Понятие принципов орд, их система и значение. Предмет и система науки "оперативно-розыскная деятельность" Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

Приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 25 утверждена новая редакция УСОРД.

УСОРД устанавливает пути совершенствования форм и содержания ОРД, дает возможность обрабатывать ОРД средствами вычислительной техники, регламентирует употребление форм документов в зависимости от задач управления. Основной принцип, заложенный в УСОРД, заключается в выделении ряда типовых задач управления, которые реализуются с применением определенной цепочки унифицированных форм документов, построенных на базе единого формуляра. УСОРД – комплекс стандартов, взаимоувязанных форм документов, правил и положений, устанавливающих требования к содержанию, построению документов, используемых для решения задач управления.

Организационно­-распорядительная документация (ОРД) - это документация, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда.

ОРД является одной из подсистем управленческой документации. Особенностью ОРД является то, что с ее помощью документируются действия организаций и предприятий при выполнении всех управленческих функций на любом уровне управления и во всех отраслях.

В настоящее время в состав УСОРД входят:

· Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

· Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004, утвержденные приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2005 г. № 41;

· классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов, являющийся разделом Общегосударственного классификатора Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы»;

· пояснительная записка по применению классификатора унифицированных форм ОРД;

· альбом унифицированных форм документов, распределенных по подсистемам в соответствии с решаемыми задачами.

Унифицированные формы документов согласно новой редакции УСОРД систематизированы по следующим подсистемам:

· документация по созданию организации;

· документация по реорганизации организации;

· документация по ликвидации организации;

· документация по приватизации государственных организаций;

· документация по распорядительной деятельности организации;

· документация по организационно-нормативному регулированию деятельности организации;

· документация по оперативно-информационному регулированию дея­тельности организации;

· документация по приему на работу;

· документация по оформлению изменений трудовых отношений;

· документация по увольнению с работы;

· документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска;

· документация по оформлению поощрений;

· документация по оформлению дисциплинарных взысканий;

· документация по оформлению командировок.

При разработке УСОРД использовано оптимальное число видов применяемых документов. Состав унифицированных форм документов включает:

· график;

· докладную записку;

· объяснительную записку;

· должностную инструкцию;

· заявление;

· положение;

· представление;

· правила;

· письмо-­запрос;

· протокол;

· приказ;

· структуру и штатную численность;

· решение;

· уведомление;


54. Формуляр-образец: понятие, назначение, основные требования к построению.

Формуляр-образец документа – модель построения формы документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты. Формуляр-образец ОРД включает не только схему размещения реквизитов, но и их размеры.

При подготовке конкретных документов используется не весь набор реквизитов, отраженных в формуляре-образце. Каждому виду документа соответствует оптимальное число необходимых реквизитов. Набор реквизитов отдельного документа определяется целями создания документа, его назначением, требованием к содержанию и форме данного документа, способом документирования.

Формуляр-образец должен содержать все реквизиты, входящие в конкретные исходные документы после унификации реквизитов и определения площадей, необходимых для размещения. Формуляр-образец может быть представлен в виде чертежа, содержащего план размещения реквизитов или описание реквизитов с указанием их последовательности и занимаемой площади с учетом взаимного расположения реквизитов. Формуляр-образец должен устанавливать: формат бумаги, конструкционную сетку, служебные поля, расположение частей, зон и реквизитов с учетом двухсторонней печати.

Формат бумаги определяют исходя из свойства и суммарной площади, занимаемой реквизитами документа с учетом размера полей для подшивки. Рекомендуется использовать форматы А3, А4, А5 и А6 (по ГОСТу 93.27). Конструкционная сетка образуется пересечением вертикальных и горизонтальных линий, ограниченных полями, на бумаге установленного порядка. Расстояние между соседними линиями определяется техническими характеристиками печатных устройств: между вертикальными линиями – 2,6 мм (=пробел в пишущей машинке), между горизонтальными – 4,25 мм (=интервал в пишущей машинке) (в теперешних стандартах этого нет, берется из старых стандартов). Линии конструкционной сетки должны иметь порядковые номера. Конструкционным элементом проектируемых УФД является ячейка конструкционной сетки, ограниченная соседними вертикальными и горизонтальными линиями. Ячейка конструкционной сетки – это поле для размещения одного знака документа, включая пробел. Конструкционным элементом может быть базисный прямоугольник, включающий две и более ячейки конструкционной сетки. Координаты ячейки или базисного прямоугольника определяются номерами нижней горизонтальной и левой вертикальной линий конструкционной стеки, разделенными точками.

