По каким правилам проходят полицейские проверки. Полицейские проверки: правила поведения Как правильно в полиции провести осмотр кабинета

Если помните, полицеймейстер из «Мертвых душ» был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. С тех пор прошло больше ста шестидесяти лет, но мало что изменилось. Как и во времена Гоголя, милиционеры наведываются в магазины и офисы довольно часто. Зачем они приходят, всем ясно. Но вот имеют ли право?

Попробуем разобраться.

Итак, к вам пришли. Не паникуйте и, увидев на пороге фигуру в милицейской форме (а порой, впрочем, и в штатском), поинтересуйтесь, к какому, собственно, подразделению относится сотрудник, желающий что-то у вас проверить. Ведь далеко не редкость случаи, когда такое желание возникает чуть ли не у постовых ГИБДД.

В ответ милиционер должен предъявить служебное удостоверение. Чаще всего навещают УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями), Управление по налоговым преступлениям, УБОП (Управление по борьбе с организованной преступностью), Управление «Р» (борется с преступлениями в сфере высоких технологий и может поинтересоваться, например, наличием лицензий на используемое в компании программное обеспечение) и ОБППР (Отдел по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка и услуг, работает только с предприятиями розничной торговли и сферы услуг).

При этом УБЭП и УБОП занимаются выявлением и расследованием случаев нарушения закона, за которые предусмотрена уголовная ответственность, а остальные управления занимаются как уголовными, так и административными делами.

Кроме удостоверения, сотрудники милиции должны иметь при себе мотивированное постановление (распоряжение или приказ) на проведение проверки, подписанное начальником ОВД или его заместителем. Обратите внимание на то, что «мотивированность» этого документа обычно сомнительна. Чаще всего указывается что–то вроде «по имеющейся информации («согласно рапорту сотрудника милиции», «по результатам оперативно–розыскных мероприятий» и т. п.), имеются достаточные данные о том, что на вашем предприятии совершается правонарушение…» Спорить со всем этим сразу не нужно. Но стоит принять к сведению - на случай возможных судебных разбирательств.

Иногда милиционеры заявляют, что для проведения проверки никакого приказа им не требуется, что они и так «право имеют». Подобные разговоры абсолютно безосновательны. В статье 28.3 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) совершенно ясно указано, что лишь уполномоченное лицо вправе совершать проверки и составлять по их результатам протоколы. Кроме того, такое же требование содержится в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Согласно статье 7 этого Закона, «мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора)».

Прочитайте внимательно постановление и проверьте каждый пункт. Так, в постановлении должны быть поименно указаны все лица, уполномоченные инспектировать фирму, поэтому «лишних» вполне можно вежливо попросить покинуть помещение. Другой пример. В распоряжении о проведении проверки обязательно должно быть указано наименование вашей компании или фамилия индивидуального предпринимателя, у которого и проводится ревизия. Единственным исключением может быть случай, когда постановление выписано на проведение проверки всего торгового центра или, допустим, рынка. В этом случае автоматически будут проверять все фирмы и всех предпринимателей, которые арендуют там помещения.

Если же возникает сомнение в том, что проверяющие - настоящие, то звонок в организацию, в которой работает милиционер (и которая указана в его удостоверении), поможет это выяснить. Необходимо поинтересоваться, есть ли там сотрудники с такими именами и действительно ли они направлены на проверку в вашу . Кстати, номера телефонов проверяющих органов лучше бы знать заранее, поскольку вряд ли вам их сообщит сотрудник, пришедший с проверкой. Кроме того, все данные, указанные в удостоверении, нужно переписать, а у милиционеров попросить копию постановления на проведение проверки. Если они откажутся ее предоставить, нужно попытаться сделать хотя бы ксерокопию. Ну, а в случае, если удостоверением проверяющий машет только издали, а постановление на проведение проверки у него якобы «имеется, но в машине», смело звоните 02. Скорее всего, «оборотни» исчезнут еще до приезда настоящего наряда милиции.

