Отчет о проделанной работе: образец и пошаговая инструкция составления. Выводы и рекомендации по результатам анализа

Как сделать анализ работы

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.

Цель

Целью работы является желаемый конечный результат

Задачи

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата

Направления деятельности

Направления деятельности это пути решения поставленных задач

Формы и методы

Формы и методы это те «Инструменты», с помощью которых библиотекарь решает поставленные задачи по различным направлениям деятельности (беседы, выставки, обзоры, литературные утренники, викторины, конкурсы, анализы чтения и пр.)

Анализ работы

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению

Главной целью работы школы вообще и библиотеки в частности является воспитание гармонично развитой личности, социально адаптированной к жизни (образованный, воспитанный, здоровый человек).

Исходя из этого, основными задачами работы библиотеки являются:

Содействие учебно-воспитательному процессу . Включает в себя следующие направления, которые могут быть поставлены как самостоятельные задачи:
    Информационная культура. Обучение навыкам поиска и использования информации Преодоление неуспешности в обучении Работа по поддержанию и сохранению родного языка Приобщение к ценностям общемировой культуры Воспитание культуры поведения
Патриотическое воспитание . Включает в себя следующие направления, которые могут являться самостоятельными задачами:
    Русская культура Семья Малая Родина Земля наш общий дом. Экология Защита своей Родины
Здоровый образ жизни .

Анализ работы начинается с перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Самостоятельной задачей так же является методическая тема школы.

После перечисления задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной за отчетный период работы.

Как уже было сказано выше, рекомендуемся объединить проделанную работу по группам в соответствие с определенными задачами. Т. е. сначала говорится о деятельности, относящейся, например, к направлению «Содействие учебно-воспитательному процессу» и оценивается ее результативность, затем анализируется работа по «Патриотическому воспитанию» и т. д.

В этом разделе указывается и анализируется совместная работа с преподавателями различных дисциплин, классными руководителями по решению определенных задач и результативность этой деятельности (информирование о наличии и новых поступлениях методической и предметной литературы, подготовка и проведение общешкольных и классных мероприятий и пр.)

Работа с родителями

В данном разделе указывается и анализируется работа, проведенная с родителями (обсуждение проблем детского чтения, выступления на классных часах с обзорами детской литературы и анализом чтения учащихся, индивидуальные консультации, участие родителей в подготовке и проведении школьных и классных библиотечных мероприятий и пр.)

Работа с массовыми библиотеками и другими государственными, частными и общественными организациями

В данном разделе следует указать виды совместной деятельности с городскими массовыми библиотеками, клубами и пр. Так же можно отразить участие сторонних организаций в работе библиотеки (например, оказание спонсорской помощи)

Повышение квалификации

В этом разделе указывается, каким образом библиотекарь повышал свою профессиональную квалификацию (обучение на курсах, изучение специальной литературы, знакомство с опытом работы коллег и пр.) Но нужно не только перечислить где и как были получены знания, но и указать, каким образом они были, или будут, применены на практике.

В конце каждою раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная но данному направлению работа. указывается. какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач и наметить перспективные направления деятельности.

Управление персоналом

Создание организации приводит к возникновению рабочих мест, которые должны быть заняты.

Анализ работы

Анализ работы - это процедура, посредством которой определяются обязанности и характер работ, а также тип людей (в терминах знаний и умений), которых следует нанять. Анализ позволяет получить данные о требованиях к работе, которые затем используются при создании описания работы (в чем заключается работа) и спецификаций работы (каких людей на нее нанимать).

Типы информации для анализа:

Рабочая деятельность - информация о реальных видах рабочей деятельности (шитье или рисование). Иногда такой список содержит описание того, как, почему и когда работник выполняет каждый из видов работ.

Человеческое поведение - чувственность, общение, принятие решений и творческие навыки.

Механизмы, оборудование, инструменты и другие приспособления, используемые в работе - данные, касающиеся производимых продуктов, обрабатываемых материалов, знаний, которые должны применяться, а также оказываемых услуг (таких, как консультирование или ремонт).

Нормы производительности - в терминах количества, качества или затрачиваемого времени на каждый вид работы, критерии, по которым будет оцениваться работа.

Рабочее окружение - физически условия работы, расписание работы, а также организационное и социальное окружение - люди, с которыми работнику придется общаться в процессе работы. Может быть включена информация о финансовых и нефинансовых стимулах.

Требования к человеку - знания и умения (образование, обучение, опыт работы и т.д.) и требуемые личные характеристики (интересы, склонности, способности, физические данные и т.п.).

Использование информации, полученной в результате анализа работы

Информация, полученная при анализе работы, используется как основа в различных взаимосвязанных видах деятельности по управлению персоналом.

Набор и отбор

Анализ рабочего места позволяет получить информацию о том, какой вид деятельности соответствует данному рабочему месту и каковы требования, предъявляемые к потенциальному работнику, который должен будет работать на этом рабочем месте. Эта информация является основой Вашего решения о приеме людей.

Компенсации

Понимание того, что является сутью работы, требуется, чтобы оценить затраты и назначить оплату.

Оплата (зарплата и бонусы) обычно зависит от требуемых навыков, уровня образования, вредности и т.п. - от всех факторов, которые определяются при анализе работы. Наличие этих факторов позволяет классифицировать работы по категориям.

Оценка исполнения

Оценка исполнения работы подразумевает сравнение реального качества выполнения работы каждым работником с желаемым. При анализе работы эксперты определяют нормы производительности труда и перечень выполняемых работ.

Обучение

Анализ работы и основанное на нем описание работы показывают, какого типа навыки, а следовательно, и обучение требуются в данном случае.

