Основания проведения орм проверочная закупка. Что надо знать при проведении проверочной закупки? Нормативно-правовые и судебные акты

В практике правоохранительных органов под проверочной закупкой принято понимать оперативно-розыскное мероприятие, при котором под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается возмездное приобретение (закупка) товаров, ценностей, предметов, веществ, продукции, инструментов или оборудования, и именно тех, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений, и соответственно выявления и установления лиц, подготавливающих, преступления, или уже совершивших их.

При проверочной закупке могут быть закуплены, товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты или оборудование, свободная реализация которых запрещена или же оборот которых ограничен; а так же товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты и оборудование, добытые преступным путем, сохранившие на себе следы преступления, являющиеся средством (орудием) совершения преступления.

Что же может быть закуплено при данном проверочном мероприятии.

Это драгоценные металлы, оружие и его основные части, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, другие предметы и вещества, оборот которых запрещен или ограничен. Главной особенностью этих предметов является то, что их приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и выполнение с ними некоторых иных действий, обычно оцениваемое в соответствии со ст. ст. 138, 191, 220 - 226, 228 - 234 и др. УК России как преступление, совершенное по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством, регулирующим оперативно-розыскную деятельность, является правомерным. Органы следствия и суда в подобной ситуации исходят из того, что в таких действиях отсутствует событие преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК России), так как они выполняются в рамках проверочной закупки в интересах правосудия, при отсутствии умысла на совершение противоправного деяния.

Вторая группа предметов включает поддельные деньги, ценные бумаги, кредитные либо расчетные карты и иные платежные документы, похищенные культурные ценности. Статья 81 УПК России относит такие предметы к вещественным доказательствам, на основании которых устанавливается факт совершения преступления, виновность лица, а также установления лиц, причастных к ним.

К третьей группе предметов относятся любые иные предметы, имеющие значение для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Приобретение (закупка) правоохранительными органами России товаров, ценностей, предметов, веществ, продукции, инструментов или оборудования, разрешенных к обороту и имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, может осуществляться в рамках оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов для сравнительного исследования, соответствующим образом оформляться и использоваться. Такая операция может рассматриваться как проверочная закупка, готовиться и оформляться в порядке, предусмотренном нормативными актами, регулирующими это оперативно-розыскное мероприятие.

Проверочную закупку непосредственно проводит должностное лицо органов, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а зачастую - по его заданию лицо, оказывающее содействие российским правоохранительным органам. В случае возбуждения по результатам проверочной закупки уголовного дела, эти лица могут выступать в качестве свидетелей.

При проведении проверочной закупки могут использоваться видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, и в том числе с помощью специальных окрашивающих средств, предусмотренных законодательством (п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1)). В случае применения таких средств и для использования результатов проверочной закупки в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, сотрудник правоохранительных органов, должен отразить в отдельном протоколе факт применения таких окрашивающих средств, количество и номера купюр, обработанных им, кому они переданы после обработки и другие связанные с этим обстоятельства. Протокол подписывается составившим его сотрудником, специалистами, другими участвующими в мероприятии лицами.

Результаты проверочной закупки отражают сотрудники, организующие и осуществляющие ее, в протоколах (актах) получения денежных средств, применения окрашивающих средств, в аудио-, кино-, фото- и видеопленках и в других документах. Закупленные при этом товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты или оборудование, применяемые финансовые и материальные средства могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты проверочной закупки могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Они представляются дознавателю, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также используются в доказывании по уголовным делам.

Информация, полученная при проведении проверочной закупки, представляется органу дознания, следователю, прокурору или в суд на основании и в порядке, предусмотренном УПК России, ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, которая утверждена Приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/ 286/410/56.

В деятельности российских правоохранительных органов предложение о проведении проверочной закупки обычно представляется начальнику органа в виде рапорта, В рапорте в обязательном порядке обосновываются необходимые финансовые затраты, испрашивается разрешение на их получение, указывается, какие именно товары, ценности, предметы, вещества, продукция, инструменты или оборудование и в каком количестве предполагается закупить.

