Организационно правовые основы деятельности мсу в рф. Организационная основа местного самоуправления. особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом

Впервые термин «основы местного самоуправления» был введен Законом «О Счетной палате Российской Федерации» в связи с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципально-правовых норм-принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Организационные основы должны соответствовать возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

2) общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;

3) основы организации муниципальной службы;

4) особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.

В отличие от экономических основ организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

2. Система и структура органов местного самоуправления

В любом государстве способность органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет структурную и функциональную стороны. Применительно к механизму местного самоуправления это означает прежде всего создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку структуры этих органов, установление компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.

В соответствии с Конституцией РФ носителем и единственным источником власти в РФ является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). При этом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ конкретизирует ч. 2 ст. 3 и предусматривает осуществление гражданами местного самоуправления «через выборные и другие органы местного самоуправления».

Термин «структура» используется во многих отраслях познаний, но законодательного закрепления данное понятие не имеет. Существуют различные точки зрения относительно данного понятия, но однозначного вывода из теоретических исследований ученых сделать нельзя.

Считается, что понятие «структура органов местного самоуправления» неоднозначно. Возможно его узкое и широкое толкование. Согласно узкому толкованию структура органов местного самоуправления – это система имеющих самостоятельный статус органов, которые на данной территории осуществляют функции и полномочия местного самоуправления. В широком смысле слова понятие структура органов местного самоуправления включает также внутренние подразделения представительного органа (например, наличие постоянных комиссий) и исполнительного органа (например, отделы, управления, службы в местной администрации). Предметом вопроса о структуре органов местного самоуправления является прежде всего система органов, имеющих самостоятельный статус, и соотношение их полномочий и ответственности. Согласно такой научной позиции и исходя из Конституции РФ нет оснований ограничиваться узким толкованием понятия структура органов местного самоуправления. Поэтому структура органов местного самоуправления и в узком, и в широком смысле является предметом местного ведения.

Примерно такого же мнения о данных понятиях придерживаются и некоторые другие ученые. Поэтому из рассуждений можно сделать однозначный вывод: понятия «система» и «структура» органов местного самоуправления аналогичны, причем понятие «система» более узкое и входит в понятие «структура», имеющее узкий и широкий смысл.

Согласно Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставах муниципальных образований. Обсуждению не подлежит лишь судьба обязательных органов местного самоуправления: представительных, исполнительных органов и главы муниципального образования. Перспектива создания всех иных муниципальных органов определяется в конкретной самоуправляющейся единице.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые подробным образом фиксирует процедуру определения структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования. Структура определяется населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей менее 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.

При отсутствии инициативы граждан структура органов местного самоуправления определяется представительным органом, после его избрания.

Уставом, решением, принятым на референдуме определяются:

1) структура и наименование муниципальных органов;

2) порядок формирования представительного органа муниципального района;

3) полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение местного представительного органа об изменении структуры муниципальных органов вступает в силу не ранее истечения сроков его полномочий.

Закон «О Счетной палате Российской Федерации» поощрял многовариантность моделей организации местной власти. Так, одна из моделей организации местной власти предполагала избранного населением главу муниципального образования, который одновременно руководил представительным и исполнительным органами. Вторая модель предусматривала, что глава избирался из состава представительного органа. Третья модель, имевшая распространение в ограниченном числе муниципальных образований, включала избранного населением главу, представительный орган и руководителя местной администрации, который назначался представительным органом по представлению главы муниципального образования.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», сохранив множественность вариантов организации муниципальной власти, внес в уже известные модели коррективы.

Избранный населением глава муниципального образования, возглавляющий деятельность местной администрации, – модель, которая, думается, сохранит за собой первенство. Представительный орган в этой схеме функционирует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Другой вариант предполагает, что избранный населением глава муниципального образования входит в состав представительного органа и является его председателем. Местной администрацией руководит глава, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации. Очевидно, что в рамках такой схемы в руках руководителя муниципального образования сосредоточивается представительская власть, политические функции. Хозяйственная деятельность при этом является прерогативой главы местной администрации.

Третья модель подразумевает избранного представительным органом из своего состава главу муниципального образования. Он же руководит деятельностью местной думы. Администрацией руководит глава, назначаемый на должность по контракту.

Принципиально новым является запрет на одновременное совмещение главой муниципального образования должностей главы местной администрации и председателя представительного органа.

