Как живут русские в монголии. Русские в монголии. А вот нормы провоза алкогольной и табачной продукции

Монголия – удивительная страна! Степь да степь кругом, людей практически нет. Но в столице не протолкнуться! Улан-Батор уже сегодня страдает. Город не может обеспечить комфортом всех своих жителей, а их число с каждым годом только растёт!

До революции почти все монголы жили в юртах. Сейчас большинство населения сконцентрировано в городах, но и там есть целые микрорайоны, состоящие из юрт. Юрта сегодня – по-прежнему основное жильё примерно для 30% монголов.

Напомню, кстати, что словом "юрта" традиционное жилище монголов называем только мы. Для самих монголов это "гэр". Это же слово обозначает дом в целом. Давайте посмотрим, как живут современные монголы!

01. Начнём с кладбища и постепенно будем подниматься вверх. На кладбище нет оград, в этом плане монгольские кладбища куда круче наших!

02. Странно, что многие могилы провалились. Если кладбище заброшенное, то почему его вообще не снести? А если ещё есть родственники, то почему они не следят за могилами?

03. За кладбищем на окраине столицы начинается самое дешёвое жильё для живых.

04. Пригороды – это либо частные маленькие домики, либо юрты!

05. Юрта – это главная монгольская жилая единица. Они тут повсюду. Многие семьи покупают юрту, летом ставят её в степи и живут как на даче! Можно детей с бабушкой отправить в степь! В этом плане очень удобно, все кочуют с места на место. Юрту можно поставить в любом месте за городом.

Гэр представляет собой конструкцию из нескольких решётчатых секций (их делают из дерева), каркаса свода и толстого войлока, который всё это покрывает. Летом слой войлока обычно один, зимой – два или больше. Причём летом хозяева обычно открывают некоторые части гэра так, чтобы он естественным образом вентилировался.

От среднеазиатских юрт монгольский гэр отличается тем, что он пониже, а в его центре есть два столба, которые поддерживают свод.

06. Вот так выглядит магазин юрт на рынке. Их много! Можно собрать юрту как конструктор, но самый шик – это сделать себе крутую юрту на заказ у хорошего мастера. Тут указаны цены: деревянный каркас стоит миллион тугриков (24,6 тысячи рублей), а гэр целиком – от 1,9 до 2,4 миллиона (от 46,7 тыс. до 59 тыс. рублей).

В интернете 5-секционный монгольский гэр можно купить за 1–1,5 миллиона тугриков – это примерно от 27 до 37 тысяч рублей. Если юрта старая, то попадаются варианты и за 15 тысяч. Если юрта новая, большая и богато украшенная, она может стоить несколько миллионов. Например, на главном монгольском сайте объявлений Unegui есть предложения за 3,7 млн тугриков (91 тысяча рублей). Самая дорогая юрта, которая попалась мне на глаза – 8-секционный гэр с богатой резьбой – стоила 25 миллионов (615 тысяч рублей).

07. Отличаются юрты материалом исполнения, размерами и декором. Самые крутые юрты расписывают вручную.

Кстати, раньше большинство монгольских юрт было чёрного или бурого цвета, в белых селилась только знать. Но сейчас почти у всех монголов юрты именно белого цвета.

08. Детали

09. Кстати, зацените национальный костюм. Шик!

10. Итак, юрту купили, теперь грузим её в грузовичок – и можно ехать устанавливать!

11. Юрты встречаются в самых неожиданных местах! Во дворе жилого дома:

12. За забором в деревне:

13. На отдельном участке за домом. Тёща приехала – где её поселить? В юрте, конечно!

Современные юрты "украшают" спутниковые тарелки и панели солнечных батарей – это самый дешёвый источник энергии для кочевников. Кстати, юрта до сих пор может выполнять свою кочевую функцию. Во времена Чингисхана юрты, не разбирая их, перевозили на телегах, которые тянули волы или верблюды. Иногда юрты были просто огромными (опять же, если хозяин был каким-нибудь ханом), и волов требовались десятки. Но обычно с ней управлялись от одного до четырёх тягловых животных. Сегодня же юрту можно перевезти на новое место на грузовике или даже в прицепе. Собирается она довольно быстро, за несколько часов, а разбирается и вовсе за час.

