Информационное законодательство. Понятие и основные признаки информационного права Информационное право российской федерации

Право испытывает влияние времени, пространства и социальных факторов. Оно призвано регулировать это окружение, а то и пытаться его моделировать.

Ж.-Л. Бержель

Понятие информационного права

В результате изучения главы студент должен:

  • знать причину формирования данной отрасли права Российской Федерации, историю ее формирования, определение информационного права как самостоятельной комплексной отрасли права, предмет отношений субъектов в информационной сфере, объект правового регулирования, цели, формы и методы регулирования правовых отношений в данной области;
  • уметь ориентироваться в определении системы предметных областей правового регулирования; находить формы взаимодействия с другими отраслями права; понимать неизбежность тенденций развития этой отрасли с учетом парадигм формирования информационного общества;
  • владеть понятиями данной отрасли права, навыками определения специфики и содержания информационного нрава как области правового регулирования информационных технологий, информационных ресурсов как предметной области – нового вида правоотношений в процессе развития информационного общества.

Предмет информационного права

Информационное право, как и другие отрасли права, имеет несколько аспектов изучения и применения. Во-первых, это отрасль законодательства; во-вторых, правовая наука; в-третьих, учебная дисциплина. В совокупности эти направления формируют в системе права самостоятельную область исследования и правового регулирования общественных отношений, выделенных в системе права как информационное право .

Как бы ни развивалась юридическая мысль, до тех пор пока не появится область специального законодательства, говорить о наличии отрасли права преждевременно. Именно предметная область законодательства символизирует рождение отрасли и дает ей название. Момент выделения из общей социальной действительности отношений, которые нуждаются в правовом внимании и включении их в систему правового регулирования, знаменует факт наличия особого предмета права. Однако для того чтобы такой "предмет" стал основой формирования самостоятельной отрасли, необходимы определенные условия. Это не только его объем, характеристика многогранности, но и показатели социального интереса различных субъектов к его реальной значимости.

Определение предмета отрасли права в науке является областью острых дискуссий, а порой и "сражений". Достаточно сказать, что даже после нескольких лет признания информационного права в качестве специальности для преподавания в вузах и подготовки диссертаций по специальности 12.00.14, сомнения у некоторых юристов в легитимности этой отрасли не исчезли.

В связи с этим приведем несколько аргументов в пользу появления такой отрасли, как информационное право. Прежде всего, о понимании иерархической связи предметов отраслей права в системе права в целом. Практика развития юридической науки и законодательства позволяет выделить три уровня предметных областей права. Первый связан с формированием и выделением классических отраслей – гражданское, уголовное, административное, государственное (конституционное) право. Это базовые отрасли, принцип выбора названия которых можно определить как "титульный" – по области общественных отношений (материальных и нематериальных), по поводу которых возникает необходимость правового регулирования.

На основе развития и усложнения отношений в этих отраслях права возникают и отпочковываются от них так называемые дочерние отрасли права. Например, в системе административного права рождаются такие отрасли, как финансовое, бюджетное, налоговое право. Для базовых и их дочерних отраслей характерны общность методов правового регулирования отношений и дифференциация предметной области отношений.

Вместе с тем развитие экономической, научно-технической, социальной жизни общества порождает все более сложные области общественных отношений, которые не укладываются в рамки одной отрасли права по методу регулирования. Возникают отрасли, которые являются более определенными по предмету отношений, но требуют применения разных методов регулирования: гражданско-правовых, публичных. Это отрасли так называемого третьего уровня – имеющие свой предмет, но комплексные по методам регулирования правовых отношений своей предметной области. Примером такой отрасли является право экологическое. Таким по своей природе является и право информационное. При ознакомлении с курсом этого права можно будет увидеть, что в сфере его регулирования реализуются нормы конституционного, административного, гражданского, международного права.

Важнейшей характеристикой любой отрасли права является предметная область общественных отношений. Многие отрасли права получают свое название именно но предметному признаку. Не исключение в данном случае и информационное право. Определяющим признаком для него в системе права является предметная область отношений, т.е. прежде всего информация. Важно уяснить, почему именно во второй половине XX и начале XXI в. информация и отношения, с ней связанные, потребовали особого юридического внимания.