3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах

Наличие особенностей местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, а также в закрытых административно-территориальных образованиях (в дальнейшем – ЗАТО) и наукоградах обусловлено различными причинами, но, безусловно, носящими важный характер. Для городов-субъектов это двойственность статуса административно-территориальных единиц. С одной стороны, Конституция РФ содержит нормы, устанавливающие положение о том, что государственную власть в субъектах РФ (к которым Конституцией РФ отнесены эти города федерального значения) осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). С другой стороны, в Конституции РФ существуют нормы, согласно которым в городских поселениях (в том числе Москве и Санкт-Петербурге) осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 131). Для ЗАТО правовой статус и административно-правовой режим устанавливается наряду с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом РФ от 14 июля 1992 г.

№ 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании», который обладает приоритетом по отношению к нормам закона о местном самоуправлении (Закона о ЗАТО). Так же, как и ЗАТО, наукограды в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяются статусом городских округов и имеют ряд существенных особенностей, характеризующих их организационную и другие основы. Правовой статус, особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются соответствующим Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»(об этом говорит ст. 81 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Первоначально Закон «О Счетной палате Российской Федерации» не учитывал специфики городов-субъектов, закрепляя общие для всех видов муниципальных образований принципы организации самоуправления. Позднее необходимость решения проблем, связанных со спецификой городов федерального значения, заставила законодателей внести изменения в Закон. Этими изменениями была установлена дуалистическая (смешанная) модель, согласно которой представительные и исполнительные органы городской власти являлись одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного) самоуправления и обладали всеми законодательно установленными полномочиями этих органов.

Такой подход к решению проблемы заимствован из западноевропейского опыта организации власти в так называемых городах-государствах (Берлине, Вене, Мюнхене, Париже и т. д.).

В настоящее время проблемы организации местного самоуправления в городах федерального значения урегулированы ст. 79 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующим образом:

1) местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях, установление и изменение границ которых осуществляется законами этих городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий;

2) перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. При этом установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в государственные бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

3) состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения в соответствии со списком имущества, закрепленным в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1–3 ст. 50), и исходя из перечня вопросов местного значения, установленного для этих внутригородских муниципальных образований законами соответствующих городов федерального значения.

Таким образом, местное самоуправление осуществляется на внутригородских территориях, следовательно, вопросы общегородского значения являются вопросами государственного, а не местного значения. И только городские органы вправе решать передавать или не передавать те или иные вопросы в ведение внутригородских муниципалитетов.

Закрытым административно-территориальным образованием является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.

К основным особенностям организации самоуправления ЗАТО относятся следующие положения:

1) ЗАТО в обязательном порядке наделяется статусом городского округа;

2) решение о создании (упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ на основании предложения Правительства РФ по согласованию с субъектом РФ;

3) при принятии решения об упразднении ЗАТО с учетом предложений соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации ЗАТО (п. 2 ст. 2 Закона о ЗАТО);

4) ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

а) установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;

б) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

в) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Все решения по вышеуказанным вопросам принимаются Правительством РФ (ст. 1 Закона о ЗАТО);

5) устанавливаются ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание (п. 3 ст. 1 Закона о ЗАТО);

6) в бюджет ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории. Правительство РФ принимает решение о покрытии дефицита бюджета ЗАТО. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями. Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается также Правительством РФ;

7) земли ЗАТО находятся в ведении муниципального образования, за исключением земель федеральной собственности;

8) участие в приватизации муниципального имущества принимают только те, кто постоянно там проживает и зарегистрирован;

9) компетенция органов местного самоуправления ЗАТО расширена в сравнении с обычными муниципальными образованиями по некоторым вопросам. К ним относятся:

а) вопрос обеспечения безопасности граждан;

б) вопрос безопасности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) проблемы соблюдения особого режима территории;

г) вопросы участия в режимном процессе (пропуск) и т. п.;

10) проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственное страхование и гарантии. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

Наукоград – городской округ с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Инфраструктура наукограда – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

Следует подчеркнуть, что наукоградом не может быть признана территория, не имеющая статуса муниципального образования.

Таким образом, населенные пункты, в которых может иметься требуемый научно-производственный комплекс, но которые не являются муниципальными образованиями, не могут претендовать на присвоение статуса наукограда.

В состав научно-производственного комплекса могут быть включены:

1) научные организации и высшие учебные заведения при условии прохождения ими в установленном порядке государственной аккредитации;

2) промышленные предприятия при условии, что объем производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении) в течение 3 лет, предшествующих году подачи документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, составляет не менее 50 % общего объема производства;

3) объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сфере, при условии выполнения по договорам с научными организациями, расположенными на территории данного муниципального образования, работ, составляющих (в стоимостном выражении) не менее 50 % объема их основной деятельности.

