференции в Брюсселе, в июне 1930 г., была принята резолюция, провозгласившая: «Кто ведет пропаганду с целью публичного призыва к войне, подлежит наказанию». 4 мая 1931 г. Специальный комитет Лиги Наций для выработки общей конвенции о развитии средств, предупреждающих войну, предложил Ассамблее Лиги Наций рассмотреть эту проблему, «считая, что пропаганда агрессии против иностранной державы может создать в определенных условиях угрозу всеобщему миру». В апреле 1932 г. юридическая комиссия Межпарламентского союза признала необходимым установление уголовной ответственности «за прямое публичное подстрекательство, какими бы то ни было средствами, к вторжению или всякой иной вооруженной агрессии одного государства на территорию другого государства». В 1931 г. Международный союз адвокатов также принял постановление о том, чтобы законодательства отдельных стран ввели уголовную ответственность за публичный призыв к агрессивной войне. В июне 1933 г. Юридическим комитетом Лиги Наций был разработан проект конвенции по борьбе с агрессией. Этот проект держал подробные нормы о наказуемости пропаганды агрессии. Вот текст соответствующего пункта ст. 2 проекта: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принять законодательные меры для борьбы с... прямой и публичной пропагандой, побуждающей государство совершить первым и в нарушение международных обязательств одно из следующих действий: а) объявление войны другому государству; б) набег его вооруженных сил без объявления войны на территорию другого государства; в) нападение его сухопутных, морских и воздушных сил без объявления войны на территорию, флот или воздушные силы другого государства; г) блокаду морских берегов или портов другого государства; д) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые формируются на территории данного государства для нападения на территорию другого государства, или отказ, вопреки просьбам государства, подвергшегося нападению банд, принять на своей территории меры с целью лишить эти банды всякой помощи и покровительства»483. После второй мировой войны, унесшей десятки миллионов человеческих жертв, требования борьбы с пропагандой агрессии становятся энергичнее и настойчивее. Международная ассоциация юристов-демократов, действующая под благородным девизом «Право на службу миру», дважды выступала с требованиями установления уголовной ответственности за пропаганду агрессивной войны. Резолюция, принятая на II (Брюссельском) съезде юристов-демократов в 1947 г., провозгласила: «Второй Международный конгресс юристов-демократов решительно выступает против всякой пропаганды, стремящейся представить угрозу войны неизбежной и скорой. Конгресс разоблачает преступный характер такой пропаганды, которую необходимо подавлять в материальном и интернациональном плане». Происходивший в октябре 1948 г. в Праге III конгресс Международной ассоциации юристов-демократов принял специальную, подробно аргументированную резолюцию о борьбе с пропагандой агрессии484. Конгресс призвал всех юристов-демократов бороться против пропаганды, ведущейся в целях войны, и добиваться срыва преступных замыслов тех, кто инспирирует эту пропаганду. С требованием пресечения преступной деятельности поджигателей войны выступают рабочие на собраниях, несмотря на противодействие органов власти. Луис Карлос Перес правильно отмечал: «...пропаганда сама по себе уже является агрессией, ибо предполагается, что тот, кто ведет указанную пропаганду, предварительно уже наметил объект агрессии и воспринимает как враждебное все то, что не совпадает с его намерениями». «Пропаганда уже является почти войной. Это обработка психики людей, тактическая бомбардировка умов»485. Замолкли ли преступные призывы к войне тех, кто за потоками золота не видит потоков крови, для кого война означает вожделенный «бум» военной промышленности? Политическая действительность дает на эти вопросы совершенно четкий ответ. На глазах всего мира, медленно и с большим трудом залечивающего тяжелые раны, нанесенные второй мировой войной, агрессивными кругами планомерно ведется пропагандистская подготовка третьей мировой войны. Чем больше поражений терпит политика «с позиций силы», тем настойчивее становятся призывы поджигателей войны. В последнее время, после Женевского совещания, официальные и официозные бизнесмены впадают в неистовство, которое одинаково свидетельствует об их злобе и их бессилии. «9 августа (1954 г. - А. Т.) небезызвестный Уильям Буллит выступил в распространенном американском журнале “Лук” с истерическим призывом “уничтожить промышленные центры Советского Союза” и организовать “концентрированное нападение на китайских коммунистов... используя американский флот для блокады берегов Китая и американскую авиацию для бомбардировки соответствующих объектов”. “Отвоевать