Статья 65 семейный кодекс рф. Теория всего. Порядок осуществления родительских прав

Семейный кодекс Российской Федерации регулирует многие аспекты жизни супругов и их детей. Отдельная глава посвящена правам и обязанностям родителей. В статье рассмотрим специфику и принципы осуществления процесса воспитания, изложенные в ст. 65 СК РФ. Расскажем о пределах родительского усмотрения и приоритетах прав ребенка, порядке разрешения конфликтных ситуаций.

Ст. 65 действующего Семейного кодекса РФ устанавливает, что воспитание и образование не может осуществляться в противоречии с интересами детей. Определены основные принципы, которыми обязаны руководствоваться родители по отношению к своему ребенку.

Также в документе описан порядок рассмотрения вопросов в отношении детей между матерью и отцом, иными лицами, осуществляющими процесс воспитания. Названы органы, уполномоченные принимать решения при конфликтных ситуациях.

Статьей установлена процедура определения места жительства ребенка с одним из родителей, в случае, когда они сами не могут договориться об этом. Прописаны права семьи на различные виды государственной помощи. Правовой комментарий к статье поможет понять ее суть и пути реализации.

Принципы осуществления родительских прав

Положения ст. 60-65 Семейного кодекса РФ, устанавливающие права и обязанности родителей, распространяются на следующий круг лиц:

  • родные мать и отец;
  • лица, в законном порядке усыновившие либо удочерившие ребенка;
  • приемные родители по соответствующему договору;
  • гражданин, в установленном порядке назначенный опекуном ребенка.

Вне зависимости от отношения к той или иной категории, наличия родственных связей с несовершеннолетним, осуществление родительских прав указанными лицами должно происходить в строгом соответствии с положениями ст. 65 Семейного кодекса РФ. На первом месте должна стоять защита ребенка во всех аспектах (материальном, моральном, физическом). Права родителей не могут входить в противоречие с интересами детей. Если это происходит, необходимо на первое место ставить потребности несовершеннолетнего. Эта обязанность сохраняется и при расторжении брака супругов.

При выполнении своих обязанностей родители не должны наносить вред детям. Это касается их физического здоровья, психики, нравственности. Запрещается унижать и оскорблять ребенка (выражаться в его адрес нецензурно, обидными словами),
относиться к нему грубо или жестоко (применение физической силы, шлепки, подзатыльники).

Нельзя использовать детей в личных целях, это противоречит интересам несовершеннолетнего. Примером может быть ситуация, когда сына или дочь заставляют выполнять тяжелые работы по дому и хозяйству (особенно в сельской местности), что негативно сказывается на здоровье, учебе и отдыхе.

Все вышеперечисленное недопустимо в отношениях нормальной семьи и очевидно для добросовестных родителей. К сожалению, в жизни встречаются разные ситуации, в связи с чем и необходимо определение и закрепление данных принципов и запретов на законодательном уровне.

Ответственность родителей

Лица, выходящие за пределы осуществления принадлежащих им родительских прав, реализующие их в нарушение ст. 63-65 Семейного кодекса РФ, несут за это ответственность. Законом установлены следующие ее виды:


  1. Уголовная ответственность наступает за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию, сопряженное с жестокостью по отношению к несовершеннолетнему (предусматривает штраф, исправительные, обязательные либо принудительные работы, лишение свободы).

Порядок осуществления родительских прав

Любые вопросы по воспитанию, обучению и развитию сына и дочери родители должны разрешать по обоюдной договоренности между собой. При этом обязательно необходимо учитывать интересы и мнение несовершеннолетних членов семьи.

Однако порой у супругов могут кардинально различаться взгляды на то, что будет лучше для их чада. Как пример, отец хочет отдать сына на футбол, а мать – на танцы. Один настаивает на школе с математическим уклоном, а второй – с углубленным изучением языков. Когда пара не может прийти к согласию по какому-либо вопросу, они могут обратиться в органы опеки по месту своего жительства или в суд.

