Порядок действий при возникновении пожара в поезде. Действия при возникновении пожара на подвижном составе на перегоне Затопление или пожар на посту эц дсп

14.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда полярных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

14.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горжцем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ ипн ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.

14.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

14.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятия напряжения в контактной сети и её заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.



14.5. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции - начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;

на перегоне - локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой;

во всех остальных случаях - локомотивной бригадой.

14.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:

Принять меры его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны.

14.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

Вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;

Цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе 200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

Вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах - отцепить и отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно приступить к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения;

Цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану (тушение такой цистерны огнетушителями запрещается);

Вагона со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции,

находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда, тушение пожара осуществляется поездной бригадой, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится согласно установленным нормам.

14.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада обязана:

Перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста, остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины, отключить главный выключатель, опустить токоприёмник и остановить поезд;

Принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;

На электровозах убедиться, что токоприёмник опущен, и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

Включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от конструкционных особенностей локомотива;

При возгорании тяговых двигателей или подводящих кабелей к ним тушение пожара начинать с кузова электровоза;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить электровоз и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние,

предварительно закрепив горящую секцию.

После ликвидации пожара, подача напряжения на локомотив (запуск дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенными цепями управления.

14.9. При возникновении пожара в МВПС локомотивная бригада обязана:

На электропоездах - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, отключить выключатель управления (на поездах постоянного тока), или главный выключатель (на поездах переменного тока), опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

На дизель-поездах (автомотрисах, рельсовых автобусах) - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера и остановить дизель (на дизель- поездах ДР1 остановить также вспомогательный дизель), выключить все приборы управления на пульте управления, остановить дизель-поезд (автомотрису, рельсовый автобус) и принять меры к его удержанию на месте;

Подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

Убедиться в том, что все токоприемники опущены и что контактный провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

При необходимости оповестить пассажиров о случившемся по внутри салонной связи, организовать эвакуацию пассажиров из горящего вагона и вагонов, которым угрожает опасность;

Запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить вместе с помощником к тушению пол<ара, используя имеющиеся огнетушители и песок;

Если подвижной состав оборудован установкой пожаротушения привести ее в действие;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения, не менее 50 м и совместно с прибывшими пожарными подразделениями ликвидировать пожар.

ДСП, получив сообщение о загорании в эл.поезде должен:

* Вызвать пожарную охрану города по т.6-101.

* Сообщить о пожаре в отдел пожарной охраны «М» т.2-18-20

* Подготовить первичные средства пожаротушения (поднести огнетушители, проложить рукав от пожарного крана к месту остановки горящего вагона).

* Дать указание работнику полиции на закрытие станции на вюд; ст. кассиру вывесить щит о закрытии станции; ДУЭ дать заявку на переключение эскалаторов на подъем (кроме одного, он должен работать на спуск, для прибывших пожарных, скорой помощи и др. формирований); организовать оповещение пассажиров о маршрутах эвакуации.

* Организовать эвакуацию пассажиров и тушение пожара.

* После снятия напряжения с КР сообщить об этом локомотивной бригаде; по указанию ДЦХ заполнить бланк уведомления о снятии напряжения с КР и вручить его под роспись.

* Докладывать ДЦХ о складывающейся обстановке на станции

* Выдать машинисту или прибывшим пожарным КТТ.

Бели машинист получил информацию от пассажиров или увидел сам в поезде загорание, но при этом со станции уже отправился, он должен принять меры к остановке поезда (до сигнального знака «Предельное место применения экстренного торможения», включиться в связь словами «Диспетчер, Срочно!» Далее сообщить свой номер поезда, маршрута, станцию с которой отправился, и причину экстренного торможения. ДЦХ, приняв такое сообщение извещает машиниста, что скоро даст приказ ему. Вызывает машиниста следом идущего поезда, и предупреждает о запрещении въезда на станцию, получив подтверждения от второго машиниста, что он понял, дабт приказ машинисту 1-го поезда на осаживание со скорость не более 5 км /ч. Машинист; осадив поезд на станцию, обязан открыть двери поезда, дать заявку на снятия напряжения с КР, чем тушить вагон огнетушителем или водой принимает машинист.

