Процессуальное положение суда (судьи). Роль и правовое положение суда в современном российском уголовном процессе бурмагин сергей викторович Процессуальное положение суда судьи уголовном процессе

В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное по­ложение, осуществляя функции разрешения дела и судебного кон­троля.

Функция разрешения уголовного дела, то есть правомочие по раз­решению спора между обвинением и защитой, выполняется судом путем рассмотрения и разрешения в судебном заседании уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (актом) от органов ис­полнительной власти.

Функция судебного контроля обязывает суд выступать арбитром в споре между гражданином (участвующим в процессе на стороне защиты или обвинения или относящимся к числу иных участников процесса), который считает, что его конституционные права наруше­ны, и должностными лицами и органами, ведущими уголовный про­цесс, и проверять законность действий (бездействия) и решений по- следних.

Полномочия суда, сформулированные в ст. 29 УПК РФ, включают в себя:

Признание лица виновным в совершении преступления и назна­чение ему наказания;

Применение к лицу принудительных мер воспитательного воз­действия или медицинского характера;

Отмену или изменение решения, принятого нижестоящим судом;

Принятие решений об избрании меры пресечения в виде заклю­чения под стражу, домашнего ареста, залога, продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого или об­виняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экс­пертизы;

Санкционирование производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, производства обыска или вы­емки в жилище, выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемки предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, произ­водства личного обыска (за исключением случаев, предусмотрен­ных ст. 93 УПК РФ), наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, ареста на имущество, включая денежные средства физических и юри­дических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хране­нии в кредитных организациях; санкционирование контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также получения информации о соединениях между абонентами или абонентски­ми устройствами;

Принятие решений о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

Принятие решений о возмещении имущественного вреда, а также о реализации или уничтожении вещественных доказательств.

В ходе досудебного производства суд также правомочен рассма­тривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК РФ. При выявлении в ходе судебного рассмотрения уголовного дела обстоятельств, способствовавших со­вершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес соответствующих организаций и должностных лиц с требованием принятия необходимых мер.

Состав суда, рассматривающего уголовные дела, определен ст. 30 УПК РФ. По первой инстанции рассмотрение судом уголовных дел может осуществляться в следующем составе: один судья федерального суда общей юрисдикции; судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей; коллегия из трех судей фе­дерального суда общей юрисдикции; мировой судья. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей рай­онного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех су­дей федерального суда общей юрисдикции.

Подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции (включая во­енные суды) определена ст. 31 УПК РФ.

По общему правилу уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окон­чено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то уголовное дело будет подсудно суду по месту окончания преступле­ния. Если преступления совершены в разных местах, уголовное дело будет рассматриваться судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где было совершено большинство расследованных по дан­ному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них. В случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело обо всех преступлениях рассматрива­ется вышестоящим судом (ст. 32 УПК РФ).

