Китай и Северная Корея: запутанное партнерство. Почему китай не будет спасать кндр

Корейский кризис уже грозит России. Как заявил сенатор Виктор Озеров , системы ПВО на Дальнем Востоке приведены в состояние повышенной боеготовности в связи с ситуацией вокруг КНДР. Эта информация позже была опровергнута, но судя по заявлениям президента США: «Военное решение полностью готово (locked and loaded) на случай, если Северная Корея поведет себя недостаточно мудро. Надеюсь, Ким Чен Ын найдет иной путь!». Об этом Дональд Трамп написал Twitter .

А все началось с того, что 5 августа Совет безопасности ООН принял резолюцию, вводящую убийственные санкции против Северной Кореи за то, что она продолжает испытания межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в нарушение ранее принятых резолюций ООН.

Эта резолюция бьет по главным статьям экспорта Северной Кореи, включая уголь, железо, железную руду, свинец, свинцовые руды и морепродукты. Мишенями также становятся иные источники доходов — такие, как банки и совместные предприятия с иностранными компаниями.

Резолюция 2371 была навязана (ну кем же еще?) Соединенными Штатами Америки — Верховным Агрессором всей Вселенной. Верховный орган глобального мира, Совет безопасности ООН, никогда не наказывал эту исключительную страну-изгой и никогда не накладывал на нее санкций. А наказать было и есть за что — на протяжении последних 70 лет эта страна в боевых действиях и в результате бомбардировок беспилотниками в незаконных войнах за свою гегемонию убила миллионы людей по всему земному шару.

Резолюция против Северной Кореи была принята единогласно всеми 15 членами Совета безопасности ООН, включая союзников Северной Кореи Китай и Россию. У них могли быть свои собственные стратегические и эгоистические причины не проявить солидарность с Северной Кореей, не наложить вето на резолюцию и не предложить вместо нее меры дипломатического воздействия. Эти дипломатические меры могли бы призвать к разуму ястребов в Вашингтоне и Пентагоне и остановить зверскую кровожадность Трампа, выкрикивающего ядерные угрозы из своего гольф-клуба в Бедминстере, штат Нью-Джерси: «Их встретит такой огонь и такая ярость, каких мир еще никогда не видывал». Россия и Китай могли бы предложить альтернативную резолюцию, которая предлагала бы заняться поисками диалога и заставила бы Вашингтон прекратить разжигать войну.

Но Россия и Китай этого не сделали. Что весьма печально.

Полным позором является то, до какой степени прогнулся весь мир ради того, чтобы ублажить Вашингтон и хозяев его темного «глубинного государства», которые дергают за ниточки марионеток в Белом доме! Неужели же мы стали миром вассалов умирающей империи?

Те же самые агрессоры, возглавляемые Вашингтоном, более 60 лет назад уже разрушили Северную Корею, убив треть ее 10-миллионного населения. США не позволили подписать мирный договор. Вместо этого, Корейской народно-демократической республике, живущей по шаткому пакту о перемирии, постоянно угрожают из многочисленных военных баз США в Южной Корее и Японии, укомплектованных флотилиями самолетов и кораблей. Воздушное пространство КНДР постоянно нарушается американскими бомбардировщиками; военные маневры вооруженных сил США, Южной Кореи и Японии являются постоянным устрашением для народа Северной Кореи, ведущего нормальную мирную жизнь. А военно-демаркационная линия, проходящая по 38-й параллели, уже на протяжении жизни трех поколений или более поддерживает разделение обычных корейских семей.

Режим Ким Чен Ына показывает всему миру всего лишь свою готовность защищать достижения КНДР по изумительному восстановлению страны и отстаивать всеобъемлющие социальные гарантии по бесплатному образованию и медицинскому обеспечению всего народа, численность которого сейчас превышает 25 миллионов человек. Северокорейские средства ядерного сдерживания ни для кого не представляют угрозы — ни для Японии, ни для ее Южного брата, ни, тем более, для Соединенных Штатов. И Трамп чертовски точно знает это. Его похвальба об «огне и ярости» — ни что иное, как бряцание оружием, шоу мультимиллиардера-психопата, гоняющего гольф-мячики и упивающегося властью над, слава Богу, разваливающейся империей. Он не посмеет тронуть Северную Корею, потому что тогда он познает «огонь и ярость» союзников КНДР — России и Китая — несмотря на их неудачное голосование в СБ ООН.

Считается, что санкции ООН — если они будут соблюдаться — сократят ежегодные экспортные поступления Северной Кореи на 1 миллиард долларов. Это может повергнуть страну, благодаря предыдущим западным санкциям уже изолированную, в крайнюю нищету и голод. И хотя маловероятно, чтобы Китай, на долю которого приходится 90% внешней торговли Северной Кореи, будет придерживаться этих санкций, они, все равно, являются бесчестной угрозой.

