Откуда на самом деле появились крымские татары. Крымские татары - не коренной народ

В Крыму, подчинявшемся Османской империи, состав населения был достаточно пестрым. Основную часть населения составляли крымские татары. Подданные хана принадлежали к разным народам и исповедовали различные религии. Они были разделены на национально-религиозные общины — миллеты, как это было принято в империи.

Всей полнотой прав пользовались только мусульмане, составлявшие крупнейшую общину полуострова. Лишь правоверные несли воинскую повинность, а за это пользовались налоговыми и другими льготами.

Кроме мусульманского, были еще три миллета: православный, или греческий, иудейский и армянский. Члены разных общин жили, как правило, в своих селениях и кварталах городов. Здесь находились их храмы и молельные дома.

Общины управлялись наиболее уважаемыми людьми, соединявшими духовную и судебную власть. Они защищали интересы своего народа, пользовались правом сбора средств для общинных нужд и другими привилегиями.

Численность крымских татар

История крымских татар довольна интересна. В районах Крыма, подчиненных непосредственно султану, росла численность турецкого населения. Особенно быстро увеличивалось оно в Кафе, которую называли Кучук-Стамбул, «маленький Стамбул». Однако основную часть мусульманской общины Крыма составляли татары. Теперь они жили не только в степях и предгорьях, но и в горных долинах, на Южном берегу.

Заимствовали навыки ведения оседлого хозяйства и формы общественной жизни у тех, кто обитал здесь на протяжении веков. А местное население, в свою очередь, перенимало у татар не только тюркский язык, но порой и мусульманскую веру. Ислам принимали и пленники из московских и украинских земель: так можно было избежать рабства, «обасурманиться», как говорили русские, или «стать потурнаком», по выражению украинцев.

Тысячи пленниц вливались в татарские семьи в качестве жен и прислуги. Их дети воспитывались в татарской среде как правоверные мусульмане. Подобное было распространено и среди простых татар, и среди знати, вплоть до ханского дворца.

Так на основе ислама и тюркского языка из различных национальных групп складывался новый народ - крымские татары. Он был неоднороден и распадался по месту обитания на несколько групп, отличавшихся внешним видом, особенностями языка, одеждой и занятиями, и другими чертами.

Расселение и занятия крымских татар

Крымские татары Южного берега Крыма находились под значительным турецким влиянием (вдоль Южного берега лежали земли санджака турецкого султана). Это отразилось на их обычаях и языке. Они были высокого роста, с европейскими чертами лица. Их жилища с плоской крышей, расположенные на горных склонах у морского берега, возводились из неотесанного камня.

Славились южнобережные крымские татары как садоводы. Занимались рыбной ловлей и животноводством. Подлинной страстью было разведение винограда. Число сортов его достигало, по подсчетам иностранных путешественников, нескольких десятков, причем многие были неведомы за пределами Крыма.

Другая группа татарского населения сложилась в Горном Крыму. Наряду с тюрками и греками в формирование ее весомый вклад внесли готы, благодаря чему среди горных татар часто встречались люди с рыжими и русыми волосами.

Местный язык сложился на основе кипчакского с примесью турецких и греческих элементов. Основными занятиями горцев были животноводство, табаководство, садоводство, огородничество. Выращивали, как и на Южном берегу, чеснок, лук, а со временем и помидоры, перец, баклажаны, зелень. Фрукты и овощи татары умели заготавливать впрок: варили варенье, сушили, солили их.

Горные крымские татары, как и южнобережные, также строили с плоскими крышами. Довольно распространенными были дома в два этажа. В этом случае первый этаж делался из камня, а второй с двухскатной кровлей, из дерева.

Второй этаж был больше первого, что давало экономию земли. Выступающая часть теремэ (второго этажа) поддерживалась деревянными гнутыми подпорками, которые нижними концами упирались в стену первого этажа.

Наконец, третья группа сложилась в степном Крыму, в основном из кипчаков, ногаев, татаро-монголов. Язык этой группы был кипчакский, включающий и отдельные монгольские слова. Степные крымские татары дольше всех сохраняли приверженность к кочевому образу жизни.

Для того чтобы привести их к оседлости, хан Сахиб-Гирей (1532–1551 г.г.) приказал рубить колеса и ломать повозки у тех, кто хотел выехать из Крыма на кочевье. Степные татары возводили жилье из необожженного кирпича и камня-ракушечника. Крыши домов делались двух- или односкатными. Как и многие сотни лет назад, разведение овец и лошадей оставалось одним из основных занятий. Со временем стали сеять пшеницу, ячмень, овес, просо. Высокая урожайность позволяла обеспечить зерном население Крыма.

Введение

Крымские татары или крымцы – коренной народ Крыма, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымско-татарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Подавляющее большинство крымских татар – мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане, России, Болгарии. По данным местных крымско-татарских организаций, крымско-татарская диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 4–6 млн. чел., однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения. Количество проживающих в США не указано, хотя общеизвестно, что только в Нью-Йорке на 2010 год проживает более 15 тыс. крымских татар.

Крымские татары сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов, мигрировавших на территорию полуострова. Основные этнические группы, населявшие в разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымско-татарского народа – это тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары (протоболгары), греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, черкесы, малоазийские турки. Важнейшая роль в формировании крымско-татарского этноса принадлежит западным кыпчакам, известным в русской историографии под именем половцев.

В результате преобладания на территории полуострова получившего имя «татары» половецко-язычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию. В течение нескольких столетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымско-татарский язык на основе половецкого языка.