  • Понятие и назначение уголовного судопроизводства
    • Понятие и сущность уголовного процесса
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного судопроизводства
    • Исторические типы (формы) уголовного процесса
  • Уголовно-процессуальное законодательство
    • Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
    • Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
    • Общая характеристика и структура УПК РФ
    • Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
  • Уголовно-процессуальное право
    • Понятие и значение уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
    • Уголовно-процессуальные правоотношения
    • Процессуальная форма
    • Уголовно-процессуальные документы
    • Процессуально-правовые гарантии
    • Уголовно-процессуальные функции
    • Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
    • Уголовно-процессуальное право и нормы морали
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
    • Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
  • Участники уголовного судопроизводства
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Прокурор в уголовном процессе
    • Следователь в уголовном процессе
    • Руководитель следственного органа
    • Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
    • Потерпевший в уголовном процессе
    • Частный обвинитель в уголовном процессе
    • Гражданский истец в уголовном процессе
  • Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
  • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Подозреваемый в уголовном процессе
    • Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
    • Защитник в уголовном процессе
    • Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
  • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Свидетель в уголовном процессе
    • Эксперт в уголовном процессе
    • Специалист в уголовном процессе
    • Переводчик в уголовном процессе
    • Понятой в уголовном процессе
  • Доказательства и доказывание в уголовном процессе
    • Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
    • Классификация доказательств
    • Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
    • Предмет и пределы доказывания
    • Процесс доказывания и его цель
    • Общая характеристика показаний как вида доказательств
    • Заключение и показания эксперта
    • Заключение и показания специалиста
    • Вещественные доказательства
    • Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
  • Меры процессуального принуждения
    • Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
    • Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
    • Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
    • Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы
  • Процессуальные сроки и процессуальные издержки
  • Реабилитация
    • Общая характеристика института реабилитации
    • Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
    • Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
  • Возбуждение уголовного дела
    • Понятие и значение возбуждения уголовного дела
    • Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Отказ в возбуждении уголовного дела
  • Предварительное расследование
    • Понятие, значение и формы предварительного расследования
    • Общие условия предварительного расследования
    • Иные условия предварительного расследования
  • Предварительное следствие
    • Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
    • Субъекты предварительного следствия
    • Общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Протокол следственного действия и его значение
  • Дознание
    • Порядок и сроки дознания по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
    • Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
  • Привлечение лица в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
    • Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
    • Допрос в качестве обвиняемого
  • Система следственных действий
    • Осмотр и личный обыск
    • Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
    • Контроль и запись телефонных и иных переговоров
    • Допрос
    • Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
    • Производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление предварительного следствия
    • Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
    • Действия следователя после приостановления предварительного следствия
  • Окончание предварительного следствия, уголовного дела и уголовного преследования
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Постановление о прекращении уголовного дела
    • Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
    • Обвинительное заключение
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
  • Подготовка к судебному заседанию
    • Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
    • Общий порядок подготовки к судебному заседанию
    • Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
  • Предварительное слушание
  • Судебное разбирательство
    • Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
    • Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
    • Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
    • Протокол судебного заседания
  • Структура судебного разбирательства
    • Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
  • Приговор
    • Понятие, сущность, значение и виды приговора
    • Требования, предъявляемые к приговору
    • Порядок постановления приговора
    • Структура и содержание приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
    • Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
  • Производство дел у мирового судьи
    • Особенности производства дел у мирового судьи
    • Судебное разбирательство у мирового судьи
  • Производство в суде с участием присяжных заседателей
    • Общие условия производства в суде присяжных
    • Особенности подготовки к судебному заседанию
    • Подготовительная часть судебного разбирательства
    • Особенности судебного следствия
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
    • Напутственное слово председательствующего
    • Вынесение вердикта судом присяжных
    • Обсуждение последствий вердикта
    • Постановление приговора и принятие иных решений
  • Апелляционное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
  • Кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу, и порядок рассмотрения уголовного дела
  • Исполнение приговора
    • Понятие и сущность стадий исполнения приговора
    • Вступление судебного решения в законную силу
    • Порядок обращения к исполнению судебного решения
    • Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
    • Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
    • Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
    • Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
    • Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
  • Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
    • Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
    • Судебное разбирательство
    • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
    • Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
  • Производство о применении принудительных мер медицинского характера
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Процедура судебного разбирательства
    • Особенности имущественной ответственности
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
    • Особенности досудебного и судебного производства
  • Международное право и уголовное судопроизводство
    • Применение норм международного права в уголовном процессе
    • Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
    • Передача выдаваемого лица
    • Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
    • Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
  • Международное сотрудничество стран СНГ
    • Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
    • Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
    • Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
  • Суд, судья, их процессуальные полномочия

    Суд является органом государственной власти, осуществляющим судебную власть. Чтобы понять и осмыслить роль суда в уголовном судопроизводстве, необходимо раскрыть понятие «судебная власть». Если понятие «государственная власть» мы раскрываем через понятие субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями на уровне государства в лице его органов и должностных лиц, то понятие судебной власти уточняется и конкретизируется через понятие «власть», которая осуществляется специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 1 ФКЗ «О судебной системе» гласит, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемыми в уголовном судопроизводстве в установленном законом порядке представителями народа: присяжными заседателями».