Посмотрим на законность санкций ООН в более широком контексте — таком, которое народы мира либо не знают, либо забыли.

Глава VII Устава ООН описывает Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Эти действия конкретно излагаются в статьях 39, 40, 41 и 42 Главы VII:

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.

Односторонние санкции в отношении другой страны — главный инструмент, который Соединенные Штаты своевольно применяют в отношении любой страны, которая не лижет их сапоги, совершенно незаконны и являются нарушением международного права.

Законность санкций ООН крайне сомнительна в большинстве случаев и, в частности, в случае с Северной Кореей, поскольку эти санкции воздействуют на права человека, а именно на экономические, социальные и культурные права гражданского населения. Совокупный негативный эффект от этих санкций может привести к гуманитарной катастрофе, выражающейся в нехватке определенных товаров и услуг, существенно необходимых для того, чтобы гарантировать базовые условия жизни (Gebs, Robin. «Humanitarian Safeguards in Economic Sanctions Regimes: A Call for Automatic Suspension Clauses, Periodic Monitoring, and Follow-Up Assessment of Long-Term Effects». The Harvard Human Rights Journal 18 (2005), p. 173).

В случае с Северной Кореей эти санкции являются полным фарсом, поскольку главным агрессором не является и никогда не была Северная Корея. Агрессором являются и всегда были Соединенные Штаты.

Однако, никакому государству на этой прекрасной планете не приходит в голову ввести санкционный режим против США через Верховный орган Мира и Безопасности ООН. Но почему же? Да потому что все они боятся ответных мер со стороны США. Хотя, Россия и Китай вместе с блоком «Шанхайская организация сотрудничества» (ШОС), который уже объединяет половину населения мира, контролируют треть глобального экономического продукта и находится на пути к отказу от гегемонии американского доллара, вроде бы, не должны больше бояться ответных мер. Но, все равно, боятся?

Просто нелепо, как весь мир, эта Лига Наций, как ее раньше называли, живет с мозгами, до основания промытыми, чтобы практически безо всяких исключений и вопросов, не моргнув глазом, мириться со зверствами Вашингтона, с его преступлениями против человечества, с беспорядочными убийствами десятков миллионов человек по всему миру. Но в то же самое время, эта «Лига Наций» в едином порыве проявляет «солидарность», чтобы с готовностью задушить маленькое смелое государство Северную Корею, которая лишь проводит испытания своих возможностей на самооборону перед лицом незаконных угроз верховного агрессора всего мира — Соединенных Штатов Америки.

Автор (Peter Koenig ) — экономист и геополитический аналитик, ранее работал во Всемирном банке. Читает лекции в университетах США, Европы и Южной Америки. Его статьи публикуются в таких изданиях, как Global Research, ICH, RT, Sputnik, PressTV, The 4th Media (China), TeleSUR, The Vineyard of The Saker Blog и других ресурсах.

Copyright Peter Koenig, Global Research, 2017

Перевод Сергея Духанова.

На военном параде в Пхеньяне впервые были показаны баллистические ракеты для подводных лодок «Пуккуксонг». Фото Reuters

Пхеньян еще не в состоянии нанести удар по Америке. Об этом говорит неудачное испытание ракеты, проведенное в воскресенье. Тем не менее Вашингтон усиливает политическое и военное давление на КНДР. Чтобы подбодрить союзника, в Сеул прибыл вице-президент США Майкл Пенс. Встречают его без восторга. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый Дональд Трамп не повторил сирийский вариант. Его результаты для страны были бы катастрофическими.

В Пхеньяне в субботу состоялся парад, внушительная демонстрация военной мощи в честь дня рождения отца-основателя КНДР Ким Ир Сена. Причем все это в присутствии многочисленных иностранных репортеров. А на следующее утро случилась неудача с пуском баллистической ракеты с военно-морской базы на восточном побережье страны.

Тихоокеанское командование ВМС США сообщило, что ракета взлетела около 6 утра по местному времени. Она взорвалась почти сразу после пуска. Это затрудняет опознание радиуса действия и размера ракеты. Как бы то ни было, эта неудача усиливает сомнения западных экспертов в заявлениях Пхеньяна о том, что он способен дать ответ ядерным оружием на нападение США.

Эксперты были поражены числом новых ракет, показанных на параде в Пхеньяне. Раньше на таких парадах демонстрировались два типа межконтинентальных баллистических ракет - KN-08 и KN-14. В субботу машины, которые везли ракеты, были те же, что раньше. Но они двигали большие, невиданные прежде канистры. Там могли находиться старые ракеты, совершенно новые или внутри вообще ничего не было.