Органы опеки выступают своего рода консультантом семьи в сложных ситуациях. В приведенных в качестве примера случаях они проведут беседу с отцом и матерью. Поговорят с несовершеннолетним, узнают его мнение, личные предпочтения и увлечения. При решении ряда вопросов выяснение позиции детей старше 10 лет является обязательным. Это следующие ситуации:

  • изменение имени и фамилии (в том числе при усыновлении и его отмене);
  • восстановление прав отца или матери, ранее ограниченными в них;
  • усыновление и его отмена;
  • назначение опекуна и попечителя.

Конечное решение базируется исключительно на интересах ребенка. При необходимости будут даны инструкции и рекомендации. При несогласии с органами опеки, возможно обжалование их действий и актов в судебном порядке. При решении более серьезных вопросов необходимо подавать заявление в суд, уполномоченный рассматривать следующее:

  • место проживания малыша;
  • порядок общения и участия в воспитании, если родители живут отдельно;
  • возврат незаконно удерживаемого несовершеннолетнего родителю, опекуну, усыновителю;
  • лишение, ограничение и восстановление в родительских правах;
  • усыновление и его отмена;
  • выезд малыша за границу, когда другой родитель возражает против этого.

Реализацию своих полномочий судебные органы и опека строят исключительно на приоритете интересов несовершеннолетнего.

Место жительство ребенка

Когда родители проживают не вместе, они должны сами решить, с кем из них будет постоянно находиться сын или дочь, кто преимущественно займется его воспитанием. Закон не предусматривает, в какой форме должно быть совершено подобное соглашение. Таким образом, допустима устная договоренность либо письменный документ. Его необходимо заверить у нотариуса.

Когда отец и мать не смогли прийти к согласию по данному вопросу, необходимо обращаться в суд. Данная инстанция разрешает указанный вопрос, руководствуясь равенством родителей на право воспитания ребенка, а также принимая во внимание следующее:


Очевидно, что совсем маленький человек гораздо больше нуждается в материнской заботе. Подростку же порой больше необходим отцовский авторитет. При достижении десятилетнего возраста ребенок обязательно высказывает свое мнение. Суд обязан его учесть при вынесении решения.

  1. Привязанность к отцу и матери, а также к братьям и сестрам.

Устанавливается, с кем у несовершеннолетнего более близкие отношения. Также противоречащим интересам детей считается разделение братьев и сестер по разным семьям.

  1. Личные качества каждого из супругов.

Могут быть исследованы:

  • характеристики с места жительства и работы;
  • показания свидетелей о поведении отца и матери в быту;
  • судимости и привлечение к административной ответственности, нахождение под следственными действиями;
  • вредные привычки.
  1. Семейное положение. Наличие мачехи или отчима, с которым не сложились отношения, могут послужить основанием к отказу.
  2. Условия жизни каждого из претендентов.

Исследуются жилищно-бытовые условия и уровень доходов. Сама по себе большая финансовая обеспеченность одного по сравнению с другим не послужит оставлению ребенка проживать именно с ним. Зачастую хорошо зарабатывающий отец отдает сына или дочь на попечение нянь или родственников, что не совсем отвечает интересам несовершеннолетнего.

  1. Режим работы.

Особенности занятости отца или матери могут сыграть решающую роль. Как образец, один работает сутками или не нормировано, другой трудится в офисе, поэтому имеет возможность постоянно присматривать за ребенком. Скорее всего, предпочтение в такой ситуации суд отдаст второму родителю.

  1. Состояние здоровья физического и психического.

Очевидно, что недееспособному гражданину не доверят ребенка. Страдающему серьезным заболеванием или инвалиду будет затруднительно осуществлять полноценный уход и присмотр за малышом.

  1. Иные существенные обстоятельства.

Порой судебные разбирательства могут длиться месяцами и даже годами. В таких случаях мать или отец вправе заявить ходатайство о применении нормы об определении места проживания ребенка, пока не будет вынесено окончательное решение.

Наиболее часто подобные иски удовлетворяются в пользу матерей. Однако в последние годы происходит устойчивое изменение практики. Все чаще выносятся решения об определение места жительства с отцом.

Подавать подобные иски можно неограниченное количество раз, при изменении личных обстоятельств одного или другого супруга, обстановки в семье. Данный вопрос может решаться как до, так и после регистрации развода. Вне зависимости от того, с кем будет оставлен малыш, он имеет право на сохранения прописки по адресу другого родителя.