1. Энциклопедическая справка


Автономная Республика Крым входит в состав Украины – независимого государства, образовавшегося после распада СССР в конце 1991 г. (с 1922 по 1991 – вторая по значимости союзная республика Советского Союза).

Площадь Крыма – 27 тыс. кв. км, население в 1994 – 2,7 миллиона человек. Столица – Симферополь. На юге Крыма расположен город-порт Севастополь, являвшийся опорной базой Черноморского флота СССР (в 1996 флот поделен между Украиной – ВМФ Украины, и Россией – Черноморский флот; оба флота базируются в Севастополе, Балаклаве и других базах на юго-западном побережье Крыма). Основа экономики – курортный туризм, сельское хозяйство. Крым состоит из трех культурно-климатических районов: Степной Крым, Горный Крым и Южный берег (фактически – юго-восточный) Крыма.


2. История. Крымские татары


Одним из государств, возникших на обломках Золотой Орды в 14–15 вв., явилось Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Население ханства состояло из татар, делившихся на 3 группы (степные, предгорные и южные), армян, греков (говоривших на татарском языке), крымских евреев, или крымчаков (говоривших на татарском языке), славян, караимов (тюркский народ, исповедующий особое, не признающее Талмуд, течение иудаизма и говорящий на особом языке, близком крымско-татарскому), немцев и др.

Предания крымских татар приписывают распространение Ислама в Крыму сподвижникам Пророка Мухаммада (с.а.в.) – Малику Аштеру и Гази Мансуру (7 в.). Древнейшая датированная мечеть – 1262 г. – была построена в городе Солхате (Старый Крым) выходцем из Бухары. С 16 в. Крым стал одним из центров мусульманской цивилизации в Золотой Орде; отсюда велась исламизация Северного Кавказа. Большую славу имело медресе Зинджирли, основанное в предместьях Бахчисарая в 1500 г. Юг Крыма традиционно ориентировался на Турцию, север же сохранял степные ордынские свойства. Среди суфийских тарикатов, распространенных в Крыму, были мевлевия, хальветия (оба пришли из Турции; последний – из города Сивас), накшбандия, ясавия (первый традиционно главенствовал во всей Золотой Орде; последний пришел в 17 в.; оба были широко распространены среди степняков).

Завоевание ханства русскими войсками в 18 веке положило начало колонизации Крыма и миграции из Крыма в Турцию больших групп татарского населения. Крымское ханство прекратило свое существование в 1783 г., став частью Российской империи под названием Таврическая губерния (Херсонес Таврический). В тот момент на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и теке.

В конце 18 века крымские татары составляли большинство населения Крыма – 350–400 тысяч человек, но в результате двух миграций в Турцию 1790-х (не менее 100 тысяч человек) и 1850–60-х гг. (до 150 тысяч) составили меньшинство. Следующие волны эмиграции татар в Турцию пришлись на 1874–75 гг.; затем – на начало 1890-х (до 18 тысяч) и на 1902–03 гг. Фактически к началу 20 в. большая часть крымских татар оказались за пределами своей исторической родины.

После 1783 г. вплоть до образования Крымской АССР крымские татары входили в состав Таврической губернии (делилась на уезды: Симферопольский, Евпаторский, Феодосийский /собственно Крым/, Перекопский /частично в Крыму/, Днепровский и Мелитопольский /территория внутренней Украины/ – в трех последних уездах также жили татары – фактически ногайцы). В самом же Крыму в начале 20 века татары компактно проживали в районе: от Балаклавы до Судака и от Карасубазара (Белогорск) до Ялты; на Керченском и Тарханкутском п-овах; в р-не Евпатории; на берегу залива Сиваш. Наиболее крупные группы горожан из числа татар имелись в Бахчисарае (10 тыс. чел.), Симферополе (7,9 тыс.), Евпатории (6,2 тыс.), Карасубазаре (6,2 тыс.), Феодосии (2,6 тыс.) и Керчи (2 тыс.). Культурными центрами татар являлись Бахчисарай и Карасубазар. К 1917 г. число мечетей в Крыму сократилось до 729.

Крымские татары состояли из трех субэтнических групп: степных татар (ногайские татары), предгорных татар (тат, или татлар), южнобережных татар (ялы бойлю); особо выделяется группа ногаев (ногай, ногайлар), смешавшихся со степными татарами; иногда выделяют центрально-крымских татар (орта-юлак). Отличие этих групп было и в этногенезе, и в диалекте, и в традиционной культуре. В местах депортации крымских татар – Узбекистане, Таджикистане и др. – это деление практически исчезло, и сегодня нация является достаточно консолидированной.

В 1921 г. в составе Советской России была образована Крымская АССР. Согласно переписи 1939 крымские татары насчитывали 218,8 тыс. чел., или 19,4% населения АССР. В 1944 все крымские татары были депортированы из Крыма в Среднюю Азию и Казахстан – 188,6, или 194,3, или 238,5 тыс. человек (по разным источникам). В Крым переселялись русские и украинцы из различных районов СССР, а все материальные и духовные следы татарско-мусульманской цивилизации Крыма уничтожались, вплоть до фонтанов при мечетях. Из всех справочников и энциклопедий были изъяты все материалы о культуре мусульман Крыма.

Гонения на религию в Крыму, как и во всем СССР, начались сразу после революции. До 1931 в Крымской АССР были закрыты 106 мечетей (Севастопольская, к примеру, была отдана Черноморскому флоту) и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу снесена 51. После 1931 прошла вторая антирелигиозная волна, в результате которой были отобраны великолепнейшие мечети Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Ялты, Симферополя, которые медленно разрушались или уничтожались сразу. Германская оккупация Крыма 1941–44 временно позволила восстановить относительную религиозную свободу. После депортации татар в 1944 все мечети, сохранившиеся к тому времени, были переданы в руки новым властям Крыма, затем большая часть их уничтожена. К 1980-м гг. на территории Крыма в удовлетворительном состоянии не сохранилась ни одна мечеть.

