Окончание периода разрядки международной напряженности. Разрядка международной напряженности

При президенте США Р. Никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря Г. Киссинджера, кото-рого и считают главным архитектором политики разрядки.

На сло-вах Никсон и Киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. Киссинджер считал, что военного превосходства над СССР добиться уже невоз-можно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. Следовало стремиться к разум-ной достаточности в области вооружений.

В 1971 г. СССР обошёл по числу стратегических ракет США. Америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после Советского Союза и Франции — современных производителей, соревновав-шихся в продаже смерти в мегатоннах.

СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев являлся сторон-ником соглашения с США, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. Это было важно для СССР, поскольку перед стра-ной стояла грандиозная задача повышения уровня благосостояния советского народа. Конфликт с Китаем стал для советского руко-водства ещё одной веской причиной для сближения с Западом.

10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.

В 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией и ГДР, по которым признавалась неру-шимость послевоенных границ в Европе и суверенитет ГДР. Кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину, по которому он не являлся частью ФРГ и имел собственное управление.

Это был период улучшения советско-американских отношений. Так, в мае 1972 г. впервые в истории состоялся визит президента Никсона в Москву, а затем ответный визит Л. И. Брежнева в США. В 1972-1974 гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штата-ми было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. Все эти события соз-дали условия для общеевропейского диалога о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ныне — ОБСЕ ).

Хельсинкские соглашения

1 августа 1975 г. в Хельсинки главами 33 европейских государств , а также США и Канады был подписан Заключительный акт, в котором подтвержда-лась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Для наблю-дения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного созна-ния в Восточной Европе. Страны договорились о проведении регу-лярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.

В период разрядки международной напряжённости продолжа-лась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира ». По-прежнему крайне сложной остава-лась обстановка на Ближнем Востоке. На рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. Поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между США и СССР, которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». Материал с сайта

СССР

Активная под-держка так называемых социалистических режимов в Анголе, Мо-замбике, Эфиопии, Никарагуа рассматривалась советским руко-водством как углубление «мирового революционного процесса». В Соединённых Штатах эти события воспринимались как пораже-ние демократии , как следствие разрядки, которой воспользовался СССР для распространения своего влияния. Взятый советским пра-вительством курс на форсированное развитие военной промыш-ленности, размещение в странах Организации Варшавского догово-ра новых ракет негативно отразился на разрядке. Поворот к кон-фронтации был вызван и внешнеполитическими акциями СССР: ввод в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, введение в 1981 г. военного положения в Польше.

США

Свою долю вины за провал разрядки несут и США. В январе 1980 г. была выдвинута доктрина Картера, согласно которой рай-он Персидского залива объявлялся зоной американских интересов. Это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. В противовес советским ракетам на территории Великобритании, ФРГ, Италии были размещены аме-риканские ракеты. Приход в Белый дом Р. Рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении СССР и крупномасштабной програм-мой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. Начал-ся новый период конфронтации.

Разрядка - Период в международных отношениях (70-е годы ХХ века), для котрого характерно ослабление противоборства между сверхдержавами и нормализация отношений между ними, взаимные уступки и компромиссы. В этот период принимаются меры по ограничению гонки вооружений и развития сотрудничества в различных сферах.

Основными предпосылками разрядки были: во-первых, между США и СССР в конце 70-х годов был установлен военно-стратегический паритет, во-вторых, в результате острых кризисов и опасных региональных конфликтов руководство обеих сверхдержав убедилось в пагубности "балансирования" на грани войны.

Разрядка 70-х годов заложила фундамент дальнейшего движения к ограничению арсеналов оружия массового уничтожения. Она показала возможность достижения договоренности по всем вопросам международной безопасности. Новый тип отношений формировался в период 1963-1973 гг Характерной чертой их стали методы мирного урегулирования конфликтов. В июля 1968 г. был открыт к подписанию договор о нераспространении ядерного оружия, который вступил в силу в1970 В настоящее время его подписали более 160 стран.

Разрядка принесла ощутимые сдвиги в Европе. Начало им положил приход к власти в ФРГ в 1969 г. Коалиционного правительства социал-демократов и свободных демократов во главе с Вилли Брандтом.

3 сентября 1971 между СССР,США, Англией и Францией было достигнуто соглашение относительно Западного Берлина, согласно которой город получал особый статус и не должно было принадлежать ФРГ.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) - серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).