Проверка на пороге

В пункте 25 статьи 11 закона РФ «О милиции», который регулирует деятельность этой организации, говорится о том, что органы милиции проводят проверки только «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность». Откуда у милиции такие данные? На самом деле, возможных источников достаточно. Самый простой - получение информации о предпринимателе от самого предпринимателя. Скажете, так не бывает? Еще как бывает!

Начальник местного отдела внутренних дел (ОВД) присылает письмо бизнесмену с просьбой сообщить интересующие его данные. Это могут быть фамилия и имя директора или главного бухгалтера, информация о помещениях, занимаемых фирмой под офис, склад или сдаваемых в аренду, данные о работниках или лицензиях, сведения об уплате налогов за предыдущий год, данные из бухгалтерского баланса. В общем, просить в таком письме могут все, что угодно. Тем более что право такое милиции дано законом (п. 4 ст. 11 закона «О милиции»). Вот только спешить с предоставлением этих сведений не нужно.

Практически вся информация о фирме или индивидуальном предпринимателе, которую нужно знать милиции, имеется, например, в налоговых органах, а значит, получить ее в официальном порядке не составляет труда.

Поэтому, если такое письмо пришло просто по почте и под расписку не вручалось, можно… сделать вид, что его вообще не было. Скорее всего, на этом все и закончится. Но если вам вдруг позвонят и поинтересуются, почему вы не отвечаете на письма «органов», придется громко посетовать на традиционно плохую работу почты и попросить прислать новый запрос. И ни в коем случае не соглашайтесь отправлять документы в ответ на просьбу, изложенную по телефону. Постарайтесь в максимально вежливой форме объяснить, что вы не можете понять, что именно нужно сотрудникам милиции, поэтому вам необходим письменный запрос, как это и положено по закону. Есть шанс, что на этом этапе от вас опять-таки отстанут, как от зануды.

Если же письмо было вручено под расписку, то первое, что нужно сделать, - позвонить лицу, телефон которого указан в письме, и выяснить, по какой причине от вас требуют предоставления указанной информации. У милиции могут быть, например, претензии к вашему контрагенту, а значит, вами интересуются лишь как партнером проверяемой организации. Впрочем, запрос может быть вызван и тем, что сотрудники «органов» составляют план проверок и надеются, что, пребывая в нервном состоянии, вызванном милицейским запросом, вы сболтнете лишнее. То есть проверку вы себе организуете в этой ситуации практически собственными руками. Поэтому отправлять в милицию документы нужно строго по запрашиваемому списку, причем только копии, заверенные собственной подписью.

Нередко проверки инициируются заявлением. Легкий способ «насолить» конкуренту - организовать ему такую проверку. Для этого достаточно оставить в ближайшем отделении милиции письменное заявление о том, что продавец магазина «Одуванчик» при приобретении вами колбасы обвесил вас на двенадцать с половиной граммов. Действительно ли этот факт имел место - дело десятое. Главное, чтоб был свидетель, способный это подтвердить. Впрочем, нужно не только оставить дежурному милиционеру жалобу, но и зарегистрировать факт нарушения в журнале ОВД, а само заявление - в журнале входящей корреспонденции секретариата. Тогда проверка, скорее всего, состоится. При этом граждане, сообщающие в милицию о нарушениях, обязаны указать свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания, ведь анонимные сообщения обычно не рассматриваются и проверки по ним - не назначаются.

Вполне возможно, владелец нашего магазина никогда не узнает, по чьей жалобе к нему пришла проверка, так как милиционеры эту информацию вправе не распространять. А вот если в магазине «Одуванчик» на пресловутые двенадцать с половиной граммов обвесили самого сотрудника милиции или он при этом присутствовал, например, стоя в очереди, то в таком случае может последовать проверка по обнаруженному факту нарушения. Правда, составлять протокол милиционер имеет право только в том случае, если он находится «при исполнении».

Кроме того, милиция проводит совместные проверки, например с налоговыми органами. Делается это не потому, конечно, что каждый из них боится навещать предпринимателей в одиночку, а ввиду разграничения полномочий ведомств. Налоговики легко могут оштрафовать предпринимателя за отсутствие или неприменение контрольно–кассовой техники. Но вот проводить контрольные закупки должна только милиция - представители налоговых органов без участия милиционеров ничего «контрольно закупать» не вправе.