Кстати, с юртами в Монголии связан ряд запретов, с которыми лучше заранее ознакомиться туристу:

1. Нельзя входить в юрту без разрешения (ну это понятно).
2. Нельзя говорить с хозяевами через порог.
3. Нельзя наступать на порог или садиться на него.
4. Нельзя тащить в юрту свой рюкзак и другие вещи.
5. Нельзя проносить в юрту оружие, пустую посуду и землеройные инструменты типа лопаты или мотыги.
6. Нельзя свистеть в юрте (об этом мы уже говорили).
7. Нельзя выносить из юрты огонь очага или молоко.
8. Нельзя облокачиваться на столбы-подпорки.

На самом деле, традиционных правил гораздо больше, но это основные. Распространяются ли они на те юрты, которые турист может арендовать через Airbnb (а сейчас это нормально), я не знаю.

В самом Улан-Баторе юрты обычно стоят на огороженных участках. Иногда это только юрта. Иногда это частный дом плюс юрта во дворе. Иногда две-три юрты. Комбинации могут быть самые разные. Забавно, конечно, видеть частный сектор с юртами, к которому уже подступают многоэтажки.

14. В частном секторе юрт иногда даже больше, чем обычных домов.

Главная проблема жизни в юрте – в холодное время года (а это месяцев 7-8) её надо как-то отапливать. Лесов в Монголии мало, огульно тратить древесину монголы себе позволить не могут. Поэтому печку-буржуйку, главный обогревательный прибор в гэре, они топят в основном углём. Тем самым, .

Причём бедные семьи тратят на отопление юрт до 40% своего дохода. Из-за большого числа юрт в Улан-Баторе постоянно висит смог. Загрязнению воздуха способствует и большое число автомобилей, и то, что город лежит в долине между горными хребтами и не всегда хорошо продувается.

Несколько лет назад государство впервые задумалось об экологии Улан-Батора, половина районов которого отапливается углём, и закупило для населения 140 тысяч "бездымных" печей. Печи благодаря госсубсидиям можно было купить со скидкой в 93%. Многие уланбаторцы так и сделали, но потом перепродали их в несколько раз дороже жителям сельских районов, а сами продолжили топить свои буржуйки.

Эпопея с переселением жителей юрт в многоэтажки тоже ничем хорошим не закончилась: люди просто остались и без своих участков, и без квартир . Попытка ввода дешёвого ночного тарифа на электроэнергию, чтобы стимулировать электрическое отопление юрт, также ни к чему не привела. Большинство уланбаторцев по-прежнему топят печи углём и сами же страдают от смога, который висит над городом.

Недавно глава Бурятии Алексей Цыденов предложил монголам и бурятам вместе перейти на отопление пеллетами, но к чему это приведёт, пока непонятно. Наверное, решением было бы строительство завода по производству пеллет в самой Монголии с доставкой сырья, например, из России. Но для эффективного отопления пеллетами нужен специальный котёл. И их закупку в простые юрты, видимо, опять предстоит субсидировать государству. Если их вообще можно там устанавливать, конечно.

15. Следующий уровень – это построить себе дом. Тут варианты разные, от сарайчика до кирпичного домика.

16. Частный дом строят уже на своей земле, и в этом главная проблема. Если для юрты земля не обязательна, то дом так просто в поле не построишь! Нужна земля, коммуникации, электричество.

17. Если не хочется жить в доме с туалетом на улице, то можно жить в квартире с удобствами. Тут есть огромный выбор знакомого нам всем советского наследия на любой вкус. Все типовые серии строились в Монголии.

Забавно, но есть вариант этого ракурса начала 70-х годов!

"Как вы думаете, какой в Монголии самый распространенный вид транспорта? Вернувшись из поездки, я задавала этот вопрос знакомым и друзьям. Большинство, не колеблясь, отвечали: "Лошадь". "Автомобиль", – прибавляли некоторые. И никто не назвал самолёта! Неужели араты прямо с коня пересели на самолёт? Пусть не покажется это громкой фразой, но так оно и есть. Сегодня, словно автобусы, курсируют из конца в конец страны "АН-24", "АН-2", и скотоводы, посасывая дорожную карамельку, летят из аймака в аймак, а то и в соседний сомон, на расстояние всего ста километров".

Из статьи Новеллы Ивановой "Крылья аратов"



18. В общем, советских панелек много!

19. Но жизнь там так себе...

20. Дворов нет... Благоустройства нет... Всё развалено.

21. Каждый свободный клочок земли отдан под парковку.