у коммунистов” континентальный Китай Буллит поставил целью американской политики. В тот же день, 9 августа, был опубликован доклад специальной комиссии палаты представителей американского конгресса, во главе которой стоял республиканец Керсген. В этом докладе комиссия рекомендует президенту Соединенных Штатов взять на себя инициативу, чтобы добиться от других стран разрыва отношений с Советским Союзом и другими странами демократического лагеря, прекратить всякую торговлю “с коммунистическими правительствами” и разработать “динамическую программу разгрома” демократиче- 121 ских государств» Для оправдания подстрекательства к агрессии поджигатели войны совершают политическое переодевание: они рядятся в тогу поборников демократии и энтузиастов демократических свобод и пускают в оборот вымысел, что во имя основ демократии, во имя свободы слова и свободы печати нельзя карать тех, кто призывает к новой войне. Свобода печати, оказывается, препятствует борьбе с поджигателями войны! Демократия мешает миру! Реакционеры - душители правдивого слов^ - ссылаются на «свободу слова». Слову человечество обязано гигантскими достижениями. Но из того факта, что в словах выражены бессмертные творения Пушкина, Шекспира и Гёте, отнюдь не следует вывод, что слово не может быть орудием преступления и что оскорбления, клевета, призывы к убийству должны оставаться безнаказанными. Демократия несовместима со свободой преступлений. Как свобода союзов не состоит в том, чтобы беспрепятственно были организованы банды грабителей, как свобода собраний не состоит в том, чтобы толпы собирались для учинения погромов, как свобода слова не состоит в ругани, а свобода действий - в праве на убийство, так и свобода печати не заключается в пропаганде преступлений. Во имя свободы слова, во имя свободы печати необходимо бороться с преступным использованием этих свобод, со злоупотреблением великими благами демократии. Последовательно и неуклонно отстаивая дело мира, Советский Союз выступает против развернувшейся в некоторых капиталистических странах пропаганды агрессии. В 1947 г. на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций советской делегацией были внесены предложения, направленные на борьбу с поджигателями войны. В предложениях советской делегации были намечены четыре конкретных мероприятия: 1) осуждение ведущейся реакционными кругами в разных странах преступной пропаганды новой войны; 2) признание допущения, а тем более поддержки такой пропаганды нарушением обязательств по поддержанию мира, принятых на себя членами Организации Объединенных Наций; 3) признание необходимым призвать правительства всех стран запретить под страхом наказания ведение в любой форме пропаганды войны и 4) принятие мер в целях воспрепятствования и пресечения пропаганды войны. Ценность внесенных советской делегацией предложений заключалась, далее, в том, что они направлены как против государств, допускающих и поддерживающих пропаганду войны, так и против физических лиц, ведущих эту пропаганду. Таким образом, советские предложения сочетали политическую ответственность государств с уголовно-правовой ответственностью физических лиц. Принятие Организацией Объединенных Наций советских предложений явилось бы действенным средством борьбы с разнузданной пропагандой третьей мировой войны. Уголовная кара должна обрушиться на головы тех империалистических поджигателей войны, которые, вопреки воле масс, обманом пытаются вовлечь народы в новую мировую войну. Политический комитет Организации Объединенных Наций единогласно принял резолюцию, осудившую пропаганду войны «в любой стране и в любой форме»486. 3 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла предложенную Политическим комитетом резолюцию. В этой резолюции не содержится выдвинутого советской делегацией предложения об установлении уголовной ответственности за пропаганду агрессии. Однако и эта резолюция явилась моральной и политической победой советской делегации, ибо идея борьбы с поджигателями войны нашла в ней признание. Однако, несмотря на осуждение пропаганды агрессивной войны резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, поджигатели войны не унялись, и пропаганда войны безнаказанно продолжалась. В результате Организация Объединенных Наций спустя три года после единодушного осуждения ею на словах пропаганды агрессии в резолюции от 3 ноября 1947 г. снова оказалась перед лицом многочисленных фактов пропаганды войны. В этих условиях советская делегация на Генеральной Ассамблее ООН, неуклонно борясь за укрепление мирного сотрудничества народов, сочла необходимым в 1950 г. снова поднять вопрос о борьбе с пропагандой агрессии. Представитель Австралии Спендер, выступая 25 октября 1950 г. в Первом комитете ООН, признал, что «то, чего действительно не хватает в Уставе, - это защита против разрушительной пропаганды и угрозы агрессии». Как же отнеслось большинство Организации Объединенных Наций к советским предложениям, как поддержало оно мирную инициативу Советской страны? Политический комитет ООН отклонил предложенную советской делегацией резолюцию, осуждающую всякую пропаганду новой войны. 