Библиотеки ханского дворца и старейшего Зинджирли-медресе в Бахчисарае содержали тысячи наименований рукописных книг. Все это было уничтожено с потерей Крымом независимости и начало возрождаться в конце 19 века. В 1883–1914 Исмаил-бей Гаспринский, один из выдающихся мусульманских лидеров в масштабах всей Российской империи, издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман». В 1921–28 было выпущено много книг и другой литературы на этом языке (письменность: до 1927 – арабская, в 1928–39 и с 1992 – латынь, в 1939–92 – кириллица). После депортации крымских татар все книги на крымско-татарском языке, из библиотек и частных коллекций, были уничтожены. В 1990 была открыта первая крымско-татарская библиотека в центре Симферополя (в 1995 приобрела статус республиканской). Сейчас здание библиотеки нуждается в реконструкции.

В 1954, согласно распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область была передана из состава РСФСР в Украинскую ССР (при этом как бы «повисшим в воздухе» остался статус Севастополя, который являлся городом республиканского (РСФСР) подчинения). Крымская АССР была восстановлена после проведения референдума о ее статусе в 1991 (с 1992 – Республика Крым, позднее – Автономная РК).

Начиная с 1960-х гг., когда стало ясно, что руководство СССР не станет возвращать крымских татар на родину (в отличие от депортированных и возвращенных чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), в рядах крымско-татарского национального движения выдвинулись новые, молодые лидеры, среди них – Мустафа Джемиль, ставший затем руководителем Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД). ОКНД сложилась к 1989 на базе «Центральной инициативной группы», созданной в 1987 еще в Узбекистане. Вплоть до середины 1990-х гг., когда возвращение татар стало необратимым явлением, власти СССР, затем независимой Украины и Крыма, чинили всевозможные препятствия возвращению этого народа, вплоть до кровавой резни летом-осенью 1992 в пригороде Алушты, пытаясь превратить противостояние татар и органов МВД в межэтническую войну. Только высокая организованность татар и четкая система правления способствовала тогда и сейчас целям, стоящим перед нацией – выжить и вернуть себе Крым. К середине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг. размежевание национального движения татар (НДКТ – консервативное, лояльное по отношению к советской власти, руководимое Ю. Османовым до его гибели в 1993, и радикальная ОКНД). Высшим органом самоуправления крымских татар является Курултай («Первым Курултаем» читается проходивший в 1917 г.; 2-й – в 1991 г.; в 1996 состоялся 3-й курултай), формирующий Меджлис. Председателем Меджлиса в последний раз вновь был избран лидер крымских татар Мустафа Джемиль.

Если весной 1987 в Крыму было всего 17,4 тыс. крымских татар, а в июле 1991 – 135 тыс., то в июле 1993 их было уже 270 тыс. (по другим данным, только к 1996 численность татар доходит до 250 тысяч человек; расчеты специалистов говорят о числе 220 тысяч татар к началу 1997 г.). Из их числа 127 тысяч остаются гражданами Узбекистана, Таджикистана, России, так как правительство усложняет процесс получения украинского гражданства (по данным ГУ МВД Украины, прописаны к 1996 г. 237 тысяч татар). «Содружество НГ» (ј6, 1998, с. 4) назвало цифру в 260 тыс. – проживающих всего в Крыму татар, из них граждан Украины – 94 тыс. Татары возвращаются в места их рождения и проживания их предков, хотя им предлагают селиться исключительно в степной части Крыма.

Стратегическая цель Меджлиса – превращение Крыма в национальное крымско-татарское государство. В настоящее время относительная численность татар приблизилась к 10% от общего населения Крыма; в отдельных районах – Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский и Джанкойский – их доля достигла 15–18%. Репатриация татар несколько омолодила возрастную структуру населения Крыма, особенно заметно – на селе (доля детей до 15 лет, по некоторым данным, составляет у татар 32%). Но этот эффект носит ограниченные масштабы – из-за исчерпания потенциала иммиграции (среди оставшихся в Средней Азии татар преобладают пожилые люди), из-за высочайшей младенческой смертности у татар (коэффициент рождаемости 8–14%%, а коэффициент смертности – 13–18%%), из-за тяжелых социально-бытовых условий, безработицы и деградации системы здравоохранения.

Около 250 тыс. крымских татар, по данным Меджлиса, все еще проживают в местах, куда их депортировали (к этим сведениям очень критично относятся специалисты, подвергая их большому сомнению; речь может идти не более, чем о 180 тысячах татар, из них 130 тыс. – в республиках Средней Азии, остальные – в России и на Украине). В нынешнем Крыму татары компактно проживают в более чем 300 деревнях, поселках и микрорайонах, из которых 90% – самострои без электроснабжения и т.д. Около 120 тыс. татар не имеют постоянного жилья. Около 40 тыс. татар не трудоустроены, а более 30 тыс. работают не по специальности. От 40 до 45% взрослых татар не могут участвовать в выборах, т.к. не имеют украинского гражданства (все данные нуждаются в тщательной перепроверке, так как многие из них не совпадают друг с другом).