Установлено три зоны формуляра-образца: заголовочная, содержательная и оформляющая . Они устанавливают унифицированную структуру документа и размещаются в пределах основных частей формуляра-образца. Основные части определяются диапазоном используемых горизонтальных линий конструкционной сетки. Зоны устанавливают границы расположения определенной номенклатуры реквизитов и обозначаются координатами верхней левой и нижней правой ячеек конструкционной сетки, между которыми ставится знак «тире».

В заголовочной части устанавливают две зоны: для размещения реквизитов заголовочной части документов, для размещения кодовых обозначений реквизитов заголовочной части. В содержательной части размещаются реквизиты, постоянные для проектируемой совокупности форм, и устанавливаются поля данных с учетом границ установленных зон. В границах содержательной части выделяется спец. зона для записи реквизитов, подлежащих дальнейшей обработке средствами вычислительной техники. Границы таких реквизитов следует выделять жирной линией. В границах оформляющей части устанавливают одну зону и размещают реквизиты, обеспечивающие придание юридической силы документам с обязательным включением реквизита «Дата заполнения документа» или подписи лица/лиц, ответственных за правильность заполнения формы, предусматривается место для печати (при необходимости).

Введение

Важнейшей функцией государства является защита страны от внешних и внутренних угроз, сохранение стабильности и порядка в обществе. Указанные задачи обеспечиваются работой государственного аппарата, армией и действиями правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность – как вид государственной деятельности, связанной с борьбой с преступностью, имеет целью обеспечение законности и правопорядка в интересах граждан, общества и государства, охрану самого права, которое определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки. Для этого государство располагает специальными органами и через правотворчество оснащает их необходимыми полномочиями.

Разновидностью правоохранительной деятельности является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения специальных мероприятий (гласных и негласных) с целью защиты жизни, прав и свобод граждан и обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст.1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Предмет теории оперативно-розыскной деятельности включает в себя, наряду с закономерностями, общественными отношениями, определенного рода связи, возникающие между явлениями, процессами, элементами и т.д.

Формы осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделяются на два вида: гласно и негласно. Должностные лица государственных органов, осуществляющих ОРД, могут официально (гласно) представлять интересы конкретного государственного органа или выступать от его имени. Наряду с этим оперативный сотрудник или лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности, может осуществлять свои правомочия, предоставленные Федеральным Законом об ОРД, в негласной форме.

Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направленно действие (действия) оперативного работника (оперативника), конфидента и других участников этой деятельности.

С помощью оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет охрану собственности. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Целью оперативно-розыскной деятельности является также обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их система

Им выступает участник оперативно-розыскной деятельности, на которого законодатель возложил обязанности в оперативно-розыскной деятельности, которому представил для их выполнения соответствующие права и который подлежит ответственности в случае их ненадлежащего исполнения.

Субъектами являются оперативно-розыскные органы, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (или) проведение оперативно-розыскных мероприятий либо участие в них, а равно изучаемые и защищаемые лица.

Субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся под защитой государства. Так, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество любого субъекта (участника) оперативно-розыскные органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством России.

В целях обеспечения безопасности ряда субъектов оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите, а результаты ОРД не представляются в суд (следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.

Система субъектов оперативно-розыскной деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев:

1. Функционального, который в свою очередь классифицируется на четыре основных группы:

1) непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ч.1 ст. 13 Федерального Закона об ОРД);

2) изучаемые лица (гл. 9);

3) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите (гл.10);

4) лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры, уполномоченные представитель Минфина России и др.).

2. По отношению к государству различают две основных группы:

1) являющихся его представителями (область собственно оперативно-розыскной деятельности);
2) не являющихся (Область частной сыскной деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)

3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:

1) на физических лиц (например: оперативник, прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);
2) юридических лиц (например, оперативно-розыскной орган).

