Перед Пасхой, в воскресный день шестой седмицы Великого Поста, отмечается светлый двунадесятый праздник, особенно любимый православными Христианами. Называется он Святым Вербным Воскресеньем .
Названий у этого праздника несколько. В православной Христианской традиции его также называют Входом Господним в Иерусалим, реже – Пальмовым Воскресеньем . Посвящен праздник знаменательному событию, которое случилось незадолго до Тайной Вечери, казни на кресте и воскресения Господа нашего, Иисуса Христа.
В Евангелиях повествуется о том, что Господь за шесть дней до Пасхи решил идти в Иерусалим. Многие из тех, кто слышал о чудесах, которые сотворил Христос, выразили твёрдое намерение идти вместе с ним. Эта народная любовь и почтение рассердили фарисеев, которые положили убить Господа, а вместе с ним и воскрешенного из мёртвых Лазаря. Воскрешению Лазаря посвящается Лазарева суббота, которая в православном Христианском календаре предшествует Вербному Воскресенью .
Перед тем, как войти в Иерусалим, Христос посылает своих учеников в селение, называемое Вифания, чтобы они взяли там ослицу и ослёнка и привели к нему. Сделано это было для того, чтобы показать евреям, что Мессия явился к ним с миром, с вестью благой, и Бог не желает войны и кровопролития. На Востоке въезд в город на осле – символ расположения к этому городу и его народу, мирный символ.
Господа Иисуса Христа население Иерусалима встретило чрезвычайно торжественно, словно законного царя. Люди ликовали, радостно восклицали и пели, простирая одежды свои и свежие пальмовые ветви под копыта осла, на котором ехал Господь. Восторг объял всех, и взрослых, и детей. Так пишет об этом событии евангелист Иоанн, любимый ученик Христа: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Вспоминая о ликовании евреев во время въезда Христа в Иерусалим, верующие украшают дома свои пальмовыми ветвями до сих пор. В православной традиции пальму заменила верба. Верба одной из первых просыпается после зимы, свидетельствует торжество жизни. Именно поэтому она и была выбрана Православной Христианской Церковью.
Во время празднования Входа Господня в Иерусалим в Христианских храмах, церквях и монастырях проводится всенощная служба. Все молящиеся, и миряне, и священнослужители, душой встречают Господа со светлой и чистой радостью. В руках своих они держат горящие свечи и распустившиеся веточки вербы. Во время второй части всенощного бдения читается молитва, в которой верующие просят благословить «ваий», то есть вербные ветви. После прочтения этой молитвы веточки окропляются святой водой.
В православной Христианской традиции принято бережно хранить освящённые ветви вербы в течение целого года, вплоть до следующего Вербного Воскресенья , украшать ими домашний иконостас. Порой небольшие букетики из освящённой вербы вкладываются в руки усопшим как символ будущего воскресения из мёртвых, победы Христа над смертью, грехом и всем воинством ада.
Вход Господень в Иерусалим – праздник великопостный. Это означает, что действуют определенные ограничения, не все продукты верующие могут вкушать. В воскресный день шестой седмицы разрешается православным, которые решили поститься, есть пищу растительную варёную, с маслом и виноградным вином. Вкушать рекомендуется её дважды в день. В честь великого двунадесятого праздника, Вербного Воскресенья, православным верующим разрешается также есть блюда из рыбы. В Лазареву субботу, преддверие светлого праздника, рыбу вкушать нельзя, но можно кушать икру
празднование совершается в последнее воскресение перед Пасхой
В оспоминанию одного из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа - Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника Пасхи - посвящен один из главных церковных праздников, в православной Церкви входящий в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную Седмицу. Это событие описали все четыре Евангелиста (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19).
За 5 дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Христа, постилая одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21. 9; ср.: Мк 11. 9; Лк 19. 38; Ин 12. 13). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в том числе как мессианское приветствие. Евангелист Матфей пишет, что вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф 21. 10); Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф 21. 12-13; Лк 19. 45-46).
Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9. 9) и по толкованию святителя Иоанна Златоустого"… подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая тем понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, что отнято от него Царство Божие и отдано народу, приносящему плоды его (Мф. XXI, 43). Молодой осленок, на которого никто не садился, означал, по его словам, все те новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, которые составили на первых порах молодую Церковь Христову и приняли легкий ярем Евангелия. Одежда, которой покрыли апостолы осленка, означала Его учение. Таким образом, все событие отмечало коренной перелом в плане Домостроительства Божия о спасении человека, когда то исключительное, руководящее значение, которое имел народ Израильский в Ветхом Завете, перешло от него к другим народам. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. (Беседы на Евангелие от Марка, епископ Василий Кинешемский, глава XI, ст. 1-10)
Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (греч. ваия), праздник Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий. В славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) является одним из главных праздников, установленных Русской Православной Церковью.
Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.
Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. Так как Пасха наступает каждый год в разные дни, то и Вербное Воскресенье не имеет постоянной даты, т.е. это переходящий праздник.
Значение праздника Входа Господня в Иерусалим
О событиях, связанных с этим праздником, нам рассказывает Евангелие. Чтобы утвердить веру народа в то, что Иисус и есть Спаситель мира, за неделю до событий Страстной седмицы и Своего воскресения, Он в сопровождении учеников отправился в Иерусалим. По дороге Иисус послал Петра и Иоанна в селение, наказав им привести молодого осла. При этом Спаситель точно указал место, где его можно будет найти. Вскоре Иисусу привели осленка, которого ученики покрыли своими одеждами. Сын Божий сел на него и в сопровождении большого количества людей торжественно въехал в столицу.
Одни люди стали расстилать на его пути одежды, другие же срезали пальмовые ветви и, размахивая ими, кричали: «Осанна (т.е. спаси, слава) в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как уверовали, что Иисус и есть предсказанный пророками Царь-Спаситель народа Израиля.
Когда Иисус вошел в храм, то опрокинул лавки торговцев и меновщиков, после чего выгнал их из храма, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( . 21,13). Народ Иерусалима с восхищением слушал слова Учителя, к Иисусу подошли больные, хромые и увечные. Он исцелил их, а дети воспели Ему хвалу. Затем Иисус покинул Иерусалимский храм и вернулся с учениками в Вифанию.
Богословы сосредотачиваются на сверхъестественно явленном царском достоинстве Спасителя: сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением Сына Божия, Он, между тем, оказывается равночестным Отцу.
С пальмовыми ветвями, или вайями, в древности встречали победителей, от этого обычая произошло второе название праздника Входа Господня во Иерусалим – Неделя ваий. Но в России верующие называют этот праздник Вербным воскресеньем, т. к. вместо пальмовых ветвей верующие ежегодно приветствуют Спасителя ветвями вербы – единственного растения, которое расцветает в эту пору в условиях российского климата.
Мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка вербы служит для нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.
Освященные веточки цветущей вербы православные христиане хранят дома у икон в течение всего года.
Как отмечают Вербное воскресенье?
В этот светлый день православные верующие поздравляют друг друга с праздником и спешат в церковь на службу. Утром во всех храмах совершается праздничная литургия и освящение вербы – символа праздника. Церковь напоминает нам о торжественном Входе Господня в Иерусалим и воспевает:
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». (Кондак, глас 6-й)
За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви вербы со свечами в память того, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.
Вербным воскресеньем заканчиваются труды Великого поста и начинаются события Страстной седмицы. Уже через неделю верующие отпразднуют главный христианский праздник — Святую .
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Вербное воскресенье - великий двунадесятый переходящий праздник, который празднуется в шестое воскресенье Великого поста. Этот праздник иначе называют Неделею Ваий или Цветоносною. В этот день празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом и освящаются молитвой и окроплением святой водой, распускающиеся ветки вербы (ваиа) или других растений.
Обряд освящения веток вербы уходит своими корнями в глубокую древность, когда с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Освященные ветки в Вербное воскресенье служат знаком победы Христа над смертью и напоминают о будущем воскресении всех нас из мертвых. Эти ветки раздаются молящимся, с которыми при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, прославляя Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день
входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук.
Из Евангелия известно, что вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Вифании, к горе Елеон-ской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, Иисус Христос сел на него и въехал в Иерусалим на осле, что символизировало кротость и миролюбие. Толпа приветствовала Его как Мессианского Царя. А Он показывал толпе, что можно быть Царем-Мессией, описанным пророками, и в то же время оставаться чуждым земного владычества. Царство же Господне - не земной Иерусалим, который будет разрушен, и не Иудея, которую поработят, но Церковь, которую и «врата адовы не одолеют» (Мф. 16:18).
Между тем в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший умершего четыре дня назад Лазаря, идет в Иерусалим. Множество народу, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (достоин хвалы, идущей от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на этот город. Иисус знал, что народ отвергнет Его, своего Спасителя, и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Придут на тебя дни, когда враги окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего».
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?» Народ отвечал: «Это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»
Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им: «Да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей ты устроил хвалу?» (Пс. 8:3).
В следующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины искали возможность погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно следовал за Ним и слушал Его (Мф. 21:1 -17; Мк. 11:1 - 19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19).
ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА ТОРЖЕСТВЕННОГО ВХОДА ГОСПОДНЯ
В ИЕРУСАЛИМ, ГЛАС 1-й
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе - Победителю смерти - вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.
Слово Святейшего Патриарха Пимена на Вход Господень в Иерусалим
"Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует сразу два события: воскрешение праведного Лазаря и торжественный Вход Господа и Спасителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...» . Христово Воскресение и воскрешение Лазаря являются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Богослужением.