Судебная практика

  1. При определении места проживания девятилетней Алисы Романовой, судья установила следующее. Мать Романова работает следователем, имеет ненормированный рабочий день, дежурства в ночное время и выходные дни. Папа трудится по режиму с 9 до 18 часов. Таким образом, интересам ребенка будет отвечать проживание с отцом, поскольку он сможет обеспечить постоянный присмотр за дочерью. Также при вынесении решения суд принял во внимание условия жизни каждого из бывших супругов.
  2. После оформления развода семьи Гуляевых, бывший муж запретил вывозить общего сына за границу. Гражданка Гуляева обратилась в суд, где пояснила, что ребенок нуждается в отдыхе и оздоровлении, поездка на море рекомендована врачами. Было вынесено решение разрешить выезд несовершеннолетнего, поскольку запрет отца противоречит интересам сына.
  3. Гражданин Демидов обратился в суд с требованием выписать своих детей из принадлежащей ему квартиры. Пояснил, что после развода жена с малышами переехала в свой дом, поэтому с регистрационного учета они должны быть сняты. Гражданка Демидова возражала, сообщила, что на данный момент проживает с сыном и дочерью на жилплощади сестры.

Суд иск не удовлетворил. Указал, что дети сохраняют прописку по адресу одного из родителей, вне зависимости от фактического проживания.

Следовательно, родители должны осуществлять свои права с соблюдением приоритета интересов детей. За нарушение этого принципа и ненадлежащее выполнение своих обязанностей возможно привлечение к предусмотренным законом видам ответственности. Все вопросы воспитания и обучения решаются при обоюдном согласии матери и отца, с учетом мнения ребенка.

Кода они не могут договориться между собой, возможно обращение в органы опеки или суд. Указанные инстанции всегда исходят из того, что наиболее отвечает детским интересам. Если несовершеннолетнему уже исполнилось десять, обязательно заслушивают его мнение.

Реализация правовых норм - главное в праве. Поэтому необходимо точно оговорить все реалии прав и ограничений в законе.

Кодекс не разрешает родителю, чьи интересы противоречат интересам ребенка, быть его представителем. Это правило имеет и более широкое содержание. Невозможно осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей - определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием, которых надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Так косвенным образом утверждается приоритет его интересов.

Статья содержит более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе: причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. Внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. В категорической форме запрещаются разной степени опасности для ребенка действия родителей - от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна, досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью и учитывается при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

На родителях лежит ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. Имеются в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка.

Это может быть ответственность административно-правовая, гражданско-правовая, семейно-правовая и уголовная.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов и педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка. Необходимо при этом учесть мнение детей. Разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

Все споры между родителями по вопросам воспитания детей преодолеваются, как правило, самими родителями. Когда же им не удается достичь соглашения, оба родителя (один из них) вправе обратиться за помощью в органы опеки и попечительства или в суд.

Осуществление родительских прав составляет неотъемлемую часть жизни семьи. Когда же родители почему-либо живут по разным адресам, они сами определяют, при ком из них должен проживать ребенок. Главное - с кем из родителей ребенок будет находиться постоянно. Если родителям не удается достичь соглашения на этот счет, их спор рассматривается судом. При разрешении этого спора суду предстоит определить, кому из родителей отдать предпочтение, кто из них станет непосредственным воспитателем ребенка. При этом другой родитель не утрачивает вовсе своих прав и обязанностей. Он становится обладателем права на общение с ребенком, на участие в его воспитании, образовании, т.к. сам по себе факт раздельного проживания родителей ведет к неизбежному при этом фактическому ограничению родительских прав того из родителей, который живет от ребенка отдельно.

Определение места жительства ребенка при споре может рассматриваться судом до расторжения брака родителей, во время развода или после прекращения брака. Никаких временных ограничений на этот счет не существует. Если, несмотря на спор, родители продолжают жить на общей площади, разрешение спора судом лишено смысла. Споры о месте жительства ребенка могут рассматриваться неоднократно, поскольку условия воспитания ребенка могут меняться в зависимости от разных обстоятельств. Поэтому суд не вправе отказать в приеме искового заявления по той причине, что в свое время такой спор уже был предметом судебного разбирательства.