Указанные организации должны быть в установленном порядке зарегистрированы на территории данного муниципального образования.

Основные особенности правового регулирования статуса наукограда определены спецификой субъектов, участвующих в отношениях, возникающих при организации деятельности наукоградов. В этих общественных отношениях участвуют и органы государственной власти РФ, и органы государственной власти субъектов РФ, и органы местного самоуправления, и организации, входящие в состав научно-производственного комплекса.

К особенностям статуса наукоградов и организации местного самоуправления можно отнести:

1) решение о присвоении (лишении) городскому округу статуса наукограда принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Указанный статус может быть присвоен на срок до 25 лет. Статус наукограда может быть сохранен после истечения указанного срока, либо при необходимости городской округ может быть досрочно лишен данного статуса в соответствии с законодательством;

2) решение о присвоении статуса наукограда сопровождается утверждением Президентом РФ основных направлений деятельности и программы развития наукограда, представленных Правительством РФ;

3) финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующий субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ.

4. Устав муниципального образования

Устав муниципального образования является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус муниципального образования. Он занимает приоритетное место в системе муниципально-правовых актов, принимаемых на муниципальном уровне правового регулирования.

Устав представляет собой своеобразную мини-конституцию, действующую в пределах границ отдельного муниципального образования. Такое положение устава в системе других муниципально-правовых актов определяется рядом объективных факторов.

Устав имеет комплексный характер, поскольку, закрепляя статус муниципального образования, он дает подробную характеристику всем элементам статуса.

В уставе закрепляются:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения (в соответствии с видом муниципального образования);

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления (следует учитывать, что в соответствии со ст. 34 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наименование представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с историческими и иными местными традициями);

7) срок полномочий представительного органа, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов (основанием отзыва депутата и выборного должностного лица в соответствии со ст. 24 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут служить только его конкретные действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке);

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав должен содержать нормы нескольких типов:

1) нормы-дефиниции (в том числе нормы, устанавливающие символику муниципального образования);

2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах прямого волеизъявления), на основе которых для более детального регулирования общественных отношений впоследствии создаются положения тематического содержания (предметные положения);

3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса органов и должностных лиц, на основе которых разрабатываются и принимаются положения статусного содержания (органические положения);

4) процессуальные (процедурные) нормы, закрепляющие порядок осуществления своих полномочий органами и должностными лицами (в том числе порядок прохождения муниципальной службы, порядок проведения форм прямого волеизъявления, порядок создания и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и т. д.). Перечень регулируемых в уставах вопросов не является исчерпывающим. В них могут закрепляться иные положения, касающиеся вопросов местного значения, распределения функций внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций общественного территориального самоуправления, порядка распределения компетенции в городе с районным делением и многие другие. К таким вопросам могут относиться, например, дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Предыдущим Законом «О Счетной палате Российской Федерации» устанавливалось, что устав муниципального образования может приниматься как населением непосредственно, так и представительным органом. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил положение, согласно которому устав принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан. Учитывая тот факт, что в указанных небольших поселениях представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются на сходах граждан, можно констатировать, что законодатель предпочел убрать население из числа особых субъектов, принимающих устав муниципального образования.

Устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

Устав муниципального образования – единственный нормативный правовой акт, который необходимо регистрировать в государственных органах юстиции. Государственная регистрация – это деятельность государственной исполнительной власти по ведению государственного учета определенных объектов, выражающаяся в фиксации юридически значимого для государства сложившегося факта или события.

Основаниями для отказа в регистрации устава и нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

1) противоречие устава или нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав Конституции РФ и законодательству;

2) нарушение установленного законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

После государственной регистрации устав муниципального образования и нормативный правовой акт о внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию и после этого вступают в силу.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.

Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском наиболее оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

Понятие “организационные основы местного самоуправления” включает три элемента:

1. Структура органов местного самоуправления:

Представительный орган МО

Местная администрация

Глава МО;

Контрольный орган муниципального образования

2. Общие организационные принципы:

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования; участие органов гос.власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ;

Структура органов МСУ определяется МО самостоятельно с учетом требований ФЗ;

Структура местной администрации утверждается представительным органом МО по представлению главы местной администрации.

Органы МСУ наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном ФЗ;

Порядок формирования, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность органов МСУ определяется уставом МО.

