Что и как может проверить полиция в организации или у ип. Порядок действий при проведении полицейской проверки Кто проверяет полицию внутренняя проверка

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки - в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Проведение опроса;

Сбор образцов для исследования;

Осуществление проверочной закупки;

Проведение оперативного эксперимента;

Исследование предметов и документов;

Наблюдение;

Обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

Оперативное внедрение;

Контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления - получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания - сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ - без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия - как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

Обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

Важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

Если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

Также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Весь прошлый год в России шла реформа органов внутренних дел, или, проще говоря, милиции. Реформа заключалась не только в переименовании данного органа власти, но и в упорядочении его полномочий, в том числе и в сфере проверок бизнеса. Давайте разберемся, что же теперь вправе, а что не вправе делать полицейские в офисах организаций и предпринимателей.

Три группы проверок

Условно все проверки, которые могут проводить сотрудники органов полиции, можно разделить на три большие группы. В первую группу входят мероприятия по сбору информации о фирме. Эти мероприятия могут быть как негласными (прослушивание телефонных переговоров, просмотр почты и т.п.), так и гласными — полицейские вправе направлять запросы о предоставлении документов. Такие запросы могут поступать как в саму проверяемую организацию, так и ее контрагентам, в банки, где у нее находятся счета и так далее.

Цель данных мероприятий — выяснить, имеются ли в деятельности компании признаки противоправных действий. Для этого полицейские будут стараться установить, кто является учредителями компании, ее генеральным директором, кто фактически ей управляет, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах.

На данном этапе взаимодействие полицейских и проверяемых минимально и сводится, как правило, к обмену документами. Сотрудники ОВД направляют в организации письменные официальные запросы, а организации также письменно и официально на эти запросы отвечают, прилагая, если требуется копии (заверенные) тех или иных документов.

Вторая группа мероприятий является логическим продолжением первой группы в том случае, когда анализ документов и деятельности бизнес-субъекта дал основания полагать, что проверяемый может совершать правонарушения. В таком случае сотрудники полиции обязаны приступить к сбору доказательств, на основании которых в дальнейшем следователь или прокурор будет принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Собственно, на этом этапе в ход идут все предусмотренные законодательством способы — обследование, изъятие и т. п. А значит, не избежать и визита оперативных сотрудников в офис компании.

Наконец, третья группа мероприятий, в которых могут участвовать сотрудники полиции, это мероприятия, которые проводятся по поручениям различных органов власти. Так, сотрудников полиции к своим проверкам могут привлекать налоговые органы. Также поручения полицейским может давать следователь по уже возбужденному им уголовному делу.

Итак, с общей теорией вопроса мы разобрались, перейдем теперь к тем правам и обязанностям, которые есть у проверяющих и проверяемых на каждом из трех этапов.

Запрос получен — нужно ли отвечать?

Начнем с заочного этапа, на котором компания получает от полицейских те или иные запросы. Право направлять в компании запросы для сбора информации прямо предусмотрено в действующем российском законодательстве. Такой запрос обязателен к исполнению в те сроки, которые в нем указаны. За непредставление информации по запросу, в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, которому подвергается непосредственно организация ( КоАП РФ). Также по этой статье могут оштрафовать и руководителя организации на сумму 300-500 рублей.

В то же время, получив такой запрос, всегда нужно помнить, что в отличие от налоговых органов, которые собирают информацию лишь для того, чтобы проверить правильность уплаты налогов, цель запроса документов органами полиции — сбор доказательственной базы по возможному преступлению. Поэтому прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. Возможно, стоит уже на этом этапе проконсультироваться с юристами и адвокатами. Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит поискать законные способы для того, чтобы эти документы не представлять.

Чтобы найти эти законные способы, надо первым делом внимательно изучить запрос. Так, согласно законодательству сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п. 1 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон о полиции). Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка. Проще говоря, в запросе должны быть указаны номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Но, как показывает практика, проверяющие зачастую не утруждают себя указанием всей этой информации. А значит, у организации появляется формальный повод такой запрос проигнорировать.

При этом надо помнить, что ответственность, о которой мы говорили выше, наступает за неисполнение именно законного требования или запроса государственного органа. А запрос, не содержащий информацию о его основаниях, законным уже не является. Значит, и штрафа за его неисполнение быть не может.

Полицейские в офисе

Перейдем теперь к следующей группе мероприятий, предполагающих появление в офисе компании сотрудников полиции. Как правило, полицейские приходят в офис для проведения двух видов мероприятий — обследования помещений и проведения опроса. При обследовании сотрудники полиции имеют право также изымать документы и предметы, которые могут быть доказательством по делу (п. 7 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ , далее — Инструкция).

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя (п. 2 Инструкции). Цель обследования помещений — обнаружить и изъять доказательства, которыми могут являться документы, компьютеры и т. д. К сожалению, законодательство обходит стороной вопрос о том, может ли проводиться данное мероприятие без согласия руководителя или другого представителя компании. Поэтому на практике обследование проводится даже в тех случаях, когда руководитель организации или другой уполномоченный сотрудник прямо говорит, что не согласен на проведение данного мероприятия. Но, в любом случае, факт несогласия лучше зафиксировать письменно. Сделать это можно в распоряжении о проведении обследования, которое проверяющие должны предъявить, приступая к данному мероприятию (п. 6 Инструкции). Однако самое главное, о чем следует помнить на данном этапе проверки — ни в коем случае не оказывайте физического противодействия сотрудникам полиции, ибо это уже уголовно наказуемое деяние ( УК РФ).

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия удостоверения. Если полицейский отказывается предъявить документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой обычно оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции.

Следующий шаг — проверка оснований для проведения обследования. Как мы уже говорили выше, основанием для обследования является письменное распоряжение руководителя органа внутренних дел или его заместителя. Распоряжение проверяющие обязаны предъявить представителю организации. При этом под представителем организации понимается любое лицо, имеющее отношение к ее деятельности (руководитель, главный бухгалтер, учредители, сотрудники организации, представитель по доверенности, адвокат и т. д.). Таким образом, отсутствие в офисе руководителя организации не будет основанием для отмены обследования.

Особое внимание надо уделить тому, кто именно указан в распоряжении в качестве лиц, проводящих обследование и сверить их фамилии с теми, кто фактически пришел к вам на территорию и предъявил вам удостоверения сотрудников полиции.

Также проверьте, соответствует ли адрес и наименование компании реквизитам вашей организации. Следует отметить, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т. д.

Обо всех выявленных противоречиях сначала устно заявите проверяющим, а если они не примут соответствующих мер, письменно зафиксируйте свои возражения и замечания в распоряжении о проведении проверки, а также сообщите о них в дежурную часть по телефону 02.