Существуют еще и так называемые комплексные проверки, в ходе которых в компании приходят ревизоры сразу из нескольких подразделений милиции, зачастую еще и в сопровождении ОМОНа. И это уже не безобидная проверка по заявлению гражданина, которому не выдали кассовый чек. Такой визит может начаться, как в плохом фильме, фразой «Всем на пол, руки за голову!», а закончиться запретом продавать товар, оказывать услуги, а то и приостановлением деятельности.

Правда, не так давно законодатели порадовали предпринимателей, приняв поправки в КоАП РФ. С 12 августа 2005 года контролирующие и надзорные органы в качестве обеспечительной меры смогут приостанавливать деятельность фирм на срок не более пяти суток. Приостановить же деятельность на более длительное время (максимум - 90 суток) может теперь лишь суд.

Нужно отметить еще один факт, который милиционеры не любят афишировать. Часто в ходе проверки предпринимателю предлагается своего рода сделка. Проверяющие закрывают глаза на нарушения, а в качестве ответной любезности предприниматель обязуется держать их в курсе дел своих соседей - бизнесменов, арендующих рядом офисы, торговые залы или магазины. Советы в этой ситуации давать сложно. Становиться ли негласным агентом милиции - каждый решает для себя сам.

Казнить нельзя помиловать

По результатам проверки обязательно должен быть составлен протокол, причем документ этот оформляется не абы как, а в соответствии с требованиями главы 28 КоАП РФ. А требует она указывать в протоколе следующее:

Дату и место его составления;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о предпринимателе, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Адреса и места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие);

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

Объяснение предпринимателя (его представителя), в отношении которого возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если хоть каких-то из вышеперечисленных сведений в протоколе недостает, то он не будет иметь в дальнейшем юридической силы. Кроме того, в документе должно быть записано, что предпринимателю, в отношении которого составлен протокол, разъяснены его права и обязанности. Подпись нарушителя должна подтверждать, что протокол он читал. Кроме того, милиционеры обычно просят написать фразу «С протоколом согласен». Обжаловать документ с такой подписью будет нелегко, поэтому если у вас есть хотя бы малейшие сомнения в том, что написано в протоколе, лучше писать «С протоколом ознакомлен, по существу дела не согласен». Не редкость - случаи, когда проверяющие вообще не составляют протокол, но требуют заплатить штраф. Это, разумеется, незаконно.

Но даже если протокол составлен точно по правилам и соответствует абсолютно всем требованиям, он не является документом, согласно которому нужно спешить платить штраф. Для этого необходимо постановление о привлечении к ответственности. В течение суток с момента составления протокола милиционеры должны направить его или начальнику ОВД, или в другой орган, который вправе назначать наказания (например, в суд или налоговую инспекцию).

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 суток, причем нарушитель имеет право при этом присутствовать. Решение, принятое в отсутствие ответчика, незаконно, кроме случаев, когда он должным образом был извещен о дате рассмотрения, но не явился на него. Если вы по каким-либо уважительным причинам (например, из–за болезни или командировки) не можете явиться на рассмотрение, следует написать ходатайство с объяснением причин, и дело будет рассмотрено позднее. По результатам рассмотрения дело либо прекращается, либо выносится постановление о привлечении к ответственности. Копия этого документа выдается нарушителю под расписку или высылается ему по почте в течение трех дней.

Обратите внимание: номер статьи в протоколе об административном нарушении и в постановлении о привлечении к ответственности должен быть одним и тем же. Если же в протоколе указана одна статья, а штраф наложен совершенно за другое нарушение, то имеет смысл обращаться в суд, который, вероятнее всего, признает такое решение незаконным. Кроме того, контролирующие органы должны успеть наложить штраф за административное нарушение в течение двух месяцев с момента совершения нарушения. Если срок давности привлечения к административной ответственности пропущен, то штраф можно смело не платить.

В том случае, когда все документы готовы в установленные сроки и решение о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу, ему дается еще 30 дней на уплату штрафа. Если деньги в этот срок не поступили, то постановление направляется в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств, имеющихся на банковских счетах, а при отсутствии счета - судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа за счет имущества нарушителя.