Пожарные рукава должны иметь длину не менее 20 м. На платформе хранятся в пирамидах пожарные рукава 2 шт. по 20 м, один из которых должен заканчиваться стволом. Пожарные краны устанавливают на вестибюлях в полу пассажирской платформы, в торцах пассажирской платформы, меж станционных переходах Каждый корридор станции имеет пожарный кран, к пожарным кранам крепятся пожарные рукава, кроме пожарных кранов, находящихся в полу платформы. Пожарный рукав должен заканчиваться стволом, пожарный кран может устанавливаться в деревянном, металлическом ящике. Дверь маркируется ПК №..., ящик пломбируется ДСП. На пирамидах и дверях пожарных кранов указаны телефоны городской пожарной охраны 6-101, 2-18-20. Пожарные краны под платформой закрыты люками, люки окрашены в красный пвет с белой окантовкой. Пожарные краны с пожарными рукавами используются для тушения пожара водой при снятии напряжении с контактного рельса на платформе, если тушение производится и пассажирских или служебных помещений. В кабине ДСП имеется комплект КТТ. выдается машинисту дм тушения пожара. В комплект входит: пожарный рукав не стандартный, с насадкой; перчатки; переходные устройства для подключения попарного рукава как к стандартным пожарным кранам, так и хозяйственным кранам в тоннеле. Тушение можно производить без снятая напряжения, так как насадок распыляет воду в облако. На станции, где напор воды 3 и менее атмосфер, КТТ применяется после снятия напряжения. На метрополитене на ряде станций глубокого заложения смонтированы сухотрубы для подачи воды от вестибюля до платформы станции из пожарных гидрангов города, использует городская пожарная команда. Станции, где отсутствуют сухотрубы, укомплектованы пожарными рукавами повышенной прочности. Эти рукава используют для подачи воды от пожарных автомобилей на платформы станции. Рукава хранятся на вестибюлях в металлических контейнерах, которые запираются на замок, один ключ находится у старшего кассира, выдается городской пожарной команде вместе с оперативным планом пожаротушения, второй хранится в электромеханической службе и на аварийной доске.



При поступлении от ДСП информации о прибывающем поезде, на котором возможно возгорание, ДСП готовит средства пожаротушения, по прибытии поезда и после высади пассажиров, ДСП прокладывает рукавную линию к очагу загорания без заломов и перегибов. При пользовании пожарным краном в полу платформы открывает люк, присоединяет пожарный рукав. Если пользуется пожарным краном в торце станции, пожарный рукав уже присоединен к пожарному крану. Что бы удлинить пожарный рукав, возможно присоединение второго пожарного рукава к нему (20м+ 20м = 40м). При необходимости, берут пожарные рукава из кабины ДСП, открывать пожарный кран можно только после снятия напряжения. Тушит машинист.

Билет №15.

Порядок включения и выключения автоблокировки на линиях, где основным средством сигнализации является система АЛС-АРС.

Порядок оплаты и условия проезда и провоза багажа в метрополитене. Проезд льготных категорий граждан, в том числе детей.

Гомель, 2012 г.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Регламент действий причастных работников при возникновении аварийных ситуаций

Цель работы: Выработать навыки по выполнению обязанностей непосредственных организаторов восстановительных работ при ликвидации последствий аварийного происшествия.

Выполнение работы:

1. Алгоритм последовательности действий и взаимодействия исполнителей от возникновения аварийной ситуации до её ликвидации с оформлением соответствующих документов (приказов, разрешений и др.)


Рисунок 4.1 – Последовательность действий исполнителей и их взаимодействия при движении хозяйственных поездов с закрытием перегона

Порядок извещения о крушении, аварии, сходе и столкновении подвижного состава и назначении восстановительных и пожарных поездов

Получив требование о высылке восстановительного, пожарного поезда или вспомогательного локомотива, дежурный по станции немедленно докладывает об этом поездному диспетчеру. Требование, полученное по телефону или радиосвязи, записывается в журнал движения поездов.