Далее руководитель организации или иное уполномоченное лицо должно поставить свою подпись в распоряжении, подтверждая, что он с ним ознакомлен. Отказываться от проставления подписи смысла не имеет, т.к. этот факт никак не повлияет на проведение обследования, а вот возможность письменно зафиксировать свое несогласие с действиями проверяющих вы упустите. Поэтому, даже если вы не согласны с законностью обследования, ставьте свою подпись в распоряжении, одновременно, написав примерно следующее: «с проведением оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещения не согласен в связи с…» и далее указываете причины несогласия.
Заметим, что копию данного распоряжения проверяющие должны передать представителю организации (п. 6 Инструкции).

После того, как сотрудники полиции предъявили свои документы и распоряжение о проведении обследования, а также передали его копию руководству компании, они имеют право приступать собственно к обследованию.

Изъятие требует оформления

Все действия, которые полицейские совершают при обследовании помещений, обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых, то есть посторонних лиц, не заинтересованных в ходе расследования (п. 7 Инструкции). Этим лицам также должны быть официально разъяснены их право присутствовать при проведении обследования, а также обязанность свей подписью удостоверить факт, содержание и результаты обследования.

По результатам обследования проверяющие должны составить акт, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дату, место и время проведения, перечислить всех участвующих лиц — самих полицейских, представителей организации, понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и описаны его результаты. То есть указаны обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Обнаруженные документы и предметы полицейские имеют право изъять. При этом они обязаны составить еще одни документ — протокол, содержащий опись изымаемых предметов и документов. С изымаемых документов положено изготовить копии, которые сотрудник полиции, оформляющий протокол, обязан заверить. Отметку о передаче таких копий обязательно нужно сделать в протоколе (п. 9 Инструкции). Если по каким-то причинам изготовить копии на месте невозможно, полицейские обязаны сделать соответствующую запись в протоколе. В таком случае они обязаны изготовить и передать организации такие копии не позднее пяти дней после изъятия. Аналогичные правила в отношении копий установлены и для случаев изъятия материалов на компьютерных и прочих цифровых носителях.

Чем опрос отличается от допроса

Еще один вид мероприятий, которые могут грозить вам в ходе полицейской проверки — опрос. Суть этого мероприятия заключается в том, что сотрудник полиции беседует с лицами, которым может быть известна информация по сути проверки. При этом надо помнить, что опрос всегда проводится лишь с согласия опрашиваемого ( Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ ). Проще говоря, обязанности отвечать на вопросы полицейского у опрашиваемого нет. При этом он не обязан объяснять причины своего нежелания давать ответы на вопросы сотрудника полиции, равно как не обязан и ссылаться на какие-то нормы законов, дающие ему такое право. Наоборот, это полицейский, прежде чем приступить к опросу, должен разъяснить опрашиваемому его право не отвечать, и получить письменное согласие на дачу показаний.

Заметим также, что подобное право есть не только у руководителя организации, но и у любого сотрудника, а также лиц, не являющихся сотрудниками проверяемой организации (клиентов, контрагентов и т.п.). И мы рекомендуем заранее ознакомить всех сотрудников организации с данным правом.

Также надо отметить, что решать, отвечать или нет на вопросы полицейских или нет, надо очень и очень осторожно. Ведь даже невинные, на первый взгляд, вопросы в дальнейшем могут обернуться против компании и ее владельцев, поскольку полицейские всегда располагают большим объемом информации, нежели опрашиваемый. Так что лучший совет, который можно дать в данной ситуации — не давать никаких ответов на вопросы полиции, даже если компания уверена в том, что ее деятельность ведется абсолютно законно. Если же вы решили отвечать, то лучше это делать после того, как прибыл ваш адвокат.

Если помните, полицеймейстер из «Мертвых душ» был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. С тех пор прошло больше ста шестидесяти лет, но мало что изменилось. Как и во времена Гоголя, милиционеры наведываются в магазины и офисы довольно часто. Зачем они приходят, всем ясно. Но вот имеют ли право?

Попробуем разобраться.

Итак, к вам пришли. Не паникуйте и, увидев на пороге фигуру в милицейской форме (а порой, впрочем, и в штатском), поинтересуйтесь, к какому, собственно, подразделению относится сотрудник, желающий что-то у вас проверить. Ведь далеко не редкость случаи, когда такое желание возникает чуть ли не у постовых ГИБДД.

В ответ милиционер должен предъявить служебное удостоверение. Чаще всего навещают УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), Управление по налоговым преступлениям, УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью), Управление «Р» (борется с преступлениями в сфере высоких технологий и может поинтересоваться, например, наличием лицензий на используемое в компании программное обеспечение) и ОБППР (Отдел по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг, работает только с предприятиями розничной торговли и сферы услуг).

При этом УБЭП и УБОП занимаются выявлением и расследованием случаев нарушения закона, за которые предусмотрена уголовная ответственность, а остальные управления занимаются как уголовными, так и административными делами.

Кроме удостоверения, сотрудники милиции должны иметь при себе мотивированное постановление (распоряжение или приказ) на проведение проверки, подписанное начальником ОВД или его заместителем. Обратите внимание на то, что «мотивированность» этого документа обычно сомнительна. Чаще всего указывается что–то вроде «по имеющейся информации («согласно рапорту сотрудника милиции», «по результатам оперативно–розыскных мероприятий» и т. п.), имеются достаточные данные о том, что на вашем предприятии совершается правонарушение…» Спорить со всем этим сразу не нужно. Но стоит принять к сведению - на случай возможных судебных разбирательств.

Иногда милиционеры заявляют, что для проведения проверки никакого приказа им не требуется, что они и так «право имеют». Подобные разговоры абсолютно безосновательны. В статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершенно ясно указано, что лишь уполномоченное лицо вправе совершать проверки и составлять по их результатам протоколы. Кроме того, такое же требование содержится в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Согласно статье 7 этого Закона, «мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора)».

Прочитайте внимательно постановление и проверьте каждый пункт. Так, в постановлении должны быть поименно указаны все лица, уполномоченные инспектировать фирму, поэтому «лишних» вполне можно вежливо попросить покинуть помещение. Другой пример. В распоряжении о проведении проверки обязательно должно быть указано наименование вашей компании или фамилия индивидуального предпринимателя, у которого и проводится ревизия. Единственным исключением может быть случай, когда постановление выписано на проведение проверки всего торгового центра или, допустим, рынка. В этом случае автоматически будут проверять все фирмы и всех предпринимателей, которые арендуют там помещения.

Если же возникает сомнение в том, что проверяющие - настоящие, то звонок в организацию, в которой работает милиционер (и которая указана в его удостоверении), поможет это выяснить. Необходимо поинтересоваться, есть ли там сотрудники с такими именами и действительно ли они направлены на проверку в вашу . Кстати, номера телефонов проверяющих органов лучше бы знать заранее, поскольку вряд ли вам их сообщит сотрудник, пришедший с проверкой. Кроме того, все данные, указанные в удостоверении, нужно переписать, а у милиционеров попросить копию постановления на проведение проверки. Если они откажутся ее предоставить, нужно попытаться сделать хотя бы ксерокопию. Ну, а в случае, если удостоверением проверяющий машет только издали, а постановление на проведение проверки у него якобы «имеется, но в машине», смело звоните 02. Скорее всего, «оборотни» исчезнут еще до приезда настоящего наряда милиции.

