Российские немцы. Этнические немцы уезжают из россии в надежде на лучшую жизнь

Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации
(по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг - Эрланген)

Савоскул М.С. - специально для Демоскопа

Основой для написания статьи послужили результаты исследования, проведенного мною в регионе Нюрнберг-Эрланген в марте-июле 2002 года в ходе научной стажировки в институте географии университета г. Эрланген в рамках программы ДААД (немецкой службы межакадемических обменов). Данное исследование первоначально не входило в программу пребывания в Германии, но возможность непосредственной работы в "поле" и личный опыт адаптации к жизни в другой стране, а также интерес к особенностям интеграции российских немцев сделали свое дело. Итоги исследования прошли апробацию на научном семинаре в институте географии университета г. Эрлангена в июле 2002 года, на котором помимо коллег, присутствовали российские немцы, после доклада последовало активное обсуждение результатов работы.

Германия сегодня стала одной из самых открытых к эмиграции стран Западной Европы. По данным статистики, в 2000 году в стране насчитывалось 7,3 млн. иностранцев и около 2 млн. российских немцев - переселенцев. В населении страны доля иностранцев (не считая переселенцев, которых в Германии называют - аусзидлерами (Aussiedler) составляет 8,9% . Во многих крупных городах Германии доля иностранцев в общей численности населения доходит до 20% и более. Причем этот показатель к концу 1990-х годов существенно вырос по сравнению с началом десятилетия. Например, в Нюрнберге, где проживает около 490 тысяч жителей, доля иностранцев в этот период увеличилась с 13,8% до 17,6% .

Самыми многочисленными этническими группами мигрантов являются мигранты из Турции (1918 тысяч), выходцы из республик бывшей Югославии (929 тысяч), Италии (563 тысячи), Греции (351 тысяча) . Почти треть иностранцев проживает в Германии двадцать лет и более, страна накопила достаточный опыт работы с мигрантами разных этнических групп. Существуют министерства, занимающиеся этими вопросами на уровне государства и на уровне отдельных земель, мультикультурные советы в администрациях больших городов, специальные программы образования и т.д. Например, во Франкфурте-на-Майне в 1989 году при городском совете был создан Отдел по вопросам мультикультурализма . В Федеральном правительстве Германии существует должность уполномоченного по делам российских немцев, переселившихся в Германию. Проблематикой российских немцев исследователи в Германии активно занимаются уже более 10 лет.

Миграция этнических немцев в Германию

Этнические немцы-переселенцы из Восточной Европы и бывшего СССР к концу 1990-х годов стали одной из самых многочисленных групп новых жителей Германии. Они составили наиболее значительный поток мигрантов в Германию во второй половине 20 века (4,13 млн.). После окончания организованного переселения послевоенных лет немцы в странах социалистического лагеря были также, а скорее даже больше, ограничены в свободе передвижения, чем остальные граждане. В 1950 году в Германию иммигрировало 47 тысяч, а уже в 1952 году только 5 тысяч этнических немцев из стран Восточной Европы. В последующие 35 лет (1953-1987 годы) в ФРГ в среднем в год приезжали 37 тысяч переселенцев. В период 1950-1987 годов 62% переселенцев прибыли из Польши, 15% из Румынии и 8% из СССР, хотя здесь этнических немцев было больше всего .

Количество выезжающих из СССР и СНГ российских немцев напрямую зависело от принятия Советским Правительством решений относительно реабилитации этнических немцев и возможности их возвращения на свою этническую родину (табл. 1).

Таблица 1. Выезд российских немцев из республик бывшего СССР в Германию, человек

Численность

Численность

Источник : Dietz В., Hilkes Р. Russlanddeutsche: Unbekannte im Osten. München, 1992. С. 112; Heimat und Diaspora. Russladdeutsche in der Bundesrepublik Deutschland 1950-2000. Chronik 50 jahre Landsmannschaft der Deutschen aus Russland. С. 14

Например, в 1966 году после принятия в январе 1965 года Постановления Президиума Верховного Совета СССР об отмене указа от 28.08.1941 года о депортации немецкого народа, заметно возросло количество российских немцев выехавших в Германию. Новую волну активной миграции этнических немцев из Советского Союза вызвал Декрет Президиума Верховного Совета СССР об отмене ограничений в выборе места жительства для отдельных категорий граждан , принятый в ноябре 1972 года, и касавшийся в первую очередь российских немцев.

С приходом к власти Горбачева и принятием указа “о въезде и выезде из СССР” было положено начало небывалой волне эмигрантов немецкой национальности, из республик бывшего СССР. Число переселенцев выросло за 1987-1990 годах в 5 раз, достигнув пика в период 1992-1995 годов, за эти четыре года из республик бывшего СССР в ФРГ переехало на постоянное место жительства 825546 этнических немцев .

По данным Всесоюзной переписи населения к 1989 году в СССР насчитывалось более 2 млн. российских немцев (табл. 2) Почти половина из них (47%) проживала в Казахстане (северные области), 41% в России (южные области Западной Сибири и Поволжье). Кроме этого существовали поселения этнических немцев в Киргизии (5% от всех этнических немцев в СССР), Узбекистане (2%), Украине (1,9%), и Таджикистане (1,6%).

Таблица 2. Численность российских немцев в республиках СССР, человек

Молдавия

Казахстан

Узбекистан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Белоруссия

Азербайджан

… - отсутствуют данные

Источник: Dietz В., Hilkes P. Russlanddeutsche: Unbekannte im Osten. München, 1992. S. 32

Испытывающая экономические трудности, обусловленные объединением, Германия не могла позволить себе принимать все нарастающую массу переселенцев. В результате этого, по сравнению с серединой века, когда этническим немцам сложно было вернуться в Германию из-за преград со стороны государств, в которых они проживали, к концу века ситуация сменилась на противоположную - правила приема ужесточает Германия.

В 1993 году было введено ограничение въезда для потенциальных поздних переселенцев из восточноевропейских государств. Правом на переселение в Германию обладают только те, кто может доказать, что их права в странах выхода ущемлялись по причине принадлежности к немецкой национальности. В этой связи число поздних переселенцев из Польши и Румынии резко сократилось .

С каждым годом доля переселенцев владеющих немецким языком снижалась, выросла доля членов семей не немецкой национальности. Если на раннем этапе переселения в начале 1990-х годов 75% заявителей были немцы, владеющие немецким языком, и только 25% члены их семей не владеющие элементарными знаниями немецкого языка, то к концу десятилетия это соотношение сменилось на противоположное, 75% переселенцев - члены семей не владеющие немецким языком . Были приняты меры по ограничению притока поздних переселенцев: введены квоты приема (с 1999 года - 100 тысяч человек ежегодно ); ужесточены правила въезда, касающиеся в первую очередь знания немецкого языка.

Для выравнивания миграционной нагрузки на федеральные земли в 1996 году был принят указ о “принудительном” распределение поздних переселенцев. В случае если переселенцы хотят получать социальное пособие, а таких в первые годы абсолютное большинство, то они обязаны первые три года пребывания в Германии проживать на территории указанной земли. В июле 2000 года действие этого закона было приостановлено .

В настоящее время миграционный потенциал имеется только у этнических немцев из стран СНГ и относительно небольшого (100-150 тысяч) количества польских немцев, уже имеющих разрешение на получение немецкого гражданства. Интенсивность миграции немцев из стран бывшего СССР вряд ли будет высока и зависит от немецкой федеральной политики в отношении переселенцев .

Задачи исследования

В сфере интеграции российских немцев руководство Германии столкнулось с рядом заранее не предполагаемых трудностей и до сих пор не нашло универсального рецепта интеграции российских немцев в германскую жизнь. По мнению многих публицистов и активистов землячеств российских немцев, большая часть из них брошены на произвол судьбы и самостоятельно решают проблемы адаптации .

Вместе с тем в Германии постоянно находят новые варианты решения проблемы интеграции российских немцев. В 2000 году началась реализация государственного проекта, направленного на индивидуальную интеграцию переселенцев. В восьми городах Германии между недавно прибывшими российскими немцами и правительством были заключены так называемые "Договоры по интеграции", в которых обе стороны дают обязательства по выполнению определенных пунктов. Переселенцы обязуются активно интегрироваться в немецкое общество, работать над самообразованием и изучением немецкого языка, а государство - предоставлять переселенцам условия для успешного вхождения в жизнь Германии, а также местного жителя, который помог бы российским немцам пройти первичную адаптацию. В одном из выбранных для эксперимента городов (Реклингхаузене) внедрена также система поощрений, которая дает возможность стимулировать инициативных людей .

По теме интеграции немецких переселенцев в Германии проводится множество исследований. Только по уже опубликованным в Германии и России статьям и монографиям можно написать отдельное библиографическое исследование. Библиография немецких изданий 1917-1998 годов содержит более десяти тысяч наименований, а вопросам интеграции и адаптации этнических немцев в Германии посвящено более 400 монографий, отдельных выпусков журналов и статей .