Информация как предмет отношений известна так же давно, как и сами человеческие отношения. Но таким предметом, который уже не может не быть самостоятельным и находиться вне системы правоотношений, который в силу ряда обстоятельств формирует особую структуру в этой системе, информация и связанные с ней области деятельности стали только в середине XX в.

Сложность определения предмета информационных отношений состоит в том, что право уже имеет определенную структуру своих классических (гражданское, уголовное, административное) и вторичных – дочерних (государственное, финансовое, хозяйственное, муниципальное, семейное, авторское, промышленное и т.п.) предметных отраслей. И все эти отношения, безусловно, связаны с информацией. Она и как материальный, и как нематериальный объект является элементом любых отношений. Но именно процессы, связанные с превращением информации в такие объективированные формы, которые становятся самостоятельными в структуре производственных, управленческих, идеологических, экономических, личных отношений, и выступают в качестве продукта деятельности человека и ресурса других социальных отношений.

Информация функционально выполняет роль связывания, склеивания отношений субъектов по разным направлениям. Операционально же информация часто выступает как самостоятельный ресурс и фигурирует в качестве товара в обмене и объекта работ и услуг, что позволяет выделить эту часть отношений в самостоятельную предметную область. Они-то и нуждаются сегодня в самостоятельном правовом внимании.

К середине XX в. информация как самостоятельный феномен "выделилась", став предметом системообразующего значения, и активно формирует отношения, которые условно обозначаются как отношения информационные.

Подобно тому как в недрах индустриального общества на основе научно-технического прогресса XIX в. формировалось промышленное право, авторское право и институты интеллектуальной собственности, XX в. стал рубежом "взросления и возмужания" нового феномена – информации. Название отрасли права определяется именно этим специфическим объектом правового регулирования. Особенность информации как объекта, создающего свою область социальных отношений, состоит прежде всего в том, что она самым удивительным образом аккумулирует правила отношений материального и нематериального характера и регулирует их, выявляет область взаимодействия субъектов по поводу уже известных предметов, традиционно разделенных на "вещные" и "интеллектуальные".

Отрасль информационного права отличается от других отраслей права гем, что имеет свой явно выраженный предмет отношений. Объединяющая очень большой комплекс отношений, связанных с формированием информационных ресурсов, созданием и использованием технологий их обработки и применения, обеспечением их коммуникации в системах и сетях, эта совокупность отношений на полном основании должна быть выделена в самостоятельную отрасль права.

Предметом, формирующим специальную отрасль отношений, условно называемых информационными, является совокупность реально существующих материализованных результатов творчества и труда, воплощенных. 1) в информации при разнообразии форм ее проявления и формируемых на этой основе информационных ресурсах, 2) средствах и технологиях работы с информацией (информационных технологиях); 3) средствах и технологиях коммуникации информации по сетям связи. На базе этой триады предметов формируется новая область общественных отношений, которая в системе права выделяется как самостоятельная область правового регулирования.

ИП - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. Признаки: 1. Комплексная. Алексеев: основные отрасли ГП, КП, АП имеют четкий режим регулирования, а комплексные таковыми являются в связи с тем, что входящие в них нормы не связаны единым методом или механизмом регулирования, все они имеют прописку в основных отраслях, однако, по своему предмету и иным особенностям вторично не нарушают архит. основных отраслей и, не исключая из их состава ни одной нормы, объединяются в особую общность. Т.о. комплексность ИП заключается в двух обстоятельствах: объединяющее свойство норм, использование комплексных методов регулирования. 2. Регулирует общественные отношения в информационной сфере. Предмет ИП - та часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов и их конкретных объектов, с управлением в области формирования и использования информационного ресурса в обществе и его отдельных структурах, с развитием и использованием новых технологий работы с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением и реализацией мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, а также с юридической ответственностью субъектов права в названных областях. Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений: 1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. К основным элементам информационного правоотношения относятся: 1. субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; 2. поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия); 3. объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения; 4. право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.

Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воздействует на отдельные, как правило, однородные группы общественных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздействие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т.е. характерные особенности и реальное содержание регулируемых отношений, определяет качественное своеобразие той либо иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права , следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.

Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права . К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права , но не является его предметом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т.е. информацией. Специфика информации состоит в том, что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права , весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступает информация и (или) производные от нее продукты, например информационные ресурсы.

Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права , хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, В.А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права , считая основными из них "информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. И.Л. Бачило полагает, что "предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере".

Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация , а производные от нее продукты и деятельность , связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической модели специального права на информацию, которое бы выполняло функции, аналогичные функциям вещного права собственности . Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и, тем самым, попадает в правовое поле . Информация , если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.

Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.

Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации ( императивный ), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.

В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба базовых универсальных метода - императивный и диспозитивный.

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация , производные от нее продукты и деятельность , связанная с ними, дадим определение информационного права .

Информационное право - это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.

Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции РФ и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений и составляют принципы информационного права .

Принципы информационного права , как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права , относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права - задача правовой науки и, в частности, науки информационного права .

По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право , несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.

Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права :

  • принцип приоритетности интересов государства;
  • принцип строгого соблюдения законности;
  • ппринцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека;
  • принцип равенства граждан перед законом;
  • принцип обеспечения информационной безопасности;
  • принцип необходимости программно-целевого подхода.

По мнению В.А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права :

  • принцип приоритетности прав личности;
  • принцип свободного производства и распространения;
  • принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;
  • принцип свободного доступа (открытости);
  • принцип полноты обработки и оперативности;
  • принцип законности;
  • принцип ответственности;
  • принцип "отчуждения" информации от ее создателя;
  • принцип оборотоспособности информации;
  • принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;
  • принцип распространяемости информации;
  • принцип организационной формы;
  • принцип экземплярности.

Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права , например принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например принцип приоритетности прав личности либо интересов государства, и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права .

Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:

  • принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления;
  • принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Показанные выше принципы, точнее, их система представляет собой весьма динамичную структуру, что происходит благодаря развитию информационного права , которое, совершенствуясь, формирует новые принципы, приходящие на смену прежним.

Информационное право как наука. В отличие от информационного права , которое, как показано выше, относится к комплексной отрасли права , регулирующей область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указанных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права . Поскольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область, кроме как через изучение особенностей частноправового, публично-правового и международно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и характерные черты. В числе этих направлений следует выделить следующие:

  • изучение информации как объекта права;
  • изучение правовых режимов информации;
  • изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
  • изучение различных видов закрытой информации (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т.д.);
  • исследование структуры информационного права как комплексной отрасли;
  • исследование практики применения норм информационного законодательства;
  • изучение взаимосвязи информационного права с иными отраслями российского права;
  • сравнительно-правовые исследования в информационно-правовой области;
  • исследование роли информационного права в процессах глобализации;
  • изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;
  • изучение правовых проблем информационной безопасности.

Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 "Административное право. Финансовое право. Информационное право ".

Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права , следует отметить, что она только зарождается и почти не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юридическим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым характером науки информационного права , требующим нетрадиционных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все чаще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки информационного права . Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на страницах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.А. Дозорцева, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова, О.А. Гаврилова, М.М. Рассолова, А.Б. Венгерова, Е.А. Войниканис, М.В. Якушева, А.А. Снытникова, Л.В. Тумановой.

Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П.У. Кузнецова "Теоретические основания информационного права ", кандидатские диссертации Д.В. Огородова "Правовые отношения в информационной среде", С.И. Семилетова "Документы и документооборот как объекты правового регулирования", О.В. Танимова "Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве", А.Л. Градова "Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере", О.С. Соколовой "Административно-правовые режимы конфиденциальной информации".

Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.

Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информационного права , раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимым для самостоятельной работы знаниями и навыками.

До последнего времени вопросы информационного цикла . Следующая группа разделов посвящается особенностям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения в информационной сфере.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы необходимости развития информационного права в Российской Федерации. Проанализированы характерные особенности информационного права, его историческое развитие, а также указана общая неразвитость данной отрасли по сравнению с рядом иностранных государств. Выявлена и обоснована необходимость развития информационного права как неотъемлемой части современной правовой структуры.

ABSTRACT

In this article considered problems of necessity of development the informational law in Russian Federation. Analyzed characteristics of informational law, it’s historical way and its general underdevelopment in comparison with a number of foreign states. Identified and justified the necessity of the development of the informational law as an integral part of the modern legal structure.