Проверка на пороге

В пункте 25 статьи 11 закона РФ «О милиции», который регулирует деятельность этой организации, говорится о том, что органы милиции проводят проверки только «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность». Откуда у милиции такие данные? На самом деле, возможных источников достаточно. Самый простой - получение информации о предпринимателе от самого предпринимателя. Скажете, так не бывает? Еще как бывает!

Начальник местного отдела внутренних дел (ОВД) присылает письмо бизнесмену с просьбой сообщить интересующие его данные. Это могут быть фамилия и имя директора или главного бухгалтера, информация о помещениях, занимаемых фирмой под офис, склад или сдаваемых в аренду, данные о работниках или лицензиях, сведения об уплате налогов за предыдущий год, данные из бухгалтерского баланса. В общем, просить в таком письме могут все, что угодно. Тем более что право такое милиции дано законом (п. 4 ст. 11 закона «О милиции»). Вот только спешить с предоставлением этих сведений не нужно.

Практически вся информация о фирме или индивидуальном предпринимателе, которую нужно знать милиции, имеется, например, в налоговых органах, а значит, получить ее в официальном порядке не составляет труда.

Поэтому, если такое письмо пришло просто по почте и под расписку не вручалось, можно… сделать вид, что его вообще не было. Скорее всего, на этом все и закончится. Но если вам вдруг позвонят и поинтересуются, почему вы не отвечаете на письма «органов», придется громко посетовать на традиционно плохую работу почты и попросить прислать новый запрос. И ни в коем случае не соглашайтесь отправлять документы в ответ на просьбу, изложенную по телефону. Постарайтесь в максимально вежливой форме объяснить, что вы не можете понять, что именно нужно сотрудникам милиции, поэтому вам необходим письменный запрос, как это и положено по закону. Есть шанс, что на этом этапе от вас опять-таки отстанут, как от зануды.

Если же письмо было вручено под расписку, то первое, что нужно сделать, - позвонить лицу, телефон которого указан в письме, и выяснить, по какой причине от вас требуют предоставления указанной информации. У милиции могут быть, например, претензии к вашему контрагенту, а значит, вами интересуются лишь как партнером проверяемой организации. Впрочем, запрос может быть вызван и тем, что сотрудники «органов» составляют план проверок и надеются, что, пребывая в нервном состоянии, вызванном милицейским запросом, вы сболтнете лишнее. То есть проверку вы себе организуете в этой ситуации практически собственными руками. Поэтому отправлять в милицию документы нужно строго по запрашиваемому списку, причем только копии, заверенные собственной подписью.

Нередко проверки инициируются заявлением. Легкий способ «насолить» конкуренту - организовать ему такую проверку. Для этого достаточно оставить в ближайшем отделении милиции письменное заявление о том, что продавец магазина «Одуванчик» при приобретении вами колбасы обвесил вас на двенадцать с половиной граммов. Действительно ли этот факт имел место - дело десятое. Главное, чтоб был свидетель, способный это подтвердить. Впрочем, нужно не только оставить дежурному милиционеру жалобу, но и зарегистрировать факт нарушения в журнале ОВД, а само заявление - в журнале входящей корреспонденции секретариата. Тогда проверка, скорее всего, состоится. При этом граждане, сообщающие в милицию о нарушениях, обязаны указать свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания, ведь анонимные сообщения обычно не рассматриваются и проверки по ним - не назначаются.

Вполне возможно, владелец нашего магазина никогда не узнает, по чьей жалобе к нему пришла проверка, так как милиционеры эту информацию вправе не распространять. А вот если в магазине «Одуванчик» на пресловутые двенадцать с половиной граммов обвесили самого сотрудника милиции или он при этом присутствовал, например, стоя в очереди, то в таком случае может последовать проверка по обнаруженному факту нарушения. Правда, составлять протокол милиционер имеет право только в том случае, если он находится «при исполнении».

Кроме того, милиция проводит совместные проверки, например с налоговыми органами. Делается это не потому, конечно, что каждый из них боится навещать предпринимателей в одиночку, а ввиду разграничения полномочий ведомств. Налоговики легко могут оштрафовать предпринимателя за отсутствие или неприменение контрольно–кассовой техники. Но вот проводить контрольные закупки должна только милиция - представители налоговых органов без участия милиционеров ничего «контрольно закупать» не вправе.

Существуют еще и так называемые комплексные проверки, в ходе которых в компании приходят ревизоры сразу из нескольких подразделений милиции, зачастую еще и в сопровождении ОМОНа. И это уже не безобидная проверка по заявлению гражданина, которому не выдали кассовый чек. Такой визит может начаться, как в плохом фильме, фразой «Всем на пол, руки за голову!», а закончиться запретом продавать товар, оказывать услуги, а то и приостановлением деятельности.

Правда, не так давно законодатели порадовали предпринимателей, приняв поправки в КоАП РФ. С 12 августа 2005 года контролирующие и надзорные органы в качестве обеспечительной меры смогут приостанавливать деятельность фирм на срок не более пяти суток. Приостановить же деятельность на более длительное время (максимум - 90 суток) может теперь лишь суд.

Нужно отметить еще один факт, который милиционеры не любят афишировать. Часто в ходе проверки предпринимателю предлагается своего рода сделка. Проверяющие закрывают глаза на нарушения, а в качестве ответной любезности предприниматель обязуется держать их в курсе дел своих соседей - бизнесменов, арендующих рядом офисы, торговые залы или магазины. Советы в этой ситуации давать сложно. Становиться ли негласным агентом милиции - каждый решает для себя сам.

Казнить нельзя помиловать

По результатам проверки обязательно должен быть составлен протокол, причем документ этот оформляется не абы как, а в соответствии с требованиями главы 28 КоАП РФ. А требует она указывать в протоколе следующее:

Дату и место его составления;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о предпринимателе, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Адреса и места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

Объяснение предпринимателя (его представителя), в отношении которого возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если хоть каких-то из вышеперечисленных сведений в протоколе недостает, то он не будет иметь в дальнейшем юридической силы. Кроме того, в документе должно быть записано, что предпринимателю, в отношении которого составлен протокол, разъяснены его права и обязанности. Подпись нарушителя должна подтверждать, что протокол он читал. Кроме того, милиционеры обычно просят написать фразу «С протоколом согласен». Обжаловать документ с такой подписью будет нелегко, поэтому если у вас есть хотя бы малейшие сомнения в том, что написано в протоколе, лучше писать «С протоколом ознакомлен, по существу дела не согласен». Не редкость - случаи, когда проверяющие вообще не составляют протокол, но требуют заплатить штраф. Это, разумеется, незаконно.

Но даже если протокол составлен точно по правилам и соответствует абсолютно всем требованиям, он не является документом, согласно которому нужно спешить платить штраф. Для этого необходимо постановление о привлечении к ответственности. В течение суток с момента составления протокола милиционеры должны направить его или начальнику ОВД, или в другой орган, который вправе назначать наказания (например, в суд или налоговую инспекцию).

