Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Контрольная работа Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда Основные законодательства Российской Федерации об охране труда

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:

· статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";

· статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.

2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3. Указы и распоряжения Президента РФ.

4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.

2. Законодательные основы охраны труда

В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

· в главе Х - "Охрана труда";

· в главе XI - "Труд женщин";

· в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

· признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

· государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

· обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

· обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

· гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

3. Инструкции по охране труда на предприятии

Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи:

· обучение работающих вопросам охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· нормализация условий труда и др.

Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.

Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.

Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).

Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:

· общие требования безопасности;

· требования безопасности перед началом работ;

· требования безопасности во время работы;

· требования безопасности в аварийных ситуациях;

· требования безопасности по окончанию работы.

Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.


Cодержание
Введение 3
1. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда 4
2. Химическое оружие. Зоны химического заражения и очаги поражения от ОВ и ОХВ. Защита населения от ОВ и ОХВ 13
Заключение 21
Список литературы 22
Ведение
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.
Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.
Воздействие человека на окружающую среду за последние годы по своим масштабам, интенсивности и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни.
Безопасность жизнедеятельности представляет собой междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе человек - среда обитания - машины - чрезвычайные ситуации.

1. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Понятие охраны труда.
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
- статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
- статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 21.072014 №11-ФКЗ). Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 30 декабря 2001 года был принят Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), а 30 июня 2006 года принят федеральный закон "О внесении изменений в трудовой кодекс российской федерации, признании не действующими на территории российской федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) российской федерации ".
3. Указы и распоряжения Президента РФ.
4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
2. Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...".
Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 31.12.2014г)
Правительством Российской Федерации 27 декабря 2010 года принято постановление N1160 об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в Российской Федерации.
Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).
1. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.
2. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
3. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.
4. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.
5. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.
6. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.
7. Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.
8. Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
9. Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
10. Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по........

Список литературы
1. Амбросьев В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов - М.: Юнити, 1998.
2. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. - М.: Юнити, 2006.
4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.
5. Иванов К.А. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов втузов. - М.: Графика М., 1999.
6. Шаламов А.С. Гражданская оборона: Пособие для студентов вузов. - М.: Гелеос, 1998.
7. Шевченко Н.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Инфра-М, 2004.

Труд и здоровье людей в РФ охраняются государством. Это провозглашено в ст. 7 Конституции РФ.

В широком смысле под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ).

Охрана труда как институт трудового права - это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. В этих нормах конкретизируется закрепленное в ст. 37 Конституции РФ и в ст. 2 ТК РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Правовой институт охраны труда включает нормы, устанавливающие права и обязанности работодателя и работников по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их:

правила и инструкции по охране труда;

специальные нормы о компенсациях и льготах для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях;

нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

нормы, регулирующие финансирование и организацию работы по охране труда;

правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием: техники и технологии производства (например, замена тяжелого физического труда машинами, внедрение роботов, заменяющих человека там, где это опасно для его жизни и здоровья, герметизация технологических процессов на химических предприятиях). Но если на современном уровне развития техника и технология, производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права по охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Важнейшие нормы, направленные на обеспечение безопасных для жизни и здоровья условий труда, закреплены в разделе X «Охрана труда» (главы 33 и 36) и в главах 41 и 42, в которых имеются статьи об охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, а также в Федеральном законе от 17 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» 1 .

В этих актах закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда, определяющие содержание и направление- развития законодательства об охране труда и практику его применения:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников и другие направления (ст. 210 ТК РФ), нашедшие свое воплощение в конкретных нормах.

В этих актах предусматривается также необходимость взаимодействия и сотрудничества государственных органов с работодателями, профсоюзными и иными уполномоченными работниками представительными органами.

Нормы об охране труда закреплены и в других федеральных законах, в подзаконных актах РФ, а также субъектов РФ.

В обеспечении охраны труда существенное значение имеет Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» 1 , который предусматривает, что технический регламент (т. е. документы, содержащие обязательные требования к продукции, процессам производства, зданиям, сооружениям и т. д.) принимаются, в частности, в целях защиты жизни и здоровья граждан.

Вопросы улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков), обычно включаются в коллективные договоры (соглашения).

Государственными нормативными требованиями охраны тру, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лица; при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого; оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Повышенные требования к охране жизни и здоровья работников установлены в соответствии с Федеральным законом 21 июля. 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Эти требования предусматривают, например, обязанность организации предотвращать проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект, обучения работников действиям в случае аварии или инцидента 1 .

