Устав морской службы на судах российской федерации. Устав службы на судах ВВП РФ. Глава i общие положения

  • 3.2. Территориальное море
  • 3.3. Прилежащая зона. Международно-правовой режим
  • 3.4.Правовая классификация международных проливов и каналов
  • 5.Международно-правовое обеспечение безопасности мореплавания
  • 5.1.Конвенция солас-74
  • Глава I «Общие положения» состоит из трех частей.
  • Глава IX «Управление безопасной эксплуатацией судов» (Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов - мкуб).
  • Глава XII «Дополнительные меры безопасности для балкеров». Основной регламентирующий документ по судам, перевозящим навалочный груз. Содержит следующие правила:
  • 6.Международно-правовые нормы предотвращения загрязнения мирового океана с судов
  • Дополнение III
  • 6.1. Марпол 73/78. Приложение I: Правила предотвращения загрязнения нефтью с судов.
  • 6.2. Марпол 73/78. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом
  • 6.3. Марпол 73/78. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения с судов вредными веществами в упаковке.
  • 6.7. Конвенция по управлению балластными водами 2004г.
  • 6.8.Международная конвенция по утилизации судов, безопасной для окружающей среды
  • 6.9.Международная конвенция о контроле над вредными противообрастающими системами на судах 2001 г.
  • 7.Международный кодекс управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения среды
  • Примечание: следует дополнительно изучить «Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине «Морское право».
  • 8.Базовые правовые документы для плавсостава российской федерации
  • Глава VIII. Служба добычи рыбы
  • Глава XIV. Организация сохранения человеческой жизни на море, обеспечение живучести судна
  • 8.2.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Судно
  • Глава V. Государственный портовый контроль
  • 8.4.Дисциплинарный устав флота Российской Федерации
  • Работник морского транспорта обязан:
  • 9.Правовой статус судна. Судовые документы
  • 9.1.Национальная принадлежность судов. Регистрационные документы судна
  • 9.2.«Удобный флаг»
  • 9.3.Порядок регистрации судов в Российской Федерации
  • 9.4.Структура судоходных компаний, менеджмент судов
  • 9.5.Классификационные документы судна
  • Б) Российский Морской Регистр судоходства
  • Услуги рс:
  • 9.6.Конвенционные документы судна (на примере упс «Херсонес»)
  • 9.7.Технические документы судна (в т.Ч. Построечные)
  • 9.8.Эксплуатационные документы
  • 10.Морской порт
  • 10.1.Обслуживание груза в портах, администрация порта
  • 10.2. Договор морского агентирования
  • 10.3.Контроль над иностранным судном со стороны государства порта
  • Выдержка из Парижского mou
  • 10.4. Таможенные правила Российской Федерации
  • Таможенное оформление и таможенный контроль при отходе судов за границу
  • 11. Морская перевозка грузов
  • 11.1.Основные термины и понятия. Правовая регламентация международных морских перевозок
  • 11.3. Ограничение ответственности перевозчика
  • 12. Морская ипотека
  • 13.Затонувшее имущество
  • 14. Правовые аспекты морской буксировки
  • 15. Суд и арбитраж по морским делам
  • 17. Дата и место подписания Акта __________________________________________________________
  • При преднамеренном или аварийном сбросе капитан обязан:
  • Страхование гражданской ответственности судовладельца (p&I). Объекты страхования
  • Покрываемые риски:
  • Страхование каско судов (h&m):
  • Страхование риска потери фрахта судовладельца (fi&I):
  • 8.4.Дисциплинарный устав флота Российской Федерации

    Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 395 утвержден Устав о дисциплине работников морского транспорта:

    Общие положения

    Настоящий Устав, разработанный на основании Кодекса законов о труде Российской Федерации и в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

    Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.

    Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

    Основные обязанности работников морского транспорта

    Работник морского транспорта обязан:

    а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом); б) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта; в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции; г) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций; д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

    ж) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

    ) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

    и) знать настоящий Устав и точно выполнять его требования;

    к) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Работодатель обязан:

    а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха; б) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ; в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

    г) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения; д) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину; е) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта; ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

    Указание работникам морского транспорта о выполнении ими работ должен давать непосредственный руководитель. В случае получения указания от вышестоящего руководителя работник морского транспорта обязан выполнить его и известить об этом непосредственного руководителя, за исключением указания, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды. В этом случае работник не обязан выполнять такое указание и его отказ не влечет применения мер дисциплинарного характера. Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

    Поощрение Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе. Поощрение применяется руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации.

    К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения: а) объявление благодарности (в устной или письменной форме); б) выдача премии;

    г) награждение Почетной грамотой;

    д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

    Ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации; з) награждение знаками "Почетному работнику морского флота", "Почетному полярнику". Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта. За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

    Поощрение работников морского транспорта осуществляется в следующем порядке: а) право объявлять благодарность в приказе по судну имеет капитан судна; б) право объявлять благодарность в приказе, выдавать премию и награждать ценным подарком имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника; в) присвоение звания лучшего работника по профессии производится в установленном порядке; г) право награждать Почетной грамотой, заносить в Книгу почета и на Доску почета имеет руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации; д) право награждать Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации, а также знаками "Почетному работнику морского флота" и "Почетному полярнику" имеет Министр транспорта Российской Федерации.