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 суток, причем нарушитель имеет право при этом присутствовать. Решение, принятое в отсутствие ответчика, незаконно, кроме случаев, когда он должным образом был извещен о дате рассмотрения, но не явился на него. Если вы по каким-либо уважительным причинам (например, из–за болезни или командировки) не можете явиться на рассмотрение, следует написать ходатайство с объяснением причин, и дело будет рассмотрено позднее. По результатам рассмотрения дело либо прекращается, либо выносится постановление о привлечении к ответственности. Копия этого документа выдается нарушителю под расписку или высылается ему по почте в течение трех дней.

Обратите внимание: номер статьи в протоколе об административном нарушении и в постановлении о привлечении к ответственности должен быть одним и тем же. Если же в протоколе указана одна статья, а штраф наложен совершенно за другое нарушение, то имеет смысл обращаться в суд, который, вероятнее всего, признает такое решение незаконным. Кроме того, контролирующие органы должны успеть наложить штраф за административное нарушение в течение двух месяцев с момента совершения нарушения. Если срок давности привлечения к административной ответственности пропущен, то штраф можно смело не платить.

В том случае, когда все документы готовы в установленные сроки и решение о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу, ему дается еще 30 дней на уплату штрафа. Если деньги в этот срок не поступили, то постановление направляется в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств, имеющихся на банковских счетах, а при отсутствии счета - судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа за счет имущества нарушителя.

В многочисленных беседах с юристами я неоднократно сталкивалась с одним интересным фактом: «Бизнесмены считают, что полицейская проверка может прийти (либо пришла) по двум причинам:

    Бизнес заказали недоброжелатели/завистники/конкуренты;

    У бизнесмена есть, что взять».

Так ли это на самом деле? Или это все-таки вымысел, далекий от реальности? Точнее надуманная реальность, основанная на страхах и стереотипах. Чтобы расставить все точки над « i» в этой легенде, а также разобраться, как вести себя бизнесменам на полицейских проверках, я пригласила человека, который не понаслышке знает абсолютно все в этой области. Это Александр Купцов: экс-начальник отдела ОБЭП ГУВД Московской области, подполковник милиции, полковник таможенной службы, ветеран УЭБиПК ГУВД Московской области.

Александр Купцов: Я 27 лет отслужил в правоохранительных органах. Я пенсионер двух служб: МВД и Федеральной таможенной службы. За период своей службы я организовывал проверки и принимал непосредственное участие.

Вы наверняка знаете все тонкости полицейских проверок. Я почему-то уверена, что вы с легкостью сможете распознать, когда сотрудник врет на допросе, а когда искренне и от чистого сердца говорит правду. У вас наверняка за долгие годы службы появился «топ самых распространенных ошибок бизнесменов». Расскажите, про самые частые ошибки, которые совершают бизнесмены на полицейских проверках?

Александр Купцов: Я бы хотел этот вопрос разбить на несколько частей. Первый вопрос: «Вы видите, когда сотрудник врёт?» Итак, для начала уточню: не сотрудник, а лицо, которое попало под проверку. Либо лицо, в отношении которого производится проверка. Из своего собственного опыта скажу: получая соответствующие объяснения от лица, в отношении которого производится проверка, всегда видно, врет или не врет. Ничего сложного в этом нет, тем более, когда разговариваешь с несколькими лицами и проверяешь одну компанию. Ложь всегда видно.

Иногда происходит такая ситуация, когда все сотрудники говорят на одном языке. Это говорит о следующем: либо сотрудники врут, либо у них есть определенный круг договоренностей. А бывает, что каждый сотрудник компании рассказывает что-то свое, какие-то моменты помнит, что-то не помнит. Как раз такая ситуация ближе к истине. Особенно приятно работать с теми лицами, которых опросил, а потом, через некоторое время, опрашиваешь их по-новому. Люди, которые для себя придумывают легенду, говорят один в один. Рассказывают так, как будто им только вчера задавали эти вопросы, подтверждают свои предыдущие показания, которые давали месяц назад…

Люди, которые не готовились – это алиби. Они действительно не имеют непосредственного отношения к тому, в рамках чего они проверяются. Они не имеют отношения к преступлению. Практика показывает, что со временем многие вещи забываются. Не потому, что их не хотят говорить, а потому, что об этих вещах просто не помнят.

А теперь о противоположной стороне – о тех, кто проверяет. Какие ошибки совершают полицейские на проверках? О чем сотрудники правоохранительных органов частенько забывают?

Александр Купцов: Бизнесмену нужно знать только одно: нужно всегда быть готовым к проверке. Если бизнесмен начнет противостоять и противодействовать, работники полиции в этом отношении народ грамотный и всегда знают, как себя вести, когда им начинают противостоять. Поэтому нужно вести диалог. В чем заключается смысл? Иногда, как почитаешь… Полицейские, считают, что все коммерсанты – жулики, а коммерсанты считают, что полицейские обязательно должны к кому-то приходить с учетом личной выгоды. Ничего подобного.

В правоохранительных структурах работает очень много порядочных людей, которые делают свою работу, а от ошибок не застрахован никто. Прежде всего, бизнесменам нужно подумать о том, как самим быть готовым к проверке. Человек должен быть морально готов к проверке. Обычно бизнесмены слушают друзей и товарищей, которые рассказывают, как они себя вели на проверке, как они успешно ее прошли и т.д. Но правду о том, как на самом деле эти друзья-товарищи проходили проверку, никто не скажет. Никто не будет говорить о своих ошибках, недостатках при проверке. Никто не будет рассказывать, как реально происходила вся картина.

Что еще нужно помнить? Почему так много внимания уделяется именно подготовке к проверке? Потому что именно с этого момента начинается все ваше последующее участие в проверке и результат, который вы получите.

Если полицейский приходит и понимает, что в вашей компании грамотные люди, то и вопросы решать легче. Если полицейский приходит и видит, что человек испугался и находится в позиции, что его сейчас «съедят», тогда считайте, что полицейский все свои возможности обязательно использует.

Получается, что бизнесмену не нужно занимать позицию кролика, которого вот-вот съест удав? Все-таки лучше занять позицию хищника, готового на законных основаниях защищать свою территорию.

Александр Купцов: Лучше не занимать позицию ни кролика, ни хищника. А лучше выбрать нормальную человеческую позицию: к вам пришли нормальные люди, которые выполняют свои обязанности. Они пришли, и для этого есть основания. Вы им должны помочь, и сами должны разобраться, что они от вас хотят. Если вы начнете вести себя неправильно, тогда у проверяющих будет основание и повод, чтобы более детально отнестись к каким-то моментам.

Любая проверка вызвана проверкой какой-то информации. Когда приходишь и чувствуешь, что офис разбегается, пытается куда-то сбежать…

Т.е. это первый щелчок к тому, что в этой компании, есть что проверять…

Александр Купцов: Это говорит о том, что люди боятся. Чтобы понять, что происходит в этой компании, нужно залезать во все вопросы более детально.

