Узлы из одной веревки. Морские узлы, используемые для оснастки. Для связывания двух веревок

Узлы веревочные — это конкретные способы, с помощью которых соединяются веревки, ленты, рыболовные лески, различные нити и т.п.; осуществляется образование петель; веревки привязываются к разным предметам.

Также термин «узел» имеет и общее значение: его используют, когда ведут речь о самом соединении веревок.

Веревочные крепления и узлы в нашей жизни

Классификаций узлов великое множество. Их насчитывается более 700 видов. Безусловно, далеко не все эти узлы широко используются в повседневной жизни, однако лучше уметь вязать хоты бы несколько основных для того, чтобы в случае необходимости применить эти умения в жизни.

Вязание узлов - дело нехитрое. А вот научиться это делать безошибочно и с хорошей скоростью гораздо сложнее. Часть узлов нужно затягивать под нагрузкой, а другие - нет. Под силовым воздействием некоторые узлы могут медленно развязываться, а есть такие, которые затягиваются настолько туго, что ослабить их практически невозможно. Даже к такому простому занятию нужно иметь предрасположенность. Кому-то схему завязывания даже элементарного узла сложно запомнить, а кто-то наисложнейший узел удачно свяжет с первого раза.

Связывание веревок. Прямой и ткацкий узлы

Для начала рассмотрим узлы веревочные, которые применяются для соединения веревок (лент, шнурков) между собой. При этом будем обращать внимание на их преимущества и недостатки, а также на случаи, в которых можно использовать те или иные виды.

Прямой и очень легко завязываются.

Однако их большими недостатками являются сильное затягивание под воздействием нагрузки; самопроизвольное развязывание при переменных нагрузках (особенно если веревки мокрые, жесткие и обледенелые). Веревки должны иметь одинаковый диаметр. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что использовать данные виды без контрольных узлов нельзя. В случае больших нагрузок следует вставить в центр узла какой-нибудь предмет (небольшую палку, ветку, альпинистский карабин и т.д.), который будет препятствовать сильному затягиванию.

Встречный узел

Этот веревочный узел вяжется достаточно легко, отличается прочностью и не развязывается самопроизвольно. Но так же, как и вышеописанные узлы, очень сильно затягивается при при нагрузке. Диаметр веревок не имеет значения. Часто используется в случае, если нужно связать ленту и веревку, шнурок и леску, то есть разные по свойствам материалы. Широко используется при вязании разного рода петель, оттяжек и т.д.

Веревочный узел под названием «встречная восьмерка», похож по технике выполнения и свойствам на предыдущий. Однако его особенностью является тщательность при связывании, которая значительно замедляет этот процесс.

Шкотовый, брамшкотовый узлы

Эти простые веревочные узлы очень надежны, не затягиваются под воздействием нагрузки. Но они сильно «ползут», если нагрузки переменные. Не могут использоваться без контрольных узлов.

Использование возможно только, когда у веревок одинаковый диаметр, брамшкотовый узел завязывают и при разных диаметрах.

«Грейпвайн»

Этот веревочный узел, название которого в различных источниках может звучать, как «грейпвайн» или «грипвайн», относится к категории более сложных узлов. Для правильного его вязания требуется наличие практики. Надежность и уровень эстетического восприятия на высоте. Применятся вне зависимости от величины диаметра. Прекрасно подходит для связывания рыболовных лесок, вязания петель и оттяжек. Единственный недостаток - сильное затягивание под нагрузкой.

Узел Хантера

Особенно подходит, если веревки (ленты, нити) отличаются мягкостью, на таких материалах не затягивается слишком сильно (в отличие от жестких веревок). Алгоритм выполнения достаточно сложен для запоминания, поэтому требуются практические тренировки. Если нагрузки переменные, может «поползти».

Змеиный узел

Из-за его надежности и отсутствия недостатка самопроизвольного развязывания часто применяется на капроновых веревках, отличающихся мягкостью и тонкостью. В исполнении непрост, поэтому требует практики. Если использовать для связывания рыболовных лесок, затягивается «намертво».

Привязочный и выбленочный узлы

Узлы, которыми соединяют веревку с опорой, называют привязочными. О них пойдет речь далее.

Такие узлы веревочные, как привязочный и выбленовый, по свойствам схожи, но завязываются совершенно по-разному.

В обоих случаях трудность завязывания низкая, отсутствует нежелательная способность затягиваться под нагрузкой. При переменных нагрузках ползут.

В целях повышения надежности рекомендуется использовать контрольный узел. При использовании узла привязочного типа можно закрепить свободный конец веревки с помощью А если речь идет о выбленочном узле, то здесь целесообразнее с помощью свободного конца сделать дополнительный оборот вокруг существующей опоры. удобно использовать, когда веревку нужно связать с несколькими опорами (столбами, деревьями и прочее).

