Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция. Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция Вопросы от слушателей

Объявляем электронный аукцион с НМЦК 15 млн.рублей на текущее содержание дорог (очистка проезжей части от мусора, грязи, уборка снега, небольшой ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог и т.д.). К какому коду ОКПД правильнее отнести закупку? Если мы отнесем ее к 42.11.20.000, то в соответствии с пунктом 2 Приложения №1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99 мы должны устанавливать дополнительные требования. По какой группе работ строительных необходимо требовать наличие опыта в свете Решения Верховного суда РФ от 22.08.2016 г. №АКПИ16-574.

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Решение Иркутского УФАС России от 31.03.2016 № 186

«…В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО «Новатек» на положения документации об аукционе в электронной форме на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования (далее - электронный аукцион).

В соответствии с доводами жалобы заказчик не установил к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, тем самым допустив нарушения ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком представлены возражения на жалобу, согласно которым в извещении о проведении электронного аукциона указаны следующие коды по ОКПД2: 81.29.12.000 (Услуги по подметанию и уборке снега), 42.11.20.000 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов. Эта группировка включает в себя в том числе и работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог). Несмотря на то, что код ОКПД2 42.11.20.000 входит в код 42, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, предусмотренные Техническим заданием (Глава IV документации) не являются строительными и не относятся ни к одной из групп работ строительных. В связи с чем, установление дополнительных требований является неправомерным.

Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 280 260 рублей.

Требования к содержанию документации об аукционе установлены в ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ определяет единые требования к участникам закупки, которые должен установить заказчик при осуществлении закупки.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99).

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 в случае Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрены коды ОКПД2: 42.11.20.000 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов; 81.29.12.000 (Услуги по подметанию и уборке снега).

Согласно письменным и устным возражениям заказчика работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения не являются строительными и не относятся ни к одной из групп работ строительных.

Пункты 11, 12 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют, что ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, п. 1.1 раздела 4 главы II, п. 1.1 проекта контракта предметом закупки (контракта) является работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования.

Код 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 предусматривает сооружения и строительные работы в области гражданского строительства. При этом, указанный код включает в себя - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог (группировка 42.11.20).

Таким образом, предусмотренные извещением, документацией об аукционе, проектом контракта работы входят в том числе в код 42 группировку 42.11.20 ОКПД2.

В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, заказчиком в нарушение ч.ч. 4, 5 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства № 99. …»

Следует отметить, что код ОКПД2 42.11.20.000 «Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов» предусматривает работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В свою очередь, код ОКПД2 42.11.20.000 относится к классу 42 кода ОКПД2, который предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99.

Следовательно, так как в Вашем случае НМЦК превышает 10 млн. рублей и закупка на выполнение работ по текущему содержание дорог (очистка проезжей части от мусора, грязи, уборка снега, небольшой ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог и т.д.) входит (относится) в класс ОКПД2 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства», то заказчику необходимо устанавливать дополнительные требования к участникам аукциона по Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. № 99.

О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

    Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

    1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
    2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
    3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
    4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
    5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

    Выбираем способ определения поставщика закупки ремонта по 44 ФЗ

    Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.

    1. Аукцион.

    И ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

    Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.

    2. Конкурс.

    Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.

    Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:

    • капремонта объектов культурного наследия;
    • капремонта на особо опасных, технически сложных объектах или искусственных дорожных сооружениях с НМЦК для федеральных нужд более 150 млн руб., для муниципальных нужд — более 50 млн руб.

    ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.

    Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).

    5. Закупка у единственного поставщика.

    Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.

    Описываем объект закупки

    При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

    Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

    Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

    Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

    Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

    Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

    Обосновываем НМЦК

    Обоснование стоимости работ по капремонту проводится (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

    При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

    Устанавливаем требования к участникам

    К участникам предъявляются следующие требования:

    1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
    2. . Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
    3. . Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
    4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
    • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
    • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).

    Составляем проект контракта

    Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание,

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

    690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

    Именем Российской Федерации

    РЕШЕНИЕ

    Дело № А51-6295/2016
    г. Владивосток
    16 июня 2016 года

    Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2016

    Полный текст решения изготовлен 16.06.2016

    Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.И. Голуб

    при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Олесик

    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438, дата государственной регистрации 09.12.1992)

    к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170, дата регистрации 15.12.2002)

    третьи лица: Департамент государственного заказа Приморского края (ИНН 2540188311, ОГРН 1132540000780, дата государственной регистрации 17.01.2013),

    Акционерное общество «Специализированное строительное управление» (ИНН 2502001347, ОГРН 1022500535584, дата государственной регистрации 05.12.2002)

    о признании незаконным решения

    при участии в судебном заседании: от заявителя – представитель Шестакова Е.В. на основании доверенности от 01.12.2015 №16-9081; от департамента госзаказа- начальник отдела правовой работы Болтаева Е.Ю. на основании доверенности от 11.01.2016; от ответчика и АО «Специализированное строительное управление» - не явились, извещены надлежащим образом

    установил:

    Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее – заявитель, департамент, заказчик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – ответчик, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу №792/04-2015 от 25.12.2015 в части нарушений части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44-ФЗ).

    Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю и АО «Специализированное строительное управление», извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, определения суда не исполнили. Поскольку суд не усматривает препятствий для проведения судебного заседания, то оно проводится в отсутствие представителей антимонопольного органа и третьего лица в порядке частей 2, 3 статьи , части 2 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

    В судебном заседании заявитель требование поддержал, указав, что вывод ответчика о том, что заказчиком в документации о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки при указании кода ОКПД 45.23.12.150, что является нарушением части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как департаментом правомерно был применен указанный код ОКПД, который по характеру и объему работ соответствует работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

    Кроме того, департамент отметил необоснованность вывода ответчика о том, что заказчиком не установлена в документации надлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ, поскольку запросов в части разъяснений положений применения инструкции по заполнению 1 части заявки на закупку в Уполномоченный орган от участников не поступало, что свидетельствует о том, что Инструкция по заполнению 1 части заявки не вызвала затруднений у участников закупки.

    Также заявитель пояснил, что 25.12.2015 в 10:00 оператором электронной площадки был начат электронный аукцион на право заключения контракта на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения приморского края и дорожных сооружений на ней, и в 10 часов 18 минут местного времени (03:18:20 Московского времени), согласно данным портала РТС-Тендер участниками электронного Аукциона, одним из которых являлось АО «Специализированное строительное управление», было подано окончательное предложение о цене контракта, и электронный аукцион был завершен. Учитывая вышеизложенное, решение антимонопольного органа по делу № 792/04-2015 в оспариваемой части нарушений является незаконным и необоснованным, так как не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

    Департамент госзаказа Приморского края поддержал позицию заявителя в полном объеме, указав на то, что заказчиком правомерно был применён код ОКПД 45.23.12 и установлено требование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99. Кроме того, по результатам рассмотрения вторых частей заявок, участник под №1, которым явилось АО «Специализированное строительное управление», аукционной комиссией был признан победителем аукциона в электронной форме на право заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования; регионального и межмуниципального значения Приморского края Артем-Находка-порт Восточный на участке км 0 по км 15 и дорожных сооружений на ней по I климатическому району в Артемовском городском округе в рамках реализации подпрограммы № 2 "Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013 - 2017 годы". На основании изложенного, департамент госзаказа считает, что заказчиком не было допущено нарушений ФЗ №44-ФЗ в оспариваемой части.

    Антимонопольный орган и АО «Специализированное строительное управление» возражений относительно предмета спора не представили, определения суда не исполнили, спор рассматривается по имеющимся материалам дела.

    Из материалов дела судом установлено, что 18.12.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила жалоба от АО «Специализированное строительное управление» на действия заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении электронного аукциона на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней (извещение №0120200004715000731).

    АО «Специализированное строительное управление» в своей жалобе указало на то, что заказчик допустил нарушение ФЗ №44-ФЗ, а именно: - установил дополнительные требования к участникам закупки; не установил в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.

    По результатам проверки антимонопольный орган пришел к выводу, что Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края установленные в документации дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением №99, нарушают часть 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ, а действия заказчика, не установившего в документацию надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

    В связи с этим антимонопольным органом 25.12.2015 было вынесено решение №792/04-2015, согласно которому был признан факт нарушения Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ. Также антимонопольный орган признал нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ

    Не согласившись с вынесенным решением в части нарушений части 6 статьи 31 Закона №44-ФЗ и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ, посчитав, что оно в указанной части не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы департамента, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

    Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.

    В силу части 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    На основании части 5 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок) регулируются ФЗ №44-ФЗ.

    Согласно частям 1, 2 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

    В соответствии с частью 1 статьи 59 ФЗ № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

    В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

    Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ).

    Из материалов дела судом установлено, что 18.12.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило заявление от АО «Специализированное строительное управление» на действия заказчика – Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении электронного аукциона на содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней (извещение №0120200004715000731).