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки - в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

Проведение опроса;

Сбор образцов для исследования;

Осуществление проверочной закупки;

Проведение оперативного эксперимента;

Исследование предметов и документов;

Наблюдение;

Обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

Оперативное внедрение;

Контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение. При осуществлении гласных ОРМ, оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений. В отличие от негласных - гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления - получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния. Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Исходя из данной нормы запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке - номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования. Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания - сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования - поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ - без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ. В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно. Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение. Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений. Этим опрос отличается от такого следственного действия - как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

Обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение. При необходимости следует переписать такие данные или сделать копии документов.

Важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ. Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

Если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов. Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте. То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

Также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно. Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник. Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Правовая деятельность полицейских в России основывается на Конституции Российской Федерации, которая, в свою очередь, базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права. Эти принципы закреплены международными договорами Российской Федерации, конституционными законами, федеральным законом «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г.

Также в регионах они закреплены нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти, который напрямую осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Осмотр помещения сотрудниками полиции

Существуют определенные инструкции, которых должны придерживаться сотрудники полиции при осмотре помещений , зданий, транспортных средств и участков местности.

Эти инструкции четко зарегламентированы и утверждены приказом МВД России от 30.03.2010г. № 249, и нежелание представителя органа безопасности придерживаться этих инструкций и приказов повлечет за собой массу неприятностей.

Инструкция «О порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и любых транспортных средств» гласит:

Обследование помещений, домов и транспортных средств проводится строго по назначению должностным лицом органа внутренних дел. Это должен быть человек, который уполномочен давать распоряжения и приказы по проведению обследования. Распоряжение обязательно должно быть вынесено в строго установленной форме.
. Должностное лицо, которое выдает подобное разрешение, имеет строгую территориальную компетенцию. Поэтому выдавать разрешение на осмотр помещений или автомобилей в другом районе и регионе этот чиновник не имеет права.

Что должно быть указано в распоряжении:

Обязательно должна присутствовать дата регистрации распоряжения и его регистрационный номер.
. Все данные лица, которое выдало распоряжение: Ф.И.О, должность или звание.
. Причины, по которым назначен осмотр собственности , точные нарушения законодательства, по которым привлекается к уголовной ответственности.
. Для юридических лиц - полное наименование и юридический адрес. Для физических лиц - адрес фактического проживания и регистрации.
. Должностные звания и фамилии представителей власти, которые уполномочены провести осмотр помещения или машины.
. Фамилии физических лиц и наименования и адреса юридических лиц, которым принадлежит осматриваемая собственность.
. Подпись чиновника, который назначил осмотр, заверенная печатью. Запись о регистрации в специальном журнале.

Лица и органы, которые имеют право издавать распоряжение об обследовании помещений, домов, квартир, транспортных средств и др.

По всей территории РФ - начальники департаментов собственной безопасности, противодействия экстремизму МВД , департамента обеспечения правопорядка на транспорте, закрытых территориях и режимных объектах МВД , начальники управлений по обеспечению охраны лиц, подлежащих госзащите. А также их заместители.
. На территории РФ лиц, которые располагаются в федеративных округах, - первый зам и его начальник по главному управлению МВД в федеральном округе, начальник управления транспортом МВД.
. На территории субъектов, проживающих в Российской Федерации, в федеральных округах, - начальники главных и транспортных управлений МВД по федеральным округам, а также их заместители.
. Территория линейного обслуживания, на которой имеют право давать разрешение на осмотр помещений или транспортных средств исключительно начальники линейного управления внутренних дел транспорта, закрытых административно-территориальных объектов и учреждений образования.
. Москва и прилежащий административный округ. В Московской области разрешение на осмотр помещений и транспорта может давать начальник управления внутренних дел и его заместители.
. Территория оперативного обслуживания —выдает начальник, который занимается внутренними делами района.

​Остановили сотрудники полиции для проверки документов на улице? На каком основании и что могут сделать, если их нет? На самом деле практика проверки документов сотрудниками Полиции на улице – явление довольно распространенное. Давайте разбираться в каких случаях они могут это сделать и где грань правомерного поведения с их стороны.