Одной из задач исследования стало выявление самостоятельно организованных российскими немцами различных экономических, культурных, политических и информационных образований, от русских магазинов до интернет-сайтов. Эти образования ниже я называю внутренними структурами.

Главными вопросами исследования стали следующие:

Какие представления о самоидентификации и какие внутренние структуры формируют различные группы российских немцев?

Какое влияние оказывают различные идентификации и различные внутренние структуры российских немцев на процесс интеграции в принимающее общество?

Интеграция в принимающее общество через внутреннюю интеграцию
Плюсы и минусы подхода Георга Элверта

Что такое интеграция? Как различные исследователи определяют процесс интеграции, каким образом можно оценить успешность интеграции? Под интеграцией понимается вхождение мигрантов в социальную структуру принимающего общества, под которым может подразумеваться как страна, так и отдельный регион или даже отдельный населенный пункт. В нашем случае под принимающим обществом я понимаю Германию.

Часто интеграцию считают успешной и законченной, если мигрантам удается найти жилье и работу. Эти два условия не являются единственными критериями благополучного и безболезненного вхождения мигрантов в новую социальную среду. Интеграция может считаться успешной, если мигранты получают возможность доступа ко всем общественным ресурсам принимающего общества и могут быть признаны этим обществом как его полноправные участники, когда они свободно манипулируют основными правилами и нормами этого общества без отказа от собственной идентичности.

Один из существенных моментов в ходе интеграции - время. В большинстве случаев этот процесс, окончательно завершается через поколение. С другой стороны, длительность проживания не может служить залогом успешной интеграции, нельзя говорить о том, что время автоматически разрешает интеграционные проблемы.

В немецкой социологии города в течение 20 века сменили друг друга три основные концепции включения иностранцев в жизнь больших городов:

Рисунок 1. Концепции интеграции мигрантов в принимающее общество

Источник : Fassmann H. Ausländer in der Stadt. Demographische Befunde, gesellschaftliche Problembereiche und Politische Strategien. // Berichte zur deutschen Landeskunde. 75 Band. Heft 2/3. Flensburg, 2001. S. 130

Первая концепция, распространенная в конце 19 - начале 20 веков, предполагала их полную ассимиляцию в принимающее общество. Суть ее сводится к тому, что, если иностранец хочет обрести успех в принимающем обществе он должен полностью подстроиться под жизнь большинства граждан. Исходная этническая общность влияет на ход адаптации первого поколения мигрантов, исполняя информационные и контрольные функции. Последующие поколения ищут сообщества отвечающие в большей степени их социальному статусу, чем этническому происхождению .

Концепция ротации гастарбайтеров, появившаяся в социальных науках в 1960-70-е годы, основывалась на предположении, что значительная часть иностранцев, приглашенная на работу в Германию, в скором времени покинет страну и на ее место придут новые гастарбайтеры. Поэтому, учитывая кратковременность пребывания значительной части иностранцев в стране и отсутствие дальнейших перспектив для их жизни в Германии, не следует заботиться об их интеграции в принимающее общество. Подобная теоретическая установка на практике способствовала разделению общества на внутренние не связанные с собой группы .

Одна из распространенных современных концепций интеграции иностранцев в жизнь принимающего общества подразумевает равные права мигрантов с местным населением на рынке труда и на рынке жилья. Ее называют подходом структурного выравнивания, но с сохранением культурной автономии . Разница между мигрантами и местным населением должна быть минимальной. Соблюдение подобного принцип одна из наиболее сложных задач, поскольку часто правила, выдвигаемые принимающим обществом, вступают в противоречие с правилами культурной автономии, к которой принадлежат мигранты.

Я придерживаюсь следующего понимания критериев успешности интеграции - это возможность полноценного участия мигрантов в общественной жизни принимающего общества, равноправный с членами принимающего общества доступ к общественному достоянию общества, равная с местными жителями возможность достижения высокого социального статуса.

Зачастую, в Германии в политических, экономических и научных дискуссиях, а также в массовом сознании образование иммигрантами своих собственных внутренних общественных структур и выработка своих правил ежедневного обыденного поведения, рассматривается как формирование своего рода гетто-образований и препятствие успешности интеграции переселенцев.

Немецкий этнолог Георг Элверт (Georg Elwert) в 1982 году в своей докторской работе предложил противоположный, вышеупомянутому подходу тезис . Элверт полагает, что внутренние структуры, через внутреннюю интеграцию (Binnenintegration) могут вести к полноценной интеграции в новую социальную структуру. Внутренние структуры играют роль шлюзов, проходя через которые мигранты от культурных традиций и социальных установок страны выхода подходят к пониманию и правильной интерпретации "правил", принятых в принимающем обществе.

На материалах российских немцев данный теоретический подход использовал в своих исследованиях немецкий географ Рейнхард Хенкель (Reinhard Henkel). Хенкель на примере двух религиозных общин российских немцев в земле Гессен, показывает положительную роль внутренних структур в интеграции российских немцев в Германское общество .

Элверт выдвигает три взаимосвязанные черты внутренних структур, которые облегчают мигрантам путь вхождения в принимающее общество. Это: укрепление идентичности и самосознания мигрантов; передача знаний о повседневных навыках и умениях, необходимых в новом сообществе; возможность создания объединений по интересам. И тут же ставит рамочных условия при несоблюдении которых внутренние структуры становятся препятствием для интеграции. Прежде всего: не должно возникать отношений противоречащих законам принимающей страны; не должны создаваться условия, приводящие к социальной изоляции; внутренние структуры должны проявлять способность к трансформации и быть обучаемыми системами.

Элверт утверждает, что с течением времени роль внутренних структур уменьшается, они оказываются невостребованными мигрантами. Я же полагаю, что даже при успешном процессе интеграции за определенными внутренними структурами надолго может сохраняться важная роль, обеспечения определенных запросов и потребностей мигрантов. В первую очередь, это касается таких видов внутренних структур как культурные общества, литературные объединения, театры, политические организации и т.д. То есть когда речь идет о структурах, связывающих мигрантов с культурой среды их выхода, поддерживающих и развивающих те потребности, которые не может удовлетворить принимающее общество.

Методы исследования

В ходе работы были использованы следующие методы: глубинное интервью, включенное наблюдение, натурное обследование, анализ публикаций в русскоязычных газетах Германии.

В качестве основополагающего метода сбора информации было выбрано полуструктурированное глубинное интервью. Отказ от массового опроса произошел по нескольким причинам как технического, так и принципиального плана. К первым можно отнести - отсутствие необходимых материальных и временных ресурсов, сложности с поиском большого числа респондентов, отсутствие необходимых статистических данных для создания репрезентативной выборки и проч. Ко вторым - несоответствие задачам исследования, которые предполагали выявление механизмов формирования различных идентичностей у российских немцев, что невозможно выявить методом массового анкетирования.

Я руководствовалась мнением Т. Шанина о целях качественного исследования и его отличиях от количественных методов, о чем он пишет в одной из своих работ: "… специфика качественной социологии прежде всего нацелена на выявление повторяющихся форм человеческих взаимодействий и их понимания и смысла, с точки зрения объекта(ов) исследования. Это не исключает количественных методов как таковых, но исключает исследования, в которых полученные модели человеческих поведения и взаимосвязей соотносятся только с аналитическими действиями самих исследователей, в то время как изучаемый рассматривается только как движимый силами внешними по отношению к его мыслительному процессу…" .

При интерпретации полученных в ходе полевой работы материалов был использован метод двойной рефлексии, предложенный и апробированный в полевых исследованиях Центром крестьяноведения под руководством Теодора Шанина. Под двойной рефлексивностью подразумевается соотношение между тремя компонентами полевого исследования: а) тем, что наблюдается исследователем; б) влиянием исследователя на изучаемый объект и их взаимовлиянием; в) субъективностью объекта, выражающейся главным образом в том, как объект исследования определяет и объясняет поступки и сделанный им выбор. Важным следствием этого тройного соотношения является предположение, что ни исследователю, ни исследуемому не принадлежит монополия понимания коммуникации, которая осуществляется между ними, и ни у одного из них нет привилегии окончательного познания 31 .

Основными темами, затрагиваемыми в беседе, со всеми респондентами были следующие:

  • краткая история семьи респондента;
  • профессиональная биография респондента до переезда в Германию;
  • причины принятия решения о переезде в Германию;
  • процесс переезда в Германию;
  • первые впечатления о Германии, о немцах, формирование образа страны;
  • занятость респондента и членов его семьи в настоящее время;
  • языковые навыки;
  • плюсы и минусы жизни в Германии;
  • понятие Родины и понятие дома у респондента;
  • свободное время, праздники, юбилеи;
  • каждодневная жизнь (походы по магазинам, работа, отношение в семье);
  • воспитание детей;
  • политическая активность;
  • отношения между российскими немцами и немцами Германии;
  • сравнение жизни до и после переезда в Германию;
  • степень интеграции в немецкое общество, по самооценке респондента.