Соответствие обязанностей данной должности

Например, при анализе работы производственного менеджера Вы можете обнаружить, что он отвечает за выполнение двух десятков различных служебных обязанностей, забывая, однако, об управлении запасами сырья и готовой продукции.

При анализе работы, основанном не только на сведениях, полученных от работников о их обязанностях, но и на Ваших знаниях того, что должны включать в себя обязанности, соответствующие данным рабочим местам Вы обнаруживаете вид работы, за который никто не отвечает и который должен быть закреплен за каким-либо рабочим местом.

В результате анализ работы играет свою роль при решении проблем, которые могли бы возникнуть, например, если бы никто не отвечал за запасы.

Этапы анализа работы

Этап 1.

Определение цели, для которой будет использоваться информация, полученная при анализе работы. Некоторые способы сбора информации, такие как опрос работников о сути работы и ответственности их, хороши для описания работы и подбора работников. Другие методы (такие как опросный лист для анализа должности) не позволяют получить пространную информацию для создания описания работы, но позволяют получить цифровой рейтинг для каждого вида работ, что может использоваться для сравнения одного вида работ с другим при определении размеров компенсации.

Этап 2.

Сбор вспомогательной информации. Структура компании, технологические карты и описание работ.

Организационная структура показывает, как рассматриваемый вид работ соотносится с другими видами работ и его место в общей организационной структуре. В организационной структуре должны быть определены названия каждой должности, посредством связующих линий должно быть показано, кто кому подчиняется, кто с кем общается в процессе работы.

Технологическая карта позволяет подробнее представить ход выполнения работы, чем это можно сделать по структуре организации.

Наконец, описание работы, если такое существует, может послужить хорошей отправной точкой для создания нового скорректированного описания работы.

Этап 3.

Выбор репрезентативной должности для анализа. Это необходимо, когда нужно проанализировать большое количество сходных видов работ и когда для этого требуется слишком много времени.

Этап 4.

Сбор информации для анализа работы - информации о рабочей деятельности, требованиях к поведению наемного работника, условиях работы и личных качествах (таких, как черты характера и способности, необходимые для выполнения работы).

Этап 5.

Анализ работы, проводимый менеджером совместно с ее исполнителем. Анализ работы позволяет получить информацию о сущности и функциях, выполняемых на данном рабочем месте. Эту информацию следует проверить совместно с работником, выполняющим эту работу, а также с его непосредственным руководителем. Проверка информации позволит определить, является ли информация фактически корректной, полной и легкой для понимания всеми заинтересованными лицами.

Этап 6.

Разработка описания и спецификации работы. В большинстве случаев описание и спецификация работы представляют собой два реальных результата анализа работы.

Описание работы - это документ, содержащий информацию о работе, выполняемой на данном рабочем месте и ответственности, а также об особенностях рабочего места, таких как условия труда и безопасность.

Спецификация работы содержит информацию о личных качествах, чертах характера, навыках и образовании, необходимых для выполнения работы.

Методы сбора информации для анализа работы

Кто собирает информацию для анализа работы?

В сборе информации для анализа работы обычно участвуют сотрудники отдела человеческих ресурсов, работник и его непосредственный начальник. Требуется участие работника и его начальника, например, для заполнения опросных листов с перечнем работ, выполняемых на рабочем месте. И сотрудника, и начальника могут попросить просмотреть выводы, сделанные специалистом по анализу работы, которая выполняется на его рабочем месте, и перечень связанных с ней обязанностей. Таким образом, анализ работы подразумевает совместную работу специалиста, работника и его начальника.

Интервью

Используется три типа интервью :

    индивидуальное интервью с каждым работником ;

    групповое интервью с группой работников, выполняющих одни и те же обязанности, и

    опрос руководящих работников, которые хорошо осведомлены об анализируемой работе.

Групповые опросы проводятся в тех случаях, когда большое количество работников выполняют схожую или одинаковую работу, так как это быстрый и недорогой способ получения необходимой информации о работе. Как правило, на групповых опросах присутствует непосредственный начальник опрашиваемых работников, а если нет, то Вам следует опросить начальника отдельно, чтобы знать его взгляды на обязанности и ответственность на рабочем месте.

Какой бы из опросов Вы ни использовали, очень важно, чтобы респонденты ясно понимали причину проведения интервью, так как существует тенденция неправильного истолкования таких опросов как "оценки производительности труда". Когда преобладает такое мнение, интервьюируемые могут не очень охотно описывать свою работу или работу своих подчиненных.

За и против

Интервью - возможно, самый распространенный способ определения обязанностей и ответственности, соответствующих рабочему месту, и его распространенность говорит о его преимуществах. Самое важное достоинство заключается в том, что опрос позволяет работнику рассказать о своем поведении и рабочей деятельности, которые иначе никогда бы не были обнаружены. Например, важные виды деятельности, возникающие только эпизодически, или неформальное общение, которые не отображены в оргструктуре компании, могут быть обнаружены опытным специалистом в процессе опроса. Опрос также позволяет открыто выразить респонденту его взгляды и жалобы, которые в противном случае могли бы остаться не замеченными управляющим.

Основная проблем, связанная с данным методом, - это искажение информации вследствие как прямой фальсификации, так и честного ошибочного понимания. Анализ работы часто используется как первая ступень в изменении заработной платы. Поэтому работники склонны преувеличивать некоторые свои обязанности и преуменьшать другие. Получение корректной информации может, таким образом, оказаться полезным процессом.

Типичные вопросы

Несмотря на недостатки, опросы широко используются. Они включают некоторые типичные вопросы.

В чем заключается выполняемая работа?

В чем заключаются основные должностные обязанности? Что конкретно Вы делаете?

Где Вы работаете, место Вашей работы?