Испытание ракеты прошло в тот момент, когда из Аляски в Сеул вылетел вице-президент США Майкл Пенс. Как пишет Washington Post, там он должен высказать серьезное предупреждение Северной Корее. Смысл его состоит в том, что КНДР дорого заплатит, если не прекратит провокации.

В Южной Корее публика вряд ли будет бурно приветствовать американского гостя. Южнокорейцы боятся, как бы непредсказуемый хозяин Белого дома не повторил сирийский вариант с ракетной атакой на Корейском полуострове. Его результаты для страны были бы катастрофическими. Вот что пишет в газете Korea Herald священник Роберт Пак. Япония и Китай уже предприняли меры, чтобы обезопасить своих граждан на случай военной конфронтации. А гражданские лица в Южной Корее, которые понесут неисчислимый урон в случае американских превентивных ударов против Северной Кореи, совершенно не подготовлены к такому варианту событий.

При этом сами американские войска в Южной Корее сильно не пострадают. А регион Сеула с его 25-миллионным населением находится в пределах дальности огня северокорейской артиллерии.

И все же не собирается ли Китай вмешаться в потенциальный военный конфликт в Корее? В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил: «Китайцы сомневаются в том, что кому-то в здравом уме может прийти идея нанести удар по Северной Корее. КНДР и Сирия – разные вселенные. Сирию год за годом бомбит Израиль, ничего за этим не следует. Потери от Израиля были сильнее, чем удары «Томагавками». Северная Корея – нечто другое».

Ким Чен Ына в Пекине ненавидят. Они и рады бы изменить формат отношений с КНДР. Но Ким уничтожил всех людей, кто был китайцам знаком и симпатичен в Северной Корее; нет каналов коммуникации, Ким им непонятен и непредсказуем. По неподтвержденным слухам, есть группа северокорейцев, которые не были казнены, а удрали в Китай в расчете на перехват власти, если все пойдет в разнос; но это подтвердить трудно.

С Северной Кореей ничего кардинального китайцы делать не будут с учетом того, что американцы тоже вряд ли что-либо радикальное предпримут. Маловероятно, что Китай будет защищать Северную Корею и следовать старым договорам, прогнозирует Кашин.

Напомним, что между Китаем и КНДР в 1961 году был заключен договор, предусматривавший оказание помощи в случае нападения на одного из участников. Китайские публицисты сегодня нередко высказываются в том духе, что КНДР сама нарушила этот договор, проводя ядерные испытания вопреки решениям ООН. Потому КНР и не обязана выполнять этот договор.

В то же время Пекин не отказался от идеи совместными с Россией усилиями возродить переговоры по Корее. В беседе по телефону с главой МИД РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел Китая Ван И сказал, что Пекин намерен тесно координировать свои действия с Москвой, способствовать скорейшей деэскалации напряженности и продвигать возобновление диалога между всеми сторонами.

Однако в отчете китайской прессы о разговоре ни о каких совместных действиях по Сирии не говорится. Ван И, правда, упомянул необходимость соблюдать суверенитет и территориальную целостность Сирии. Но, как и прежде, Пекин не пожелал осудить американский удар по режиму президента Сирии Башара Асада, предпочтя занять нейтральную позицию.

Похоже, Китай все больше недоволен поведением Северной Кореи, и такое недовольство может дойти до того, что он откажется от своей многолетней поддержки Пхеньяна. Будучи крупнейшим экономическим спонсором Северной Кореи, Пекин на протяжении многих лет предоставляет этому режиму экономическую помощь и обеспечивает дипломатическую защиту от Соединенных Штатов и прочих государств. Людям посторонним китайский альянс с Северной Кореей может показаться реликтом холодной войны, не имеющим особого права на существование в 21-м веке. Однако та поддержка, которую Пекин продолжает оказывать Пхеньяну, основана в большей степени не на общей идеологии и не на истории сотрудничества прошлых лет, а на расчетах Китая по поводу собственной безопасности.

Пожалуй, нынешние отношения между двумя странами можно лучше всего охарактеризовать часто повторяемой фразой о том, что две страны «близки как губы и зубы». Это отнюдь не заявление о крепкой дружбе, а вторая половина китайского афоризма «когда губы исчезнут, зубам будет холодно». Этим и объясняется китайская заинтересованность в поддержании северокорейского режима. Северная Корея играет роль буферного государства на северо-востоке Китая, и хотя Пхеньян может использовать такую потребность Пекина в буфере в своих интересах, северокорейское руководство не питает иллюзий и прекрасно понимает, что Китай заинтересован в выживании его режима лишь в той мере, в какой он продолжает играть роль буфера.

