«Правда» Раскольникова и «правда» Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание. “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) Две правды жизни преступление и наказание

“Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

I. Вступление

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники (“убийца и блудница”), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему

злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об “идее” Раскольникова подробнее см. план на тему “Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского “Преступление и наказание”.)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две “правды”. “Правда” Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что “Бог, Бог такого ужаса не допустит!”, на что Раскольников вполне резонно отвечает: “Других допускает же”. Но есть и “правда” Сони: она в том, что человек – не “вошь”, в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – “Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?” – Соня отвечает: “Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?”.

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на “правда” – с другой.

Глоссарий:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Другие работы по этой теме:

  1. Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге – ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова – источник и смысл жизни. Она сумела воскресить Раскольникова,...
  2. Для каждого романа характерно наличие множества различных героев. Роман Достоевского “Преступление и наказание” не стал исключением. Главным героем этого произведения является Родион Раскольников. Он изучает...
  3. Главный женский образ в романе “Преступление и наказание” – это конечно образ Сони. Она как бы является противоположностью Раскольникова. Раскольников делит людей на типы, а...
  4. 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер...
  5. ­Правда Сони Мармеладовой Роман “Преступление и наказание” был написан Ф. М. Достоевским на рубеже общественного излома. В социуме происходили непоправимые изменения – народ двигался в...
  6. Родион Романович Раскольников – главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей...
  7. Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное...
  8. Анализируемый эпизод является очень важным в романе “Преступление и наказание”: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони. Чтение легенды о...
  9. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и...
  10. По роману “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказа­ние” - глубоко философский и психологический анализ жизни совре­менной писателю России. Будучи глубоко религиозным...

.
“Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)

Раскольников деятельный и по природе добрый человек. Он не может видеть несчастья и горя без того, чтобы не вмешаться, чтобы не помочь. По горло погруженный в круг обуревавших его проблем, потрясенный содеянным убийством, он, тем не менее, не может бросить тех, кто дошел до грани, за которой уже прекращается всякая возможность человеческого существования. А практическая помощь страждущему подымает на поверхность все самые добрые, самые радостные таящиеся в нем чувства. Как только он видит, что может стать спасителем сомнения и колебания оставляют его, поэтому Дуня поняла его отношение к Соне, Дуня не погнушалась Соней, она «откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном», чем даже испугала понимавшую свое положение девушку.

Раскольников понял «ненасытимое сострадание» Сони и сам пережил его в который раз, быть может, еще сильнее, чем Соня, потому что, Соня сосредоточивалась больше на своих близких, а Раскольников – и на близких, и на дальних.

Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет, и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит о Соне, о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.

Не позорная профессия делает Соню великой грешницей – к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, – а напрасность ее жертвы и ее подвига.

Мучения Сони, концентрирующие в себе все мучения человеческие, Евангелие, обетование царства божия на земле напрягли всю гордыню Раскольникова, всю его неслыханную деспотическую веру в свою миссию. Как все пророки и вожди, он может попасть в руки закона; тогда он будет заточен в темницу, окован, быть может, казнен при ликовании той самой дрожащей твари, того самого муравейника, для счастья которого он опоясался мечом и выступил в свой поход. Но тогда останется его завет, который впоследствии поймет и Соня. Но если он избегнет опасности, целым и невредимым выйдет из львиного рта, тогда он придет к Соне, поведет ее с собой, как подругу и союзницу, возьмет на себя всю ответственность и все страдания, в том числе и за убийство Лизаветы.

«ПРАВДА» СОНЕЧКИ

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет. Соня – клеточка мира, она «процент», следствие. Однако если бы она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катится положенный в собственническом обществе этот процент. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.

Однако Достоевский писал не «физиологический» очерк и не «физиологическую» повесть. Он создавал роман, в котором Соня выступает не только как фаталистическое следствие, но и наделена элементом свободы.

Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню, поэтому нашел и в Соне, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, решений, действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Ремесло свое Соня «избрала» поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно.

Несмотря на все, Соня сама по себе остается в добре, зло относится к миру, Соня совершает подвиг любви, мир коснеет в «грехе». Соня жертвует собой во имя любви к близким, и подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том, что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие пакость и позор. Вот как, например, рассуждал Писарев: «Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении человек научается понимать выразительную пословицу: куда не кинь, все клин. К такому положению оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. То, что при обыкновенных условиях было бы священною обязанностью, начинает казаться человеку, попавшему в исключительное положение, презренным малодушием или даже явным преступлением; то, что при обыкновенных условиях возбудило бы в человеке ужас и отвращение, начинает казаться ему необходимым шагом или геройским подвигом, когда он находится под гнетом своего исключительного положения. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, теряет способность решать нравственные вопросы так, как они решаются огромным большинством его современников и соотечественников, но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать такое ощущение, как будто он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы. Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благословение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязною потаскушкою, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушною героинею, принявшей с спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна принять за голос совести – тот ли, который ее говорил: «сиди дома и терпи до конца; умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», – или тот, который говорил: «не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю, во что бы то ни стало?»