Каковы требования к образованию, подготовке, навыкам (в тех видах деятельности, для которых это свойственно) и какие лицензии и сертификаты требуются?

В каких мероприятиях Вы принимаете участие?

Каковы Ваши обязанности и ответственность на рабочем месте?

Какие основные инструкции и нормы регламентируют Вашу работу?

Что конкретно влекут за собой мероприятия, в которых Вы принимаете участие?

Какова Ваша ответственность? Каковы окружающие условия и условия работы?

Какова физическая нагрузка на Вашем рабочем месте? Эмоциональная и интеллектуальная?

Каковы условия работы с точки зрения опасности для здоровья?

Есть ли какие-либо опасные или необычные условия работы, в которых Вам приходиться работать?

Кроме этих открытых вопросов существуют более структурированные (с набором ответов), которые, по общему мнению, предпочтительнее. Такой лист может заполняться специалистом по анализу в процессе наблюдения за выполняемой работой или непосредственно самим исполнителем.

Опросный лист для анализа работы

Фамилия________________ Название работы_________________

Департамент_____________ Номер работы____________________

ФИО начальника______________ Должность__________________

    Краткое описание должностных обязанностей: кратко опишите своими словами Ваши основные обязанности. Если Вы отвечаете за заполнение отчетов/протоколов, то заполните раздел 8. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Специальные квалификационные требования: укажите все лицензии, разрешения, сертификаты и т.д., необходимые для выполнения Ваших должностных обязанностей. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Оборудование: перечислите все оборудование, машины или инструменты(например, печатная машинка, калькулятор, автотранспортное средство, дрели, прессы и т.д.), с которым Вы должны работать в силу Ваших должностных обязанностей. Оборудование Среднее количество часов работы в неделю __________________________________________________________________________________________________________________________

    Регулярно выполняемые обязанности: дайте общее описание должностных обязанностей, которые Вы регулярно выполняете. Пожалуйста, изложите данные обязанности в порядке убывания значимости и процента затрачиваемого на них времени в месяц. Укажите так много обязанностей, как это возможно, в случае необходимости приложите дополнительные листы. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Контакты: требует ли Ваша работа каких-либо контактов с персоналом других департаментов (отделов), внешних организаций или агентств. Если да, пожалуйста, укажите обязанности, для выполнения которых необходимы данные контакты, и частоту их возникновения. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Руководство: входит ли в Ваши должностные обязанности деятельность, связанная с руководством, подчиненными? () Да () Нет. Если Да, пожалуйста, заполните дополнительный опросный лист для анализа рабочего места руководящих работников и приложите его к данной форме. Если Вы отвечаете за работу других, но при этом не осуществляете непосредственное руководство ими, пожалуйста, объясните. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Принятие решений: пожалуйста, опишите, какие решения Вы принимаете при выполнении Ваших регулярных обязанностей. __________________________________________________________________________________________________________________________ Каковы будут вероятные последствия, если Вы (а) примете неправильное решение или сделаете неправильный вывоз или (б) неправильное действие? __________________________________________________________________________________________________________________________

    Ответственность за ведение записей: перечислите отчеты или дела, которые Вы должны подготавливать или вести. Укажите в общем, для кого эти отчеты предназначены.

    Частота управления: как часто Вы должны консультироваться с Вашим непосредственным начальником или другим работником компании при принятии решений или определении правильного направления действий? () Часто () Иногда () Редко () Никогда

    Условия работы: пожалуйста, опишите условия, в которых Вы работаете: в помещении, вне помещения, зона кондиционированного воздуха и т.д. Укажите все вредные и необычные условия работы. __________________________________________________________________________________________________________________________

    Требования, предъявляемые данной работой: пожалуйста, укажите, какие, по Вашему мнению, необходимы минимальные требования для того чтобы удовлетворительно выполнять Вашу работу. (а) Образование: Минимальное количество оконченных учебных классов в школе_______________________________________________________ Количество лет_______________________________________________ Специализированное или общее_________________________________ (б) Опыт: Тип_______________________________________________________ Количество лет_____________________________________________ (в) Специальное обучение: Тип Количество лет __________________________________________________________________________________________________________________________ (г) Специальные навыки Умение печатать:_____ слов в мин. Стенографирование ____слов в мин. Прочее:______________________________________________________

    Дополнительная информация: пожалуйста, приведите дополнительную информацию, которая не вошла ни в один из предыдущих разделов и которая, по Вашему мнению, могла бы оказаться важной при описании Вашей должности. __________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись работника_________________ Дата_________________

Есть несколько моментов, о которых следует помнить при проведении интервью для анализа работы.

Во-первых, если Вы проводите анализ работы, то Вы и непосредственный начальник должны работать совместно. Выявите работников, обладающих знаниями о работе, а также работников, на которых можно рассчитывать в плане объективности при описании своих обязанностей и ответственности.

Во-вторых, Вы должны установить взаимопонимание с интервьюируемым. Для этого необходимо знать его имя, говорить на простом понятном языка, кратко объяснять цели интервью и объяснить работнику, как он был отобран для интервью.

В-третьих, при проведении интервью разумнее всего следовать четкому плану опроса или использовать опросный лист со списком вопросов, в котором оставлено место для того, чтобы вписать туда ответы. Это поможет Вам продумать наиболее важные вопросы заранее. Однако следует обеспечить некоторую свободу в ответах и сформулировать некоторые "открытые" вопросы, такие, как "Осталось ли что-нибудь, что мы не предусмотрели в наших вопросах?"

В-четвертых, если обязанности не выполняются регулярно (например, работник не выполняет один и тот же вид работы снова и снова много раз подряд в течение дня), Вам следует попросить работника перечислить свои обязанности в порядке их важности и частоты возникновения. Это поможет не упустить очень важные, но редко выполняемые обязанности.

