Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по (субъект РФ)
от заявителей:
фио адреса
ЗАЯВЛЕНИЕ
о привлечении к ответственности за
нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге
Мы проживаем в доме, расположенном по адресу … Считается, что управление домами осуществляется ООО УК (или ТСЖ). Действуя в обход закона, организация уклоняется от заключения договора управления и в обход закона собирает платежи без предоставления возможности потребителям справиться относительно состава услуг и работ, условий предоставления услуг, порядка их оплаты.
Между тем,в силу пунктов 1, 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией на основании договора, в котором должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Такой договор заключается с каждым собственником помещения в многоквартирном жилом доме. Существенные условия договора управления принимаются общим собранием собственников.
Инициатива заключения договора управления законом возложена на организацию (п. 22 “Правил предоставления коммунальных услуг”, утв Постановлением Правительства №354)
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2012 г. №17 постановил отнести “отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать … услуги исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация…, осуществляющая …, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ и Законом РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п.1).
В соответствии ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на предоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе и о реализуемой услуге.
Согласно ст. 37 упомянутого закона порядок расчетов за выполненную работу/оказанную услугу определяется договором между потребителем и исполнителем.
Однако в нашем случае допущено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о порядке расчетов и о составе услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, а главное - о порядке определения цены договора, о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения. При таких обстоятельствах потребитель поставлен в униженное положение плательщика, лишенного своего законного права на информацию.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.14.8 КоАП РФ
(Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы ).
Согласно ч.1 ст. 23.49 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.6 - 14.8 настоящего Кодекса, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Судебная практика подтверждает, что отсутствие письменного договора об оказании жилищно-коммунальных услуг хотя бы с одним из потребителей влечет ответственность для юридического лица в виде штрафа в размере от 5000 рублей. Так решением Арбитражного суда Свердловской области, а также постановлением 17-го арбитражного апелляционного суда по делу №А60-13456/2010-С9 ЗАО «Управляющая жилищная компания «Урал-СТ» была привлечена к ответственности оп ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, об исполнителе, так как правилами предоставления коммунальных услуг гражданам императивно установлено, что информация об исполнителе и об оказываемых им услугах должна быть указана, прежде всего, в договоре. Довод ЗАО «Управляющая жилищная компания «Урал-СТ» о том, что размещение информации о возможности заключения договора с приложением типовой формы договора на доске объявлений и указание информации о возможности заключения договора в квитанциях на оплату коммунальных услуг при отсутствии письменного заключенного с потребителем (с его подписью) договора управления многоквартирным домом и предоставления коммунальных услуг освобождает от ответственности управляющую компанию не принят во внимание судом, так как указанные действия закрытого общества не свидетельствуют о принятии им всех возможных мер к недопущению нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах, об исполнителе.
А в перечне возможных действий указано, например, направление потребителю договора заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручение потребителю экземпляров договора для подписания, и др. Требование о наличии письменного договора об оказании жилищно-коммунальных услуг с каждым потребителем распространяется не только на управляющие компании, но и на товарищества собственников жилья (независимо является ли потребителе членом ТСЖ или нет), кооперативы и иные организации, являющиеся исполнителями жилищно-коммунальных услуг для граждан.
На основании изложенного
ПРОСИМ:
Обязать управляющую организацию/ТСЖ,ЖСК устранить указанные нарушения и рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ
Вопрос: ...Административным органом было вынесено постановление о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (в кредитный договор было включено условие о возможности изменения банком в одностороннем порядке размера процентной ставки по договору). Является ли административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся для целей применения срока давности привлечения к административной ответственности? (Консультация эксперта, 2010)
Вопрос: Административным органом было
вынесено постановление о привлечении банка
к административной ответственности,
предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ
(включение в договор условий, ущемляющих
установленные законом права потребителя) (в
кредитный договор было включено условие о
возможности изменения банком в
одностороннем порядке размера процентной
ставки по договору).
Является ли
административное правонарушение,
предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся
для целей применения срока давности
привлечения к административной
ответственности?
Ответ: В соответствии
с ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных
правонарушениях включение в договор
условий, ущемляющих установленные законом
права потребителя, влечет наложение
административного штрафа на должностных
лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч
рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч
до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 16
Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" (далее - Закон N 2300-1)
установлено, что условия договора,
ущемляющие права потребителя по сравнению
с правилами, установленными законами или
иными правовыми актами Российской
Федерации в области защиты прав
потребителей, признаются
недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 4.5
КоАП РФ постановление по делу об
административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев (по
делу об административном правонарушении,
рассматриваемому судьей, - по истечении
трех месяцев) со дня совершения
административного правонарушения, а за
нарушение законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей - по
истечении одного года со дня совершения
административного правонарушения.
Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при
длящемся административном правонарушении
сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ,
начинают исчисляться со дня обнаружения
административного правонарушения.
В
абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях" разъясняется, что при
применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ необходимо
исходить из того, что длящимся является
такое административное правонарушение
(действие или бездействие), которое
выражается в длительном непрекращающемся
невыполнении или ненадлежащем выполнении
предусмотренных законом обязанностей. При
этом следует учитывать, что такие
обязанности могут быть возложены и иным
нормативным правовым актом, а также
правовым актом ненормативного характера,
например представлением прокурора,
предписанием органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор
(контроль). Невыполнение предусмотренной
названными правовыми актами обязанности к
установленному сроку свидетельствует о
том, что административное правонарушение
не является длящимся.
В рассматриваемой
ситуации банк совершил административное
правонарушение, выразившееся во включении
в кредитный договор условий, которые
ущемляют права потребителя.
Данное
правонарушение не может быть длящимся, так
как оно является оконченным в момент
подписания кредитного договора.
Аналогичная позиция содержится в
Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского
округа от 07.04.2009 N А58-1341/08-Ф02-1241/08, ФАС
Московского округа от 04.05.2010 N КА-А40/3855-10, ФАС
Северо-Кавказского округа от 07.05.2010 N
А63-10082/2009.
Таким образом,
административное правонарушение,
предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, не
является длящимся. Срок привлечения к
административной ответственности начинает
исчисляться с момента заключения договора
с потребителем.
М.А.Зубко
Центр
методологии бухгалтерского учета
и
налогообложения
20.08.2010
Нарушение иных прав потребителей
Комментарий к статье 14.8 КоАП РФ:
1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 статьи 10) . Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.
3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.
5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.
Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарии к ст. 14.8 КОАП РФ
1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 ст. 10). Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".
Кроме сведений о товарах (работах, услугах) потребитель имеет право получить информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, о режиме работы изготовителя, исполнителя, продавца (см. ст. ст. 9 и 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.
3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.
5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.
Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Комментарий к Ст. 14.8 КоАП РФ
1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области защиты прав потребителей, отношения в сфере торговли и иных форм предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного деяния выражается в нарушении требований законодательства о защите прав потребителей, причем в данном случае они могут исполняться как путем совершения активных действий, так и в форме бездействия. Например, положения ч. 1 указывают на объективную сторону в форме бездействия, выражающегося в непредоставлении потребителю необходимой информации о товаре, работе, услуге, их изготовителях (исполнителях) и режиме их работы.
Объективная сторона по ч. 2 настоящей статьи выражается в действиях, которые заключаются в нарушении закрепленного гражданским законодательством принципа свободы договора. Объективная сторона в данном случае выражается посредством включения в текст договора, который, как правило, разрабатывается продавцом, исполнителем работ или услуг, условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Указанные действия зачастую становятся предметом судебных разбирательств.
Так, по жалобе потребителя о нарушении его прав и законных интересов при оказании жилищно-коммунальных услуг и на основании письма заместителя прокурора помощником прокурора совместно с должностным лицом управления Роспотребнадзора по субъекту РФ было проведено внеплановое мероприятие по контролю (надзору) в отношении управляющей компании ООО «Изумрудный город». В ходе проверки было установлено, что до потребителя в наглядной и доступной форме не была доведена информация, предусмотренная подпунктом «п» пункта 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». По факту выявленных нарушений прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП. Постановлением по делу об административном правонарушении общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП. Однако суд пришел к выводу о том, что событие вменяемого обществу правонарушения по ч. 1 ст. 14.8 КоАП не было доказано.
———————————
http://www.pravowed.ru/weekly/2010/21/09
Объективная сторона ч. 3 настоящей статьи также выражается в форме бездействия, заключающегося в непредоставлении потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, например скидок и т.п.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, выражается в нарушении законных прав потребителей, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), в частности, нарушении права выбора потребителя при оплате товаров (работ, услуг) наличного расчета или использования национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт, а также других прав, установленных законом, при оплате товаров (работ, услуг). Часть 4 вступает в силу с 1 января 2015 года.
2. Субъектом ответственности за совершение указанных деяний закон определяет должностных и юридических лиц, реализующих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги. В качестве должностного лица в большинстве случаев рассматривается руководитель юридического лица, совершившего предусмотренное настоящей статьей нарушение. Однако наряду с руководителем к ответственности может быть привлечено и иное должностное лицо, например мастер строительного участка, прораб и т.п., т.е. субъект, в обязанности которого вменяется проверка качества реализованного товара, выполненных работ или оказанных услуг. Наряду с юридическими лицами, указанные виды деятельности в полной мере могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, которые санкцией настоящей статьи в качестве субъектов ответственности не предусмотрены.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний может быть выражена как умыслом, так и неосторожностью.