Все интервью, кроме одного, проходили на русском языке, в виде свободной беседы, в ходе которой вопросник респондентам не показывался. Собеседник сам выбирал направление разговора в границах указанной темы. Каждое интервью записывалось на диктофон с согласия собеседника. Продолжительность беседы варьировалась от полутора до двух с половиной часов. Всего было проведено 12 глубинных интервью в Нюрнберге и в Эрлангене. Все респонденты - этнические немцы, за исключением одного из экспертов (выходца из Румынии), являются переселенцами из бывшего СССР и проживают в Германии более трех лет.

С рядом интервьюеров, выбрав их в качестве ключевых информаторов, было проведено более трех встреч. В качестве ключевых информаторов, а также экспертов я рассматривала руководителей Нюрнбергского землячества российских немцев, председателя исторического общества российских немцев, работницу одного из отделов администрации г. Эрлангена, выпускницу факультета славистики университета г. Эрлангена, директора "Дома Родины" в Нюрнберге. Всего было опрошено шесть экспертов и ключевых информаторов.

Интервью проводились в квартире собеседников или на их рабочем месте, в их “пространстве”, где интервьюер являлся гостем. Появлялась возможность наблюдать условия жизни российских немцев, их повседневную жизнь, организацию их личного пространства. Часто после слов, "на этом можно закончить нашу беседу" и выключения диктофона следовало приглашение поужинать или пообедать и начинался более открытый разговор, который записывался уже после посещения.

Кроме запланированных встреч с респондентами, для целей исследования использовались незапланированные разговоры с российскими немцами (в транспорте, в магазинах, в музеях, в кафе, в гостях), их мнение о Германии, о плюсах и минусах их новой жизни. За время проведения исследования подобных встреч набралось около сотни.

Включенное наблюдение, помимо интервью стало следующим источником информации. Как большую удачу в ходе проведения исследования я рассматриваю посещение празднования дня рождения родственницы моего знакомого из числа российских немцев. Возможность наблюдать отношения между различными поколениями российских немцев и рассказы гостей внесли неоценимый вклад в дальнейшую работу.

Значительное внимание в работе было уделено изучению, сложившейся в городах Средней Франконии - Нюрнберг, Фюрт, Эрланген инфраструктуры российских немцев и других русскоязычных жителей Германии. Я посетила "Дом Родины" в Нюрнберге, около десяти русских магазинов, пять русских туристических бюро, русскую дискотеку пытаясь выявить их роль и значение в жизни российских немцев. Непосредственное участие в ситуациях типичных для российских немцев стало одним из важнейших условий реализации задуманного исследования.

Был проведен анализ публикаций, посвященных процессу интеграции, в популярных среди российских немцев русскоязычных газетах "Контакт" и "Русский Берлин". Активно использовались в работе различные интернет-сайты российских немцев и официальные интернет-сайты ведомств, занимающихся российскими немцами в Германии .

Важным положительным фактором при проведении интервью считаю возможность беседы на русском языке. Понимание респондентов облегчалось для меня и знанием советской и российской действительности, которое позволяло увидеть, что в моделях поведения собеседников и их словах, характерно для всех жителей постсоветского пространства, а что является уникальным и свойственно в значительной степени только российским немцам.

С другой стороны, то, что я не принадлежу к российским немцам, увеличило объективность исследования, дало возможность посмотреть на ситуацию со стороны, незаинтересованным взглядом. О преимуществе исследователя из другой, но близкой культуры пишет и польская исследовательница Анна Вроблевска в своей работе о проблемах российских немцев. Среди прочих преимуществ она указывает, в том числе и то, что в Германии она является иностранкой, а значит, переживает сходные проблемы в ходе адаптации к новой жизни и может лучше понять и правильно интерпретировать проблемы самих российских немцев .

Различные типы этнической идентификации у российских немцев в Германии

В исследуемом мною регионе Нюрнберг-Фюрт-Эрланген можно выделить следующие внутренние структуры российских немцев:

Естественно, что российские немцы, живущие в регионе, не являются однородной гомогенной группой. Они очень разнообразны и они используют различные внутренние структуры в зависимости от типа этнической идентификации.

Землячество российских немцев, с одной стороны, и русские магазины и русские дискотеки, с другой, символизируют противоположные полюса интеграции. Землячество - это то, как видится интеграция в идеале, и какой она должна быть. А магазины и дискотеки, это то, как совсем не хотелось, но как получилось.

Проанализировав проведенные интервью, я выделила три типа этнической самоидентификации российских немцев. Была выявлена зависимость успешности интеграции от времени переезда в Германию. Те, кто раньше переехал в Германию, в большей степени интегрированы в немецкое общество, по сравнению с более поздними переселенцами. Об этом же пишет в своей работе Ульрике Клайнкнехт-Штрэле . Исследователь провел 70 интервью с российскими немцами, переехавшими в Германию в различные периоды, и утверждает, что эти группы существенным образом отличаются между собой. Мигранты третьей фазы миграции (начавшейся после 1989 года) не составляют гомогенную группу, они отличаются друга от друга очень многим, начиная от мотивов миграции, места проживания в бывшем СССР, образования, и заканчивая степенью интеграции в немецкое общество.

Разнообразие самоощущений и самоидентификаций различных групп российских немцев можно выразить в следующей генерализированной типизации, проиллюстрировав ее выдержками из интервью:

Первая группа - российские немцы, считающие себя только настоящими немцами, "германскими". Это - ранние переселенцы, принадлежащие к первой волне возвращения на историческую Родину, которые живут в Германии более 30 лет. Большинство из них имеют высшее образование, превосходно владеют немецким языком. Некоторые собеседники - ранние переселенцы выражали желание проводить интервью на немецком языке, демонстрируя, принадлежность к немецкому народу. Они практически полностью интегрированы в немецкое общество, а их дети уже полностью ассимилированы (в соответствии с первой из рассмотренных выше концепций интеграции иностранцев в принимающее общество - рис. 1). Стать гражданами Германии для многих из них было основной жизненной целью, для которой они использовали все средства:

"Я все свою жизнь хотел переехать в Германию. Я всегда хотел тут жить. И сейчас мои дети - немцы. Они не говорят по-русски.” (Мужчина, 73 года, 29 лет в Германии. Сейчас на пенсии, до этого работал инженером на предприятиях "Siemens". Член исторического общества российских немцев.)

Российские немцы, которых я отношу к данной группе, практически не имеют проблем с самоидентификацией. Они считают себя немцами и активно демонстрируют это:

“Германия - моя Родина, мой дом. Я чувствую себя немцем. Россия это только место, где я родился.” (Он же.)

Но, несмотря, на установку "как немцы жить среди немцев", представители этой группы в своих поведенческих моделях демонстрируют черты российского/советского менталитета.

Многие из них являются участниками и руководителями землячеств российских немцев, исторического общества российских немцев, составляя интеллектуальную элиту российских немцев в Германии. В ходе интервью, многие поздние переселенцы, да и сами ранние переселенцы, в собственных самооценках отмечали, что последние живут достаточно изолированно от тех своих соотечественников, которые переехали в течение последнего десятилетия в Германию. Часто они даже встают в явную оппозицию к поздним переселенцам, полагая, что те создают невыгодный для ранних переселенцев, уже занявших прочные позиции в Германии, образ российского немца. Их позиция выражается следующими словами:

"Если мы хотим жить в Германии, хотим, чтобы Германия была нам родным домом, то не должны привносить в немецкую жизнь типично российские черты, должны от них отказаться. А что получается? В моем районе, где я живу в Нюрнберге уже три русских магазина, объявления на остановках на русском языке висят. Так они (поздние переселенцы - М.С.) никогда не будут жить в Германии, не станут полноценными гражданами Германии." ( Женщина, 53 года, 29 лет в Германии. Глава строительной фирмы, активная участница работы землячества российских немцев и "Дома Родины").

В силу высокой степени интегрированности в немецкое общество, они в своей повседневной жизни полностью окружены социальными связями "немецкого мира", являются жителями "немецкого мира".

Среди всех внутренних структур российских немцев, представители данной группы активно (пожалуй, активнее, чем представители других групп) создают сами и участвуют в жизни тех внутренних структур, которые позволяют реализовывать в первую очередь их духовные и интеллектуальные запросы, которые Германия не может помочь им реализовать (табл. 3). Это, как уже было выше сказано, работа в Землячествах российских немцев, в историческом обществе российских немцев, проведение традиционных встреч земляков, различных конференций, диспутов.

Таблица 3. Интенсивность использования внутренних структур различными группами российских немцев, в зависимости от типа этнической идентификации

Внутренние структуры российских немцев

Ранние переселенцы, считающие себя немцами

Поздние переселенцы,

Считающие себя российскими немцами

Испытывающие кризис этнической идентификации

Землячество

"Дом Родины"

Историческое общество российских немцев

Театр российских немцев

Литературное общество российских немцев

Русскоязычные газеты, издаваемые в Германии

Интернет-сайты российских немцев

Русские магазины

Русские туристические агентства

Русские дискотеки, бары, рестораны


Интенсивность использования внутренних структур оценивалась качественным путем на основании интервью с российскими немцами и собственных наблюдений

Х - низкая интенсивность использования внутренних структур, когда они не являются частью повседневных практик, а носят скорее случайный характер;
ХХ - средняя интенсивность использования внутренних структур, данные внутренние структуры используются достаточно часто, еще не являются частью повседневной жизни, имеют не регулярный характер;
ХХХ - высокая интенсивность использования внутренних структур, когда они являются частью повседневной жизни, имеют регулярный характер.