И наконец после завершения опроса просмотрите и проверьте данные. Обычно это делается посредством проверки информации с непосредственным начальником интервьюируемого и самим интервьюируемым.

Опросные листы

Попросить работников заполнить опросный лит, в котором они опишут свои обязанности и ответственности - другой хороший метод получения информации для анализа работы.

Основной вопрос, который следует решить в данном случае, - это какова должна быть структура опросника и какие вопросы в него следует включить. В одних случаях опросники представляют собой чрезвычайно структурированный опросный лист. Каждому работнику предлагают списки из сотен различных обязанностей и заданий. Его просят ответить, выполняет ли он каждое задание из списка, и если да, то как много времени обычно тратит на каждое из них. В других опросниках этот лист состоит из исключительно "открытых" вопросов и прости работника "описать основные обязанности, выполняемые на рабочем месте". На практике наилучший опросный лист представляет собой нечто среднее из этих двух крайних случаев. Как было показано ранее на Опросном листе, типичный опросный лист для анализа работы состоит из нескольких "открытых" вопросов, а также закрытых вопросов.

Как структурированные, так и неструктурированные опросные листы имеют свои достоинства и не лишены недостатков. Опросный лист - это, во-первых, эффективный способ получения информации от большого числа работников; он дешевел, чем опрос сотен работников. Во-вторых, разработка опросного листа и его тестирование (например, проверка того, понимают ли опрашиваемые вопросы) могут оказаться дорогостоящими и требующими больших затрат времени процессами.

Наблюдение

Непосредственно наблюдение полезно в тех видах работ, которые включают преимущественно видимые физические движения. С другой стороны, наблюдение обычно не подходит, когда работа подразумевает трудно измеряемую деятельность (адвокат, инженер, проектировщик). Этот метод также мало полезен в тех случаях, когда работник должен выполнять важные действия, потребность в выполнении которых может возникать только эпизодически. Непосредственное наблюдение обычно применяется совместно с опросом. Один подход - наблюдать работника на рабочем месте в течение всего рабочего цикла. (Цикл - требуемый интервал времени для завершения работы. Это может быть минута для работника на сборочном конвейере или час, день и дольше для более сложных видов работ). На этой стадии Вы регистрируете все работы, выполняемые на рабочем месте, которые наблюдаете. Затем собрав как можно больше информации, Вы проводите опрос работника. При этом просите его разъяснить вопросы, которые у Вас возникли и описать дополнительные работы, которые он выполняет, а Вы не заметили. Другой подход - во время выполнения работником задания проводить наблюдение и опрос одновременно. Однако обыкновенно лучше попридержать вопросы до тех пор, пока наблюдение не будет закончено, так как это позволяет ненавязчиво наблюдать за работником. Это, в свою очередь, помогает снизит вероятность того, что работник станет волноваться и это каким-либо образом изменит его обычные действия.

Ежедневник/журнал респондента

Работников можно попросить вести ежедневник/журнал респондента или составлять список заданий, которые они выполняют. Это позволит Вам получить очень полную картину работы, особенно если после этого провести опрос с участием работника и его непосредственного начальника.

разработана методика анализа работы, предназначенная для того, чтобы создать стандартизированную процедуру, посредством которой различные виды работ можно будет сравнивать и классифицировать. Согласно этой методике, информация собирается на "бланке анализа работы". Здесь, как показано далее на Бланке анализа работы, сначала приводятся идентификационная информация и краткое описание работы. Затем специалист перечисляет конкретные задачи, решаемые на данном рабочем месте, в порядке их важности. Затем для каждого задания специалист указывает:

    Требуемые знания (например, факты или принципы, с которыми исполнитель должен быть ознакомлен прежде, чем выполнять свою работу);

    Требуемые навыки (например, навыки, необходимые для управления машиной или другим транспортным средством);

    Требуемые способности (например, математические, способность рассуждать, решать задачи);

    Физическая нагрузка (например, переноска тяжестей, необходимость таскать или толкать);

    Все особенности рабочего места (вибрация, неадекватная вентиляция, перемещающиеся объекты или тесные помещения);

    Типичные происшествия на рабочем месте (например, напряженная работа в опасных условиях, работа с людьми);

    Области интересов работника (предпочтение, которое работник должен отдавать работе с "вещами и объектами" или "передаче данных", или "работе с людьми".

Фактически любая работа может быть разбита на составляющие, каждую из которых затем анализируют с точки зрения требуемых навыков, и так далее. Методика предоставляет стандартный инструмент, с помощью которого различные виды работ можно сравнивать, сопоставлять и классифицировать.

Бланк анализа работы

Идентификационная информация

ФИО занимающего должность: Организация/Подразделение: Служба благосостояния Название должности: Эксперт по предоставлению материальной помощи Дата: ФИО проводившего интервью:

Краткое описание работы

Проводить опросы, заполнять заявления, определять соответствие, предоставлять информацию общественным организациям в отношении программы талонов на питание, направлять не удовлетворяющих требованиям посетителей в другие общественные организации

1. Принимать решение о соответствии заявителя требованиям для выдачи талонов на питание, используя в качестве руководства нормативные документы.

