Отношение православной церкви к суевериям. Бытовые суеверия: почему в них верят, отношение православной церкви. Что такое суеверие


I. ЧТО ЕСТЬ СУЕВЕРИЕ ?

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова "суеверие":
"Суеверие - предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего". "Предрассудок (там же) - ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь".

Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие - это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).

2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ
Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую - совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.
Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:

  • Черные коты приносят удачу и достаток. - Английское поверье.
  • В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. - Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
  • Черный кот на крыльце - достаток в доме. - Шотландская примета.
  • Остерегайтесь людей, которые не любят котов. - Ирландская пословица.
  • Дом без кота или собаки - это дом скряги. - Португальская пословица.
  • Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость. - Надпись на древних могилах.
  • Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. - Старая английская пословица.
  • Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. - Поверье моряков.
  • Если черная кошка чихнет недалеко от невесты - молодым счастье. - Английское поверье.
  • Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию. - Русское народное поверье
  • Козерог с 22 декабря по 20 января. Талисман: черный кот, дьявол. - Современная книга по астрологии "Звезды и судьбы".
  • Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.

Такая противоречивость в толковании тех или иных примет свидетельствует о том, что всё это ни что иное, как обыкновенные человеческие суеверия и предрассудки, недостойные нашего внимания, и уж тем более - нашего поклонения. Ведь страх перед суевериями, в которые мы верим, является ничем иным, как одной из форм поклонения.


3. ИСТОЧНИК СЕГОДНЯШНИХ СУЕВЕРИЙ

 Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия)

 Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам)

 Страх перед непознанным.

 Страх смерти

 Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.

Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.

4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:

Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими , а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому

Вопрос-ответ о приметах


"Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут
возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении
религиозные основания или это суеверие в чистом виде?" - Александр.

"Уважаемый Александр! То, что вы описали - чистой воды суеверие!
Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние -
ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть... Зато плевать
через левое плечо - сколько душе угодно... Суеверие - это признак духовного
несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
со стороны людей, считающих себя христианами". - Источник: Интернет


II. СУЕВЕРИЯ ИЛИ ВЕРА?

Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают "дополнять" веру суевериями.

Одни суеверия - являются очевидными и всем известными (вера в приметы).

Другие примеры суеверий - не так очевидны. Пример такого суеверия - "погоня за чудесами". Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.

Ещё один типичный пример церковных суеверий - преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди "не убий", совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.

Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа - братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.

III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ

Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.

Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум - посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ

1. Определение терминов:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слову "примета":
"Примета - отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. - Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. - Например, дурная примета".

Итак, примета может быть:

 отличительным свойством чего-то или кого-то, или

 предвестием чего-то.

Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) - наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) - по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…

Человек - существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными "приметами" будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) - "встречаем по одёжке".



2. В Библии мы находим советы Бога о том, как пользоваться приметами для того,

чтобы распознавать людей и события (времена):

А. Приметы дня…
Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Б. По плодам их узнаете их…
Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их .

1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения .

В. Приметы конца света:

Матфея 24:3-35 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
Тогда, если кто скажет вам: "вот, здесь Христос, или там", - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Заключение: Истинно верующий человек отличается от просто религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово - единственное, что достойно нашей веры и поклонения.

Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера - суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?

Что такое суеверие

Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».

Православная церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души

Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир - но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.

Важно! Это говорит о том, что человек в своей жизни обязательно ищет какую-то духовную опору. Не открыв для себя Истинного Бога, такую опору можно найти в суевериях.

Суеверия всегда субъективны и надуманны. Так, если человек где-то вдруг услышал, что в пятницу 13-го числа с ним может произойти неудача, он будет этого опасаться. И если представить, что нечто нехорошее с ним действительно произойдет (что произошло бы, даже если бы пятница припала на любое другое число месяца), то человек сразу же свяжет это событие с датой. И, скорее всего, в следующий раз, когда календарь вновь «порадует» его несчастливой пятницей, человек уже будет настроен на неприятности.

Читайте о приметах:

При этом важно, что отсутствие подтверждения суеверию вовсе не приводит к ослаблению веры в него. Психолог Корнельского университета Томас Гилович в своих исследованиях отмечает, что отсутствие ожидаемого эффекта (как плохого, так и хорошего) человеком, верящим в примету, просто игнорируется. Это значит, что если в «плохую» пятницу ничего плохого не случилось - человек не перестанет верить в негатив этого дня. Но если действительно была неудача - в причинно-следственных связях с датой не останется и сомнения.