    Конституция РФ в ст. 10 закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть - это самостоятельная власть и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного и гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между органами государства, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющих одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд в механизме сдержек и противовесов выступает важным его элементом. Судебная власть, как отмечает И.Л. Петрухин, «учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность и законность их действий и решений».

    Судебная власть есть тот реальный фундамент, который предназначен для обеспечения прочности конструкции государственности страны, разрешая конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. Судебная власть призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебная защита посредством уголовного судопроизводства выступает как часть общегосударственной защиты прав и свобод личности. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель (предназначение).

    Именно такой смысл заложен в ст. 6 УПК, в которой отражено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1) и защиту личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 2). Если реализация п. 1 данной статьи осуществляется посредством функции обвинения (уголовное преследование), то п. 2 - посредством функции защиты от обвинения.

    Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть (ст. 18. ч. 1 ст. 118). Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.

    Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.

    Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания . С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство. Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса - возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая - судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства.

    Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти. Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то необходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд .

    В судебном производстве суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с разрешением дела по существу. Все действия суда и есть сфера действия судебной власти. Судебная власть выступает как особая форма государственно-властных отношений в сфере уголовного судопроизводства. В силу этого судебная власть необходима тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке.

    Судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав человека, гражданина. Укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства - это основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства. В Концепции судебной реформы говорится, что «ядром всякой реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначения и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений». Основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты основных прав и законных интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

    Исходя из положений уголовно-процессуального закона, центральное место в содержании судебной власти отводится деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу. Наряду с этим в содержание судебной власти в уголовном процессе входит также и деятельность суда, осуществляющего судебный контроль в досудебном производстве.

    Существование судебного контроля как особого вида деятельности суда отрицать сегодня невозможно, ибо он развивается и расширяется. Не случайно в настоящее время вопрос о юридической природе судебного контроля широко обсуждается в науке. Так, В.А. Лазарева пишет, что «уголовное судопроизводство как система распадается на определенное количество подсистем и множество частных процедур, каждая из которых имеет собственные формы, под которыми принято понимать совокупность процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового регулятора.

    Участие суда в процессе производства предварительного расследования неслучайно: оно стало возможным сравнительно недавно, что говорит о возникновении новых форм уголовного судопроизводства наряду с такими традиционными формами, как рассмотрение и разрешение уголовных дел в стадии судебного разбирательства, а также в стадиях кассационном и надзорном производствах.

    Термин «судебный контроль» не нов, он применялся в научной литературе и ранее, ибо использовался для обозначения, например, деятельности суда по проверке и оценке результатов предварительного расследования в стадии предания суду, а также и в последующих судебных стадиях. Многоступенчатость уголовного процесса позволяет сегодня обеспечивать контроль за законностью результатов уголовно-процессуальной деятельности на всех этапах судопроизводства. Говоря о судебном контроле сегодня, мы говорим о новой его форме, которая выражает существо взаимоотношений судебной власти и органов уголовного преследования.

    Судебный контроль, осуществляемый непосредственно при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании, преследует те же цели, что ставятся перед судебными органами: обеспечить законность и эффективность уголовного судопроизводства защиту прав и свобод участников процесса. Это и позволяет считать его одним из способов осуществления правосудия. Наличие такого контроля в досудебном производстве отличается наибольшей эффективностью и своевременностью восстановления нарушенных прав и позволяет заинтересованному лицу незамедлительно обратиться в суд с жалобой за защитой его прав.

    Рассматривать судебный контроль в досудебном производстве в качестве особого способа осуществления правосудия позволяет укоренившееся в науке мнение о правосудии как деятельности суда по разрешению социально-правовых конфликтов, по восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства.

    Уголовные дела рассматриваются судьями единолично и коллегиальным составом .

    Единолично уголовные дела рассматривает судья федерального суда общей юрисдикции. Рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайство о том, что желает рассматривать дело в коллегиальном составе, то дело будет рассмотрено единолично судьей федерального суда общей юрисдикции.