В перечне субъектов как участников оперативно-розыскного процесса, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам – физическим лицам, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб государства, которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ, добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями криминальной среды.

Субъекты – физические лица оперативно-розыскного процесса дифференцируются на следующие категории:

а) сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В свою очередь они разделяются:

1) во-первых, на должностных лиц, действующих открыто (гласно) от имени соответствующей оперативной службы оперативно-розыскного ведомства,
2) во-вторых, негласных (секретных) штатных работников, чья принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, в интересах необходимой конспирации скрывается. Каждая из этих категорий обладает полномочиями, адекватными тем задачам, к разрешению которых они привлекаются. Кроме того, с учетом иерархического построения административно-управленческой структуры оперативных подразделений, их сотрудники могут выступать в качестве непосредственных исполнителей – рядовых оперативных работников и должностных лиц, направляющих деятельность последних и возглавляющих как отдельные оперативные аппараты, так и оперативно-розыскное ведомство в целом;

б) отдельные лица, привлеченные с их согласия к подготовке и проведению ОРД и конспиративно сотрудничающие с оперативным подразделением;

в) отдельные лица, гласно, открыто содействующие деятельности оперативного подразделения.

Все вышеперечисленные субъекты – физические лица оперативно-розыскного процесса отличаются определенной спецификой. Однако их признание соответствующими процессуальными фигурами обусловлено тем, что все они вовлечены в сферу оперативно-розыскной деятельности и выполняют предусмотренные законом функции. Поэтому названные физические лица должны соответствовать определенным требованиям, являющимся условиями их участия в ОРД. В их числе надежность, наличие определенных личностных свойств и возможностей обеспечивать осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Уяснение предмета любой науки имеет исключительно важное значение – как теоретическое, так и практическое. Во-первых, наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и необходимость самостоятельного научного существования соответствующей системы знаний. Во-вторых, без уяснения предмета науки нельзя определить ее содержание, сформулировать задачи, наметить основные направления развития, разработать систему, методы, определить ее место в ряду других наук. Наконец, предмет науки определяет формы, способы, пределы использования положений этой науки в соответствующей сфере общественной практики.

Теория ОРД на протяжении длительного периода сложилась как самостоятельная отрасль научного знания в результате дифференциации системы наук криминального цикла. Развиваясь в рамках криминалистики, теория ОРД начала формировать специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные, преимущественно негласные, силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями для их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия.

Длительное время происходили не только дифференциация наук уголовно-правового цикла (криминалистика, уголовный процесс, криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право и др.), но и формулирование тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы.

Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено в 1973 г. А. И. Алексеевым и Г. К. Синиловым как исследуемый круг проблем, относящихся к оперативно-розыскной работе, который состоит из трех частей:

  • 1) характеристики системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
  • 2) исследования правовой основы оперативно-розыскной работы;
  • 3) изучения системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе.

Впоследствии профессор И. А. Климов (1993 г.) внес в эти признаки ряд логико-гносеологических дополнений и разработал оригинальную конструкцию предмета теории ОРД как производного от объекта ее познания, включающего: а) преступность как определенное социальное явление; б) ОРД как один из видов общественной практики борьбы с преступностью; в) правовое регулирование ОРД.

Главным структурным элементом предмета познания теории ОРД являются определенного рода закономерности , проявляющиеся в процессе применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов и форм борьбы с преступностью. Следует выделить следующие закономерности:

  • 1) раскрывающие познавательную сущность теории ОРД;
  • 2) вытекающие из причинно-следственных связей механизма образования оперативно значимой информации (правила поиска, фиксации, оценки и ее дальнейшего использования для принятия юридически значимых решений);
  • 3) возникающие из общественных отношений, связанных с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
  • 4) связанные с практикой применения организационных форм, методик, тактики и технических средств в борьбе с преступностью.

Таким образом, предметом учебной дисциплины (несекретного курса) "Оперативно-розыскная деятельность" являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств и методов для обеспечения защиты человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Система теории ОРД на современном этапе развития может быть представлена следующим образом:

I раздел – Общая теория оперативно-розыскной деятельности;

II раздел – Оперативно-розыскная тактика;

III раздел – Оперативно-розыскная методика;

IV раздел – Оперативная техника.