Думает Китай или нет о серьезных изменениях в отношениях с Северной Кореей, связи между двумя странами определяются в равной степени географией, историей и выбором. Корейский полуостров примыкает к северо-востоку Китая, который называется Маньчжурия. Северную Корею от Китая отделяет река Ялу, и район на западной оконечности границы, проходящей по горной местности, играет роль пропускного пункта между двумя странами. География Северной Кореи не дает возможности оказывать серьезное сопротивление противнику в случае стремительных перемещений войск как в северном, так и в южном направлении, в чем две страны неоднократно могли убедиться в прошлом.

Иногда приграничные районы доставляли неприятности китайским империям, которым приходилось сражаться с различными захватчиками и противостоять растущей военной мощи Кореи. А иногда полуостров служил проводником для проникновения китайской культуры в Японию, и периодически становился главной площадкой военной конфронтации между Пекином и Токио. В 19-м веке, когда Европа и Америка расширяли свою деятельность в Азии, национальная безопасность Китая могла оказаться под еще более серьезной угрозой, если бы иностранные державы заняли в Корее господствующее положение. А во времена холодной войны Северная Корея обеспечивала стратегический буфер, защищавший КНР от американских войск, дислоцировавшихся в Японии и Южной Корее. Эту функцию она выполняет до сих пор.

История вражды

Оценивая собственное стратегическое положение и стратегические позиции друг друга, Китай и Северная Корея очень многое черпают из истории. Китай видит в Северной Корее весьма полезный буфер, который, однако, может втянуть его в войну, а также ослабить либо сдержать попытки Пекина добиться своих стратегических целей. Для Северной Кореи Китай является партнером, без которого ей не обойтись, и который посредством тщательных манипуляций будет и впредь финансировать и защищать Пхеньян. При этом КНДР постоянно рискует утратить контроль над собственным будущим, отдав его в руки китайцев. Данные идеи не отличаются особой новизной - они основаны на многовековом опыте взаимодействия и взаимовлияния, но Китай и Северная Корея извлекают разные уроки из этой истории.

Северные корейцы ведут свое происхождение и отчасти свою национальную философию от царства Когурё, которое существовало с 37 года до н.э. до 668 года н.э. Его центр находился на территории сегодняшней Северной Кореи, а само царство простиралось вглубь нынешнего северо-востока Китая. В седьмом веке одна китайская династия изнурила себя попытками захватить Когурё, а преемник той династии добился успеха лишь после того, как заключил непродолжительный союз с доминирующим царством, расположенными на территории нынешней Южной Кореи. То, что китайские династии посягали на царство Когурё, свидетельствовало о их обеспокоенности по поводу сильной державы на китайской границе. Такая обеспокоенность сохраняется по сей день. Китай и обе Кореи и сегодня периодически вступают в научную перебранку по вопросу исторической принадлежности царства Когурё. Отчасти это делается для того, чтобы оправдать сохраняющийся контроль Пекина над Северной Кореей, а также в случае объединения Севера и Юга подвергнуть сомнению любые возможные правопритязания Кореи на корейское население, живущее на китайской стороне реки Ялу,

Корейский полуостров также использовался в качестве маршрута для вторжения как Китаем, так и Японией. В 13-м веке, после более чем двадцатилетнего конфликта, династия Юань наконец разгромила правящее корейское царство, подчинила его себе и при помощи корейских корабелов, солдат и припасов провела два наступления на Японию, которые в итоге закончились неудачей. После объединения Японии при Тоётоми Хидэёси, произошедшего спустя три века, японцы начали крупномасштабное вторжение в Корею на пути в Китай, которым правила династия Минь. Шестилетняя война показала один из важных недостатков в корейской обороне - японцы стремительно продвинулись на север полуострова, захватив по пути Сеул, Кэсон и Пхеньян. Войска династии Минь были спешно переброшены в Корею, чтобы остановить быстро наступавших японцев, которые практически лениво отмахивались от совершенно неподготовленной корейской армии.

Благодаря китайским пушкам и маневренным войскам с юга Китая, а также корейском флоту, который умело перерезал пути снабжения японцев, ситуацию удалось переломить. Но на всем протяжении вторжения китайцы и корейцы мало в чем соглашались. Правившая в Корее династия Чосон считала, что защищает династию Минь от японских агрессоров, и требовала, чтобы китайцы полностью разгромили японцев, а если возможно, то и поработили их. Корейцы также боялись, что Китай воспользуется возникшей возможностью и оставит свои войска на полуострове надолго. Китайцы же были готовы согласиться на сохранение корейского государства в качестве буферной зоны, а также на японскую оккупацию южной части Кореи. Во время войны они часто объявляли о прекращении огня, а корейцы считали, что это слишком выгодно для японских и китайских интересов, но не для корейских. Интервенция во время японского вторжения, как и интервенция периода Корейской войны, длившейся с 1950 по 1953 годы, была основана не на корейских интересах, а в значительной мере на интересах китайцев.

