Избирается федеральное собрание рф. Федеральное собрание. Федеральное собрание включается в себя две палаты

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

согласно ст. 94 Конституции РФ, "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ).

В функции парламента входит не только представительство населения и законотворчество, палаты ФС рассматривают и решают многие важные вопросы верховного управления государством, утверждают бюджет государства, участвуют в формировании федеральных государственных органов, по ряду направлений осуществляют парламентский контроль.

ФС состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - это их главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (т.е. всего 178 человек). По отношению к этим лицам Конституция использует понятие "член СФ". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве: остальное время функционируют в соответствующих субъектах РФ.

ГД состоит из 450 депутатов. Они избираются непосредственно населением РФ. Половина депутатов - 225 человек - избирается в территориальных избирательных округах по мажоритар-ной избирательной системе относительного большинства, другие 225 депутатов избираются по федеральным спискам партий и движений непропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД работают в ней на профессиональной постоянной основе.

\" ФС не имеет какой-либо компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, СФ и ГД заседают раздельно (ст. 100 Конституции РФ). Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (не для обсуждения) посланий Президента РФ, КС, выступлений руководителей иностранных государств.

СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что ГД подчинена СФ. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" (в ГД) и идет "вверх" (в СФ). У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако, если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством- не менее2/,от общего числа депутатов ГД.

Палаты ФС взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ" в других словарях:

    Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

    Название парламента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 Федеральное Собрание Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Состоит из двух палат Совета Федерации Федерального Собрания… … Политология. Словарь.

    - (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы … Современная энциклопедия

    Согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы … Большой Энциклопедический словарь

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993, парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Федеральное собрание - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия

    Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

    Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

Книги

  • Комплект таблиц. Правоведение. Конституционное право (15 таблиц) , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8694-015. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Законодательная, исполнительная и судебная власть в…
  • Проектирование педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося. В 2 частях. Часть 2 , В. М. Жураковская. Монография посвящена проблеме проектирования педагогических технологий, ориентированных на становление индивидуальности обучающегося. В работе представлена структура проектирования…

Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой- палаты.

Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вариант - 1

1.

1) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

2) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2.

3.

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны 2) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

5.

6.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

разделении власти

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния;

3) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет;

4) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

Б) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

1) пря-мая де-мо-кра-тия

10.

(А) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству. (Б) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (В) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент.

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12.

2) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

3) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

4) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

5) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 2

1.

1) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 4) вер-хо-вен-ство за-ко-на

2.

3.

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4.

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

3) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5.

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

Б. К пол-но-мо-чи-ям

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

2) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

Б) один граж-да-нин имеет один голос

Д) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

10.

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (Б) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства. (В) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

1) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

2) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

3) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 3

1. Что яв-ля-ет-ся от-ли-чи-тель-ным при-зна-ком пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

3) функ-ци-о-ни-ро-ва-ние пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Пра-ви-тель-ство РФ 2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ

3) Об-ще-ствен-ная па-ла-та 4) Кон-сти-ту-ци-он-ный Суд

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от-но-сит-ся к пол-но-мо-чи-ям Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ

3) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой го-су-дар-ства.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Фе-де-раль-ном Со-бра-нии РФ?

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние яв-ля-ет-ся пред-ста-ви-тель-ным и за-ко-но-да-тель-ным ор-га-ном РФ.

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. В при-ве-ден-ном спис-ке ука-за-ны черты сход-ства по-ня-тий «го-су-дар-ство» и «пра-во-вое го-су-дар-ство» и черты от-ли-чия. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния

3) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей

4) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-зна-ка-ми и фор-ма-ми по-ли-ти-че-ско-го уча-стия граж-дан РФ, к ко-то-рым они от-но-сят-ся: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

А) ор-га-ни-за-ция ра-бо-ты участ-ков для го-ло-со-ва-ния

Б) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

В) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-та на пост Пре-зи-ден-та РФ