Поездной диспетчер, получив требование об оказании помощи, немедленно докладывает об этом дежурному по отделению железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - дорожному диспетчеру. Дежурный по отделению (дорожный диспетчер) железной дороги и поездной диспетчер совместно определяют, с какой из ограничивающих перегон станций должна быть оказана помощь и на какую станцию при необходимости будут выводиться вагоны.

При наличии поездной радиосвязи намеченный порядок оказания помощи поездной диспетчер (непосредственно или через дежурного по станции) должен сообщить машинисту остановившегося поезда.

Поездной диспетчер обязан обеспечить быстрейшее продвижение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов и при наличии соответствующих сведений информировать начальников восстановительных (пожарных) поездов о положении на месте происшествия для подготовки поездов к работе. [ИДП, п. 7.3-7.4, стр. 92]



Обязанности локомотивной бригады, ДСП, ДС, ДНЦ, ДНЦО при крушениях, авариях, сходах и столкновениях подвижного состава

1. В случае крушения, аварии, схода подвижного состава на пе­регоне или самопроизвольного падения давления в тормозной ма­гистрали локомотивная бригада обязана:

а) произвести экстренное торможение поезда и после его оста­новки немедленно сообщить об этом по радиосвязи машинистам четных и нечетных поездов, следующих по перегону, дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру и полу­чить от них ответ. Особое внимание обратить на ответы машинистов вслед идущего и первого движущегося по соседнему пути поездов. Одновременно помощник машиниста ограждает место схода подвижного состава порядком, предусмотренным Инструкци­ей по сигнализации на железной дороге.

Все машинисты поездов, находящиеся в зоне действия радиосвязи на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словами: «Вни­мание! Внимание! Слушайте все!», должны внимательно его выслушать и принять меры к немедленной остановке у места препятствия или проходного сигнала.



Дежурные по станциям, ограничивающим перегон, и машинисты поездов должны ответить машинисту, передавшему сообщение, и немедленно доложить о случившемся поездному диспетчеру.

Поездной диспетчер без промедления вызывает машиниста вслед идущего поезда и движущегося по соседнему пути и дополнительно сообщает о необходимости остановки поезда вследствие схода под­вижного состава и закрытии перегона для движения поездов;

б) если после сообщения по радиосвязи по соседнему пути поя­вится встречный поезд, вызвать его но радиосвязи повторно и со­общить об опасности, одновременно подать сигналы кратковремен­ным миганием прожектора до получения ответного аналогичного сигнала.

Машинист встречного поезда, восприняв подаваемые поездом сигналы прожектором или информацию по радиосвязи, принимает экстренное торможение, подает ответный сигнал прожектором, дальнейшие свои действия согласовывает с машинистом остановив­шегося поезда;

в) при наличии пострадавших оказать неотложную медицинскую помощь;

г) вскрыть пакет с перевозочными документами и убедиться, име­ются ли в составе поезда вагоны с опасными грузами и сопровож­даемые проводниками, при их наличии доложить дежурному по стан­ции и поездному диспетчеру. В этом случае порядок действия ра­ботников, участвующих в восстановительных работах, должен осу­ществляться в соответствии с Правилами безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и др.;

д) при отсутствии опасных грузов и возникновении пожара име­ющимися средствами принять меры по рассредоточению подвижного состава и тушению пожара;

е) определить характер схода, условия местности, профиль пути, закрепить вагоны, оставшиеся на рельсах, от ухода ручными тормо­зами и тормозными башмаками;

ж) определить характер повреждения пути и контактной сети, количество и тип сошедшего и поврежденного подвижного состава, расположение его, род развалившегося груза и наличие габарита по соседнему пути;

з) о характере случившегося и принятых мерах повторно и под­робно доложить по радиосвязи, телефону или другими возможными средствами поездному диспетчеру или дежурным по станциям, ог­раничивающим перегон, и получить указания о дальнейших действи­ях.

2. Дежурный по станции , получив извещение о случае схода под­вижного состава на перегоне или на станции, обязан задержать го­товые к отправлению поезда, уточнить данные о последствиях, сде­лать запись в журнале диспетчерских распоряжений, немедленно доложить об этом поездному диспетчеру, затребовать восстанови­тельные поезда и принять меры по вызову на место схода ближайшей АПК, начальника станции, дорожного мастера, электромеханика СЦБ и связи, а в случае наличия пострадавших - скорой медицин­ской помощи.