Можно привести такой аргумент - ну что плохого в том, если человек верит в помощь какой-то вещи (например, амулета), или какого-то действия (например, постучать по дереву), если ему от этого становится психологически легче и спокойнее. На первый взгляд, так и есть. Но на самом деле, углубляясь в суеверия и приметы, человек сам себе отодвигает от Бога.

Православие учит, что ничего в жизни человека не происходит просто так, без Божьей воли. Именно Господь посылает нам все блага, а иногда и трудности, для нашего же духовного роста. Что же происходит, если человек начинает верить в какие-то мистические свойства предметов или внешних действий? Он тем самым отвергает тот факт, что происходящее в его жизни зависит от Бога.

Вторым важным моментом становится постоянная зацикленность на внешнем, на форме. Суеверный человек постоянно думает, какие действия ему нужно или не нужно совершить, совершенно забывая о глубокой внутренней наполненности жизни. Формальные правила выполнить гораздо проще, чем вести сложную и кропотливую работу над своей душой, вот человек и идет по пути наименьшего сопротивления.

Часто предметом суеверий становятся вопросы духовной жизни христианина

На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.

Важно! Любые суеверия, приметы, магия, оккультизм - пути, полностью противоположные христианству. Если православный христианин видит в себе их зачатки, нужно сразу же исповедовать этот грех и попросить у Господа помощи его истребить.

Самые распространенные суеверия и их безосновательность

Ниже приведем перечень десяти самых известных и почитаемых в народе суеверий и попытаемся объяснить, почему они являются глупостью. Следует заметить, что рассмотреть все популярные приметы невозможно - их в народе огромное количество, к тому же в различных регионах принято почитать «свои» суеверия. Тем не менее есть поверья, которые знакомы с детства буквально каждому.

  • Пятница, 13-е. Считается, что совпадение этого дня недели с тринадцатым днем месяца непременно грозит неудачами и бедами. В этот день не рекомендуется начинать важных дел, планировать встречи, принимать судьбоносные решения. Многие застройщики в нумерации квартир или офисов избегают использования числа 13 (как и числа 666) , что еще раз доказывает глубокое почитание этого поверья в народе.

Есть множество теорий, которые объясняют «несчастливость» числа 13. Так, согласно одной из них, апостол Иуда был 13-м человеком на Тайной Вечери и после предал Христа.

В оккультизме и сатанизме число 13 используется как дьявольский знак. На шабаш принято собирать именно такое количество ведьм, расставлять 13 свечей и так далее.

Скандинавская мифология повествует нам о двенадцати богах, которые мирно правили миром, пока не пришел тринадцатый бог Локи и не убил всех. Также считалось, что древние виселицы имели именно 13 оборотов веревки на петле, а к месту казни вели именно 13 ступеней. Конечно, достоверных исторических данных о таких деталей средневековых казней нет.


К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.

  • Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено - в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.

Абсурдность такой веры даже объяснить трудно - в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.

  • Разбитое зеркало . Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало - это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала - там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами - чтоб его душа не «застряла» в зеркале.

Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.

  • О запрете входить в ворота . Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.

К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того - в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.

  • О запрете проходить под лестницей . В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.

У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза - под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности - это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.


Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.

  • Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.

Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив - опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.

Всякие булавки и узелочки более безобидны - они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник - Господь Наш Иисус Христос.

  • Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять - никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.

Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так . Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?

  • Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл - собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.

Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.

Важно! Задача православного христианина - истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.

Суеверия у православных христиан

Забавно, однако, приметы связанные с церковью, посещением Православного храма и церковные суеверия прихожан на ставших христианами в полном смысле слова, отражают как в зеркале, уровень вовлеченности, человека верящего в них, в Православие. Все приметы, например: если в церкви упала свеча, если в церкви погасла свечка, если в церкви упасть, если в церкви споткнуться, если в церкви покойник. Показывают только то, что человек смотрит на жизнь Церкви Христовой снаружи. Даже находясь в Православном храме физически, он не сумел войти внутрь Церкви, стать ее частью и увидеть Православие изнутри. Как Православная церковь относится к приметам и суевериям?