Цены на однокомнатные квартиры в Улан-Баторе начинаются где-то с 35 миллионов тугриков (860 тысяч рублей), в среднем просят 50-70 миллионов – от 1 230 000 рублей до 1 722 000 рублей. По двушкам разброс цен очень большой, где-то от 75 до 120 миллионов (1,85 – 2,95 млн рублей). То есть в принципе как в российской провинции. Юрты, конечно, стоят на порядок дешевле.

22. В России повсюду пивные на первых этажах, а в Улан-Баторе игровые компьютерные центры.

23.

24. Остановка

25. Главный вокзал

26. Из-за пыли кто-то носит маску.

27. Мужичок продаёт батарейки для часов.

29.

30. Окраины Улан-Батора продолжают застраиваться.

31. Тут жильё уже немного получше.

32. Это север города, тут хорошая экология и живут богачи.

33. Обратите внимание, опять же, на юрты. В них, как в строительных вагончиках, живут рабочие, которые строят дома.

34. Пробка в центр

35. А вот уже растут убийцы города – многоэтажки. Именно они погубят город! Безумное уплотнение без инфраструктуры... Монголия, одумайся!

36. Куда это годится?

37. Ужас.

38. Это самые дорогие дома в Улан-Баторе. Жилой комплекс с закрытой территорией на окраине города.

39. Тут красота, чистота и хорошее благоустройство.

40. Но скоро появятся дома ещё лучше и выше.

41. Ещё активное строительство идёт в центре. Тут можно жить в модном небоскрёбе, но надо понимать, что из центра невозможно выехать из-за пробок!

Вчера я показал, как живут богатые монголы, но всем интересно: как же выглядит жилище обыкновенных людей?

Если уж богачи кочуют на своих Лексуса, то обыкновенные люди и подавно: превалирующее большинство жителей Монголии - кочевники и они постоянно переезжают с места на место. Вместе со своими юртами, скарбом, стадами (если они есть).


Для совсем не богатых людей такой образ жизни очень удобен: не нужно покупать землю или квартиру, получать какие-то разрешения для постройки дома и т.д. Понравилось место, поставил юрту, живи! Вот и живут, по всей стране: юрту можно встретить даже в самых неожиданных местах, от потрясающе красивых горных склонов до совершенно безжизненных каменных пустошей в Гоби.

Нет, конечно, в Монголии есть города и поселки, но... вы удивитесь, если узнаете, что города перестали переезжать с места на место лишь последние две сотни лет. А раньше даже столица Улан-Батор переезжал до трех раз в год! И лишь последние 239 лет он стоит там, где стоит.

Мало того, даже в городе совершенно обычной является картина, когда во дворе многоэтажки стоит... юрта. Причем, она может быть даже огорожена забором и рядом с ней стоять стационарный дом. А монгол все равно будет жить в юрте.

Почему? Ну любит он свою юрту, удобно и привычно ему в ней, гораздо лучше, чем в стационарном доме. Интересно, что среднестатистический монгол переезжает с места не место до 4-6 раз в год, причем делает это не на слишком большое расстояние: до 5 км от предыдущей стоянки. Фактически, он просто перемещается вместе со своим "домом" на новое пастбище после того, как его козы, овцы или коровы опустошили предыдущее.

Но если с пастбищами в степных и горных районах, где травы и зелени больше, все более-менее понятно и можно спокойно переезжать "в соседний район", то в пустыне Гоби с кормовой базой для животных все обстоит гораздо хуже, поэтому там переезд - гораздо более серьезное дело и семья переезжает часто за десятки, а то и сотни километров, после довольно серьезной разведки. В Гоби встречается много стоянок с деревянными и даже каменными капитальными постройками рядом с юртами, которые уж точно не перевезешь на новое место. Это, так называемая, база. Постройки служат укрытием для овец, коз или верблюдов во время песчаных бурь и зимних холодов, а также хранилищем для скарба, шерсти и шкур. Юрты рядом может и не быть - владелец переезжает от "базы" по кругу, отыскивая редкую растительность для своего стада.

Поселок скотоводов на границе Гоби и степи

Загон для скота и юрта скотовода

Стадо овец на выпасе

Что едят эти лошади - загадка...

Хотя Монголия не является настолько же многонациональной как далекая Америка или соседняя Россия, в стране с небольшим населением и большой территорией немало выходцев из других государств. Эти люди живут в Монголии десятки лет и считают её своей второй родиной.

В законе о правовом положении иностранных граждан в Монголии указано, что количество находящихся по частным делам на территории Монголии иностранцев не должно превышать 3% от общего количества подданных Монголии, причём число граждан каждой страны не должно превышать 1% от числа монголов.