Во время сегодняшнего Богослужения Святая Церковь поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» (стихира на «Господи, воззвах»), - это очень утешительные для каждого из нас слова. Они говорят, что на это торжество, на этот праздник собрал нас Дух Святой для того, чтобы, взяв Крест Спасителя нашего и Господа, воспевать: «Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
После этого праздника, как вы знаете, начинается Страстная седмица, в Богослужениях которой постоянно воспоминается святой Крест, страдания Спасителя и Господа «нас ради человек и нашего ради спасения», Его крестные муки, Его смерть и затем Его преславное Воскресение.
В нынешний праздник Святая Церковь готовит нас к тому, чтобы мы соответствующим образом провели Страстную седмицу. Послушайте еще раз эти глубоконазидательные слова церковного песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
Святая Церковь зовет нас к повторению торжественной хвалы, которая воспевалась отроками, с вайями (ветвями) встречавшими Спасителя Господа при входе Его в Иерусалим. Но, говорит Святая Церковь, эти песнопения надо воспевать, взяв Крест Господень, а не только держа в руках ветви.
Что это значит - взять Крест Господень? И как это можно сделать?
Это сделал во время земной жизни Спасителя, когда Господь шел на Голгофские страдания, Симон Киринейский (Мф. 27, 31-32). Он поднял тяжелый деревянный Крест, который сначала нес Сам Спаситель и изнемог под его тяжестью, и помог донести этот Крест до Голгофы.
Если бы мы, дорогие братья и сестры, могли взять Крест Господень на себя, то, как говорят святые отцы, на земле был бы рай. Взять на себя Крест Господень - это значит следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа. Если Он страдал за нас, то и мы должны страдать друг за друга. Если Он свои страдания предпринимал для нашего спасения, то и мы должны предпринимать посильные труды для спасения наших ближних, совершать дела христианской любви.
Святая Церковь без Креста существовать не может. Свое основание она имеет на Кресте, с Крестом она совершает свой путь и Крестом венчается. Точно таков должен быть путь жизни человека-христианина.
Церковь Святая дает своим чадам крест, который и является для них Крестом Господним. Так, например, при рукоположении священнослужителя на него возлагается крест, который должен напоминать ему, что в продолжении всей своей жизни пастырь должен быть носителем Креста Христова, но не только носителем, а и исполнителем тех дел, которые совершал Господь наш для рода человеческого. Возлагается Крест Христов на христиан и при пострижении в монашество. На плате, который называется параман, написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». И на каждого из нас, дорогие братья и сестры, Крест Христов обязательно возлагается при святом Крещении, возлагается на нашу грудь. И еще дается Крест Христов Церковью в руки человеку усопшему. Это возложение Креста бывает часто помимо воли самого человека. Случаи, когда в предсмертный час человек сам бы взял в руки крест, очень редки. Обыкновенно крест влагают в в руки почившего, когда душа уже покинет его тело.
Во всех вышеперечисленных случаях возложение креста означает крестоношение.
Но вот что, дорогие братья и сестры, прискорбно , ...бывают случаи, когда мы сами, в самых ответственных моментах нашей жизни, отказываемся от крестоношения. И тогда то, что мы стоим ныне с вайями, обесценивается, потому что хороши ветви тогда, когда они в руках, а на нашей груди находится Крест Христов (и мы идем за Христом - прим. ).
Так, накануне Страстной седмицы, когда почти ежедневно вспоминается Животворящий Крест Христов, Святая Церковь подготавливает нас к тому, чтобы мы Крест Христов взяли на себя и не роняли его, а подняли и несли, как это сделал Симон Киринейский. Только тогда мы должным образом сможем провести Страстную Седмицу и в радостном общении со Христом встретить Его Светлое Воскресение.
Вайи - это символ жизни. Отрадно видеть при наступлении весны как зацветают цветы, как появляются листочки на деревьях, как пробуждается, оживает природа. Мне сейчас невольно вспомнились слова одного святителя нашей Церкви, который восхвалял Господа такими словами: «Как Ты прекрасен в торжестве весны, когда восклицает вся тварь и на тысячу ладов радостно взывает к Тебе: Ты - Источник Жизни, Ты - Повелитель смерти. При лунном свете стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах, вся земля - Невеста Твоя. Она ждет Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души?!»
Такое душевное настроение может переживать каждый из нас. И вот еще одно изречение того же архипастыря: «Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздника, отчего тогда в сердце развивается дивная легкость, ни с чем другим не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это - веяние благодати Твоей».
Мы с вами, братья и сестры, чувствуем веяние благодати Божией не только в дни великих праздников, но и за каждым Богослужением в святом храме. В сегодняшний праздничный день желаю вам быть безропотными носителями Креста Христова, чтобы Крест Христов помог нам богоугодно подвизаться и радостно встретить светлый праздник Воскресения Христова. Аминь".