Рассмотрим названные элементы системы более детально.

  • 1. Общая теория ОРД охватывает основные идеи, принципы, понятия, категории, определения, термины и теоретические концепции, а также методы их познания и развития. В качестве структурных разделов она включает в себя ряд частных оперативно-розыскных теорий и учений. В первую очередь к ним относятся:
    • учение о познавательной, деятельностной и организационной сторонах ОРД;
    • теория научных методов ОРД;
    • учение о языке и систематике ОРД;
    • учение об оперативно-розыскной информации;
    • учение об оперативно-розыскном обеспечении решения задач уголовного судопроизводства;
    • учение об оперативно-розыскных версиях;
    • учение об использовании результатов ОРД в правоприменительной деятельности;
    • теория оперативного обслуживания;
    • теория документирования;
    • теория розыскной работы;
    • учение об оперативных комбинациях и тактических операциях и др. Перечень частных теорий и учений в сфере ОРД постоянно обновляется и пополняется по мере развития науки, обоснования их специфической направленности в решении ее общих задач.
  • 2. Оперативно-розыскная тактика начала формироваться в рамках криминалистики. Она представляет собой систему научных положений, методов, приемов и рекомендаций для осуществления оперативно-розыскных действий (мероприятий) по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию неочевидных, тяжких преступлений, лиц, их совершивших, розыску преступников и без вести пропавших, а также для сопровождения расследования по сложным уголовным делам, требующим дополнительного сбора доказательственной информации об организаторах и соучастниках преступлений, обнаружения и изъятия следов, документов, орудий преступления и средств, нажитых преступным путем.

Оперативно-розыскная тактика как подсистема теории ОРД основывается на единых с ней целях, принципах, субъектах действия и правовом регулировании, отличаясь некоторыми автономными характеристиками.

В настоящее время структура этого раздела представлена многими научными концепциями и учениями. Теоретические положения оперативно-розыскной тактики призваны обслуживать два самостоятельных направления.

Первое направление – обеспечение применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. В него входят такие вопросы, как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, теория оперативных комбинаций и тактических операций, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности между собой, с субъектами процессуальной, административной и исправительной деятельности, иными государственными и общественными формированиями.

Второе направление – теоретическая разработка проблем оперативно-розыскной тактики в целях совершенствования ее сил, средств и методов. В него входят следующие частные теории: тактика подготовки и привлечения граждан к конфиденциальной форме сотрудничества с субъектами ОРД; организационно-тактические основы установления и осуществления на доверительных отношениях оперативных контактов с гражданами; тактика внедрения негласных сотрудников в криминальную среду и поддержания с ними постоянной связи; организационно-тактические основы применения негласными сотрудниками оперативной техники и т.п.

3. Оперативно-розыскная методика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе методических рекомендаций по организации и тактике эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в предупреждении и раскрытии однотипных групп либо видов преступлений.

Общие положения оперативно-розыскной методики выполняют функцию методологической основы раскрытия отдельных видов преступлений и могут обеспечить научное построение любой частной методики раскрытия преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ .

Важнейшим качественным признаком любой методики действий является системность применяемых сил, средств и методов в единстве их связи и в зависимости от характеристики оперативно-розыскной ситуации, способов совершения конкретных видов преступлений, типологии свойств личности подозреваемых (проверяемых). Этот принцип многие годы реализуется теорией ОРД в ее учении об оперативно-тактической характеристике однотипных групп, или видов, преступлений и разрабатываемых на этой основе методических рекомендациях по их выявлению, предупреждению и раскрытию.

Оперативно-розыскная методика всегда рассчитана таким образом, чтобы адаптироваться к ситуации, в которой проводятся ОРМ. Следовательно, при разработке частных методик необходимо сформулировать типичные оперативно-розыскные версии, определить перечень возможных фактических данных, подлежащих выявлению, сохранению, изъятию для последующего использования в уголовном процессе. Научное обоснование эти требования получили в теории документирования как одной из организационных форм ОРД.

В документировании применяются разнообразные технические и тактические приемы, но с учетом их ориентации на типичные признаки конкретных видов преступлений и системности целенаправленного использования соответствующих сил, средств и методов оно носит, по сути, методический характер. Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-розыскной методики.