Часть 7 ст. 8 Закона N 144-ФЗ предписывает осуществлять проверочную закупку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В постановлении о проведении проверочной закупки указываются:

должность, воинское или специальное звание, фамилия и инициалы лица, его утверждающего
место и дата вынесения постановления
фамилия и инициалы сотрудника соответствующего правоохранительного органа, организующего проведение проверочной закупки, от имени которого выносится постановление
содержание добытых сведений
преступление, признаки которого содержатся в имеющихся данных о лицах, фактах или событиях (с обязательной ссылкой на соответствующие статьи УК России)
обосновывается необходимость проверочной закупки
определяется, в каком регионе (месте), в отношении каких предметов, веществ или продукции, кем и в каком порядке предполагается осуществить закупку
Это постановление может предъявляться в органы дознания, следователю, прокурору или в суд.

В ст. 89 УПК России содержится запрет на использование в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, не отвечающих требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК России.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий добываются по иному нежели предписано уголовно-процессуальным законом и, поэтому требования УПК России к получаемым в процессе оперативно-розыскных мероприятий данным неприменимы. К сожалению именно поэтому содержание "допустимости" к оперативно-розыскным мероприятиям однозначного определения не имеет.

контрольная работа

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка»: понятие, основания и условия проведения.

Проверочная закупка -- это ОРМ, состоящее в специальном воз-мездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Указанное ОРМ предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Рассматриваемое ОРМ предполагает совершение не только сдел-ки купли-продажи но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других ма-териальных объектов у объекта ОРМ с целью обнаружения кон-кретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.

Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, так и изъятым из него или ограниченном в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.

Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необ-ходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого

количества (партии), осуществление оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться в зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.

Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руко-водителем ОРО (см. ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязатель-ным.

Процедура вынесения постановления обусловлена необходимос-тью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изна-чально не предупреждаются лица, в отношении которых она прово-дится. В зависимости от конкретной цели ОРМ и обстоятельств дела факт закупки может не разглашаться, либо, наоборот, сразу по завер-шению сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объяв-ляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуще-ствляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.

В зависимости от предмета сделки и формы проведения ОРМ за-купленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении ОРМ с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закуплен-ные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использова-ны в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществ-ляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее ис-пользование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хра-нения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответст-вующие условия хранения.

По результатам проверочной закупки составляется документ, име-нуемый актом с соблюдением требований, установленных ведомствен-ными нормативными правовыми актами контролирующих органов.

Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесе-ния постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты свои-ми подписями, а сами акты оглашаются.

Акт, составленный оперативниками или представителями обще-ственности, действовавшими по их поручению, которые удостовери-ли обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.

В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием общественников составляет акт в присутствии продавца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного поме-щения. В других -- для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систе-матически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производи-лась закупка, не ознакомляют.

Акты гласных проверочных закупок можно признавать докумен-тами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их пре-доставление и собирание.

Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облег-чают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.

В деятельности работников ФСЭНП МВД России практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующей гласной. Каждая такая закупка производится различными общественниками. При объявлении последней покупки либо составляются-отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней гласной покупки отра-жаются результаты предшествующих, которые тем самым также при-обретают гласный характер.

Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантирует наиболее точное отражение события, его об-стоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

Заключение

Итак, проверочная закупка- совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.).

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

В соответствии со ст. 49 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в ходе проверочной закупки допускается с ведома и под контролем оперативных подразделений приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проверочная закупка может быть осуществлена сотрудником оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению.

Проверочные закупки проводятся зашифрованно, т.е. в момент совершения сделки купли-продажи ее субъект скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также свою принадлежность к правоохранительным органам.