На каком основании сотрудники полиции вообще имеют право останавливать граждан и требовать предъявить документы

Прямое разрешение на это содержится в законе о полиции в ст 13 ч 2, которая гласит: полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • Имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске,
  • Если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • Если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным “законом”;

Последняя формулировка – наиболее проблемная, ибо отсылает нас к другим НПА. Среди этих оснований: данные, дающие основания полагать, что гражданин находятся в розыске, либо если имеются основания для его задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 (административное задержание) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статьей 92 (порядок задержания подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться, объяснить цель и причину обращения, назвать свою должность и звание, у каждого сотрудника в период несения службы в городе есть нагрудный знак, на котором написан номер. Вы можете попросить сотрудника полиции показать свое служебное удостоверение, и он не вправе вам в этом отказать.

Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать?

Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос.

Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека. Не стоит усложнять друг другу жизнь на ровном месте…

При проверке документов сотрудником полиции у меня не оказалось с собой паспорта. Какой документ я могу показать?

Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 устанавливают, что документом, удостоверяющим личность гражданина РФ является паспорт гражданина РФ. Но по общей тенденции подойдет любой документ, содержащий фамилию и фотографию, не имеющий признаков подделки (служебное удостоверение, водительские права, студенческий билет и прочее). Вряд ли у полицейских возникнет безумное желание удостоверить вашу личность с маниакальной точностью, если вы не вызываете у них повышенного интереса. Но если пойдет “на принцип”, то будет требовать именно паспорт.

Могут ли сотрудники полиции задержать, если с собой нет паспорта, а другими путями личность гражданина установить невозможно?

Да, могут. Для доставления в отдел полиции, где личность смогут установить. Данная норма установлена в ст. 13 ч. 13 закона «О полиции» в такой формулировке: сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. При необходимости установить личность или выяснить обстоятельства административного правонарушения этот период легко продляется до сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления гражданина в отделение полиции, по факту задержания гражданина сразу же должен быть составлен протокол задержания.

Допущены нарушения при проверке документов сотрудниками ППС на улице, куда жаловаться?

Для того, чтобы составить аргументированную жалобу на действия сотрудников полиции при проверке документов, необходимо запомнить дату и время, когда произошло нарушение, попросить предъявить служебное удостоверение. Желательно эти данные записать. Даже если вы не сможете установить ФИО или номер нагрудного знака, то в отделе полиции всегда будут иметься документы, которые устанавливают маршруты движения патрулей.

Непосредственно саму жалобу по факту нарушения можно направить:

  • Вышестоящему руководству
  • В прокуратуру
  • В службу собственной безопасности МВД
  • В суд

При появлении сотрудников полиции в офисе многие сотрудники впадают в ступор и не знают как себя вести в этой ситуации. Оперативные сотрудники пользуются этим замешательством. Между тем, в этой ситуации нужно действовать спокойно и четко, чтобы не попасть в неприятную ситуация.
Что необходимо сделать при появлении полиции в офисе?

Прежде всего нужно проверить удостоверения личности сотрудников полиции и переписать данные удостоверения. До этого момента вы можете реагировать на действия прибывших полицейских как на противоправные, Если лица представившиеся сотрудниками полиции отказываются показать свои удостоверения, следует позвонить в отдел полиции и вызвать наряд. Не исключено, что к вам пришли мошенники. Так же следует поступить если действия сотрудников полиции носят откровенно противоправный характер. Но вести себя при этом следует спокойно и корректно, чтобы не возникло повода предъявить обвинения в противодействии полиции.

Удостоверившись, что в офис пришли сотрудники полиции необходимо узнать основания для их визита в ваш офис. Явка полиции в офис может быть вызвана необходимостью проведение следственных действий по возбужденному уголовному делу, а так же для проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Если явка в офис вызвана необходимостью провести следственные действия вам нужно потребовать постановление следователя на обыск подписанное следователем. Предоставлять копию этого постановления на обыск следователь не обязан. Запишите дату вынесения постановления, кем оно вынесено, кому поручено исполнение, основания для проведения следственных действий. Если дадут снять с постановления копию, то снимите. Об ознакомлении с постановлением вас попросят поставить подпись в соответствующей графе документа. В случае вашего отказа следователь сделает необходимую отметку в постановлении и начнет проведение мероприятия. Таким образом, отказ в подписать документы смысла не имеет.