3. Начальник ближайшей станции , ограничивающей перегон, или его заместитель, получив извещение о сходе, обязан:

а) немедленно прибыть на место схода подвижного состава, уточ­нить наличие пострадавших, опасных грузов в сошедшем с рельсов и поврежденном подвижном составе, определить по перевозочным документам наименование опасных грузов и по телефону или радио­связи немедленно доложить об этом поездному диспетчеру;

б) в случае, если в сошедшем или поврежденном подвижном сос­таве имеются опасные грузы, немедленно сообщить местным орга­нам, местному штабу гражданской обороны для привлечения свод­ных мобильных отрядов повышенной готовности, предназначенных для ликвидации последствий транспортной аварии с опасными гру­зами, и совместно с ними организовать эвакуацию людей, прожива­ющих и находящихся вблизи места происшествия, а также оградить опасное или зараженное место в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железной дороге. Порядок эвакуации людей, ог­раждение опасного или зараженного места устанавливается началь­ником отделения железной дороги в планах ГО мирного времени;

в) при отсутствии в сошедшем или поврежденном составе вагонов с опасными грузами:

немедленно принять меры по отправлению аварийно-полевой ко­манды со станции ее дислокации и техники ближайших территори­альных организаций, которую можно использовать при восстанови­тельных работах. В случае пожара вызвать подразделения пожарной охраны, а при наличии пострадавших - работников местных меди­цинских учреждений;

по указанию поездного диспетчера организовать уборку головной и хвостовой частей поезда и лично хранить перевозочные документы на подвижной состав, имеющий сход или повреждения;

принять меры по обеспечению габарита для движения по одному из путей;

не позднее чем через 45 мин после извещения о случае определить объем разрушения пути, контактной сети, подвижного состава и доложить с места начальнику отделения железной дороги или его заместителю.

4. Поездной диспетчер по получении сообщения о случившемся от машиниста, дежурного по станции или другого лица:

а) немедленно докладывает о происшествии дежурному по отде­лению железной дороги, а на электрифицированном участке - и энергодиспетчеру дистанции электроснабжения, извещает дежурных по станциям, ограничивающим перегон, и машинистов поездов, на­ходящихся на этом перегоне, прекращает отправление поездов на перегон;

б) требует и получает от дежурного по станции сведения о ха­рактере схода, наличии опасных грузов в поезде, их наименовании и разрядности, докладывает об этом дежурному по отделению же­лезной дороги;

в) при неполучении сведений о составе поезда в течение 20 мин, а также в случае утери перевозочных документов поездной диспетчер дает указание одной из технических станций, ограничивающих учас­ток, где произошел случай схода, определить наличие и место рас­положения в поезде вагонов с опасными грузами по телеграмме-натурке на этот поезд в соответствии с особым перечнем и родами грузов в натурном листе. Полученные сведения о наличии и распо­ложении таких вагонов в поезде поездной диспетчер сообщает де­журным по станциям, ограничивающим перегон, дежурному по от­делению железной дороги.

5. Дежурный по отделению железной дороги, получив извещение [о случае схода подвижного состава:

| а) немедленно дает приказ поездному диспетчеру, старшей по смене телефонистке телефонной станции по месту дислокации от­деления железной дороги об отправлении восстановительных (а при необходимости - и пожарных) поездов и аварийно-восстановитель­ных дрезин дистанции контактной сети (на электрифицированных участках) и об оповещении причастных, информирует начальников восстановительных поездов о характере схода подвижного состава;

б) докладывает о случившемся начальнику отделения железной дороги, главному ревизору отделения железной дороги по безопас­ности движения поездов, старшему дорожному диспетчеру опера­тивно-распорядительного отдела службы перевозок, а при повреж­дении вагонов с опасными грузами, наличии человеческих жертв (убитых и раненых), разбитых локомотивов и вагонов, значительной порче и загромождении пути с возможным перерывом в движении поездов на участке в течение 1 часа и более извещает прокурора транспортной прокуратуры, начальника штаба гражданской оборо­ны области, главного врача центра гигиены и эпидемиологии дороги, дежурного помощника военного коменданта железнодорожного участка и станции. В случае, если сход или повреждение вагонов произошел с опасными грузами, докладывает об их наименовании и классности. [БДП, Гапеев В.И., стр. 248]

Работники предприятий, учреждений и организаций, в случае пожара должны осуществить действия по вызову пожарной службы, эвакуации людей и имущества, тушению очага пожара и организации встречи пожарных подразделений.

