Правила пожарной безопасности дома для детей. Что делать при пожаре: памятка для детей. Действия при возгорании в квартире

Воспитатели, учителя и особенно родители должны научить, а затем постоянно проверять – что помнит ребенок о правилах поведения в чрезвычайной ситуации. Отрабатывайте их по дороге в школу, в гости, в развлекательные центры. С детьми помладше придумывайте игры на эту тему. Заходя в незнакомое здание, задавайте себе и ребенку вопрос: как будем отсюда выбираться? В торговых центрах на счет (кто больше заметит) ищите схемы пожарной эвакуации, противопожарные щиты и доступные огнетушители. Таким образом, со временем вы поймете общий принцип их размещения в помещениях и сможете прогнозировать их местонахождение в случае опасности.

Мы адаптировали для вас основные правила МЧС для школьников, детей, оставшихся одних дома и посетителей торговых центров.

Начнем с общего:

Признаки пожара

  1. Сработала пожарная сигнализация (три прерывистых звонка)
  2. Вы чувствуете запах гари, жженой резины, проводки, тяжело дышать
  3. Вы увидели дым

Чего ни в коем случае нельзя делать при пожаре:

  1. Пропускать мимо ушей сигналы оповещения (три звонка)
  2. Самостоятельно тушить огонь
  3. Пытаться выйти через сильно задымленный коридор или лестницу – дымом можно отравиться, а горячий воздух может обжечь легкие
  4. Спускаться с верхних этажей с помощью простыней и веревок (это самый последний вариант!)
  5. Прыгать из окна – выше четвертого этажа, прыжок окажется смертельным
  6. Пользоваться лифтом

Пожар случился в школе

Если ребенок сидит на уроке и слышит три прерывистых звонка, это означает, что в здании пожар и необходимо как можно скорее покинуть помещение. Помните: важна быстрая реакция в первые минуты! Ребенку нужно:

  • Слушать своего учителя.
  • Если вокруг много дыма, закрыть лицо мокрым полотенцем, носовым платком, можно снять что-то из одежды и намочить (ВАЖНО: если нет воды поблизости – попИсать на ткань! Ребенку это покажется нелепым, но такая нелепость может сохранить ему жизнь! Объясните ребенку, что никто смеяться над ним не станет, напротив – за ним могут повторить)
  • Всем классом дети должны пройти с учителем в безопасную зону, вещи и рюкзаки оставить в классе.
  • Если дыма все больше и больше, то передвигаться по школе лучше ползком или пригнувшись. Ближе к полу меньше дыма.
  • На улице не разбегаться в разные стороны (объясните ребенку, что учителю нужно пересчитать детей, чтобы понять, не остался ли кто-нибудь в школе).

Если рядом с вашим ребенком нет взрослого, действовать ему нужно так:

  • Позвонить по телефону 112 и сообщить о пожаре, четко назвать адрес, свою фамилию и номер телефона
  • Позвать на помощь взрослых, даже если пожар произошел по его вине (не надо бояться!)
  • Не прятаться, иначе пожарные не смогут найти его. Если он увидит, что дети младше его спрятались – пусть не даст им этого сделать
  • Если есть возможность – пусть выбегает через открытую дверь
  • Если путь на улицу отрезан огнем и дымом, выходит на балкон (если он есть). И обязательно закроет за собой балконную дверь, это важно. С балкона не прыгать! Нужно громко звать на помощь
  • Еще один путь спасения – окно! Прежде, чем открыть его, пусть закроет дверь (например, в классе) и заткнет щели в двери любыми тряпками (той же одеждой). Громко позовет на помощь через окно, а когда его услышат – ложится на пол (там меньше дыма), закроет нос и рот влажной тряпкой (не забывайте напоминать – каким образом можно намочить тряпку в крайнем случае) и ждет пожарных.

Пожар в доме и ребенок один

  • Позвонить по номеру 112, четко назвать адрес и фамилию
  • Позвонить родителям
  • Если это возможно – выбегать на улицу
  • Забыть про лифт! Только лестница!
  • Если нет возможности покинуть горящее здание – нужно выйти на балкон и громко звать на помощь
  • Нельзя прятаться под кроватью или в шкафу – так пожарные не смогут найти ребенка
  • Дышать только через мокрую ткань, чтобы не отравиться дымом
  • Если загорелась одежда. Три шага: остановись! падай! катайся! Если продолжить бежать — огонь только сильнее разгориться. Упав и перекатываясь по полу можно сбить и остановить огонь.
  • Если загорелся электроприбор (объясните ребенку, что это может быть всё, что включается в розетку) – его, при возможности, нужно выдернуть из розетки и накрыть одеялом или ковриком, это уменьшит пламя
  • Окна при пожаре лучше не открывать (воздух на стороне огня – кислород может усилить пламя)
  • Если есть младшие браться или сестры, то старшим желательно проследить, чтобы младшие никуда не спрятались (под кровать или в шкаф)
  • Научите детей, что передвигаться в пожаре лучше ползком, на четвереньках или пригибаясь к полу — дым поднимается вверх и значит внизу больше шансов им не отравиться. Идти – в сторону света. Не кричать и не плакать (силы закончатся быстрее).