Кроме этого, они являются достаточно активными читателями, а иногда и авторами русскоязычных газет Германии, в меньшей степени (часто в силу возраста) участвуют в работе театра российских немцев, литературного общества российских немцев. И в минимальной степени пользуются русскими магазинами, русскими туристическими бюро и интернет-сайтами.

Вторая группа - поздние переселенцы, считающие себя российскими немцами, людьми, принадлежащими к двум культурам одновременно. Среди этой группы много людей с высшим образованием. Обычно это - молодые и среднего возраста жители больших городов, которые в бывшем СССР не жили в моноэтничной среде российских немцев. Большинство из них сразу после переезда в Германию пытаются улучшить или выучить немецкий язык, найти достойную работу. В большинстве случаев они находят “свое место” в Германии, и довольны своей жизнью.

Значительная часть российских немцев, которых я отношу к этой группе, не разрывает свои связи с Россией или другими местами, откуда они переехали. Но и не замыкается только на семейных кругах российских немцев, а настроены на активное вхождение в жизнь Германии. У них достаточно много контактов с немцами ФРГ - коллегами по работе, соседями, друзьями. Они являются гражданами двух миров - "немецкого" и "российского".

В самом начале своей “германской” жизни они испытывали проблемы с самоидентификацией. Им сложно было понять, почему в Германии они воспринимаются “русскими”, ведь они же вернулись на свою историческую родину, имеют немецкие корни. Как выход из ситуации для многих российских немцев можно привести слова молодого человека, приехавшего в Германию в двадцатилетнем возрасте и уже прожившего в стране более девяти лет.

"Ожидал, естественно, какие-то сложности. Но не думал, что мы не будем здесь восприниматься своими. Осознавал, что мы конечно, и по менталитету, и по другим качествам будем разниться от местного населения. Но не думал, что мы будем ими восприниматься, чисто русскими, пришлым чужим населением. Это какое-то время мне мешало, а потом я просто с этим смирился и не обращаю на это внимания. Это существует, но уже не мешает мне. Я считаю себя российским немцем." (Мужчина, 29 лет, 9 лет в Германии, учится на факультете Славистике в университете, работает в библиотеке университета)

Для многих представителей этой группы характерна следующая позиция:

"Это же большая удача для меня и моих детей то, что мы принадлежим к двум культурам сразу. Я не хочу забывать, то хорошее, что дала мне Россия, и то, что я приобрела, благодаря русской культуре. Я об этом постоянно и своим детям говорю. Я сознательно показываю им, что они должны пользоваться своим положением как преимуществом. Хотя часто именно из-за этого и я, и они сталкиваемся с непониманием остальных" (Женщина, 37 лет, 7 лет в Германии, окончила факультет славистики, работает в библиотеке Университета, член исторического общества российских немцев).

Интеграция этой группы поздних переселенцев идет по принципу третьей рассмотренной нами выше модели интеграции мигрантов в жизнь принимающего общества, по принципу культурного многообразия (рис. 1).

В соответствии с собственной этнической идентичностью представители этой группы активно используют практически все внутренние структуры российских немцев. Для них, среди всех групп российских немцев, характерен самый широкий спектр обращения к внутренним структурам - от землячеств до русских баров и дискотек (табл. 3).

При таком варианте самоидентификации роль внутренних структур может не ослабевать со временем. Респонденты из этой группы часто отмечали, что внутренние структуры помогают им чувствовать себя принадлежащим к двум культурам, не отказываться от своих привычек и социальных норм, к которым они привыкли в России. Использование внутренних структур в такой ситуации может восприниматься (и часто воспринимается) как разумный компромисс при выборе жизненного пути.

В качестве примера жизненной стратегии представителей этой группы российских немцев приведу точку зрения из частной беседы не записанной на диктофон. Одна из моих собеседниц, сравнивая жизнь в Германии и в России, отметила, что ей проще жить в Германии, потому что там в любой жизненной ситуации есть свои правила и нормы поведения, а в России ее пугает непредсказуемость и неуверенность в завтрашнем дне. С другой стороны, ощущение, что немцы все делают запланировано (учатся, работают, ходят на свидания, отдыхают) очень ей мешает. Она не получает радости от посещения немецких дискотек или баров, поэтому с радостью обнаружила, что в Фюрте есть русская дискотека.

Третья группа - поздние переселенцы, испытывающие кризис этнической идентификации, они не считают себя русскими в полной мере, но и не могут ощущать себя немцами. Большая их часть не интегрировалась в принимающее общество, не прошла адаптацию, создавая замкнутые структуры, как это показано в концепции фрагментарного, разделенного общества (рис. 1).

В подавляющем большинстве значительная часть представителей этой группы - выходцы из сельской местности, хотя среди них есть и жители городов, они не имеют высшего образования. Большинство из респондентов, относящихся к этой группе, отмечали, что их ожидания в отношении Германии не оправдались во многом из-за того, что их здесь воспринимают не немцами, а русскими. В Советском Союзе они всегда были “фашисты” и “немцы”, а тут стали “русаками”.

"Мы не немцы для местных немцев, мы русские тут. Я живу уже три года в Германии и почти не говорю на немецком." (Мужчина, 54 года, 3 года в Германии, работает на временной работе подсобным рабочим).

Их отношение к своей этнической принадлежности можно сформулировать следующим образом:

"Я нахожусь где-то посередине. Я не знаю, кто я. Германия не моя родина, я не чувствую себя тут как дома. Я ощущаю себя не совсем полноценно тут." (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе, на складе автосервиса)

Это наиболее многочисленная и наиболее проблематичная группа переселенцев. Именно этой группы касается подавляющая часть публикаций, посвященных интеграции и адаптации российских немцев в Германии. В нее входят представители разных возрастных групп, начиная от пенсионеров, которые переехали в Германию ради будущего своих детей (об этом говорят почти все пенсионеры), и заканчивая, подростками, которые, владея немецким языком, все равно не могут чувствовать себя полноценными гражданами Германии, из-за разницы в моделях поведения, жизненных целях и ценностях по сравнению с немецкой молодежью.

Зачастую представители старшего и среднего поколения этой группы не владеют немецким языком на уровне достаточном для получения хорошей работы, и практически не имеют возможности улучшать немецкий язык. Многие из них после переезда в Германию сильно понизили свой социальный статус, и уже не надеются восстановить его. Для многих в Германии нет профессионального будущего.

"Говорят, у нас в Союзе застой был, а у меня тут в моей жизни застой начался. Там я инженером на крупном заводе работал - жизнь кипела. А тут стою, наушники выдаю… Ради сына переехали, он тут хорошо устроился, работу нашел, доволен" (Мужчина, 60 лет, 7 лет в Германии, работает смотрителем в музее).

Эта группа российских немцев активно пользуется такими внутренними структурами как русские магазины, русские дискотеки, русскоязычные газеты Германии, русскоязычные интернет-сайты (табл. 3). Для данной категории российских немцев внутренние структуры, если они длительное время не выходят за их границы, начинают играть отрицательную роль, затрудняя интеграцию в немецкое общество и вызывая обоюдное непонимание обоих сторон. В итоге происходит социальная изоляция российских немцев, замкнутых только на свои внутренние структуры, и усиливается закрытость принимающего общества к переселенцам. То есть, многие из них, живя в Германии, по прежнему остаются жителями СССР. Один из немецких журналистов назвал этот социальный мир российских немцев в ФРГ "Германистан" .

Причины и механизмы трудностей интеграции российских немцев

В заключительной части подробнее остановлюсь на причинах, затрудняющих интеграцию российских немцев в Германии (прежде всего представителей третьей группы, исходя из приведенной выше типологии (табл. 3)). Как было отмечено выше, одна из главных трудностей - кризис этнической самоидентификации российских немцев. В этом их отличие от прочих мигрантов в Германии. По сравнению с последними они здесь "не иностранцы", они "немцы", но в большинстве случаев воспринимаемые немецким обществом русскими. Отсюда и возникает у большинства переселенцев кризис этнической идентичности. Они уезжают из бывшего СССР немцами, а приезжают в Германию "русаками".

Все остальные иностранные переселенцы в Германии имеют в “тылу” свою Родину, свою страну (Турция, Италия и т.д.), им не нужно принципиально корректировать и усиливать собственную этноидентичность. Российские же немцы оказываются между двух миров, и в тоже время не идентифицируют себя в полной мере ни с одним из них. Их идентичность определяется частицей “не”. Они были “не русские” в России, и сейчас они “не немцы” в Германии.

Российские немцы, с одной стороны, являлись национальным меньшинством в СССР, а с другой стороны, большинство из них выросло и сформировалось в СССР, восприняв отличные от Германии установки и формы поведения. Это оказывает сильное влияние на их самоидентичность. Многие из них употребляют уже ставшее распространенным для немалого числа российских немцев самоназвание "русаки".