Проверочная закупка проводится в гласной либо негласной форме. Гласная форма предполагает заключение сделки купли-продажи под видом обычного покупателя с последующим немедленным объяснением продавцу о фактической цели покупки, контрольным взвешиванием, осмотром товара и составлением в его присутствии акта о состоявшемся мероприятии, удостоверенного подписями участвующих в нем лиц.

Одной из наиболее распространенных разновидностей этого мероприятия являются так называемые контрольные закупки, проводимые на предприятиях торговли и общественного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей. Результаты таких закупок оформляются в виде акта контрольной закупки с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

По материалам гласной проверочной закупки, содержащим признаки преступления или административного правонарушения, принимается решение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным или административным законодательством.

Негласная проверочная закупка, в отличие от гласной, не предусматривает немедленную легализацию и реализацию результатов проведенного мероприятия. Ее результаты оформляются справкой сотрудника оперативного подразделения, а при необходимости - объяснениями привлеченных к ее проведению граждан.

При проведении проверочной закупки могут использоваться допустимые к применению специальные технические средства для фиксации факта сделки купли-продажи, осуществления контроля за ее ходом, пометки денежных и иных средств расчета.

Документы, составленные по результатам проверочной закупки, могут передаваться лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания, за исключением случаев проведения закупки лицами, оказывающими конфиденциальное содействие.

В подвале жилого дома по ул. Бутина в г. Чите обнаружен труп неизвестного мужчины с признаками насильственной смерти в виде колото-резаной раны в области шеи. Документов, удостоверяющих личность, при нем не обнаружено.

1. Определите состав следственно-оперативной группы, которую необходимо направить на место происшествия.

2. Определите действия каждого из участников следственно-оперативной группы на месте происшествия.

3. Какие оперативно-розыскные мероприятия и с какой целью необходимо провести оперуполномоченному уголовного розыска по данному факту?

Самостоятельным направлением розыскной работы является установление личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут со-общить о себе сведений. Решение этой задачи, тесно связанной с деятельностью по раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, возложено на ОВД.

В соответствии с ведомственными инструкциями МВД России поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении неопознанных трупов, больных и детей, не могущих сообщить о себе сведений, регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, а первоначальные мероприятия по их установлению должны проводиться незамедлительно.

На место обнаружения трупа направляется следственно-оператив-ная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотрен-ном ст. 178 УПК. Во время осмотра производятся опознавательная фотосъемка до и после туалета трупа, дактилоскопирование кистей рук, изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаружен-ных на трупе и возле него, для подготовки их на опознание и экспер-тное исследование. Особое внимание обращается на обнаружение и фиксацию особых примет трупа, позволяющих провести отождеств-ление его личности. Если труп нельзя осмотреть на месте обнаруже-ния, это делается в морге или больнице до его вскрытия.

Одновременно проводятся опросы граждан, обнаруживших труп, принимаются меры к выявлению лиц, возможно знавших умершего или которые могут оказать помощь в его опознании.

При исследовании трупа в морге производится его описание по методу словесного портрета; изготовление масок и слепков; рентге нографирование; детальное описание и фотографирование индиви-дуальных особенностей (рубцы, татуировки, родимые пятна, следы операций, физические недостатки); определение возраста, длины тела, стопы, окружности головы; подробное описание особенностей зубного аппарата (мосты, коронки, протезы); сбор образцов волос и крови.

На основании полученных данных заполняется опознавательная карта трупа с приложением образцов ткани, из которой изготовлена его одежда. В случае гнилостных изменений, разложения или скелетирования трупа череп, кости и другие объекты направляются на судебно-медицинское исследование для установления его пола, воз-раста, антропометрических данных и других необходимых для отож-дествления личности сведений. В исключительных случаях могут назначаться комплексные исследования по реконструкции призна-ков внешности трупа.