    Согласно извещению и документации о проведении аукциона предметом закупки является содержание автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений на ней.

    Согласно пункту 24 Информационной карты документации об аукционе к участникам закупки установлены, по мнению АО «Специализированное строительное управление», неправомерные требования, поскольку объектом закупки является техническое содержание дорожных покрытий автомобильных дорог, а не работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что является нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ. Также общество в своей жалобе указало на то, что заказчиком допущено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ, так как документация об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки, не позволяющую участнику закупки заполнить заявку в соответствии с требованиями ФЗ №44-ФЗ, в связи с чем АО «Специализированное строительное управление» не смогло принять участие в аукционе.

    Как следует из материалов дела, 27.11.2015 в рамках реализации подпрограммы №2 «Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013 - 2017 годы», государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013 – 2021 г.г., на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki. gov.ru в соответствии с ФЗ №44-ФЗ было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края Артем-Находка-порт Восточный на участке км 0 по км 15 и дорожных сооружений на ней по I климатическому району в Артемовском городском округе с начальной (максимальной) ценой контракта 27 326 817,31 руб.

    Выполнение работ по государственному контракту состоит в сохранении и поддержании транспортно-эксплуатационных качеств дорог путем проведения работ направленных на ликвидацию последствий возникающих в процессе эксплуатации автомобильных дорог и дорожно-транспортных происшествий. Подобного рода работы являются социально значимыми и оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения в Приморском крае, степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

    Исходя из комплекса требуемых к выполнению работ, помимо работ по расчистке обочин, дорог, тротуаров, дорожных знаков от снега, очистки и мойки дорожных знаков и т.п., ведомости объемов работ, содержащиеся в Техническом задании аукционной документации, включают в себя иные работы, которые заказчиком выделены как более приоритетные, так как в первую очередь оказывают влияние на безопасность дорожного движения и как следствие на безопасность жизни и здоровья его участников.

    В соответствии с положением, указанным в разделе III Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 (в редакции от 25.11.2014) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 №28505), заказчиком было принято решение об установлении кода по общему классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД 45.23.12.150: Работы общестроительные по устройству дорожных покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных и пешеходных дорог, которые указаны в ведомостях работ, являющихся приложением к Техническому заданию.

    Согласно коду ОКПД 45.23.12 группировка включает в себя: работы общестроительные по устройству или восстановлению дорожных покрытий из асфальта, бетона и т.п.

    Согласно приложению №3 к Техническому заданию: - ремонт щитов для закрытия отверстий труб (пункт 13); - ямочный ремонт покрытий из черного щебня (пункт 22).

    Согласно приложению №4 к Техническому заданию: - ямочный ремонт а/б пок. а/б смесью с разломкой старого покрытия (пункт 20); -заделка трещин в а/б покрытии, планировка обочин, восстановление профиля водоотводных канав (пункт 21).

    Согласно приложению №8 к Техническому заданию: -заделка трещин в асфальтобетонном покрытии(пункт 5); - заделка трещин на поверхности пролетных строений (пункт 15): работы по монтажу (установке) дорожных указательных знаков (указателей) на дорожным полосах движения, дорожных маршрутах и т.п.

    Согласно приложений № 5 № 6 к Техническому заданию: - замена дорожных знаков на стойках (пункты 7,3); - замена стоек дорожных знаков (пункт 4): работы по монтажу защитных ограждений, низких предохранительных стенок на разделительной полосе, сборных противошумовых экранов, дорожных знаков и т.п.

    Согласно приложений №6 и № 8 к Техническому заданию: - замена отдельных секций металлических барьерных ограждений (пункт 12); -замена отдельных элементов барьерных ограждений: металлических (пункт 13).

    Согласно коду ОКПД 45.23.12.160: работы по устройству защитных ограждений, установке дорожных знаков, указателей дорожных маршрутов и аналогичные работы.

    Согласно приложению №6 к Техническому заданию: - установка и замена световозвращающих элементов на барьерное ограждение (пункт 13).

    Согласно коду ОКПД 45.23.12.170: - работы по ремонту защитных ограждений и аналогичные ремонтные работы.

    Согласно приложению №8 к Техническому заданию: ремонт отдельных секций перильного ограждения (пункт 9); работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей. Эта группировка включает: - разметку эстакад, мостов, тоннелей и пр.

    Согласно приложению № 6 к Техническому заданию: -нанесение вертикальной разметки на ж/б барьерное ограждение (пункт 9); - нанесение линий дорожной разметки пешеходных переходов (пункт 20).