  • 4. Оперативная техника как самостоятельный раздел теории ОРД включает в себя ряд традиционных научных направлений разработки и применения технических средств:
    • визуальный и слуховой контроль и фиксацию действий разрабатываемых и проверяемых лиц;
    • поиск объектов и предметов, представляющих оперативный интерес, с использованием технических средств (тайники, орудия преступления и т.д.);
    • изъятие образцов изделий, инструментов, микрочастиц для экспресс-исследований на предмет идентификации со следами и орудиями преступления;
    • искусственное создание условий для образования следов преступлений в период документирования действий разрабатываемых лиц.

В последние годы все большее значение приобретают новые направления развития оперативной техники: АИПС оперативно-розыскного назначения; идентификация личности по запахам, крови, микрочастицам; методики экс- пресс-исследований наркотикосодержащих и взрывчатых веществ и т.д.

Разделы теории ОРД взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как все они определяются потребностями практики и стимулируют развитие друг друга. Так, под воздействием методики и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью развивается и совершенствуется раздел оперативной техники. В свою очередь появление новых средств оперативной техники оказывает позитивное влияние на методику и тактику ОРД. Продолжая исследование концептуальных положений своего предмета, общая теория ОРД создает фундамент и стимулы для развития всех четырех разделов.

  • См.: Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: лекция. М., 1993. С. 15.
  • Давыдов С. И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: моногр. Барнаул: БЮИ МВД России, 2009. С. 149.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями О государственных органов , уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности , обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Данное определение довольно громоздко, что объясняется стремлением законодателя выразить как можно более полно и всеобъемлюще сущность оперативно-розыскной деятельности. В то же время, на наш взгляд, для уяснения студентами наиболее важных признаков оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделить в определении наиболее существенные черты, отличающие ее от других видов деятельности. К таким отличительным признакам следует отнести: разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью ; осуществление оперативно-розыскной деятельности преимущественно негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий; предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в статье 13 этого нормативного акта прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом; главное назначение оперативно-розыскной деятельности — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями .

Так, говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшей составной частью оперативно-розыскной деятельности является реализация собранных сведений. Такая реализация выражается в осуществлении конкретных мер по предупреждению, раскрытию преступлений , розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда , без вести пропавших, а также достижения иных конечных целей борьбы с преступностью.

Кроме достижения конечных стратегических целей защиты интересов человека, общества, государства от противоправных действий, оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящих преступление, в целях побуждения их к отказу от противоправных намерений и т.д.

Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.

При рассмотрении второго блока данной схемы следует подчеркнуть, что негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений (офицеры милиции, органов федеральной службы безопасности или иных служб) имеют право проводить гласные мероприятия. Наиболее наглядным примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками в целях получения сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, и укрепления правопорядка .

Анализируя третий блок схемы, следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность является исключительно государственным видом деятельности, выполняющей наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства. Именно поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений.

Наиболее типичной ошибкой обучаемых является указание на органы внутренних дел или органы федеральной службы безопасности как на службы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Необходимо обратить внимание, что в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям целого ряда служб. Все дело в том, что в составе многих правоохранительных органов и служб имеется множество подразделений, не имеющих никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб.

Обозначенные в четвертом блоке данной схемы задачи борьбы с преступностью и укрепления правопорядка требуют более детального рассмотрения в самостоятельном разделе лекции.

Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

Положение о том, что главным предназначением оперативно-розыскной деятельности является борьба с преступностью и укрепление правопорядка , находит свою конкретизацию при рассмотрении отдельных направлений деятельности оперативных подразделений.

в) предотвращение преступлений на стадии замысла и подготовки;

г) пресечение преступлений на стадии покушения.

Не ставя целью детальное рассмотрение этих самостоятельных направлений деятельности оперативных подразделений, проанализируем вкратце их содержание.

Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие факторы, негативно влияющие на оперативную обстановку в целом и провоцирующие отдельных лиц на совершение правонарушений, необходимо выявлять по каждому конкретному уголовному делу, а также на основе анализа целого ряда схожих по способу совершения преступлений.

