Ритмические карточки по сольфеджио реприза. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио. Наглядные пособия. элементами. Наглядные пособия(дидактические игры)

В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.

Ноты на нотном стане

Первая заготовка – это небольшой плакат с изображением основных и басового ключа (первая и малая октава). Сейчас на рисунке вы видите миниатюру – уменьшенное изображение этого плаката, чуть ниже представлена ссылка на скачивание его в оригинальном размере (формат А4).

ПЛАКАТ «НАЗВАНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ» –

Картинки с названиями нот

Вторая заготовка нужна при первом знакомстве ребенка с нотами, именно для проработки названия каждого из звуков. Она представляет собой карточки собственно с названием нот и с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты встречается.

Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные. Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репки из знаменитой сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой ФА – факел, с СОЛЬ – обычная поваренная соль в пакете. Для звука ЛЯ подобрана картинка лягушки-квакушки, для СИ – ветки сирени.

Пример карточки

КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ НОТ –

Выше предлагается ссылка, по которой можно перейти на полную версию пособия и сохранить его себе на компьютер или на телефон. Обращаем ваше внимание, что все файлы даются в формате pdf. Для прочтения этих файлов используйте программу или приложение для телефона Adobe Reader (бесплатно) или любое другое приложение, которое позволяет открывать и просматривать файлы такого типа.

Музыкальная азбука

Нотные азбуки – еще одна разновидность пособий, которые используются в работе с начинающими (главным образом, с детьми от 3 до 7-8 лет). В музыкальных азбуках кроме картинок, слов, стихов, названий нот обязательно есть также и изображения нот на нотном стане. Мы рады предложить вам целых два варианта таких пособий, а подробнее почитать о них и о том, как можно сделать подобные азбуки собственными руками или даже руками ребенка, можно почитать .

НОТНАЯ АЗБУКА №1 –

НОТНАЯ АЗБУКА №2 –

Нотные карточки

Такие карточки активно используются в период, когда ребенок основательно изучает ноты скрипичного и особенно . Они уже без картинок, их роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Кроме того, их можно использовать для каких-то творческих заданий, решения ребусов и т.д.

НОТНЫЕ КАРТОЧКИ –

Дорогие друзья! А теперь предлагаем вам немного музыкального юмора. Удивительно смешным оказалось исполнение «Детской симфонии» Й. Гайдна оркестром «Виртуозы Москвы». Давайте вместе полюбуемся на уважаемых музыкантов, взявших в руки детские музыкальные и шумовые инструменты.

Для того чтобы пополнить словарный запас при изучении какого-либо иностранного языка, эффективно использовать карточки для запоминания. Аналогично карточкам для запоминания слов, предлагаем карточки для запоминания нот. Вот как выглядят наши нотные карточки:

Каждая карточка стандартного размера визитки (90 *50мм). В наборе 24 карточки. По многочисленным просьбам появился Басовый ключ!

Кроме названий нот есть необходимый минимум музыкальной грамоты. Вы можете их самостоятельно распечатать на принтере. Для этого понадобится 4 листа плотной бумаги (стандартный формат A4, плотность бумаги, на котороый можно распечатывать зависит от модели принтера. Конечно же Вы можете распечатать на обычной бумаге).

Скачать для самостоятельного распечатывания (скрипичный и басовый ключ) нотные карточки — « Карточки для запоминания нот»

Обязательно обратите внимание на расположение второй стороны листа (надпись « верх листа» с обеих сторон листа должна быть сверху) После распечатывания разрежьте по указанным линиям.

Набор карточек для запоминания нот (только Скрипичный ключ, в упаковке, офсетная печать на плотной каландрированной бумаге) можно заказать на сайте или купить в магазине « Ноты» (Тверской бульвар д.9).

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

МКОУ ДО «Солнцевская детская школа искусств»

Дидактический (наглядный) материал к учебному предмету «Сольфеджио» по темам «Знакомство с нотами», «Длительности»

в помощь учащимся 1 класса, обучающимся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

Составитель - Беликова Екатерина Александровна, преподаватель

I квалификационной категории МКОУ ДО «Солнцевская ДШИ»

2017 г.

Пояснительная записка

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих способностей учащихся, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

К сожалению, эта дисциплина по-прежнему считается предметом скучным, сложным. Чего скрывать, дети не любят данный предмет и с неохотой посещают занятия и как следствие не усваивают знания, заложенные в программе. Выйти из сложившейся ситуации можно, если применять на занятиях сольфеджио такие формы и методы работы, которые стимулировали бы развитие интереса к предмету. От педагога, прежде всего, зависит, смогут ли учащиеся полюбить предмет, заинтересоваться его содержанием, усвоить программу.

Целью разработки данного дидактического (наглядного) материала является помощь обучающимся в изучении и запоминании расположения нот на нотном стане, различия длительностей, их запись, развитие музыкальных способностей. Материал предназначен для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», поступивших в детскую школу искусств в возрасте шесть лет шесть месяцев, т.е. для младших школьников.

Младший школьный возраст – это начало школьной жизни. Данный возраст характеризуется высокой активностью детей, быстрой сменой внимания, его неустойчивостью, он все еще сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность. С поступлением ребенка в школу на смену игры постепенно приходит другой вид деятельности - учение, хотя и игра продолжает занимать в жизни младшего школьника важное место. Многие из детей, которые только поступили в общеобразовательную школу, еще не умеют читать и писать, что ещё усложняет процесс изучения предмета «Сольфеджио».

Для развития детей этого возраста важно внедрить в учебно-педагогический процесс знания, умения по данной дисциплине и применить их на практике, учитывая особенности каждого ребёнка. В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять материал и усвоить его. Музыкальная деятельность предполагает использование огромных возможностей для получения первоначальных музыкальных навыков с помощью создания игровых ситуаций.

В младшем школьном возрасте память имеет наглядно-образный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который вызывает у них интерес, преподнесенный в игровой форме, с использованием ярких наглядных пособий. Поэтому от правильно и грамотно выстроенной работы преподавателя зависит, смогут ли учащиеся усвоить теоретический материал. Для преподавателя важно научить детей переключаться с одного задания на другое, не теряя смысла.

Знание возрастных особенностей младших школьников способствует выбору форм и методов учебно-воспитательной деятельности и работы с детьми. Опыт преподавания данной дисциплины показал необходимость использования дидактического материала в работе с разными возрастными категориями детей для лучшего усвоения и понимания теоретического материала и практического его использования.

Материал выстроен в соответствии с содержанием программы по учебному предмету «Сольфеджио» для 1 класса и предназначен для знакомства с основами нотной грамоты, длительностями, паузами. Для работы предусмотрены задания, взятые из рабочей тетради для 1 класса Калининой Г.Ф., ребусы, разработанные Кутушевой Э.В., карточки, таблицы, схемы, которые помогут учащимся лучше ориентироваться в нотной грамоте, различать длительности, запомнить расположение нот на нотном стане и на клавиатуре.

Данная разработка будет полезна преподавателям теоретических дисциплин. На основе этого материала они могут разработать любой другой по разным темам, например, вызывающим осложнения в изучении какого-либо материала, усовершенствовать его и использовать в своей работе.

Карточки


Карточки




Поделиться