Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии). Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право Мероприятие по правовому воспитанию подростков

Конспект мероприятия по правовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Права и обязанности детей».

Подготовила Самойленко Наталия Михайловна,

Воспитатель высшей квалификационной категории.

г. Будённовск 2017

Цель: Развивать интерес дошкольников к изучению правовых вопросов, показать единство прав и обязанностей.

Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.

Ход мероприятия.

Ребёнок . (Читает книгу «Конвенция о правах ребёнка»). Ребята, вот это да! Оказывается у нас, детей, тоже есть права.

Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился - ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки, права на озорных друзей.

Права на игры и желанья, права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех.

Права на улице гулять, права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев, права заботиться о всех.

Но есть один большой урок - во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой и уважать права других! (Матюхина Рината)

(Входит Баба Яга).

Баба Яга. Дай – ка, посмотреть. (Читает по слогам) Кон – вен –ци – я о пра – вах ре – бён – ка. Ой –ой –ой! Выросли, умные какие стали. Маленькие ещё такие книги читать и о правах своих заявлять!

Воспитатель. Бабушка Яга, мы с тобой не согласны. В «Конвенции о правах ребёнка», сказано, что каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. А еще прописано, что уже при рождении ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Баба Яга. Имя? Зачем малышам имя? Все дети маленькие, их и отличить – то сложно.

Воспитатель. С именем человек рождается, оно даёт ключик к его характеру, приносит удачу. «По имени – и житие» - гласит пословица. Каждое имя что – то обозначает. Давай поближе познакомимся с нашими ребятами.

Игра «Моё имя».

( Дети передают по кругу мяч. Тот у кого мяч, называет своё имя, рассказывает, что оно обозначает. Александр – защитник, Галина – спокойная, Ирина – несущая мир, Марина – морская, Юрий – земледелец, Юлия – пушистая и т.д.)

Баба Яга. Так и быть, согласна. Есть такое право у детей – право на имя!

Будь всегда достоин имени своего.

Будь справедлив и спокоен, с честью носи его!

Ох и проголодалась же я. Сейчас выберу самого толстого, самого упитанного ребёночка и съем.

Воспитатель. Хитрая ты, бабушка, сначала попробуй догнать ребят.

Подвижная игра «Бабка Ешка, костяная ножка».

Воспитатель. Бабушка Яга, право на полноценное питание есть у всех, только не нужно кушать наших ребят. Коль ты проголодалась, мы тебя угостим.

Хороводная игра «К нам гости пришли».

Баба Яга. Такие маленькие, а уже столько прав.

Воспитатель. И все эти права записаны вот в этом документе «Конвенция о правах ребенка». Ребята, расскажем бабушке, какие еще права у нас есть.

(Ответы детей). Молодцы! У детей есть право на воспитание в семье, право на личную жизнь, право на образование, право на отдых и досуг.

Баба Яга. (Падает). Ой, довели старуху. Голова моя заболела и вся я заболела.

Воспитатель. Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач!

Мы тебе поможем. Все люди имеют право на охрану здоровья, на бесплатную медицинскую помощь. (Зовём на помощь медицинского работника детского сада, он проводит осмотр бабушки. По окончании осмотра выносит решение – бабушка абсолютно здорова).

Медсестра. Здоровье нужно беречь. Солнце воздух и вода – наши верные друзья! Необходимо обязательно соблюдать режим, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Баба Яга. Я хочу здоровой быть – буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой. Буду сильной, крепкой!

Ритмическая гимнастика.

(По выбору музыкального работника).

Воспитатель. А ещё наши дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на любовь и защиту своих близких. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Зачем люди создают семью? (Ответы детей). Правильно люди создают семью, чтобы вместе жить, поддерживать друг друга, растить детей.

Ребёнок . Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Мы все очень разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей. Вот почему ты, бабушка, такая злая бываешь? Наверное, никто тебя не любит. Никто о тебе не заботится. Отныне мы будем о тебе заботится. Мы принимаем тебя в члены нашей большой, дружной семьи. Давайте подарим бабушке теплоту своих сердец.

Песня про доброту.

(По выбору музыкального руководителя).

Ребёнок.

В жизни можно по-разному жить, в горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать, вовремя делать гадости.

А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.

(Сергей Островой).

Воспитатель . И главное, у ребят есть много разных прав, но не бывает прав без обязанностей. У каждого человека есть обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Баба Яга. А ну – ка, назовите мне свои обязанности.

Игра «Права - обязанности».

(Ребята находят с помощью сюжетных картинок соотношение прав и обязанностей. Свой выбор аргументируют. Право на медицинскую помощь порождает обязанность вести здоровый образ жизни, право на любовь и заботу близких – порождает обязанность заботиться о них, и т.д.)

Воспитатель. Ребята, запомните основные правила:

    Недостаточно написать права на бумаге, надо, чтобы сам человек научился их защищать.

    Права действительны только в том случае, если они не нарушают права других.

    Каждое право порождает обязанность.

Баба Яга.

Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте, хорошими людьми вырастайте!

Воспитатель. Ребята, давайте создадим книгу о правах и обязанностях, бабушке Яге её подарим.

(Ребята с помощью рисунка изображают права и обязанности. Листы скрепляют. Полученную книгу дарят бабушке Яге).

Баба Яга.

Ох и загостилась я в детском саду. Хорошо у вас! А у меня избушка не убрана, не топлена. Пора мне домой.

(Ребята прощаются с бабушкой Ягой, возвращаются в группу).

Литература.

    Антонов В. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.

    Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М., Сфера, 2009.

    Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

    Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.

    Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – М., Сфера, 2009

Интернет – ресурсы.

    http://talovskijdetskijsad4.uxp.ru/user-images/Слайд2_3.JPG .

Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии)

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп - необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.

Современные педагоги и теоретикиправильного воспитаниясчитают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются - формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • - Формирование терминологического аппарата;
  • - Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
  • - Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
  • - Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
  • - Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы.Подростковый период- наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников - формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Правовое воспитание молодежи - уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания - внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании - для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.

В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.

Методы правового воспитания

  • - Главный метод -- беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
  • - Использованиеделовой игрытребует знаний от педагога и учеников - интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
  • - Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
  • - Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы - формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа - необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

  • - Формирование знаний о главных видах правонарушений;
  • - Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;
  • - Формирование знаний о правах человека.

Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведенииё литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.

Выводы по главе 1

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у школьников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей школьного возраста.

Занятие 1 «Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»

Учебные вопросы:

1. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

2. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности.

3. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Первый учебный вопрос

. Понятия «защита населения в чрезвычайных ситуациях», «мероприятие по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях» .

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновении ЧС различного характера в мирное и военное время.

При этом под населением понимается все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией – все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС – это совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо задачи по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем. Они проводятся как в условиях повседневной деятельности, так и при угрозе ЧС и их возникновении.

Мероприятия, проводимые в процессе повседневной деятельности объектов экономики и территорий, имеют целью предупреждение ЧС и максимальное снижение ущерба и потерь при их возникновении. Заблаговременное их проведение позволяет компенсировать внезапность и скоротечность развития большинства ЧС, а отсюда – и крайне ограниченное время на организацию защиты населения.



С возникновением ЧС организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвидации ЧС, объем и содержание которых определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряжении соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

Риск и степень опасности могут быть существенно уменьшены за счет заблаговременного проведения комплекса организационных, инженерно-технических и медико-профилактических мероприятий, разработка которых осуществляется на основе данных Государственной экологической экспертизы и прогнозирования ЧС для конкретного региона.

Мероприятия по защите населения и территорий и ликвидация ЧС при их возникновении (в чрезвычайном режиме) организуется и проводится на основе выводов из оценки фактической обстановки в очаге ЧС и прогнозирования ее развития.

Второй учебный вопрос

. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности

I. Правовые мероприятия

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельности общества.

Правовые мероприятия включают разработку, принятие таких документов и руководство ими в своей деятельности органами исполнительной власти, органами управления РСЧС и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий.

К правовым документам относятся : 1. Законы РФ (субъектов РФ); 2. Указы Президента; 3. Постановления Правительства. 4. Руководящие документы территориальных органов исполнительной власти

Законы РФ: в первую очередь, такие важнейшие, как Законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», Кодексы законов по охране окружающей среды; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, директивы и указания в области защиты населения региональных, территориальных и местных органов РСЧС.

К нормативно-техническим документам , регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в ЧС (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанП и Н), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СН и П).

Санитарные нормы содержат требования по различным видам производственной и хозяйственной деятельности, требования к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почве), к качеству питания. В них оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать на людей.

Нормы радиационной безопасности регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергнуться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на загрязненной радиоактивными веществами местности и в быту.

Строительные нормы и правила устанавливают требования к строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность зданий и сооружений для людей и природной среды.

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС в «Законе о защите населения и территорий от ЧС» разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ст. 18 Граждане имеют право:

Ø на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

Ø в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти (органов местного самоуправления и организаций), предназначенное для защиты от ЧС;

Ø быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Ø обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Ø участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

Ø на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

Ø на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;

Ø на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;

Ø на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Ø на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Винницкая общеобразовательная школа

" Права и обязанности"

(для учащихся 5 класса)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

Мартыненко Лариса Викторовна,

учитель географии

2014 г.

Правовая игра с применением ИКТ

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

    Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

    формировать систему правовых знаний;

    способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

    развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

    на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

    помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

    развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

    формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

    Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.

    Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

    Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

    чистые листы бумаги,

    ручки, карандаши,

    отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

    карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия:

    Организационный момент - 2 мин.

    Объяснение нового материала – 10 минут.

    Проведение круглого стола -22 мин.

    Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни»-6 мин

    Подведение итогов урока- 5 мин.

Актуальность мероприятия:

    В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

    Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:

    «Изучаем Декларацию прав человека»; 5 класс

    «Права ребенка»; 5 класс

    «Твои права и сказочная страна»; 6 класс

    «Права и обязанности» « Прогулка по ПРАВОГРАДУ» 7 класс

Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

Что такое, например, право на жизнь?

У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

(слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)

Что я делал(а) сегодня

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Завтракал, обедал

Смотрел телевизор

Сходил в школу

Лечил зубы

право на отдых и досуг

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

Сходил в школу

Право на образование

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос . Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

Вопрос . Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

Вопрос . Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос . Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

Правильный ответ:

    Жизнь

    образование

    отдых

    досуг

    индивидуальность

    уважение

    заботу


Ситуация 7.
(слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос . Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Ситуация 8. (слайд 14)

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.

Вопрос . Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Станция 10. Задание для болельщиков:

придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни (ролик был создан учеником 9 класса, герои фильма – учащиеся школы №12).- 1 место в областном конкурсе творческих работ учащихся, номинация – видеоролик (государственно – правовой департамент Нижегородской области).

Игра. Я уважаю твое право

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломам, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!



Поделиться