Требуемые знания:

    Знание руководящих документов программы по предоставлению талонов на питание Службы Общественного Здравоохранения

    Знание статуса программы по предоставлению талонов на питание Службы Общественного Здравоохранения

    Требуемые навыки:

    Требуемые способности:

    Способность применять арифметические операции: сложение и вычитание

    Способность переводить требования на язык, понятный обычному человеку

    Физическая активность:

    Сидячая работа

    Окружающие условия:

    Типичные инциденты на работе:

    Работа с людьми, выходящая за рамки выдачи и получения инструкций

    Сферы интереса:

    Передача информации

    Деловые контакты с людьми

    Работа на благо людей

Количественные методы анализа работы

Есть много случаев, когда эти описательные методы не подходят. Например, когда необходимо для определения уровня оплаты сравнить виды работ. Тогда каждому виду необходимо присвоить определенное количество баллов. Такой "количественный" подход может оказаться наилучшим. Существует три наиболее популярных метода: позиционный опросный лист для анализа должности, процедура департамента труда и функциональный анализ работы.

Позиционный опросный лист для анализа

Позиционный опросный лист для анализа - это очень структурированный опросный лист. Он заполняется специалистом по анализу работы, который уже должен быть знаком с конкретной анализируемой работой.

Преимуществом его является то, что он позволяет получить количественную оценку или выявить профиль любой работы в баллах, присваиваемых по пяти базовым позициям:

    Принятие решений;

    Профессиональные навыки;

    Управление транспортными средствами/оборудованием;

    Обработка информации.

Таким образом, Вы можете использовать результаты, полученные с помощью этого опросного листа, для того, чтобы сравнивать работы между собой и определять, например, какая из работ более престижная. Эта информация затем может быть использована для того, чтобы определить ставку или уровень заработной платы для каждой работы.

Процедура Департамента труда

Стандартный метод, с помощью которого различные виды работ можно количественно оценить, разбить на группы и сравнивать между собой. В основе анализа работы Департаментом труда лежит оценка каждой работы с точки зрения того, что данный работник делает в отношении людей и предметов.

Функциональный анализ работы

Этот метод базируется на том же подходе, что и метод Департамента труда, но позволяет получить дополнительную информацию в отношении заданий, выполняемых в данной работе, ее целей и требований в отношении обучения. Функциональный анализ работы отличается от подхода Департамента труда по двум основным направлениям. Во-первых, функциональный анализ работы позволяет не только установить рейтинг данной работы по таким параметрам, как данные, люди и предметы, но и учесть следующие четыре изменения: меру, в которой для выполнения данного задания необходимы специальные инструкции; меру, в которой способность рассуждать и делать заключения необходима для выполнения данного задания; навыки вербального общения и языковая подготовка, требуемые для выполнения данного задания. Во-вторых, функциональный анализ рабочего места также позволяет определить стандарты качества выполнения работы, требования к профессиональной подготовке. Проведение анализа рабочего места посредством функционального анализа работы, таким образом, позволяет получить ответ на вопрос: "Какое обучение необходимо данному работнику, чтобы выполнить определенное задание на требуемом уровне?"

Анализ работ

Анализ работ - это процесс сбора, анализа и подробного изложения информации о содержании работ. Он дает основание для составления должностных инструкций, найма, повышения квалификации, оценки работ и управления показателями труда.

В анализе работ внимание направлено на то, что должны делать работники, занимающие определенные должности.

Ролевой анализ

Ролевой анализ - это тоже сбор информации, связанной с работой, которую выполняют люди, но, по-существу, он рассматривает роль, которую работник играет, выполняя свою работу, а не задачи, которые он решает. Другими словами, он связан не столько с содержанием работы, сколько с поведением, которого ожидают от исполнителя роли, с тем, как ведет себя работник, чтобы достичь цели (например, совместная работа, гибкая работа, различные стили руководства). На практике содержание работ и роли, которые играют работники, определяют с помощью сходных аналитических процессов, хотя цели анализа будут несколько отличаться.

Некоторые используют термин «ролевой анализ» так, как будто он охватывает и содержание работы, и ее поведенческие аспекты. Другие, по-видимому, используют эти термины как взаимозаменяемые. Однако стоит проводить различие между тем, что некто должен делать, и тем, какую роль он играет, делая это (требования к поведению).

Анализ компетенций

Анализ компетенций связан с функциональным анализом, который определяет рабочую компетентность, и поведенческим анализом, который устанавливает поведенческие аспекты, влияющие на показатели труда. Рабочая, или профессиональная, компетентность относится к ожидаемым показателям труда на рабочем месте - тому, что работники должны уметь делать - и к стандартам и результатам, которых они должны добиваться, выполняя определенные обязанности. Поведенческая, или личная, компетентность относится к тому, что работник привносит в свою работу, благодаря характерным чертам своей личности.

Должностные инструкции

В должностных инструкциях излагаются цель работы, ее место в структуре организации, условия, в которых работает человек, занимающий данную должность, и его ответственность или задачи, которые он должен решать.

Ролевой профиль

Ролевой профиль или определение роли описывает роль, которую играют работники, чтобы удовлетворить требованиям к своей работе. В нем ясно и четко высказаны ожидания и сферы ключевых результатов или ответственности: чего работники должны достичь на своей должности и за что они будут отвечать (иногда это называют декларацией ответственности). Кроме этого, в ролевом профиле устанавливаются требования к поведению в форме компетенций. Пример общего определения роли (т. е., определения, охватывающего профессию, а не отдельно взятую роль) см. далее на рис. 23.2.

Личная спецификация

В личной спецификации, которую также называют рабочей спецификацией или спецификацией персонала, излагаются требования к образованию, квалификации, профессиональному обучению, опыту работы, свойствам личности и компетенциям работника, занимающего определенную должность, которым необходимо соответствовать, чтобы удовлетворительно выполнять свою работу. Личная спецификация используется при отборе и найме (см. об этом главу 25).

Спецификации обучения или повышения квалификации

В спецификации обучения или повышения квалификации определены знания и навыки, необходимые для достижения приемлемого уровня показателей труда. Ее принимают за основу для разработки программ обучения и развития (глава 36). Спецификации обучения составляются на основе анализа свойств, навыков и компетенций.

