Прокурорский надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора Ст 27 28 фз о прокуратуре

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором .

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе (ст. 22 «О прокуратуре РФ»):

  1. при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
  2. иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  3. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  4. выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
  5. проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  6. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении , требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными выше, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона (п. 3 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).

Должностные лица органов, указанных выше, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а в случае невыполнения должностными лицами требований прокурора, они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке (п. 4 ст. 22 «О прокуратуре РФ»).



Вместе с тем в целях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или интересов государства с заявлением в суд о возбуждении гражданского дела в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 4 и частью первой статьи 41 ГПК РСФСР, а также пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вправе обратиться прокурор, действующий как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не являющийся субъектом спорных материальных правоотношений. В качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами, к числу которых относится и предусмотренное статьей 133 ГПК РСФСР право заявить ходатайство об обеспечении иска. Однако в силу принципов диспозитивности, состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве при осуществлении данного процессуального права прокурор не должен действовать вопреки воле лица, в частноправовых интересах которого он обращается в суд и который как предполагаемый субъект спорных материальных правоотношений в соответствии с частью второй статьи 33 ГПК РСФСР участвует в гражданском процессе в качестве истца.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

При реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

Выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

Проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

По основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

Предостерегать о недопустимости нарушения закона;

Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Вносить представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Протест прокурора - это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста - это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или

вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.

По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:

Названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста;

Наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности - протест прокурора - с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;

Общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;

Указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству;

Приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;

Предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста;

Подписи прокурора.

Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.

В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора - это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:

Фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;

Наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);

Полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;

Требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.

В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;

Подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства, или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Последнее должно содержать следующие, предусмотренные ст. 28.2 КоАП, сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию.

Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предыдущая

Статья 22. Полномочия прокурора

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов определяют установленные законом средства и формы решения стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны интересов общества и государства. С их помощью осуществляется выявление и устранение нарушений закона, причин правонарушений и условий, им способствовавших, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение закона.

Полномочия прокурора установлены законом, исходя из характера возложенных на него функций. Прежде всего имеется в виду функция надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Вместе с тем полномочия прокурора дают ему возможность активно участвовать в правотворческой деятельности. Материалы надзорной практики могут использоваться в работе по координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Предоставленные прокурору права определяют его прямое отношение к реализации функции уголовного преследования.

Полномочия прокуроров реализуются в пределах компетенции соответствующих прокуратур. Прокуроры районов, городов осуществляют надзорные функции в отношении органов местного самоуправления, органов контроля районного (городского) звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов Российской Федерации в сфере своей надзорной деятельности имеют представительные (законодательные) и исполнительные органы республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и округов, органы контроля республиканского, краевого, областного, окружного звена, их должностных лиц. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за законностью действий и актов федеральных министерств и ведомств, органов контроля, их должностных лиц. Компетенция военных и иных специализированных прокуроров определяется соответственно тому звену системы прокуратуры, к которому они приравниваются.

Вышестоящий прокурор может взять на себя, в случае необходимости, выполнение полномочий нижестоящего прокурора. Присвоение нижестоящим прокурором прав вышестоящего прокурора недопустимо.

Закон детально регламентирует полномочия, позволяющие устанавливать факты нарушений закона, лиц, ответственных за их нарушение, фиксировать обстоятельства, способствовавшие правонарушениям.

Право прокурора на беспрепятственный вход на территорию и в помещение органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона, выражается в нераспространении на него правил пропускного режима там, где они установлены. Для прохода прокурора достаточно предъявления им служебного удостоверения. Иные требования к нему неприменимы. Данное правило действует и там, где установлен особый режим работы поднадзорных прокурору органов, и там, где охрана объекта, ввиду нахождения на арендованных площадях офисов различных организаций, осуществляется параллельно государственными и частными охранными структурами и др. Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность фактического попадания прокурора в нужное место и к нужному лицу, а не просто пересечения проходной территории или порога помещения. Это необходимо иметь в виду, поскольку в названных выше органах отдельные подразделения и лица находятся на особом режиме, что выражается в введении разного рода ограничений доступа к ним.