    Руководитель может применять другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта. Виды поощрения, предусмотренные настоящим Уставом, могут в случае отсутствия соответствующих руководителей применяться должностными лицами, официально исполняющими их обязанности. Если к работнику морского транспорта необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме.Поощрение, кроме устной благодарности, объявляется в приказе и заносится в трудовую книжку работника морского транспорта.

    Дисциплинарные взыскания

    Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

    а) замечание;

    б) выговор;

    в) строгий выговор;

    д) увольнение.

    Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях:

    а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;

    в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

    Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник морского транспорта, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

    Руководители применяют дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке: а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора.

    Начальник землечерпательного каравана и начальник экспедиции по морскому перегону судов наделяются правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в землечерпательный караван или экспедицию по морскому перегону судов; б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания; в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания налагаются должностными лицами, официально выполняющими их обязанности. Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение.

    Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

    Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 месяцев (для членов экипажей судов дальнего плавания - 1 года) со дня совершения проступка.В этот срок не включается время производства по уголовному делу. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника морского транспорта и тяжести совершенного дисциплинарного проступка. При определении вида дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, причиненный им вред, обстоятельства и мотивы его совершения, а также предшествующее поведение работника и его отношение к труду. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    8.5.Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 708 утвержден Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 21.09.2000 n 708 (ред. от 19.10.2007).

    I. Общие положения

    1. Настоящий Устав, разработанный в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяет обязанности работников рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее именуются - работники) по соблюдению дисциплины, обеспечению безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защите и сохранению окружающей среды. 2. Действие настоящего Устава распространяется на членов экипажей судов рыбопромыслового флота Российской Федерации всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также на других работников рыбопромыслового комплекса, включаемых в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. 3. Дисциплина работников состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяемыми на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, выполнении указаний руководителей, данных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и трудовым договором (контрактом). II. Основные обязанности работника и работодателя

    4. Работник обязан:

    а) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, настоящий Устав, Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом); б) содействовать обеспечению безопасности мореплавания, ведения промысла, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, своевременному и качественному техническому обслуживанию судов, портового и иного оборудования, технических средств рыбопромыслового флота Российской Федерации; в) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды, нормы производственной санитарии и гигиены труда и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции

    г) проходить подготовку, переподготовку и проверку знания правил, норм и инструкций, относящихся к его трудовой деятельности;

    д) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера

    е) не оставлять самовольно свое рабочее место;

    ж) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, коллективе организации рыбопромыслового комплекса;

    з) выполнять иные требования, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации

    5. Работодатель обязан

    а) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию членов экипажей судов рыбопромыслового флота Российской Федерации и других работников, на которых распространяется действие настоящего Устава, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

    б) организовать трудовую деятельность работников в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны, безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций;

    г) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину, поощрять работников, отличившихся при выполнении служебных обязанностей;

    д) воспитывать у работников добросовестное отношение к труду, поощрять инициативу и творческую активность, содействовать их участию в выявлении и устранении недостатков; е) обеспечивать в установленном порядке расследование несчастных случаев на производстве и причин профессиональных заболеваний;

    ж) осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Указание по работе подчиненный получает, как правило, от своего непосредственного руководителя. При получении указания от вышестоящего руководителя работник обязан выполнить его и известить об этом своего непосредственного руководителя. Работник не обязан выполнять указания, которые противоречат действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности мореплавания, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды.

    7. Работники, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная одежда.

    8. Каждый работник, на которого распространяется действие настоящего Устава, обязан знать его и точно выполнять его требования.

    III. Поощрения

    9. Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества рыбопродукции, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений.

    Поощрение применяется руководителем совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом (при наличии такого органа в организации рыбопромыслового комплекса) или по согласованию с ним.

    10. К работникам применяются следующие виды поощрения:

    а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

    б) выдача премии;

    в) награждение ценным подарком;

    г) награждение почетной грамотой;

    д) занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета;

    е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

    ж) награждение нагрудным знаком.

    Допускается применение к одному работнику одновременно нескольких видов поощрения. За особые трудовые заслуги работники в установленном порядке представляются к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий.

    11. Поощрение осуществляется в следующем порядке:

    а) капитан судна рыбопромыслового флота Российской Федерации имеет право объявлять благодарность в приказе по судну;

    б) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может объявлять ему благодарность в приказе, принимать решение о премировании и награждать ценным подарком;

    в) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом награждать этого работника почетной грамотой, заносить в Книгу почета, Книгу истории корабля или на Доску почета;

    г) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти по рыболовству, нагрудным знаком, присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе производятся в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;

    д) к работнику могут применяться другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации рыбопромыслового комплекса.

    12. Если к работнику необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных данному руководителю, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. 13. Поощрения (кроме устной благодарности) объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника.

    IV. Дисциплинарные взыскания

    14. Дисциплинарным проступком считается нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, в служебных помещениях и на территории организации рыбопромыслового комплекса.

    15. За совершение дисциплинарного проступка на работника налагаются следующие виды дисциплинарного взыскания:

    а) замечание;

    б) выговор;

    в) строгий выговор

    г) предупреждение о неполном служебном соответствии;

    д) изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    е) увольнение.

    16. За каждый дисциплинарный проступок на работника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

    17. Предупреждение о неполном служебном соответствии применяется в случаях: а) систематического невыполнения служебных обязанностей и указаний руководителя; б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков; в) нарушения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды.