Согласно переписи 1989, в бывшем СССР насчитывалось 271,7 тыс. крымских татар. Многие крымские татары скрыли тогда свою истинную национальность; по расчетам исследований, речь может идти о цифре в 350 тысяч крымских татар. По данным Меджлиса, в Турции проживает сегодня около 5 миллионов «крымских турок» – потомков татар, выселенных из Крыма в 17–18 вв. (Р. Ланда оценивает численность «крымских турок» в 2 миллиона человек, Дамир Исхаков – в 1 млн., наиболее критически подходящие к этой проблеме исследователи (Старченко) считают, что максимальное число «крымских турок», не ассимилировавшихся окончательно, не превышает 50 тысяч человек.) Кроме того, историческими частями крымско-татарской нации являются буджакские, или добруджские татары, проживающие в Румынии (21 тыс., или 23–35 тыс. – Д. Исхаков), Болгарии (5, или 6 тыс.) и в Турции в районе Бурсы. Помимо собственно татар Крыма и Добруджи, третьей частью нации, образовавшейся в бывшем Крымском ханстве после распада Золотой Орды, были татары Кубани (совр. Краснодарский край России) – полностью мигрировавшие в Турцию, либо уничтоженные русскими войсками, либо вошедшие в состав ногайцев и казаков Кубани в 17–18 вв.

Согласно закону от 1993, крымские татары получили в парламенте Крыма – Верховном Совете – 14 мест (из 98). Однако Меджлис добивался квоты в 1/3 всех депутатских мандатов + 1 мандат – для того, чтобы блокировать принятие законов, задевающих интересы татар. До сих пор Меджлис крымских татар не признан в качестве легитимного органа ни властями Крыма, ни властями Украины. Новая Конституция Крыма, принятая в ноябре 1995, не предусматривает парламентской квоты для коренных и депортированных народов. Новая Конституция Украины, принятая Верховной Радой в 1996, в разделе «Автономная Республика Крым», также не предусматривает понятий «коренные» или «депортированные» народы. Прошедшие весной 1998 г. выборы в парламент Крыма не дали татарам ни одного места (единственный крымский татарин в новом Верховном Совете избран по списку Компартии); в Верховную Раду Украины избрано 2 крымских татарина – по спискам «Руха».


3. Духовное управление мусульман Крыма


Первое ДУМ в Крыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (Таврическое ДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными делами во главе с муфтием, вскоре исчезнувшее). В 1941–44 гг., во время оккупации Крыма немцами, они разрешили татарам вернуть себе мечети (было открыто 250 мечетей) и медресе; были созданы «мусульманские комитеты», но восстановить муфтият не позволили. В 1991 был образован кадиат (Духовное Управление) мусульман Крыма, имевший статус мухтасибата в составе ДУМЕС. Первым муфтием Крыма стал Сеид-Джалиль Ибрагимов (при нем, в 1995, в состав ДУМ входило 95 приходов; самый грамотный из представителей своего поколения среди крымских татар, закончил Бухарское медресе и Исламский Институт в Ташкенте); в 1995 муфтием стал Нури Мустафаев, имеющий более нейтральные, чем его предшественник, отношения с председателем ДУМ Украины А. Тамимом (не признающийся татарами Украины лидер хабашистов, имеющий очень хорошие отношения с правительством Украины и поддержку со стороны кавказцев, ливанских и палестинских арабов и др. шафиитов), и более хорошие отношения с турками (но гораздо менее грамотный в области Ислама).

Помощь крымским татарам в деле восстановления их национальной культуры и религии оказывают правительство и частные организации Турции, благотворительные организации из арабских и мусульманских стран. Они финансируют строительство мечетей в новых поселках, отстроенных татарами. Но реставрация старинных мечетей в городах Крыма, а также помощь в социально-экономическом становлении крымских татар требует более активного участия исламских государств.

В настоящее время в Крыме зарегистрировано 186 мусульманских общин, действует 75 мечетей (июнь 1998), большинство из которых – приспособленные постройки. В декабре 1997 г. мусульманская община бахчисарая при поддержке Меджлиса заняла мечеть на территории ханского дворца-музея.



4. Караимы


Караимы (караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий на особом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская), исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, основанное в 8 веке месопотамским евреем бен-Давидом. Караимы признают Ветхий Завет (Тору и др. книги), но, в отличие от остальных иудеев, не признают Талмуд. Хотя во всем мире насчитывается более 20 тысяч караимов – в Египте (Каир), Эфиопии, Турции (Стамбул), Иране, а сейчас в основном в Израиле, – караимы Крыма (и их потомки в Литве, Польше, на Украине и в России) считаются особой этнической группой, связанной с ближневосточными караимами только единой религией, но имеющей иное происхождение и иной родной язык. Согласно наиболее распространенной версии об их происхождении, они являются потомками хазар (Крым входил в состав Хазарского каганата), исповедовавших иудаизм. После разгрома Хазарии в 10 веке основная часть хазар ассимилировалась с другими народами (как утверждает Дуглас Рид в своей книге «Вопрос о Сионе» на основании трудов некоторых историков, такая большая масса народа не могла ассимилироваться бесследно; потомками хазар, перенявших языки своих соседей, но не изменивших вероисповедание, – говорит Д. Рид, – являются евреи-ашкенази стран Восточной Европы: Литовско-Польского государства, Российской империи, Румынии и др.), меньшая же часть, имевшая, по-видимому, отличия от других хазар, осталась в Крыму и превратилась в караимов. Они проживали в Крыму в городах-крепостях Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, и занимали весьма почетное положение при ханском дворе. В конце 14 века часть караимов вместе с небольшой ордой крымских татар выехали в Литву, к великому князю Витовту, который расселил их вокруг города Тракай и гарантировал им свободу вероисповедания и языка (потомки тех татар – современные литовские татары, а потомки караимов – около 300 человек – до сих пор проживают в Тракае, и они единственные сохранившие караимский язык). Другая группа караимов тогда же расселилась в Галиции и на Волыни (гг. Луцк, Галич, Красный Остров и др. – современная западная Украина).