Получается, что сотрудники правоохранительных органов учитывают такой фактор, что, если человек боится – это не означает, что есть, что скрывать?

Александр Купцов: Не бывает такой проверки, чтобы работники полиции пришли и сказали: «Мы сейчас будем проверять у вас все». Так не бывает. Они приходят с конкретными основаниями для проверки: у сотрудников правоохранительных органов есть какое-то сообщение или информация, которую они обязаны проверить. Поэтому дайте им возможность показать, что вы готовы к диалогу, к сотрудничеству, но не готовы к прессингу и к поведению, когда на вас начинают давить. Должна быть объективность.

В чем заключается объективность любой проверки? Прежде всего, в нормальном отношении бизнесмена к полицейским и полицейских к бизнесменам. Средства массовой информации постоянно пытаются осветить и показать нам, что в правоохранительных органах присутствует коррупция. А полицейские смотрят на коммерсанта, как на жулика, и точно так же убеждают, что бизнесмены в нашей стране честно работать не могут. Поэтому, чтобы заранее друг другу не приделать ярлыки, ни в чем не обвинять, нужно вести нормальный диалог. А нормальный диалог начинается прежде всего с элементарных вопросов.

Иногда бизнесмены не могут понять: «Мы же честно работаем. Почему у нас запрашивают сведения?» Иногда полицейские запрашивают сведения не по одной компании, а по нескольким компаниям и за все 3 года. Зачем за все 3 года запрашивать? Я так понимаю, чтобы проверить за все 3 года и посмотреть: «А может, мы найдем какие-то нарушения в той компании?»

Когда начинаешь с разбираться с подобными запросами, они немножко вводят в заблуждение как бизнесменов, так и самих полицейских. Заниматься проверкой компании, выяснять, искать какие-то нарушения в течение 3-х лет… Документы передали, документы забыли, где эти документы находятся, никто не знает… Бизнесмены спрашивать боятся, потому что во всех запросах в конце идут страшилки: вовремя не предоставишь документы – административная ответственность и т.д. А еще говорят, что нужно документы прошить, заверить и т.д. Есть определенный порядок заверки копий документов. Но нигде не написано о том, что документы надо сшивать и предоставлять в сшитом виде.

Мы должны понимать, что нормальный диалог – это, прежде всего, успеха. Грамотный сотрудник правоохранительных органов знает, где, что смотреть, где проверять и где найти.

Соответственно, в первую очередь, бизнесменам нужно поменять психологическую установку: не смотреть на полицейских, как на тех, кто любой ценой хочет тебя наказать.

Александр Купцов: В компании должно быть Положение о корпоративной защите (Положение о безопасности). Когда приходит проверка, вы должны моментально и незамедлительно показать этот документ: «У нас тоже есть свои правила и порядки, и они определены в положении о корпоративной защите». Будут знакомиться полицейские, или нет – это другой вопрос.

Следующий момент. В каждой компании есть журнал проверок. Полицейские (оперативный состав, следователи, дознаватели) не обязаны расписываться в этом журнале, выходя на проверку. Все остальные представители правоохранительных структур или проверяющие фискальных органов обязаны расписываться в этом журнале. Это определено законом.

Как только приходит полицейская проверка, вы даете для подписи журнал… и полицейские подписывают, и следователи подписывают. Это из собственного опыта. О чем это говорит? О том, что эти полицейские и следователи не вникали в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 года и Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011 года.

Многие бизнесмены забывают, либо попросту не знают о своих законных правах, в том числе о предоставлении информации. Расскажите, пожалуйста, о статье 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации» .

Александр Купцов: У должностных лиц есть обязанность представлять информацию. Если эта информация не предоставлена, за это предусмотрена ответственность. Почему все забывают про статью 140 УК РФ ?

Вы должны четко понимать, что оперативно-разыскные мероприятия проводятся в отношении конкретных физических лиц. Также вы должны четко понимать, что информацию по проверке предоставят только в отношении вас, потому что компания (юридические лица) преступления не совершают.

Если вы знаете, что в отношении вас проводилась проверка, собиралась какая-то информация, вы можете запросить эту информацию. И вам обязаны предоставить эту информацию только по вашему обращению. Если вам не предоставили информацию в течение 30 дней, тогда вы имеете право… Идете по инстанциям, говорите о том, что вам либо не ответили, либо вы получили отказ в предоставлении информации… Либо: «Мне сказали, что в отношении меня мероприятия не проводились, но я в этом сомневаюсь».

Единственный человек, который надзирает за всеми этими вопросами – это прокурор. Только он имеет право проводить проверку любых материалов, которые связаны с оперативно-разыскной деятельностью. Он надзирает за оперативно-разыскной деятельностью, он надзирает за законностью при проведении мероприятий. Он будет отвечать на все ваши вопросы и разбираться с ситуацией: почему не предоставили, что не предоставили, действительно была ли проверка.

Ну, и напоследок парочка советов нашим предпринимателям по поводу полицейских проверок.

Александр Купцов: Что я хочу посоветовать нашим предпринимателям? Начну с элементарных вещей.

Всегда видно, готовы люди к проверке или не готовы. Многие бизнесмены не знают разницы: полиция к ним пришла или следователи… Нужно иметь хотя бы элементарные навыки. Откройте УПК РФ. Нет, не полностью перечитывать. Вы должны хотя бы понимать, кто такой дознаватель, следователь, оперативник… Что такое «проведение следственных действий»? Что такое «проведение доследственной проверки»?

Приведу простой пример. Когда спрашиваешь коммерсанта, в чем разница между дейсвиями следователя из следственного комитета и следователя из МВД, он не понимает разницы. Он думает, что это одно и то же. А если взять, например, статью 151 УПК РФ , то последствия всех налоговых преступлений относятся к компетенции следственного комитета.

Работники полиции могут участвовать либо при проведении следственных действий, когда уже возможно уголовное дело, либо им может быть поручено проведение проверки, точно так же, как и налоговикам. Чтобы уже дальше следователь следственного комитета принял решение о возбуждении уголовного дела. Компетенция производства по делам налоговых преступлений находится в следственном комитете. Бизнесмены, к великому сожалению, начинают понимать это слишком поздно. Для них любая проверка, которая приходит в погонах – это следователи. Я это встречал неоднократно.

Второй совет: убедитесь, что к вам пришла законная проверка

Дайте установку сотрудникам: пришла проверка – ваши дальнейшие действия. Любая проверка прежде всего начинается, с того, что работники обязаны представиться. Вы должны убедиться, что действительно к вам пришли работники правоохранительных органов, у них есть основания и соответствующий документ, который подписан на проверку. Вы должны убедиться, что на проверку пришли именно те люди, которые указаны в документе. Также вы должны убедиться, что проверяющие будут изымать или требовать именно те документы, которые необходимы и прописаны. Вы должны удостовериться, что лица, которые пришли, уполномочены проводить проверку.