    18. Любое дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым работник, подвергнутый дисциплинарному взысканию, должен быть ознакомлен под расписку в 3-дневный срок.

    19. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 20. Изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации осуществляется за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла. Работнику, получившему указанное взыскание, предоставляется работа с учетом профессии (специальности), не связанная с руководством, эксплуатацией, обеспечением безопасности мореплавания, сохранением жизни и здоровья людей на море, ведением промысла на рыбопромысловом флоте Российской Федерации. 21. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения налагается на работника за: а) систематическое неисполнение без уважительных причин предусмотренных настоящим Уставом обязанностей, если на работника ранее налагались дисциплинарные взыскания; б) прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

    в) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

    г) грубое нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, повлекшее за собой несчастный случай с тяжелым исходом или гибель людей; д) грубое нарушение дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность для жизни и здоровья людей;

    е) нарушение таможенных правил;

    ж) грубое нарушение правил ведения промысла.

    Перечень грубых нарушений дисциплины, угрожающих безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, правил ведения промысла и перечень категорий работников, увольняемых за эти проступки без предварительного согласия профсоюзного комитета, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. 22. Руководители налагают на работников дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом и законодательством Российской Федерации о труде, в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке:

    а) устное замечание может быть сделано каждым руководителем; б) взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения могут налагаться руководителем, имеющим право приема на работу данного работника;

    в) изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации может осуществляться руководителем федерального органа исполнительной власти по рыболовству на срок до 3 лет и руководителем администрации морского порта на срок до одного года;

    г) руководитель, имеющий право издания приказов, может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора на тех подчиненных ему работников, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    д) капитан самоходного или рыбопромыслового судна рыбопромыслового флота Российской Федерации с экипажем численностью не менее 10 человек при выходе судна в рейс продолжительностью 15 суток и более, вправе налагать на членов экипажа этого судна взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора; е) капитан судна рыбопромыслового флота Российской Федерации имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника. 23. Если с учетом тяжести проступка необходимо наложить дисциплинарное взыскание, которое данный руководитель наложить не правомочен, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем.

    24. Руководитель федерального органа исполнительной власти по рыболовству вправе налагать предусмотренные настоящим Уставом дисциплинарные взыскания в полном объеме на лиц, подпадающих под действие настоящего Устава, а его заместители - указанные дисциплинарные взыскания, кроме изъятия дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации и увольнения лица, назначаемого на должность руководителем федерального органа исполнительной власти по рыболовству.

    25. Руководитель обязан лично до наложения взыскания на работника всесторонне, объективно разобраться в мотивах и причинах совершенного проступка и затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника представить указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника от представления указанного объяснения не является препятствием для наложения взыскания. 26. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать степени вины работника и тяжести совершенного им проступка.

    При определении меры дисциплинарного взыскания должны учитываться вред, причиненный данным проступком, обстоятельства, при которых он совершен, мотивы проступка, а также предшествующая работа лица, совершившего проступок. 27. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, нахождения его в плавании, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. В случае ведения компетентным органом служебного расследования, передачи материала в органы дознания или проведения предварительного следствия дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования, отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев (для работников, находившихся в плавании более 5 месяцев, - позднее одного года) со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 28. Работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение года со дня его наложения работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию, а в случаях изъятия дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации - со дня истечения срока взыскания. Работнику, у которого изъят диплом капитана или лица командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации, может быть предоставлена прежняя должность только после проверки в установленном порядке его профессиональных знаний. 29. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

    Литература

    Вопросы для самопроверки:

    1 Основы морского права в Российской Федерации?

    2.Структура УФРП, права и обязанности капитана, согласно УФРП.

    3.Экипаж судна и основы организации судовой службы.

    4.Организация обеспечения живучести судна, спасения человеческой жизни на море.

    5.Повседневный распорядок и быт, согласно УФРП.

    6.Структура КТМ РФ. Что такое торговое мореплавание, согласно КТМ РФ?

    "

    УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР

    Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящий Устав определяет основы ор­ганизации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанно­сти и права лиц судового экипажа.

    2. Требования настоящего Устава распро­страняются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при испол­нении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и ра­боты на судне.

    3. Нарушение требований настоящего Уста­ва влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

    4. Каждый член экипажа судна обязан знать и точно выполнять требования настоя­щего Устава.

    5. Порядок приема на работу, назначение на должности, перемещения по службе лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются:

    (01) Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и ко­дексами законов о труде союзных респуб­лик;

    (03) настоящим Уставом и Уставом о дисциплине работников морского транс­порта СССР;

    (04) Положением о технической эксп­луатации морского флота и Правилами технической эксплуатации судовых техни­ческих средств;

    6. Все лица судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

    7. Труд экипажа организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законода­тельством и действующим Положением о ра­бочем времени и времени отдыха плавающе­го состава судов морского флота.

    Форма организации труда экипажа судна устанавливается приказом судовладельца.

    8. Судовладельцу предоставляется право в установленном порядке вводить на судах но­вые формы организации труда.

    9. Обязанности лиц судового экипажа, долж­ности которых не указаны в настоящем уста­ве, определяются должностными инструкция­ми, утвержденными в установленном порядке.

    10. Все нормативные документы в части организации судовой службы, определения

    обязанностей и прав членов судового экипа­жа и лиц, временно пребывающих на судне, должны соответствовать положениям настоя­щего Устава.