Тракайская и галичско-луцкая группы развивались автономно от крымских караимов. При присоединении Крыма в 1783 г. к России турки хотели эвакуировать караимов в Албанию. Однако российские правители, начиная с Екатерины II, благожелательно относились к ним (в отличие от отношения к евреям). Караимы были владельцами табачных и фруктовых плантаций, соляных копий (евреи – мелкими ремесленниками и торговцами). В 1837 было образовано Таврическое духовное управление караимов (по аналогии с Духовными Управлениями мусульман); резиденцией гахама – главы караимского духовенства – была Евпатория. Во время революции и гражданской войны в России в 1918–20 гг. караимы участвовали в ней, в основном, на стороне белых. После революции все культовые сооружения караимов (кенасы) в Крыму были закрыты, включая центральную кенасу – в Евпатории, в которой устроили музей атеизма (до 1940-х гг. действовала единственная кенаса караимов в Тракае, Литва). Была уничтожена национальная библиотека – «карай битиклиги». После смерти последнего гахана в конце 80-х гг. на его место никто не был избран, и, таким образом, религиозные институты почти разрушились.

В 1897 общая численность караимов в России – 12,9 тысяч. В границах СССР в 1926 насчитывалось 9 тысяч караимов, и за рубежом (в основном Литва и Польша) – 5 тысяч. В 1932 в СССР – 10 тысяч (в основном в Крыму), в Польше и Литве – около 2 тысяч. До войны в Крыму было около 5 тысяч караимов. Во время войны немцы не преследовали караимов (в отличие от евреев), на что было особое распоряжение МВД Германии (1939) о том, что «расовая психология» караимов не является еврейской (хотя караимы в Краснодаре и Новороссийске подвергались преследованиям). Тем не менее после войны постепенно набирает обороты процесс миграции караимов за рубеж, и прежде всего – в Израиль, и, самое главное – сильнейшая ассимиляция русскими. В 1979 во всем СССР насчитывалось 3,3 тысячи караимов, из них в Крыму – 1,15 тысяч. В 1989 в СССР – 2,6 тыс., из них на Украине – 1,4 тыс. (в том числе в Крыму – 0,9 тыс., а также в Галиции, на Волыни, в Одессе), в Литве – 0,3 тыс., в России – 0,7 тыс. В 1990-х гг. активизировалось национальное движение, открылись кенасы в Вильнюсе, Харькове, намечается открытие кенасы в Евпатории. Однако четкая тенденция к снижению национального самосознания оставляет мало шансов этой нации. Язык, за исключением караимов Литвы, знает только старшее поколение.

Сегодня караимов в Крыму не более 0,8 тысяч, что составляет 0,03% населения Крыма. Пользуясь статусом «коренного народа Крыма» (наряду с крымскими татарами и крымчаками), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такой квоты).


5. Крымчаки


Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жизни. В 14–16 вв. их главным центром был г. Каффа (совр. Феодосия), в конце 18 в. – Карасу-Базар (совр. Белогорск), с 1920-х – Симферополь. В 19 веке крымчаки были небольшой бедной общиной, занимавшейся ремеслами, земледелием, садоводством и виноградарством и торговлей. В начале 20 в. крымчаки проживали также в Алуште, Ялте, Евпатории, Керчи, а также за пределами Крыма – в Новороссийске, Сухуми и др.

Представители крымчаков принимали участие в сионистском движении. В 1941–42 гг. большая часть крымчаков погибла во время немецкой оккупации Крыма. В 1970–90-е гг. высокий уровень миграции в Израиль практически привел к исчезновению этого народа из Крыма и стран бывшего СССР. Численность крымчаков в Крыму до войны – 7,5 тыс., в 1979 – 1,05 тыс., в 1989 – 679 чел., в 1991 – 604 чел. (или менее 0,02% от современного населения Крыма). В настоящее время, считаясь одним из «коренных народов Крыма» (наряду с крымскими татарами и караимами), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такой квоты).


6. Крымские армяне, болгары, греки и немцы


В 1941 г. по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР были депортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобождения Крыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма (0,4 тыс.); через месяц, в июне, та же участь постигла греков (14,7, или 15 тыс.), болгар (12,4 тыс.) и армян (9,6, или 11 тыс.), а также иностранных подданных, проживавших в Крыму: 3,5 тыс. греков, 1,2 тыс. немцев, итальянцев, румын, турок, иранцев и др.

Армяне известны в Крыму с 11 в. В 11–14 вв. они мигрировали на полуостров из Амшена и Ани (Малая Азия), поселялись главным образом в городах Каффа (Феодосия), Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В 14–18 вв. армяне занимали второе место по численности в Крыму после татар. В дальнейшем колония пополнялась выходцами из Армении, Турции, России. С 12 века ими было выстроено в Крыму 13 монастырей и 51 церковь. В 1939 в Крыму проживало 13 тысяч армян (или 1,1% от общего населения республики). После депортации 1944 Крым вновь стал заселяться армянами с 1960-х гг. – выходцами из Армении, Нагорного Карабаха, Грузии, Средней Азии. В 1989 в Крыму было 2,8 тыс. армян (из них 1,3 тыс. горожан). Лишь незначительная часть из них являются потомками депортированных из Крыма после войны.