При обнаружении пожара необходимо:

1. Прекратить работу, обесточить оборудование;

2. Немедленно сообщить об этом в пожарную службу(при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность, и фамилию, также сообщить о наличии в здании людей);

3. Задействовать систему оповещения о пожаре; принять меры к предотвращению паники среди присутствующих, для чего при наличии громкоговорящей связи объявить спокойным ровным голосом о необходимости покинуть здание, выделить необходимое количество людей из числа должностных лиц для обеспечения контроля и сопровождения эвакуирующихся;

4. С помощью работников организовать тушение пожара имеющимися средствами;

5.При пожаре не открывать окон, не бить стекол, т.к. это усиливает пожар;

6.Направить персонал, хорошо знающий расположение подъездных путей и водоисточников для организации встречи пожарной службы к месту пожара;

7. Организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану.

*Если произошло возгорание на одном из работников спецодежды, то нужно остановить пострадавшего, быстро сбросить, сорвать горящую одежду или погасить пламя водой, снегом. Можно накинуть на пострадавшего плотную ткань (голову при этом не закрывать). Иногда пострадавшему удается сбить пламя, как бы «катаясь» в горящей одежде по земле, полу.

При обнаружении пожара в грузовом поезде машинист локомотива обязан:

а) подать сигнал пожарной тревоги;

б) остановить поезд по возможности на площадке и уточнить тип вагона, в котором обнаружен пожар;

в) через поездного диспетчера или ДСП вызвать пожарные аварийно-спасательные подразделения МЧС и БЖД;

г) вскрыть перевозочные документы, установить наименование груза в горящем и смежных вагонах, вид его опасности;

д) направить с имеющимися на локомотиве средствами пожаротушения своего помощника к горящему вагону, для выяснения обстановки и принятия мер по ликвидации пожара;

е) организовать тушение пожара всеми имеющимися средствами до прибытия пожарного аварийно-спасательного подразделения;

ж) при невозможности ликвидации пожара первичными средствами, вместе с помощником принять меры к расцепке состава и отводу его головной и хвостовой части от горящего подвижного состава;

з) В случаях, когда пожар обнаружен на неблагоприятном участке пути (выемка. высокая насыпь, уклон) и потушить его первичными средствами пожаротушения не представляется возможным. машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов. может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре ДНЦ или ДСП для принятия ими мер по вызову пожарных аварийно-спасательных подразделений и подготовке средств тушения.

На ж.д. мостах;

Под мостами;

Вблизи зданий, сооружений и составов с опасными грузами;

В местах массового скопления людей и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня, препятствующих организации тушения пожара и спасению людей.

При пожарах на подвижном составе с легковоспламеняющимися жидкостями (далее - ЛВЖ) до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая ЛВЖ отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.

При пожаре в цистернах со сжатыми и сжиженными газами локомотивная бригада (если пожар возник в пути следования) обязана вместе с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на расстояние не менее 200м приступить к тушению первичными средствами пожаротушения. Если пожар принял значительные размеры. то производить его тушение первичными средствами до прибытия пожарных подразделений запрещается.

Локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими взрывчатые материалы и опасные грузы класса 4-9,обязана немедленно произвести расцепку поезда, отвести его хвостовую и головную части на расстояние не менее 300 м от горящего вагона, приступив к ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения по аварийной карточке. до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений.

При возникновении пожара в пассажирских, дизель-и электропоездах, электровозах, тепловозах, рефрижераторных поездах силами локомотивных и поездных бригад немедленно должен быть остановлен поезд, проведена эвакуация пассажиров, расцепка подвижного состава от горящих вагонов, и начата ликвидация пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. Одновременно локомотивная бригада должна сообщить ДСП или ДНЦ об пожаре для вызова пожарного подразделения.

Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист, через поездного диспетчера. должен потребовать снятия напряжения с контактной сети и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети и заземление, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность его пережога. Аналогично отключаются и другие воздушные линии электроснабжения, расположенные на опорах контактной сети. До снятия напряжения с контактной сети или воздушной линии электроснабжения, тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов воздушной линии электроснабжения, разрешается производить только углекислотными, углекислотно- бром-этиловыми, аэрозольными, и порошковыми огнетушителями , не приближаясь к проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения ближе 2м.

Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети и воздушной линии электроснабжения, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

При организации тушения пожара на электрифицированных участках запрещается, до снятия напряжения и заземления, приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения на расстояние менее 8 м до места их касания земли.


Похожая информация.


21.1. Действия локомотивной бригады при обнаружении пожара в поезде

При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону:

21.1.1. Машинисту остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

21.1.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгорае­мых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распростране­ния огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

21.1.3. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с поездным диспетчером может продолжить следование до бли­жайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ или ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер.

21.1.4. После остановки поезда сделать заявку энергодиспетчеру о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

21.1.5. До получения письменного разрешения о снятия напряжения в контактной сети, с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

21.1.6. До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыш вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

21.1.7. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

21.1.8. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстоянии менее 2 м.

21.1.9. Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров:

21.1.9.1. На станции возлагается на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции.

21.1.9.2. На перегоне в случае пожара на вагонах пассажирского поезда возлагается на начальника поезда, в остальных случаях - на машиниста локомотива (МВПС, ССПС).

21.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ

При возникновении пожара в грузовом поезде:

21.2.1. После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар.

21.2.2. Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза (его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны).

21.2.3. При тушении пожара в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения производит рас­цепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объек­тов;

21.2.4. При пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. Тушение ЛВЖ и ГЖ производится пенными и порошковыми огнетушителями, землёй и песком;

21.2.5. При пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах, локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения.

21.2.6. При пожаре цистерны со сжижённым, сжатым и растворённым под давлением газом и возникновении опасности её взрыва, горящую цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запре­щается.

21.2.7. При пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами (ВМ) локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых.

21.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ЭЛЕКТРОВОЗЕ

При возникновении пожара на электровозе:

21.3.1. Перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, выключить вспомогательные машины, отключить быстродействующий выключатель, опус­тить токоприёмник и остановить поезд;

21.3.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.3.4. Принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник АБ;

21.3.5. Убедиться, что токоприёмник опущен и контактный провод не каса­ется крыши или имеющегося на ней оборудования;

21.3.6. Приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

21.3.7. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами, отцепить электровоз и отвести его примерно на 50 м от вагонов и пожароопасных объектов.

21.3.8. После ликвидации пожара, подача напряжения на электровоз или МВПС, где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается. Электровоз или МВПС, повреждённые пожаром, должны следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенной цепью управления.

21.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЖАРА НА ТЕПЛОВОЗЕ (ССПС)

При возникновении пожара на тепловозе (ССПС):

21.4.1. Перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, остановить дизель горящей секции и остановить поезд (ССПС);

21.4.2. Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный, 2 коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП ограничивающих перегон;

21.4.3. Немедленно если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника машиниста на тушение пожара;

21.4.4. Принять меры к удержанию поезда (ССПС) на месте, выключить все приборы управления и рубильник АБ;

21.4.4. При небольшом очаге пожара ликвидировать его, имеющимися огнетушителями;

21.4.5. На тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре привести её в действие, соблюдая технику безопасности при пользовании этой установкой;

21.4.6. Если пожар не может быть ликвидировать своими силами, отцепить тепловоз (ССПС) и отвести его от вагонов и других сооружений. После этого при опасности распространения огня с горящей секции на другую, секции рас­цепить на безопасное расстояние.

21.4.7. После ликвидации пожара запуск дизелей на тепловозах (ССПС), где имело место повреждение электроап­паратов и проводов, запрещается.




Поделиться