Естественно, не только Православная церковь Христова, но и каждый православный христианин в отдельности, не может относиться к приметам и суевериям иначе, как отрицательно. В том смысле, что видит здесь яркий пример антихристианской религиозной системы взглядов и ее практическое использование. Что воспринимается православным христианином в качестве проявления ворожбы или волхования, в том или ином практическом применении магической технологии.

Суровое отношение Древней Церкви к приметам и суевериям, анафема, отлучение от церкви.

Интересен вопрос о «суровости» или серьезности отношения Православной церкви к суеверным приметам. Древняя Православная церковь относилась к вере в приметы и суеверия весьма сурово. Это был период острейшей борьбы с язычеством, в смысле борьбы с проникновением языческих представлений внутрь Церкви Христовой. Искажающих учение Христа, приводящих к образованию ересей. Поэтому, древние христиане не считали людей, верящих в приметы христианами и заявляли об этом в форме анафемы. Анафема, отлучение от церкви, на самом деле не проклятие, как часто думают. А всего лишь публичная декларация. Официальное заявление христианской общины, о том, что она не считает человека или группу людей христианами. И просит не полагать их систему религиозных взглядов христианской. В Католической церкви, анафема, отлучение от церкви, понимается специфично, как проклятие. И имеет форму не заявления христианской общины, но форму специального ритуала отлучения. Действительно имеющего ассоциации с наведением, деланьем проклятия. Но это особенность только Католической церкви и ни в каких других христианских конфессиях, мы не видим ничего подобного.

Современное практическое отношение церкви к приметам и суевериям прихожан.

Сегодня, мы живем в «стране победившего оккультизма». Наши представления о мире полностью сформированы под влиянием эзотерических взглядов. Даже люди, считающие себя не религиозными, на деле не могут похвастаться тем, что не впитали систему религиозных взглядов, делающую их новыми язычниками (неоязычниками). Поэтому, одна из важнейших задач современного православного христианина, его духовного развития, становления, состоит в том, чтобы научиться видеть, различать эзотерические вероучительные концепции и отделять в себе оккультную составляющую от собственно христианского учения.

Хотя, по сути своей, вера в приметы и другие суеверие, является двоеверием, язычеством, отрицанием Спасителя. Сегодня в практике Православной церкви принято более мягкое отношение к людям, верящим в приметы. Суеверный человек не всегда рассматривается в качестве практикующего оккультиста или эзотерика, но воспринимается, как необразованный прихожанин. Не желающий или не имеющий возможности изучать Слово Божье. Попавший под влияние мирской, оккультной пропаганды и не умеющий сопротивляться ей.

То есть, если мы кратко ответим на вопрос, как Православная церковь относится к приметам и суевериям. То надо сказать, что православный христианин в приметы не верит, так как его отношение к волхованию определено Словом Господа нашего. А люди, следующие суеверным приметам, боящиеся порчи и сглаза, при условии желания быть православными христианами, считаются людьми, нуждающимися в помощи. Помощи, прежде всего в смысле получения христианского образования. Фактически, проповедь в церкви и является примером такой работы с прихожанами по искоренению веры в приметы и суеверия.

Круглое не резать, есть земельку, читать заклинания - как бороться с «православными» суевериями?


С праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи связано множество суеверий: нельзя есть круглое, пользоваться ножом, танцевать. Но суетная вера часто подменяет собой духовную жизнь даже воцерковленных христиан не только в этот день, она подстерегает порой в самых неожиданных местах и в нежданное время. О влиянии суеверий на приходскую жизнь и способах борьбы с этим явлением мы беседуем с протоиереем Сергием Рыбчаком , настоятелем Петропавловского прихода города Полевской Екатеринбургской епархии.

Фото: "Греческие интересности"


Польский атеист – первый наставник в вере

– Меня некому было учить. Первой книжкой, которая дала мне представление о вере, была книжка польского атеиста Косидовского «Библейские сказания». В этой книжке давался какой-то текст из Священного Писания, а рядом было страницы две комментариев.

Так как комментарии были в три раза длиннее, естественно, читал я только то, что было покороче.