Часто бывает так: приходит работник, написано звание «капитан», начинаешь смотреть удостоверение – «старший лейтенант». Спрашиваешь: «Так вы старший лейтенант или капитан?» Он отвечает: «Мне только неделю назад присвоили капитана». Замечательно! В документах написано «капитан», а почему тогда удостоверение старшего лейтенанта? Тогда вы имеете право сказать: «Извините, при всем уважении к вам, на проверку мы вас не пустим. Вот будет у вас удостоверение капитана – ради Бога». Часто бывает, что удостоверение просрочено.

Бывает, что приходят всевозможные работники со всевозможными удостоверениями всяких всевозможных организаций, которых люди принимают за правоохранительные органы. Была ситуация, когда пришел сотрудник и представился судебным приставом. Начинаем разбираться: в удостоверении судебного пристава указано ООО… Самый простой вопрос: вы видели когда-нибудь документы работников полиции?

Представьте, когда пришла проверка, а люди никогда не видели, как выглядит удостоверение полицейских, как выглядит удостоверение сотрудников налоговых органов… Конечно, надо выяснять, к вам действительно пришла проверка, или это проверка, которая пришла «под законную проверку». Как можно проверить? Позвонить по телефону «112», «02» и спросить в справочной телефон дежурного, например, того отдела полиции, откуда пришли полицейские. Затем позвонить дежурному и спросить, где находятся такие-то полицейские (перечислить фамилии, которые указаны в распоряжении). Иногда бывает очень интересно: вы начинаете перечислять фамилии работников правоохранительных органов, а выясняется, что такие не служат в органах. Такое тоже бывает.

Поэтому, прежде всего, вы должны убедиться, что к вам пришла законная проверка.

Сколько я ни беседую с бизнесменами, самая тяжелая ситуация – восстановить хронологию проверки. Люди забывают, во сколько пришла проверка, где представлялись люди, что делал, кто присутствовал при проведении проверки, что смотрели полицейские или сотрудники налоговой и т.д. Люди по времени и по факту не могут восстановить ход событий…

Самый простой пример. Пришла проверка, предъявили полномочия. Генеральный директор должен сказать: «Спасибо, сейчас я вызову своего представителя».

Если вам работники правоохранительных органов говорят: «Мы бы хотели пообщаться с генеральным директором или с учредителем»… В этом отношении у вас сеть замечательное основание сказать: «Ну, вы же исполняете поручение начальника УЭБиПК? Ко мне же приехал не начальник УЭБиПК, поэтому у меня, как у генерального директора, есть свои функции. Я вам сейчас представлю человека, который уполномочен мной решать все вопросы, связанные с вашей проверкой. По всем вопросам, которые будут возникать обращайтесь к нему».

Приходит представитель, который имеет официальные полномочия (либо нотариальную , либо обычную), и предлагает пройти в комнату для ведения переговоров, чтобы там можно было спокойно вести диалог.

Вы намечаете, что и кто будет делать, каким образом, в какие сроки, в какое время, что для этого необходимо подготовить. Идет нормальный диалог. Почему? Вы не препятствуете, вы не противодействуете. Вы оказываете содействие, но вы, в том числе, показываете, что есть права как у одних, так и у других. Поэтому мы должны нормально, по-человечески, с уважением относиться друг к другу.

От чего защищается бизнес? Он защищается от неправомерных действий. А если вы устроите противостояние, то в противостоянии правых не будет, у всех найдутся недостатки: вы найдете у правоохранителей, а они у вас. Чем это «ледовое побоище» закончится, никто не знает… Как правило, печально.

Если бизнесмен нарушил законодательство, сразу же моментально вводятся санкции. Не дается даже время на исправление недостатков. Когда в суде коммерсант оспаривает решение фискального или правоохранительного органа, никто из работников к ответственности не привлекается. Почему бизнесмены молчат? Чего боятся? Боятся того, что к ним приедут и наедут?

Если судебным решением отменено взыскание, которое накладывалось либо фискалами, либо другими органами, были нарушения при проведении проверок. Эти проверки сказались на том, что с вас неправомерно взыскали деньги, либо ваш бизнес понес потери, то это говорит о том, что работник превысил служебные полномочия либо проявил халатность. Соответственно, работник, пришедший на проверку, не соответствовал своей занимаемой должности. Поэтому тот, кто отправлял такого работника на проверку, должен был прекрасно понимать уровень компетенции, уровень знаний этого сотрудника.

Это я говорю не понаслышке. Нам часто за период службы приходилось общаться с прокуратурой, объяснять законность своих действий. За период своей службы не оспорено ни одного решения, которое мы принимали. Жалобы были. Их проверяют. Но мы эти жалобы доходчиво объясняли, приводили доказательства того, что мы действовали законно.

С проверяющими должны быть нормальные, партнерские отношения. Никогда не надо переходить планку. Даже если на вас начинают давить, надо четко и мягко объяснить: «А вы нас уже в чем-то подозреваете?»

Если же идет просто жесткий накат – нужно всегда действовать очень просто. Первое: предупредить о том, чтобы вам не угрожали законом. Очень часто бывает: «Мы вас посадим!» Так поступает бестолковый работник, он не имеет права ни в коем случае так говорить. Если было бы, за что вас посадить – поверьте, все бы молчали, и тихо, мирно действовали.

Второе: если вам продолжают угрожать законом – не стесняйтесь решать вопрос гораздо проще. Просто звоните «02», «112» и вызывайте местных работников полиции. Говорите: «В отношении меня происходит противоправное действие, непонятная проверка. Мне угрожают».

Соответственно, после вашего звонка сотрудники правоохранительных органов имеют право выяснить, законная эта проверка или незаконная, и на каких основаниях эта проверка проходит. Они вам помогут, потому что все, что вы сообщите по «02» или «112», записывается, и вам должны отчитаться, какие меры приняты.

По каким правилам проходят полицейские проверки

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Федеральный закон от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) предоставляет полицейским большой спектр прав при проверке компаний. В частности, проверяющие могут:
— запрашивать и получать на безвозмездной основе от организаций, должностных лиц сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию. А при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений — запрашивать и получать из справки по операциям и счетам и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции);
— проводить оперативно-разыскные мероприятия, изымать при этом документы, предметы, материалы и сообщения (подп. 10 п. 1 Закона о полиции);
— получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством РФ сведения, составляющие налоговую тайну (подп. 29 п. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Реализация таких полномочий и выбор верного алгоритма поведения для компании на практике вызывает множество Проблема обостряется тем, что полицейские проверки проходят по негласным правилам. О неформальных методах проверяющих и способах защиты для компании расскажем в этой статье.

Досье на компанию

На этапе сбора досье сотрудники полиции проявляют интерес к компании с тем, чтобы понять, носит ли ее деятельность противозаконный характер или нет. Полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые структуры, как организована деятельность и распределен поток как компания экономит на налогах. Для этого полицейские направляют в компанию запросы о представлении документов. Как правило, перечень истребуемых документов широкий — от до книг покупок и продаж, счетов-фактур за последние три года.