    Единолично рассматриваются уголовные дела судьей районного суда в апелляционном порядке. Также единолично рассматривают дела мировые судьи, а в указанных в ч. 3 ст. 30 УПК случаях и судьи гарнизонных военных судов. Единолично рассматривают уголовные дела районные суды и гарнизонные военные суды, действующие в качестве судов первой инстанции, когда они принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 5 ст. 109. ч. 3 ст. 125 и ч. 2 ст. 165 УПК).

    Коллегиально суд первой инстанции может рассматривать дело в составе коллегии из трех профессиональных судей, судьи единолично или судьи и 12 присяжных заседателей. Суд присяжных рассматривает дела в краевом (областном, городском) суде.

    Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

    При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, один из них председательствует в судебном заседании. Председательствующий руководит ходом судебного заседания, обеспечивает равноправие сторон и состязательность процесса. В начале судебного заседания он разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, а затем следит за регламентом судебного заседания.

    Все присутствующие в зале судебного заседания обязаны вставать, когда суд входит в зал судебного заседания. Показания суду дают также стоя. При обращении к суду с заявлениями и ходатайствами, а также при даче показаний обращаются к суду уважительными словами: «Уважаемый суд». Если же разбирательство дела ведет единолично судья, то к нему обращаются словами: «Ваша честь». Этим особо подчеркивается наличие судебной власти и ее значимость.

    Пополнился первой статье про суд в уголовном процессе , после долгого простоя. В следующей статье планируется раскрыть вопрос про прокурора в уголовном процессе . Предлагаем перейти к прочтению текста самой статьи. 1. В контексте уголовно-процессуального закона суд - это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (п. 48 ст. 5 УПК). Суд первой инстанции - это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (п. 52 ст. 5 УПК), а суд второй инстанции - это суд апелляционной или кассационной инстанции (п. 53 ст. 5 УПК). 2. Согласно части первой ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции

    рассматриваются:

    Судьей единолично;

    Судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;

    Коллегией из трех федеральных судей.

    Судья единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (п. 1 ч. 2 ст. 30 УПК).

    Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (ч. 3 ст. 31 УПК), при условии что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК).

    Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о терроризме (ст. 205 УК РФ), захвате заложника (ч. 2-4 ст. 206 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ), массовых беспорядках (ч. 1 ст. 212 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), шпионаже (ст. 276 УК РФ), насильственном захвате или удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ) и диверсии (ст. 281 УК РФ), независимо от ходатайства обвиняемого, у которого в данном случае вообще нет права выбора состава суда.

    Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично (п. 4 ч. 2 ст. 30 УПК).

    В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей федерального районного суда единолично (часть третья ст. 30 УПК).

    В кассационном порядке уголовные дела рассматриваются судом в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей соответствующего суда общей юрисдикции (ч. 4 ст. 30 УПК).

    3. Только суд по результатам рассмотрения уголовного дела правомочен:

    Признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

    Применить к душевнобольному лицу принудительные меры медицинского характера;

    Применить к несовершеннолетнему лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

    Отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

    Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о (об):

    Избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

    Продлении срока содержания под стражей;

    Помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    Производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    Производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    Производстве личного обыска, за исключением случаев, когда личному обыску подвергается задержанный по подозрению в преступлении;

    Производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

    Наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

    Временном отстранении обвиняемого от должности;

    Наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

    Контроле за телефонными и иными переговорами;

    Получение информации о соединениях абонентов и (или) абонентских устройств;

    Реализации или уничтожении вещественных доказательств, хранение которых при уголовном деле невозможно или затруднено из-за их физических свойств (имеется в виду подвергающиеся скорой порче, быстрому моральному старению или пришедшие в негодность товары и продукция, а равно имущество, издержки по обеспечению специальных условий хранения которого соизмеримы с их стоимостью (см. ст. 82 УПК в редакции 2010 г.).

    Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).

    Основная функция суда в уголовном судопроизводстве - осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра.