Если в офис пришли оперативные сотрудники с целью проведения ОРМ вам обязаны предъявить распоряжение на проведение обследования помещений, зданий и прочего, подписанное руководителем (заместителем) органа полиции, осуществляющего мероприятие. Подпись должна быть заверена гербовой печатью соответствующего подразделения полиции. Вам обязаны предоставить копию распоряжения. В нем так же должно быть указано кому конкретно поручено проведение этих ОРМ.Факт ознакомления с постановлением и предоставления копии вам предложат подтвердить своими подписями в постановлении. Данная процедура предусмотрена внутренним приказом МВД России. Если вы откажетесь сделать соответствующие подписи, сотрудник полиции сделает отметку об отказе, после чего будет проводиться мероприятие.

В указанных документах нужно проверить соответствие адреса, по которому должна проводиться проверка
Если проводятся следственные действия, в постановлении на обыск следователь указывает адрес, по которому будут проводиться следственные действия. Кроме того, в постановлении следователем обычно указывается следующая цель обыска: изъятие предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. Таким образом, по адресу проведения обыска любые вещи, которые следователь (сотрудник полиции) считает необходимым, будут изъяты. Если проводятся ОРМ, то сотрудники полиции имеют право на обследование помещений, используемых организацией, предпринимателем, указанных в распоряжении и по соответствующему адресу.

Таким образом, если адрес в постановлении или распоряжении указан неправильно, вы можете объяснить сотрудникам полиции неправомерность их действий и избежать осмотра и дальнейшего изъятия предметов и документов.

Как проведение обыска, так и проведение обследования помещений и прочего требует присутствия двух понятых, в функции которых входит участие в мероприятии. Понятые имеют право вносить замечания в протокол. Так как УПК предусматривает при проведении следственных действий обязательное наличие двух понятых, в ходе мероприятия необходимо следить за тем, чтобы сотрудники полиции (следователь) производили все действия в присутствии двух, а не одного понятого. Любые действия сотрудника полиции или следователя в ходе проведения мероприятия без участия двух понятых могут быть признаны незаконными при обжаловании в вышестоящем органе или суде.

Если в офисе проводятся ОРМ не в рамках уголовного дела, ограничить ваше право и право ваших сотрудников на свободу передвижения и общения сотрудники полиции не имеют права. Любая попытка сотрудника полиции ограничить ваши права может расцениваться как превышение должностных полномочий. Однако в ходе осуществления следственных действий УПК РФ дает возможность следователю или сотруднику полиции запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

Однако, есть несколько веских причин для того, чтобы сотрудники все-таки покинули офис на время проведения мероприятия, за исключением узкого круга лиц для общения с сотрудниками полиции. Во-первых, это отсутствие возможности для нормальной работы организации в присутствии сотрудников полиции в офисе. Во-вторых, это серьезный стресс для сотрудников, который может выбить из колеи на неопределенное время, если общаться с сотрудниками полиции. В-третьих, сотрудник организации может сообщить проверяющим информацию, представляющую для них значение, причем совершенно не подозревая об этом.

Единственной причиной невозможности для сотрудника покинуть офис может быть лишь прямой запрет следователя или сотрудника полиции при проведении обыска. Но не при ОРМ «обследование помещений».

Необходимо помнить о том, что цель обследования помещений или обыска – это сбор информации, а также обнаружение предметов и документов для расследования уголовного дела или рассмотрения материала проверки. Оригиналы документов необходимы следователю или сотруднику полиции для проведения исследования почерка, что невозможно с использованием копий документов. Если у вас изымают оригиналы документов не в рамках возбужденного уголовного дела, то сотрудник полиции обязан представить копии изымаемых документов. При отсутствии такой возможности на месте мероприятия копии должны быть представлены в течение пяти дней, в том числе по почте.