Пожар в торгово-развлекательном центре

  • Приходя в такие места, нужно искать планы эвакуации – они должны быть на самых видных местах
  • Постарайтесь сами хотя бы приблизительно запомнить планировку торгового центра и покажите ребенку в какую сторону убегать из этого здания (в сторону лестницы или запасного выхода)
  • Найдите вместе с детьми места со средствами для пожаротушения (покажите им – огнетушители, баки с песком – по инструкции они должны быть!)
  • Если учуяли пожар, предупредите об этом других – не стесняйтесь кричать!
  • Позвоните по номеру 112, сообщите адрес и свою фамилию
  • Бегите к специальным выходам, они светятся и подписаны — “Выход” (их можно найти по специальным указателям на стенах, обычно они зеленые с белым человечком)
  • Если задымление сильное, смочите водой что-нибудь из своей одежды (любой жидкостью: газировкой или собственной мочой), дышите через ткань, пригнитесь к полу, т.к. сильный дым обычно наверху
  • Ни в коем случае не пользуйтесь лифтами и эскалаторами! Даже если вам кажется, что задымление небольшое

Выходить из толпы тоже нужно по правилам

  1. Идти в одном направлении со всеми – не против движения
  2. Протиснуться помогут руки – их нужно скрестить на груди и чуть выставить локти вперед. Это поможет не задохнуться в случае давки.
  3. Если свалились на пол, цепляйтесь за ближайшие ноги, одежду и взбирайтесь по человеку – встать нужно любой ценой!

Запомните! Если вы пришли в общественное место и видите, что правила нарушены (глухие решетки на окнах; отсутствуют системы оповещения и пожаротушения; эвакуационные выходы загромождены), сообщите об этом в МЧС, в пожарный надзор или в Прокуратуру. И не бойтесь показаться смешными или излишне тревожными.

Светлана Рязанцева
Консультация «Что должен знать ребенок о правилах поведения при пожаре»

Уважаемые родители!

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Но главное : научите детей избегать потенциальную опасность.

Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности .

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ :

Что нужно делать, если возник пожар в квартире ? (позвонить по телефону 101 или с сотового 112 и сообщить адрес пожара , свою фамилию, что и где горит)

Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара )

Чем можно тушить пожар ? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)

Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)

Назови номер пожарной службы ? (101 или с сотового телефона 112)

Главное правило при любой опасности ? (не поддаваться панике, не терять самообладания)

Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар )

Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)

В случае возникновения пожара , если рядом нет взрослых,детям нужно действовать следующим образом :

Обнаружив пожар , позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.

Предупредить о пожаре соседей , если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных .

Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

Ребенку необходимо знать : дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.

Ожидая приезда пожарных , сохранять спокойствие.

Когда приедут пожарные , выполнять все их указания.

Публикации по теме:

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок про Родину?» Город для маленького ребенка начинается с его дома и ограничен ближайшим пространством. Дом - это и близкие люди и конкретные вещи, то,.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; знать, в каком городе/стране он.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок к шести годам?» Возраст 6 лет – очень важный, сложный и ответственный период жизни для каждого ребенка. С одной стороны, последний год в садике, самая старшая.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения» Дорожное движение Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает и будет прогрессировать.

Консультация для родителей «Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?» Дорогие родители! Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня.

Консультация для воспитателей по ПДД «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения» Консультация для воспитателей по ПДД «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения» Что должен знать воспитатель о правилах.

Пожар – это необычайно опасная ситуация, которая может унести жизнь множества человек. Каждый ребенок должен с самого раннего возраста понимать, какую опасность представляет собой огонь, и знать, как правильно себя вести в случае возникновения пожара.

Именно для этого во всех школах проводятся специальные уроки, на которых девочки и мальчики обучаются основам безопасности жизнедеятельности и, в частности, правильной тактике действий при возникновении Тем не менее, заботливые родители также обязательно должны внести свой вклад и своевременно объяснить своему чаду правила поведения во время пожара для детей.