Захоронение неопознанных трупов разрешается следователем или руководителем ОВД только после принятия исчерпывающих мер по фиксированию и документальному оформлению их опознавательных признаков. Оно производится в специальных местах, отведенных на кладбище, по согласованию с местной администрацией. О факте захоронения составляется акт в двух экземплярах, в котором указы-вается пол неизвестного, возраст, время обнаружения трупа, время и точное место его захоронения с указанием номера участка, моги-лы и регистрационного номера свидетельства о смерти отдела загс. Акт подписывают лица, участвовавшие в захоронении. Его первый экземпляр приобщается к уголовному делу или делу по установлению личности неизвестного гражданина, а второй хранится в учетных до-кументах администрации кладбища. Кремирование неопознанных трупов запрещено.

Оперуполномоченному уголовного розыска с целью проверки данного заявления необходимо провести опрос и наведение справок.

Опрос - это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его пору-чению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.

Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зри-тельном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового -- посредством использования технических средств (напри-мер, телефонной связи или в Интернете).

Наведение справок -- ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреж-дения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.

Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др.

Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Список литературы

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. 22.08.2004).

3. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. / Под. ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФА-М, 2001.

4. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В.Б. Рушайло. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

5. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. - М.: Новый юрист, 1997.

6. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о незаконном обороте наркотиков: Практич. пособие. -- М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.

7. Годунов И.В. Противодействие организованной преступности: Учебное пособие.- М.: Высшая школа,2003.

8. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие. Авт. - сост.: В.Ю. Алферов, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнин. Под общ. Ред. В.Л. Ильиных. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам...

Оперативно-розыскная деятельность

Как известно, по каждому делу оперативного учета составляется план конкретных ОРМ, которые необходимо провести в установленные сроки...

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно - розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач...

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

В соответствии с законодательством Республики Казахстан оперативно-розыскные мероприятия не могут проводиться без установленных законом оснований, лишь по желанию оперативного работника. Такими основаниями являются конкретные факты...

Оперативно-розыскная информация. Проверочная закупка

оперативный розыскной информация проверочный покупка Проверочная закупка - регламентированное ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в возмездном приобретении предметов...

Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность...

Оперативно-розыскное производство

Оперативно-розыскные мероприятия как способ получения информации

Оперативно - розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 ФЗ об ОРД включают в себя комплекс оперативно - розыскных действий, проведение которых имеет зачастую значительную временную протяженность...

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: - наличие возбуждённого уголовного дела - наиболее общее основание. При этом не имеет значения...

Оперативно-розыскные мероприятия: основания и условия проведения

При наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Особыми условиями для проведения ОРМ...

Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, виды, основания и условия применения

Организация выявления и расследования преступлений

Принятие решения о производстве оперативно - розыскного мероприятия должно быть обоснованным. Законными основаниями для их проведения могут быть изложенные в ч. 1 ст...

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает одним из оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверочную закупку...

Проверочная закупка, как одно из оперативно-розыскных мероприятий

В оперативно-розыскной деятельности традиционно правовую основу принято делить на пять уровней...

Прослушивание телефонных переговоров

В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» не раскрывает. Данное определение регламентируется закрытыми...