5 ноября 1952 г. советская делегация при обсуждении вопроса о свободе наций, решительно отстаивая кровное дело всех народов - дело мира, внесла в Комитет по социальным, гуманитарным и культурным вопросам проект резолюции против пропаганды войны, и снова (большинством в два голоса) резолюция была отклонена123. Выработанный впоследствии комиссиями ООН проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества также обходит полным молчанием такое тяжкое преступление против мира и безопасности народов, как пропаганда агрессии. Этой политике большинства ООН послушно следуют организованные ею комиссии и комитеты. Как было указано выше, нюрнбергский приговор осудил пропаганду агрессивной войны. 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила принципы приговора Нюрнбергского Трибунала. Между тем Комитет по кодификации и Комиссия международного права ООН, призванные формулировать нюрнбергские принципы, упорно и намеренно замалчивают вопрос о преступном характере пропаганды агрессии. Поощренные бездеятельностью ООН, поджигатели войны еще более распоясались. Выступая на первой сессии Всемирного Совета Мира, Джеймс Эндикотт сказал: «В журнале “Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд ри- порт” от 16 февраля 1951 г. появилась статья под заголовком “Готовимся к всеобщей войне”. Журнал канадских деловых кругов “Мо- нетари тайме” заявляет: “Поскольку русские, видимо, больше выигрывают от мира, войну придется начать нам”». Но борьба Советской страны против пропаганды агрессии встретила поддержку народов всего мира. Народы не могли мириться с тем, что по многочисленным каналам прессы, радио, кино пропагандистами агрессии распространяются «идеи» и вымыслы, направленные на отравление общественного сознания народов и противодействие их мирному сотрудничеству. Советское правительство, выражая волю всех миролюбивых народов, неуклонно продолжало и продолжает борьбу с пропагандой агрессии. В предложении Советского правительства по вопросам сокращения вооружений, запрещения атомного оружия и устранения угрозы новой войны, внесенном на рассмотрение подкомитета Комиссии ООН по разоружению в Лондоне 10 мая 1955 г., указано: «Несмотря на единодушно принятое еще в 1947 году решение Генеральной Ассамблеи, в котором была осуждена любая форма пропаганды, “имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии”, в ряде государств ведется открытая пропаганда новой войны. Не только не прекращаются, но становятся все более частыми призывы к войне в печати, по радио, в публичных выступлениях. При этом особенно частыми за последнее время стали призывы к атомной войне». В декларации, содержащейся в советском предложении, внесенном в 1955 г. в ООН, прямо указывается, что Генеральная Ассамблея: «Рекомендует всем государствам принять необходимые меры к строгому выполнению решения Генеральной Ассамблеи, осуждающего любую форму пропаганды новой войны, к прекращению всяких призывов к войне и к разжиганию вражды между народами в печати, по радио, в кино, в публичных выступлениях. Несоблюдение этой рекомендации будет рассматриваться как нарушение государством своего международного долга и своих обязательств перед ООН - воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, не допускать нарушений.территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства»124. Только наемные политики и ослепленные жаждой сверхприбылей бизнесмены могут рассматривать отказ ООН действенно бо роться с поджигателями войны как гарантию своей безнаказанности. На деле происходит иное: на вахту мира еще энергичнее становятся сами народы. Народы, жаждущие мира, не могут оставаться пассивными наблюдателями преступной пропаганды, усиливающей опасность войны. И если Ассамблея Организации Объединенных Наций по существу не принимает мер для борьбы с пропагандой войны, другая ассамблея - ассамблея народов: всемирные конгрессы сторонников мира и Всемирный Совет Мира - решительно выступила на борьбу с поджигателями и пропагандистами новой мировой войны. В специальном обращении Второго Всемирного конгресса сторонников мира к ООН был особо выделен вопрос о борьбе с пропагандой агрессии: «Мы считаем, что пропаганда новой войны создает величайшую угрозу для мирного сотрудничества народов, является одним из тягчайших преступлений против человечества. Мы обращаемся к парламентам всех стран с призывом, чтобы они приняли закон об охране мира, предусматривающий уголовную ответственность за пропаганду новой войны в какой бы то ни было форме» (п. 5). Такова воля народов. Она должна быть воплощена и уже воплощается в жизнь. 