    Полномочия, реализуемые судом при производстве по уголовному делу, условно можно разделить на следующие группы:

    1. Полномочия суда по осуществлению правосудия (разрешению уголовных дел по существу). Только суд правомочен:

    1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание. В основе этого положения лежит норма, предусмотренная ст. 49 Конституции РФ, о том, что только суд может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему уголовное наказание. Решение о признании лица виновным в совершении преступления выносится судом только в судебном заседании с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в законную силу по истечении срока его обжалования

    2) к исключительным полномочиям суда в уголовном судопроизводстве относится его право применить клипу принудительные меры медицинского характера. К лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, в состоянии невменяемости, или лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд может применить одну из принудительных мер медицинского характера, предусмотренных законом;

    3) исключительным правом суда в уголовном судопроизводстве является и его право применить в отношении несовершеннолетнего, совершившего впервые преступление небольшой или средней тяжести (если его исправление может быть достигнуто без применения наказания), принудительную меру воспитательного характера, предусмотренную ч. 2 ст. 90 УК (предупреждение; передача под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);

    4) только суд вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

    2. Полномочия суда по контролю за досудебным производством.

    В уголовно-процессуальном законодательстве эти полномочия значительно расширены. Нормы отраслевого законодательства в данном случае приведены в соответствии с требованиями международно-правовых актов, определяющих стандарты в области прав человека, и Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения отдельных прав человека лишь на основе судебного решения.

    Только суду предоставлено право выносить решения, допускающие ограничение важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий. Так, только суд вправе принимать решение:

    1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

    2) о продлении срока содержания под стражей;

    3) помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

    4) возмещении имущественного вреда;

    5) производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

    6) производстве обыска и (или) выемки в жилище;

    7) производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

    8) производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

    9) производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

    В состязательном процессе суд не может принимать на себя ни обвинительные, ни защитительные функции. Он приступает к делу лишь по обвинению, представленному уголовным преследователем, и не вправе выходить за рамки, обозначенные в нем. Это приводит к тому, что главной движущей силой состязательного процесса является спор сторон по поводу обвинения. «Нет обвинения -- нет и процесса» -- одно из важных правил состязательности, вытекающее из принципа независимости суда. Соответственно, ни одна из сторон также не может брать на себя даже часть судейской функции, ведь в противном случае суд не был бы отделен от сторон. «Никто не должен быть судьей в своем собственном деле», -- гласит старинная заповедь состязательного процесса.

    Исследуя проблемы, связанные с реализацией конституционного принципа состязательности в судопроизводстве, а конкретно, при рассмотрении уголовных дел в судах первой инстанции, мнения ученых - правоведов, да и практиков, относительно роли суда, сводятся, в основном, к двум диаметрально противоположным позициям: первая - суд выступает независимым арбитром и лишь оценивает доказательства, представленные сторонами, и вторая - суд должен занимать активную роль в установлении всех обстоятельств дела.

    Так, Лупинская П.А., поддерживая первую позицию, отмечает: «Полномочия суда отличаются от полномочий органов дознания, следователя, прокурора, а поэтому законодатель в УПКРФ не ставит перед ними единой, общей задачи "принять все меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления" и не обязывает председательствующего в суде принимать меры "к установлению истины...". Иное означало бы обязывать суд действовать в интересах стороны обвинения, в то время как для признания лица непричастным к преступлению и его оправдания достаточно неустранимых сомнений в его виновности. Основу такого решения составляет презумпция невиновности, а не установление истины по делу.

    Назначение уголовного судопроизводства, его принципы, в том числе, состязательное построение судебного разбирательства, объясняют отказ законодателя от возложения на суд обязанности устанавливать истину по делу в действующем УПКРФ».