Ну и, конечно, были иллюстрации к Библии великих художников. Я до сих пор помню, как долго разглядывал картину, где Авраам приносит в жертву Исаака. Я так переживал за этого Исаака, почему отец хочет его зарезать! А бабушка тогда не смогла мне ответить. А вторая моя бабушка сказала: ты лучше Библию читай, а то священником не станешь. Это было в те времена, когда о священничестве даже речи не было!

Помню, когда я впервые в букинистическом магазине купил Евангелие, оно стоило 50 рублей, а у меня зарплата была 80 рублей. Даже скрыл от жены, сколько оно стоит. Я читал взахлеб, и потихоньку-помаленьку все мои вопросы отпадали.

Трах-тибидох – и стал «духовным»

С какими суевериями приходится сталкиваться вам как настоятелю прихода?

– Для меня самым диким суеверием всегда было неадекватное отношение ко всякого рода святынькам . В свое время шокировало, что паломники из Дивеево привозили землю с канавки Пресвятой Богородицы и не знали, что с ней делать. Никто не объяснил, зачем брать эту земельку, как ее использовать. Кто-то даже советовал добавлять ее в пищу.

Были еще суеверия, связанные со знаменитым иерусалимским хлебом, заквасочкой, которую раздавали втихаря, и обязательно нужно было прочитать определенные заклинательные слова, чтобы было счастье, здоровье, покой и так далее.

Понятно, что если у человека нет какой-то серьезной духовной жизни, то найти легкую форму, с помощью которой – «трах-тибидох»! – всё становится на место, всегда легче. Всё это зависит от фантазии и невежества.

В 90-е годы, когда люди не имели духовных знаний, не читали Священное Писание, всякого рода оккультизм хлынул и сразу как-то прижился. У людей была жажда, они впитывали всё, что связано с духовной жизнью, пусть даже в кавычках.

И отсюда возникли синкретические суеверия, которые мы получили впоследствии и с которыми мы боролись все эти 20 лет.

Не по Шмелеву

– Обряд как одежда, безусловно, нужен. Как атмосфера. Но когда обряд сам по себе заменяет духовную жизнь, то возникают околоцерковные суеверия. Мы, священнослужители, постоянно сталкиваемся с такой проблемой: человек в храм не ходит, а знакомого просит: ты там записочку подай, чтобы у меня получилось всё на работе или в семье. Таким людям уже требуется духовная реанимация. Спрашиваешь: а ты к Богу хотя бы дома обращался?

Первым делом отвечают: а мне было некогда. Я говорю: ну, давай попробуем, встанем с тобой и пять минут почитаем хотя бы молитвы «Отче наш», «Царю Небесный». Сколько это займет времени, если мы внимательно помолимся? И ты увидишь, что за 24 часа в сутки можно найти 5 минут на молитву. И раз ты не нашел, это говорит о твоем глубоком духовном поражении.

– Я вспоминаю «Лето Господне» Ивана Шмелева: мы видим там некий образец: вот Россия, которую мы потеряли, в которой была жизнь идеальная. А там столько этих языческих традиций! Например, гадают, а положительный, церковный персонаж – Горкин, говорит: «А мы, крещеные, на круг царя Соломона лучше пошвыряем, дело священное». Или он же учит: «Кто до окропления яблочки поест – у того червь в животе заведется». Такое часто можно и сейчас встретить, особенно на деревенских приходах.

– Я должен сказать – это многим, наверно, не понравится, – но вред в этом колоссальный. Суеверия, обряженные в якобы церковные одежды, разрушают истинное понимание духовной жизни. И тогда возникает ситуация, которую наша страна пережила в ХХ веке.

Ведь когда произошли катаклизмы, это не кто-то из-за границы приехал и устроил, это как раз те люди, которые называли себя верующими православными христианами. Они ломали кресты и поджигали храмы, сжигали иконы, потому что к ним пришли новые люди и сказали, что это всё ерунда, что в Бога верят глупые люди, а вы теперь просвещенные, вы должны всё это сломать. Вот такого рода невежество, которое коренится в человеке с помощью суеверий, в конце концов, и вырождает саму суть духовной жизни.

Иллюстрация к книге И.Шмелева “Лето Господне”

Евангелие – главное лекарство от суеверий

Если человек хочет понять, каким должен быть дух и образ жизни христианина, то пусть откроет Евангелие, послания апостолов, есть множество житийной литературы. И увидит настоящие примеры. А сколько примеров тех достойных людей, которых Церковь сегодня прославляет как новомучеников!