    Глава II ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ СОЮЗА ССР, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ, ПРИВЕТСТВИЯ, ВСТРЕЧИ И ТОРЖЕСТВА

    11. Поднятый на судне в установленном по­рядке Государственный флаг Союза ССР указывает на принадлежность судна Союзу Советских Социалистических Республик.

    12. Охрана Государственного флага Сою­за ССР и поддержание его престижа - по­четная обязанность каждого члена экипажа судна.

    13. Государственный флаг Союза ССР дол­жен бережно храниться и быть всегда и хо­рошем состоянии.

    14. Государственный флаг Союза ССР под­нимается только на судах, имеющих свиде­тельство о праве плавания под Государствен­ным флагом Союза ССР в соответствии с Ко­дексом торгового мореплавания.

    День первого подъема флага считается су­довым праздником и отмечается ежегодно.

    П р и меча н и е. Судно, приобретенное за грани­цей, пользуется правом плавания под Государствен­ным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право.

    15. Государственный флаг Союза ССР под­нимается на судне во время стоянки- на

    кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксир­ным судам на стоянке и на ходу разрешает­ся нести флаг на гафеле.

    16. Государственный флаг Союза ССР на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.

    За полярным кругом зимой Государствен­ный флаг Союза ССР ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимо­сти, а в летнее время - с 8 до 20 часов.

    17. Государственный флаг Союза ССР под­нимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захо­да солнца в следующих случаях:

    (01) при входе судна в порт и выходе из него;

    (02) при встрече в море с военными ко­раблями и торговыми судами, плавающи­ми под флагом Союза ССР, до расхожде­ния с ними.

    18. При входе в порт и выходе из него, а также при стоянке в порту, кроме Государ­ственного флага Союза ССР, на носовой (сиг­нальной) мачте поднимается вымпел Мини­стерства морского флота.

    На судах, не имеющих мачт, указанный вымпел поднимается на носовом флагштоке.

    19. Вымпел, присвоенный экипажу судна за первенство в социалистическом соревновании, поднимается на носовой (сигнальной) мачте. В случаях, когда настоящим Уставом преду­смотрен подъем на носовой (сигнальной) мач­те других флагов, вымпел не поднимается.

    20. Подъем и спуск Государственного фла­га Союза ССР, а также вымпелов и других флагов производится по приказанию вахтен­ного помощника капитана.

    21. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Со­вета Министров СССР или иных лиц, пред­ставляющих Верховный Совет СССР, Прези­диум Верховного Совета СССР и Совет Ми­нистров СССР, а также дипломатических представителей и консулов СССР с согласия указанных лиц, кроме Государственного фла­га Союза ССР, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле (статья 15), на носо­вой (сигнальной) мачте также поднимается Государственный флаг Союза ССР.

    Примечания: 1. Под иными лицами понима­ются лица, имеющие официальные полномочия Вер­ховного Совета СССР, Президиума Верховного Сове­та СССР и Совета Министров СССР представлять их.

    2. Дипломатическими представителями СССР яв­ляются послы, посланники и поверенные в делах.

    22. При нахождении на судне министра морского флота, с его согласия, на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг мини­стра морского флота.

    23. В дни революционных праздников и в другие особо торжественные дни, а также в случаях специальных указаний правительст­ва СССР при стоянке в порту производится торжественный подъем Государственного фла­га Союза ССР.

    При торжественном подъеме флага одно­временно поднимается вымпел Министерства морского флота.

    24. Во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоц­мана внутренними водными путями, канала­ми и подходными фарватерами, одновремен­но с Государственным флагом Союза ССР, поднятым на кормовом флагштоке, на носо­вой (сигнальной) мачте поднимается флаг страны порта.

    В случаях, когда согласно статье 21 настоя­щего Устава на носовой (сигнальной) мачте должен быть поднят Государственный флаг Союза ССР, флаг страны порта поднимается на ноке реи носовой (сигнальной) мачты.

    25. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного госу­дарства или правительства на носовой (сиг­нальной) мачте поднимается флаг этого госу­дарства. Вымпел Министерства морского фло­та в этом случае не поднимается.

    26. В дни национального праздника страны порта стоянки судна флаг этой страны поднимается на носовой (сигнальной) мачте. Вымпел Министерства морского флота в этом случае не поднимается.

    По согласованию с консулом СССР судно расцвечивается флагами.

    27. Подъем Государственного флага Союза ССР в случаях, предусмотренных в статье 21 настоящего Устава, а также подъем иностран­ных государственных флагов (статья 26 нас­тоящего Устава) производится по указанию капитана судна.

    28. В траурные дни Государственный флаг Союза ССР держится приспущенным на ⅓ длины фала.

    В траурные дни в советских портах Госу­дарственный флаг приспускается по распоря­жению капитана порта, а в иностранных пор­тах - по согласованию с консулом СССР и портовыми властями.

    29. При встрече с военным кораблем СССР судно обязано первым приветствовать его од­нократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

    При встрече с военным кораблем СССР суд­но, на котором находится одно из лиц, указан­ных в статье 21 настоящего Устава, на привет­ствие военного корабля отвечает однократным приспусканием Государственного флага Сою­за ССР.

    При встрече в море все суда под флагом Союза ССР при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Госу­дарственного флага Союза ССР.