Индивидуальная профилактика направлена на выявление, постановку на учет лиц, допускающих антиобщественное поведение, и осуществление в отношении их индивидуальных воспитательных мер воздействия в целях понуждения их к отказу от совершения правонарушений.

Предотвращением преступлений оперативные аппараты вынуждены заниматься в тех случаях, когда поступает информация о том, что конкретное лицо либо группа лиц замышляют совершение преступления либо приступили к его активной подготовке.

И наконец, пресечение преступлений как задача оперативнорозыскной деятельности возникает в ситуации, когда поступает сигнал о том, что лицо либо группа лиц приступили к осуществлению своего преступного замысла.

Для решения каждой из самостоятельных задач предупреждения преступлений оперативные подразделения применяют свои специфические тактические приемы, многие из которых носят негласный характер. Другая стратегическая задача — раскрытие преступлений — также может быть разделена на самостоятельные этапы, среди которых мы выделяем следующие. выявление преступлений, совершенных в условиях латентности, т.е. в силу различных причин, остающихся неизвестными правоохранительным органам. Наиболее часто о фактах совершения преступлений не поступает сигнала в компетентные органы из-за нежелания потерпевших предавать огласке то, что они стали жертвой преступления, а также в силу способа совершения преступления, при котором сам результат противоправного действия остается незамеченным окружающими. Например, при совершении преступлений в сфере экономики , когда хищение связано с подделкой и использованием фальшивых банковских и иных платежных документов.

В подобных ситуациях зачастую именно использование оперативно-розыскных возможностей позволяет правоохранительным органам выявить факт тщательно скрываемого преступления и принять меры к изобличению виновных лиц. При обнаружении факта совершения преступления по инициативе правоохранительного органа либо при возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевших физических и юридических лиц оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для поиска лиц, виновных в совершенном преступлении. Для этого они должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении силы, средства и методы.

Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела проведение процессуальных следственных действий по поиску виновных лиц не принесло результата, то производство по уголовному делу может быть приостановлено. В то же время это не означает, что правоохранительные органы не должны искать преступника. Независимо от приостановления следственных действий оперативно-розыскные мероприятия должны продолжаться и активно проводиться в целях выявления лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления. После того как установлено лицо, обоснованно подозреваемое в совершении преступления, оперативно-розыскные подразделения должны принять все возможные меры для поиска и сбора фактических данных, документов, предметов, способных служить доказательствами вины конкретных лиц. Этот процесс в теории оперативно-розыскной деятельности обозначается термином «документирование». В качестве самостоятельного этапа в процессе раскрытия преступлений следует выделить введение в уголовный процесс результатов осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Данная проблема обусловлена прежде всего тем, что все добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности данные должны получить официальный, установленный законом процессуальный характер. Так, невозможно приложить к уголовному делу материалы, добытые негласным путем, если они не оформлены надлежащим образом в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

Например, сделанная негласно видеозапись не будет принята судом во внимание, если в материалах отсутствуют сведения о том, кем, когда и при каких обстоятельствах проводилась видеосъемка и каким образом она оказалась в распоряжении следствия. В подобных случаях при ненадлежащем оформлении (т.е. оформлении не в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) материалов суд признает их недопустимым доказательством и не принимает во внимание.

Кроме того, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе необходимо максимально учитывать ее негласный характер и не допускать расшифровки перед преступниками как использованных для их изобличения секретных средств и методов, так и участия в документировании преступной деятельности конкретных лиц из окружения подозреваемых и обвиняемых.

Именно поэтому определен и регламентирован четкий порядок передачи собранных оперативно-розыскным путем материалов в распоряжение следствия. На практике чаще всего оперативными сотрудниками составляется справка-меморандум с изложением именно тех фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств. Важной задачей оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия преступлений является оперативное сопровождение уголовного процесса. Данная задача возникла сравнительно недавно, в 90-х годах XX века, когда организованные преступные сообщества начали активно воздействовать на свидетелей , сотрудников правоохранительных органов, присяжных заседателей, специалистов, участвующих в уголовном деле в качестве экспертов. В отношении этих лиц применялись подкуп и угрозы в целях принуждения их к действиям, способным разрушить доказательства обвинения.