"Удавка" и "удава". "Питон" и "двойной питон"

Веревочный узел, название которого «удавка», вяжется легко. Его можно легко развязать после того, как нагрузка снята. Из недостатков следует отметить, что при переменных нагрузках достаточно сильно «ползет», из-за чего запрещен к использованию при организации навесных переправ. Должный уровень надежности достигается, когда число витков более четырех, особенно при постоянной нагрузке.

Узел «удава», как одинарный, так и двойной, отличаются хорошей надежностью. Почти «не ползет». Достаточны сложные, поэтому у новичка вряд ли получиться завязать такие узлы с первой попытки.

Они сильно затягиваются, вследствие чего, чтобы облегчить развязывание, вяжут петлю со свободным концом не короче одного метра. Впоследствии, нагружая этот конец, можно развязать сам узел.

Особенно подходят, когда необходимо связать различные деревянные каркасы, в т.ч. каркасы плотов под углом в 90°. Необходимая жесткость обусловливается тем, что при сильных нагрузках эти узлы затягиваются намертво. Так же часто применяются при ремонте и связывании металлических каркасов байдарок, катамаранов и т.д. Удобно использовать, если нужно привязать рыболовной крючок к леске.

"Двойная удава" отличается от одинарной тем, что, в этом случае свободный конец оборачивается вокруг предмета не один раз, а два.

Узлы веревочные, которые называются «питон» и «двойной питон», обладают теми же свойствами, что и описанные выше «удава» и «двойная удава». Вследствие этого и область их применения совпадает.

Качельный узел

Чтобы соорудить для детей простенький аттракцион очень пригодятся узлы. Веревочные качели с сиденьем в виде доски сделать не так уж сложно. Достаточно иметь хорошую прочную веревку, опорные столбы с перекладиной и правильной прямоугольной формы доску с ровной поверхностью.

Когда нужно зафиксировать доску в горизонтальном положении и при этом обеспечить максимальную прочность, стоит воспользоваться так называемым качельным узлом. веревочные узлы такого типа? Для этого следует вокруг доски дважды обернуть короткий конец веревки. При этом необходимо учесть, чтобы петля при втором обороте была расположена ближе к краю доски. Это нужно для последующего укладывания между двумя этими петлями длинного конца веревки. Далее петлю первого оборота вытягивают вверх, прокладывают над уложенными концами веревки и захлестывают за торец доски. В завершении нужно поднять оба конца веревки и связать их. Идеально подойдет в этом случае узел незатягивающейся петли.

Прикрепление подвесной конструкции в виде веревок и деревянной доски к перекладине осуществляется путем завязывания любого из узлов, обеспечивающего перпендикулярное крепление веревки и опоры (например, «удава»).

Узлы веревочные, схемы и описания которых приведены в данной статье, являются наиболее распространенными и применяются чаще всего. Понятно, что этот перечень составляет лишь малую часть всех способов вязания узлов.

Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Морские узлы — это своего рода искусство, которое берет свое начало в период появления мореходства. И на сегодняшний день данное искусство не теряет своей актуальности. Обладать навыкам вязки морских мусингов должен абсолютно каждый человек, который решает совершить путешествие по морским просторам. В независимости от того каким видом морского транспорта вы обладаете, будь то яхта или небольшая лодка.

Необходимо учитывать то, что ваш мусинг должен быть очень прочным и надежным, так как от него зависит сохранность вашего груза. И обязательно должен быть прикреплен именно так, чтобы вы были в состоянии его легко развязать в нужный момент. Всем новичкам требуется знать несколько основ:

  1. Неподвижный крепеж, который находится на конце троса, называется коренным.
  2. Незакрепленный конец, который начинает свободно двигаться при вязании, называется ходовым.

Кроме этого также имеется и английская терминология:

  1. KNOT – это мусинг, который закрепляет ходовой конец с коренным.
  2. BEND – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец с двумя торсами и соединяет его в один.
  3. HITCH – это мусинг, который прикрепляет ходовой конец к любому предмету.

Новичкам, конечно же, будет немного трудно, но если запомнить вышеперечисленное, то в дальнейшем изучение данного искусства не покажется таким трудным.

Основные морские узлы

Имеются порядочное количество самых главных узлов, их следует знать всем мореплавателям:
Беседочный мусинг. Восьмерка. Геркулесовский (прямой, турецкий)мусинг.
Сперва-наперво необходимо запомнить именно беседочный тип. Он очень универсален, так что без проблем подойдет для страховки и швартовки. Наиболее надежным способом является связывание двух торсов данным узлом. Его достоинством являются:

  • Простота вязки.
  • Легкость развязки.
  • Он совершенно не имеет свойства скольжения.
  • Высокий уровень надежности.
  • Мусинг восьмерка является самым стандартным морским узлом. Свое название он получил из-за формы, который напоминает цифру восемь. Он предоставляет собой вязание нескольких узлов.
  • Применяется в основном для закрепления.
  • Он очень легко завязывается
  • Просто развязывается.

Самым древним из всех узлов является прямой. Еще в период древней Греции его прозвали геркулесовым. Благодаря ему связываются два торса имеющие одинаковый диаметр. Он часто применяется, но, увы, является не самым надежным. Данный мусинг имеет неприятное свойство сползания по тросу.

