Экстраверсия — интроверсия

Помимо множества критериев, по которым люди отличаются друг от друга, существует еще одна отличительная черта в психологическом характере. В этой области людей разделяют на интровертов и экстравертов. И те, и другие - совершенно нормальные типы личности, хотя являются полной противоположностью друг другу. Стоит заметить, что стопроцентных интро- или экстравертов практически не бывает. Зачастую людям присуще сочетать в себе характер обоих типов, но все же, по определению, один из них будет преобладать.

Ты интроверт или экстраверт? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся в характеристике каждого из типов.

Итак, кто такие интроверты?

Интроверт переводится, как «обращенный внутрь». Такие люди больше замкнуты, спокойны, сдержанны, уравновешенны, больше любят слушать, чем говорить. Как правило, им сложно заводить знакомства, однако их отношения чаще бывают крепкими и продолжительными. Именно об интровертах нередко говорят: «этот человек не от мира сего» или «он на своей волне».

Такие личности больше отдают предпочтение проведению времени за книгами, чем общению с людьми. Считается, что интровертам тяжело идти вверх по карьерной лестнице, они практически никогда не занимают руководящие должности и не добиваются целей. Эти люди не любят рисковать, а больше склонны к ровной обыденности. Но зато именно интроверты отличаются особой законопослушностью и ответственностью.

Характеристика экстравертов

А вот экстраверты - совершенная противоположность первым. «Обращенные наружу» обладатели нрава веселого, переменчивого, а иногда даже непредсказуемого.

В отличие от интровертов, эти личности просто не могут жить без общения. О таких говорят: «душа компании». Экстраверты - живые, энергичные и целеустремленные. Именно они уверенно строят карьеру и становятся начальниками. Они любят много говорить, зачастую без умолку.

Кто ты? Тест

Чтобы лучше понять, к какому типу личности вы относитесь, можно пройти простой бесплатный тест на интроверта-экстраверта. Прочитайте внимательно оба списка утверждений. Первый из них описывает интроверта, второй - экстраверта.

Описание №1:

  • я не испытываю дефицита общения;
  • мои друзья - это только те люди, с которыми у меня давние, укоренившиеся отношения;
  • отдыхать за чтением книги - это лучше шумной компании;
  • чувствую себя неуютно в толпе;
  • не люблю новые знакомства;
  • не умею брать инициативу в свои руки;
  • «семь раз отмерь - раз отрежь» - это про меня;
  • мне по душе равномерность и монотонность - так спокойней;
  • много мечтаю, строю иллюзии.

Описание №2:

  • я люблю быть в центе внимания;
  • я быстро устаю от монотонности, мне нужно разнообразие;
  • имею много друзей, товарищей и просто знакомых;
  • я много болтаю, часто не могу себя одергивать и говорю лишнее;
  • у меня энергии хоть отбавляй;
  • я любитель экстрима и путешествий;
  • часто делаю, а потом думаю;
  • рискую необдуманно, иногда с опасностью для здоровья и даже, для жизни.

Какой из списков лучше описывает ваш характер, тем вы и являетесь. Не стоит забывать, что 100%-х типов не бывает, поэтому руководствуйтесь списком тех утверждений, который максимально приближен к вам.

Образуют пары противоположностей, которые в соционике называются дихотомиями , одна из функций в паре всегда доминирует в сознании человека, вытесняя при этом другую. Так мышление противоположно чувству, а ощущения — интуиции, кроме того, Юнг выделил две пары дополнительных свойств функций: рациональность-иррациональность и экстраверсию-интроверсию . Таким образом в соционике рассматривается 4 пары дихотомий .

А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских функций, назвав мышление логикой , чувство — этикой , а ощущение — сенсорикой , оставив прежнее название лишь интуиции .

Типы и дихотомии:

Описания дихотомий:

4-х дихотомий достаточно для обозначения всех 16 психотипов в соционике.

Сенсорика — интуиция

  • Сенсорика – восприятие окружающего пространства посредством ощущений, стремление охватить все ощущения в данный конкретный момент времени, «быть здесь и сейчас».
  • Интуиция – восприятие на основе представлений событий происходящих в различных пространствах и в разное время, быть «там и тогда».