АНАЛИЗ РАБОТ

Анализ работ дает следующую информацию о работе:

Общая цель - для чего существует данная должность и, в сущности, какой вклад ожидается от занимающего ее работника;

подотчетность - результаты или продукты, за которые работник на этой должности отвечает;

критерии выполнения - критерии, меры или показатели, которые дают возможность оценить выполненную работу;

ответственность - ответственность работника, занимающего должность, относительно масштаба и вложений в работу; объем полномочий при принятии решений; сложность, масштаб, разнообразие и запутанность решаемых проблем; количество и стоимость ресурсов, находящихся под его управлением; тип и важность межличностных отношений;

организационные факторы - подчинение работника, занимающего данную должность, то есть кому он/она подчиняется непосредственно (линейный менеджер) или функционально (по вопросам, связанным со специализированными областями, такими, как управление финансами или персоналом); кто прямо или косвенно подчиняется данному работнику; в какой степени он включен в групповую работу;

мотивационные факторы - конкретные особенности работы, которые могут мотивировать или демотивировать работника;

факторы развития - повышение в должности и карьерные перспективы, возможность приобрести новые навыки или специальные знания;

факторы среды - условия труда, охрана труда и техника безопасности, работа в ночное или вечернее время, подвижность и эргономические факторы, связанные с дизайном и использованием оборудования или рабочих мест.

Подход к анализу работ

Суть анализа работ состоит в том, чтобы применять системные методы сбора информации о работах. В процессе анализа работ информация о содержании работ (о том, что делают работники) собирается и анализируется.

Анализ работ, по существу, представляет собой сбор данных. Основные шаги, которые предпринимаются для этого, описаны ниже.

Сбор данных - основные шаги

Основные шаги, необходимые, чтобы собрать информацию о работах, следующие.

Получить документы, которые дают информацию о данной работе, например руководства по организации, процедуре работы или обучению.

Запросить у менеджеров основные сведения, связанные с работой: общая цель, основные действия, которые должен выполнять сотрудник, ответственность, которая предполагается, взаимодействие с другими работниками.

Задать работникам, занимающим должность, подобные вопросы об их работе - иногда полезно убедить их вести дневник или подробные записи рабочей деятельности в течение недели или двух.

В отношении некоторых работ, в особенности работ, предполагающих использование навыков ручного труда или канцелярской/административной работы, наблюдать за работниками в процессе работы.

Это полезно даже в отношении менеджеров или специалистов, если позволяет время.

Существует ряд методов сбора данных для анализа работ; они описаны ниже.

Интервью

Необходимая информация

Чтобы узнать все особенности работы, необходимо провести интервью с работниками и уточнить полученные данные у их менеджеров или руководителей групп. Целью интервью должно быть получение всех существенных данных, относящихся к работе, в том числе:

название должности, которую занимает работник;

название должности, которую занимает его менеджер или руководитель группы;

названия должностей и количество подчиненных данного работника (лучше всего, если они записаны в схеме/структуре организации);

краткое описание (одно-два предложения) общей роли или цели работы;

список основных задач или обязанностей, которые работник должен выполнять; если нужно, следует уточнить, какие результаты или продукты должны быть получены в итоге, какими ресурсами работник распоряжается, какое оборудование использует, какие контакты осуществляет и как часто выполняет задачи.

Эти основные данные можно дополнить вопросами, выстроенными с целью добиться от работников некоторой информации об уровне их ответственности и требованиях, предъявляемых к ним в работе. Такие вопросы бывает трудно сформулировать и трудно дать на них ответ, имеющий существенное значение. Ответы могут быть слишком неопределенными или вводящими в заблуждение, и обычно их приходится проверять у руководителя работника или в последующих интервью. В конце концов, они дают работникам возможность выразить свое мнение по поводу работы и могут дать полезные идеи для дальнейших обсуждений. Эти вопросы могут касаться таких аспектов работы, как:

уровень испытываемого контроля и степень полномочий при принятии решений;

типичные задачи и количество инструкций, доступных при их решении;

относительная сложность выполняемых заданий;

навыки и квалификация, требуемые для выполнения данной работы.

Проведение интервью

Интервью для анализа работ нужно проводить следующим образом:

Составить вопросы в логической последовательности, которая поможет работникам, с которыми проводится интервью, упорядочить свои представления о работе.

Заранее выяснить необходимую информацию, чтобы определить, что работники делают: ответы на вопросы зачастую расплывчаты и могут предоставлять информацию в виде нетипичных примеров.

Гарантировать, что работники не смогут отделаться общим или завышенным описанием своей работы - если, к примеру, интервью является частью оценки работы, будет странно, если работники не представят свою работу в самом лучшем свете.

Отделить «зерна от плевел»: ответы на вопросы могут дать много несущественных данных, которые необходимо отсеять перед подготовкой должностной инструкции.

Получить от работников ясное изложение их полномочий в принятии решений и количества указаний, которые они получают от менеджеров или руководителей групп. Это нелегко - если спросить, какие решения вы уполномочены принимать, большинство работников будут озадачены, потому что они думают о своей работе с точки зрения обязанностей и задач, а не абстрактных решений.

Избегать наводящих вопросов, из которых ясно, какого ответа ожидают.

Предоставить работнику возможность высказаться, создав атмосферу доверия.

Перечень вопросов интервью при анализе работ

Проводя интервью, полезно использовать перечень вопросов. Сложные перечни не нужны; они только вводят работников в замешательство. Суть искусства анализа работ «в его простоте». Стоит охватить следующие моменты.

Как называется ваша должность?

Кому вы подчиняетесь?