Кроме этого он сильно затягивается при значительных нагрузках, а также намокании. Самое главное чаще совершенствовать свои навыки, ведь именно практика поможет вам в освоении данного искусства.

Как завязывать морской мусинг?

Снизу будет перечислено несколько способов вязание морских узлов. Морской мусинг как завязать? На первый взгляд это может показаться немного трудным занятием, но если быть внимательным и терпеливым, то у вас, несомненно, все получится.

Беседочный мусинг

Сделайте снизу и сверху петлю. Протяните через нее ходовой конец, а после пропустите его позади корневого конца и проденьте в петлю. Ходовой конец обязательно должен находится в другом силке. Затем остается только как можно туже затянуть его.

Восьмерка

Обведите ходовой конец вокруг корневого, а после вытяните его поверх него. Должна образоваться стандартная петля. Требуется пустить в нее ходовой конец, предварительно заведя его за себя. Завершающим действием является прочная затяжка.

Прямой мусинг

Закрепить данный мусинг не составит никакого труда. Для начала необходимо провести один ходовой конец в одну сторону, а второй в противоположную. Благодаря многочисленным схемам морских узлов можно легко научиться. Они довольно просты, поэтому понять их будет совершенно не трудно.

Также имеются и другие виды узлов, которые пригодятся вам. Существуют не затягивающиеся и затягивающие узлы. Существуют ещё и узлы для рыболовных снастей. Их часто можно встретить во время рыбалки. Рыбаки применяют их для ловли добычи. Кроме них имеются и узлы, служащие для декора. Благодаря таким узлам вы без проблем сможете украсить свой дом в настоящем морском стиле. К подобным узлам относятся:

  1. Королевские.
  2. Трехпетельные.
  3. Кордовые. Турецкие (то есть прямые узлы).

Чему равен морской мусинг?

Вычисление расстояния на море между пунктами пути, который проходит морской транспорт, имеется величина, получило название морская миля. Она состоит из средней длины дуги и одной минуты земного меридиана.

Узелок – это линейная скорость, которая состоит из одной м/ч. Он имеет широкое применение в мореходной, а также авиационной практике.
Морской мусинг в километры. По стандарту один мусинг равен 1,8 километров в час.

История узлов

Древние узлы были обнаружены в Финляндии. По исследованиям стало ясно, что они относятся к позднему каменному веку. Конечно же, навык вязание узлов пришло к нам намного раньше, но материальные доказательства тому, к сожалению, не сохранились до наших времен.

Работая с ними человек того века создавал различного рода изделия, которые помогали ему в хозяйстве. Кроме этого они также применялись в создании различных аксессуаров. Также узлы по мнению людей того времени имели магическую силу.

Как говорилось раннее, в древней Греции прямой мусинг имел широкое применение. Они делали из него талисман и носили на шее, считая, что он сможет защитить его обладателя. Кроме этого, он также применялся и в медицине. С помощью него греки перевязывали раны пострадавшим.
Они имеют большое количество интересных легенд и историй.

Практически все узлы не забыты и дошли до нас в целости и сохранности. Во время раскопок находились остатки разных упряжек, элементов одежды, аксессуаров, разного рода оружия труда, а также несколько видов узлов. Но абсолютно все были известны и на нынешний день.

Но большой толчок дало развитие парусного флота. Благодаря ему мы смогли создать ещё больше узлов, которые не имели никаких лишних элементов. История их очень богата и по ней мы можем узнать, как жили наши предки. Каких высот они достигли в подобном искусстве.

В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.

Беседочный узел

Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.

Простой штык

Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.

Таутлайн

Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.

Восьмёрка

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке .

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2) . При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7) .

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Фото 2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7

Узел для петель и обвязки.

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9) . Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Фото 8
Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п. Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей. При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Фото 10
Фото 11

Фото 12
Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15) .

Фото 14
Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка . Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17) .

Фото 16
Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57) .

Фото 18
Фото 19

Фото 56
Фото 57

Как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21) .

Фото 20
Фото 21

Вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23) .

Фото 22
Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25) .

Фото 24
Фото 25

Имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27) .

Фото 26
Фото 27

Прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29) .

Фото 28
Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д. Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна. Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55) .

Фото 30
Фото 31

Фото 54
Фото 55

Проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33) .

Фото 32
Фото 33

Вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35) .

Фото 34
Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37) .

Фото 36
Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами. Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе. Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39) .

Фото 38
Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла» . Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61
Фото 62 Фото 63 Фото 64

Применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека. Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук. Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41) .

Фото 40
Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел . Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной. Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте. В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43) .

Фото 42
Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел . Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки . Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45) .

Фото 44
Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом . Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей». Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46
Фото 47

Фото 48
Фото 49

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51) . Он широко используется в быту под названием двойной бантик .

Фото 50
Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел . Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53) .

Фото 52
Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов и »Многократная восьмерка» . С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: [email protected]



Поделиться