На практике нередко наблюдаются ситуации, когда прокурора заставляют выписывать пропуск для входа в министерство, отказываются пропустить в тот или иной государственный комитет, иные органы. Здесь сказывается, с одной стороны, влияние существовавших ранее правил (особенно на режимных объектах), когда без такого документа невозможно было попасть даже на не всегда секретный объект, а с другой - достаточно прочно укоренившееся в наше время нигилистическое отношение к закону и правопорядку. Подобного рода ситуации не есть нечто новое для России. Они встречались и в прошлом, причем принимали настолько серьезные масштабы, что высшие органы власти вынуждены были принимать по этому поводу специальные решения. В частности, на заседании Малого Совета Народных Комиссаров РСФСР 9 марта 1923 г. рассматривался вопрос о беспрепятственном допуске лиц прокурорского надзора во все правительственные учреждения, по которому было принято решение довести до сведения всех народных комиссариатов, что "лица прокурорского надзора по своей должности должны быть пропускаемы во все помещения подведомственных им учреждений, для чего наркоматам надлежит издать соответственное распоряжение по своим ведомствам".

В настоящее время нет необходимости принятия подобных решений. Названное право прокурора закреплено в акте высшей юридической силы - федеральном законе. Для перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона органов оно обязательно. Прокурорам надлежит принципиально реагировать на факты попыток ущемления права на беспрепятственный вход на территории и в помещения поднадзорных объектов. Необходимо в каждом конкретном случае выявлять правовые акты, ограничивающие права прокуроров, и опротестовывать их в установленном порядке.

Также только по предъявлении служебного удостоверения прокурор имеет право на месте знакомиться с документами и материалами в целях получения информации о фактах нарушения закона. При этом недопустимо уклонение руководителей органов, к которым обратился прокурор, от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них государственной или коммерческой тайны.

На вопросах работы с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, представляется необходимым остановиться особо, поскольку именно в этой сфере могут возникать конфликтные ситуации. Правила работы с этими документами, хотя и имеют общие черты, характеризуются достаточно отчетливо выраженной спецификой. В отношении коммерческой тайны на законодательном уровне устанавливается перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, и определяются условия доступа к соответствующим документам правоохранительных и контролирующих органов. В настоящее время действуют правила, согласно которым коммерческую тайну не могут составлять учредительные документы и устав предприятий, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты, отчетные данные о финансово-хозяйственной деятельности, документы о платежеспособности коммерческих структур, об уплате налогов, о численности и составе производственного персонала, сведения о нарушениях правил охраны окружающей среды, антимонопольного законодательства, законов об охране труда, несоблюдении условий реализации продукции, иных нарушениях законодательства, сведения об участии должностных лиц в обществах, товариществах, других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Наряду с общим перечнем могут устанавливаться перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности.

Порядок доступа прокурора к сведениям, содержащим государственную тайну, определяется Законом Российской Федерации "О государственной тайне", принятым 21 июля 1993 г. Закон устанавливает перечень данных, которые могут быть отнесены к государственной тайне, например сведения в военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики. Доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к информации, содержащей государственную тайну, осуществляется при наличии соответствующего допуска (ст. 32, 25, 21 Закона).

Прокурор вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушениях закона. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетности. акты проверок работы подведомственных учреждений и организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях закона и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции того органа, с материалами которого знакомится прокурор, и др. В случае необходимости прокурор вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

Наряду с получением информации о содержании материалов и документов, доступ к которым обеспечивается прокурору, и имеет возможность при использовании рассматриваемого полномочия составить себе представление о порядке подготовки и условиях хранения документов, что в определенных ситуациях может иметь существенное значение для принятия решения по существу

1.2. Доступ к документам и материалам обычно необходим для уточнения информации, нуждающейся в оперативном рассмотрении. В тех случаях, когда предполагается исследование всего комплекса вопросов по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, прокурор пользуется правом истребования от руководителей и других должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Для их получения направляется соответствующее письмо (запрос) прокурора. В письма указываются конкретно те документы, материалы, сведения, которые желает получить прокурор. Общие формулировки обычно не дают нужных результатов. Они позволяют адресату произвольно трактовать содержание запроса прокурора и представлять ему минимальную информацию либо вообще уклониться от исполнения его требования. Возможна и устная форма запроса документов и материалов, но она в большинстве случаев нежелательна, поскольку практически исключает контроль за исполнением требования прокурора.