Достоевский не удовлетворялся «дурной диалектикой» добра и зла, вечным колебанием между «богом» и «дьяволом». Автор видел, что жизнь так устроена, что в ней трудно или даже невозможно следовать только добру и всегда избегать зла. Соня, как тот святой, который, согревая своим телом прокаженного, сам не заражался, не становилась порочной. И пусть не говорят и не пишут, что нравственность Сони – это нравственность христианская.

Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать «грешить», не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти свою семью.

Самоотверженность Сони носит социально-активный характер. Соня для Родиона не только пример несправедливого мира сего, но и пример активной борьбы за спасение погибающих.

Интересно, что Соня сама, по своей воле, пошла на панель, и так же сама, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, но пришла к выводу, что самоубийство в ее положении было бы слишком эгоистическим выходом.

Первоначально трудно даже предположить, какие огромные и активные силы таятся в Соне. В приниженном существе вдруг обнаруживается в глубине твердый орешек. Соня поражена, но в ней нет ничего похожего на то, что испытывает ищущий помощи, установив, что напрасно надеялся. Наоборот, в Соне шевельнулось и удивление, и желание разобраться, и еще большая симпатия, и сила для того, чтобы ответить душевным движением на душевное движение другого человека.

Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову. Родион потому и смог признаться Соне в убийствах, что любил ее и знал, что и она его любит. Только для них любовь – это не поединок страсти между мужчиной и женщиной и не поединок двух характеров, а поединок двух отверженных, сведенных судьбой в единый «предвечный» союз и выбирающих, каким путем идти к общей верховной цели – поединок двух правд.

Вера Сони в бога и чудо – это не механическая и инертная вера господствующей церкви, она требует немедленных дел. Хотя важно отметить, что девушка равнодушна к обрядовой стороне религии, к духовенству, к канонам. Инстинктивно, неосознанно, может быть, но очень последовательно предает она первенствующее значение практике, добрым делам, нравственной поддержке, немедленной помощи нуждающимся, а не формальной стороне религии.

Раскольникову ничем не обоснованная вера Сони кажется чуть ли не умопомешательством, манией.

Чтение Евангелия продиктовано двумя разными намерениями – Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы обратить Раскольникова, чтобы пробудить в нем веру в предлагаемый ею исход, Раскольников просит читать, чтобы укрепиться в своей правоте, чтобы заставить Соню уверовать в себя, как иудеи уверовали в Иисуса. Но у него не получилось. Вместо раздавленной, лишенной активности жертвы Раскольников вдруг увидел воительницу, объятую суровым энергическим чувством. В Соне есть потребность не только врачевать раны и бедствия, она готова проповедовать, убеждать и переубеждать. Девушка чувствует и видит, что Родион несчастен, и хочет ему помочь. Перед ней раскрывается его внутренний мир. Инородная нравственная природа не отталкивает ее. Активное сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить и воскресить его. С беззаветной и наивной целеустремленностью, порожденной религиозными упованиями и женской преданностью, Соня делает все, чтобы обратить Раскольникова, вырвать его из греха, спасти.

Великие романы Ф.М. Достоевского имеют философский характер. Они написаны в форме рассуждений героев, которые настолько срастаются со своими идеями, одержимы ими, что эти идеи становятся их «второй натурой». На мой взгляд, цель всех произведений писателя – найти правду жизни, идеал человека. Такие психологические искания были свойственны людям в тот период, когда в России «все переворотилось» (слова Л.Н. Толстого).

Этим вниманием к противоречивой сущности человека Достоевский превосходит многих художников слова. Трагизм исканий подчеркивается тем, что спор между героями никогда не кончается победой одного или поражением другого. Достоевский заостряет внимание на том, что вопрос о смысле жизни человека, об идеале всегда остается открытым.

Как два встречных потока предстают в романе Родион Раскольников и Соня Мармеладова. И каждый из них оказывается нужным другому. Соня укоряет Раскольникова за высокомерие к людям, а он помогает ей, этой кроткой душе, исполниться мужеством презрения к таким, как Лужин. Однако к осознанию этого герои приходят не сразу, преодолевая острые противоречия.

Первоначально Раскольников считает, что пришел к Соне, чтобы пробудить в «безропотной» душе гордость, вызвать у нее протест. Этим герой и оправдывает себя. На самом же деле он приходит к Сонечке Мармеладовой «сложить хоть часть своих мук» – все рассказать о своем преступлении. Но истинное его страдание заключается отнюдь не в том, что он убийца.

Образ старухи-процентщицы вызывает в нем одну лишь гадливость. Раскольников мучается «идеей убийства» и ищет у Сони подтверждения права на убийство во имя справедливости, во имя сочувствия к людям. Одновременно в герое бьется мысль: «А не поступаю ли я подло? Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?» Ему вдруг становится стыдно за себя, за желание переложить свои заботы, угрызения совести, вызванные уязвленным самолюбием, на чужие плечи. И тут подхватывает Раскольникова другое, странное необъяснимое чувство, «что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно».