    30. При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с СССР, или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовах, судно первым при­ветствует его однократным приспусканием Го­сударственного флага Союза ССР.

    При встрече с военным кораблем государст­ва, не состоящего в дипломатических отноше­ниях с СССР, приветствие Государственным флагом Союза ССР производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

    При плавании в сложных условиях взаим­ное приветствие не обязательно.

    Примечание. Под сложными условиями пони­мается плавание при маневровых режимах работы судна (швартовные операции, прохождение каналов и узкостей, вход в порт и выход из порта, маневрирова­ние, плавание во льдах, на мелководье, во время штор­ма и т. д.).

    31. При посещении судна лицами, указанны­ми в статье 21 настоящего Устава, а также министром морского флота, его заместителя­ми, начальниками государственных хозрасчет­ных объединений и пароходств (управлений флота) капитан судна лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капи­тана.

    При посещении судна официальными лица­ми иностранного государства, о встрече кото­рых имеется указание посольства или консуль­ства СССР, капитан встречает их и представ­ляется.

    Глава III ЭКИПАЖ СУДНА

    32. Экипаж судна состоит из капитана, дру­гих лиц командного состава и судовой ко­манды.

    33. К командному составу относятся: капи­тан, помощники капитана, механики и электро­механики, начальник радиостанции, электро­радионавигатор, судовой врач (фельдшер), ра­диотехник, радиооператор, боцман , директор ресторана и администратор пассажирской службы.

    Капитан, старший помощник капитана, пер­вый помощник капитана и старший (главный)

    механик являются старшим командным сос­тавом судна.

    К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

    34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей долж­ности.

    35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.

    36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего ква­лификационного свидетельства на право за­нятия определенной должности.

    37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):

    (01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выпол­нение всех функций, связанных с производ­ственной деятельностью судна, и возглав­ляется старшим помощником капитана;

    (02) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечива­ет техническую эксплуатацию судовых тех­нических средств и корпуса судна; комп­лектуется из членов экипажа, обеспечи­вающих вахтенное обслуживание механи

    ческой (энергетической) установки, а так­же из членов экипажа, не несущих постоян­ной вахты и занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и возглавляется старшим механиком. Ее со­став и численность устанавливаются раз­дельно для ходового н стояночного режи­мов работы судна;

    (03) служба быта обеспечивает обслужи­вание экипажа судна и возглавляется по­мощником капитана по хозяйственной час­ти;

    (04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части;

    (05) радиотехническая служба обеспечи­вает радиосвязь и работу радиотехниче­ских, радионавигационных средств и воз­главляется начальником радиостанции;

    (06) медико-санитарная служба обеспе­чивает охрану здоровья экипажа и оказа­ние медицинской помощи пассажирам и возглавляется судовым врачом;

    (07) учебная служба на учебных и учеб­но-производственных судах обеспечивает организацию учебного процесса и плава­тельной практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощ­ником капитана по учебной части. Составы служб определяются их руководи­телями и утверждаются капитаном судна.1

    38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помеще-

    В дальнейшем именуется «механическая установка». 15

    пия судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовно­сти к действию и сохранности распределяются в заведование определенным членам экипажа судна.

    Распределение по заведованиям определяет­ся настоящим Уставом, судовыми расписания­ми, должностными инструкциями и утвержда­ется капитаном.

    39. Каждый член экипажа обязан:

    (01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство советского мо­ряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

    (02) строго хранить государственную тайну;

    (03) беречь социалистическую собствен­ность;

    (04) выполнять требования законов Сою­за ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства мор­ского флота;

    (05) добросовестно выполнять служеб­ные обязанности, повседневно бороться за повышение производи­тельности труда, ак­тивно участвовать в выполнении производ­ственных задач экипажа, способствовать достижению высоких показателей в выпол­нении производственно-финансовых планов и рейсовых заданий судна;

    (06) знать свою специальность, устрой­ство судна и свое заведование, постоянно совершенствовать свои знания;

    (07) быть дисциплинированным, беспре­кословно и быстро выполнять распоряже­ния командиров;

    (08) знать и четко выполнять свои обя­занности по борьбе за живучесть судна;

    уметь использовать согласно своим обязан­ностям судовые технические средства борь­бы за живучесть, аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь;

    уметь пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;

    (09) твердо знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожаробе­зопасности и санитарные правила, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях ;

    (10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения форменной одежды.

    40. Лица, использующие судовые техничес­кие средства, а также пользующиеся средст­вами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.

    Член экипажа, ведающий судовым техниче­ским средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого сред­ства находилась инструкция о порядке поль­зования им.

    41. Член экипажа при обнаружении ненор­мальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немед­ленно доложить об этом вахтенному помощ­нику капитана (вахтенному механику), а так­же непосредственному командиру, приняв все

    возможные меры к их устранению, если про­должение работы технических средств угро­жает безопасности судна, жизни или здо­ровью членов экипажа.

    42. Без разрешения своего командира и ве­дома вахтенного помощника капитана (вах­тенного механика) членам экипажа категори­чески запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя тех­нических средств.

    43. Каждый член экипажа должен заботить­ся о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно до­ложить об этом вахтенному помощнику капи­тана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.

    44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авраль­ные работы. К аварийным работам по усмот­рению капитана могут привлекаться все лица. находящиеся на борту.