    Согласно приложению № 8 к Техническому заданию: - нанесение вертикальной разметке на ограждения на мосту (пункт 11).

    Тот факт, что работы по содержанию автомобильных работ, фактически включены и приравнены к ремонтным работам автомобильных дорог также подтверждается приказом от 17.08.2015 № 1166-ст Министерства промышленности торговли Российской Федерации Федеральным Агентством по Техническому регулированию и метрологии «О принятии и введении в действие изменения 2/2015 ОКПД2 к общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», согласно которому был установлен вид экономической деятельности имеющий код - 42.11.20: Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов, который объединил деятельность по ремонту и содержанию дорог в один вид экономической деятельности.

    Данная группировка включает: строительные работы по устройству дорожных покрытий автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, прочих автомобильных и пешеходных дорог и открытых автомобильных стоянок; строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.; - строительные работы по строительству пешеходных дорожек, тротуаров, устройств управления движением автотранспорта, велосипедных дорожек и т.п.; работы по установке дорожных ограждений, бордюров на разделительной полосе, дорожных знаков и т.п.; услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей; - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог; - строительные работы по устройству взлетно-посадочных полос аэродромов, включая рулежные дорожки и перроны для летательных аппаратов; - работы по разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей.

    На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что заказчиком правомерно был применён код ОКПД 45.23.12, который по характеру и объему работ соответствует работам по ремонту и содержанию автомобильных дорог, и соответственно, правомерно установлено требование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

    Таким образом, вывод антимонопольного органа в оспариваемом решении о том, что заказчиком не было представлено доказательств того, что документация об аукционе содержит работы, относимые к коду ОКПД 45.23.12.150, является не состоятельным, вследствии чего не влечет за собой нарушения заказчиком части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ.

    Вывод антимонопольного органа о том, что инструкция, содержащаяся в документации об аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержаться показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а так же порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких либо изменений, устанавливает требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренные частью 6 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ, конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, является необоснованным в силу следующего.

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

    Согласно части 2 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

    В пункте 25 Аукционной документации - «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе», заказчиком были установлены требования к содержанию и составу заявки и подробная инструкция по ее заполнению, а так же указана ссылка на раздел - Приложение № 1 тома 3 Технического задания, содержащий показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг, что фактически противоречит выводу антимонопольного органа о том, что инструкция, содержащаяся в документации об аукционе, не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержаться показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг.

    Заказчиком было указано, что первая часть заявки на участие в аукционе заполняется в произвольной форме и должна содержать следующие документы и информацию: - согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе в электронной форме, а также «..конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в «Требованиях к конкретным показателям используемого товара (основным строительным материалам)» Приложения №1 тома 3 «Техническое задание» части II настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

    Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований или иметь предположительный характер: участник закупки должен предоставить в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме конкретные показатели предлагаемого для использования при выполнении работ товара (сведения о наименовании (марке), качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке товара) в настоящем времени без использования вспомогательной части (кратких прилагательных - должен, должна, должно и (или) глагольной связки - быть) составных именных (глагольных) сказуемых, без использования сочетания форм сравнительной степени наречий с отрицательной частицей («не менее», «не более» и т.п.).

    При указании конкретных показателей не допускаются некорректное (неполное, неправильное, неточное) указание единиц измерения конкретных показателей, и их несоответствие требованиям документации об аукционе в электронной форме. Участник закупки должен предоставить конкретные показатели предлагаемого для использования при выполнении работ товара в сопоставлении со всеми требованиями заказчика (без использования каких-либо сокращений в описании типа: «согласны со всеми требованиями...», «соглашаемся со всеми остальными требованиями...» и т.п.). При указании участником закупки сведений о товаре, который предлагается к применению при выполнении работ, надлежит указывать точные и достоверные значения показателей, присущих товарам, в соответствии с требованиями, установленным в документации об аукционе в электронной форме, в виде числовых значений, за исключением случая, указанного далее. В случае, если для показателя товара производителем товара и/или нормативным документом установлен интервал, диапазон значений (открытый или закрытый) и/или допустимая погрешность, участнику закупки в своей заявке необходимо указать значение такого показателя товара с учетом требований (сведений) производителя товара и/или нормативного документа с обязательной формулировкой «в соответствии с технической и/или нормативной документацией». Заявка на участие в аукционе в электронной форме не должна содержать любых сокращений слов, за исключением, когда такие сокращения в данном случае использованы в документации об отрытом аукционе в электронной форме. Сведения о наименовании предлагаемого для использования при выполнении работ товара, содержащие указание на товарные знаки, не должны сопровождаться словами «или эквивалент».