Именно поэтому оперативные подразделения вынуждены по ряду дел проводить активные негласные мероприятия по отслеживанию ситуаций, складывающихся вокруг участников уголовного процесса, по своевременной нейтрализации негативного воздействия на них и их связей с лицами, остающимися на свободе.

К активным (стратегическим) задачам оперативно-розыскной деятельности относится также розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших. Данная задача возникает в тех случаях, когда следствием установлено конкретное лицо, совершившее преступление, но место его нахождения неизвестно. Такая ситуация возникает чаще всего в тех случаях, когда виновное лицо, стремясь уйти от ответственности, скрывается от следствия, дознания, суда и необходимо применение специальных оперативно-розыскных мероприятий для установления его места нахождения и привлечения к уголовной ответственности .

Сюда же следует отнести розыск лиц, бежавших из мест лишения свободы . При сообщении о подобных фактах оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для их задержания в случае появления у родственников и иных связанных с ними лиц.

К компетенции оперативных подразделений относится и розыск без вести пропавших лиц. Это объясняется, во-первых, тем, что за фактом исчезновения граждан во многих случаях скрывается совершение преступления, а во-вторых, тем, что правоохранительные органы располагают необходимым набором сил, средств и методов, способных выяснить истинные причины безвестного исчезновения граждан.

И наконец, основной (стратегической) задачей оперативнорозыскной деятельности является обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Эту задачу в основном решают оперативные подразделения Федеральной службы безопасности и внешней разведки. В то же время и иные правоохранительные органы в силу своей компетенции располагают значительными возможностями в получении информации, обеспечивающей безопасность и суверенитет Российской Федерации.

Вместе с тем, на наш взгляд, редакция статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части формулировки данной стратегической задачи нуждается в уточнении, поскольку в этой норме она ограничивается исключительно добыванием информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Представляется более правильным сформулировать данную задачу не только как добывание информации, но и принятие в рамках своей компетенции мер по предотвращению событий и действий, создающих угрозу интересам государства, а также своевременному и полному предоставлению сведений руководству страны и компетентным ведомствам для устранения подобных угроз и вредных последствий.

Таким образом, подводя итоги изучения вопроса об основных (стратегических) задачах оперативно-розыскной деятельности, следует отметить их многообразие, сложность и необходимость принятия для их решения различных сил, средств и методов, использование которых предоставлено исключительно оперативным подразделениям правоохранительных органов.

Предмет, цели, задачи и система курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности»

Данная дисциплина рассчитана на студентов юридических учебных заведений, специализирующихся по кафедре уголовноправовых дисциплин. В ее содержание входят основные теоретические положения, раскрывающие закономерности в области оперативно-розыскной науки и прикладные материалы, отражающие передовую практику борьбы с преступностью . Одной из основных задач данного курса является изучение правовых основ оперативно-розыскной деятельности закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и предполагает изучение следующих основных проблем:

  • сущность и задачи, правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности;
  • силы и средства, использующиеся в оперативно-розыскной деятельности;
  • оперативно-розыскные мероприятия, основания, условия и порядок их проведения;
  • гарантии соблюдения законности в процессе оперативнорозыскной деятельности;
  • использование результатов оперативно-розыскной деятельности в укреплении правопорядка и решении задач борьбы с преступностью;
  • защита сведений об органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность;
  • формы контроля за финансированием и осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

Следует обратить также особое внимание на тесную взаимосвязь курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» с другими юридическими дисциплинами. Так, законность и эффективность осуществления оперативно-розыскных мероприятий во многом зависит от максимального учета норм уголовного права , уголовного процесса , административного права , криминалистики , а также иных правовых норм. Именно поэтому при изучении теоретических основ и привитии студентам практических умений и навыков уделяется особое внимание использованию положений и норм других юридических дисциплин, без знания которых оперативный сотрудник не в состоянии эффективно выполнять свои служебные обязанности.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный учебный курс имеет целью ознакомить студентов с основами теории оперативно-розыскной деятельности, существующими проблемами и различными точками зрения на их решение, а также передовой практикой решения задач борьбы с преступностью с помощью сил и средств, имеющихся в распоряжении оперативных подразделений.



Поделиться