По данным Управления по делам иностранных граждан и гражданства Монголии, по состоянию на 2017 год в Монголии проживали 25 тысяч иностранных граждан из 117 стран.

Более 10% иностранных граждан в Монголии — это граждане России. По данным посольства РФ, в Монголии постоянно проживают более 2000 российских граждан, из них 1300 живут в столице страны — в городе Улан-Батор.

А потомков русских, переехавших в Монголию в начале ХХ века или в советское время, в качестве приглашенных специалистов, когда руководство Монголии пыталось строить коммунистическое будущее, монголы называют «местный орос» (местные русские).

Монголия впервые заключила с Россией соглашение о дружбе в 1912 году после обретения независимости. Историки считают, что первые русские переехали в Монголию еще до заключения этого соглашения. А после ряды переселенцев пополнили представители «белой эмиграции». С 1920-х годов началось углубление отношений двух стран, которое сопровождалось потоком советских специалистов и рабочих, которые участвовали в индустриализации Монголии.

По данным Управления по делам иностранных граждан и гражданства Монголии, в 1990 году, когда рухнула коммунистическая система, в стране проживало более 110 тысяч советских граждан. Население самой страны на тот момент составляло 1,8 млн человек.

В течение 10 лет, начиная с 1990 года, советские граждане стали массово возвращаться. Но уехали не все. Потомки этих русских семей и дети, рожденные в браках с монгольским гражданами, являются гражданами Монголии. Немало детей из интернациональных семей занимают высокие государственные должности.

Большинство российских граждан работают в горнорудных, строительных и других компаниях с российским участием, немалое их число работает и в образовательных учреждениях, где преподают русский язык, изучение которого в последние годы вновь стало трендом в Монголии.

Когда-то для монголов русский язык был необходимым и самым важным иностранным языком. Для Монголии СССР был мостом для общения с миром, во всех средних школах и вузах русский был в числе обязательных предметов. Но после демократической революции страна начала расширить отношения с другими государствами, монголы начали интересоваться другими языками, особенно английским. И в период с 1994 по 2005 годы русский язык резко дал свои позиции. Однако монголы до сих пор считают нужным учить язык соседней страны, и в последние годы те, кому небезразлично образование детей, выбирают школы с русским языком. Поэтому в последние годы в стране растет количество школ и детсадов с углубленным изучением русского языка, где преподают учителя из России. Тем самым из года в год увеличивается и численность русских, работающих в Монголии.

Места, где собираются «местные оросууд»

Для местных и временно проживающих в Монголии русских одним из главных мест встречи является Российский центр науки и культуры. Именно в фан-зоне на площади у этого центра в июле монгольские русские смотрели матчи чемпионата мира по футболу и поддерживали свою команду.

Здание Российского центра науки и культуры

Это место, где собираются не только русские, но и все желающие узнать русскую культуру, является большим культурным мостом между двумя странами. Российский центр науки и культуры был открыт в 1976 году. Здесь проводятся культурные и научные мероприятия, музыкальные фестивали, кинопросмотры, научные семинары и работают курсы русского языка.

Другое место, где собираются «местные русские», — храм св. Троицы. В районе, где живут много русских, находится единственная в Монголии православная церковь. Хотя прошло более 800 лет с того момента, как монголы познакомились с представителями православной религии, история Троицкого храма началась лишь в 1864 году.

В 1860 году, по итогам подписания Пекинского трактата, Россия получила право на открытие консульства в столице Монголии Урге. В 1863 году в Ургу прибыл штат консульства. За год было построено здание консульства и православная церковь в честь Святой Троицы. В этой церкви 22 марта 1864 года было совершено первое богослужение забайкальским священником Иоанном Никольским. Этот день считается днем рождения Троицкого прихода.

В 1893 году бывший миссионер Цакирского стана Забайкальской Духовной Миссии Николай Шастин был назначен здесь настоятелем, прослужил он до 1914 года. Вторым настоятелем Троицкого храма стал иркутский священник Феодор Парняков.

В апреле 1920 года эмигрировавший из России полковник Торновский стал старостой церкви. После того как оккупационные китайские власти в ноябре 1920 года арестовали Троновского в связи с неудачной попыткой штурма города Азиатской дивизией Унгерн-Штернберга, Троицкая церковь была полностью разграблена гоминьдановцами.