12 марта 1951 г. Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик был издан закон огромного исторического значения - Закон о защите мира. «Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, - провозглашает вводная часть Закона, - руководствуясь высокими принципами советской миролюбивой политики, преследующей цели укрепления мира и дружественных отношений между народами, признает, что совесть и правосознание народов, перенесших на протяжении жизни одного поколения бедствия двух мировых войн, не могут мириться с безнаказанностью ведущейся агрессивными кругами некоторых государств пропаганды войны и солидаризируются с призывом Второго Всемирного конгресса сторонников мира, выразившего волю всего передового человечества в отношении запрещения и осуждения преступной военной пропаганды. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет: 1. Считать, что пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, подрывает дело мира, создает угрозу новой войны и является ввиду этого тягчайшим преступлением против человечества. 2. Лиц, виновных в пропаганде войны, предавать суду и судить как тяжких уголовных преступников»487. Законы о защите мира от поджигателей войны были приняты и в странах народной демократии. 8 декабря 1950 г. Государственное собрание Венгерской Народной Республики приняло Закон о защите мира. Закон предусмотрел ответственность тех, «кто ведет военную пропаганду и угрожает миру народов; ...кто устно, письменно, в печати, по радио, с помощью кинематографии или каким-либо другим образом подстрекает к войне, проводит какую-либо военную пропаганду или содействует ей...»488 В апреле 1951 г. венгерский Закон о защите мира был впервые применен к борьбе с пропагандистами войны. Мишкольцский комитат- ский суд рассмотрел дело бывшего жандармского унтер-офицера Геза Дохи, в течение 22 лет служившего в хортистской жандармерии. В городе Путнок, где жил Дохи, он вел военную пропаганду и публично выступал против движения сторонников мира. Суд на основании Закона о защите мира приговорил Дохи к десяти годам лишения свободы с конфискацией всего имущества. 15 декабря 1950 г. Закон о защите мира был принят Ассамблеей Национального собрания Румынской Народной Республики. Закон карает пропаганду войны в какой бы то ни было форме строгим тюремным заключением на срок от 5 до 25 лет489. В декабре же 1950 г. Закон о защите мира был принят Национальным собранием Чехословацкой Республики490. Пропаганда войны карается по этому закону лишением свободы на срок от 1 до 10 лет, а при отягчающих обстоятельствах - на срок от 10 до 20 лет. Еще Уголовный кодекс 1948 г. Румынской Народной Республики в п. 2 ст. 225 установил, что подлежит ответственности тот, кто с целью принудить Румынское государство к агрессивной войне возбуждает в этом направлении общественное мнение прямой пропагандой, проводимой любыми способами, а также тот, кто теми же способами во время дипломатических переговоров, направленных на разрешение международного разногласия, или при разборе разногласий компетентными международными инстанциями начинает агитацию для оказания давления на правительство в сторону объявления войны, мешая тем самым его свободе действий. Болгарский Закон о защите мира был издан в декабре 1950 г.129 Закон карает пропаганду войны строгим тюремным заключением на срок до 15 лет, а подстрекательство к войне - пожизненным строгим тюремным заключением. В Польской Народной Республике Закон о защите мира был принят 29 декабре 1950 г. Закон подчеркивает глубокую связь нового акта с всемирным движением сторонников мира. Выражая стремление миллионов поляков, которые подписали Стокгольмское воззвание, говорит вводная часть Закона, демонстрируя непреклонную волю польского народа продолжать мирное строительство и его готовность защищать свою безопасность, суверенность и мир, солидаризуясь с решениями проведенного в Варшаве Второго Всемирного конгресса сторонников мира, желая вместе со всеми любящими мир народами сотрудничать в деле обезвреживания сил, пытающихся развязать новую мировую войну, законодательный сейм постановляет следующее: «...Кто устно или письменно, посредством печати, радио, фильма или каким-либо другим образом проводит военную пропаганду, тот совершает преступление против мира и подлежит наказанию тюремным заключением на срок до 15 лет»130. Заслуживает внимания, что этот польский Закон против пропаганды агрессии карает борьбу с движением сторонников мира или клевету на это движение. 