Проверочная закупка - это ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получении услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.
Указанное OPM предусмотрено не только ст. 6 ФЗ об ОРД, но и ст. 36 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Рассматриваемое OPM предполагает не только совершение сделки купли-продажи, но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта OPM с целью обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.
Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, гак и изъятым из него или ограниченным в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.
Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого количества (партии), осуществлении оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться Ij зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.
Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем OPO (ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязательным.
Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления, а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.
Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изначально не предупреждаются лица, в отношении которых она проводится. В зависимости от конкретной цели OPM и обстоятельств
дела факт закупки может не разглашаться либо, наоборот, сразу по завершении сделки может быть объявлено о ее проведении. Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли. При этом после расчетов продавцу объявляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуществляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.
В зависимости от предмета сделки и формы проведения OPM закупленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу. При проведении OPM с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закупленные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее использование закупленного предмета или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хранения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответствующие условия хранения.
По результатам проверочной закупки составляется документ, именуемый актом, с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов.
Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом), явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения. Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого OPM привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются.
Акт, составленный оперативниками или представителями общественности, действовавшими по их поручению, которые удостоверили обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, является таким же документом, как, например, акт контрольной закупки госторгинспектора, акт недостачи товарно-материальных ценностей, составленный работником бухгалтерии.
В одних случаях сразу после производства закупки оперативник с участием общественников составляет акт в присутствии продав
ца или работника, отпустившего товар со склада, из подсобного помещения. В других - для того, чтобы убедиться в том, что обсчет, обвес и продажа товаров, минуя прилавок, осуществлялись систематически, закупки производятся без объявления их результатов. С составленными актами работников торговли, у которых производилась закупка, не ознакомляют.
Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их представление и сбор.
Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облегчают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.
В деятельности работников ДЭБ МВД России практикуется производство нескольких контрольных закупок без их объявления, непосредственно предшествующих гласной. Каждая такая закупка производится различными общественниками. При объявлении последней покупки либо составляются отдельные акты на каждую покупку, либо в акте о результатах последней, гласной покупки отражаются результаты предшествующих, которые тем самым также приобретают гласный характер.
Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантируют наиболее точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами его составителей в качестве свидетелей.

Уголовные дела

ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА (ОРМ), предмет законности

Written by Кленовицкий Сергей Алексеевич
Friday, 30 September 2016 10:32 (Last Updated on Monday, 23 January 2017 22:37)

Существенное значение имеет не только соблюдение законности при непосредственном проведении оперативно-розыскного мероприятия, но и обоснованность его проведения.

Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2013 N 50-Д13-78

Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.

В силу изложенного справедливость судебного разбирательства предполагает и справедливый способ получения доказательств по уголовному делу.

ХОДАТАЙТСВО Об исключении доказательства В ПОРЯДКЕ СТ. 235 УПК РФ ОРМ ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА

Кировский районный суд СПб

Адвокат Кленовицкий С.А., в защиту интересов подсудимого.

Ходатайство

Об исключении доказательства

В отношении _____________ лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, материалами уголовного дела выделенного 17.05.16 г., из материалов уголовного дела № 517325 возбужденного СУ УМВД России по Кировскому р-ну СПб 12.02.16 г., установлено;

Совершил общественно-опасное деяние - незаконный сбыт психотропного вещества в крупном размере, а именно: 27.01.2016, не позднее 19 часов 20 минут, находясь в подъезде у кв.№44 д.№16. к.2 по Дачному проспекту в Кировском районе г. Санкт-Петербурга незаконно сбыл ________ за 800 рублей, передав в руки, смесь, содержащую психотропное вещество амфетамин, в двух пакетиках из прозрачного бесцветного полимерного материала массой 1.18 г. и 0. 79 г., общей массой 1.97 грамма, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 №1002, является крупным размером. То есть, совершил общественно-опасное деяние, подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст.228.1 ч, 4 п. «г» УК РФ.

Он же _________ совершил общественно-опасное деяние - незаконный сбыт психотропного вещества в значительном размере, а именно: 10.02.2016, около 22 часов 00 минут, в ходе проведения сотрудниками полиции оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», находясь у д.№24 по проспекту Ветеранов в Кировском районе г. Санкт-Петербурга, незаконно сбыл за 600 рублей, передав в руки гр-ну _________ добровольно участвовавшему в ходе данного оперативно-розыскного мероприятия в роли покупателя, смесь, содержащую психотропное вещество амфетамин, массой 0.96 грамма, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 Кг 1002, является значительным размером.

То есть, совершил обшественно-опасное деяние, подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст. 228.1 ч. 3 п. «б» УК РФ.