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, устанавливаются Правительством РФ (ст. 211 ТК РФ) с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях обеспечения соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов строительства, реконструкции, переоборудования и т. д. государственным нормативным требованиям охраны труда.

Функции государственной экспертизы условий труда были возложены на Минтруд РФ, а на региональном уровне - на органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие охраной труда. В настоящее время эти функции переданы в ведение Минздравсоцразвития РФ и входящему в его состав Роструду. 2

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в РФ и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификаты соответствия.

Помимо ТК РФ и других законов в РФ действует система подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000г. № 399 эта система состоит из межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил, по проектированию и строительству, гигиенических нормативе и государственных стандартов безопасности труда. Эти акты утверждали в пределах своей компетенции ранее существовавшие Минтруд, Минздрав, другие федеральные органы исполнительной власти России, Госгортехнадзор, Госстандарт, Госстрой РФ.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов» функции Минздрава и Минтруда России по принятию нормативных правовых актов переданы Министерству здравоохранения и социального развития, а такие же функции Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госстандарта и Госстроя - Министерству промышленности и энергетики РФ. Однако следует учитывать, что ранее принятые акты Минтруда и других указанных органов сохраняют силу впредь до их отмены.

Указанные акты, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, подлежат направлению для рассмотрения; и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

В указанных актах предусмотрены требования по содержанию-территории предприятий, производственных помещений, оборудования, по снабжению машин и станков конструктивными ограждениями и предохранительными приспособлениями, нормы естественного и искусственного освещения, предельные нормы шума, запыленности, загазованности, обеспечение производственных помещений отоплением и вентиляцией. Они регулируют санитарно-бытовое обслуживание рабочих, в том числе устройство санитарно-бытовых помещений.

Межотраслевые правила и нормы могут содержать требования безопасности труда при выполнении определенных работ (например, электро- и газосварочных), при эксплуатации определенных типов оборудования (например, подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, трубопроводов для пара и горячей воды) в различных отраслях хозяйства.

Отраслевые правила содержат требования по обеспечению безопасности и гигиены труда на предприятиях определенной отрасли народного хозяйства (например, металлургической или текстильной промышленности).

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. В случае необходимости (например, при изменении законодательства, внедрении новой техники и технологий) эти требования подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.

Органы исполнительной власти субъектов РФ при разработке нормативных актов по охране труда должны исходить из того, что содержащиеся в них требования не могут быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в актах федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственно в организациях работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов (ст. 212 ТК РФ).

Для обеспечения жизни и здоровья работников важное значение имеет соблюдение в организациях норм и Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС РФ.

Организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации) утверждают федеральные органы исполнительной власти, ведающие охраной труда. Примером могут служить Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. № 80 2 . В соответствии со ст. 423 ТК РФ сохраняют пока силу и нормативные правовые акты бывшего СССР (Госстандарта СССР, Госстроя СССР, Минздрава СССР), содержащие требования по охране труда.

2. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. ЗОНЫ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ И ОЧАГИ ПОРАЖЕНИЯ ОТ ОВ И ОХВ. ЗАШИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ОВ И ОХВ

Под химическим оружием понимают совокупность отравляющих веществ (ОВ) и средства, с помощью которых их применяют. Химическое оружие предназначено для поражения незащищенных людей и животных путем заражения воздуха, продовольствия, кормов, воды, местности и расположенных на ней предметов.

Химическое оружие – представляет собой различные вещества. Они могут поражать людей, заражать воздух, почвы, источники воды; различные сооружения, транспортные средства, различную технику, продукты питания, корм для животных. Обычно в момент использования большинство отравляющих веществ переходит из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное или образует аэрозоли (дым, туман).

Химическое оружие вызывает поражение организма при попадании отравляющих веществ на незащищенные участки тела, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении в пищу зараженных продуктов и воды.

В момент применения отравляющие вещества переходят из жидкого или твердого состояния в капельно-жидкое, газообразное, парообразное или аэрозольное (туман, дым) и могут распространяться на значительные расстояния от места применения химического оружия. Они способны проникать вместе с воздухом в жилые и производственные помещения, а также в защитные сооружения, не имеющие герметизации, и воздействовать на находящихся в них людей.

Отравляющие вещества поражают живые организм при попадании на кожный покров и в глаза, при вдыхании зараженного воздуха, при употреблении зараженной пищи и воды. Критериями боевой эффективности отравляющих веществ являются их токсичность, быстродействие и стойкость.