Подчинение органа или д.л. МСУ одного МО органу или д.л. МСУ другого МО не допускается.

3. Организация муниципальной службы.

Под муниципальной службой подразумевается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Конкретные вопросы муниципальной службы регулируются ФЗ “О муниципальной службе в РФ”, законодательством субъектов, а также на муниципальных служащих распространяется законодательство о труде.

Организационные основы муницпального образования закрепляются в уставе :

Наименование органов и должностных лиц местного самоуправления;

Порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, срок полномочий и подотчетность;

Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

Более подробно организационные основы местного самоуправления (структура, полномочия) вам будут рассмотрены в следующих темах курса муниципального права.

Введение

Заключение

Введение

Главным направлением государственности в современной России является эффективная организация управления общественно-политическими процессами и территориями. Конституция Российской Федерации распределяет это управление между субъектами федерации и местным самоуправлением.

Органы государственной власти на каждом уровне управления решают вопросы в пределах компетенции, установленной законодательством. Итогом их работы является уровень социально-экономического развития и жизни населения.

Для граждан нашей страны местное самоуправление является обыденной и стабильной частью объективной реальности.

Конституцией Российской Федерации гарантированно местное самоуправление на всей территории нашей страны, население является основным субъектом местного самоуправления и не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление является несколько обособленным от государственной власти в организационном и правовом отношениях.

Следовательно, в системе органов публичной власти существует как бы два вида деятельности: государственное управление, занимающееся делами и решением государственных задач и муниципальное управление, занимающееся решением вопросов местного значения и управлением делами муниципального образования.

Функции и структура органов местного самоуправления подробно расписаны в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года. Этот закон является основным в сфере определения структуры, функций и компетенции местного самоуправления.

Целью написания реферата является исследование организационных основ местного самоуправления.

1. Понятие организационных основ местного самоуправления

Впервые термин "основы местного самоуправления" был введен Законом "О Счетной палате Российской Федерации" с целью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

Основы местного самоуправления - это сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует ту основу, на которой строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

Главным условием эффективной работы органов местного самоуправления являются организационные основы, при помощи которых на муниципальном уровне осуществляется формирование и организация практической деятельности различных органов местного самоуправления, координация их работы, взаимодействие с органами государственной власти.

Организационные основы являются инструментом муниципального права и совокупностью муниципально-правовых норм и принципов, принятие которых, согласно Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Организационные основы местного самоуправления являются совокупностью норм, которые закреплены в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Организационные основы местного самоуправления устанавливают:

систему органов местного самоуправления;

общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;

основы организации муниципальной службы;

особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.

Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не выносит в отдельную главу организационные основы местного самоуправления, так как нормы, которые в совокупности составляют организационные основы, присутствуют во всех главах Закона.

2. Система и структура органов местного самоуправления

В любом государстве способность органов местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность во многом зависит от их организации. Как известно, организация чего-либо включает в себя функциональную и структурную стороны. Для механизма местного самоуправления это означает, прежде всего, необходимость сформировать соответствующую систему органов местного самоуправления, разработать структуру органов местного самоуправления, подобрать и расставить кадры.

Согласно Конституции РФ носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является народ, который осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом, в ст.130 Конституции РФ предусмотрена реализация гражданами местного самоуправления "через выборные и другие органы местного самоуправления".

местное самоуправление организационный российский

Термин "структура" используют во многих областях знаний, но законодательно он не закреплен. Существует множество различных точек зрения и теоретических исследований, но однозначного вывода так и не сделано.

Исходя из этого, понятие "структура органов местного самоуправления" так же неоднозначно. Существует его узкое и широкое толкование. Согласно узкому толкованию, структура органов местного самоуправления является системой имеющей самостоятельный статус органов, которыми на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления.

Согласно широкому толкованию данного понятия, в структуру органов местного самоуправления включены так же внутренние подразделения представительного и исполнительного органа. Предмет вопроса о структуре органов местного самоуправления - это, в основном, система органов, которые имеют самостоятельный статус, а так же соотношение их ответственности и полномочий. В соответствии с Конституцией РФ и согласно такому научному подходу, нет оснований ограничиваться узким толкованием понятия структуры органов местного самоуправления. Очевидно, что структура органов местного самоуправления в широком и узком смысле слова является предметом местного ведения.

Примерно той же точки зрения об этих понятиях придерживаются и некоторые другие ученые. Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: понятия "структура" и "система" органов местного самоуправления аналогичны, при этом понятие "система" является более узким и входит в понятие "структура", которое имеет и узкий и широкий смысл.