27 февраля 1951 г. Указ об охране мира был принят Президиумом Малого хурала Монгольской Народной Республики. Согласно Указу лица, занимающиеся пропагандой новой войны в любой форме или содействующие этой пропаганде, караются тюремным за ключением на срок от 10 до 25 лет. Осужденных лишают гражданских прав. Имущество их подлежит конфискации. 15 декабря 1950 г. Закон об охране мира был принят Германской Демократической Республикой. Во вводной части Закона отмечается особая опасность войны для немецкого народа: «Агрессивная политика империалистических правительств, направленная на развязывание новой мировой бойни, грозит втянуть немецкий народ в гибельную, братоубийственную войну. Ремилитаризация Западной Германии, стремление к возрождению немецкого милитаризма и империализма представляют собой большую опасность для существования и будущего немецкой нации и для мира и безопасности Европы. Лишь на пути демократии и мира можно добиться и обеспечить единство и независимость Германии». Закон подчеркивает огромную опасность пропаганды войн «Военная пропаганда англо-американских империалистов и их пособников создает серьезную опасность для мира в Европе и для дела дружбы немецкого народа со всеми миролюбивыми народами. Военная пропаганда, в каких бы формах она ни проявлялась, яв- ~ 131 ляется тягчаишим преступлением против человечности» Советский Союз и страны народной демократии, издав специальные законы об ответственности за пропаганду войны, еще раз показали всему миру миролюбивый характер внешней политики государств демократического лагеря. Попытки оградить народы от преступной пропаганды войны были сделаны и в некоторых капиталистических странах. В начале мая 1951 г. комиссия по вопросам юстиции и законодательства Национального собрания Франции рассматривала внесенный депутатами Национального собрания от имени парламентской группы Союза прогрессивных республиканцев и от имени парламентской группы Коммунистической партии законопроект о запрещении пропаганды войны. Две первые статьи законопроекта были приняты комиссией. Они предусматривали ответственность за пропаганду войны тех, «кто речами, возгласами или угрозами в общественных местах или на общественных собраниях, будь то в рукописных или печатных текстах, продаваемых, распространяемых или выставляемых в общественных местах, будь то в плакатах или афишах, выставляемых для всеобщего обозрения, кто в рукописной или печатной форме будет: 1) призывать к агрессивной войне как средству разрешения международных разногласий или как желательному средству для разрешения экономических, социальных и политических затруднений и 2) распространять или передавать ложные или преднамеренно извращенные сведения, имеющие своей целью или способные провоцировать войну или возбуждать в этих целях ненависть между народами...» Статьи, в которых содержалось определение агрессии, агрессора и запрещающие применение оружия массового истребления, были отвергнуты комиссией. Законопроект, внесенный группой депутатов палаты советников японского парламента, устанавливал: «Согласно духу Японской Конституции, пропаганда, направленная на усиление тенденций, благоприятствующих войне и развитию милитаристских стремлений, вербовка японцев с целью заставить их служить в войсках иностранной державы, ведущей войну и другие подобные действия, должны быть запрещены». В ноябре 1954 г. в Монтевидео происходила Генеральная конференция ЮНЕСКО. Ввиду не только не прекращающейся, но порой все более расширяющейся пропаганды войны делегация СССР внесла на рассмотрение конференции проект следующей резолюции: «Генеральная Конференция, имея в виду, что целью Организации Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры является содействие миру и безопасности путем развития сотрудничества между странами посредством просвещения, науки и культуры, отмечая, что в некоторых странах массовые средства информации - печать, радио и кино - содержат недопустимую пропаганду новой войны, призывы к агрессивным действиям, а также пропаганду вражды и ненависти между народами, и признавая, что такого рода пропаганда проводится в нарушение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г., осудившей любую форму пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, рекомендует всем государствам - членам Организации предпринять меры к недопущению использования массовых средств информации для пропаганды войны и всякой другой пропаганды, ведущей к разжиганию вражды между народами, поручает Генеральному Директору предпринять меры к широкому распространению содержащихся в данной резолюции положений в публикациях, издаваемых ЮНЕСКО, а также опубликовать ряд специальных брошюр, посвященных данному вопросу». Последовательные и настойчивые попытки Советского правительства привлечь ООН к действенной борьбе с пропагандой новой войны неизменно наталкивались на сопротивление большинства ООН. В результате преступная пропаганда не прекращалась.

ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ - распространение всякого рода открытых призывов в средствах массовой информации и публичных выступлениях отдельных лиц к нападению с помощью вооруженных сил на другие государства. Запрещена специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. под страхом уголовного наказания. Является преступлением международного характера. Статья 354 У К РФ именует П.в. более точно: "Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны".

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ" в других словарях:

    ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ Юридическая энциклопедия

    Пропаганда войны - тягчайшее преступление против человечества, относящееся к разряду особо опасных государственных преступлений (ст. 71 УК РСФСР). С целью идеологической обработки населения в милитаристском духе агрессивные силы империализма облекают пропаганду … Контрразведывательный словарь

    Распространение в средствах массовой информации и публичных выступлениях отдельных лиц всякого рода открытых призывов к нападению с помощью вооруженных сил на другие государства. П.в. запрещена специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в… …

    ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ - – распространение всякого рода измышлений посредством печати, радио, кино, публичных выступлений, содержащих открытые призывы к нападению на миролюбивые демократические страны. В условиях значительного роста сознания трудящихся масс и их борьбы… … Советский юридический словарь

    По советскому уголовному праву преступление, направленное против мира и мирного сосуществования и создающее угрозу для внешней безопасности СССР. Сов. государство проводит ленинскую политику мирного сосуществования государств, поэтому в… … Большая советская энциклопедия

    Распространение всякого рода открытых призывов в СМИ и публичных выступлениях отдельных лиц к вооруженному нападению на другие государства. П.в. запрещена специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. под страхом уголовного наказания … Энциклопедия юриста

    пропаганда войны - распространение всякого рода открытых призывов в средствах массовой информации и публичных выступлениях отдельных лиц к нападению с помощью вооруженных сил на другие государства. Запрещена специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г … Большой юридический словарь

    Пропаганда войны - в соответствии с УК РФ (ст. 384) преступление, посягающее на мирное сосуществование государств. Состоит в высказывании публичных, т.е. в присутствии других лиц, или в расчете на ознакомление с письменными или видео и аудиодокументами других лиц,… … Большой юридический словарь

    ВОЙНЫ ПРОПАГАНДА - ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ. ВОЙНЫ СОСТОЯНИЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРОПАГАНДА ВОЙНЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Пропаганда , Эдвард Бернейс. Эпохальная, противоречивая личность в истории политической мысли и PR, Эдвард Бернейс (1891–1995) первым предложил научный метод формирования и манипулирования общественным мнением, которому… электронная книга
  • Пропаганда , Эдвард Бернейс. "Правдивая, реалистичная книга Бернейса подробно рассказывает о самых могущественных и влиятельных организациях в капиталистических демократиях индустриальногостроя" Ноам Хомски Эпохальная,…

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к ст. 354 УК РФ


1. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту деяния, предусмотренного ст. 353 УК. Мировой опыт показывает, что агрессивной войне предшествует массированная пропаганда военных действий.

2. Объективная сторона характеризуется публичными призывами к развязыванию войны. Под призывами понимаются устные или письменные высказывания о развязывании агрессивной войны, о начале военных действий против какого-либо государства, народов, совершенные два или более раза. Под публичностью понимается обращение высказываний к неограниченному кругу лиц: на митинге, конференции, посредством распространения буклетов, листовок, расклеивания лозунгов. Публичными будут призывы, совершенные в отношении двух или более лиц. К публичным призывам будет относиться и демонстрация выступления с призывами к войне в виде видеозаписи, фильма, размещения на сайте в Интернете и т.п.

3. Действия виновного сводятся к общему психологическому воздействию на людей с целью совершения военного нападения. По содержанию оно отличается от подстрекательства определенного лица к развязыванию агрессивной войны. Призывы носят общий характер и обращены к неограниченному кругу лиц. В этом случае нет индивидуального психологического воздействия, чтобы склонить конкретное лицо к совершению агрессии. Призывы окончены независимо от того, удалось ли убедить кого-либо в необходимости развязывания агрессивной войны, и от возникновения намерения развязать такую войну. Подстрекательство же признается оконченным только при возникновении желания у подстрекаемого лица совершить агрессивную войну и выполнении им каких-либо приготовительных действий к развязыванию войны.