В качестве примера сложившегося противоречия, приведу ряд высказываний из проведенных интервью:

“Я всю жизнь штамп на лбу носил - “немец”, так и протаскал это на себе всю жизнь в Союзе.” (Мужчина, 71 лет, 4 года в Германии, не работает) 46

"Когда, я еще девчонкой была, мне бабушка часто повторяла “Мой ноги, а то будешь как русские девочки”. На улице я часто от взрослых слышала: “Только посмотрите, какая аккуратная девочка, наверняка она немка. И я старалась как-нибудь быть причесанной не так аккуратно, чтобы уж на меня пальцами не показывали, а то чувствуешь себя не таким как все” (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).

Большинство интервьюеров в качестве неожиданной и пока мало преодолимой трудности, с которой они столкнулись после переезда в Германию, считают то обстоятельство, что их в Германии никаким образом не считают немцами, а только русскими. Вот как они сами озвучивали сложившуюся проблему:

"Я приехала в 14 лет, было очень трудно, подружек не было, я немецкий вообще не знала. В школе, дико было, в России, все обзывали "фашистка", а здесь я стала "русачка". Со мной никто не общался. Школа была не подготовлена к тому, что кто-то приедет, кто не знает немецкого. Там ничто не делалось, чтобы я учила немецкий. Я просто сидела рисовала на уроках" (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе, на складе автосервиса).

"Чем отличаются российские немцы от местных немцев? Всем. Лучше спросить какое сходство? Сходство - только фамилия немецкая, принадлежность, к немецкой нации, к исторической, а на самом деле нас и не считают за немцев" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).

Существенную роль в самоопределении и в становлении самоидентификации российских немцев играет отношение к ним принимающего общества. Им важно кем их считают сами немцы, в зависимости от этого они постоянно корректируют свою самоидентификацию.

Подобной точки зрения на причины, затрудняющие интеграцию российских немцев, придерживаются многие немецкие исследователи . Они полагают, что трудность самоидентификации самый существенный барьер на пути к интеграции в германское общество. И только преодолев этот барьер, сделав его мостом, российские немцы смогут успешно интегрироваться в Германское общество.

С этой проблемой тесно связаны и остальные не менее важные, они взаимно обуславливают друг друга, образуя замкнутую цепь. Их можно выстроить в следующем порядке: трудности со знанием немецкого языка - проблемы в поисках работы - ограниченные контакты с немцами - иные жизненные установки и ценности по сравнению с немцами - формирование негативного образа немца.

В интервью респонденты указывали на непонимание их жизненных позиций местными немцами. То, что важно и значительно для российских немцев, чаще всего никаким образом не идентифицируется в таком качестве или идентифицируется нередко с противоположным знаком самими немцами, может им представляться даже своеобразным социальным "уродством". Вот как одна из респонденток высказалась по поводу взаимоотношений между российскими и местными немцами:

"Между российскими немцами и немцами стеклянная перегородка, мы не перемешиваемся, как масло и вода!" ().

Российские немцы приезжая в Германию оказываются между двух "социальных зеркал" - своего, привычного, с одной стороны, и германского, с другой. Для российских немцев "престижно" выглядит человек, который может вовремя и ловко дать взятку, купить машину, получая социальную помощь, который экономит на еде, но строит дом, который не доверяет кредитам, и т.д. и т.д. То есть то, что приближает к "идеалам" жизни в советском и постсоветском обществе. Все это качества, для "типичного", позволю себе сказать, немецкого гражданина выглядят "абсолютно неприемлемыми". Таким образом, российские немцы оказываются перед необходимостью выбора той или иной модели поведения, поскольку они не могут одновременно красиво выглядеть в обоих зеркалах.

Вот как сами интервьюеры описывали подобные ситуации:

"Какие жизненные ценности у переселенцев? В первую очередь надо купить "Мерседес". Даже, если он год работает на социальной работе, и он знает, что он будет безработный, его это не касается. Он ведь потом будет с машиной" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).

"Местные немцы видят, что "русаки" только приехали, а уже дом построили. Они удивляются. Ничего за душой нет, а тут же "Мерседес" крутой приобретают, они … только диву даются, как так можно… Мне даже соседи жалуются на наших: "Такой говорит, дом построили, так себя держат, у всех "Мерседесы". Немцы, вот она - начальница - а нос не задирает" (Она же).

Видя свое "привычное, красивое" социальное отражение "уродливым" в глазах местных немцев некоторые из российских немцев пытаются найти объяснения такому отличному восприятию мира у разных людей. Но, естественно, что многие не стремятся выходить из мира этого зазеркалья, в котором они чувствуют себя более комфортно, и в психологическом и в социальном смысле. В ином случае они должен полностью соответствовать нормам германского общества, отрываясь от сообщества российских немцев.

В качестве психологической компенсации формируется негативный образ "типичного немца", с помощью которого российские немцы объясняют для себя "невозможность интеграции" в немецкое общество. Причем, часто этот образ формируется людьми, имеющими минимальное количество контактов с местными немцами. “Типичный немец” это - скупой, недружелюбный, ленивый, закрытый человек, который не умеет воспитывать детей и имеет плохие отношения с родственниками.

Приведу на сей счет несколько примеров из интервью:

"Немцы отличаются от нас тем, что они - очень недружелюбные, очень, очень. Скупые немцы. Чисто немцы очень скупые, жадные" (Женщина, 24 года, 10 лет в Германии, работает на временной работе на складе автосервиса).

"Местные немцы на тесное общение не идут. В лучшем случае они контактируют, когда живут по соседству. Они не допускают других в свой мир, как мы привыкли. Это русский менталитет - сразу в гости приглашать. Они будут мило беседовать при встрече, на улицах, в транспорте, но к себе домой не позовут. До себя допустить - этого нет" (Женщина, 59 лет, 8 лет в Германии, работает в администрации г. Эрлангена).

Для представителей этой группы российских немцев путь к полноценной интеграции будет долгим и сложным. На мой взгляд, их полная интеграция возможна только через несколько поколений, уже для детей и внуков мигрантов, переехавших в 1990-е годы в Германию.

Выводы

В ходе проведенного мною исследования была прослежена зависимость между обращением российских немцев, переехавших в Германию, к определенным внутренним структурам, типами их этнической самоидентификации и степенью интегрированности в жизнь Германского общества. В зависимости от типа самоидентификации российских немцев меняется роль внутренних структур в обеспечении процесса интеграции российских немцев в жизнь принимающего общества.

Для тех групп российских немцев, которые обладают достаточно стабильной этнической самоидентификацией (те, кто считает себя "германскими" немцами и те, кто считает себя российскими немцами) внутренние структуры играют роль разумных компромиссов и реализаторов определенных духовных потребностей. Продолжительность их положительного воздействия на российских немцев определяется не неделями и месяцами, а годами и десятилетиями. При отсутствии кризиса этнической идентичности и прочие внутренние структуры играют положительную роль, уже не в ходе интеграции российских немцев в Германское общество, а для поддержания стабильности их жизни.

Для других групп российских немцев, которые испытывают кризис этнической идентификации роль внутренних структур несколько иная. С одной стороны, они облегчают новоприбывшим узнавание страны, знакомят их с элементарными жизненными нормами и правилами поведения в новой жизненной среде. С другой стороны, при определенных условиях тормозят вхождение поздних переселенцев в жизнь немецкого общества. Не ослабляют, а только усиливают кризис самоидентичности, вызывая трудности в процессе интеграции в немецкое общество. Продолжительность положительного влияния внутренних структур может варьировать от нескольких недель до нескольких месяцев. Их же отрицательное воздействие может затянуться на годы. Что бы этого не происходило должна проводится грамотная политика приема поздних переселенцев и программа их интеграции в новых условиях, основанная, в том числе, и на приведенных выше фактах и причинах, затрудняющих адаптацию российских немцев в Германии.