    Знаки «,» «;», разделяющие характеристики товара (материала) свидетельствует о том, что необходимо перечислить все указанные типы или виды и т.п. товаров (материалов), и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества. Если требования, установленные перечислением в документации об аукционе нескольких марок или видов или типов и т.п. через «,», а перед последним стоит «или», то необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п.). Если в требованиях документации об аукционе установлено значение «до» и если характеристика является качественной (характеризуют свойства материала, определяющие основные его функции, для выполнения которых он предназначен), то требуемое значение является максимально возможным, например: в требованиях заказчика установлено: «Масса изделия до 450 кг», в заявке участника должно быть указано: «Масса изделия 450 кг» или любое другое меньшее конкретное значение. А в случае эксплуатационной характеристики (характеризует среду, условия в которой товар (материал) оптимально функционирует) - требуемый верхний предел диапазона, например: в требованиях заказчика установлено: «Огнестойкость до 450 градусов Цельсия», в заявке участника должно быть указано: «Огнестойкость до 450 градусов Цельсия». Если в требованиях указана «фракция», то необходимо указывать интервал. Знак "" читать как "больше".

    При указании в техническом задании точного значения показателя данный показатель следует рассматривать как показатель, значения которого не могут изменяться.

    Содержание и значение слов, словосочетаний и символов при описании показателей: «не менее», «не ниже», «от» и т. п. перед значением означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; «не более», «не выше», «до» и т. п. перед значением означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; - «не менее...не более...», «не ниже...не выше...», «от... до...», знак тире «-» и т.п. означает, что помимо значений в пределах установленного интервала (диапазона), включаются крайнее минимальное и крайнее максимальное значения; - «свыше» перед значением означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение».

    Материалами дела установлено, что в ходе проведения аукциона запросов в части разъяснений положений применения инструкции по заполнению части 1 заявки на закупку, в уполномоченный орган, от участников не поступало. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что инструкция по заполнению 1 части заявки не вызвала затруднений у участников закупки.

    По окончании срока подачи заявок до 10 часов 00 минут (время местное) «18» декабря 2015 года, согласно данным торговой площадке РТС-Тендер, на участие в электронном аукционе было подано две заявки с порядковыми номерами - № 1 и № 2

    По результатам рассмотрения первых частей заявок, решением Комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Приморского края, обе заявки, в том числе и заявка участника с порядковым номером 1, были допущены к участию в электронном аукционе на право заключения государственного контракта, что свидетельствует о том, что инструкция по заполнению первой части заявки, в полной мере позволила участникам, указать параметры в соответствии с требуемыми показателями.

    По результатам подведения итогов электронного аукциона, в соответствии с ФЗ №44-ФЗ, от оператора электронной площадки, уполномоченным органом были получены вторые части заявок участников электронного аукциона, согласно которым участником под № 1 являлось Акционерное Общество «Специализированное строительное управление», что само по себе свидетельствует о том, что участник, руководствуясь оспариваемой им инструкцией по заполнению первых частей заявок, изучив показатели установленные документацией об электронном аукционе, подал заявку на участи в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ и был допущен к участию в электронном аукционе.

    По результатам рассмотрения вторых частей заявок участник под №1 - Акционерное Общество «Специализированное строительное управление» Аукционной комиссией был признан победителем аукциона в электронной форме на право заключение государственного контракт на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края Артем-Находка-порт Восточный на участке км 0 по км 15 и дорожных сооружений на ней по I климатическому району в Артемовском городском округе в рамках реализации подпрограммы № 2 "Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013 - 2017 годы".

    28.12.2015 произведен сбор технической информации с Интернет сайта, размещённого по адресу http://www.rts-tender.ru/, с личного кабинета уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Поморского края. В папке по аукциону № 0120200004715000731, во вкладке «Протокол итогов аукциона 0120200004715000731», размещена информация об участниках вышеуказанного аукциона. По результатам осмотра был составлен протокол осмотра доказательств №1п-3052 и выполнен скриншот страницы личного кабинета.

    На основании изложенного, суд пришел к выводу, что документация об аукционе была составлена в соответствии с ФЗ №44-ФЗ, инструкция по заполнению первых частей заявок позволила участникам безошибочно заполнить установленные заказчиком требования.