Время (интуиция) и пространство (сенсорика) противопоставлены, как два противоположных качества все той же материальной частицы. Берется ее простая способность занимать и не занимать определенную точку пространства в разные моменты времени. Очень похоже на материю-энергию. Пространство в данном случае неизменный полюс дихотомии, время — изменяемый.

Частица может на протяжении какого-то промежутка времени (суммы моментов своего существования) занимать определенную точку в пространстве. Это будет время ее жизни в этой точке. Она в это точке «есть». Потом она из этой точки переместится в другую. Не важно, в какую, или распадется. Просто в той прежней точке ее больше не будет. С этого момента частица в этой точке «не-есть».

Получается дихотомия: «естьность» — «не-естьность» частицы в точке пространства в разные моменты времени. За «естьность» отвечает пространство, в пределе, если бы не было времени, все частицы изначально и всегда находились бы в одной точке пространства, т.е. между ними не было бы промежутков и, как следствие, самого пространства не существовало бы. Не было бы протяженности между точками. Но пространству противопоставлен другой полюс, время, которое дает частицам начало и конец их существования в каждой точке. Время создает частицам «не-естность».

Т.о. пространство и время в полном соответствии со своим ролями противоположных полюсов борются за противоположные свойства частицы: пространство стремится оставить ее как можно дольше (в идеале навсегда) там, где она есть сейчас, а время постоянно меняет ее положение. Получается классические единство и борьба противоположностей.

С типами это прекрасно стыкуется: сенсорик стремится получить все и сразу, здесь и сейчас, для него нет никаких последовательностей, все вещи «есть». Для интуита вещи могут быть, а могут и не быть, он может распределять свои действия по времени.

Интуиты способны время предсказывать момент наступления события или оптимальный момент для действия «ни почему», просто так, потому, что чувствуют течение времени, а сенсорики не могут. Они рассчитывают промежутки времени по шаблонам (и если подходящего шаблона нет, то ошибаются), хотя может внешне и то и другое выглядит похоже. Но по сути, если внимательно понаблюдать, сенсорики, даже если тщательно время рассчитают, все равно или опоздают (например, Штирлиц) или поспешат (Жуков). Это внешне не очень заметно, т.к. выбор момента у сенориков очень ярко проявляется по их действиям. Выбрал момент (не важно, рано или поздно) и сделал, что решил. Момент-действие, короткая связка. А интуит, если выбрал момент, то это еще не значит, что он сделает то, что нужно в этот момент, т.к. вовремя напрячь сенсорику для быстрого действия в соответствии с моментом интуиту легко не всегда, по принципу «вот сейчас самый момент для..., но...». И он может не сделать нужного в подходящий момент, а потом не делает этого, т.к. нужный момент уже прошел. Момент-ожидание-действие, длинная связка. Отсюда кажущиеся «тормознутость» интуитов (пропустили момент) или суетливость (боятся, что не смогут сделать, что задумали, когда нужный момент приближается) и расчетливость сенсориков.

Другими словами, сенсорики быстро и творчески действуют, но часто не вовремя. Интуиты точно знают, когда, но не всегда делают то, что нужно. В результате (если очень-очень обобщить) получается, что несвоевременные действия сенсориков на практике в целом результативнее, чем своевременное бездействие интуитов, т.к. попадания у сенсориков при соответствующей дисциплине все же чаще.

Сенсорик всегда контролирует много точек пространства вокруг, находится «здесь и сейчас» в настоящем времени, поэтому они гораздо лучше интуитов ощущают окружающее пространство, которое воспринимают своими органами чувств, насколько оно комфортно или некомфортно, более «твёрдо» закреплены в нём, осознают границы своего и чужого пространства, занимают и удерживают. Лучше осознают своё физическое состояние. Мышление у сенсорика более конкретное, он исходит из того, что существует однозначно. Сенсорики более практичны, чем интуиты, что хорошо заметно в повседневной жизни и в быту им гораздо легче поддерживать порядок и чистоту дома, заботиться о своём и чужом самочувствии.