Тростановский Ж. Иностранцы в Германии: исторический парадокс или социально-экономическая реальность. // Социология: теория, методы маркетинг. Институт социологии НАН Украины.2002, №3. С. 173-185.
Fassmann H. Ausländer in der Stadt. Demographische Befunde, gesellschaftliche Problembereiche und Politische Strategien. // Berichte zur deutschen Landeskunde. 75 Band. Heft 2/3. Flensburg, 2001. C. 124-136.
Ingenhorst H. Die Russlanddeutschen. Aussiedler zwischen Tradition und Moderne. Frankfurt/Main, 1997. C. 108-109.
Костинский Г. Иммигранты в городе: опыт развитых стран. // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90е годы. Под. редакцией Ж.А. Зайончковской. М., 1999. С. 33-44.
Фельтен Н.Н. Миграции населения Германии: пространственно-временной анализ. Санкт-Петебург, 2002. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук.
Известия Верховного Совета СССР. №52. 05.01.1965.
Fassmann H. Auslaender in der Stadt. Demographische Befunde, gesellschaftliche Problembereiche und politische Strategien. // Berichte zur deutschen Landeskunde. Die Zukunft der Stadt - Visionen der Stadtentwicklung. Band 75. Heft 2-3. 2001. S. 124-136.
Там же. С. 131; Park R.E. Die Stadt als raeumliche Struktur und als sittliche Ordnung (leicht gekuerzte Fassung eines Aufsatzes aus 1925). // Atteslander P., Hamm B. (Hrsg.) Materialien zur Siedlungssoziologie. Köln, 1974. S. 90-100.
Там же. С. 132; Lichtenberger E. Gastarbeiter - Leben in zwei Gesellschaften. Wien-Koeln, 1984.
Там же. С. 134; Hoffmann-Nowotny H.-J., Imhof K. Internationale Migration und soziokultureller Wandel. // Boesler K.-A., Heinritz G., Wiessner R. (Hrsg.) Europa zwischen Integration und Regionalismus. Stuttgart, 1998. S. 28-37.
Elwert G. Probleme der Auslдnderintegration. Gesellschaftliche Integration durch Binnenintegration?// Kölner Zeitschrift Soziologie und Sozialpsychologie 34. 1982. S. 717-733.
Henkel R. Binneintegration als Faktor für Eingliederung Russlanddeutscher Aussiedler in die Bundesrepublik Deutschland - das Beispiel zweier Gemeinden in Rheinhessen. // Mainzer Geographische Studien. H. 40. S. 445-458.
Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни. // Рефлексивное крестьяноведение: Десятилетие исследований сельской России. Под. ред. Шанина Т., Никулина А., Данилова В. М., 2002. С.76-77.
Там. же С. 81.
См. например: http://www.deutscheausrussland.de; http://www.bundesverwaltungsamt.de ; http://www.bundesauslaenderbeauftragte.de/publikationen ; http://www.bmi.bund.de ;http://www.aussiedlerbeauftragter.de ;
http://www.aussiedlerbeauftragter.de ; http://www.hfdr.de .
Wroblewska А. Die Integration der Rußlanddeutschen aus Sicht einer Forscherin aus einer Drittkultur. // Wanderer und Wanderinnen zwischen zwei Welten? Zur kulturellen Integration russlanddeutscher Aussiedlerinnen und Aussiedler in der Bundesrepublik Deutschland. Referate der Tagung des Johannes-Kuenzig-Instituts fuer ostdeutsche Volkskunde. Hrs. Retterath H.-W. Freiburg, 1998. S. 77-93.
В проведенном исследовании специально роль религиозных общин в жизни российских немцев я не рассматривала, но по итогам работ коллег этнологов и географов с полным правом могу отнести религиозные общины к внутренним структурам российских немцев. Подробно о конфессиях российских немцев в Германии см.: Курило О.В. Интеграция российских немцев в Германии (этноконфессиональный аспект). // Этнографическое обозрение. 1999. №2. С. 113-126; Henkel R. Binneintegration als Faktor…
Kleinknecht-Straehle U. Deutsche aus der ehemaligen UdSSR: Drei Phasen der Migration und Integration in der Bundesrepublik Deutschland im Vergleich. S. 43-44. // Wanderer und Wanderinnen zwischen zwei Welten? Zur kulturellen Integration russlanddeutscher Aussiedlerinnen und Aussiedler in der Bundesrepublik Deutschland. Referate der Tagung des Johannes-Kuenzig-Instituts fuer ostdeutsche Volkskunde. Hrs. Retterath H.-W. Freiburg, 1998. S. 39-60.
Gerlach T. Reise nach Germanistan. // Die Tageszeitung. 22-23.02.2003.
См. например: Dietz В., Hilkes Р. Integriert oder isoliert? Zur Situation rußlandeutscher Aussiedler in der Bundesrepublik Deutschland. München, 1994. S. 15-17; Wroblewska А. Die Integration der Rußlanddeutschen aus Sicht einer Forscherin aus einer Drittkultur. S. 87-88. // Wanderer und Wanderinnen zwischen zwei Welten? Zur kulturellen Integration russlanddeutscher Aussiedlerinnen und Aussiedler in der Bundesrepublik Deutschland. Referate der Tagung des Johannes-Kuenzig-Instituts für ostdeutsche Volkskunde. Hrs. Retterath H.-W. Freiburg, 1998.
В данном случае под немецким языком понимается хохдойтч (Hochdeutsch) - современный государственный и литературный немецкий язык, принятый для употребления в Германии, а не о диалекты немецкого языка, которыми владеют многие пенсионеры - поздние переселенцы.
Под "социальным зеркалом", я понимаю реакцию того или иного общества на действия отдельного человека, в связи с которой он корректирует собственные нормы поведения и формирует такие жизненные ценности, которые приняты в данном обществе.

Несколько миллионов этнических немцев проживают за границей. Сплоченность диаспоры помогла им не раствориться без остатка в другой стране. Поддерживая друг друга, дождались благоприятных перемен в политической обстановке, законодательной базе, чтобы вновь обрести родину…

После войны немцы начали возвращение в Германию из Восточной Европы . С военных времен прошло больше пятидесяти лет, число возвратившихся в Германию немцев давно превысило отметку в четыре миллиона. Пик потока переселенцев из Польши и Румынии приходился на период до 1990 года. Большую часть возвратившихся этнических немцев составляют те, кто покинул бывший Союз, Польшу и Румынию.

В 2013-2014 гг. наибольший поток поздних переселенцев в Германию поступал из Российской Федерации (более 50%), Казахстана (более 30%), Украины (более 5%). Кроме того, поздние репатрианты продолжают движение в сторону родины из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Польши, Румынии и других стран. Этнические немцы , желающие вернуться в Германию есть также Южной Африке и Латинской Америке.

Перечень документов для возвращения русских немцев посильный. Позднему репатрианту потребуется документальное подтверждение немецких корней (например, свидетельство о рождении); сертификат, подтверждающий уровень владения немецким языком, заявление для приема по Федеральному закону о перемещённых в Федеральный Административный Офис BVA (подается через представительство Германии по вашему месту жительства). Требуемые бланки есть в посольстве, консульствах Германии, на сайте BVA. Информация на сайте Федерального Административного Офиса подана как на немецком языке, так и на русском и других языках.

Возвращаясь к языковому тесту на знание ), стоит сказать, что количество попыток его одолеть не ограничено. Даже если уровень подготовки оказался хуже, чем ожидалось, не стоит расстраиваться. В вашем распоряжении не только самоучители или услуги репетиторов. Для желающих выехать в Германию, и просто тех, кто хочет познакомиться с ее культурой через немецкий язык, . Курсы разработаны разной сложности. Вы получаете отличную комбинацию теории и практики литературного и современного разговорного языка. К слову, владение литературным языком высоко ценится и в Германии и в Австрии. Это своего рода показатель образованности, который выделяет из массы.

При позитивном решении вопроса в BVA вы получите извещение о приеме (право на выезд), останется только решить визовый вопрос. Промежуток от подачи документов до самого переезда длится не один месяц, потому следует запастись терпением. Кроме того, это качество очень даже пригодится, учитывая любовь немцев к соблюдению установленных порядков. Бюрократические процедуры приходится воспринимать как данность, без лишних эмоций. Что поделаешь, приходится обуздывать пламенный темперамент в общении с нордическими личностями.

Так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве.

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Петр Великий, при котором начался процесс европеизации России, привлек много немцев в свое окружение. Его последователи также поручали немцам ответственные посты в дипломатии, управлении и в армии. Достаточно лишь поближе ознакомиться с именами выдающихся лиц того времени, чтобы убедиться, что немцы участвовали решительно во всех сферах общественной жизни России. Потомки этих людей зачастую оседали в России, в значительном числе случаев сохраняли немецкий язык в качестве основного, немецкое национальное самосознание, принадлежность к лютеранской или католической церкви, а также компактное проживание. Даже сама правящая династия Романовых , начиная с брака родителей Петра III - цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха , активно смешивалась с немецкими правящими династиями, в результате многие Российские правители имели большую долю “немецкой крови”, а некоторые, в силу различных династических обстоятельств, даже были рождены в Германии.

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян (так называемых колонистов ) на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья - многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую , католическую) и элементы национального менталитета.

Основную часть нынешнего немецкого населения России и стран СНГ составляют прежде всего потомки немецких крестьян-колонистов. История их формирования охватывает период с XVIII по XX вв. Основными местами расселения являлись среднее и нижнее Поволжье , северное Причерноморье , Закавказье , Волынь (северо-запад Украины), с конца XIX в. - Северный Кавказ и Сибирь. В силу их территориальной разобщенности и различных особенностей исторического и этнического развития в среде российских немцев сформировался ряд этнических (локальных) групп - поволжские немцы, украинские немцы (выходцы из Причерноморья, зачастую разделяющие себя по конфессиональному признаку на лютеран и католиков), волынские немцы, бессарабские немцы, кавказские немцы (или швабы , по месту своего проживания в южной Германии - Швабии) и меннониты (особая этноконфессиональная общность). Представители различных этнических групп немецкого населения долгое время имели и сохраняли особенности в языке, культуре, религии, быту - говорили на своих, зачастую значительно различающихся, диалектах, праздновали по особому народные и религиозные обряды и праздники - Рождество , Пасха , Троица , Праздник урожая , Праздник забоя скота и др.