Если компьютер на вашем рабочем месте, по мнению сотрудника полиции или следователя, будет содержать информацию (документы), имеющие отношение к материалам проверки (уголовного дела), он скорее всего будет изъят. Если объем обнаруженной информации незначителен, она может быть перенесена на бумажный или иной электронный носитель и изъята.

Если в вашем офисе проводится обыск, то следователь (сотрудник полиции) также имеет право на проведение личного обыска. Для проведения личного обыска следователю необходимо вынести соответствующее постановление. Обыск проводится сотрудником одного пола с досматриваемым. Таким образом, ваша ссылка на то, что какие-либо вещи, заинтересовавшие сотрудников полиции, являются личными, не могут уберечь вас от изъятия их в дальнейшем.

Несколько иная ситуация складывается при проведении сотрудниками полиции е. Если в вашей организации проводятся не следственные действия, то вы не можете быть подвергнуты личному досмотру, в том числе досмотру личных сумок и портфелей. Исключением может служить факт расследования административного правонарушения, о чем вас должны уведомить. Последняя ситуация случается достаточно редко. Отдельно стоит упомянуть личные компьютеры (например, ноутбук), электронные носители (флэшки), записные книжки и другие предметы, содержащие информацию в бумажном и электронном виде. Если компьютер обнаружен сотрудником полиции включенным на рабочем месте, то он может быть изъят с формулировкой «содержит информацию, относящуюся к проверке».

При наличии на компьютере действительно информации личного характера лучше показать ее сотруднику полиции, тогда у него будут отсутствовать основания для изъятия. Если в вашей записной книжке, на вашей флэшке сотрудником полиции будет обнаружена информация, относящаяся к проверке, она может быть изъята с той же формулировкой. Такая ситуация может возникнуть, когда флэшка находится в загруженном состоянии на компьютере или записная книжка раскрыта на вашем рабочем месте и личный досмотр не требуется.

При производстве обыска следователь или сотрудник полиции имеет право вскрывать любые помещения, если должностное лицо компании отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Причем следователь или оперативник имеет возможность предпринимать законные меры пресечения попыток уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы. Таким образом, при проведении следственных действий ваш отказ открыть какое-либо помещение или сейф будет дополнительным основанием для их вскрытия полицией.

Однако если речь идет об оперативно-розыскных мероприятиях, кроме отказа открыть сейф или кабинет, у сотрудника полиции должны быть более веские основания для нанесения повреждений имуществу компании.

Необходимо помнить о том, что каждый гражданин в соответствии со статьей 51 Конституции РФ имеет право «не… свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» и отказаться по этой причине от дачи объяснений. Если вы отказались от дачи объяснений при , по данному факту привлечь к административной или уголовной ответственности не могут. в качестве свидетеля на допросе в рамках расследования уголовного дела, у следователя существует возможность привлечь вас к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Однако такое происходит крайне редко – в исключительных случаях.

Второе, в случае официального вызова для дачи объяснений или на допрос, если данный факт подтверждается документально, например вам вручена повестка, необходимо явиться к сотруднику полиции/следователю. Если вы не явились для дачи объяснений на доследственной проверке, вы можете быть привлечены к административной ответственности. Если вы неоднократно не явились к следователю на допрос, вы, кроме того, можете быть подвергнуты приводу, что является крайне неприятной процедурой. Вы имеете право пригласить для участия в допросе адвоката, да же если вас допрашивают в качестве свидетеля.

Необходимо фиксировать противоправные или неправомерные действия. противоправных действий сотрудников полиции предусмотрена законом. Для того чтобы реализовать это право, необходимо внимательно следить за действиями сотрудников полиции и фиксировать совершенные с их стороны противоправные, на ваш взгляд, действия с помощью видео- или аудиозаписи, обращать внимание сотрудников компании и понятых на те или иные нарушения.

В конце мероприятия сотрудники полиции должны предоставить вам право отразить свои замечания в протоколе обыска (обследования помещений). Все нарушения закона в ходе проведения следственных действий или ОРМ необходимо отразить в соответствующих протоколах.

Похожих статей пока нет.



Поделиться