От других средств массового поражения химические отравляющие вещества отличаются способностью проникать с воздухом и водой в самые различные негерметизируемые объекты и оказывать свое поражающее и загрязняющее действие. Продолжительность такого действия колеблется в зависимости от вида применяемых отравляющих веществ и метеорологических условий от нескольких часов до нескольких недель и реже нескольких месяцев.

Токсичность отравляющих веществ определяется их способностью оказывать отравляющее действие. Быстродействие определяется временем от момента контакта с отравляющим веществом до проявления первых признаков отравления. В зависимости от полученной дозы отравляющего вещества поражение организма может развиваться в виде лавинообразного молниеносного процесса с летальным исходом за считанные секунды или в форме тяжелого прогрессирующего патологического процесса.

Стойкость отравляющих веществ характеризует их способность сохранять поражающее, действие в течение определенного времени после применения. Все отравляющие вещества условно подразделяют на стойкие и не стойкие. Время сохранения поражающих свойств для стойких веществ составляет от нескольких дней до нескольких недель, в то время как нестойкие вещества сохраняют свое поражающее действие в течение нескольких минут.

По характеру воздействия на организм отравляющие вещества делятся на группы:

    нервно-паралитического действия (высокотоксичные фосфор содержащие отравляющие вещества: V-газы, зарин, зоман);

    кожно-нарывного действия (иприт, азотистый иприт);

    общеядовитого действия (быстродействующие летучие отравляющие вещества: синильная кислота, хлорциан, оксид углерода, мышь яковистый и фосфористый водород);

    удушающего действия (при вдыхании поражаются верхние дыхательные пути и легочные ткани: фосген, дифосген);

    психохимического действия (вызывают временные психозы за
    счет нарушения химической регуляции в центральной нервной системе:
    диэтиламид лизергиновой кислоты, би-зед);

    раздражающего действия (отравляющие вещества, воздействующие на слизистые оболочки глаз и верхние дыхательные пути: сиэс, хлорацетофенон).

    К нервно-паралитическим относятся V-газы, зарин, зоман. Первые признаки отравления ими - одышка» рвота, сильная потливость, сужение зрачков, обильное выделение жидкости через нос и слюнотечение. Эти отравляющие вещества высокотоксичны и даже только попадание их капель на кожу человека может вызвать смерть. Они практически не имеют запаха (у зомана - слабый запах камфары).

    Наиболее распространенными общеядовитыми отравляющими веществами являются быстродействующие синильная кислота и хлордиан. У последнего неприятный, раздражающий запах, у синильной кислоты запах горького миндаля. К первым признакам отравления этими веществами относятся следующие: металлический, горьковатый привкус во рту, слюнотечение, раздражение горла, переходящее в онемение слизистой оболочки органов дыхания, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота, общая слабость.

    К рассматриваемой группе можно отнести и химические вещества, обычно применяемые в хозяйственных целях, но токсичные и обладающие способностью вызвать массовые поражения и смерть живых организмов, включая человека. Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, фтористый водород, оксиды азота. Их массовое поступление в среду, окружающую человека, возможно как при военном разрушении химических предприятии и холодильников, так и при авариях и диверсиях на этих объектах. Таким образом, массовое отравление этими веществами может произойти без использования противником химического оружия и даже в мирное время.

    Применение химического оружия приводит к образованию на местности зоны заражения. Зона заражения включают в себя территории непосредственно подвергшиеся воздействию химического оружия (районы применения) и территории, на которые распространилось облако, зараженное отравляющими веществами.

    Территория, на которой в результате воздействия химического оружия противника произошли массовые поражения людей, животных и растений, называется очагом химического поражения.

    Очагом химического поражения является территория, на которой в результате воздействия химического оружия или крупной аварии (террористического акта) с выбросом химических отравляющих веществ произошли массовые поражения людей, животных, растений.

    Оценка химической обстановки состоит из:

    определения масштабов я характера химического заражения;

    анализа их влияния на деятельность объектов, сил гражданской обороны, населения;

    выбора наиболее целесообразных вариантов действии при которых исключается поражение людей.

    Зоны заражения и очаги химического поражения могут образовываться также вследствие аварий на предприятиях, производящих или использующих в производстве АХОВ.

    Размеры и конфигурация зон химического заражения зависят от типа отравляющего вещества, вида средства доставки, состояния атмосферы, метеорологических условий и рельефа местности.