Исходным пунктом миграции немецкого населения по территории России были также окончательно присоединенные к ней в XVIII веке прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия . Кроме того, большое количество немцев в XIX столетии переселилось на Волынь из Польши. Наконец, в -е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.

С 1870-х гг. иммиграция немцев в Россию в основном прекращается (особенно в связи с отменой в отношении колонистов льгот по отбыванию воинской повинности и охлаждением русско-германских отношений). Более того, большое количество российских немцев начинает эмигрировать из России, причём не в Германию, а главным образом в США . Всего до 1914 года из России в США переселилось до 200 тыс. этнических немцев. Они составили один из наиболее крупных потоков дореволюционной российской эмиграции.

В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

Уже в первом десятилетии в Поволжской Республике с небывалым размахом началось развитие промышленности и механизации сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства Республика немцев Поволжья занимала ведущее место в СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Вместе с экономическим ростом и изменениями в структуре народного хозяйства республики начался и культурный подъем. Республика немцев Поволжья, которую официальные публикации часто называли "сталинским цветущим садом", была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 Домов культуры, существовали Немецкий Национальный и Детский театры. В республике издавалось более двадцати местных и пять областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годами вышло 555 наименований немецких книг общим числом около трех миллионов экземпляров.

Республика обладала всеми признаками национального образования (две трети жителей были немцы), это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР. Повсюду в Советском Союзе, где были замкнутые немецкие поселения, за ними признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах управления и в судопроизводстве).

Трудолюбие и достижения российских немцев были общепризнанными и упоминались с похвалой. Проблем в отношении добрососедства с другими национальными группами не было.

По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан. В 1937-1938 гг. НКВД была проведена так называемая “немецкая операция”. Согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР от 25 июля 1937 года , все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция. Всего было арестовано 65-68 тыс. человек, осуждено 55.005. С наибольшей силой она затронула приграничные зоны и окружение столичных городов; сама АССР пострадала непропорционально слабо. Согласно директиве наркома обороны СССР 200ш все немцы, в числе представителей всех национальностей, не входящих в состав Советского Союза, были уволены из армии (часть впоследствии восстановлена). В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский.

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья” от 28 августа г. была произведена тотальная депортация немцев из АССР . Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП, ещё 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД . Немцам было отдано распоряжение в течение недели подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России и Закавказья, не занятых Вермахтом .

Переселение немцев производилось постепенно и завершилось к маю 1942 года . Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев.

В -х гг. во многих крупных городах России и в местах компактного проживания российских немцев созданы Центры немецкой культуры, образованы два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области), реализована немецко-российская программа “Нойдорф-Стрельна” по созданию коттеджного поселка российских немцев в пригороде Санкт-Петербурга - районе Нойдорф в Стрельне , образована Федеральная национально-культурная автономия “Российские немцы”.

В начале 90-х годов XX века было организовано “Немецкое общество Санкт-Петербуга”, возобновлено издание газеты на немецком языке “St.Petrsburgishe Zeitung ”. По инициативе Совета общества в январе 1998 года на Левашовском мемориальном кладбище, как дань памяти не только невинным жертвам репрессий, погибших в годах коммунистического эксперимента, но и всем немцам, верой и правдой служивших России, был установлен памятник “Немцам России” . Существует мнение, что это - единственный памятник российским немцам на территории РФ.

По совместной инициативе консулата ФРГ,евангелическо-лютеранской церкви и мэрии Санкт-Петербурга в восстановленной Петрикирхе была открыта постоянная выставка “Немцы Санкт-Петербурга” (St.Petersburger Deutschen).

Правительство ФРГ чувствовало себя на основании своей Конституции (статья 116) обязанным вступиться за российских немцев. Германский Бундестаг неоднократно призывал правительство ФРГ к выполнению статьи 116, но у руководителей ФРГ были связаны руки, потому что советское правительство расценивало каждую попытку помощи российским немцам как вмешательство во внутренние дела страны. Ситуация изменилась лишь осенью 1990 года в связи с подписанием договора о добрососедских отношениях, партнерстве и сотрудничестве между ФРГ и СССР.

Так, низведенные до положения деклассированной группы на периферии советского общества, российские немцы видели только одну возможность выбраться из этого отчаянного положения - выезд в Германию, на историческую родину своих предков.

Немцы начинают возвращаться в Россию

По последним данным, в Россию ежегодно возвращаются тысячи немцев. Российское правительство также среагировало на это: 3 сентября была подписана Программа по социально-экономическому и культурно-этническому развитию общин российских немцев, которая должна содействовать скорому возвращению эмигрировавших немцев в области, где ранее находились их поселения (в Поволжье и Западной Сибири). Из бюджета на нее выделяется 2,8043 млрд. руб., рассчитана она на 2008–2012 годы. В программном документе отмечается, что к эмиграции из стран СНГ привело “отсутствие систематического подхода к проблеме российских немцев как преследуемого народа”.

“Наконец-то граждане России получили реальную возможность возвращения. Ведь Германия приняла их не так, как они ожидали, и многие чувствуют себя обманутыми правительством и не принятыми в обществе”.

По Конституции ФРГ, каждый человек, являющийся немцем по национальности, может приобрести германское гражданство. 21 декабря 1992 года был принят закон об устранении последствий войны, по которому был определен статус “позднего переселенца”. Так стали называть этнических немцев, которые “испытали так называемую послевоенную судьбу”. Согласно статье 4, “для заявителей из стран бывшего СССР действует законное предположение о страданиях, перенесенных в результате последствий войны”. Причем только наши соотечественники не должны доказывать, что после 1992 года они испытывали на себе последствия войны на территории России и СНГ.

Переселение немцев из бывшего СССР в Германию началось с 1988 года. Сначала хаотично, а после вступления в силу 1 июля 1990 года закона о приеме переселенцев – после подачи официального заявления в Федеральное административное ведомство. С 1991 по 2006 год переехало более двух миллионов русскоязычных немцев. Согласно закону о воссоединении семей, препятствий не чинится и их родственникам. C 1995 года они в основном и переселяются в Германию. Такова информация Федерального ведомства по миграции и беженцам.

Некоторые переселенцы устраиваются в Германии просто шикарно. У них есть хорошая работа и благополучные семьи. Порой их достаток позволяет покупать шикарные виллы в самых роскошных районах и ездить на лучших автомобилях. Однако доля таких судеб в общем числе мала.

Денег не хватает, и даже продукты питания приходится покупать в специальном фонде для бедных.

По оценкам Ведомства по миграции, социальная неустроенность и вырванность из привычной среды заставляют наших соотечественников в Германии создавать свои микросоциумы, оставаясь недоступными усилиям социальных работников интегрировать их в общегерманскую социальную структуру.

Кроме того, среди иммигрантов самая большая безработица. В фирмах у своих же переселенцев, где наши соотечественники прививают российские правила и порядки, оклады намного ниже принятых по стране, а права трудящихся не соблюдаются.

Неудавшаяся интеграция

Федеральное правительство с самого начала серьезно отнеслось к проблемам переселенцев, выделяя им жилье, социальную помощь, бесплатные курсы языка. Однако, несмотря на все старания правительства, большинство наших граждан с германским паспортом интегрироваться не спешат. Они образуют свои клубы по интересам, свои группы, ищут друзей в среде переселенцев, идентифицируют себя с российской культурой и смотрят российское телевидение.

Разница в менталитете ведет к обособленности поздних переселенцев. К этому следует добавить незнание языка.

Уже сама необходимость интеграции этнических немцев в немецкий же социум подтверждает, что стратегия федерального правительства по возвращению якобы немцев на якобы родину провалилась. Ведь происхождение у наших немцев почти всегда смешанное, язык не знает почти никто, учить его многие даже отказываются, о немецкой культуре представление имеют весьма отдаленное.

Вопрос о гражданстве – самый неясный во всей истории переселения в Германию граждан бывшего СССР. Все они до сих пор – вопреки Конституции ФРГ – обладают гражданством РФ. Кто и почему разрешил выходцам с постсоветского пространства иметь два гражданства – не афишируется. Юристы и политики предпочитают не затрагивать эту тему. Почему такие привилегии посыпались на бывших идеологических врагов, удивляются и многие коренные немцы, не имеющие права, переехав к супругам за границу, получить двойное гражданство.

Родственные связи на самом деле существуют. Но это ничего не меняет в двухвековой принадлежности к другой – в основном русской – культуре, и пропасть между разбавленными этнически немцами из бывшего СССР и гражданами ФРГ отчетлива и непреодолима.