Одним из важнейших свершений человечества было создание первой электронной вычислительной машины в прошлом веке. Начиная с этого момента, всё стремительней начала происходить информатизация общества. Под информатизацией стоит понимать глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов, а также организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов . Казалось, что, следуя примеру других отраслей, закономерным развитием данного явления стало бы постепенное модифицирование и урегулирование возникших отношений, однако по какой-то причине государство не сделало этого. Более того, органы власти решили, что необходимости в создании отдельного правового сегмента нет, а возникшие проблемы правового характера в информационной среде можно решить и урегулировать уже существующими отраслями права. Оправдана ли подобная позиция государства? Ведь, следуя теоретическим основам, для выделения информационного права в отдельную отрасль требуется самостоятельный предмет регулирования; методы, которые присущи только информационному праву; понятийный аппарат. При этом имеются труды ученых, которые выделяют и дают формулировки данным элементам. Так, О.А. Баранов утверждает, что «информационное право представляет собой отраслевую юридическую науку, предметом изучения которой является система норм права, регламентирующая информационные отношения в обществе» . В свою очередь, М.С. Демкова считает, что информационное право представляет собой систему социальных норм и общественных отношений, охраняемых государством и возникающих в информационной сфере, а именно в сфере процессов создания, преобразования и использования информационных ресурсов . Почему же, имея необходимые предпосылки для выделения информационного права в отдельную отрасль, государство не делает этого, почему не занимается развитием данной отрасли, позволяет ей оставаться в зачаточном состоянии, не стремится развивать ее? Вследствие возникших вопросов авторами был проведен анализ научной литературы, посвященной информационному праву как отдельной и самостоятельной отрасли права в Российской Федерации. Рассмотрена современная позиция законодателя в урегулировании информационных правоотношений, а также упомянуто отношение иностранных государств к данной отрасли права.

В первую очередь, для полноты понимания происходящих процессов стоит обратить внимание на исторический аспект развития информационного права. Стоит отметить, что формирование и развитие информационного права является сложным с технической точки зрения и противоречивым по отношению к уже сформировавшимся отраслям. Отмечается, что «наибольший интерес в научной среде вызывают такие вопросы, как формирование информационного общества, становление и развитие информационного права, а также проблемы понятийного аппарата в данной научной сфере. В своих научных трудах исследователи высказывают различные точки зрения касательно возникновения исторических истоков понятия «информационное право», указывая наиболее объективные причины его возникновения» . Таким образом, имеются различные, порой противоречащие друг другу, точки зрения с самого «рождения» данной отрасли.

Отходя от теоретически-исторического нюанса и переходя к настоящему времени, отмечается, что на сегодняшний день основной вопрос, который стоит перед теоретиками, – это закрепление структуры информационного права, то есть распределение отношений, которые будут подотчетны непосредственно данной области. Так, одним из авторов предлагается выделение таких подотраслей, как «Право информационной безопасности», «Медиаправо», «Компьютерное право», «Интернет-право» . Другие же, выделяя лишь основной столп, взяли как основу оборот информации и обозначили четыре раздела: основные понятия и определения, основу оборота информации, обращение открытой общедоступной информации, обращение информации ограниченного доступа . Третьи же и вовсе обозначают данную деятельность неразумной ввиду общей неразвитости отрасли, указывая, что «Научно обоснованная постановка и правильное проведение систематизации информационного законодательства требуют разработки общетеоретических проблем информационного права. Вместе с тем, указанное обстоятельство осложнено общей неразвитостью теории этой отрасли» .

Казалось бы, в таком состоянии потенциальную отрасль оставлять нельзя и необходимо со стороны государства провести систематизацию и кодификацию информационного права и законодательства, тем более что подобные попытки имели место с принятием Федерального закона от 27 апреля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» . К сожалению, дальше принятия закона дело не пошло, что позволило другим отраслям регулировать информационные правоотношения в ином ключе. Отсюда наблюдается явное отставание от растущей базы отношений информатизации самых различных сфер жизни современного общества, присутствует законодательная непроработанность вопроса интеллектуальной собственности, отсутствует должное внимание к проблеме включения в интеллектуальную собственность исключительных прав на информационные ресурсы, что, в свою очередь, приводит к росту преступности в данной сфере .