Когда я пришел молодым священником на приход храма святых апостолов Петра и Павла, столкнулся с множеством суеверий. К сожалению, священник, который был передо мной, оказался их рассадником. Он не имел никакого духовного образования – тогда огромная нужда была в священнослужителях, храмы возвращали, служить было некому, и ставили первых попавшихся верующих людей. Разъяснить было некому.

Целый год или больше я по два-три раза в неделю собирал в храме прихожан и просто с ними беседовал. Мы читали Евангелие, я им объяснял, чему учит Христос, чему учат апостолы, чему учит Церковь, а от всего остального, что с этим не связано или противоречит этому, – вы отходите. Я никого не ломал, не старался сразу заклеймить, мол, вы – невежды в законе, старался подходить деликатно. Но приучал, чтобы они все традиции проверяли, основываясь на Священном Писании и Священном Предании. Вот это два столпа!

И до сих пор – а я уже 21 год на этом приходе – каждое воскресенье мы собираемся в актовом зале, и я беседую с прихожанами. С теми, кто готовится к крещению, встречаемся по два-три месяца, стараемся людям ответить на все вопросы и привить хоть какой-то интерес к истинному источнику знаний – к Евангелию и учению святых отцов.

Суеверия будут всегда. Так устроен человек: еще не имея добродетелей любви и смирения, он будет водим страхами: за свою жизнь, за своих близких, а раз в сердце живет страх, то он порождает всяких чудовищ.

Что делать, если тебе «сделали на смерть»

Что вы говорите людям, которые приходят и жалуются на порчу или сглаз?

– Часто с этим сталкиваюсь: «меня сглазили» или «мне сделали на смерть» – это, как правило, люди верующие, но абсолютно нецерковные, и поэтому им кажется, что есть некая сила, которая больше, чем Бог.

Так как они Бога не знают, веры настоящей и опыта жизни с Богом не имеют, то у них дуалистическое представление о мире: есть добро, есть зло, но зло коварнее, поэтому с ним надо бороться какими-то специфическими способами. С одной стороны, может быть, это и верно, но страшно за них, когда они зло наделяют такими сверхъестественными способностями, сильнее тех, что даются в дарованиях от Бога.

Современный человек живет в постоянном стрессе. Радио включит: там все кричат, что рубль упал, доллар поднялся, война идет, голод надвигается, а тут еще начальник или подчиненные бестолковые, в семье вечный стресс. И получается, что для человека самое тяжелое – идти на покаяние.

Покаяться – это настоящий разворот, настоящее изменение его жизни. Недаром многие люди боятся этого. Думают, что придешь, и тебя как на допросе будут наизнанку выворачивать, чтобы ты все свои темные уголки души обязательно за один раз просветил.

Нет, покаяние наступает с того момента, когда человек знакомится с учением Христа. Когда он начинает сравнивать: чему учил Христос? А как я живу? И когда человек это понимает, то начинает потихоньку и молиться, и менять свой образ жизни.

Главное для людей, которые считают, что их сглазили или сделали порчу, – успокоиться и прийти потом в храм. Хотя бы постоять, помолиться, а если есть возможность, то поговорить со священником или разумным, духовно опытным человеком.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?

Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия - это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.

Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого - дьяволу - совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других - зависть, для кого- то - ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае - суеверия.

Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие- то добрые поступки... Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто- то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много- много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.

Так почему все- таки приметы сбываются? Потому что наш враг - завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), - говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.

Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие - суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.

Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой- то не душевной, а духовной отдачи от него. Как- то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком - это один из 3- х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение... Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь - бросить его и не встречаться ни с кем? - ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем- то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет...

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов- ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:

Самое первое, что тебе нужно сделать, - это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.

Второе - нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба - это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.

А если уже совершен какой- то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище - целомудрие. (Слово “целомудрие” - церковно- славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” - крепкий, здоровый - и от глагола “мудрствовать” - рассуждать, размышлять).

Ответственность - один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.

О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом- победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?

Что ты, батюшка, грех- то какой! - был ответ.

Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.



Поделиться