Примеры поддержания общественного порядка. Каково наказание за нарушение общественного порядка. Общественный порядок: понятие

Понятие общественного порядка

Любой человек осознанным или бессознательным образом в собственной деятельности руководствуется какими-либо правилами. Они выражаются в форме моделей, образцов, поведения. Все эти правила являются различными и по содержанию и способам возникновения, но объединяет их единая цель. Данные модели дают возможность предупреждения действий, разрушающих общественный порядок и правопорядок.

Определение 1

Итак, общественный порядок является сложившейся в обществе системой отношений меж людьми, правил взаимного общежития и поведения, которые урегулированы действующим законодательством, традициями и обычаями, а также нормами нравственного характера.

Сущность общественного порядка и его установление

Необходимость в установлении надлежащих условий жизнедеятельности обусловлена самой природой социума. Он имеет нужду в устойчивой, стабильной системе отношений, правилах, дисциплине, которые могут предотвращать эти правовые нарушения.

Общественный порядок не может существовать в мире, в котором царят безнаказанность, распущенность, безнравственность. В теории государства и права устанавливается, что для любого способа производства материальных благ потребуется укрепление социальных связей и взаимодействий. Без этого является немыслимой совместной и целеустремленной людская деятельность.

Понятие в доклассовом обществе предполагает наличие у людей некоторых обычаев и традиций. На основе их население входило во взаимные отношения, исполняло какую-либо деятельность. После образования частной собственности, подразделения труда, образования классовости обеспечение охраны общественного порядка реализуется при помощи юридических и моральных норм, которые установлены государством.

Общественный порядок сформирован из волевых взаимных отношений меж людьми, которые проявляются в их действиях и поведениях. Они выражаются в форме результата их осознанной деятельности. Политическая система и государство оказывают активное влияние на межчеловеческие отношения.

Организация общественного порядка играет роль одной из главных функций власти. Реализация данной задачи реализуется при помощи принятия определенных законов, контролирующих действий над их исполнением и соблюдением. Этим образом, общественный порядок в границах государства представляется социально-юридической категорией, основанной на отношениях меж людьми при следовании ими учрежденным моральным, нравственным, и иным нормам. Неприкосновенность данной системы гарантирована властью. Суть явления сформировала относительно устойчивые, необходимые, закономерные внутренние связи, присущие порядку, соединяющие все его элементы в единый комплекс.

Общественный порядок в форме системы социальных связей и отношений в законодательстве и литературе рассматривают в узком и широком смысле. В первом случае речь заходит о том, что учрежденные правила распространяются не на все имеющиеся взаимодействия, а лишь на их определенную часть. Необходимость этого разделения обуславливается разносторонностью и многообразием отношений меж людьми в любой определенной области, наличием особенных юридических норм, которые направлены на урегулирование таких связей.

Замечание 1

Кроме того, важно учесть и установленные законодательством разновидности ответственности за такие преступления. Общественный порядок невозможен, если государство не предусмотрело определенные инструменты урегулирования. Применять их уполномочены далеко не все властные институты. Для их использования образуются соответственные органы общественного порядка. Их полномочия, обязанности и возможности строгим образом регламентируются законом.

Совместно с этим в системе отведено особенное место и для граждан. В охране общественного порядка в какой-либо степени могут принимать участие все люди, которые проживают на территории государства. Но население не может обладать такими полномочиями, какими наделяются различные инстанции.

В такой связи охрана и безопасность общественного порядка людьми может реализовываться посредством соблюдения установленных в законодательстве предписаний и норм по обеспечению охраны общественного порядка.

Основные цели общественного порядка

Изучая общественный порядок в образе социально-юридической категории, важно отметить обусловленность системы людскими потребностями, удовлетворение которых совершается в процессии взаимного действия меж различными людьми. Отношения формируются в соответственных местах в процессе общения. Целью всей этой системы является обеспечение для жизни человека спокойной обстановки, нормальных условий для труда и отдыха, деятельности учреждений, организаций, инстанций, служб, властных институтов.