В одном из разговоров Раскольников спрашивает Сонечку напрямик: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Соня с отвращением отводит этот вопрос, ссылаясь на неисповедимость Божьего промысла. Но этим не успокоить душевной боли Родиона Раскольникова, Здесь Достоевский ставит проблему: почему страдает человек и где оправдание этому страданию?

Сонечка оправдывает свои страдания прежде всего тем, что она спасает жизнь родным. Кроме того, Соня верит в бессмертие. И тут писатель затрагивает еще один важнейший вопрос: если есть бессмертие, следовательно, Бог существует? Однако, если есть Бог, то как он мог допустить слезы ребенка, все это море страдания человеческого?

Для Раскольникова это невозможно, поэтому все бессмысленно, а, значит, – и все дозволено. По его теории, человек – сам Бог. Однако без высшей Правды, без Бога, без морального критерия оценки человеческих поступков становится, по словам Мармеладова, «слишком зверино».

Вот в этой обстановке, когда столько горя и нет сил помочь всем, всех утешить, Соня и Раскольников задают один и тот же вопрос: «Что же делать?» И каждый отвечает на него по-своему.Раскольников считает, что н

Ужно взять «свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и всем муравейником! Вот удел!» Но обстоятельства, приведшие к такому выводу, оправдывают его. Герой хочет мстить за горе обездоленных – это уже схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости», когда «одно крошечное преступление» загладится «тысячью добрых дел».

Казалось бы, всей логикой романа Достоевский как бы старается доказать, что нельзя делать добро, минуя преступление: из-за матери и сестры, во имя боли за обиженных, Раскольников решается преступить моральную черту и убить. Во имя любви к брату Дунечка решается на брак с негодяем Лужиным, а Сонечка Мармеладова для спасения семьи растаптывает свою жизнь…

Однако есть еще один довод, приводящий преступника к преступлению – внутренний, который живет в нем самом: в его гордости, в чаянии проверить на себе, «Наполеон я или нет». Даже в статье Раскольникова главная мысль – «могу ли я совершить так называемое преступление, впрочем, во имя благой цели?» Он как бы сам заражается царящими вокруг него произволом и бесчинствами: дай и я попробую… Но сколько ненависти в его душе именно к таким властителям, легко шагающим через трупы людей!

Итак, три момента важны в правде жизни Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них; эгоистический – когда «все позволено» и можно испытать, не «тварь ли я дрожащая»; и, наконец, самоказнь – когда оказалось, что «не выдержал».

Соня – жертва мира Лужиных и Свидригайловых, вместе с тем, она – новая Христова совесть Раскольникова; она сама защиты не требует, хотя в ней нуждается. Эта героиня – воплощение страданий и смирения, пример совсем иного ответа на зло.

Раскольников первой именно Соне, а не кому-то другому, признается в своем преступлении, хотя она не может безропотно принять его исповедь. Это доказывает, что ее правда жизни притягательна. Соня отвергает путь гордыни крови и заклинает Раскольникова покаяться и искупить грех. Она выводит героя «из мрака заблужденья», вырастает в громадную фигуру смирения, страдания и добра, когда само общество заблудилось в «трихинах» античеловеческих.

Раскольников идет на убийство во имя справедливости, во имя ненависти к Лужину, во имя мести за горе страждущих. Однако детский испуг Лизаветы, ее невинная смерть – страшное отрицание своеволия Раскольникова, решившего вмешаться в Промысел Божий. Тот же детский испуг – на лице страдалицы Сонечки. Перед лицом любви, детского протеста чистой души женщины в сердце Раскольникова оживает такое же детски непосредственное, простое и немудрое, а в этом – конец его бунта.

Однако нельзя однозначно сказать, что Сонина правда жизни победила. Думаю, невозможно разделить эти две правды. В конечном счете, они одинаковы, различны только средства достижения. Основная их мысль высоконравственна: восстановление погибшего человека, задавленного гнетом обстоятельств; вернуть человеку то, что у него отняло несправедливое общество; выправить искореженную душу.

К этому «восстановлению» присоединяется восстановление особое, религиозное, которое можно рассматривать шире – как «наполнение» человека новой моралью, чувством христианского смирения. Поэтому Раскольников и просит Соню почитать ему Евангелие…

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек – не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» - с другой.

Здесь искали:

  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Соня Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон. Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения. Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами. Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос - кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо­брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби­мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео­рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно - и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон - предосте­режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон - повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело - спасает девочку, другой - совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра­дание, добро, благожелательность, при отречении от нее - отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он - «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык­новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» - для Расколь­никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз­можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди - мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна­жены для боли - и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она - вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро­умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове­дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз­нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со­мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер­шенное преступление должно было бы сблизить Расколь­никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена­видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея­лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) - к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те­перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те­перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его - каторжане - смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши­бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно - себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен­ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен­ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес­кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи­лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей­ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс­ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы­ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До­стоевского - борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи­ческим произведением.



Поделиться