Кто вам подчиняется? (Полезно иметь структурную схему организации.)

В чем состоит главная цель вашей работы? (То есть, в общих словах, чего от вас ожидают?)

Что влияет на вас в процессе достижения этой цели? (Например, ответственность перед руководством, ключевые результаты или основные задачи.) Опишите, что вы должны делать, а не то, как вы это делаете. Также укажите, почему вы должны это делать, то есть те результаты, которых от вас ожидают.

Какие параметры используются в вашей работе? (Используйте такие термины, как план производства или продаж, количество рассмотренных вопросов, количество подчиненных, количество клиентов.)

Что еще вы можете рассказать о вашей работе в дополнение к сказанному, например: -

насколько ваша работа сопряжена с другими работами в вашем отделе или в других подразделениях компании; -

каковы требования к гибкости (разнообразны ли задачи, которые вы должны решать); -

каким образом перед вами ставят задачи и каким образом рассматривают и утверждают вашу работу; -

ваши полномочия в принятии решений; -

с кем вы контактируете внутри и вне компании; -

какое оборудование, механизмы и инструменты вы используете; -

другие характерные особенности вашей работы, такие, как командировки, напряженность, требования к выносливости, работа в ночное или вечернее время, опасная работа; -

с какими основными проблемами вы встречаетесь, выполняя вашу работу; -

какие знания и навыки вам необходимы, чтобы выполнять свою работу. Цель данного перечня - структурировать интервью при анализе работ в соответствии с вышеприведенными заголовками.

Проверка полученной информации

Рекомендуется всегда уточнять информацию, предоставленную работниками, у их менеджеров или руководителей групп. Взгляды на работу могут быть различны, и все они должны быть приведены в соответствие. Помимо организационных проблем, анализ работ часто обнаруживает и такие проблемы. Эта информация может принести дополнительную пользу от процесса анализа работ.

Преимущества и недостатки

Преимущества метода интервью состоят в том, что он очень гибкий, может предоставить всестороннюю информацию и его легко организовать и подготовить. Однако сам процесс интервью может отнимать много времени, а его результаты не всегда легко анализировать. В этом причина того, что в большинстве случаев при проведении анализа используются опросные листы, которые дают предварительную информацию о работе, ускоряя этим процесс интервью или даже полностью его заменяя, хотя это средство может упустить многие «изюминки» работы, то есть того, что она представляет собой в реальности, а эти особенности необходимы для достижения максимально полного понимания роли работника.

Анализ статей при написании собственных научных работ неправильно проводят не только аспиранты и студенты, но и авторитетные ученые, нередко приводя редакторов в бешенство и заставляя последних разворачивать присланные работы. По этой причине стоит отдельно разобрать, как же правильно проводится анализ научной литературы.

Подбор литературы для анализа: как найти подходящую тему и сохранить собранный материал?

Любая научная статья пишется на основе анализа источников, проблемы и мнений. Однако в большинстве случаев весь анализ проводится следующим образом:

  • Автор ознакомляется с подобранной научной литературой;
  • Проводит сравнение с собственной точкой зрения;
  • Если мнения сходятся – материал добавляется в списки литературы, если расходятся – проводится мысленный спор с автором работы, а текст отправляется в дальний ящик как бесполезный;
  • Пишет научную статью.

Основная ошибка в такой ситуации – третий пункт, поскольку именно в нем происходит утеря более половины всей важной и полезной информации, без которой невозможно привести аргументированные контрпримеры. По этой причине во избежание выхода на собственную статью разгромной рецензии многие авторы анализируют научную литературу по другой схеме:

  • Внимательно знакомятся со всеми точками зрения, разнящимися с их личными мнениями. Постоянная пристальная работа в одном направлении может приводить к «замыливанию» ума и взгляда, из-за чего можно упустить действительно важную информацию. Как вариант – можно сослаться в статье на иные мнения и взгляды, касающиеся выбранной проблемы, и обосновать преимущество личных решений и выводов;
  • Вопросы, которые в литературы затронуты вскользь, требуют не менее пристального изучения: нередко автор не освещает их из-за нехватки времени, возможностей, необходимости в проведении дополнительных исследований. Всегда можно изучить такие нюансы при написании научной статьи;
  • Вся информация проверяется на уникальность. Если анализируемая литература основывается на данных 20-30 летней давности, то ее можно освежить и опубликовать на ее основе новое исследовании;
  • Незнакомые термины, части текста не пропускаются, а тщательно изучаются – не до конца понятая работа может отрицательно сказаться на доказательной базе и разрушить всю логику научной статьи;
  • Большинство работ, анализ которых требуется провести, заканчиваются не полноценными выводами, но новыми вопросами.

Внимательный анализ используемой научной литературы позволит не просто увеличить объем оформляемой научной статьи, но и повысить ее качество.

Составление краткого резюме прочитанного

После сбора материала проводится его сокращение и «расчленение»: выделяются основные тезисы, разбирается биография и библиография автора. Делается это следующим образом:

  • После прочтения работы автору желательно пересказать ее основную концепцию и мысль. Если сделать это не получается, литература изучается повторно;
  • Методы и результаты исследования, поставленные цели выписываются отдельно. При этом можно все фрагменты комментировать – такие изменения помогут отыскать основные тезисы работы, на которых будет строиться научная статья и проводиться анализ;
  • Составляется конспект статьи. Для этого желательно осуществить анализ библиографии автора и его биографии. Это дает возможность для оценки объективности автора и ограничений, наложенных на него в период работы;
  • Ясно, четко и понятно формируется цель научной работы. Также выделяются доказательства, выдается характеристика того, насколько хорошо автор справился с поставленной задачей.