Результативность запроса документов и материалов находится в прямой зависимости от знания прокурором функций и видов документации тех органов, в которые он обращается. Эти сведения можно почерпнуть из положений о соответствующих министерствах и ведомствах, их органах на местах, форм их отчетности.

Истребование документов и материалов осуществляется при рассмотрении конкретных материалов о нарушении законов. Вместе с тем в органах прокуратуры утвердилась практика отслеживания законности определенной группы актов, независимо от того, имеются ли данные о противоречии их закону или нет. Определяющую роль в данном подходе играет повышенная актуальность соблюдения требований законности при их издании. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 20 ІОб организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской ФедерацииІ выделял в качестве таковых акты местных Советов народных депутатов (в то время - краевых, областных, районных, сельских) и органов исполнительной власти. В настоящее время Генеральный прокурор Российской Федерации

ориентирует на то, чтобы независимо от наличия сведений об их нарушениях регулярно проверялось соответствие законам нормативных правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Для решения названной задачи целесообразно наладить регулярное поступление соответствующих актов в прокуратуру непосредственно вслед за их принятием.

В условиях становления рыночных отношений информация тала одним из видов товара, к тому же имеющего свою цену. Органы исполнительной власти, включая Госкомстат Российской Федерации, зачастую выдают сведения только за соответствующую плату. Учитывая особую роль прокуратуры как важнейшего органа правоохраны, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 6) установил, что статистическая и иная информация, справки, документы и их копии предоставляются по требованию прокурора безвозмездно. Однако нередки случаи, когда отдельные ведомства и их органы на местах пытаются взимать с прокуроров плату, отказываются от исполнения требований о предоставлении сведений под предлогом невнесения соответствующих денежных сумм. Такое поведение незаконно. В отношении злостных нарушителей положений закона о безвозмездности предоставления прокуратуре необходимой информации прокуроры должны принимать все имеющиеся в их распоряжении меры воздействия.

Кроме того, следует обращать внимание на обоснованность актов, устанавливающих плату за предоставляемую физическим и юридическим лицам информацию. Незаконные акты надлежит опротестовывать.

Важное значение для результативности прокурорского надзора имеет предоставленное прокурору право требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, с которым корреспондируется обязанность исполнения данного требования руководителями. Деятельность прокурора всегда носила многоплановый характер. Ему приходится иметь дело с нарушениями законов, которые регулируют отношения во всех сферах жизни общества. Для констатации факта нарушения закона не всегда бывает достаточно правовой подготовки прокурора. Часто возникает необходимость исследования вопросов, требующих для своего решения специальных познаний.

Потребность в использовании помощи специалистов, как правило, возникает при анализе материалов о нарушении законов о безопасности труда, законов, регламентирующих хозяйственную, финансовую деятельность, устанавливающих требования к качеству продукции, законов об охране природы и др. Использование специалистов существенно расширяет возможности глубокого проникновения в сущность правонарушений, выяснить их причины и способствующие им условия.

Прокурорам следует, несмотря на известные трудности, прибегать к помощи специалистов во всех случаях, когда в этом имеется необходимость. Одной из причин обвинения прокуратуры в дилетантском подходе к выявлению правонарушений и одним из главных аргументов обоснования мнения об изъятии у прокуратуры надзорной функции явилось недостаточное привлечение специалистов к прокурорским проверкам, стремление прокуроров решать своими силами вопросы специального характера. В целях расширения возможностей использования специальных познаний Генеральная прокуратура России принимает меры по созданию системы гарантий выполнения требований прокурора, совершенствованию организации работы.

Помощь специалистов требуется практически на всех участках работы прокурора по надзору за исполнением законов. Особую актуальность эта проблема приобрела в современных условиях применительно к надзору за исполнением законов в сфере экономики и социальной сфере. Как свидетельствует прокурорская практика, без привлечения специалистов многие нарушения законодательства о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, земельной реформе попросту не могли быть выявлены.

Помощь специалистов может выражаться в различных формах - консультации, проведение обследований, дача заключений по вопросам, касающимся отдельных областей науки, техники, искусства, экономики.