Хотя корейцев беспокоило возможное владычество китайцев, с седьмого столетия различным корейским царствам удавалось сохранять свою независимость и самостоятельность за счет того, что они номинально соглашались с имперскими замыслами Китая и на особые взаимоотношения с китайскими династиями. Это позволяло Китаю сохранять уверенность в лояльности Кореи на границе, а Корея получала определенные гарантии того, что Китай не будет на нее нападать. Для обеих стран это был брак по расчету и по необходимости, и этим принципом они руководствовались в своих отношениях.

Такая ситуация с недолгими перерывами сохранилась и в 19-м веке, в то время как европейские колониальные державы изматывали Китай войнами. Китай ревностно отстаивал право Кореи на самоизоляцию от внешнего мира. Пекин был недостаточно силен, чтобы военными средствами обеспечивать сохранение стратегического буфера, каким являлась Корея. Поэтому он использовали свои особые отношения с Кореей, действуя методами дипломатии. Пекин время от времени заявлял свои права на сюзеренитет над Кореей, превращая это в условие для продолжения диалога с государством-отшельником, а также утверждал, что несмотря на особые взаимоотношения, корейцы сами формируют и проводят внешнюю политику, а поэтому Китай не отвечает за их действия. Главная цель Китая заключалась в том, чтобы не дать иноземцам взять Корею под свой контроль.

В конечном итоге Китай потерпел неудачу. Совершая в начале 20-го века сложные маневры между китайцами, русскими, корейцами и прочими, Япония взяла власть над Корейским полуостровом в свои руки. Эффективно удерживая Корею под своим контролем, японцы практически лишили Китай и прочие державы любых шансов на использование этой территории в качестве плацдарма для вторжения на японские острова. Владея Кореей, японцы сумели захватить новые территории в Маньчжурии, и тем самым лишний раз показали Китаю, насколько важна Корея для его интересов национальной безопасности.

Корея как стратегическое преимущество

В конце Второй мировой войны Китай занимался своей гражданской войной и был не готов к восстановлению особых отношений с Кореей. Но к 1949 году китайские коммунисты в основном одержали верх у себя дома, и оккупационные советские войска ушли из Северной Кореи. Новое коммунистическое правительство этой страны, сформированное после ухода японцев и раздела полуострова на две части в 1945 году, консультировалось с Москвой и Пекином и, пожалуй, манипулировало ими, добившись в результате военной поддержки своему вторжению на Юг.

Пока Пхеньян готовился к нападению на Южную Корею, в Китае шли приготовления к высадке через пролив на Тайвань. Но китайцам пришлось отложить свои планы. Через несколько дней после начала боевых действий между Северной и Южной Кореей в июне 1950 года Соединенные Штаты направили свои корабли в Тайваньский пролив для защиты националистического правительства в Тайбэе. Когда спустя несколько месяцев войска Севера были остановлены и отброшены обратно к реке Ялу, у Китая не осталось иного выбора, и он был вынужден переключить свое внимание с Тайваня на Корейский полуостров, вступить в Корейскую войну и заняться гораздо более насущной угрозой, возникшей у него на границе.

Советы, обеспокоенные тем, что в результате успешных действий по разгрому националистов на Тайване Пекин обретет свободу действий и сможет предпринять попытку политического примирения с США, в ходе Корейской войны обеспечили сохранение враждебности между Соединенными Штатами и Китаем. Действия северных корейцев в случае их успеха могли быть выгодны КНР, но вместо этого они помешали Пекину восстановить свою власть над Тайванем, на два десятилетия испортили его отношения с Вашингтоном, и в итоге Китай оказался ответственным за поддержку слабого государства, находящегося на важной границе с ним. Северные корейцы были благодарны китайцам за вмешательство, но при этом, как и во время предыдущих интервенций, китайцев опять устраивал раздел Кореи, поскольку это позволяло им сохранить свой буфер.

Хотя после войны северные корейцы сумели воспользоваться усиливавшимся в то время советско-китайским расколом, добиваясь экономических уступок от соперничавших между собой коммунистических держав, после распада Советского Союза и окончания холодной войны северокорейский режим встал перед незавидным выбором: либо пойти на риск утраты контроля над страной, попытавшись ее реформировать и открыть навстречу внешнему миру (пример Советского Союза и многих стран Восточной Европы не способствовал выбору такого пути), либо согласиться на другой риск, оставив для себя лишь одного спонсора в лице Китая. Но Пхеньян выбрал свой путь: он решил создать мощные силы ядерного сдерживания любых военных акций и угрожать применением этих сил, выбивая экономические уступки из американцев, японцев, южных корейцев и всех тех, кому дороги мир и стабильность. Пхеньян также решил использовать страх Китая перед утратой своего стратегического буфера.