    При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности антимонопольным органом в нарушение положений части 1 статьи , части 5 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">200 АПК РФ обоснованности и правомерности вынесения оспариваемого решения в отношении Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в части нарушений части 6 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

    В рассматриваемом случае несоответствующее закону решение антимонопольного органа нарушило права и законные интересы Департамента, так как указанным решением признано, что при проведении аукциона заказчик допустил нарушение ФЗ №44-ФЗ. Принятие антимонопольным органом решения о нарушении законодательства в сфере закупок может служить основанием для привлечения заказчика к административной ответственности.

    В соответствии с частью 2 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

    При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской заявитель как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве заявителя, освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

    Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    р е ш и л:

    признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по делу №792/04-2015 от 25.12.2015 в части нарушений: части 6 статьи 31 Закона №44-ФЗ; пункта 2 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ, как несоответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Решение подлежит немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

    Судья Голуб Е.И.

    Суд:

    АС Приморского края

    Истцы:

    ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ (ИНН: 2538030581 ОГРН: 1022501896438)

    Ответчики:

    УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ (ИНН: 2540017193 ОГРН: 1022502277170)

    Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

    в присутствии представителей:

    СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга (далее – Заказчик):

    рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 19069 от 01.09.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции светофорных объектов Санкт-Петербурга в 2015-2016 годах (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

    УСТАНОВИЛА:

    Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru , номер извещения № 0372200213515000135. Начальная (максимальная) цена контракта – 39 570 114,73 рублей.

    В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.

    Заказчик считает жалобу необоснованной.

    Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.

    Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

    Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

    1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

    2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

    Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 0372200213515000135-2 от 24.08.2015 заявка Заявителя (порядковый номер 5) заняла первое место по результатам проведения электронного аукциона (ценовое предложение 34 274 613,19 рублей).

    Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 0372200213515000135-3 от 26.08.2015 заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующим основаниям: «В соответствии с ч.2, ст.31 Федерального Закона 44-ФЗ, подпунктом 1.6.3.1. части I Информационной карты Документации, Заказчиком установлены дополнительные требования, устанавливаемые Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, а именно: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В качестве подтверждения опыта участником представлен Договор подряда №125/13 от 20.05.2013 г. «на выполнение работ по капительному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Лот №228: капительный ремонт автомобильной дороги А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» Кировск–Мга-Гатчина-Большая Ижора, км 18+000 – км 21+000, Ленинградская область, протяженность 3,0 км» на сумму 211 885 120,00 рублей. Комиссия установила, что предметом данного договора являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства . Таким образом, участником не представлено подтверждение опыта исполнения контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов не являющихся объектами капитального строительства. Следовательно, вторая часть заявки участника не соответствует требованиям документации об аукционе в электронной форме, на основании п.2, ч.6, ст. 69 Федерального Закона 44-ФЗ, в связи с несоответствием участника такого аукциона требованиям, установленным ч.2, ст. 31 Федерального Закона 44-ФЗ».

    В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.

    В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

    В документации об аукционе Заказчиком на основании Постановления Правительства № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства № 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом под соответствующими работами понимается опыт исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

    Заявителем в качестве подтверждения опыта представлен Договор подряда №125/13 от 20.05.2013 г. «на выполнение работ по капительному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: Лот № 228: капительный ремонт автомобильной дороги А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» Кировск- Мга-Гатчина-Болыная Ижора, км 18+000 - км 21+000, Ленинградская область, протяженность 3,0 км» на сумму 211 885 120,00 рублей.

    В соответствии с п. 2 Приложения №1 к Постановлению Правительства № 99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034- 2007 (далее - ОКПД), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом под соответствующими работами понимается опыт исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

    работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

    работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

    В соответствии с Письмом Минэкономразвития России ФАС России от 28.08.2015 23275-ЕЕ-Д28и-АЦ-45739-15 при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

    Участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

    Участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

    Согласно п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

    Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В норме упоминаются объекты капитального строительства, определение которых есть в ГрК РФ. То есть объекты недвижимости (незавершенные объекты, здания и сооружения) являются объектами капитального строительства, следовательно, для них характерны те же признаки, что и для недвижимого имущества.

    В соответствии с п.23 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-Ф3 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

    Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

    Согласно общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 359 к объектам выступающим как сооружение относятся, в том числе, автомобильная дорога в установленных границах и включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров;

    Кроме того, пунктом «в» п. 2 ст. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 также определено, что к объектам капитального строительства относятся, в том числе, линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

    Следовательно, автомобильная дорога является объектом капитального строительства.

    Таким образом, жалоба признана необоснованной.

    Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

    Признать жалобу ООО «Гермес» необоснованной.



    Поделиться