Переговоры между СССР и США с целью ограничить ядерные запасы начались в 1969 году в Хельсинки. Договоры, подписанные лидерами стран по итогам переговоров именуются ОСВ-1 и ОСВ-2. На основе этих договоров были позже подписаны договоры СНВ

ОСВ-I - общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-х. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО, до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США - вокруг двенадцати пусковых установок на базе Гранд-Форкс.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединёнными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Заключительный акт 1975 года, его основное содержание.

Ключевым событием разрядки в Европе стало совещание по вопросам безопасности и сотрудничества на континенте, которая состоялась в столице Финляндии Хельсинки в три этапа:

На первом этапе 3-7 июля1973 совещание министров иностранных дел выработала повестку дня и определила основные направления работы.

На втором (18Сентябрь 1973 - 21 июля 1975) эксперты подготовили основные документы совещания по вопросам безопасности, экономических и гуманитарных проблем.

1 августа1975 руководители 33 европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт совещания. Его сердцевиной является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Декларация включает следующие принципы:

1. Уважение суверенитета.

2. Неприменение силы или угрозы силой.

3. Нерушимость границ.

4. Территориальная целостность государств.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Невмешательства во внутренние дела.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Равенство и право народов распоряжаться собственной судьбой.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международного права.

Помимо Декларации, были приняты следующие документы, как "Сотрудничество в области экономики, техники, окружающей среды "," Сотрудничество в гуманитарных и других областях ","Вопрос безопасности сотрудничества в Средиземноморье", "О мерах укрепления доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения ".

Хельсинский совещание стало переломным событием периода разрядки. Даже возвращение к конфронтации в начале 80-х годов не смогло пересилить значение хельсинского процесса.

Заключительный акт: Межгосударственные договорённости, сгруппированные в несколько разделов:

В международно-правовой области: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств; невмешательство во внутренние дела иностранных государств;

В военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров;

В экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;

В гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание.

53. Завершение войны во Вьетнаме. «Гуамская доктрина Никсона». Парижская конференция по Вьетнаму. Основные решения.

После подписания договора о перемирии южновьетнамские войска имели численность более миллиона человек, вооружённые силы Северного Вьетнама, дислоцированные на территории Южного, насчитывали более двухсот тысяч солдат.

Соглашения о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялись. Как коммунисты, так и южновьетнамские правительственные войска в ходе боёв делили подконтрольную территорию. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепление своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис в экономике Южного Вьетнама, как и уменьшение объёмов американской военной помощи под давлением Конгресса США в 1974 году способствовали падению боевых качеств южновьетнамских войск. Всё большее количество территорий Южного Вьетнама де-факто отходили под власть Северного Вьетнама. Правительственные войска Южного Вьетнама несли потери. В декабре 1974 - январе 1975 северовьетнамская армия провела пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию США. Убедившись, что США не намерены возобновлять своё участие в войне, в начале марта 1975 года северовьетнамские войска развернули широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать адекватного сопротивления. В результате двухмесячной кампании северовьетнамские войска заняли большую часть Южного Вьетнама и подошли к Сайгону. 30 апреля1975 года коммунисты подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне - война закончилась.

Гуамская доктрина – доктрина, выдвинутая Ричардом Никсоном 25 июня 1969 года во время выступления перед военнослужащими на острове Гуам. Суть Гуамской доктрины заключалась в том, что США отказывались от своего обязательства защищать своих союзников от внешней агрессии силами своей армии, кроме случаев агрессии со стороны крупных держав, таких как Китай или СССР. В этом случае им гарантировалась защита от ядерных ударов и авиационная и военно-морская поддержка. С местными коммунистическими движениями или с враждебными соседями союзники США должны были разбираться своими силами.

Данный шаг США был позитивно воспринят всем остальным миром. К 1973 году США завершили вывод войск из Вьетнама, и в 1975 году война во Вьетнаме закончилась полной победой вьетнамских коммунистов.

В ходе войны погибло 56555 американских военных, 303654 американцев получили ранения, а после вывода американских войск противники США одержали полную и безоговорочную победу в войне. Всё это отрицательно сказалось на состоянии американского общества – итог Вьетнамской войны рассматривался как поражение США, всей стране была нанесена психологическая травма. Однако ещё во время войны США стали искать способы снятия международной напряжённости, а это в совокупности с новой внешнеполитической доктриной сделало возможным разрядку в международных отношениях. В результате США смогли улучшить отношения с КНР и СССР и впоследствии играть на противоречиях между ними, что укрепило позиции США на мировой арене.

Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписано 27 января министрами иностранных дел ДРВ, США, Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам (ВРП РЮВ) и сайгонской администрацией; текст П. с. разработан в ходе парижских переговоров четырёх сторон по Вьетнаму, которые велись с января 1969. В соответствии со ст. 1 П. с. США обязались уважать независимость, суверенитет, единство и территориальную целостность Вьетнама

Последующие ст. обусловливали немедленное прекращение военных действий в Южном Вьетнаме, а также всех военных операций США против ДРВ; полный вывод из Южного Вьетнама в течение 60 дней войск и военного персонала США и др. иностранных государств, союзных США и сайгонской администрации.

Подписание П. с. явилось важной победой вьетнамского парода, миролюбивых сил всего мира в борьбе против империалистической агрессии, значительным вкладом в разрядку международной напряжённости.

54. Проблемы ближневосточного урегулирования в 1960–1970-е годы. Кэмп-Дэвидские соглашения.

Кэмп-Дэвидские соглашения - заключение израильско-египетского мирного договора.

В 1978 году на саммите в Кэмп-Дэвиде, (США) было заключено предварительное соглашение, а в 1979 году в Вашингтоне Менахем Бегин и Анвар Садат подписали договор о мире между Израилем и Египтом.

В 1978 году президент США Джимми Картер пригласил А. Садата и М. Бегина на саммит в Кэмп-Дэвид, чтобы обсудить с ними возможность окончательного мирного договора. Переговоры проходили с 5 по 17 сентября 1978 года и окончились подписанием в Вашингтоне двух документов, озаглавленных «Принципы для подписания мирного договора между Египтом и Израилем» и «Принципы мира на Ближнем Востоке». 26 марта 1979 года Бегин и Садат подписали в Вашингтоне Египетско-израильский мирный договор, положивший конец войне между двумя государствами и установивший между ними дипломатические и экономические отношения.

По условиям договора, Израиль возвращал Египту Синайский полуостров и признал «законные права палестинского народа». Было также достигнуто обоюдное принципиальное согласие на предоставление автономии жителям контролируемых Израилем территорий до окончательного решения вопроса об их будущем политическом статусе.


Похожая информация.


К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира. СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, oпpeдeлявшeйcя противостоянием ракет СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

Программой мира называют комплекс предложений советского руководства, который оно выдвинуло в 1971-1981 годах. Основные положения ее касались следующего круга задач СССР на международной арене: 1) запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия; 2) ядерное разоружение всех государств, обладающих этим видом оружия; 3) прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия; 4) обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты; 5) обеспечение свободы и независимости народов мира; 6) углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

Конечно, декларации не всегда соответствовали реальным действиям обеих сторон. В оборонной сфере продолжали иметь место секретные акции, противоречившие публичным декларациям. Классическим примером являлась проблема химического оружия. И советским, и американским дипломатам и военным специалистам приходилось уклоняться от ответа на вопрос, имеют ли стороны химическое оружие. Уязвимым местом советских мирных инициатив было отстаивание принципа самоконтроля за вооружением, который не пользовался широкой международной поддержкой. Западные партнеры выдвигали требование обязательных международных инспекций, с чем СССР ни за что не соглашался. Стратегический паритет стал рассматриваться не по принципу оборонной достаточности, а по формуле: «припрятать баллистических ракет чуть-чуть про запас».

Огромную лепту в процесс разрядки внесли советские дипломаты. С конца 50-х годов Министерство иностранных дел возглавлял А.А. Громыко, профессиональный дипломат, человек широкого кругозора, последовательный защитник советских идеологических и стратегических приоритетов. Его роль в углублении процесса разрядки являлась определяющей. Функция представлять страну на международной арене перешла к Генеральному Секретарю. Советская пресса закрепила в 70-е годы за Л.И. Брежневым громкое звание «архитектора перестройки».

Первыми шагами на пути разрядки было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия . В 1971 г. те же стороны подписали Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах. Вскоре оба договора были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость европейских послевоенных границ. Вскоре канцлер ФРГ Вилли Брандт от имени своей страны заключил аналогичные договоры с Чехословакией, Польшей и ГДР. Затем последовало четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) об урегулировании статуса Западного Берлина. Эта серия договоров закрепила послевоенный раздел Европы на две части. Она носила компромиссный характер. Аналитики Запада были убеждены, что неустойчивость восточноевропейских просоветских режимов уже в скором времени оттолкнет их от СССР без вооруженного вмешательства.