4. Когда под влиянием призывов произошло военное нападение, за агрессию будет нести ответственность только лицо, непосредственно развязавшее войну. Виновный в публичных призывах отвечает по ст. 354. Соучастия в виде подстрекательства к развязыванию агрессивной войны здесь нет в силу отсутствия специального избирательного воздействия на конкретное лицо.

По конструкции состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения призывов независимо от того, оказали они необходимое воздействие на кого-либо, повлекли развязывание агрессивной войны или вооруженного конфликта либо нет.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер публичных призывов к развязыванию агрессивной войны и желает публично призывать к агрессии.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть различными: корыстные; расовой, этнической, национальной ненависти; религиозной нетерпимости; стремления к мировому лидерству и др.

6. Субъект публичных призывов к развязыванию агрессивной войны - лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. В ч. 2 ст. 354 предусмотрены квалифицирующие признаки преступления: 1) совершение его с использованием средств массовой информации или 2) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

К средствам массовой информации относятся: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. К последней можно отнести использование Интернета.

8. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, см. комментарий к ст. 285.

Статья 354 УК РФ трактуется как публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Война с признаками агрессии– это посягательство на политический и территориальный суверенитет одного государства со стороны другого. Войны велись ещё в древние времена, когда не существовало цивилизованных государств. Современный мир имеет высокие достижения технического прогресса, а также высокий уровень коммуникаций между государствами и народами.Поэтому призывы и разжигание военных конфликтов недопустимы. Призыв к войне УК РФ характеризуется преступным деянием, которое может являться опасным для человека, общества и государства.

Статья подразумевает умышленное влияние на большую аудиторию, которое ведёт к развязыванию военной агрессии. Это воздействие может выражаться с помощью СМИ, митингов, собраний, распространением литературы и др.

Объект деяния – нарушение мира между государствами и народами.Субъект деяния –лицо, признанное вменяемым и достигшее шестнадцати лет. Действия, совершаемые субъективной стороной, являются преступными и влекут за собой необратимые последствия, выраженные значительными жертвами и потерями.

Публичные призывы к войне принято отличать от подстрекательства. Открытость призывов и их общий характер может означать, что целью является обращение как можно к большей аудитории, а не к определённому лицу.Объект, поддавшийся воздействию, полностью несёт ответственность за совершённые им агрессивные действия.

Меры ответственности по ст. 354 предусматривают штраф в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей либо заключение под стражу от трёх до пяти лет.

Военная агрессия может выражаться посредством следующих видов:


Высшая мера наказания предусматривается для лиц, находящихся на государственной должности. Для них это преступление идёт в совокупности с превышением должностных полномочий и отстранением от рабочих обязанностей сроком до трёх лет.

Прямая агрессия не всегда является источником нарушения мирного состояния между государствами. Создание напряжённости при помощи агитации негативной и агрессивной информации может привести к трагичным последствиям.

Пропагандистская деятельность в виде призыва к войне способствует формированию в обществе идеологических основ, которые влияют на позиции воюющих государств. Пропаганда военных действий осуждается мировым сообществом, так как это мощнейшее оружие в разжигании межгосударственной агрессии.

Объективная сторона находит отражение в обращении к большому количеству лиц с пропагандой агрессии в устном или письменном виде. Призывы к войне носят исключительно публичный характер.

Формы преступления:

  • пропагандистские собрания;
  • митинги;
  • развешивание плакатов;
  • распространение информации с помощью аудио и видеоносителей;
  • печать листовок;
  • другое.

Завершённым преступление считается со времени окончания любого из приведённых выше действий. Состав деяния с объективной стороны рассматривается формально.

Мотивы преступления:

  • нацистские;
  • религиозные;
  • расистские;
  • корыстные;
  • другие.

Подготовка действий к деянию не влечёт уголовной ответственности, поскольку диспозиция ч.1 и ч.2 ст. 354 УК РФ предусматривает преступление средней тяжести.

Виновный должен осознавать:

  1. Деяние имеет цель – разжигание войны.
  2. Преступление влечёт за собой тот факт, что разжигаемая война будет нести агрессивный характер.

При пропаганде военной агрессии использование СМИ повышает общественную опасность этого деяния, потому что информацию воспринимает большая аудитория.

Глава 34 УК РФ «Преступления против мира и человечности» имеет 10 статей с разными деяниями средней и тяжёлой степени, что подробно изложено в Уголовном кодексе.