При рассмотрении зарубежного опыта в идентификации информационного права стоит отметить, что США, в частности, представляет себе информационное право как блок права, посвященный контролю за информацией, поступающий из различных источников, а касательно урегулирования данного вопроса с точки зрения права занимает следующую позицию: «Единственным доводом в пользу контроля за новыми технологиями остается необходимость контроля за распространяемым содержанием (для защиты несовершеннолетних и других уязвимых групп от порнографической, непристойной или подстрекающей информации). При рассмотрении вопроса о наилучшей защите прав журналистов на сбор информации и сохранение конфиденциальности источников и неопубликованных материалов законодателям приходится сталкиваться со следующей дилеммой. С одной стороны (американская точка зрения), наилучший закон о средствах массовой информации – отсутствие закона вообще, поскольку в Конституции ясно сказано, что государство не вправе ограничивать свободу слова и печати» .

С другой стороны, Германия интегрирует информационные технологии в действующую правовую систему. Таким образом, информационное законодательство становится фундаментом, на котором закреплен основной правовой пласт: гражданское право, уголовное и так далее. Однако стоит отметить, что «примерно 65% местных органов власти признают, что им не хватает квалифицированных сотрудников для работы над проектами «электронного правительства». Помимо этого, муниципальные власти порой сталкиваются с некоторым сопротивлением служащих и законодательных собраний, не одобряющих расширение услуг для граждан с помощью сети Интернет» .

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что на данный момент сложилась крайне негативная ситуация, связанная с состоянием информационного права. Отрасль информационного права не развивается, большая часть отношений, которую она должна контролировать, отнесена к компетенции других отраслей. Законные и подзаконные акты не систематизированы и представляют собой лишь «заплатки» для особо острых ситуаций, требующих полноценной работы законодателя. В сравнении с подобной отраслью права зарубежных стран заметна слабая позиция в постановке основных приоритетов и направлений, которыми будет заниматься информационное право Российской Федерации. В связи с этим предлагается введение образовательной программы для будущих юристов по предмету «Информационное право», так как в настоящее время большинство высших учебных заведений этот предмет игнорируют. Необходимо также повысить общетеоретический уровень знаний о данной отрасли путём проведения семинаров, лекций, круглых столов и т. д. Следует обратить внимание законодателя на необходимость систематизации актов, затрагивающих отрасль информационного права, и выработать государственную политику в отношении информационного права, то есть определить пути развития данной отрасли и её цели на законодательном уровне.


Список литературы:

1. Баранов О.А. Система принципов информационного права // Правовая информатика. – 2006. – № 2. – С. 5.
2. Демкова М.С. Электронное управление – путь к эффективности и прозрачности государственного управления // Информационное общество. – 2004. – С. 9.
3. Идрисова З.Н. Историко-правовой анализ этапов становления информационного права // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 101 (07). – С. 56.
4. Идрисова З.Н. Проблемы теоретического закрепления и законодательного развития информационного развития информационного права в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. – 2014. – № 3 (35). – С. 121.
5. Информатизация общества. Развитие вычислительной техники [Электронный ресурс] // Готовимся к экзамену информатика. – Режим доступа: http://www.infosgs.narod.ru/27.htm (дата обращения: 30.05.2017).
6. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации регионов: опыт Германии // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 2 (158). – С. 282.
7. Копылов В.А. Информационное право. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
8. Прокопенко А.Н. Правовая защита информации: курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: Изд-во БелЮИ МВД России. – 2005. – С. 52, 92-94.
9. Тедеев А.А Проблемы и условия правового регулирования интернет-отношений // Информационное право. – 2008. – № 4. – С. 23.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 07.06.2017) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” / СПС Консультант Плюс. 2017
11. Шаров В.И. Структура информационного права // Юридическая техника. – 2013. – № 7 (2). – С. 876.

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

Является не материальным объектом (идеальным);

Независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

Возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

На информацию не распространяется право собственности;

Информация применяется правообладателем;

Режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

    право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч.1 ст.23;

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч.2 ст.23;

    свобода мысли и слова - ч.1 ст.29;

    свобода массовой информации - ч.5 ст.29;

    право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч.3 ст.29;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч.4 ст.29;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст.33;

    свобода всех видов творчества - ч.1 ст.44;

    право на доступ к культурным ценностям - ч.2 ст.44.

    Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

    обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

    удовлетворение справедливых требований морали;

    общественного порядка;

    и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

    защиту основ конституционного строя;

    нравственности;

    здоровья;

    прав и законных интересов других лиц;

    обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.



Поделиться