    Другого мнения придерживается Сухарев А.Я.: «Скажем, если закрепленное в УПКРФ сочетание смешанной процессуальной формы традиционного следствия и возрождения состязательного правосудия допустимо и оправданно, хотя бы в силу международных обязательств и конституционных требований, то не совсем логично воспринимается статус самого суда, его председательствующего в установлении истины по делу как ведущей цели правосудия. Почему-то это стержневое целеполагание изъято из процессуального оборота, как, впрочем, и "растворился" в общих рассуждениях общепризнанный важнейший принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела, хотя его идеи и проглядывают в отдельных нормах УПК. Если авторы столь своеобразной модели полагали возможным компенсировать свое видение достижения этой цели ссылками на правомочие председательствующего руководить судебным заседанием во имя "обеспечения состязательности и равноправия сторон", то этим не снимается изначальная и конечная суть проблемы подлинного правосудия. Разве раскрытию принципа состязательности могут помешать правомочные и целесообразные действия судей, если они хотят "напрямую" развеять сомнения в достоверности любой, а не "выборочной" информации, относящейся к существу дела? Зачем же полагаться на "говорящие" стороны процесса, если судей одолевают сомнения? Своеобразное российское прочтение состязательности и роли суда по новому УПКРФ вряд ли способно приблизить правосудие к торжеству законности».

    В соответствии с частями 2 и 3 ст. 15 УПК РФ, раскрывающей содержание одного из принципов уголовного судопроизводства - состязательности сторон, функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

    Своеобразие и сущность статуса суда в состязательном уголовном процессе во многом раскрываются через призму функций председательствующего в судебном заседании.

    Так, согласно ст. 243 УПК РФ, председательствующий руководит судебным заседанием, принимает все предусмотренные Кодексом меры по обеспечению состязательности и равноправия сторон. Председательствующий обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания.

    Согласно ч. 7 ст. 246 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1и 2части первой статьи 24 и пунктами 1и 2части первой статьи 27 УПК РФ.

    В соответствии со ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

    Согласно ч. 1 ст. 274 УПК РФ, очередность исследования доказательств определяется стороной, представляющей доказательства суду.

    При этом, исходя из предписаний ч. 3 ст. 275, ч. 3 ст. 278 УПК РФ, суд задает вопросы допрашиваемым после их допроса сторонами.

    Все вышеуказанные правовые предписания, казалось бы, с очевидностью свидетельствуют о том, что суду отводится роль равноудаленного от сторон арбитра, который вправе лишь «переварить» и оценить представленные сторонами доказательства по правилам, предусмотренным ст. 88 УПК РФ, и постановить приговор.

    Малахова обратилась в Дежурную часть ОП Советского района г. N с заявлением, в котором просила привлечь к уголовной ответственности ее бывшего сожителя Кротова, а также неизвестных ей лиц (приятелей Кротова), которые ее изнасиловали. При этом Малахова просила следователя принять меры по обеспечению ее безопасности, поскольку Кротов с приятелями, неоднократно судимые за совершение тяжких преступлений, угрожали ей физической расправой в случае обращения в правоохранительные органы. Кроме того, Малахова пояснила, что указанные лица состоят в преступной группе, систематически совершают нападения на граждан с целью хищения их имущества. Следователь отказал Малаховой в применении мер безопасности, сославшись на то, что такие меры могут осуществлять исключительно в отношении потерпевших после возбуждения уголовного дела.

    Правомерен ли отказ следователя в применении мер безопасности в отношении Малаховой?

    Перечислите круг участников уголовного судопроизводства, к которым могут применяться меры государственной защиты.

    вещественный доказательство допрос судопроизводство

    Отказ следователя в применении мер безопасности в отношении Малаховой был неправомерным.

    Следователь сослался на то, что такие меры могут осуществляться исключительно в отношении потерпевших после возбуждения уголовного дела.

    Но в ч.2 ст.2 «Лица, подлежащие государственной защите» Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ

    "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " указывается, что «Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления».

    В соответствии со ст. 2 ФЗ-№ 119 государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, к которым относятся:

    • 1) потерпевший;
    • 2) свидетель;
    • 3) частный обвинитель;
    • 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
    • 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
    • 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
    • 7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

    Кроме того, государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.



    Поделиться