Он же __________ совершил общественно-опасное деяние - пособничество в незаконном приобретении без цели сбыта психотропного вещества в значительном размере, а именно: не позднее 20 часов 20 минут 12.02.2016 в период проведения сотрудниками полиции оперативно - розыскного мероприятия «Проверочная закупка», посредством компьютерной сети «Интернет» и по телефону вступил в преступный сговор с _______ выступавшим в ходе данного оперативно-розыскного мероприятия в роли покупателя, о приобретении для него психотропного вещества амфетамин. С этой целью, действуя по просьбе и в интересах _________ находясь по месту жительства в кв.№44 дома №16. корпус 2 по Дачному пр. в Санкт-Петербурге по телефону обратился к _____________ с просьбой помочь приобрести психотропное вещество амфетамин. После чего, не позднее указанного выше времени, находясь у д.5 к.2 по пр. Стачек в Санкт-Петербурге получил от _______ деньги в сумме 600 рублей для приобретения психотропного вещества и передал их __________ При этом ________ у д.№105, к.1 по пр.Стачек в Санкт-Петербурге у неустановленного лица умышленно, без цели сбыта незаконно приобрел для него смесь, содержащую психотропное вещество амфетамин, в свертке из полимерного материала, массой 0.62 грамма, что. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 №1002. является значительным размером, после чего не позднее 20 часов 20 минут 12.02.2016, находясь у д.№105 к.2 по пр. Стачек в г. Санкт-Петербурге, передал это психотропное вещество в руку ________________ который впоследствии передал это психотропное вещество Дроздову Ф.В. То есть, совершил общественно-опасное деяние, подпадающее под признаки преступления, предусмотренного ст.ст.ЗЗ ч.5,228 ч.1 УК РФ.

Из материалов уголовного дела следует, что ОРМ "Проверочная закупка" ... проводилось в отношении неустановленного мужчины по имени Дмитрий, дважды (10.02, 12.02. 2016 г.)

Целью ОРМ было документирование и фиксации преступной деятельности _________ на основании надлежаще вынесенного постановления, в связи с наличием сведений о том, что он занимается сбытом наркотического средства. Из материалов дела, также следует, что по результатам проведения проверочной закупки 10.02.16 г., был выявлен факт сбыта наркотического средства мужчиной по имени Дмитрий, личность которого установлена - как ______________ а сбытое им наркотическое средство было изъято из незаконного оборота.

Из пояснений допрошенного информатора оперативников __________ в судебном заседании 27.09.16 г., также следует, что сотрудники правоохранительных органов не пресекли действия _________ 10.02.16 г., после этого предложили ему (__________) вновь принять участие в ОРМ «Проверочная закупка».

12.02.16 г., провели аналогичные оперативно-розыскные мероприятия в отношении _____________ и получили доказательства, которые являются предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства.

Из постановления о проведении ОРМ 12.02.16 г. (т.1, л.д. 102) следует, что проведение повторных оперативно-розыскных мероприятий в отношении __________ не было мотивировано новыми основаниями и целями, предусмотренными Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе целями пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности и установления всех ее соучастников, выявления преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установления каналов поступления наркотиков.

При таких обстоятельствах, полученные доказательства причастности ПОДСУДИМОГО к незаконному сбыту психотропного вещества по эпизоду 12.02.16 г., в результате проведения повторной проверочной закупки психотропного вещества, являются недопустимыми, в силу ст. 75 УПК РФ, и не могут использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 434 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 235 УПК РФ

Прошу суд;

Результаты ОРД ОРМ «Проверочная закупка» от 12.02.16 г., проведенного в отношении подсудимого исключить из числа доказательств.

Выступление Адвокатов Клейменова Анатолия Яковлевича и Кленовицкого Сергея Алексеевича в Мосгорсуде 06.12.16 г., на предмет законности проведения ОРМ и последующего задержания по подозрению в сбыте наркотических средств.