Субъект преступления ст. 353 обычно значимая персона, которая имеет авторитет среди общества.

Это может быть:

  1. Высший должностной орган – глава страны.
  2. Высшее должностное лицо субъекта.
  3. Популярный общественный деятель.
  4. Другие субъекты.

Уголовная ответственность по ст. 353 после судебного процесса может быть в виде отбывания наказания в тюрьме на срок от семи до двадцати лет.


В статью 354 входит статья 354.1 «Реабилитация нацизма». Она включает открытое отрицание и популяризацию сведений,не соответствующих деятельности Советского союза во время Второй мировой войны, а также отрицание фактов, включённых в Международный военный трибунал.

Глава 34 УК РФ также раскрывает следующие тяжкие преступления нарушения мира и создания общественной опасности:

  1. Геноцид – массовое уничтожение расы, нации, религиозной общины или другой социальной группы путём убийств или тяжких причинений вреда здоровью.
  2. Экоцид – любые умышленные действия способные привести к экологической катастрофе.
  3. Наёмничество – лицо или лица, вступившие в военный конфликт с целью материальной выгоды.
  4. Терроризм – достижение политических, экономических, идеологических целей террористов путём применения насилия и угроз в сторону отдельных лиц или группы.

Тяжким правонарушением является осуждение по статье 353 УК РФ, которая подразумевает планирование и развязывание войны. Это деяние имеет существенное различие со ст. 354, хоть и объект деяния у статей идентичный – нарушение мира.

Публичные призывы к агрессивной войне или к развязыванию военного конфликта, а также изготовление

материалов с призывами к совершению таких действий

с целью их распространения или распространение таких материалов 909

наказываются исправительными работами на срок до

двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или

лишением свободы на срок до трех лет.

Объектом данного преступления является внешняя

безопасность, международный правопорядок.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что такие действия формируют в обществе и

соответствующих структурах государственной власти социально-психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны.

2. Объективная сторона характеризуется следующими

видами действий:

Публичные призывы к агрессивной войне;

Публичные призывы к развязыванию военного

конфликта;

Изготовление материалов с призывами к совершению таких действий с целью их распространения;

Распространение материалов с призывами к развязыванию агрессивной войны или военного конфликта.

Под публичностью таких призывов следует понимать,

что они носят открытый характер и адресованы к неопределенному кругу лиц (государственным деятелям, парламентам, правительствам и др.). Цель этих призывов склонение к агрессивной войне или развязыванию военного конфликта.

Под изготовлением материалов с такими призывами

следует понимать изготовление типографским или иным

способом письменных обращений с призывами к совершению вышеуказанных действий.

Под распространением материалов с призывами к совершению вышеуказанных действий следует понимать изготовленные в письменной форме обращения (рассылаемые

по почте листовки, письма, вывешивание рукописных или

изготовленных типографским способом листовок и т.д.).

Агрессивная война - это ведение военных действий с

целью захвата или отторжения территорий, принадлежащих другому государству, свержение правительства другого государства и т.п.

Под военным конфликтом следует понимать ведение

военных действий на какой-либо части территории (например, в непосредственной близости к государственной

границе с целью решения некоторых внешнеполитических

вопросов).

Следует иметь в виду, что публичные призывы к развязыванию военного конфликта, а также распространение материалов с призывами к нему, направленных на решение

внутреннегосударственных споров (в том числе и межнациональных), не охватывается комментируемой статьей. Такие действия при наличии необходимых признаков образуют преступление, предусмотренное ч. 2 или ч.З ст. 109.

Преступление считается оконченным с момента публичного обращения к руководителям государства, правительства, парламента либо гражданам в любой форме (устно,

письменно, с помощью технических средств) с целью их

склонения к агрессивной войне или развязыванию военного конфликта.

3. Субъективная сторона преступления выражается в

форме прямого умысла (лицо осознает, что призывает неограниченный круг людей к агрессивной войне или военному конфликту и желает так поступать).

Мотивы данного преступления различны (религиозные

или националистические побуждения, вражда и т.д.). Для

квалификации этого деяния мотивы его совершения значения не имеют, однако они должны быть учтены при назначении виновному наказания.

4. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, как

гражданин Украины, так и иностранный гражданин или

лицо без гражданства.



Поделиться