В ходе визитов президента США Р. Никсона в Москву в 1972 и 1974 гг. и Л.И. Брежнева в Вашингтон в 1973 г. были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО ) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ). Согласно договору по ПРО системой противоракетной обороны защищались Москва и американская база межконтинентальных баллистических ракет Гранд Фос в штате Северная Дакота, обе точки в радиусе 150 км (от МКАД в Москве и от места расположения шахтных установок в Дакоте). Договор ОСВ-1 предусматривал ограничение числа современных подлодок с МБР и обязательство не начинать строительство в течение 5 лет новых стационарных установок МБР.

В 1972 г. были подписаны Основы взаимоотношений между СССР и США . В них указывалось, что различие идеологий и социальных систем не является препятствием для развития нормальных отношений. В том же году представители СССР подписали в Москве, Вашингтоне и Лондоне Конвенцию о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического ) и токсинного оружия и об их уничтожении .

Последний рубеж советско-американской разрядки был связан с подписанием 18 июня 1979 г. в Вене Л.И. Брежневым и президентом США Дж. Картером Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2 ). Он шел дальше первого договора и устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон. Также предусматривал сокращение существующих ядерных вооружений, налагал существенные ограничения на модернизацию стратегических наступательных систем и создание новых систем.

Пиком процесса разрядки стало Международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работавшее в Хельсинки в составе делегаций 33 стран Европы, США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан его главный документ - Заключительный акт Совещания .

Его важнейшей составляющей стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами . Она провозглашала: суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Советское руководство подписало хельсинские документы, правда, не могло обеспечить выполнения некоторых его положений, особенно в отношении инакомыслящих. Идеологические приоритеты соблюдались тогда неукоснительно.

Хельсинкская нормализация подтолкнула развитие торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими странами. СССР заключил целый комплекс соглашений о торговых, культурных и научных контактах. Правда, из состояния «сырьевого придатка» Запада наша страна так и не вышла: 80% нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье и лес.

Политическое сотрудничество стран социалистического содружества развивалось по линии двух- и многосторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, глав правительств. Поездки Л.И. Брежнева в соцстраны со второй половины 70-х годов выливались в словесные демонстрации дружбы и носили парадный характер. Это не мешало советскому руководителю проявлять жесткость в экстремальных случаях.

Начавшийся весной 1968 г. процесс политического обновления в Чехословакии был встречен советским руководством с осторожностью, но вскоре заявления чехословацких товарищей о строительстве «социализма с человеческим лицом» были расценены как проявление ревизионизма. 21 августа 1968 г. части Советской армии вместе с армиями Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии перешли границу ЧССР.

Болевой точкой социалистического мира продолжали оставаться советско-китайские отношения, разрыв их на всех уровнях усугублялся пропагандистскими обвинениями друг друга и открытыми вооруженными столкновениями на границе в 1969 г. Это заставляло СССР концентрировать на Дальнем Востоке большой воинский контингент. Создание же укреплений на советско-китайской границе обошлись в 200 млрд рублей. Значительные силы и средства оттягивала у советской стороны военно-техническая и материальная помощь Демократической Республике Вьетнам, особенно в 1965-1973 годах, во время кровопролитной войны ее с США.

Не успела разрядка набрать нужные обороты, как мир уже в конце 70-х годов был отброшен в новую полосу международной «мерзлоты». Утверждения о том, что СССР - виновник этого похолодания, безосновательны. 27 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г. советское руководство начало войну в Афганистане. В ответ США не ратифицировали ОСВ-2. Вскоре там к власти пришли республиканцы во главе с Р. Рейганом.

С начала 80-х годов США развернули программу СОИ, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и саму возможность ядерной войны против «империи зла» - так американские политики называли СССР. Советский ответ на вызов формулировался так: «ракета на ракету», «танк на танк», поскольку по численности армии и размерам танковой армады СССР намного превосходил США.

Другая советская инициатива была связана с размещением ракет среднего радиуса действия в Европе и прекращением переговоров по ним. Это обеспечило советское военное преимущество на европейском направлении, одновременно сказалось на падении международного авторитета СССР. СССР и США выступали партнерами в осуществлении курса на вооруженное вмешательство в зонах своего влияния. В 1982 г. интересы двух мировых держав вновь столкнулись на Ближнем Востоке, в Ливане. В 1983 г. США развернули широкомасштабную аннексию против Никарагуа, Панамы и Гренады. СССР участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене.