Памятка о правилах поведения детей при пожаре

Сегодня существует огромное количество источников, из которых ребята смогут почерпнуть важную для себя информацию. Например, вы можете познакомить своего сына или дочь с мультфильмом «Правила поведения при пожаре для детей», в котором наглядным и доступным для малышей языком объясняются основные элементы.

Кроме того, с каждым ребенком с ранних лет необходимо проводить беседы на эту тему. Правила, которые вы должны обязательно довести до своего чада, выглядят следующим образом:

  1. В первую очередь, несмотря ни на что, следует сохранять спокойствие и внимательно слушать взрослых, находящихся рядом.
  2. Если вокруг очень много дыма, необходимо закрыть лицо влажным носовым платком или любой тканью.
  3. Следуя указаниям взрослых, нужно организованно покинуть загоревшееся помещение.

К сожалению, взрослые не всегда оказываются рядом с детьми в трудную минуту. Малыш должен также понимать, что ему нужно делать, если в доступной близости не оказалось ни родителей, ни педагогов. В такой ситуации его тактика действий должна быть следующей:

  1. Обязательно вызвать пожарные службы по номеру телефона «112».
  2. Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.
  3. Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить ребенка.
  4. Если есть возможность, незамедлительно покинуть помещение через дверь.
  5. В том случае, если путь к двери прегражден, нужно выйти на балкон и громко кричать, плотно закрыв за собой балконную дверь. Прыгать с балкона без команды взрослого ни в коем случае нельзя!

Проводя беседы на тему пожарной безопасности с ребенком, предложите сделать ему тематические Обязательно ознакомьте малыша с наглядными инструкциями, представленными на картинках. Они помогут ему не только сориентироваться при пожаре, но и не допустить этой чрезвычайной ситуации.

Детям о пожарной безопасности

Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Но если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше.

Действия при пожаре для детей практически такие же, что и для взрослых, ведь огонь не делает различий по возрасту. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, ребенок должен действовать следующим образом.

1. Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру.

2. Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение. Лифтом в подъезде лучше не пользоваться, поскольку при пожаре он может отключиться.

3. Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу по телефону 101. Этот номер, так же как и прочие номера служб экстренной помощи (скорой, аварийной, милиции) любой ребенок должен знать наизусть. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, в том числе и этаж, рассказать, что горит, назвать свою фамилию.

4. После эвакуации ребенок должен ожидать приезда пожарных во дворе дома, а затем - выполнять все их команды.

5. Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы вызвать пожарных. Также можно позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.

Знания о пожарной безопасности для детей порой оказываются важнее знания иностранных языков и математики. Обучать азам этой грамоты можно уже 3-4-летнего ребенка. Это нужно делать в игровой форме, показывая ребенку тематические картинки, читая стишки и задавая вопросы:

1. Почему опасен пожар (огонь)?

2. Что опаснее - огонь или дым? Почему?

3. Можно ли оставаться в квартире, где что-то горит?

4. Можно ли самостоятельно тушить пожар?

5. Кого нужно позвать, если начался пожар?

Занятия по технике пожарной безопасности для детей проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, но особая роль в этом вопросе всё же принадлежит родителям. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.

Уроки пожарной безопасности дома и в школе можно проводить в различных формах:

  • рассказы о том, что такое пожар, и почему он так опасен;
  • объяснение причин пожара доступным для детей языком;
  • профилактические беседы о правилах самостоятельного пребывания дома;
  • рассказы о том, как не допустить пожара (не играть со спичками и зажигалками, не трогать электроприборы мокрыми руками);
  • изучение правил поведения при возникновении пожара;
  • беседы с сотрудниками пожарной части;
  • совместные занятия в игровой форме, когда детям предлагается нарисовать план эвакуации из квартиры, помочь оформить памятку для детей при пожаре;
  • проведение конкурса рисунков «Пожарная безопасность глазами детей».

Эти методы, сочетаемые в комплексе, помогут родителям и педагогам подготовить детей к таким нестандартным ситуациям, как пожар. Подобные беседы следует проводить регулярно, чтобы дети твердо знали, что такое пожар, чем он опасен, что нужно делать, если в доме что-нибудь загорелось, и чего, наоборот, делать нельзя, чтобы пожар не возник.

Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Главное: научите детей избегать потенциальную опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.

Слёзы пожара не тушат

«В руках спичка была, да изба сплыла» - гласит пословица. Увы, такая беда, как пожар, - всё ещё нередкий гость в домах. И главным образом - из-за собственного попустительства хозяев.