Требование от руководителей проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций является формой использования специальных познаний при решении задач повышенной сложности и с большими временными затратами, связанных с производством специальных исследований. Потребность в проверках и ревизиях возникает и тогда, когда необходимо провести анализ деятельности интересующего прокурора органа за достаточно длительный период. Ныне, когда прокуроры лишены возможности проводить проверки исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (за исключением области, связанной с соблюдением прав и свобод человека и гражданина), реализация права требования проведения проверок, в особенности контролирующими органами, может служить существенным источником сведений о состоянии законности на них.

Ревизии связаны в основном с необходимостью установления нарушений закона в процессе совершения финансово-денежных операций. Тематика проверок носит более широкий характер. Нередко ревизии проводятся после ведомственных проверок, предпринятых по инициативе прокурора.

Для обеспечения результативности проверок и ревизий прокурору надлежит четко сформулировать их задачи и подлежащие выяснению вопросы. В требовании, направляемом руководителю, называется период, который должна охватить проверка или ревизия, а в тех случаях, где это возможно, круг проверяемых лиц. следует обозначить реальный срок, по истечении которого прокурор ожидает получения акта проверки или ревизии. Необходим контроль за исполнением требования прокурора о проведении проверок и ревизий, поскольку практика свидетельствует о затягивали сроков их производства, волоките, низком качестве работы. С этих позиций хорошие результаты дает установление сроков предоставления промежуточных документов.

1.3. Включение в число полномочий прокурора права вызова должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона представляется закономерным. Нарушения совершают именно должностные лица и граждане, и без их объяснений получить достоверные знания о правонарушении невозможно. Даже при очевидности факта нарушения закона полученные без участия виновных лиц данные о нем будут неполными и односторонними. Кроме того, нельзя не считаться с тем, что большим объемом информации обладают лица, не причастные к правонарушениям. Их объяснения имеют несомненную важность для установления истины.

Вызов должностных лиц и граждан, как правило, осуществляется в прокуратуру. Тактически в большинстве случаев это наиболее целесообразно. Однако при определенных условиях положительные результаты может дать получение объяснений и по месту работы опрашиваемого. Такой вариант вызова, например, целесообразен, когда получение объяснения связано с анализом большого объема документов, демонстрацией образцов продукции, находящихся в месте опроса должностного лица или гражданина.

Проверка исполнения закона, о которой говорится в ч. 1 п. 1 г. 22 Закона, основывается на использовании тех полномочий прокурора по выявлению правонарушений, о которых сказано выше. Совокупность этих полномочий в процессе проверки может применяться как в полном объеме, так и частично - в зависимости от характера и обстоятельств совершения правонарушения.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 22 Закона проверочные действия проводятся только в том органе, в отношении которого в органы прокуратуры поступила информация о фактах нарушения закона. Это, конечно, не так. Проверочные действия могут проводиться и непосредственно в прокуратуре, и в тех местах, с которыми связаны обстоятельства совершения правонарушения.

Задачи проверки исполнения законов состоят в установлении пактов их нарушения, правовой оценке, выявлении лиц, ответственных за нарушение закона, определении характера и размера причиненного вреда, причин и условий, способствовавших правонарушениям.

Такие проверки проводятся при наличии соответствующих поводов и оснований. Поводами для производства проверок служат любые поступившие в прокуратуру сведения о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором (см. комментарий к ст. 21 Закона). Основание проведения проверок - наличие данных о признаках состава правонарушения в поступившей в прокуратуру информации либо полученной непосредственно прокурором.

По материалам проверки составляется справка, в которой отражаются поводы и основания проведения проверки, исследованные в процессе материалы, выводы и предложения о формах реализации результатов проверки.

2. Уголовное дело возбуждается прокурором или его заместителем в тех случаях, когда он располагает, как об этом говорится в ст. 108 УПК, достаточными данными, указывающими на признаки преступления. Такие данные могут быть обнаружены прокурором непосредственно, либо содержаться в поступившей в прокуратуру информации, или устанавливаться в результате проведенных проверок исполнения законов. Процедура возбуждения уголовного дела по результатам надзорной практики осуществляется в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, которые достаточно подробно рассмотрены в специальной литературе.

Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется им органу расследования преступлений для производства предварительного следствия или дознания. В случаях, когда поводом для возбуждения уголовного дела явились заявления и сообщения граждан, федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, о принятом решении о возбуждении уголовного дела прокурор сообщает заявителю или органу, от которого поступило сообщение.

Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении выступает наличие в имеющихся у прокурора материалах достаточных данных о факте административного правонарушения. Решая вопрос о возбуждении административного производства, прокурор руководствуется нормами административного законодательства. Исходным при этом является понятие административного правонарушения, в качестве которого закон признает противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Прокурору (его заместителю) до возбуждения производства об административном правонарушении надлежит убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. В соответствии с административным законодательством производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего правонарушение; действие лица в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости; издание акта амнистии; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение сроков, допускающих наложение административного взыскания; наличие состоявшегося решения по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности; смерти лица, в отношении которого возбуждено производство по делу. О возбуждении производства об административном правонарушении выносится соответствующее постановление.

Прокурор (его заместитель) вправе также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Содержание требования прокурора определяется характером установленного нарушения закона. Как свидетельствует практика, использование данного права обычно связано с постановкой вопроса о привлечении к дисциплинарной или имущественной ответственности.

3. Административное задержание относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Его целью является создание условий для принятия обоснованного решения по делу и его исполнения.

Правом административного задержания наделены органы внутренних дел, органы налоговой полиции, таможенные органы, пограничные войска, должностные лица военизированной охраны, должностные лица военной автомобильной инспекции.

Административное задержание оформляется протоколом. В нем указываются дата и место составления протокола, сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания.

Решение об административном задержании принимается начальником соответствующего органа или его заместителем либо старшим должностным лицом. Срок административного задержания не может превышать трех часов. Законодательством Российской Федерации в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки. Так, таможенным органам предоставлено право задержания на срок до трех суток. Во всех случаях задержания на срок более трех часов в течение двадцати четырех ясов с момента задержания направляется сообщение прокурору. За нарушение пограничного режима срок задержания может быть увеличен с санкции прокурора до десяти суток.

Проверяя законность административного задержания, прокурор выясняет наличие достаточных для этого оснований. В их число входят: доказанность факта совершения административного правонарушения, необходимость его пресечения, когда иные меры оказываются неэффективными, данные о том, что правонарушитель мог воспрепятствовать установлению истины по делу, составлению протокола о правонарушении, своевременному и правильному рассмотрению дел и исполнению принятого по нему решению. Задержание может быть предпринято также в целях установления личности правонарушителя. Наряду с этим обязанностью прокурора является проверка соответствия требованиям закона процедуры оформления административного задержания, своевременности уведомления об этом прокурора. При выявлении фактов незаконного задержания прокурор выносит постановление об освобождении задержанных. Постановление прокурора носит обязательный характер для органа, осуществившего задержание, и подлежит немедленному исполнению.

  • Понятие, задачи, правовые основы и значение прокурорского надзора в Российской Федерации. «Прокурорский надзор» как учебная дисциплина
  • Возникновение и основные исторические этапы развития российской прокуратуры
    • Досоветский период развития органов и учреждений прокуратуры в России
    • Развитие органов и учреждений прокуратуры в советский период
    • Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе ее развития
  • Система, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений
    • Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры
    • Система органов прокуратуры в Российской Федерации
    • Территориальные прокуратуры
    • Специализированные прокуратуры
  • Прокурорский надзор за исполнением законов
    • Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов
    • Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Организация прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
  • Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-разыскной деятельности
    • Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
  • Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
    • Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования
    • Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
    • Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
    • Организация работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам
    • Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
    • Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Надзор за исполнительным производством
    • Понятие, предмет и субъекты надзора за исполнительным производством
  • Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел
  • Другие направления деятельности прокуратуры
    • Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
    • Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
    • Участие прокурора в правотворческой деятельности
    • Участие прокурора в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
    • Ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии следственной работы и прокурорского надзора в органах прокуратуры

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов

Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе :

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
  • иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.

Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право :

  • освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению

требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Правовые средства прокурорского реагирования - это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.

К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:

  • протест прокурора;
  • представление прокурора;
  • постановление прокурора;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора . Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.

Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.

Протест может быть принесен:

  • в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
  • в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
  • в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
  • приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
  • далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности - протест прокурора - и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
  • приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
  • в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
  • приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
  • в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.

Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.

В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора . Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:

1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;

2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;

3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;

4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.

В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;

5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора . Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.

Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Предостережение о недопустимости нарушения закона . В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.

Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.



Поделиться