    45. Члены судового экипажа несут в уста­новленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

    46. Лица, связанные по характеру своей ра­боты на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей про­дуктов питания, обязаны своевременно про­ходить установленный врачебный осмотр.

    47. Если наличие специально подготовлен­ных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или не­скольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжитель­ности его рабочего времени .

    Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с уче­том издаваемых Министерством морского фло­та и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специ­альностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.

    48. При исполнении служебных обязанно­стей взаимное обращение должно быть офи­циальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену эки­пажа последний должен вставать.

    Распоряжения по службе отдаются в фор­ме приказаний. Приказание должно быть кон­кретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, до­ложить лицу, отдавшему приказание.

    В случае получения от другого лица ко­мандного состава нового приказания, испол­нение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальней­шем действовать по его указанию.

    49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведова­ние и числящееся за ним имущество вновь на­значенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.

    50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.

    Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредст­венных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.

    51. При увольнении членов экипажа на бе­рег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разреша­ется увольнение не более ⅔ экипажа.

    52. Членам экипажа, а также другим ли­цам, на которых распространяются требова­ния настоящего Устава (ст. 2), запрещается приносить на судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.

    Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от ис­полнения служебных обязанностей.

    53. Экипаж судна может быть заменен под­менным экипажем как на время стоянки суд­на в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного эки­пажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установлен­ном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.

    В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим Уставом.

    Глава IV КОМАНДНЫЙ СОСТАВ СУДНА

    54. Командный состав руководит действия­ми подчиненных и лично участвует в управ­лении судном и его эксплуатации.

    55. Лица командного состава должны слу­жить примером в труде и быту для остально­го экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчинен­ных, развивать у них инициативу, способст­вовать повышению их квалификации, органи­зовывать социалистическое соревнование, вос­питывать у подчиненных чувство ответствен­ности за порученное дело, сохранность техни­ческих средств и судового имущества, чувст­во патриотизма и любви к Родине, морскому флоту и своему судну.

    56. Лица командного состава обязаны:

    (01) всесторонне знать своих подчинен­ных, их деловые и моральные качества, их обязанности, организовывать и руководить их работой, повышением специальной и общей подготовки, способствовать росту производительности труда;

    (02) требовать от подчиненных неуклон­ного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, приказов, наставлений, инструкций, пра­вил и положений, действующих на морском флоте, и проверять точное выполнение под­чиненными своих служебных обязанностей;

    (03) знать устройство, производствен­ные и технические данные судна, меро­приятия по борьбе за живучесть, техниче­ские средства своего заведования и прави­ла эксплуатации этих средств;

    (04) предъявлять в установленные сро­ки к освидетельствованию технические средства своего заведования и принимать необходимые меры к своевременному уст­ранению неисправностей и повреждений;

    (05) готовить технические средства сво­его заведования к выходу в рейс, доклады­вать о состоянии готовности своему коман­диру, обеспечивать подготовку своего заве­дования к плаванию в штормовых усло­виях;

    (06) информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях предстоящего рейса;

    (07) составлять план-график техниче­ского обслуживания по своему заведованию и обеспечивать его выполнение;

    (08) составлять и представлять старше­му механику заявки на материально-тех­ническое снабжение и сменно-запасные части по своему заведованию, организо­вывать получение снабжения, его хране­ние, рациональное расходование и учет;

    (09) составлять и представлять старше­му механику ремонтные ведомости (мате­риалы для ремонтных ведомостей) по сво­ему заведованию, контролировать ход и качество ремонта.

    57. При назначении на судно или при пере­мещении по должности членов экипажа ли­цо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано озна­комить последних с судном, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, назначением и размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества по всему судну, оборудования и инвентаря, с пра­вилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами тех­ники безопасности, пожаробезопасности и внутреннего распорядка.

    58. Вновь назначенное на судно лицо ко­мандного состава принимает от своего пред­шественника в установленном порядке обору­дование, технические средства, инвентарь, ма­териалы и документацию по своему заведо­ванию.

    59. Лица командного состава несут ходо­вые и стояночные вахты согласно судовому расписанию.

    Глава V КАПИТАН И ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА

    Капитан Общие положения

    60. Капитан является руководителем судо­вого экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь на­ходящихся на нем людей и перевозимый груз.

    61. Капитан осуществляет управление суд­ном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (уп­равления флота, управления мирских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответст­вующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капи­тану, который отвечает за их выполнение.

    Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана воз­ложенной на него ответственности за выпол­нение обязанностей.

    62. В своей работе по улучшению производ­ственной деятельности судна, организации груда, социалистического соревнования, отды­ха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные органи­зации судна.

    63. Капитан обязан обеспечивать:

    (01) поддержание престижа и достоинст­ва граждан Союза Советских Социалисти­ческих Республик и защиту их интересов;

    (02) соблюдение на судне законов и дру­гих актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР.

    (03) соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и других органов надзора, настоящего Устава, инструкций, наставлений, приказов и других норматив­ных документов по обеспечению безопас­ности судна, людей, грузов, производст­венной деятельности судна и его техниче­ской эксплуатации;

    (04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;

    (05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;

    Первый помощник капитана

    126. Первый помощник капитана подчиняет­ся капитану и непосредственно отвечает за по­литико-моральное состояние судового экипажа.

    Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий обяза­тельны для всех членов экипажа.