    Рассмотрим подробнее наиболее распространенные отравляющие химические вещества.

    Хлор - это газ желто-зеленого цвета с резким запахом. Соединяясь с водяными парами образует белый туман, стелящийся над землей. Воздействие этого отравляющего вещества приводит к поражению дыхательных путей, глаз; при длительном вдыхании образуется отек легких. Первый признак отравления (кроме специфического запаха) - сухой кашель.

    Аммиак - в обычных условиях газ без цвета с резким удушающим запахом. Первые признаки отравления - раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, чихание и повышение слюноотделения. Довольно скоро они переходят в тошноту, нарушение координации движений и в бредовое состояние.

    Сероводород - газ с резким запахом тухлых яиц. В первую очередь он поражает органы дыхания и зрения. Отравление начинается с ощущения боли в глазах, слезотечения, светобоязни.

    Фтористый водород - также в обычных условиях газ. Его воздействие на человека начинается с поражения слизистых оболочек носоглотки я глаз. Кроме того, он поражает незащищенные участки тела, вызывая на коже образование пузырей.

    Оксиды азота. Азот образует с кислородом ряд соединений, в том числе ядовитых. К последним можно отнести и оксид азота (I). Его также называют закисью азота (N 2 О). При комнатной температуре он довольно устойчив, но при повышении температуры разлагается на кислород и азот, и тем быстрее, чем выше температура. В обычных условиях эта газ без цвета, со слабым специфическим запахом, сладковатый на вкус. Он не реагирует ни с водой, ни с кислотами, ни со щелочью.

    Вдыхание небольших количеств оксида азота притупляет болевую чувствительность (в смеси с кислородом его используют для наркоза). При больших количествах он возбуждающе действует на нервную систему; поэтому раньше его называли «веселящим газом».

    Диоксид (двуокись) азота NO 2 представляет собой в обычных условиях бурый ядовитый газ с характерным запахом. Он легко сгущается в жидкость красноватого цвета. Она замерзает при температуре всего - 11,2 °С, образуя бесцветную кристаллическую массу.

    При вдыхании диоксида азота происходит сильное раздражение дыхательных путей, переходящее в серьезное отравление.

    Оксид азота (III), или азотистый ангидрид N 2 O 3 , - темно-синяя жидкость, уже при низких температурах разлагающаяся с образованием ядовитого диоксида азота NO 2 .

    Оксид азота (V), или, азотный ангидрид N 2 O 5 , представляет собой белое кристаллическое вещество, уже при комнатной температуре разлагающееся с образованием ядовитого газа - диоксида азота.

    Образование ядовитых оксидов азота (и в первую очередь непосредственно диоксида) и их поступление в больших. количествах в атмосферу возможно при авариях на предприятиях по производству азотной кислоты.

    К кожно-нарывным отравляющим веществам обычно относят иприт и люизит. В обычных условиях это жидкости. У первой запах чеснока или горчицы, у второй - листьев герани. Они поражают глаза, незащищенные участки тела, органы дыхания и даже пищеварения.

    Бесцветный газ фосген относится к удушающим веществам, он имеет запах прелого сена или гнилых яблок. Первым признаком отравления этим газом является приторно-сладкое ощущение во рту, сменяются кашлем, общей слабостью и головокружением.

    После выхода из зоны заражения эти признаки пропадают, но ухудшение самочувствия может наступить через 4 – 6 часов после отравления.

    Психохимическое воздействие оказывает ряд химических соединений, обнаружение которых в атмосфере проводится с помощью специальных приборов. Первыми признаками отравления этими веществами является расширение зрачков. Позже начинается слуховые и зрительные галлюцинации.

    К раздражающим отравляющим веществам относятся хлорацетофенон, сиэс, адамсит, дифенил-хлорасин. Все они в обычных условиях представляют собой твердые вещества, поражающие в первую очередь органы дыхания и зрения, вызывающие слезоточивость.

    Хлорацетофенон имеет запах цветущей черемухи, си-эс - перца, дифенил-хлорарсин - лука; адамсит - твердое вещество без запаха.

    К признакам поражения этими отравляющими веществами относятся, кроме уже названного слезоточения, покраснение и резь в глазах» смыкание век, светобоязнь, раздражение органов дыхания с появлением кашля, чихания, насморка и обильного слюноотделения. Признаки поражения раздражающими отравляющими веществами проявляются очень быстро - через 1 – 3 минуты после вдыхания зараженного воздуха. Следует также отметить, что попадание частиц хлорацетофенона на кожу вызывает ее покраснение и образование крапивной сыпи.