За 11 месяцев текущего года на Рогачёвщине зарегистрировано 53 пожара. И 40 из них - в жилом фонде: факт, свидетельствующий о том, что сохранность нажитого имущества, всего того, что должно быть ценно и дорого, забота о жизни и здоровье своём, родных и близких, для многих - вещь абстрактная. Больше всего тревожит ситуация в сельской местности: здесь с января по ноябрь произошло 33 пожара в жилых домах, уничтожено либо повреждено 39 строений.

«Искру туши до пожара»…

Как же защититься от беды? В помощь - ещё одна народная мудрость: «Искру туши до пожара, буде отводи до удара». Всё далеко не так сложно, как может показаться на первый взгляд. И главное здесь простейшее правило - сломать стереотип стороннего наблюдателя, рассуждающего по принципу «со мной этого не случится». Присмотреться внимательно: что может послужить причиной пожара в собственном доме, что может вызывать в этом плане беспокойство в жилищах родных, соседей, знакомых?

В большинстве случаев избежать печальных неприятностей поможет осмотрительность, 20 пожаров в районе произошли из-за неосторожности с огнём, 3 погибших потеряли бдительность из-за алкогольного опьянения. Стоит задуматься!

Ближе зима - выше риски

Ещё две наиболее частые, по статистике, причины пожаров: нарушения при устройстве либо неправильная эксплуатация печей и теплогенерирующих установок, неисправность, конструктивные недостатки и нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования. Отметим, что риск пожаров по этим причинам возрастает с наступлением холодов - то есть именно сейчас. Нетрудно догадаться, почему - хочется согреться, сохранить тепло в доме (увы, порой совсем забывая о мерах безопасности)… А потому ещё раз напомним основные правила пожарной безопасности в отопительный сезон.

1. Ни в коем случае нельзя использовать для обогрева самодельные и неисправные приборы. Помните, ремонт неисправных приборов должен производиться только квалифицированными специалистами!

2. Для того, чтобы при использовании электронагревательных приборов не возникло ситуаций, способствующих возникновению пожаров, нельзя эксплуатировать поврежденных розетки.

3. Пожарную опасность представляют всевозможные слабые контакты, например, в местах присоединения проводов к приборам или при сращивании их между собой. Такие соединения могут приводить к перегреву и искрению, что также является возможной причиной возникновения пожаров.

4. Соприкосновение обогревателей с мебелью и имуществом вызывает тепловое воспламенение, поэтому при их эксплуатации рекомендуется использовать несгораемые токонепроводящие подставки.

5. Важно исключить возможность попадания шнуров питания электрических обогревателей в зону теплового излучения и воду.

6. Не включайте одновременно в сеть все имеющиеся в доме электроприборы! Уходя из дома, необходимо вынуть шнур питания электрических обогревателей из розетки.

7. При первых признаках возникновения пожара (запаха горелой изоляции, дыма) следует отключить электроприбор от сети, вынув вилку шнура питания из розетки.

8. Не забудьте проверить печь! Это нужно сделать ещё до начала отопительного сезона и при необходимости отремонтировать. Помните: кладку и ремонт должны выполнять только специалисты! Побелите все элементы печи, чтобы на белом фоне легче было заметить появление трещин и копоти от проходящего через них дыма. Во время отопительного сезона необходимо прочищать дымоходы не реже 1 раза в 3 месяца. Следить за печью нужно не только в жилых помещениях, но и периодически проверять чердаки.

О детях и стариках

Ещё один важный момент: не оставляйте без присмотра детей! С начала текущего года из-за детской шалости в Гомельской области произошло 8 пожаров. Последняя трагедия произошла в Дрибинском районе Могилёвской области: 18 октября в агрогородке Черневка в огне погиб мальчик 2015 года. Двое братьев, четырёх и пяти лет, играли во дворе между рулонами со спичками, в результате чего солома загорелась. Старший мальчик прибежал в дом к матери и рассказал о случившемся. Когда огонь во дворе начали тушить, нашли тело младшего мальчика - ребёнок был мертв…

Помните: как говорят в народе, «слезы пожара не тушат». Найдите время «пройтись» с детьми по основным правилам безопасности дома, на улице, в школе. Вам помощь - замечательные мультфильмы «волшебная книга МЧС», мобильное приложение «МЧС Беларуси. Помощь рядом», сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (mchs.gov.by) раздел «Мультимедиа ОБЖ», там вы найдёте много полезной информации для занятий с детьми.

Ещё один повод для размышлений: от пожаров часто страдают люди пенсионного возраста. Если ваши родители преклонных лет и живут отдельно, тем более в сельской местности, обязательно навестите их! Убедитесь, что в их жилищах все в порядке с пожарной безопасностью, установите или проверьте работоспособность автономных пожарных извещателей в доме. Ведь вы в ответе за их благополучие!