Артиллерийский обстрел южнокорейского острова Ёнпхендо 23 ноября 2010 г. вызвал большой резонанс во всем мире и вновь накалил обстановку на Корейском полуострове.

Северная и Южная Корея привычно обвинили друг друга в провокациях и обещали дать решительный отпор агрессорам, а США выразили готовность поддержать союзную Республику Корея. Что же касается Китая, то его реакция была достаточно сдержанной, а заявление по итогам обстрела - выдержано в примирительном духе. Это объясняется не безразличием Китая к этому инциденту, а его особой ролью в противостоянии на Корейском полуострове и особыми отношениями с Северной Кореей.

Связи Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики имеют долгую историю. «Китайские народные добровольцы» практически спасли северокорейский режим в 1950 г., остановив продвижение войск ООН. После Корейской войны Китай оставался партнером КНДР, хотя отношения между двумя социалистическими странами было трудно назвать безоблачными. В период «культурной революции» в Китае наряду с советским ревизионизмом критиковались и северокорейские идеи «чучхе» (что заставило Ким Ир Сена занять нейтральную позицию в советско-китайском конфликте, отказавшись от принятой поначалу ориентации на КНР). Несмотря на взятый в КНДР курс «опоры на собственные силы» (подразумевавший создание независимой экономики и в первую очередь - военно-промышленного комплекса) и самостоятельность в проведении внешней политики, СССР продолжал оказывать Северной Корее как военную, так и экономическую помощь. Продолжал действовать и заключенный в 1961 г. договор между СССР и КНДР «о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи». В то же время КНДР обладала определенными гарантиями и со стороны Пекина (подобный договор с которым был подписан в том же 1961 г.). После распада СССР Китай остался единственным серьезным союзником КНДР. Однако КНР, которая к началу 90-х гг. уже давно вступила на путь экономических реформ и серьезно пересмотрела свои внешнеполитические приоритеты, рассматривала свое партнерство с КНДР с сугубо прагматических позиций. Речь уже не шла о защите идеологически близкого режима от посягательства «мирового империализма». Одной из основных внешнеполитических задач Китая стало обеспечение «мирного окружения» по периметру своих границ, что являлось важным залогом успешного проведения модернизации страны. КНДР была вполне лояльной Пекину, но конфликт на Корейском полуострове или крах режима в Пхеньяне (что в условиях катастрофического положения северокорейской экономики могло быть вполне вероятным сценарием развития событий) рассматривались как серьезные угрозы для безопасности северо-восточного Китая. Еще большей угрозой было бы втягивание КНР в конфликт на стороне КНДР. Наилучшим вариантом развития ситуации для Пекина могло быть сохранение статус-кво. И Китай, сохранявший влияние на КНДР, прилагал все усилия к этому. В ходе кризиса 1993-1994 гг. Китай выступил посредником при заключении «рамочного соглашения» между США и КНДР, которое определяло условия прекращения ядерных разработок со стороны Северной Кореи. В 2003 г., с началом второго ядерного кризиса, Китай снова выступил в числе посредников, активно участвуя в шестисторонних переговорах по урегулированию вновь обострившейся ситуации вокруг ядерной программы КНДР. Китай был особенно ценным участником переговоров, поскольку имел рычаги влияния на северокорейское руководство, и в то же время смягчал жесткое давление на КНДР со стороны США и Японии. Китай неоднократно выступал против введения Советом безопасности ООН санкций против Северной Кореи (которые могли осложнить и без того тяжелое внутренне положение в КНДР и вызвать дестабилизацию обстановки).

Значительную роль Китай играет не только во внешнеполитическом, но и во внешнеэкономическом положении КНДР. После того, как в начале 90-х гг. было в значительной мере свернуто экономическое сотрудничество между Россией и Северной Кореей, роль ведущего торгового партнера КНДР занял Китай. Кроме того, в Северную Корею направляется около 40% всей китайской внешней гуманитарной помощи. На торговые связи с Китаем ориентирована и растущая теневая экономика Северной Кореи. Впрочем, подобная экономическая привязка к Китаю стала для Северной Кореи фактически неизбежной в условиях жесткой политики по отношению к ней со стороны США, Японии и с 2008 г. - Южной Кореи.