    Фитотоксичные отравляющие вещества (фитокси-канты) впервые в военных целях были применены американцами во время войны во Вьетнаме (1961 - 1975 гг.) Ими были использованы в больших концентрациях и на довольно больших территориях гербициды (обычно они используются в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками) и дефолианты (они также используются в сельском хозяйстве как вещества, вызывающие опадание листьев с деревьев).

    Фитоксиканты представляют собой желтовато-белый порошок, реже жидкость, образующую при соединении с водой стойкую эмульсию. Они, обладая общеядовитыми свойствами, оказывают воздействие не только на растительные, но и на животные организмы, в том числе на людей. По мнению ряда исследователей, фитотоксичные отравляющие вещества воздействуют на генетический аппарат. Будучи в нормальных условиях довольно стойкими, эти вещества заражают территорию на весьма длительное время.

    Повышенные температуры и скорости движения воздуха приводят к интенсификации процессов испарения жидких отравляющих веществ. Это увеличивает их начальные концентрации, но уменьшает время существования опасных ситуаций. Сильная турбулентность атмосферы способствует интенсивному перемешиванию и быстрому снижению концентраций отравляющих веществ. Напротив, спокойная атмосфера или наблюдающаяся в ней инверсия препятствуют перемешиванию отравляющих веществ с воздухом, что при определенных условиях способствует распространению зараженного воздуха на большие расстояния от очага заражения. Растительный покров, повышенная плотность застройки, сильно пересеченная местность (овраги, лощины и т. п.) способствуют застою зараженного воздуха и повышению длительности заражения.

    Кроме коллективных средств защиты от оружия массового поражения необходимо предусматривать использование средств индивидуальной защиты. Их нужно иметь при себе при угрозе нападения. Эти средства подразделяются на следующие:

    Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

    Средства индивидуальной защиты кожи.

    3.Медицинские средства индивидуальной защиты.

    Средства индивидуальной защиты органов дыхания включают противогазы фильтрующие, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки. Они должны предохранять от попадания внутрь организма радиоактивных, отравляющих и бактериальных веществ.

    Противогаз защищает от попадания вышеперечисленных веществ в органы дыхания, в глаза и на лицо. Вдыхаемый через противогаз воздух, проходя через специальную фильтрующе-поглощающую коробку (рис. 8.7), очищается от веществ, образуемых при использовании средств массового поражения, пыли и дыма.

    Фильтрующее поглощающая коробка соединяется трубкой, по которой идет очищенный воздух, со шлемом-маской. Эта маска защищает лицо и глаза от попадания радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных средств.

    Респираторы предназначены для защиты человеческого организма от попадания внутрь пыли (в том числе радиоактивной), а также различных аэрозолей (в их числе и насыщенные бактериальными средствами). Респираторы выпускаются трех размеров и подбираются индивидуально.

    Для правильного, эффективного использования респиратор должен плотно прилегать к лицу. Это проверяется так: ладонью нужно плотно закрыть отверстие предохранительного клапана выдоха и сделать легкий выдох. Если воздух из полумаски не выходит, а лишь слегка раздувает ее, респиратор пригоден для работы.

    Противопыльные тканевые маски используются при отсутствии противогазов и респираторов для защиты органов дыхания и глаз от пыли, в том числе и от радиоактивной. Рассматриваемые маски изготавливаются семи размеров в зависимости от высоты лица.

    Высота лица измеряется от точки наибольшего углубления на переносье до нижней точки подбородка.

    Сама маска (ее корпус) состоит из 4 – 5 слоев плотных тканей (фланель, шерстяная ткань с начесом), а верхний слой - из неплотной (штапель, трикотаж). Крепление делается из одного слоя ткани.

    Ватно-марлевая повязка может быть изготовлена самостоятельно. Для этого на середину куска марли размером 100×50 см кладется слой марли толщиной 1 – 2 см и размером 30×20 см. Затем закрывают вату, загибая с обеих сторон марлю. Концы марли надрезают так, чтобы образовались 4 завязки.

    Повязка закрывает нос и рот. Две завязки крепятся на затылке за ушами, а две другие на темени. Глаза защищаются обычными или противопыльными очками.

    Если нет перечисленных выше средств индивидуальной защиты, то в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением средств массового поражения, можно использовать любую ткань, сложенную в несколько слоев (полотенце, шарф, платок).