В соответствии с Конституцией РФ структуру органов местного самоуправления самостоятельно в уставе муниципального образования определяет население. Не обсуждаются только обязательные органы местного самоуправления: представительные, исполнительные органы и глава муниципального образования. Возможность образования всех других муниципальных органов определяется в конкретной самоуправляющейся единице.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" впервые подробно зафиксировал процесс определения структуры местных органов в случаях образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или при его преобразовании. Структуру определяет население на основании решения, вынесенного на местном референдуме, сходе граждан либо этот вопрос решает представительный орган местного самоуправления. Решение данного вопроса вносится в муниципальный устав.

Если граждане проявляют инициативу, структуру органов местного самоуправления определяет представительный орган.

Устав, решение, принятое на референдуме определяют:

структуру и наименование муниципальных органов;

полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления происходит посредствам внесения изменения в устав муниципального образования. Решение об изменении структуры муниципальных органов вступает в силу не раньше истечения срока полномочий местного представительного органа.

3. Актуальные проблемы местного самоуправления РФ

В России неоднократное преобразование в XVII-XVIII вв., местного самоуправления повлекло за собой проведение в 1864 г. земской реформы, а в 1870 г. городской реформы. Итогом этих реформ стало создание децентрализованной системы местного самоуправления. Реформами предусматривалось избрание населением земских собраний или городской думы, которые имели обширные полномочия. Земские и городские органы хотя и действовали под контролем местной администрации, но ей не подчинялись. Таким образом, на местном уровне было государственное управление и самоуправление, между которыми часто возникали разногласия. Социалистическое государство установило жесткую централизованную систему управления, уничтожив местное самоуправление.

Возрождение местного самоуправления в России началось в 1990 - 1991 гг. после принятия сначала союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении. В 1993 г. Президентом РФ были изданы указы, которые утвердили Положение об основах организации местного самоуправления в Российской федерации и Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. Согласно этим указам, прежние местные Советы прекращали свою деятельность, а их функции временно стали выполнять исполнительные органы местного самоуправления. В 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором определилась роль местного самоуправления в реализации народовластия, правовых, экономических и финансовых основ местного самоуправления и государственных гарантий его реализации, так же были установлены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Но со временем был выявлен ряд проблем, который препятствовал эффективному функционированию системы местного самоуправления. К этим проблемам относилась нечеткость компетенций муниципальных образований, ресурсы не соответствовали исполняемым обязанностям органов местного самоуправления, органы местного самоуправления были удалены от населения и др.

Поэтому в 2003 г. была проведена реформа всей системы. Новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменил принципы организации местного самоуправления. Закон установил обязательное создание муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в муниципальных районах и в поселениях. За каждым уровнем были разграничены и закреплены присущие ему полномочия по решению вопросов местного значения, а так же переданные государственные полномочия. На территории Российской Федерации было образовано более 25 тыс. муниципальных образований: сельских и городских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Много поселений, в которых никогда не было самоуправления, преобразовались в муниципалитеты.

На сегодняшний день сложившееся в обществе представление о современном российском местном самоуправлении показывает явные расхождения между фактическим его состоянием и нормативными положениями о формах, содержании и сути местного самоуправления.

Российское законодательство характеризует местное самоуправление как самостоятельную, не включенную в вертикаль государственной власти систему муниципальной власти и организации управления делами местного сообщества самим населением муниципального образования за счет собственных ресурсов и под свою ответственность. Население же воспринимает местное самоуправление как низшие звено системы исполнения государственных обязательств, которые принимаются и реализуются на федеральном уровне и в субъектах Федерации. Гражданские права, свободы, льготы, услуги, гарантируемые государством, реализуются населением на местном уровне, то есть по месту жительства. Вся деятельность местной власти воспринимается населением как выполнение государственной власти своих конкретных обязанностей на муниципальном уровне.

В процессе реализации общих принципов организации местного самоуправления происходит столкновение с глубокими различиями в административных и финансовых основах и ресурсах разных муниципальных образований, что выражается в большой социальной дифференциации общества.

Понятия "местная власть", "власть администрации", "глава муниципальной администрации", "мэр" практически для всего населения более ощутимы, чем понятие "местное самоуправление". При решении каких-либо вопросов жители обращаются не к своим правам, не к депутатам, а в органы местной власти - районные, городские и сельские администрации, муниципальные структуры и исполнительные и распорядительные органы.