Сын первого настоятеля храма Павел Шастин был приглашен в Ургу в 1923 году после Монгольской революции, стал видным деятелем здравохранения в Монгольской Народной Республике, учредил «Народную больницу» на 15 коек. Она стала основой Первой объединенной поликлиники Монголии. Имя Шастина внесено в книгу «Сто знаковых людей МНР», а в 1961 году его имя было присвоено третьей объединенной поликлинике Улан-Батора.

С 1927 года храм, не имевший настоятеля, был закрыт для религиозного служения. Помещение использовалось для иных целей, было отдано под магазин, в конечном итоге храм был разрушен полностью.

Нынешнее здание храма было построено в 2009 году. Местные русские, проживающие более 70 лет в Монголии, сохранили традиции и религию. В 1997 году российская компания ОАО «Внешинторг» передала здание, находившееся на территории торгового представительства и располагавшееся напротив старого храма, в пользование Русской православной церкви.

В июле 2001 года митрополит Кирилл освятил закладной камень нового храма в честь Святой Троицы. В 2005 году священник Алексей Трубач стал настоятелем храма, в сентябре 2006 года он встретился с тогдашним президентом страны Намбарын Энхбаяром по вопросу получения разрешения на строительство православного храма в столице Монголии. В 2009 году восстановленный храм был освящен секретарем Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископом Егорьевским Марком.

Сегодня этот храм является не только центром сбора всех православных Монголии. При храме действуют разные кружки для детей: кружок русского языка, изобразительного и гончарного искусства. У храма более 150 постоянных прихожан.

Русское наследие

Хотя после демократической революции Монголии культурное влияние России уменьшилось за счет расширения контактов с другими странами, в стране все еще очевидно присутствие русской культуры.

В монгольский язык вошло множество русских слов, от названий автозапчастей до названий предметов повседневного обихода, сохранились и русские географические названия.

Например, участок территории района Баянзурх, где находится Троицкий храм и проживают много русских, монголы до сих называют «Жуков», поскольку здесь находятся дом-музей и памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову.

Также недалеко от столицы находится участок «Гордоок». Это омонголизированный вариант слова «Городок». До 1990 года здесь находился военный городок Красной армии, а после ухода советских военных здесь начали жить монголы.

Отметим, что советские войска вводились в МНР в 1921, 1939, 1945 и 1967 годах.

В годы народной революции, в 20-х годах XX века, в Монголии в результате деятельности барона Унгерна фон Штернберга были созданы условия для оформления плацдарма белого движения против СССР. В это время в страну были введены первые советские войска по просьбе Монголии.

В 1935—1936 года вдоль восточной границы МНР начались вооруженные столкновения с японскими войсками, захватившими северо-восточный Китай. Создавалась ситуация, опасная для безопасности Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири. Руководство СССР решило вновь ввести в Монголию советские войска. В марте 1936 года военные части Красной армии были введены в страну и стали первыми участниками боев на Халхин-голе.

В последний раз советские войска были введены в Монголию в конце 1960-х годов, когда резко ухудшились отношения между СССР и КНР. Состав тогдашних советских войск в Монголии был широким, туда вошли танковая дивизия, мотострелковая дивизия, разведывательная бригада, зенитно-ракетная бригада, радиотехническая бригада и батальон и другие полки и батальоны.

КНР и СССР 4 февраля 1989 года подписали соглашение о сокращении численности войск на границе. 15 мая 1989 года Михаил Горбачев без предварительного уведомления монгольской стороны выступил с заявлением о выводе советских войск с территории страны. Более 50 тысяч военнослужащих и более 6 тысяч единиц военной техники покинули Монголию. Последние военнослужащие возвращались на родину из МНР в декабре 1992 года. Поскольку решение о выводе было внезапным, сооружения и здания, где размещались русские военнослужащие, остались без охраны, также осталось без охраны немало оружия и техники.

До недавнего времени многие монголы не знали истинной причины вывода советских войск. Считалось, что тогдашнее руководство Монголии выгнало граждан дружественной страны. Поскольку решение о выводе военнослужащих было внезапным, монгольская сторона не получила предварительного уведомления, стороны не договорились о том, как решить судьбу брошенного имущества. На долгие годы сооружения и здания остались бесхозными, чем воспользовались не только криминальные элементы, но и рядовые жители.

Но, конечно же, брошенные военные сооружения — это лишь часть истории. В столице и провинциях Монголии сохранились примеры монументального искусства, где прославляется дружба и совместные достижения двух народов.



Поделиться