Также полицейские направляют запросы в банк с просьбой предоставить выписку по лицевым счетам компании и проводят прочие гласные и негласные оперативно-разыскные мероприятия. Особенность проведения негласных оперативно-разыскных мероприятий заключается в том, что информация собирается без ведома и согласия компании. Например, прослушивают ее телефон.

Компания обязана исполнить запрос в сроки, в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). За непредоставление информации предусмотрена административная по статье 19.7 КоАП РФ: для граждан — штраф от 100 до 300 руб., для компаний — от 3000 до 5000 руб.

Часто запрос о предоставлении информации или документов содержит указание на сжатые сроки его выполнения. Руководство компании дает бухгалтерии задание срочно подготовить документы. Бумаги передаются в полицию, и только после этого у компании возникают сомнения в правомерности запроса. Сотрудники полиции вправе запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях (подп. 4 п. 1 ст. 13 Закона о полиции). Поэтому в требовании должна быть информация о проверке — номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится.

Эффект неожиданности

Основная цель второго этапа полицейской проверки — фиксация и изъятие доказательств, подтверждающих совершение преступления. Для этого проводятся гласные оперативно-разыскные мероприятия — обследуются помещения, изымаются документы, серверы и компьютеры, опрашиваются работники компании.

Обследование подразумевает изъятие документации по сделкам с Обследование помещений проводится только на основании письменного постановления, которое подписывается начальником (заместителем начальника) подразделения полиции, сотрудники которого пришли в компанию, и заверяется печатью.

Отметим, что в работе полицейских существует негласное правило. Если по делу планируется выездное мероприятие, то практически всегда оно проводится прежде любых других действий — вызовов, рассылки запросов и т. д. Объясняется эта тактика проверяющих тем, что если у полиции есть основания подозревать компанию в преступных умыслах, то нельзя показывать свой интерес к деятельности подозреваемых, не собрав предварительно все доказательства. Расчет делается на эффект неожиданности. Полицейские убеждены в том, что если сначала послать в компанию запрос, то в этот же день все доказательства вывезут или уничтожат и уже на следующий день проводить обследование на месте будет бесполезно.

Если проверяющие уже в дверях офиса, то в первую очередь нужно попросить их предъявить удостоверения. И, главное, постановление на проведение обследования. В нем должно быть указано наименование проверяемой компании, ее адрес, адрес проведения обследования, а также состав проверяющей группы. Именно с момента вынесения постановления исчисляется начало проверки. Срок ее проведения составляет 30 суток.

Нелишним будет предложить проверяющим предъявить постановление о проведении обследования для ознакомления, по просьбе компании предоставить копию постановления, об этом указать в графе для подписи об ознакомлении. Полицейские не обязаны вручать компании копию этого документа. Но на практике чаще всего оперативники разрешают ее сделать по просьбе

Цель обследования помещений, как правило, это изъятие доказательств (документов, компьютеров и т. д.). Полицейские проверки начинаются даже в отсутствие руководства компании. Поэтому как можно скорее вызовите в офис руководство и адвоката.

Руководитель организации вправе присутствовать при проведении осмотра и выемки. Все интересующие проверяющих предметы складываются в одно место, начиная с бухгалтерских документов, флеш-накопителей, внешних дисков, компьютеров конкретных работников и заканчивая записными книжками, черновиками, копиями документов, забытыми около копировального аппарата, и т. д. Важно помнить в этом случае о присутствии как минимум двух понятых. На практике понятых оперативники приводят либо сразу с собой, либо ищут тут же в соседних офисах. Реже берут в понятые кого-то из сотрудников компании.

Проверяющие не могут запрещать работникам уходить, отбирать телефоны, требовать собраться в одном месте и т. п. Но они могут попытаться применять психологическое давление для устранения сопротивления их требованиям. Важно помнить, что ограничение свободы передвижения работников под видом необходимости получения объяснений недопустимо.

При неадекватном поведении проверяющих можно позвонить в полицию и пожаловаться. Все обращения на этот телефон записываются. Позднее можно истребовать запись и обжаловать действия этого полицейского. Сотрудники полиции об этом знают и станут намного серьезнее относиться к требованиям компании.

Другой способ контроля за полицией и их понятыми — скрытое видеонаблюдение (висящий на виду видеорегистратор может быть изъят вместе с документами, а запись стерта).

Далее составляется акт обследования, в котором указываются исходные данные обследования, дается обязательная ссылка на реквизиты постановления, указываются фамилии и должности проверяющих, паспортные данные и адреса понятых. В описательной части — проведенные действия и результаты обследования. Акт подписывается всеми участвовавшими в обследовании лицами на каждом листе. Копию акта полицейские обязаны вручить руководителю (представителю) организации.

Оформление изъятий

Согласно Федеральному закону от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» если в ходе обследования что-либо изымается, то должен составляться еще один документ — протокол изъятия (а не опись, как это часто делается). В нем подробно фиксируется, что именно изымается и откуда оно изъято — из какого помещения или с какого рабочего места. Копия протокола также должна вручаться компании. Знание такой частой забывчивости оперативников поможет компании при обжаловании их действий.

Досмотр личных вещей в ходе обследования не допускается. Но лучше не носить с собой никаких документов и электронных носителей (ноутбуки, флешки и т. п.) с информацией компании. Полицейские при наличии подозрений в укрывании работником важной информации могут пойти на принцип и вызвать наряд полиции для доставления его в ОВД для личного досмотра. В этом случае проще не доводить дело до конфликта и показать содержимое сумки.

Проверяющие могут изъять всю документацию за три года, жесткие диски из компьютера или сами компьютеры с целью блокировать деятельность компании, используя это как способ давления на компанию для получения информации, обеспечения явки работников на опросы и т. п.

Если со стороны проверяющих имели место какие-то нарушения, их следует отразить в протоколе изъятия документов.

Осмотр и обыск

Под осмотром помещений понимается не только внешний (визуальный) осмотр имущества, но и вскрытие сейфов и др. Старый способ помешать такому проникновению в помещение путем объяснения «руководитель уехал в отпуск вместе с от сейфа» уже не работает и не является препятствием для оперативных работников.

В Законе о полиции закреплено право проникать в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника, а также преодолевать препятствия или сопротивление. Сейф может быть разрезан, дверь взломана, хранилище вскрыто. Но при этом все должно оформляться в надлежащем процессуальном порядке, с участием понятых. Безусловно, при этом полицейские должны соблюдать принцип разумности причиняемого ущерба.

Сотрудники ОВД могут обыскать личный кабинет или портфели руководителя и В поисках следов преступлений и доказательств ни оперативные сотрудники, ни следователи не ограничены местом, временем или какими-то персональными заслугами работников, за исключением официальных, например дипломатического иммунитета. Если проверяющим необходимо получить мгновенный доступ к документам и полностью изъять доказательства преступления, в том числе черновые записи, бухгалтерские документы или кассовые аппараты, им, как правило, сделать это удается.