Итак, годы, традиционно называемые в советской истории застойными, отличались весьма противоречивыми явлениями и процессами. С одной стороны, была достигнута максимальная управляемость обществом, упор на социальную политику заставлял власть считаться с интересами трудящихся масс, которые впервые за советскую историю начали жить более или менее сносно. Экономика страны отнюдь не находилась в состоянии кризиса, и хотя она не могла обеспечить изобилия и разнообразия товарами, как западная, но оказывалась при этом в состоянии решать сложнейшие проблемы комплексного многоотраслевого и широкого регионального развития. В эти годы ценой больших перенапряжений был создан военно-стратегический паритет, и с СССР стали считаться на международной арене как с реальной силой.

С другой стороны, слои общества начала разделять глубокая пропасть. Она межевала их по линии принадлежности к власти. Управленческая элита все более самозамыкалась. Добившись конституционного оформления исключительности своей власти, она получила широкие возможности действовать почти бесконтрольно. Отделившись от общества, верхушка обречена была вести свою деятельность под покровом тайны и превращать в тайну даже самые обыденные вещи, дабы они обрели в глазах общества особую значимость. Налет парадности и выспренности характеризовал официальную идеологию. Престиж власти в глазах рядовых людей неукоснительно и необратимо падал, а вместе с ним советское общество подошло к пределу использования традиционных для себя стимулов развития - опоры на массовый энтузиазм и веру в руководителей. Нарастание олигархических элементов в системе верховной власти не встретило серьезного сопротивления со стороны народа в силу превращения общества в «песчаноподобное». Для него были характерны процессы деклассирования и размывания наций, что даже отразила Конституция 1977 г. в понятии «советский народ». Привычка широких масс безоглядно доверять руководителям наслаивалась на конформизм советской интеллигенции. Отдельные же вспышки инакомыслия не могли в такой среде обрести организованных форм и легко подавлялись органами безопасности.

1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

К власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от JI. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты в состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта - 9 апреля 1971 г.).

Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

30 июля Ц 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В 1977 г. эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе).

В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988- 89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духа Ялты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасывания социализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных JI. И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно- технических и культурных связей двух стран.

В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд- Форкс, а СССР - Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства нападения, а руководство СССР - многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.

В1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй Регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

Эффективность договоров 1974,1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично JI. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.

По сравнению с предыдущим десятилетием в международных отношениях наметились позитивные тенденции, хотя в ряде случаев возникали отголоски «холодной войны», дестабилизация, конфликтные ситуации. В 1970-е гг. получил развитие процесс так называемой разрядки международной напряженности. Лидеры ведущих европейских государств, учитывая угрозу международной безопасности в связи с бесконтрольной гонкой вооружений, возможности ядерной войны, в которой не будет победителей, стали искать мирные пути развития международного сообщества.

При всех противоречиях главы государств противоположных систем стремились к сближению, поиску путей мирного разрешения возникавших проблем. Впервые о разрядке стали говорить во второй половине 1960-х гг. после установления дружеских отношений между СССР и Францией. Оба государства сотрудничали и в 1970-е гг. Тогда же взаимоотношения между этими странами строились на основе Протокола о политических консультациях и Принципах сотрудничества. Подобные документы Советский Союз подписал с Великобританией, Италией и Данией.

С приходом к власти в Западной Германии социал-демократов коренным образом изменились отношения СССР с ФРГ. Реваншистские высказывания бывших руководителей Западной Германии были заменены на установление добрососедских отношений этой страны со своими соседями. ФРГ пошла на заключение договоров не только с СССР, но и с Польшей, ГДР, Чехословакией, Венгрией и Болгарией. Руководство ФРГ признало послевоенные границы с соседними государствами по линии Одер-Нейсе, хотя ратификация договоров в самой Западной Германии проходила не просто.

Особую значимость в 1970-е гг. приобрели «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (1970 г.) и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами государств и правительств 33 европейских стран, а также США и Канады. В документе зафиксирован принцип неделимости европейской безопасности, т.е. право всех государств-участников СБСЕ на равную безопасность.

В Заключительном акте выделено десять основных принципов, являющихся в настоящее время основными принципами международного права: 1) неприменение силы или угрозы ее применения; 2) мирное урегулирование споров; 3) невмешательство во внутренние дела суверенных государств; 4) уважение прав человека и основных свобод; 5) нерушимость границ; 6) уважение территориальной целостности; 7) равноправие и право народов на самоопределение; 8) суверенное равенство государств; 9) сотрудничество государств; 10) добросовестное выполнение обязательств.