Однако усиление влияния Китая в КНДР вызывает определенную тревогу у северокорейской элиты. По словам известного российского исследователя-корееведа Андрея Ланькова, «северокорейцы боятся, что китайцы могут вмешаться и привести к власти те силы, которые они, китайцы, считают более рациональными и выгодными». В интересах КНР было бы проведение реформ в КНДР по китайскому образцу, которые позволили бы в большей мере активизировать экономическое сотрудничество. Но северокорейские правящие круги, боясь утратить монополию на власть (или вообще всю власть) в ходе «открытия» страны, настроены на консервацию режима. Кроме того, несмотря на свою зависимость во многих вопросах от Китая, Северная Корея действует часто безрассудно, специально провоцируя конфликтные ситуации. В частности, это касается ядерных испытаний 3 октября 2006 г. или запуска баллистической ракеты «Тэпходон-2» 5 апреля 2009 г., о которых северокорейское руководство своих китайских коллег даже заранее не поставило в известность. Используя свои ядерные и ракетные программы в качестве элемента шантажа, Северная Корея стремится добиться уступок от США. Однако эскалация напряженности на Корейском полуострове (одними из последних проявлений которой стали обстрел Ёнпхендо и заявление КНДР о готовности обогащать уран) не отвечает интересам Пекина. В итоге, получается замкнутый круг - стремясь выйти на диалог с США (и тем самым, возможно, уйти от зависимости от Китая), КНДР укрепляет стремление Пекина сделать северокорейский режим еще более «зависимым». Появление про-китайского правительства в Пхеньяне может вызвать и крах нынешнего северокорейского режима. Китай в этом случае может просто ввести свои войска на территорию КНДР (чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу в Северной Корее и... установить контроль над основными объектами страны раньше, чем это сделают американцы и южнокорейцы)

Но станет ли обстановка в Северо-Восточной Азии менее конфликтной после превращения Северной Кореи в китайскую сферу влияния? На этот вопрос трудно ответить положительно. С исчезновением буферной зоны в виде КНДР, Китай и США фактически выйдут на прямую линию противостояния. Кроме того, будет возможен всплеск националистических настроений в Южной Корее, поскольку новый режим в Пхеньяне будет восприниматься как установленный «китайскими оккупантами». В случае же прогнозируемого многими политологами сокращения военно-политического присутствия США в регионе, расширивший сферу своего влияния Китай будет вызывать еще большую обеспокоенность со стороны Японии и Южной Кореи, что может вызвать расширение гонки вооружений (в том числе и ядерных) в регионе. В условиях расширяющегося регионального и глобального влияния Китая, для США и их союзников в регионе, как не парадоксально, выгодно сохранение стабильной и независимой Северной Кореи. Юридическое признание свершившегося факта - права КНДР на наличие ядерного оружия, может открыть путь к диалогу. Большую роль в урегулировании отношений с Северной Кореей могла бы сыграть Южная Корея, выдвинув тезис об общих интересах корейской нации (пусть и разделенной на два государства) в противостоянии внешним угрозам. Расширение экономического и гуманитарного сотрудничества с КНДР в перспективе может открыть путь для трансформации политического режима. Этот вариант разрешения конфликта безусловно более сложен, чем прямолинейное давление на Пхеньян и его изоляция, но может в большей степени способствовать разрядке региональной напряженности и будет более гуманным для народа Северной Кореи. С учетом этого, недавняя оговорка Сары Пэйлин о поддержке Соединенными Штатами Северной Кореи выглядит не такой уж и абсурдной.

Китай резко раскритиковал новые односторонние санкции Соединённых Штатов против КНДР. Они затрагивают и китайские компании, которые США заподозрили в сотрудничестве с Пхеньяном, заявили в МИД КНР. По мнению Пекина, своими действиями Вашингтон подрывает сотрудничество с Китаем по денуклеаризации Корейского полуострова. Эксперты, в свою очередь, расценили санкционную политику Штатов как очередную попытку надавить на Китай. Об американо-азиатском «санкционном треугольнике» - в материале RT.

«Дружба» против США

Пекин резко осуждает новые односторонние санкции США в отношении КНДР, заявил накануне официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан. Отвечая на вопросы журналистов, дипломат подчеркнул, что новые ограничительные меры затрагивают в том числе китайские судоходные и энергетические компании, сотрудничающие с Пхеньяном.

«Китай решительно выступает против американской стороны, вводящей односторонние санкции, и «экстерриториальной юрисдикции» в соответствии с внутренним законодательством США против китайских организаций или отдельных лиц», — отметил представитель дипломатического ведомства КНР.

По мнению китайской стороны, США должны «немедленно прекратить подобные правонарушения, чтобы не подрывать двустороннее сотрудничество в соответствующей области».

  • Представитель МИД КНР Гэн Шуан
  • www.fmprc.gov.cn

«Китайские компании находятся под односторонними санкциями ещё со времён событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года, поэтому китайцы очень хорошо знают, что такое американские санкции, так же как и северокорейцы», — прокомментировал в интервью RT заявление представителя китайского МИД президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.

По словам эксперта, именно Китай ещё с 1950-х годов покровительствует КНДР.

«Ким Чен Ын, конечно, отдалился от Китая, начал проводить более самостоятельную политику. Но это не значит, что КНР готова присоединиться к этим санкциям США», — отмечает эксперт.