Правила поведения при незаконных действиях полиции

Практика подтверждает, что написание жалоб на действия следователя ни к чему не приводит. В результате уголовное дело будет на контроле у руководства ОВД до вынесения обвинительного приговора.

Не стоит пытаться искать окольные пути к проверяющим или узнавать через знакомых, почему вами интересуются, воздействовать на следователей путем «забегов с разных сторон», жалоб, попыток влияния — это только усугубит ситуацию, даст повод полиции думать, что компании есть что скрывать.

Проверяющие могут пригласить на беседу кого-либо из контрагентов компании. При этом оперативники говорят им, что в проверяемой компании идет проверка и ее руководству уже не отвертеться от уголовного дела. Это делается, чтобы контрагенты начали звонить с вопросами и просьбами расторгнуть контракты и т. д. Поэтому задача компании — заранее предупредить своих о возможности такого развития событий и предвосхитить негативные последствия.

Опрос работников организации

Практика показывает, что опросы помогают проверяющим выявлять различные схемы уклонения от Важно отличать беседу с оперативником от допроса. Если обобщить и проанализировать нормы налогового и уголовно-процессуального законодательства, то можно сделать вывод, что допросами являются официальные действия лица, фиксируемые на материальных носителях и по возможности подтверждаемые показаниями понятых либо адвоката.

Так, согласно пункту 1 статьи 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом показания свидетеля заносятся в протокол. При расследовании уголовных дел следователи руководствуются положениями пункта 1 статьи 174 УПК РФ. В частности, при каждом допросе обвиняемого следователь составляет протокол с соблюдением требований статьи 190 УПК РФ.

Если же протокол не ведется, разговор с проверяющими является всего лишь беседой. Процедуру опроса законодательство не регламентирует, что делает его исключительно добровольным мероприятием для опрашиваемого. Но проверяющие могут ввести допрашиваемое лицо в заблуждение. Последнему важно четко понимать, на каком основании и в соответствии с какими нормами закона проверяющие задают вопросы.

Порядок вызова на дачу пояснений носит уведомительный характер — по телефону или по почте. Неявку можно объяснять отсутствием времени, болезнью или ссылаться на статью 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя или своих близких.

Важно понимать, что опрос — это гласное оперативно-разыскное мероприятие, которое проводится только с согласия опрашиваемого. То есть по закону сотрудник полиции, прежде чем задать вопрос, обязан выяснить, есть ли у опрашиваемого желание на него отвечать. Право на опрос у сотрудников полиции есть, но у работника отсутствует встречная обязанность давать ответы. Такая обязанность возникает только после возбуждения уголовного дела. На стадии доследственной проверки ее нет.

Таким образом, все общение работников с проверяющими должно быть сведено к минимуму. Не стоит соглашаться давать свои паспортные данные под запись в бланк опроса (это хитрость проверяющих). Любой опрос должен происходить в присутствии гендиректора.

Прежде всего для опроса привлекают бухгалтеров. При наличии нескольких работников в бухгалтерской службе организации, помимо главного бухгалтера (как правило, более опытного и осмотрительного), опросам в большинстве случаев подвергают рядовых сотрудников расчетно-кассового подразделения. Такие работники, по мнению проверяющих, быстрее осветят нюансы интересующей сделки, не слишком задумываясь о возможных последствиях для компании.

В последнее время у проверяющих определилась тенденция вникать в механизм коммерческих операций и производственных процессов. С этой целью проводятся опросы менеджеров по продажам о подробностях совершения сделки, которая, по мнению контролеров, прикрывает вывод денег на однодневку. Или заведующего складом просят подтвердить факты оприходования и хранения приобретенного товара.

Как уже отмечалось, поскольку опрос вне рамок уголовного дела не регулируется законом достаточно четко, это дает полицейским возможность произвольно определять время, место, условия и способы беседы с сотрудниками компании. При этом законодательство не запрещает применение психологического давления на опрашиваемого. Например, ведение продолжительных тяжелых разговоров, угрозы, намеки, обман, введение в заблуждение.

Учитывая все приведенные факторы, в случае вызова работника на беседу в полицию безопаснее отправить с ним адвоката либо вовсе запретить ему туда являться.

В качестве подготовки работников к опросу не стоит чересчур плотно загружать их юридической информацией, все равно всех правовых формулировок они не запомнят и только запутаются. Необходимо разработать стратегию поведения, попросту — шпаргалку «вопросы-ответы».

На вводные вопросы проверяющих «Кем работаете, какие должностные обязанности, имеете ли право первой подписи, кто управляет счетом, из какого помещения им управляют?» ответы даются стандартные, в соответствии с официальными документами.

Далее идут вопросы — получателям денежных средств по цепочке. Напомним еще раз, что перевод денег на однодневку можно квалифицировать не только по статье 199 УК РФ (полицейским это неинтересно), но и как мошенничество.

Ответы в идеале следует давать через представителя (адвоката) в адаптированном виде с юридически грамотными формулировками.

Следует помнить, что все, что сотрудники полиции имеют право сделать в ходе проверки, они сделают и без помощи работников компании: изымут документы, зайдут в помещение и т. п. Однако зачастую оперативники доверительным тоном просят самих работников что-либо сделать, предлагая: «Откройте, пожалуйста, ящики столов», «Покажите, что у вас в сумочке», «Введите пароль на компьютере». Выполнять такие просьбы небезопасно. Есть огромная разница между тем, что сделал полицейский при проверке сам, применив свои полномочия, и тем, что сделано руками сотрудников компании добровольно. Таким образом, на любую просьбу принести, открыть, подержать лучше иметь такой ответ: «Вы извините, я не и не знаю всех ваших полномочий. Если вы имеете право это сделать, то, пожалуйста, сделайте это сами. А если не имеете, то не стоит меня просить сделать это за вас».

Не стоит пытаться физически препятствовать входу проверяющих в помещение, выхватывать у полицейских документы и иные предметы, даже если их действия, по мнению работников, выходят за рамки закона. Это всегда заканчивается силовым противодействием, в итоге которого полицейские все равно получают то, что хотели, а потом часто инициируют возбуждение уголовных дел по факту нападения на сотрудников полиции при исполнении.

Сотрудникам компании во время проверки нужно запомнить в деталях, кто, что и как делал, куда потом пошел и т. д., работать видеокамерами и диктофонами — фиксировать все, что вокруг происходит, и все, что делают полицейские. Это может стать решающим аргументом в случае спора с проверяющими. И уже после ухода проверяющих подготовить конкретные доказательства для оспаривания незаконных действий полицейских.

Работники компании не должны спрашивать у полицейских разрешения звонить по телефону, уходить домой и т. п. То, что полицейские могут запретить, они и так запретят. Если запретили, то лучше не спорить. В любом случае не ошибетесь.

А. Капкаев ,
начальник отдела налоговых споров и налогового планирования ООО «Юридическая фирма “Правовой сервис”»



Поделиться