Болгары появились в Крыму в конце 18–19 вв. в связи с русско-турецкими войнами. В 1939 в Крыму проживало 17,9 тыс. болгар (или 1,4%). Из-за выступления Болгарии во время войны 1941–45 гг. на стороне фашистской Германии все болгары были депортированы из Крыма. Сегодня их репатриация проходит наименее организованно (по сравнению с другими нациями).

Греки проживали в Крыму с древности, имея здесь многочисленные колонии. Потомки древних греков – выходцев из Трапезундской империи – «ромеюс» с родным крымско-татарским языком и новогреческим (мариупольский диалект) – проживавшие в районе Бахчисарая, в основной массе были выведены в 1779 из Крыма на северное побережье Азовского моря в район Мариуполя (совр. Донецкая область Украины). Поселенцы нового времени (17–19 вв.) – «эллинес» с новогреческим (в форме димотика) языком и понтийцы с понтийским наречием новогреческого языка – селились в Керчи, Балаклаве, Феодосии, Севастополе, Симферополе и т.д. В 1939 греки составляли 1,8% населения республики (20,7 тыс.). Депортация 1944 оставила очень тяжелый психологический след национальному сознанию греков; до сих пор многие из них при возвращении на полуостров предпочитают не афишировать свою национальность (даже после 1989 греков в Крыму практически не прописывали); сильна установка на выезд в Грецию. Среди возвращающихся в Крым значительную часть составляют потомки греков понтийцев, депортированных в 1944–49 гг. из различных регионов Северного Кавказа; равным образом крымские греки оседают на Северном Кавказе.

Немцы начали заселять Крым со времен Екатерины II. Это была единственная из старожильческих групп Крыма, мало смешавшаяся с крымскими татарами и почти ничего не перенявшая у татар (ни в языке, ни в культуре). Наоборот, уже в 20 в. немцы-горожане в Симферополе, Ялте и др. не отличались по быту от русских. В 1939 насчитывалось 51,3 тыс. немцев в Крыму, или 4,6% населения республики. Основная их масса была выселена в 1941, небольшая часть – в 1944.

Сегодня в Крым возвращаются как потомки крымских немцев, так и немцев Поволжья и др. местностей (все немцы Европейской части России и Украины были депортированы с началом войны). При возвращении они, пожалуй, испытывают наименьшие, по сравнению с другими народами, трудности. Ни местное население, ни власти Крыма, ни власти Украины ничего не имеют против их возвращения, и даже, наоборот, всячески приглашают немцев селиться в Крым (надеются на финансовый поток из Германии?).

На 1.11.1997 в Крым вернулось около 12 тысяч болгар, армян, греков и немцев («НГ», декабрь 1997). Все эти группы, как потомки «депортированных народов», имели по 1 месту в парламенте республики из 98, согласно дополнениям к закону «О выборах в Верховный Совет Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. не предусматривают таких квот).

Евреи-ашкенази в 1930-х гг. имели в Крыму Еврейский национальный (Лариндорфский) район; кроме того, евреи жили в Евпаторийском, Симферопольском, Джанкойском и Фрайдорфском (запад Степного Крыма) районах. Численность евреев в Крыму в 1926 – 40 тыс., 1937 – 55 тыс. (5,5%), 1939 – 65,5 тыс., или 5,8% (вкл. крымчаков), в 1989 – 17 тыс. (0,7%).

Наиболее правдоподобная версия многочисленных резких поворотов в судьбе Крыма изложена в «НГ» 20.03.98 в статье к.и.н, доцента С.А. Усова «Как Россия потеряла Крым». В этой статье прямо говорится о роли евреев в печальной участи крымских татар, немцев и др. проблемах. После революции 1917 (известна роль евреев в революции) и гражданской войны на территории СССР оставалось около 2,5 млн. евреев, т.е. половина от их численности в развалившейся Российской империи. Большинство из них проживало на территории Украины и Белоруссии.

В 1923 г., после массовой гибели от голода 1921–22 более 100 тыс. человек в Крыму, их которых большинство составляло крымские татары, в СССР и США почти одновременно начали обсуждать идею создания еврейской национальной автономии путем переселения евреев из Белоруссии, Украины и России на земли в район Черного моря. В США эту идею пробивала благотворительная еврейская организация «Джойнт», а в СССР – элитарные круги столичной интеллигенции, близкие Марии Ульяновой и Николаю Бухарину. Осенью 1923 в Политбюро через Каменева был представлен доклад с предложением создать к 1927 г. государственную автономию евреев в составе районов Одессы – Херсона – Северного Крыма – побережье Черного моря до Абхазии, включая Сочи.