В большинстве случаев для современной России характерно не "местно самоуправление" как единство права народовластия местного населения и организационных форм его реализации в рамках муниципальных образований, а именно "местная власть" как структура органов муниципальной административной власти. Присутствие депутатского корпуса часто зависит от воли и ресурсов администрации и не дает гарантии реализации населением своих прав на реальное самоуправление.

При чем, местная власть мало связана с ее источником - населением, и иногда почти не контролируется и не отчитывается избирателям.

Сформировать местную власть в России оказалось эффективнее и быстрее, чем реальное местное самоуправление, которое является специфическим видом социального управления, основывающимся на самоорганизации и высокой активности широких слоев населения. Но активное участие населения в большинстве случаев зависит от политики органов местного самоуправления, от их желания вступать во взаимодействие с гражданами.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что большинство граждан городов и сел нашей страны критически относится к местной власти и больше ориентируются на ресурсы и возможности верхних эшелонов государственной власти.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в противоречие вступают:

декларированная Конституцией Российской Федерации самостоятельность органов местного самоуправления, касающаяся системы государственной власти и фактическое исполнение этими органами исключительно государственных, социальных и иных обязательств перед гражданами;

формально равное наделение всех уровней местного самоуправления номинальными объемами компетенции и полномочий и их низкая и зачастую неодинаковая в разных муниципальных образованиях реализуемость;

объем функций и полномочий, которые возложены на органы местного самоуправления федеральными и региональными законами, и фактические ресурсные возможности (финансовые, материальные, организационные, кадровые) выполнения этих функций;

Заключение

Направления развития местного самоуправления основываются на тех целях и задачах, которые ставить перед собой Россия как демократическое, федеративное и правовое государство, а так же тех задачах, которые ставят перед муниципальными образованиями Конституция Российской Федерации, Европейская Хартия местного самоуправления, законодательство о местном самоуправлении.

В системе управления обществом и государством местное самоуправление посредствам самостоятельных решений вопросов местного значения выполняет основные задачи, к которым относятся:

укрепление основ народовластия;

способствование реализации принципов федерализма;

содействие интеграции и развитию гражданского общества и его институтов;

стабилизация политических отношений в государстве;

содействие обеспечению главных жизненных потребностей и интересов граждан.

Государство призвано создать нужные правовые условия для реализации конституционных принципов образования и деятельности местного самоуправления, для самостоятельного решения населением всех вопросов местного значения, становления форм и институтов прямой демократии.

Государственная политика в сфере становления местного самоуправления базируется на принципах Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления, на принципах и нормах международного права, на международных договорах и находит свое выражение в федеральных законах, законах субъектов Федерации и иных нормативных правовых актах в области местного самоуправления.

Местное самоуправление является важнейшей частью механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы государства и права и интересы конкретного человека. Конституция РФ утверждает приоритет прав и свобод личности, которые обязаны определять содержание и смысл, как органов государственной власти, так и выборных и других органов местного самоуправления.

Список используемой литературы и источников

1. Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011.

Шмаков В.И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в Российской Федерации. Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество), № 2, 2010

Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.: Проспект, 2009.

Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. - М.: Проспект, 2009.

Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2006.

Организационные основы местного самоуправления составляют муниципально-правовые нормы, закрепляющие структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, регламентирующие муниципальную службу.
Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Структура органа местного самоуправления:

Представительный орган местного самоуправления;

Глава муниципального образования;

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

Контрольный орган муниципального образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

29. Представительные органы местного самоуправления: порядок формирования, структура и компетенция.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ », в статье 7 которого введено понятие «законодательных основ местного самоуправления»; кроме того, в названном законе используются понятия «территориальные основы местного самоуправления» и «финансово - экономические основы местного самоуправления». Термин «организационные основы местного самоуправления» в федеральном законе не используется.

Основы местного самоуправления определяются как совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить на несколько моментов:

Во-первых, в данном определении предполагается, что принципы могут быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72 Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, основы местного самоуправления могут определяется только законами.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления.

Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.

Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.

Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т. д.).

Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.

Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.

Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации. Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.

Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.

Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно действующий в масштабе всего государства.

Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов субъектов Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть 2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом».

В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности остальных законов, устанавливающих нормы муниципального права с Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это означает, что все принимаемые нормативные акты не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и названному Федеральному закону. Следовательно, и Конституция РФ и названный федеральный закон являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность всех органов государственной власти в области местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применяются положения Конституции Российской Федерации и указанного специального, базового федерального закона.

Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе местного самоуправления.

В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.

Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и другие.

Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.



Поделиться