Г) уста-нов-лен-ная за-ко-ном пе-ри-о-дич-ность про-ве-де-ния

Д) один граж-да-нин имеет один голос

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

3) и вы-бо-ры, и ре-фе-рен-дум

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

10. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (Б) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент. (В) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Ны-неш-няя Кон-сти-ту-ция нашей стра-ны была при-ня-та на об-ще-го-су-дар-ствен-ном ре-фе-рен-ду-ме. (Б) При-ня-тие этого до-ку-мен-та спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию де-мо-кра-тии в нашей стра-не. (В) Одна из глав Кон-сти-ту-ции по-свя-ще-на пра-вам и сво-бо-дам че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В стра-не Z был про-ведён опрос со-вер-шен-но-лет-них граж-дан о том, какой под-ход к про-бле-ме прав че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся более пра-виль-ным. Ре-зуль-та-ты опро-са по двум воз-раст-ным груп-пам (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в диа-грам-ме.

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве диа-грам-мы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Наи-боль-шая доля опро-шен-ных в воз-расте 40 лет счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства.

2) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

3) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

4) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

5) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 4

1. Что от-но-сит-ся к от-ли-чи-тель-ным при-зна-кам пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) вер-хо-вен-ство за-ко-на 4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном ис-пол-ни-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Фе-де-раль-ное Cобра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 2) Кон-сти-ту-ци-он-ный суд Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3) Про-ку-ра-ту-ра Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 4) Пра-ви-тель-ство Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 2) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны

3) утвер-жда-ет су-деб-ные ре-ше-ния 4) ре-ша-ет во-про-сы предо-став-ле-ния граж-дан-ства

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ?

А. К пол-но-мо-чи-ям за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции относится об-ра-ще-ние с еже-год-ны-ми по-сла-ни-я-ми к граж-да-нам го-су-дар-ства

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой исполнительной власти.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о раз-де-ле-нии вла-стей в пра-во-вом го-су-дар-стве?

А. Раз-де-ле-ние вла-стей яв-ля-ет-ся при-зна-ком, ха-рак-тер-ным толь-ко для рес-пуб-ли-кан-ских го-су-дарств.

Б. Прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей за-клю-ча-ет-ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. Срав-ни-те вы-бо-ры и ре-фе-рен-дум. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

2) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

3) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-тов на го-су-дар-ствен-ные долж-но-сти;

4) пра-вом го-ло-са об-ла-да-ют толь-ко со-вер-шен-но-лет-ние граж-да-не.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фак-том по-ли-ти-че-ской жизни и видом де-мо-кра-тии: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

Б) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

В) вы-бо-ры главы по-ли-ти-че-ской пар-тии

Г) де-ле-ги-ро-ва-ние пред-ста-ви-те-ля от ини-ци-а-тив-ной груп-пы на за-се-да-ние му-ни-ци-паль-но-го со-бра-ния

1) пря-мая де-мо-кра-тия

2) пред-ста-ви-тель-ная де-мо-кра-тия

За-пи-ши-те в стро-ку от-ве-тов вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-ва-ми.

10. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Ре-дак-ция жур-на-ла опро-си-ла чи-та-те-лей: «Сло-жи-лось ли в стра-не пра-во-вое го-су-дар-ство?» (Б) Более по-ло-ви-ны чи-та-те-лей дали от-ри-ца-тель-ный ответ. (В) Воз-мож-но, это свя-за-но с тем, что в стра-не не-ред-ки на-ру-ше-ния прав че-ло-ве-ка.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции. (Б) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (В) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В го-су-дар-стве П. в 2003 и 2013 годах были про-ве-де-ны опро-сы об-ще-ствен-но-го мне-ния, в ходе ко-то-рых ре-спон-ден-там пред-ла-га-лось от-ве-тить на во-прос: «Какие формы по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти вы ис-поль-зу-е-те?» Ре-зуль-та-ты опро-са (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в таб-ли-це.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве

таб-ли-цы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

2) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

3) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском уча-стии граж-дан по-вы-си-лась.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.



Поделиться