Сторонниками этого секретного проекта выступили Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков, Цюрупа, Сосновский, Чичерин и др. Постепенно обсуждавшие проект сократили территорию предполагаемой еврейской автономии (а в январе 1924 уже Еврейской АССР, федерированной с Россией) до размеров Северного Крыма. «Крымский проект» получил широкую поддержку в кругах евреев-финансистов Запада, будущих президентов США Гувера и Рузвельта, лидеров Всемирной сионистской организации, был включен в повестку дня Еврейского конгресса Америки в Филадельфии. Конгресс США, хотя и не имел дипломатических отношений с Советской Россией, решил финансировать «Крымский проект» через организацию «Джойнт». После этого Политбюро ЦК ВКП(б) по докладу Калинина приняло постановление о возможности организации еврейской автономии в Крыму. Началось переселение евреев в Степной Крым; повышенная секретность проекта была «взорвана» председателем Украинского ВЦИК Петровским, давшим интервью «Известиям», после чего обстановка в Крыму резко обострилась. Начались волнения крымских татар и немцев; татарская интеллигенция в противовес еврейской автономии пожелала создать на севере Крыма немецкую. В начале 1928 Вели Ибраимов, председатель КрымЦИК, фактически возглавивший саботирование указания Москвы о выделении евреям земли в степной части Крыма, был арестован и через три дня расстрелян. После этого под личным контролем Менжинского ГПУ сфабриковало закрытый процесс «63», по которому за сопротивление еврейской колонизации Крыма выслали на Соловки и там расстреляли цвет татарской национальной интеллигенции. Жестко были подавлены волнения крымских немцев. С целью освобождения земель под переселение евреев в Крым Президиум ЦИК СССР в срочном порядке утвердил специальный закон, признающий северо-крымские фонды землями всесоюзного значения для переселенческих нужд СССР; одновременно на Урал были высланы около 20 тыс. крымских татар. Началось массовое изъятие земель для новых переселенцев. Всего было изъято 375 тыс. га – сюда планировали переселить 100 тыс. евреев и провозгласить республику.

19 февраля 1929 г. в обстановке повышенной секретности между «Джойнт» и правительством СССР был заключен договор о финансировании американцами «Крымского проекта», согласно которому «Джойнт» выделял 900 тыс. долларов в год течение 10 лет под 5% годовых. Выплата долга должны была начаться в 1945 и закончиться в 1954 г. Правительство СССР обязалось выпустить облигации на всю сумму займа и передать их «Джойнт», а эта организация распространяла акции среди богатых американских евреев – в их числе были Рокфеллер,

Маршалл, Рузвельт, Гувер и др. Всего к 1936 г. «Джойнт» передал советской стороне более 20 млн. долларов. К тому времени Сталин уже вел политику по уничтожению своих конкурентов – Троцкого, Каменева, Зиновьева и др. Вскоре Сталин принял решение об образовании в Крыму двух еврейских районов (вместо автономной республики), а автономную область была создана на Дальнем Востоке в Биробиджане; позже были уничтожены все, кто принимал участие в проекте еврейской республики в Крыму. Тем не менее немцы недаром были депортированы из Крыма в 1941 – им отомстили за их антиеврейские выступления. Когда Крым был занят гитлеровскими войсками, обида на Москву в свете «Крымского проекта» была основной причиной альянса крымских татар с немецкими фашистами. С началом войны с Гитлером Сталин был вынужден пересмотреть свою политику в отношении евреев; был создан Еврейский Антифашистский комитет (ЕАК). В США представителям ЕАК напомнили об обязательствах СССР в отношении займа «Крымского проекта»; чуть позже выполнение этих обязательств было главным условием распространения на СССР плана Маршалла. В 1944 Сталину было отправлено прошение руководителей ЕАК о создании в Крыму еврейской республики, причем теперь речь шла уже не только о северных районах Крыма, а обо всем полуострове. В мае 1944 крымские татары, а через месяц армяне, болгары и греки были депортированы из Крыма.

Руководители ЕАК уже начали распределять между собой высшие посты в будущей республике. Однако чуть позже СССР поддержал образование еврейского государства в Палестине. У Сталина опять начались припадки подозрительности в отношении евреев, против руководителей ЕАК был начат судебный процесс; после внезапной смерти Сталина в 1953 эта кампания прекратилась. Решение Хрущева о передаче Крыма в состав Украины было вызвано тем, что обязательства по выделению земли для переселения евреев в Крым по договору с «Джойнтом» принимал ВЦИК РСФСР. Таким образом, передача Крыма Украине преследовала цель закрыть вопрос об обязательстве перед сионистскими организациями США о выделении земель и создании в Крыму еврейской государственности.

Об этой истории косвенно упоминают эксперты компании «Прикладные социальные исследования» и Центра управленческого проектирования С, Градировский и А. Тупицын в статье «Диаспоры в меняющемся мире» («Содружество НГ», ј7, июль 1998), говоря: «известны как минимум две попытки превращения Крыма в Еврейскую автономную область в 20-х и в конце 40-х гг. ХХ в.»


Библиографический список


1. Исхаков Д. Татары. Набережные Челны, 1993.

2. Старченков Г. Крым. Превратности судьбы. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.

3. Ланда Р. Ислам в истории России. М., 1995.

4. Полканов Ю. Караи – крымские караимы-тюрки. // «НГ-Наука», 12.01.1998, с. 4.

5. Михайлов С. Прошлое и настоящее караимов. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.

6. Иванова Ю. Проблемы межэтнических взаимоотношений в Северном Приазовье и Крыму: история и современное состояние. РАН, Ин-т этнологии и антропологии. М., 1995.

7. Усов С.А. Как Россия потеряла Крым. «НГ», 20.03.98, с. 8.

8. Бахревский Е. и др. Плацдарм фундаментализма? «Содружество НГ», ј6, 1998, с. 4.

10. Крымские татары: проблемы репатриации. РАН, Ин-т востоковедения, М., 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как народ крымские татары в XIII-XVII вв. оформились на территории Крыма и в Северном Причерноморье. Основой их этноса были поселившиеся здесь племена тюрков, а также половцев, печенегов, гуннов и хазар. Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения , которые жили на востоке Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар вместе с крымчаками и караимами их относят к коренному населению полуострова. Порядка четверти миллиона крымских татар проживают непосредственно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины. Считается, что их сотни тысяч в Турции.

Однако большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения. Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке . Он родственный с татарским, однако, они не понимают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка заметно отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в своем большинстве являются мусульманами.