Суд исходит из равенства прав и обязанностей обоих родителей, отдавая предпочтение тому из них, кто может обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка. Качества матери и отца как воспитателей - важный критерий в определении судьбы заявленного иска. Но главное - чтобы решение суда соответствовало интересам несовершеннолетнего. Привязанность ребенка любого возраста к каждому из родителей, к обоим вместе - необходимое условие его надлежащего воспитания.

Отсутствие привязанности к одному из родителей в момент разрешения спора не может служить основанием для разрешения дела в пользу родителя, чьи качества как воспитателя превосходят таковые качества другого родителя. Если в семье несколько детей, делить их нежелательно, тем более, что они обычно привязаны друг к другу, образуют одну семью. Разрешение спора во многом зависит от возраста ребенка. Маленькие больше нуждаются в материнском уходе, подростку, как правило, больше нужны авторитет и помощь отца. При этом обязательно учитывается мнение детей. Характер работы родителей (длительные командировки, сменная работа, отсутствие свободного времени и т.п.) может затруднить семейное воспитание. Присутствие в семье лиц (отчима, мачехи, других родственников), способных неблагоприятно повлиять на воспитание ребенка, - тоже далеко не безразличный для защиты его интересов фактор. Однако между степенью материальной обеспеченности одного из родителей или, наоборот, необеспеченности другого и качеством воспитания нет прямой зависимости.

Уровень материального положения каждого из родителей решающего значения не имеет и оценивается в совокупности с другими обстоятельствами. В качестве довода в пользу одного из родителей нередко приводят наличие у другого тяжелого психического заболевания. Когда же нет медицинских противопоказаний к осуществлению родительских прав и обязанностей, спор о месте жительства ребенка рассматривается на общих основаниях.

(извлечение)

III. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей

4. По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений.

Такого рода споры между родителями разрешаются судом с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Р. (отец несовершеннолетних детей) обратился в суд с иском к Е. (матери несовершеннолетних детей) об определении места жительства детей Д. и Н., освобождении от уплаты алиментов в отношении детей, возложении на ответчика обязанности передать детей истцу.

Е. исковые требования не признала и обратилась со встречным иском к Р., в котором просила определить место жительства детей с ней.

Как установлено судом и подтверждено доказательствами по делу, брак между Е. и Р. прекращен 21 мая 2011 г. на основании решения мирового судьи. От брака стороны имеют двух несовершеннолетних детей Д. и Н. Судебным приказом от 22 января 2013 г. с Р. в пользу Е. взысканы алименты на содержание детей Д. и Н.

Р. и Е. проживают раздельно, несовершеннолетние дети Д. и Н. с сентября 2013 года по июнь 2014 года проживали с отцом.

В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий от 27 июня 2014 г. по месту жительства Р. проживает вместе с женой Т. и четырьмя несовершеннолетними детьми (три сына и дочь Т.) в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м. У детей имеется отдельная комната, в которой присутствуют спальные места, имеются два стола для выполнения уроков, компьютер, принтер, шкаф для детской одежды, большое количество игрушек. Д. обучается в общеобразовательной школе, посещает секцию тэквандо, Н. является воспитанником детского сада.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 30 июня 2014 г. по месту жительства Е. на момент обследования она проживает с несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. В квартире имеется необходимая мебель для проживания, детям выделена отдельная комната 16 кв. м, где есть спальные места для детей, стол для занятий, телевизор, компьютер, игрушки, книги и др. По месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания несовершеннолетних детей.

Разрешая спор и определяя место жительства несовершеннолетних детей с отцом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), исходил из того, что с сентября 2013 года дети проживали и воспитывались с отцом, которым созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, у детей сложился привычный круг общения. Кроме того, суд принял во внимание заключение органа социальной защиты, согласно которому место жительства несовершеннолетних Д. и Н. возможно определить по месту жительства их отца Р.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в том числе следующее.

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего ребенка при раздельном проживании родителей следует принимать во внимание помимо указанных в п. 3 ст. 65 СК РФ обстоятельств реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу по требованиям родителей об определении места жительства детей одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам детей.

Исходя из положений ст. 67 , , - 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст. 59 , 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Эти требования закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были. Перечислив доводы сторон и доказательства, суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, то есть решение суда нельзя назвать мотивированным.