Адвокат Спиридонов М.В. 05.08.2015 6 Комментарии

Статья 146 Уголовного кодекса РФ. Критерии законности ОРМ «Проверочная закупка»

Анализ материалов судебной практики, позволяет сделать вывод, что большое количество преступлений возбуждаемых правоохранительными органами по статье 146 Уголовного кодекса РФ, выявляются путем проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка». Зачастую так называемая проверочная закупка, содержит в себе признаки «провокации» на совершение преступления со стороны сотрудников полиции, что прямо запрещено действующим Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Целью настоящей статьи, является рассмотрение критериев законности проведения ОРМ «Проверочная закупка» применительно к ситуациям по установке контрафактного программного обеспечения для ЭВМ и отграничение данного ОРМ от понятие «провокация», являющегося основанием для признания полученных таким путем доказательств недопустимыми и как правило исключающее наличие в действиях лица привлекаемого к уголовной ответственности субъективной стороны преступного деяния.

Как зарождается будущее деяние по рассматриваемой тематике, а зарождается оно следующим образом, есть лицо, обладающее некими способностями в области компьютерной техники, как правило, это системные администраторы, программисты, студенты технических ВУЗов, так вот, в определенный момент люди обладающие некими познаниями в области компьютерной техники решают подзаработать немого денег, применяя свои познания на практике, для этого они в различных источниках (Интернет, газеты и т.д.), размещают объявления, примерно следующего содержания «Помогу в настройке компьютеров, установке программ», «Окажу содействие в настройке Windows, Office» и т.п., то есть на первый взгляд абсолютно безобидные объявления, и на самом деле, в большинстве случаев такие лица при размещении объявлений не желают совершать преступные деяния по установке сверх дорогих программ, максимум задумываются об установке операционной системы, стандартных офисных программ, которые по своей стоимости и не могут причинить ущерба достаточного для возбуждения уголовного дела. Но тут появляются сотрудники правоохранительных органов, у которых совершенно иной взгляд на эти объявления, они в них видят достаточные основания, чтобы сделать вывод о сформировавшемся умысле лица на совершение противоправного деяния, и подготавливающего его.

Оформляется такое видение ситуации в виде постановления о проведении проверочной закупки, которая, по мнению сотрудников правоохранительных органов призвана выявить и пресечь преступную деятельность по установке контрафактной продукции. Далее сотрудники правоохранительных органов придумывают легенду о необходимости установить дорогие программные продукты и звонят по размещенному объявлению. В процессе разговора, спрашивают, может ли лицо установить требуемые им программные продукты, как правило, это достаточно дорогие программы, как раз чтобы в случае удачного проведения ОРМ, ущерб дотягивал до состава преступления. Лицо разместившее объявление, соглашается установить требуемые заказчику программы, и в последующем после установки программ ему объявляют, что в отношении него было проведено ОРМ «Проверочная закупка». В последующем указные материалы и рапорт сотрудника оперативного подразделения становятся поводом к возбуждению уголовного дела.

Теперь непосредственно перейдем к критериям законности ОРМ «Проверочная закупка» применительно к изложенной ситуации.

Согласно абз. 1-2 ст. 2 ФЗ «Об ОРД», задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, для того чтобы провести в отношении лица ОРМ «Проверочная закупка», должны быть достаточные основания предполагать, что указанное лицо занимается противоправной деятельностью, и до момента проведения ОРМ, у него сформировался умысел на осуществление данной незаконной деятельности.

Абзац 12 статьи 5 ФЗ «Об ОРД», прямо запрещает органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).