    Средства защиты кожи . Ими могут быть или специальный защитный комплект, или специально приспособленные повседневные одежда и обувь. Они должны защищать людей от капёльно-жидких отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей.

    Рассмотрим необходимые действия для повышения защитных свойств повседневной одежды:

    Сшить клапаны из плотной ткани на грудь и в места застежек одежды для усиления экранизирующей роли одежды.

    Из плотной ткани сделать воротник шириной около 4 – 5 см и длиной, равной окружности шеи, и сшить его с нагрудным клапаном.

    На места разрезов на рубашках, куртках, брюках пришить клинья из плотной ткани.

    Сшить капюшон из плотной ткани или синтетической пленки.

    Сшить на обувь чулки из непромокаемой ткани.

    Пропитать одежду мыльно-масляной эмульсией.

    Для ее приготовления необходимо в 2 литрах горячей воды растворить 250-300 г измельченного хозяйственного мыла, добавить 0,5 л минерального или растительного масла и нагреть раствор.

    После пропитки одежду слегка отжать и высушить на открытом воздухе.

    3 ВЫПОЛНИТЬ ЗАМЕРЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ И СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ ЕГО ДОСТАТОЧНОСТИ

    Исходные данные.

    Длина А=9 м;

    Глубина В=6 м;

    Размер объекта различения – 1.0;

    Коэффициенты отражения:

    Потолка-0.6

    Стен-0,45

    Пола-0,4;

    Высота противостоящего здания-5 м;

    Расстояние до здания -10 м;

    Отделочный материал — Блоки;

    Вид остекления — Двойной;

    Вид переплета — Разд-сп.;

    Рисунок 1 – Схема для расчета естественного освещения

    Проверка достаточности естественного освещения осуществляется путем сравнения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в расчетной точке помещения с нормативным значением КЕО для данного вида работ. Расчетная точка находится на уровне условной поверхности (0,8 м от пола) на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов.

    Наиболее простым, но приближенным способом определения размеров светопроемов является геометрический, при котором площадь светопроема устанавливается в процентах от площади пола. Этот способ применяется на стадии разработки проектного задания. Требуемая площадь светопроемов (в процентах от площади пола), обеспечивающая нормированное значение КЕО, может приближенно определяться при боковом освещении по следующей эмпирической формуле:


    где: S о — площадь световых проемов при боковом освещении;

    S п
    — площадь пола помещения;

    е н — нормированное значение КЕО;

    h о — световая характеристика окон, определяется по таблице;

    К зд — коэффициент, учитывающий затенение окон противостоящим зданием, определяется по схеме на рис.1 ;

    t о — общий коэффициент светопропускания, определяемый по формуле:

    t 0 = t 1
    t 2
    t 3
    t 4
    t 5

    где: 1 — коэффициент светопропускания материала;

    t 2 — коэффициент, учитывающий потери света в переплетах светопроема;

    t 3 — коэффициент, учитывающий степень загрязнения светопропускающего материала (принимается произвольно по таблице);

    t 4 — коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях, при боковом освещении
    t 4 =1;

    t 5 — коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах, для убирающихся внутренних регулируемых жалюзи t 5 =1;

    Коэффициенты t 1, t 2, t 3 приведены в таблице 10.

    Для определения коэффициента r 1 необходимо определить средневзвешенный коэффициент отражения потолка, стен и пола по формуле:


    где — коэффициенты отражения потолка, стен и пола.

    Нормированное значение коэффициента естественной освещенности е н определяется по формуле:


    где
    табличное значение КЕО, находится по таблице,

    коэффициент светового климата, при боковом освещении и ориентации окон на запад или восток
    ;

    Коэффициент К зд
    определяется в зависимости от соотношения расстояния между рассматриваемым и противостоящим зданиями L и высотой расположения карниза противостоящего здания над подоконником рассматриваемого окна Н зд.

    Рисунок 2 – Схема определения коэффициента К зд, учитывающего затенение противостоящим зданием.

    Действительное значение КЕО при боковом освещении определяется по формуле:

    где
    геометрический коэффициент естественной освещенности при боковом освещении, определяемый по методу А.М.Данилюка,

    Расчет геометрического коэффициента естественной освещенности при боковом освещении по графикам А.М.Данилюка имеет следующую последовательность:

    график I накладывается на чертеж поперечного разреза помещения, центр О графика I совмещается с расчетной точкой А, а нижняя линия графика – со следом условной рабочей поверхности,

    подсчитывается количество лучей n 1 по графику I, проходящих через поперечный разрез светового проема,

    отмечается номер полуокружности на графике I, которая проходит через точку С 1 – середину светопроема,

Меры безопасности при работе на уборочных машинах

Первая помощь при укусах насекомыми и ядовитыми змеями

Ведение животноводства в условиях радиоактивного заражения местности

Список литературы

Кто и в какой срок утверждает акты о несчастном случае на производстве?