Отсюда и отсутствие взаимопонимания, разделение на “мы” и “они”, взаимные обиды, сведение счетов. За немцев поздних переселенцев из стран СНГ мало кто принимает. Поэтому и чувствуют они себя чужими, и редко находят себя в новом социуме, и остаются в своих компаниях со своей, ставшей и оставшейся русской, душой. Неприкаянность в немецком обществе заставляет их сопротивляться. Вызывает обиду, стремление к агрессивному противостоянию культуре, которая так и осталась чужой, и к стране, так и не ставшей своей, хотя на нее была сделана ставка не меньшая, чем жизнь.

В Саратове в начале 90-х местные жители с восторгом аплодировали Борису Ельцину , предложившему выделить под российско-немецкую автономию военный полигон Капустин Яр.

Два немецких национальных района: Гальбштадт в Алтайском крае и Азово под Омском - маленькие Германии в Сибири. Туда немцы действительно едут.

Если бы была получше ситуация с жильем и работой, ехали бы еще активнее. Те, кто вернулся в Россию, рассказывают, что в транспортных фирмах, помогающих возвращенцам, клиенты записываются в очередь на выезд за полгода! Таких компаний - уже десятки по всей Германии.

По переписи 2002 года в России проживало 597 212 немцев.

Сколько сейчас в России возвращенцев из Германии и сколько еще хотят снова стать жителями России - этого не знает никто.

За последние пять лет в ФРГ эмигрировали 102 тысячи 799 этнических немцев из России. С каждым годом уезжают все меньше. В 2003 году Россию покинули 39,5 тысячи человек. В 2007-м, по данным германского посольства в Москве, уехали лишь 4 тысячи “поздних переселенцев”.

Знал Петр, чего так не хватало его подданным. И, возможно, мечтал, чтобы все русские стали чуть-чуть немцами, а немцы - русскими душой. И... ведь сбылись царские мечты-переселенцам в русляндии жить вольготнее, чем в неметчине.

Много чего случилось со времен Петра. Воевали вместе против Наполеона, а потом друг друга убивали яростно. Но когда улеглись страсти, просеялись русские немцы через мелкое российское сито. Утек песок, и остались в России одни самородки. Теперь только бы сберечь это добро, завещанное предками, а при случае и приумножить. И это не пустые мечты, учитывая, что история движется по спирали. Первые немцы переселялись к нам, как на землю обетованную, спасаясь от западной нищеты, тесноты и бесконечных междоусобиц. Все может еще повториться! Будущее христианской Европы с ее истощенными почвами, не имеющей природных ресурсов и азартно заселяемой иноверцами с мусульманского Востока и из Северной Африки, весьма предсказуемо.

У меня есть старый школьный товарищ, дружба с которым связывает нас уже более двадцати лет. Помню, когда получали свои первые паспорта, он мне рассказал, что в паспортном столе скрыл то, что он – немец по национальности. Я еще тогда удивился: «Какой же ты немец?»

0/3/2001

После окончания школы наши дороги разошлись: я пошел учиться в вуз, он с семьей переехал на Север. Изредка переписывались, встречались. А затем и вовсе жизнь закружилась, завертелась. Я – «на окладе», а он – директор собственного малюсенького ЧП. Встречались, пили водку, жаловались друг другу на жизнь, строили планы. Уже тогда он мне признался, что совершенно серьезно наладился на ПМЖ в Германию. Дело в том, что мать его – из немцев, из тех – «поволжско-казахстанских». Да и вся родня давно уже в Германии. Вот и он решил попытать судьбу. Серьезно занялся языком, в немецкое общество вступил. Обещал на «мерсе» за мной приехать, показать Германию.

С тех пор прошло шесть лет. Я живу в Киеве, он – во Львове. Не уехал еще, ждет. Зато мы встречаться чаще стали. Ведь посольство и консульство Германии находится здесь, в столице...

Именно от своего друга я впервые услышал истории о том, с какими проблемами приходится сталкиваться во время оформления документов, какими ухищрениями приходится добиваться той или иной справки. Совсем опустил было руки мой друг, но, как говорится, надежда умирает последней. В свой последний приезд он просил меня разузнать о землячестве немцев. Говорил, мол, от немецкого общества толку мало – одни слова. А о землячестве слух идет как о «добром батьке-царе». «Ладно, – ответил ему, – разузнаю».

По профессии Генрих Эрнстович – юрист. В свое время, работая на общественных началах начальником юридического отдела Народного совета немцев Украины, он распространил среди членов немецкого общества «Возрождение» специальную анкету. В ходе анкетирования выяснилось, что фактически общества как такового не существует. Его нет. То есть, на бумаге, формально оно действует, но в реальности...

Более глубокий анализ деятельности этой организации и вовсе выявил такие негативные стороны, как банальное расхищение денежных средств, направляемых правительством Германии на решение вопросов этнических немцев Украины. Все это подтолкнуло Генриха Адлера к созданию альтернативной организации, получившей название «Землячество немцев Киева». Круг задач Землячества очерчен четко и довольно широк. В него входят содействие в официальном признании немецкой национальности для тех, кто ее имеет; содействие в изучении и популяризации немецкого языка, культурных ценностей, развитии национальных традиций среди членов Землячества; содействие развитию у молодежи национального самосознания; содействие обучению конкурентоспособным в Европе профессиям; установление контактов с молодежью в Германии; поддержка связи с немцами, которые переехали в Германию на постоянное место жительства. Таков далеко не полный перечень вопросов, которые ставит перед собой данная организация.

Основой деятельности Землячества Генрих Адлер сделал не декларативные заявления и обещания, а реальные практические шаги, направленные в помощь конкретным людям. За сравнительно небольшой срок существования организации сотни людей смогли получить реальную помощь и поддержку. Тысячи вопросов, способы их разрешения, юридические «закавыки» и пути их легального обхода стали бесценным материалом для тех, кто сегодня решает проблему эмиграции в Германию. Отличным подспорьем для тех, кто не может приехать в Киев за консультацией, стал веб-сайт Землячества немцев Киева – www.germany.com.ua. Здесь можно получить бесплатную консультацию практически по любому интересующему вопросу. Приведу лишь некоторые примеры.

Куда обращаться, если я решу уехать в Германию?

– Прежде всего необходимо доказать свое немецкое происхождение, а также знание немецкого языка. И главное при этом – запись национальности в паспорте. Если эта запись была сделана с самого начала, т. е. уже в первом полученном вами паспорте, а в свидетельстве о рождении национальность родителей или одного из них указана как немец/немка, то в принципе вы можете выехать в Германию. Для этого необходимо заполнить Antrag, который получают в германском консульстве. Здесь вы можете взять не более двух бланков заявлений – для себя и своей семьи.

Следует учитывать одну особенность: если податель заявления по паспорту немец, но паспорт получен не в положенные по закону сроки (по достижении 16 лет или, для женщин, – при смене фамилии вследствие замужества), то шансов получить разрешение на прием в Германии нет.

Мой дед был репрессирован в годы войны. Отношусь ли я к числу репрессированных немцев?

– Внук считается потомком репрессированного.

Котируется ли в Германии высшее педагогическое образование?

– Основным критерием оценки педагогического образования служит знание немецкого языка. Этим, в частности, будут определяться и перспективы вашего трудоустройства в качестве преподавателя.

Кроме того, посетители сайта могут почерпнуть много интересной и полезной информации – о деятельности немецкого общества «Возрождение», о жизни эмигрантов в Германии. Отдельный раздел посвящен вопросам еврейской эмиграции в Германию. Кстати, наверное, многим будет небезынтересно узнать, что сейчас намного легче именно евреям попасть в бундес-республику. «Не секрет, – сказал Генрих Адлер, – что существует немало случаев, когда, пользуясь сходством еврейских и немецких фамилий, наши немцы выдают себя за евреев и благополучно перебираются без языковых тестов на постоянное место жительства в Германию».

Но, наверное, наиболее полезной информацией для всех, кого волнуют вопросы эмиграции, будет тот факт, что в Землячестве немцев Киева создан юридический отдел, целью которого является необходимость юридической поддержки этнических немцев, проживающих на территории Украины. Консультации предоставляются как для членов общества, так и для всех желающих – правда, при наличии документов, подтверждающих принадлежность к немецкой национальности и предварительной договоренности по телефону о встрече.

Очередная волна немецкой эмиграции (судя по письмам наших читателей) еще нескоро пойдет на спад. А вследствие сложившихся сегодня обстоятельств, считает Генрих Адлер, Германия для этнических немцев Украины стала злой мачехой. Взять, к примеру, унизительные тесты для восточных переселенцев на знание языка, культуры и традиций исторической родины. Они-то и тот свой «поволжский суржик» с трудом воспроизводят, и культура за советские десятилетия у них создалась «своя»...

В результате только в Киеве сегодня более сотни так называемых «отказников», которым немецкие власти отказали на основании того, что они «недостаточно немцы». Зачем тогда, спрашивается, было огород городить. И не было бы столько вновь поломанных судеб, слез, разочарований. А ведь только в Украине проживает около 100 тысяч этнических немцев, которые, как сказал Генрих Адлер «оказались в прорехе между двумя демократиями – уже устоявшейся немецкой и все еще формирующейся украинской».



Поделиться