Таким образом, критерии законности проведения ОРМ «Проверочная закупка», должны определяться следующим:

  1. У сотрудников правоохранительных органов должна быть достаточная информация о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лице подготавливающем, совершающем, или совершившим противоправное деяние. Такая информация, должна отвечать требованиям, предъявляемым УПК РФ к доказательствам, в частности должна быть проверяемой.
  1. У лица подготавливающего, совершающего или совершившего противоправное деяние, должен вне зависимости от действий сотрудников правоохранительных органов, быть сформирован самостоятельный умысел на совершение указанного противоправного деяния, а сотрудники своими действиями не должны подталкивать, склонять, побуждать и т.п., лицо к совершению противоправных действий. Самостоятельно сформированный умысел предполагает, что лицо намерено осуществить свои противоправные замыслы вне зависимости от вмешательства правоохранительных органов.
  1. Судебная практика исходит из того, что, оперативно-розыскные мероприятия призваны контролировать и фиксировать уже происходящие криминальные процессы, но не способствовать совершению преступлений (см. Приговор Лефортовского районного суда г. Москвы по делу № 1-86/2013 от 07.06.2012). Применительно к ситуации по проведению «Проверочной закупки» на основе размещенного объявления о ремонте компьютеров и т.п., из указанного объявления должно явно следовать намерение лица установить контрафактные нелицензионные продукты, перечень программных продуктов предлагаемых к установке должен быть определен лицом разместившим объявление, сотрудник органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность не должен просить установить конкретные программные продукты, об установке которых не было размещено сведений в объявлении, при этом должностное лицо не должно склонять, побуждать, уговаривать установить нелицензионные программы.

Согласно позиции Европейского Суда по правам человека выраженной в Постановлении от 02.10.2012 по делу «Веселов и другие против Российской Федерации», (пункты 90, 92) следует, что в делах, в которых основное доказательство получено за счет негласной операции, такой как проверочная закупка, власти должны доказать, что они имели достаточные основания для организации негласного мероприятия. В частности, они должны располагать конкретными и объективными доказательствами, свидетельствующими о том, что имеют место приготовления для совершения действий, составляющих преступление, за которое заявитель в дальнейшем преследуется (см. Решение Европейского Суда по делу «Секейра против Португалии» (Sequeira v. Portugal), жалоба N 73557/01, ECHR 2003-VI, Решение Европейского Суда по делу «Юрофинаком» против Франции» (Eurofinacom v. France), жалоба N 58753/00, ECHR 2004-VII, Решение Европейского Суда по делу «Шэннон против Соединенного Королевства» (Shannon v. United Kingdom), жалоба N 67537/01, ECHR 2004-IV.

В Постановлении Большой Палаты по делу «Раманаускас против Литвы», § 63 и 64, и Постановлении Европейского Суда по делу «Малининас против Литвы», § 36). Европейский Суд указывал, что любая информация, использованная властями, должна допускать проверку (см. Постановление Европейского Суда по делу «Ваньян против Российской Федерации», § 49, и Постановление Европейского Суда по делу «Худобин против Российской Федерации», § 134).

Кроме того, в любой негласной операции должно соблюдаться требование о проведении расследования в основном пассивным способом. Это, в частности, исключает любое поведение, которое может расцениваться как давление, оказанное на заявителя с целью совершения им преступления, такое как инициативный контакт с заявителем, повторное предложение после первоначального отказа, настоятельные требования, повышение цены по сравнению с обычной или обращение к состраданию заявителя (см., в частности, упоминавшееся выше Постановление Большой Палаты по делу «Раманаускас против Литвы», § 67, упоминавшееся выше Постановление Европейского Суда по делу «Ваньян против Российской Федерации», § 11 и 49, и упоминавшееся выше Постановление Европейского Суда по делу «Малининас против Литвы», § 37).

Диспозиция статьи 146 (часть 2-3), предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. В материалах уголовного дела должна содержатся вышеуказанная информация, свидетельствующая о том, что до вмешательства сотрудников полиции умысел лица, на установку вменяемых ему программных продуктов уже был сформирован, в противном случае в его действиях отсутствует субъективная сторона состава преступления.

Исходя из изложенного, в настоящей статье были рассмотрены три критерия определения законности проведения ОРМ «Проверочная закупка», без наличия которых признать законность данного мероприятия не представляется возможным, а соответственно производные от указанного оперативно-розыскного мероприятия доказательства, должны признаваться недопустимыми.



Поделиться