Комиссия для расследования несчастного случая. Для расследования легких случаев работодатель своим приказом создает пофамильно комиссию в составе не менее 3 человек. В ее состав он включает инженера (специалиста) по охране труда или лицо, назначенное приказом ответственным за организацию работ по охране труда, представителей работодателей, профсоюзного органа (члена комиссии (комитета) по охране труда, уполномоченного по охране труда или иного уполномоченного работниками представительного органа). Кого-то из членов комиссии назначает, по своему усмотрению, председателем комиссии. В состав комиссии нельзя включать руководителей, непосредственно отвечающих за безопасность труда на данном участке. Как правило, это руководители этих участков.

Для расследования групповых, тяжелых и несчастных случаев со смертельным исходом работодатель своим приказом в состав комиссии, кроме вышеназванных лиц, включает также государственного инспектора труда (и его назначает председателем комиссии) и представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или органа местного самоуправления - района, города). В состав этой комиссии может быть включен (по согласованию с ним) представитель территориального объединения профсоюзов, а также представитель органа санэпидслужбы, если несчастный случай связан с отравлением или радиационным воздействием, а также представитель регионального отделения Фонда социального страхования.

Опишите методику определения относительной влажности с помощью психрометра и психрометрического графика. Опишите методику определения скорости движения воздуха. От чего зависят нормативные значения скорости движения воздуха на рабочем месте?

Чтобы узнать, насколько фактическое состояние воздушной среды в рабочей зоне соответствует нормативным значениям параметров микроклимата, измеряют температуру, влажность, скорость движения воздуха и интенсивность теплового излучения от нагретых тел. По результатам замеров можно также определить эффективность работы технических средств для обеспечения требуемого состояния микроклимата, например, систем отопления и вентиляции.

Температуру воздуха чаще всего измеряют спиртовыми или ртутными термометрами. Однако в помещениях с высоким уровнем теплового излучения (кормоприготовительные цехи, котельные и т.п.) температуру следует определять с помощью парного термометра, состоящего из двух ртутных термометров, резервуар одного из которых зачернен, а другого - посеребрен.

Истинную температуру воздуха в рабочей зоне (без учета влияния теплоизлучения) рассчитывают по формуле

t = t ч - k (t ч - t c),

где t ч - показания зачерненного термометра, град; k - константа прибора, указанная в его паспорте; t c - показания посеребренного термометра, град.

Для непрерывной записи значений температуры воздуха на бумажную ленту применяют термографы М-16АС (суточный) и М-16АН (недельный). Измерительно-регистрирующая часть их представляет собой биметаллическую пластину, соединенную рычагом со стрелкой, на конце которой закреплено перо. Барабан с бумажной лентой приводится в движение тяговым механизмом. Продолжительность одного оборота барабана часового механизма составляет 26 ч для термографа М-16АС и 176 ч для М-16АН.

Температуру и относительную влажность воздуха чаще всего измеряют психрометрами: стационарным Августа и аспирационным Ассмана.

Стационарный психрометр Августа (рис.1, а) состоит из двух одинаковых спиртовых термометров. Резервуар одного из них (влажного) обернут гигроскопичной тканью, конец которой опущен в наполняемый дистиллированной водой стаканчик. По ткани к резервуару этого термометра поступает влага взамен испаряющейся. Другой термометр (сухой) показывает температуру воздуха. Показания влажного термометра зависят от содержания водяных паров в воздухе, так как при снижении их массы в единице объема возрастает испарение воды с увлажненной ткани, вследствие чего резервуар охлаждается в большей мере. Определив показания термометров и разность температур, по психрометрической таблице, нанесенной на корпус психрометра, находят относительную влажность воздуха.