У крымскотатарского народа богатая и порой трагическая история. В XIII веке Крым был завоеван монголами. Через двести лет было создано независимое Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно воевало с Русским государством и Польшей.

В 1783 году Россия победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сохранили все свои права. Однако притеснения российских чиновников и помещиков вынудило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.

Интенсивное освоение полуострова в XIX веке привело к вытеснению крымских татар за счет переселенцев из российских губерний. В 1917 году была предпринята попытка создания крымскотатарского государства. Через четыре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР. В 1937 г. большая часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны. Многие из них удостоены боевых наград.

Однако после изгнания нацистских войск из Крыма они были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. В мае-июне 1944 года большинство крымских татар с семьями были депортированы с родных мест в Узбекистан и другие регионы страны. Находившихся на фронте в том же году демобилизовали из армии и направили в места поселения родственников. Крымские татары, в отличие от других депортированных народов, только в 1989 году получили право вернуться на родину.

Казанские татары вчера и сегодня

Татарский народ состоит преимущественно из казанских татар. В свою очередь их этнической основой считаются такие древние тюркские народы как булгары и половцы. Формирование казанских татар происходило в средние века. В этот период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой. Занимались преимущественно сельским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Различные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и русская культура.

Сегодня половину населения входящей в состав Российской Федерации. республики Татарстан составляют современные казанские татары. Их столица – миллионный город Казань. Главой татарского государства является Президент. Законодательную и контрольную власть осуществляет Государственный Совет, исполнительную – Кабинет министров. Наряду с русским, государственным языком Татарстана является татарский язык. В Татарстане проживает свыше 3, 8 млн. человек .

Являясь одним из самых экономически развитых российских регионов, он занимает ведущие позиции в производстве полиэтилена, синтетических каучуков и шин, грузовых автомобилей, синтетических моющих средств и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в РФ. Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает большими запасами природных ресурсов, главным из которых является нефть. Здесь также добывают также уголь, нерудные материалы. Имеются перспективные запасы других ископаемых. В республике огромные запасы воды.

Согласно своей Конституции Татарстан является светским государством. Из религий в нем наиболее распространены ислам и православие.

В чем разница

Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.

  1. Крымские татары, являясь коренным народом Крымского полуострова, собственной государственности не имеют.
  2. Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан со своей конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
  3. Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с XVI века были в политической зависимости от России.
  4. В Крыму проживает порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар живут в республике Татарстан.
  5. В создании этносов крымских и казанских татар участвовали разные народы. У крымских татар это были преимущественно европейцы (киммерийцы, греки, римляне, гунны, итальянцы, славяне и пр.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
  6. Крымскотатарский язык заметно отличается от татарского, в первую очередь интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают.

Крымские татары или крымцы - тюркоязычный народ, образовавшийся на Крымском полуострове в течение 13-15 веков. В республике Крым, входящей в состав России, проживают около 260 тысяч крымских татар (12 процентов от общей численности населения Крыма). Общее число крымских татар в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии составляет около 500 тысяч человек, также не менее 500 тысяч человек крымскотатарского происхождения живут в Турции.

Несмотря на то, что в названии крымскотатарского народа присутствует слово "татары", оставшееся с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы России назывались татарами, крымские татары не являются частью татарского народа. Крымскотатарский язык значительно отличается от языка поволжских татар; общность этих языков состоит только в том, что оба входят в тюркскую группу. Общепринятая классификация крымскотатарского языка относит его к переходным огузо-кыпчакским тюркским языкам, а язык поволжских татар относится к поволжско-кыпчакской подгруппе.

Портал Top-Antropos.com выбрал самых красивых на взгляд редакции крымских татарок. Среди них девять певиц и три финалистки конкурса "Крымская красавица".

12-е место: Ленара Османова - крымскотатарская певица, Заслуженная артистка Автономной Республики Крым. Ленара родилась 7 мая 1986 года в Ташкенте (Узбекистан), в 1991 году семья переехала в Симферополь. В репертуаре певицы песни украинских авторов, песни собственного сочинения, песни и танцы народов мира. Официальный сайт Ленары Османовой - http://lenara.com.ua


11-е место: Алие Фаткулина - финалистка конкурса "Крымская красавица 2011". Страница Алие на сайте конкурса - http://krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=31

10-е место: Алие Якубова (Хаджабадинова)- крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id20156536


9-е место: Эльнара Кучук - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id18370007


8-е место: Ление Алюстаева - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id131086365


7-е место: Эльмаз Какура - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id10712136

6-е место: Диляра Махмудова - крымскотатарская певица. Диляра родилась 3 марта 1990 года в Самарканде (Узбекистан). В 1995 году семья переехала в Крым. Официальный сайт певицы - http://dilyara.com.ua/, страница "В Контакте" - http://vk.com/dilyaramakhmudova


5-е место: Эмилия Меметова (род. 22 декабря 1987) - крымскотатарская оперная певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id23371550


4-е место: Назифе Реизова (род. 3 августа 1989) - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id51969662

3 место: Эллина Цацкина (род. 13 февраля 1994, Симферополь) - Мисс зрительских симпатий на конкурсе "Крымская красавица 2013". Страница на сайте конкурса - http://www.krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=39 Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/tsatskina13

2-е место: Эльзара Закирьяева (род. 21 июня 1995) - финалистка конкурса "Крымская красавица 2013". Страница на сайте конкурса - http://www.krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=50 Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id94716517

1-е место: Эльзара Баталова - крымскотатарская певица, Заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка Автономной Республики Крым.


Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.



Поделиться