Внедрение информации в работу

  • Автору желательно заранее определить объем своей работы. Обзорные статьи, доклады, курсовые, кандидатские по количеству страниц разительно отличаются, поэтому текст необходимо составлять согласно предъявляемым требованиям;
  • Определяется читательская аудитория. При написании научно-популярной статьи желательно не пользоваться специальной терминологией, а все выкладки делать как можно более понятными;
  • Правильно написанная аннотация к научной статье не только привлекает внимание, но и позволяет читателю понять, стоит ли ему изучать статью. По этой причине в ней не должны содержаться факты, цитаты и цифры, хорошо освещенные и без предлагаемой к рассмотрению научной статьи;
  • Во введении указываются все материалы, которые связаны с другими авторами. В основном теле статьи такая информация не указывается (за редким исключением – если работы посвящена конкретному тексту либо в этом возникает необходимость по условиям используемого исследовательского метода.

После завершения анализа научной литературы не стоит заканчивать работу – полученные выкладки можно перечитать, проверить их на наличие ошибок и недочетов, отложить на пару дней и заново за них засесть – вероятность получения новых сведений возрастет, если искать их на свежую голову.

Анастасия Рошалина, Екатеринбург

Уже не в первый раз пользуюсь вычиткой и корректировкой текста от "Открытого ресурса". А теперь ещё буду публиковаться, спасибо!

Ирина Ковылина, Санкт-Петербург

Спасибо, что помогли правильно адаптировать статью для американского медицинского журнала. Действительно, сама бы не справилась

Вы ведь понимаете, что невозможно выполнить работу идеально. Всегда можно еще лучше. Именно анализ работы позволяет определить, что можно сделать лучше, а также обезопасить себя от ошибок в будущем.

Поэтому в этой статье мы и поговорим о таком важном элементе работы, как ее анализ. И специально для этого я подготовил для Вас 12 главных фишек для анализа работы за месяц. Что ж, Поехали!

Сколько новых людей Вы подключили в первую линию?

Многие сетевики просто не знают, сколько людей должно работать в первой линии. Так вот, закон парето гласит, что после привлечения 2 активных сетевиков, 80 % времени Вы должны уделять поиску новых людей, а 20 % — обучению уже имеющихся.

Когда у Вас работает уже 5-6 сотрудников, статистика диаметрально меняется. В таком случае, эффективность работы компании повышается до максимума.

Сколько Вы собрали новых контактов?

Своим подчиненным я всегда даю указание каждый день знакомится с 2-я людьми и брать у них контакты. На самом деле, это очень просто. Когда Вы стоите в очереди, едите с кем-то в лифте, не стесняйтесь заговорить с человеком.

Сколько провели индивидуальных встреч?

Намного проще убедить в чем-либо одного человека, чем группу людей. Поэтому встречайтесь с клиентами в кафе, на улице и т. д. И всегда стремитесь увеличить количество рандеву в неделю!

Сколько провели скайп-встреч?

Скайп-встречи - один из моих любимых методов анализа работы. Он и самый простой. При том, не только для Вас, но и для потенциального клиента.

Вашему собеседнику ничто не составит труда выделить 15 минут времени на Вас, будучи дома. А если собеседников у Вас много, то хоть кто-то да скажет Вам свое “Да”.

Сколько провели презентаций?

Презентации необходимы Вам не только для того, чтобы рассказать о себе большему количеству аудитории. Благодаря проведению презентаций Вы развиваетесь и совершенствуете свои умения в МЛМ-компании . И чем больше презентаций Вы проводите, тем быстрее Вы развиваетесь.

Сколько Ваши подчиненные подключили новых партнеров?

Вы всегда должны контролировать работу своей первой линии. Я знаю многих сетевиков, что все вытягивают сами и неплохо растут.

Но скажите, надо ли Вам это? Разве не проще перебросить часть работы на плечи своих подчиненных. Поэтому всегда контролируйте работу сотрудников своей компании.

Сколько провели (приняли участие в) региональных мероприятий?

Хотя бы раз в месяц нужно проводить тренинг , семинар и т. д. Во-первых, так Вы не даете забыть людям о своей персоне. Во-вторых, совершенствуете свои умения. А в-третьих, заводите новые (возможно, очень перспективные) знакомства.

Те же преимущества имеет и участие в мероприятии .

Личный объем

Я все чаще слышу, что продажи в сетевом маркетинге отступают на второй план. Спешу Вас заверить, что это неверное суждение, несмотря на то, что 95 % сетевиком не любят продавать.

Контролируйте и анализируйте личные продажи. Не стоит терять этот важный навык.

Какой групповой объем сделала команда?

Вы часто проводите совещания? Если нет - задумайтесь. Ведь во время группового общения можно проанализировать работу всей компании, а также сделать общие предложения по улучшению работы.

Подтвердили ли Вы свой статус?

В этом случае нужно быть крайне честным с самим собой. Сегодня, во время экономического кризиса все сложнее развиваться. И нередко случается, что сетевик опускает планку.

Нельзя смотреть на это сквозь пальцы. Наоборот, обращайте на свои неудачи больше внимания, чтобы в последующем их не совершать.

Какой у Вас чек?

Устраивает ли Вас чек компании? Я знаю многих предпринимателей, что довольствуются тем, что удерживают чек на среднем уровне. И даже не думают, как повысить прибыль организации.

Но Вы же не из таких. Вы ведь каждый месяц повышаете планку и делаете все для того, чтобы увеличить прибыль?!

В качестве итога скажу, что нельзя давать себе спуску. Научитесь строго контролировать себя и свою работу. Перечисленные приемы Вам в этом только помогут.

А если у Вас есть свои предложения по анализу работы, обязательно напишите их в комментариях.

Facebook Комментарии



Поделиться