Ранее МИД КНР неоднократно заявлял, что односторонние санкции США против Северной Кореи, под которые могут подпасть и китайские граждане, неприемлемы. Ещё в августе прошлого года Китай призвал Соединённые Штаты отменить ограничительные меры против Северной Кореи, а в декабре раскритиковал США за подобную политику в отношении китайского Bank of Dandong, якобы сотрудничавшего с КНДР.

Как объяснил американский Минфин, поводом для новых ограничений стали нелегальные поставки топлива Северной Корее, в том числе из Китая. В свою очередь, китайское таможенное ведомство накануне обнародовало данные, согласно которым в прошлом месяце из Китая в КНДР не поступило ни капли мазута, нефти или бензина.

Единственное топливо, которое Китай продолжает поставлять Северной Корее, — это сжиженный газ, на него санкции не распространяются. Более того, китайцы сократили экспорт зерновых в КНДР. Так, поставки риса в январе составили 180 тонн — это всего 4% от объёмов января 2017 года. К тому же Китай в прошлом месяце не ввозил из КНДР каменный уголь, железную руду и свинец.

«Лишить источников дохода»

«Крупнейший за всё время пакет санкций против северокорейского режима», по замыслу Штатов, должен лишить Пхеньян оставшихся источников дохода и путей поставок топлива, которые действуют вопреки существующим ограничениям со стороны Совбеза ООН и США.

23 февраля Министерство финансов США опубликовало новый санкционный список, в который вошли 27 организаций, 28 судов и одно физическое лицо. Большинство из них — компании КНДР и Китая (включая Гонконг и Тайвань). Также под ограничения попали китайские суда, которые ходят под флагами Танзании и Панамы.

«Физлица, которые нарушают санкции США в отношении Северной Кореи, будут обязаны заплатить штраф в размере двойной цены рассматриваемой сделки либо выплатить $289 238», — отмечается в сопроводительных документах к санкционному списку.

В отношении компаний, в том числе иностранных, сумма штрафа традиционно определяется в соответствии с внутренними правилами Министерства финансов США. Так, например, в 2017 году Вашингтон заставил китайскую компанию ZTE заплатить более $100 млн за сотрудничество с Ираном в обход американских санкций.

  • Встреча президента США Дональда Трампа с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом 23 февраля 2018 года
  • Reuters

«За действиями США в отношении Северной Кореи, безусловно, стоят и далеко идущие планы по нанесению ущерба китайским интересам», — отмечает Санакоев.

23 февраля, выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Австралии Малкольмом Тёрнбуллом, президент Соединённых Штатов Дональд Трамп выразил надежду, что новые санкции сработают. В противном случае он пообещал прибегнуть «ко второй фазе». Также американский президент подчеркнул, что отношения Вашингтона и Пекина «сейчас лучше, чем когда бы то ни было».

С прицелом на стабилизацию

Несмотря на подобные заявления Трампа, эксперты связывают эту корейско-китайскую санкционную историю именно с политическим давлением Вашингтона на Пекин.

«По северокорейскому кризису я придерживаюсь довольно чёткой линии, что это не проблема самой Северной Кореи. Это всё же китайско-американские отношения», — считает участник Центра исследования проблем мирового социализма в Академии общественных наук КНР Евгений Грачиков.

По словам эксперта, после прихода к власти в 2012 году Си Цзиньпина КНР довольно чётко обозначила зону приоритетных национальных интересов, куда включила все приграничные государства, в том числе и КНДР.

«Больше всего говорят о Южно-Китайском море. Но что касается корейской проблематики — здесь особое значение имеет Жёлтое море, которое для китайцев — то же самое, что для нас Чёрное», — отмечает Грачиков.

Постоянное присутствие здесь американских военных и проведение учений, которые обосновывают северокорейской угрозой, китайцы воспринимают как личный вызов. По мнению эксперта, можно провести параллель между тем, как США используют украинский кризис для давления на Россию, и тем, как против Китая используется северокорейский кризис.

  • Военные учения США в Жёлтом море
  • Reuters

«Если бы Китай договорился с Америкой по более общим вопросам, как то глобальное управление, участие в таких структурах, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, подобных проблем не было бы», — считает политолог.

Однако сейчас, по его словам, сближение позиций Вашингтона и Пекина маловероятно.

Санакоев, в свою очередь, отмечает, что позиция Китая по односторонним санкциям в отношении КНДР во многом связана и с тем, что Пекин всегда последовательно отвергал этот механизм в международных отношениях.

«Это вполне в русле их основной политики, нацеленной на стабилизацию, которую они проводят в отношении данного региона. Кроме того, они давно выступают против таких односторонних действий Соединённых Штатов Америки, в том числе и в отношении России», — утверждает эксперт.

Подпишитесь на нас



Поделиться