    127. Первый помощник капитана организует свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства морского флота.

    128. Первый помощник капитана во всей своей деятельности руководствуется решения­ми партийных и государственных органов.

    Совместно с судовой партийной организаци­ей он проводит воспитательную работу среди членов экипажа в духе высокой идейной убеж­денности, принципов морального кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского флота нашей Родины, мобилизуя мо­ряков на выполнение и перевыполнение произ­водственных заданий, проводит совместно с общественными организациями среди членов экипажа работу по организации социалистиче­ского соревнования и движения за коммуни­стическое отношение к труду и оказывает по­вседневную помощь в их работе.

    морской флот радиобуй плот

    Устав службы определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

    Дисциплинарный Устав определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

    Действие Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Украины.

    Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Украины, законами и иными нормативными правовыми актами Украины, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

    Порядок приема на работу членов экипажа, их права и обязанности регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства. Однако специфика деятельности морского транспорта предусматривает особые правила, которые регулируются нормами настоящего Кодекса, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Кроме того, трудовые отношения на судне регулируются и международными соглашениями.

    В частности, к работе на судне допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства, которые соответствуют требованиям к состоянию их здоровья. Некоторые командные должности на судне могут занимать только граждане Украины.

    Как правило, судоходные компании имеют собственные кадровые службы и самостоятельно осуществляют трудоустройство моряков для работы на судах. В то же время сегодня существуют специализированные компании, которые осуществляют подбор, обучение и трудоустройство моряков, в том числе и для работы на иностранных судах. В своей деятельности такие компании руководствуются Конвенцией N 179 о найме и трудоустройстве моряков. Однако на сегодня Украина не является участницей Конвенции. Согласно этой Конвенции частные службы по найму и трудоустройству должны действовать только в соответствии с единой системой лицензирования, которая создается и изменяется только после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков. Государство должно обеспечить, чтобы на моряков прямо или косвенно не полагалась оплата любых сборов и расходов в связи с их наймом и предоставлением работы, определяет условия, при которых службы могут трудоустраивать или осуществлять набор моряков за рубежом, а также условия обработки (сбора, хранения, передачи) личных данных о моряках. Государство обеспечивает, чтобы компетентный орган исполнительной власти контролировал службы по найму и увольнению, издавал и продолжал срок действия лицензий; следил, чтобы аппарат и персонал служб состоял из подготовленных лиц, имеющих соответствующие знания в области морского транспорта; требовал от служб принятия мер, обеспечивают в меру возможностей наличие у работодателя средств для защиты моряков от угрозы оставление в тяжелом положении в иностранном порту подобное.

    На сегодня в Украине действует только Устав службы на судах морского флота, который определяет порядок организации службы, а также основные права и обязанности лиц судового экипажа.

    Относительно уставов службы на судах, которые занимаются другой деятельностью на море, то они должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами. Хотя после принятия Конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, в которой установлены требования к членам экипажа, необходимость принятия уставов службы практически отпала и они вполне могут быть заменены соответствующими должностными инструкциями, которые разрабатываются судовладельцами с учетом требований, содержащихся как в национальном, так и в международном законодательстве.

    Основные положения Устава:

    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

    ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА

    ГЛАВА 4. КАПИТАН

    ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА

    ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

    ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ СУДОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ, РАБОТАЮЩИХ ПО МЕТОДУ СОВМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИИ)

    ГЛАВА 8. СЛУЖБА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА

    ГЛАВА 9. СЛУЖБА НА СУДАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

    ГЛАВА 10. СЛУЖБА НА НЕСАМОХОДНЫХ СУДАХ

    ГЛАВА 11. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

    ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА

    ГЛАВА 13. ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА И РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СУДНА

    Устав о дисциплине работников речного транспорта.

    · Общие положения. Капитан, экипаж судна, командный состав, судовая команда, (рядовой состав). Общие обязанности членов экипажа судна.

    · Основы организации судовой и вахтенной службы. Судовые расписания, время несения вахт рядовым составом.

    · Судовое заведование. Что в него входит, каким документом определяется.

    · Вахтенная служба. Что такое вахта, основные обязанности вахтенных,

    ответственность за несение вахтенной службы. Ходовая, стояночная вахта.

    · Вахтенный начальник. Его основные обязанности относительно лиц, несущих вахту, а также других лиц, находящихся на судне.

    · Порядок смены вахт, подвахта.

    · Обязанности вахтенного рулевого (матроса) на стоянке и на ходу в соответствии с

    Уставом службы на судах.

    · Порядок подъема флагов и вымпелов на судах.

    · Порядок допуска на судно посторонних лиц.

    · Организация борьбы за живучесть судна. Основные документы по организации

    борьбы за живучесть судна.

    · Сигналы общесудовых тревог. Обязанности членов экипажа по тревогам.

    · «Шлюпочная тревога». Порядок оставления судна пассажирами и экипажем.

    · Тревога «Человек за бортом». Действия по тревоге, оказание первой помощи спасенному.


    · Распорядок жизни и быт экипажа судна: судовые помещения, обеспечение санитарного состояния судна, прием пищи, увольнение на берег, пользование судовыми шлюпками (лодками), судовые правила.

    · Меры поощрения и взыскания, порядок их применения в соответствии с Уставом о дисциплине работников речного транспорта и Трудовым кодексом РФ.