В мае 1972 г. руководители СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда из него вышли США.

Обе стороны по этому договору обязывались не развертывать такие системы, которые бы обеспечивали защиту всей территории страны от ракетного нападения. Разрешалось прикрыть два района, позднее решили ограничиться противоракетной обороной одного района. Договор ОСВ-1 предусматривал отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет, но без их сокращения.

К середине 1970-х гг. Советскому Союзу удалось договориться с США по ограничению гонки стратегических вооружений и взаимному запрету создания общенациональных систем противоракетной обороны. СССР приходилось тратить немало средств на поддержание паритета в вооружениях с США. По ряду позиций Соединенные Штаты опережали Советский Союз в системе вооружений. Это касалось высокоточных ракет с кассетными многозарядными боеголовками индивидуального наведения; крылатых ракет большой дальности; высокоэффективных противотанковых средств; лазерных прицелов для орудий и т. п.

Чтобы поддержать в боеготовности свои вооруженные силы, Советскому Союзу приходилось проводить модернизацию военной техники, совершенствовать средства доставки ядерного оружия, сохранять паритет с США. В отдельных видах вооружения СССР добился значительных достижений. Это касалось создания ядерных боеголовок с разделяющимися частями индивидуального наведения, мобильных твердотопливных ракет РСД-10 (SS 20) с боеголовками, оснащенными тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Страны ОВД по численности вооруженных сил превосходили страны НАТО – 5 и 3 млн. человек соответственно.

США и другим странам Запада приходилось считаться с мощным военным потенциалом СССР. В этом отношении Советский Союз по-прежнему являлся великой державой. Однако равенство в вооружениях и опережение по ряду направлений военной техники давалось высокой ценой. Спад и застой в экономике ставил СССР в разряд далеко не передовых стран. Его внешнеэкономические связи, построенные на экспорте сырья, при снижении цен на мировых рынках отрицательно отражались на бюджете Советского Союза, жизненном уровне народа. Колоссальные расходы на оборону еще более усугубляли положение.

В сложной обстановке стагнации в экономике СССР вынужден был вкладывать немалые средства для того, чтобы заручиться политической поддержкой как социалистических, так и развивающихся стран. Но это не всегда удавалось.

В 1970-е гг. во внешней политике Советский Союз приоритет отдавал сотрудничеству, прежде всего, с социалистическими государствами, развивающимися странами и лишь затем с ведущими западными державами. Как и в предыдущие годы, внешнеполитические и внешнеэкономические контакты со странами социализма предусматривали со стороны Советского Союза поставки дешевых энергоресурсов, помощь в строительстве промышленных объектов, военное сотрудничество.

В отношениях со странами третьего мира акцент был сделан также на помощь в развитии различных отраслей экономики этих государств, военно-техническом сотрудничестве. Постепенно новые независимые, развивающиеся государства стали отходить от тесного взаимодействия с СССР. Они предпочитали более активно сотрудничать с западными странами, получая кредиты и другую помощь.

В 1970-е гг. США свои внешнеполитические действия стали увязывать с внутренними проблемами в СССР. Так, в 1974 г. режим наибольшего благоприятствования в торговле с СССР был поставлен в зависимость от свободного выезда евреев из Советского Союза – поправка Джексона-Вэника, принятая Конгрессом США. Договор ОСВ-2 в 1976 г. был увязан с соблюдением прав человека в СССР. Это свидетельствовало об ухудшении отношений между двумя великими державами.

Особое значение для Советского Союза имела позиция западных государств по отношению к войне в Афганистане. В 1973 г. в Афганистане была свергнута власть короля. Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) стремилась объединить левые антиправительственные силы, а президент М. Дауд ориентировался на помощь западных стран. Весной 1978 г. был арестован Генеральный секретарь ЦК НДПА Н.М. Тараки. В апреле афганская армия свергла правительство Дауда. Революционный Совет провозгласил страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА).

Руководители республики заявили о своей приверженности марксизму-ленинизму и предложили создать независимую экономику, провести аграрную реформу и т.д. Но предлагаемые реформы не получили поддержки широких слоев населения. СССР оказывал помощь новой власти. В руководстве Афганистана началась борьба за власть. В сентябре 1979 г. был убит Н.М. Тараки и к власти пришел Х. Амин.



Поделиться