Психрометр Ассмана (рис.1, б) устроен аналогично. Отличие его заключается в том, что для исключения влияния подвижности воздуха на показания влажного термометра в головной части прибора размещен вентилятор с часовым механизмом (у психрометров типа МВ-4М) или электрическим приводом (у психрометров типа М-34). Вентилятор создает постоянный напор воздуха, а следовательно, и скорость движения его в трубках с резервуарами ртутных термометров постоянна. Трубки предохраняют термометры от механических повреждений и отражают излучения, которые могут исказить показания прибора. Перед проведением измерений пипеткой смачивают ткань влажного термометра, психрометру придают вертикальное положение и приводят во вращение вентилятор. Через 3...5мин регистрируют установившиеся показания термометров и по прилагаемому к прибору психрометрическому графику определяют относительную влажность воздуха.

Рис.1. Психрометры:

а - стационарный Августа: 1 - термометры со шкалами; 2 - основание; 3 - ткань; 4 - питатель; б -аспирационный Ассмана: 1-металлические трубки; 2 - термометры; 3 - аспиратор; 4 - предохранитель от ветра; 5 - пипетка для смачивания влажного термометра

Относительную влажность можно также определить непосредственно по циферблату гигрометра типа М-68, принцип работы которого основан на способности человеческого волоса изменять свою длину в зависимости от влажности воздуха.

Для непрерывной записи значений влажности воздуха на бумажную ленту применяют гигрографы М-21АС (суточный) и М-21АН (недельный).

Рис.2. Анемометры:

а - крыльчатый; б-чашечный; 1 - крыло; 2 - ручка; 3 - счетчик оборотов; 4 - чашечка

Рис. 3. Кататермометры: а - цилиндрический; б- шаровой.

Скорость движения воздуха от 0,5 до 10 м/с измеряют крыльчатым анемометром (рис.2, а), а от 1 до 20 м/с - чашечным (рис.2, б). Устройство и принцип их работы во многом сходны между собой. Посаженное на ось легкое колесо с лопастями (у крыльчатого анемометра) или чашечками соединено системой зубчатых колес с механизмом вращения стрелок. Центральная стрелка основного циферблата показывает единицы и десятки оборотов колеса, а стрелки малых дополнительных циферблатов - сотни и тысячи. С помощью расположенного сбоку рычага (арретира) можно разъединить ось и механизм вращения стрелок или соединить их. Перед проведением измерений записывают показания циферблатов и устанавливают прибор в место контроля так, чтобы ось вращения крыльчатого анемометра была параллельна направлению движения воздуха, а чашечного анемометра - перпендикулярна. После набора оборотов крыльчатки с помощью арретира одновременно включают регистрирующий механизм и секундомер. Через 1...2 мин регистрирующий механизм выключают и снова снимают с него показания. Разделив разность конечного и начального показаний счетчика на время экспозиции, выраженное в секундах, находят число делений, которые прошла стрелка прибора за единицу времени. Затем по тарировочному графику, прилагаемому к каждому анемометру, определяют скорость движения воздуха в метрах в секунду.

Скорость движения воздуха менее 1 м/с измеряют кататермометром (рис.3), который представляет собой спиртовой термометр с большим шаровым или цилиндрическим резервуаром и капилляром, расширяющимся в верхней части. Принцип действия кататермометра основан на зависимости скорости охлаждения спирта в резервуаре от скорости омывания его воздухом. Перед измерением кататермометр опускают в теплую (60...70 °С) воду и держат в ней до заполнения спиртом половины верхнего резервуара. Обтерев кататермометр, подвешивают его в зоне контроля скорости движения воздуха и, следя за снижением спиртового столбика, с помощью секундомера регистрируют время уменьшения температуры от 38 до 35 °С. Затем находят отношение охлаждающей способности воздуха Н к разности температур Q кататермометра (36,5 °С) и воздуха в помещении в момент измерения.

Охлаждающую способность воздуха, мкал/ (с∙см 2), определяют по формуле

H = F/ T,

где F - фактор прибора, представляющий собой потери теплоты в милликалориях с 1 см 2 поверхности кататермометра за время его охлаждения от 38 до 35 °С (значение F указано на обратной стороне прибора); Т - время, в течение которого столбик спирта опустится с 38 до 35 °С, с.

Зная значение H/ Q, по справочным данным находят скорость движения воздуха.

Порядок обеспечения рабочих и служащих спецодеждой и средствами защиты

Работодатель обязан (ст.221, 212 ТК) приобретать за счет организации и по установленным нормам бесплатно выдавать работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, в особых температурных условиях и на работах с загрязнением сертифицированные средства индивидуальной защиты, а также смывающие и обезвреживающие средства. Он обязан также за свой счет обеспечить хранение (в специальных гардеробных), стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных по нормам СИЗ.



Поделиться