Волевой элемент общественного порядка

Он проявлен в поведении лиц, принимающих участие в процессе охраны общественного порядка, его образовании, поддержании. Волевые человеческие акты, принимая роль функции его психики, обладают тесной связью с реальностью, находясь в зависимости от действительности. Какие-либо действия, совершаемые индивидом в сфере общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым требованиям законом. В связи с этим происходит укрепление социального положения в государстве. Человеческое поведение может находить противоречия устанавливаемым нормам. В таком случае его действия при конкретных обстоятельствах могут быть расценены как преступления, направляемые против общественного порядка.

Нормы, действующие в области общественных отношений, могут координировать поведение граждан путем:

  1. Установления запретов на совершение действий, которые вызывают для социума негативные последствия.
  2. Установления правил, предписывающих должное или возможное людское поведение.
  3. Выделения компетенции и урегулирования деятельности уполномоченных субъектов на охрану порядка.
  4. Учреждения ответственности за несоблюдение запретов и предписаний.

Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова общественный порядок - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

По мнению И.Н. Даньшина, общественный порядок - «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Серегин А.В. характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».

Веремеенко И.И. считает, что общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

Сущность управления в сфере общественного порядка сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места. То есть это места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится. «Следовательно, отмечает И.И. Веремеенко, специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, видимо, и является для законодателя тем первым признаком, ориентируясь на который, он выделяет эти отношения в относительно обособленную группу, именуемую в праве общественным порядком» .

Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию РФ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (см., например, гл. 20 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность») Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах МВД РФ, законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Отношения в рассматриваемой сфере регулируются общепринятыми в обществе правилами общежития, нормами морали, обычаями и др. Они возлагают на граждан выполнение нравственных обязанностей в сфере общественного порядка, являются важными средствами предупреждения антиобщественного поведения. Нормы морали устанавливают меры общественного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка.

Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли социальных групп, классов, государства). Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волю «можно определить как психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».

В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

Носителями общественной воли являются классы, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования. Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью. Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы:

1) Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Они наиболее многочисленны. Эти нормы устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка, а также на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения ее пределов (ст. 2.7 КоАП РФ). Граждане могут также обращаться в соответствующие органы с критикой. Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. «Охраняя общественный порядок, дружинники следят за тем, чтобы все граждане соблюдали правила поведения в общественных местах. Эти правила устанавливаются законами, постановлениями правительства, нормативными актами других компетентных государственных органов».

Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах, специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка и общественной безопасности (см. гл. 20 КоАП РФ).

Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка и общественной безопасности устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности (нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.)

2) Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности, обязанности и права органов внутренних дел, полиции (ранее - милиции) и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и борьбе с преступностью, полномочия работников полиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

3) Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

общественный порядок безопасность государство

Законность соотносится с однопорядковыми явлениями: общественным порядком, правопорядком.

Общественный порядок представляет собой систему упорядоченных стабильных общественных отношений, сложившихся под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок - это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.

Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой - состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 У К предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность - цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

35.Проблема укрепления законности и правопорядка в России.

Анализ современного состояния законности показывает, что среди широких слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает настоятельная потребность в эффективном механизме осуществления требований законности. Его создание и совершенствование относится к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в стране и формирования правового государства. Для этого требуется последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.

1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.

2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.

3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.

4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.

Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.

Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.

На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.

2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.

3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».

4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

Подводя итог сказанному, еще раз отмечу следующее. При всей своей единой сущности законность в различные периоды, в различных социальных условиях заметно отличалась по своему объему и характеру. Таким образом, содержание законности не одинаково проявляется как конкретно-исторический срез эпохи. Она провозглашается, зачастую получая фиксацию в конституциях и других нормативных правовых актах, в качестве принципа, требования, обращенного обычно ко всем участникам общественных отношений.

Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако это не совсем верно, так как законность это лишь условие правопорядка, его основой выступает право.

Общественный порядок нетождественен правопорядку, хотя эти понятия близки. Общественный порядок, как и правопорядок, характеризуется определенным уровнем организованности, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и всех иных социальных норм – морали, обычаев, корпоративных норм и т.д. Из этого следует, что правопорядок является частью общественного порядка.

Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Правопорядок представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, возникающее в результате реализации правовых норм на основе законности.

Понятие правопорядка может быть использовано в двух значениях :

1) инструментально-дескриптивном, когда независимо от степени реализации законности дефиницией отражается установившийся в стране в ходе правового регулирования общественных отношений порядок;

2) в концептуальном – как упорядочивающая идея, происходит ее описание в результате осмысленной целенаправленной деятельности в соответствии с законностью. Такой правопорядок лишь отражает стремление к достижению поставленной цели. Он может существовать в обществе в виде некоего образца и, как правило, зафиксирован в различных нормативных актах в смысле искомой системы норм, конституционных начал. В этом случае имеется в виду и применяется не только термин «правовой порядок», но и «конституционный строй».

В связи с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный признак также может быть различным:

по масштабности можно выделить правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, других структур – региона, города, организации;

по объему и значимости – общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;

по характеру отношений – конституционный, судебный, административный, финансовый;

по сложности – сложный, упрощенный, элементарный;

по степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, обыкновений, моральных принципов).

Признаки правопорядка :

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественных отношений;

Это порядок, предусмотренный нормами права;

Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования;

Он обеспечивается государством.

Правопорядок – это фактическое состояние урегулированных правом отношений. Модель правопорядка заложена в предписаниях правовых норм, пути построения правопорядка воплощены в реализации принципов и требований законности. В отличие от всех этих явлений правопорядок обладает наименьшей степенью абстракции, это реальная, фактическая характеристика общества.

Принципы правопорядка :

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов.

Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими охранительными органами.

Единство . Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.

Общественный порядок

Общественный порядок - сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, регулируемых действующим законодательством , обычаями и традициями, а также нравственными нормами.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

Охрана общественного порядка

Охраной общественного порядка занимаются полиция и другие правоохранительные органы .

К охране общественного порядка привлекаются и другие структуры: таможня , органы государственной безопасности, пожарные , судебные исполнители, лесники , частная охрана и т. д., а в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, охрану общественного порядка осуществляют и органы местного самоуправления

Литература

  • Алексушин Г.В. История правоохранительных органов. Самара : Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», .
  • Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. Историяpuka правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Общественный порядок" в других словарях:

    Общественный порядок - реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций). Это такой порядок отношений в… …

    Политическое устройство, государственное устройство, режим, система, строй Словарь русских синонимов. общественный порядок сущ., кол во синонимов: 5 государственное устройство … Словарь синонимов

    Общественный порядок - см. Правопорядок … Энциклопедия права

    Общественный порядок - система отношений, которые складываются в результате соблюдения и исполнения норм и правил, регулирующих поведение людей в общественных местах … Административное право. Словарь-справочник

    Общественный порядок - см. Правопорядок … Большой юридический словарь

    Общественный порядок - это морально правовое состояние общества, при котором компетентные органы исполнительной власти путем полицейского надзора обеспечивают безопасность и правомерное поведение граждан в общественных местах, свободное использование ими своих прав и… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    Толпы психология и общественный порядок - Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Государство и общественный порядок - Имена существительные ГОСУДА/РСТВО, страна/, ца/рство, офиц. держа/ва. Страна, объединённая общностью территории, государственной символики, государственного языка (или языков), имеющая единую денежную систему, единую армию и т. д., во… … Словарь синонимов русского языка

    Общественный правопорядок - состояние упорядоченности общественных отношений, характеризующееся эффективной их охраной, обеспечением обстановки спокойствия и режима правомерности поведения граждан в общественных местах, а также созданием нормальных условий для их труда и… … Элементарные начала общей теории права

    Прил., употр. часто 1. Общественным называют то, что связано с человеческим обществом, его организацией, структурой, функционированием и т. п. Общественный строй. | Общественный кризис. | Законы общественного развития. | Тюрьма как общественный… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Библиотека всемирной литературы , Жан-Жак Руссо. Книга Руссо - манифест свободы чувства; подлинный манифест, в котором записаны золотые слова: «Пусть же люди занимают положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, - вот…


Поделиться