    Правила плавания по ВВП РФ

    · Термины и определения: - судно, самоходное судно, скоростное судно, маломерное судно, парусное судно, паром, буксирный состав, толкаемый состав, судно на ходу, судно на стоянке, судовой ход; движение вверх, вниз, полоса движения, ось судового хода, кромка судового хода, встречное движение, расхождение, обгон, пересекающиеся курсы, про пуск, безопасная скорость, минимальная скорость.

    · Общий порядок движения и расхождения судов, обгон судов.

    · Огни и знаки судов и плотов.

    · Звуковые сигналы, их значение.

    Устройство судна

    · Термины и понятия: - корпус судна, набор корпуса, обшивка, палуба, днище, борт, штевни (форштевень, ахтерштевень), переборка, отсек, форпик, ахтерпик, бак, полубак, ют, коффердам, люк, комингс, шпангоуты и их виды, бимс, кильсон, карлингс, киль, пиллерс, кница, голубница, портик, шпигат.

    · Основные судовые устройства: рулевое, буксирное, якорное, сцепное, швартовное, шлюпочное, грузовое.

    · Судовые системы: водоснабжения, отопления, вентиляции, холодильная, сточно­фановая и др.



    Должны уметь:

    · управлять судном под руководством вахтенного начальника;

    · осуществлять переход с одного вида рулевого управления на другой (с основного на резервный или аварийный и наоборот);

    · работать с палубными механизмами и судовыми устройствами (якорным, швартовным, буксирным, шлюпочным и др.);

    · пользоваться системами внутренней связи и аварийной сигнализации;

    Обязан соблюдать требования техники безопасности при выполнении всех судовых работ и в повседневной жизни на судне.

    Раздел 7. Рабочие программы квалификационных испытаний при дипломировании моториста, машиниста, лебедчика, электрика судового

    Моторист, машинист, лебедчик, электрик судовой должны иметь понятия о внутреннем водном транспорте, устройстве судна, знать Устав службы на судах ВВТ РФ, устав о дисциплине работников речного транспорта в объеме, указанном в разделе 6. Они обязаны знать и выполнять технику безопасности при работе в машинном отделении, на палубе и повседневной жизни на судне.

    · 7.1. Кроме того, моторист, машинист должны знать :

    · Устройство судовой силовой установки, вспомогательных механизмов и систем, нормативные эксплуатационные показатели их работы.

    · Технические параметры и инструкции по обслуживанию судовой техники.

    · Судовые системы, их назначение и функционирование, работу контрольно ­измерительных приборов (КИП).

    · Требования наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов.

    Обязаны уметь:

    · Нести вахту под руководством старшего по вахте в машинном отделении (механика, пом. механика).

    · Выполнять слесарные, демонтажные и монтажные работы при ремонте ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

    · Осуществлять обслуживание ДВС, вспомогательных механизмов и устройств.

    · 7. 2. Лебедчик земснаряда должен знать:

    · Устройство вспомогательных механизмов и устройств.

    · Правила эксплуатации палубных технических средств.

    · Швартовные операции и порядок их проведения.

    · Судовые палубные и грузовые работы.

    Должен уметь:

    · Управлять палубными техническими средствами, пользоваться брашпилем при якорных и швартовных операциях, отдавать и поднимать якорь, обслуживать якорное устройство.

    · Управлять оперативными лебедками при выполнении земснарядом

    дноуглубительных работ.

    · 7.3. Судовой электрик должен знать:

    · Устройство судна, машин и механизмов, рулевых устройств, навигационных

    приборов.

    · Устройство судовой электростанции, главного и других распределительных щитов.

    · Аппаратуру электрооборудования и приборы.

    · Правила эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

    · Технику безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.

    Должен уметь:

    · Обслуживать и осуществлять ремонт судового электрооборудования.

    Раздел 8. Рабочая программа квалификационных испытаний при дипломировании шкипера несамоходного судна

    Шкипер несамоходного судна должен знать:

    · Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Трудовой кодекс РФ, Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта, Устав службы на судах речного флота, законодательные и нормативные право вые акты по вопросам, касающихся деятельности членов экипажей несамоходных судов в объеме, изложенном в разделе 1. Общие вопросы.

    · Правила плавания по ВВП РФ и Особенности движения и стоянки судов по ВВП Восточно-Сибирского бассейна.

    · Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей.

    · Правила сдачи судов в ремонт и приемки из ремонта.

    · Правила противопожарной безопасности на судах ВВП РФ.

    · Инструкции по ведению судовой документации и отчетности.

    · Правила безопасности труда на судах речного флота.

    · Устройство судна, судовых механизмов и устройств.

    · Правила и инструкции погрузки, выгрузки судов.

    Обязан уметь:

    · Руководить деятельностью экипажа несамоходного судна.

    · Обеспечивать надлежащее содержание и правильную техническую эксплуатацию несамоходного судна и судовых технических средств.

    · Осуществлять прием и сдачу груза в соответствии с действующими правилами и инструкциями.

    · Управлять несамоходным судном по указанию капитана (вахтенного начальника)

    буксирующего судна.

    · Обеспечивать работу энергетической и котельной установок судна.

    · Вести судовую документацию и отчетность.

    · Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.


    § 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

    Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

    В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

    Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

    Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

    Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

    В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

    Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

    Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

    Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

    Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

    Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

    Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

    Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

    Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

    Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

    Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

    На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

    На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

    Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

    Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

    Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

    Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

    В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.



    Поделиться