Судом не учтено, что при рассмотрении дела он обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Определяя местом жительства несовершеннолетних детей место жительства истца, суд первой инстанции сослался на заключение компетентного органа, согласно которому ввиду того, что дети с сентября 2003 года проживали и воспитывались ответчиком и им были созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, возможно проживание несовершеннолетних детей с их отцом.

Между тем в материалах дела содержатся заключения в отношении несовершеннолетних Д. и Н., составленные директором муниципального бюджетного учреждения - центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних В., являющейся педагогом-психологом, из которых следует, что мальчики в большей степени испытывают доверительные отношения к маме и негативно относятся как к самому Р., так и к его новой семье, проживать с ними не хотят.

Суд критически отнесся к заключению органа социальной защиты, в соответствии с которым по месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания детей и которым рекомендовано оставить детей с матерью, тогда как по месту проживания Р. соответствующие условия для проживания четырех детей не созданы, поскольку размер выделенной для детей комнаты составляет 12 кв. м, что не соответствует нормам.

Как установлено судом и отражено в акте обследования жилищно-бытовых условий, проведенного по месту жительства Р. (отца несовершеннолетних детей), Р. проживает вместе с женой Т., детьми Д., Н., А. и К. в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м, жилой площадью 21,8 кв. м., 1/2 доли данной квартиры принадлежит на праве собственности Т. Проживающие в одной из комнат площадью 12 кв. м четверо детей являются лицами разного пола.

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ , ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59 , , , , , , названного кодекса, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявляется также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних.

Между тем, решая вопрос о предпочтении проживания несовершеннолетних Д. и Н. с истцом, суд в нарушение приведенных норм права не учел желание старшего сына бывших супругов проживать со своей матерью по месту ее жительства.

Будучи опрошенным в судебном заседании, несовершеннолетний Д. последовательно утверждал о своем желании проживать с матерью. Мальчик указывал на то, что проживать по месту жительства мамы ему нравится больше, у него появились новые друзья, с которыми он гуляет и к которым ходит в гости, посещает спортивную секцию. По мнению ребенка, он хочет учиться в школе, находящейся в городе, мама с ним занимается домашними уроками, гуляет, покупает одежду и игрушки.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции педагог-психолог В. пояснила, что несовершеннолетний Д. выразил желание жить с матерью, что также было отражено в психолого-педагогическом обследовании ребенка от 30 июня 2014 г.

Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Между тем суд не установил и не указал на такие исключительные обстоятельства разлучения с матерью малолетних Д. и Н. при решении вопроса о месте жительства детей с отцом.

Помимо изложенного выше при определении места жительства ребенка с одним из родителей юридически значимыми обстоятельствами, влияющими на правильное разрешение такого рода споров, являются: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.

При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).

Указанные вопросы не были поставлены судом на обсуждение и не исследовались, а заключение органа опеки и попечительства, на основании которого был сделан вывод о соответствии проживания детей с отцом их интересам, принято во внимание без учета всех юридически значимых по делу обстоятельств.

Определение N 45-КГ15-3

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

СТ 65 СК РФ

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Комментарий к Ст. 65 Семейного кодекса РФ

1. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи является одним из принципов семейного права, пронизывающим все его институты.

2. Законодатель не столько противопоставляет права и интересы родителей и детей, сколько устанавливает правила осуществления родительских прав и определяет их пределы.

3. В родительском правоотношении ребенок является самостоятельным субъектом, наделенным такими же правами, как и совершеннолетний гражданин, но не имеющим возможности их отстаивать так, как это могут сделать совершеннолетние граждане. Поэтому родительское правоотношение, являясь трехсубъектным, можно представить в форме равностороннего треугольника, основанием и сторонами которого являются родительские права каждого из родителей (отца и матери) в отношении ребенка и между собой, а вершиной - права ребенка по отношению к каждому из родителей (матери и отцу).

4. Из всего объема родительских прав законодатель в п. 2 комментируемой статьи 65 СК РФ выделил права родителей по воспитанию и образованию детей как наиболее важные для формирования и развития ребенка, а для разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере - орган опеки и попечительства и суд среди других органов, уполномоченных рассматривать обращения и жалобы граждан, предоставляя родителям право выбора органа по разрешению спора.



Поделиться