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками?Ответ: Нельзя. Спички - одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар?Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы?Ответ: 1 01.
  • Главное правило при любой опасности?Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки?Ответ: Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками?Ответ: Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвонить по телефону 101, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.

***

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

Как научить ребенка правильному поведению при пожаре.

Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте

Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой - огонь; папа щёлкнул зажигалкой - опять огонь; первая осознанная встреча Нового года - и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет - огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.

На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.

В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. - следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.

К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает:«Я сам» .

Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».

Реакция детей во время пожара:

· Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.

· Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой - голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.

· Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.

Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.

Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).

Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:

· звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);

· в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;

· не тушить огонь в квартире самостоятельно;

· выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;

· ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;

· если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;

Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.

Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Опасные факторы при пожаре:

1. Воздействие токсичных продуктов горения

Основной причиной гибели людей на пожарах является отравление угарным газом. Это опасное вещество реагирует с гемоглобином крови в 200-300 раз активнее, чем кислород, вследствие чего организм не снабжается кислородом.

В 50-80% случаев гибель людей на пожарах вызывается отравлением угарным газом и недостатком кислорода.

Следует обратить особое внимание на горение синтетических материалов, которые широко используются в современных учреждениях и квартирах. Они не просто великолепно горят, но еще и выделяют целую гамму высокотоксичных веществ. Более того, сгорая, они испускают настоящие отравляющие вещества - до 100 видов.

2. Пониженная концентрация кислорода в зоне пожара

В условиях пожара при сгорании различных веществ и материалов концентрация кислорода в помещении уменьшается (норма - 22-24%).

Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% от нормы вызывает ухудшение двигательных функций организма.

3. Высокая температура окружающей среды

Пребывание на пожаре с температурой окружающей среды 70 0 С в течение 25-30 минут опасно, поскольку вызывает ожог дыхательных путей.

При температуре 140 0 С и содержании кислорода 6 0 смерть может наступить через несколько минут.

4. Открытый огонь.

Во-первых, в очаге сгорает все имущество; во-вторых, он уничтожает постройки (в первую очередь деревянные); в-третьих, огонь вызывает ожоги.

5. Падающие части строительных конструкций

Обрушения строительных конструкций под воздействием огня могут привести к гибели или нанесению увечья людям, оказавшимся в помещениях, охваченных огнем.

Взрыв - освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Поражающие факторы взрыва:

1. Воздушная ударная волна

При взрывах ударная волна представляет собой область сильного сжатия воздуха, которая оказывает механическое воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела, наносит людям различные травмы (ушибы, вывихи, переломы, контузии).

Кроме непосредственного действия ударная волна наносит также косвенные поражения - обломками разрушаемых зданий.

2. Осколочные поля

Поражение людей происходит в результате разлета осколков и «начинки» взрывного устройства, а также летящими обломками разного рода строительных конструкций, стекла и т. д.

Действия при пожаре и взрыве:

  1. Вызвать пожарную охрану по телефону «101».
  2. Не входить в зону задымления, если видимость менее 10 м.
  3. В сильно задымленном помещении надо двигаться ползком или пригнувшись, органы дыхания закрыть увлажненной тканью.
  4. Прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым куском плотной ткани, пальто, плащом.
  5. Дверь в задымленное помещение открывать следует осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха.
  6. Если на вас загорелась одежда, надо лечь на пол (землю) и, перекатываясь, сбить огонь или набросить на себя пальто, плащ и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню.
  7. При тушении пожара используйте огнетушители, пожарные краны, воду, песок и другие подручные средства.
  8. Если горит вертикальная поверхность, воду подавать в верхнюю ее часть.
  9. Огнегасящие вещества направлять не в места наиболее интенсивного горения и не на пламя, а на горящую поверхность.
  10. При неизбежности взрыва быстро лечь на пол и прикрыть голову руками (при этом положении воздействие ударной волны уменьшается примерно в 6 раз).
  11. Не паникуй, будь бдительным и внимательным. Опасайся падения штукатурки, строительных конструкций. Держись дальше от окон, зеркал, светильников.
  12. Постарайся как можно быстрее выйти на улицу и отойти подальше от здания. При покидании здания не пользоваться лифтом, а использовать запасные выходы, наружные и приставные лестницы.

Безопасные места в здании при взрыве:

Опасные места в здании при взрыве:

Помни!!!

Ты не должен паниковать и в одиночку бороться с огнем, прыгать из окна и прятаться!

Ты должен сохранять спокойствие и принять меры для оповещения (поднять тревогу) и спасения жизни!



Поделиться