Интуиты наоборот, хуже отслеживают своё пространство, им сложнее постоять за него, у них могут возникать проблемы с обеспечением своего комфорта, всё это требует от них больших усилий. Зато они гораздо лучше сенсориков определяю точки находящиеся там тогда, вне привязки к пространству, поэтому они гораздо лучше оперируют абстрактными идеями, строят теории, могут предсказывать пути развития событий, к чему приводят те или иные изменения. Обнаруживают суть вещей и явлений, строят гипотезы и предположения. Обладают богатым воображением, в котором могут легко переноситься в будущее и прошлое, представлять далёкие от реальности вещи.

Сенсорики:

  • Ощущения
  • Конкретность
  • Владение
  • Практичность
  • «Здесь и сейчас»
  • Конечный результат

Интуиты:

  • Представления
  • Воображение
  • Понимание
  • Теоретичность
  • «Там и тогда»
  • Этапы в процессе

Логика — этика

  • Логика – восприятие на основе суждений, стремление все взвесить, измерить, проанализировать.
  • Этика – чувствование эмоций и отношений других людей, эмоциональное воздействие на них.

Эта дихотомия базируется на противопоставлении свойств материи (логики) её движению (этике). Для того, чтобы рассмотреть какую-либо материальную частицу нужно зафиксировать её в пространстве относительно себя – остановить её движение, логик этим постоянно и занимается, он останавливает частицы, так как его внимание приковано к материи, этик же направлен на само движение материи и соотношение энергий различных объектов, для него наоборот, чем больше вокруг движения тем лучше. В жизни этик пытается передать свою энергию (эмоции) другим, настроится на волну другого человека, определить отношения, логик же старается всё остановить относительно себя для того, чтобы взвесить, измерить, разложить по полочкам. Получается два полюса движение и остановка. Между ними не возможен компромисс. Этик всегда будет говорить: «Ну что же ты такой вялый, почувствуй, расшевелись, сдвинься с места (ускорься)!» Логик же всегда скажет: «Стоп! Остановись! Подумай, взвесь, оцени расстановку сил (предметов, идей…)!»

Этики более свободны и раскрепощены в своих реакциях, поэтому они могут позволить себе реагировать, не задумываясь о форме проявления чувств. Эмоции и отношение этика всегда заметны и всегда соответствует окружающей обстановке: этик смеётся столько, сколько требует, выразит сочувствие на столько, на сколько это необходимо. Если этик ошибся, то он очень быстро исправится и подберёт требуемые эмоции для данной ситуации.

Логик всегда ориентирован на объективные законы и причинно-следственные связи, живёт в мире материальных объектов и неодушевлённых вещей. Ему трудно разобраться в чувствах и эмоциях других людей.

Логики:

  • Разум
  • Мышление
  • Рассудок
  • Объективность
  • «Разложить по полочкам»

Этики:

  • Чувства
  • Отношения
  • Переживания
  • Субъективность
  • «Хорошо — плохо»
  • «Гуманно — не гуманно»

Экстраверсия — интроверсия

  • Экстраверсия – направленность внимания вовне непосредственно на внешние объекты и явления.
  • Интроверсия – направленность внимания вовнутрь на собственные впечатления и суждения об объектах.

Таким образом исходя из аспектов точка приложения активности у экстравертов — это абсолютные аспекты, т.е. сами объекты. У интровертов наоборот, внимание направлено на относительные аспекты отношение к объекту (субъекту) и отношения (связи) между ними.

«Первый (экстраверт) ориентируется по данным внешних факторов; а другой (интроверт) сохраняет свое особое воззрение, которое вдвигается между ним и объективно данным. И если ориентирование по объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке.»
«Тогда как экстравертный тип всегда преимущественно ссылается на то, что приходит к нему от объекта, интровертный опирается преимущественно на то, что привносит к констелляции (взаимное расположение) от себя внешнее впечатление в субъекте.»
(К. Г. Юнг «Психологические типы»)

Экстраверты:

  • Распространение вовне
  • Внешние проявления
  • Приспособление других под себя

Интроверты

  • Концентрация внутри
  • Внутренние переживания
  • Приспособления себя под других

Рациональность — иррациональность

  • Рациональность – стремление разделить всю поступающую информацию на составляющие, дать оценку или принять решение в отношении каждой части.
  • Иррациональность – стремление к непрерывному восприятию потока информации, слиянию с ним, без вынесения оценки или суждения.

Вопрос отличия рационального от иррационального – это вопрос взаимовлияния аспектов, психических функций и разума. Пара логика — этика имеет коренное отличие от сенсорики — интуиции. Логика — это психическая функция, позволяющая воспринимать материю. Материя – это сгруппированные частицы, а это значит, что они объединены в систему.

Система — 1. Структура, представляющая собою единство закономерно расположенных и функционирующих частей. Толковый словарь

Именно эта система частиц и воспринимается разумом, как материя. Чтобы воспринимать что-то, нужно самому быть похожим на то, что ты воспринимаешь (главное правило восприятия). Так мы получаем аналогичность разума (его природы) и материи. Оба они СИСТЕМНЫ. Т.е. состоят из частиц, объединенных связями. По этой причине разум может воспринимать материю и ее свойства. Это и есть рациональность, или системность их обоих — похожесть разума и материи. Разум материален, материя разумна в том смысле, что ни оба устроены одинаковым образом. Наш разум устроен по тому же принципу, что и материя. Рациональность не совсем правильное слово, системность точнее. Но рациональность устоялось, так что пусть будет рациональность.

Теперь пара инуиция-сенсорика. По сути они несистемны, так как неделимы на части. Пространство и время сами по себе невозможно поделить на части. В отличие от материи и энергии. Поэтому пространство и время нематериальны, т.е. несистемны, и значит, не могут быть восприняты системным разумом. Их восприятие происходит вне разума. И механизм, воспринимающий их, должен обладать тем же свойством — неделимостью на части, поэтому разум настроеный на восприятие интуции — сенсорики воспринимает их внесистемно — иррационально.

По поведению: рационалы стремятся именно принять решение как можно быстрее, а иррационалы оттягивают момент принятия окончательного решения, бесконечно собирая дополнительную инфорамцию. Рационалу гораздо легче решитьтся на что-то, чем ирраицоналу, зато у последненго гораздо лучше получается сбор инфоромации для принятия решения. С этой точки зрения можно разделить процесс принятия любого решения на 2 этапа:
1 этап: подготовка решения — сбор информации для его принятия, разработка возможных вараинтов, обдумывание их, оценка с разных сторон. В этом сильны иррационалы
2 этап: принятие и реализация решения — выбор из многих альтернатив одной-единствнненой, утверждение ее в роли плана дальнейших действий и следование ей в будущем. В этом сильны рационалы.

Рационалы отличаются большей стабильностью, у них всегда есть набор готовых решений, которым они следуют, также это выражается в их постоянном планировании своих действий, то есть у них уже есть заранее заготовленные решения, как они будут поступать в той или иной ситуации. Обычно всегда имеют стабильную работоспособность, независимо от своего настроения.

Иррационалам больше нравится неопределённость, не любят когда уже всё заранее известно, они стараются оставить за собой возможность выбора и до последнего момента могут не знать, что они будут делать в той или иной ситуации. Работоспособность иррационалов зависит от их настроения и желания, поэтому она постоянно колеблется.

Рационалы
(решающие):

  • Запланированность
  • Стабильность
  • Последовательность
  • «Решить как можно быстрее»

Иррационалы
(воспринимающие):

  • Спонтанность
  • Ситуативность
  • Переменчивость
  • Подъёмы — спады
  • «Найти (выбрать) наилучшее решение»

Во время соционического типирования, как самостоятельного, так и с помощью диалога со специалистом, часто человек отвергает свой тип из-за параметра экстраверсии и интроверсии . В голове у каждого из нас сидит четкое определение, что, мол, экстраверты все общительные и энергичные, а интроверты - молчаливые и зажатые.

Возможно, в утрированном виде эти термины действительно это обозначают, но уж точно не в соционическом плане. Стоит отделять понятия экстраверсии и интроверсии в соционической терминологии от этих понятий в терминологии общего развития и характера человека (экстраверсия и интроверсия по Айзенку).

Итак, давайте разберемся, что же значат эти определения в соционической терминологии (по Юнгу).

По Юнгу, понятия экстраверсии и интроверсии являются установками личности: личность может быть ориентирована вовне (в случае экстраверта) и вовнутрь себя и своих ощущений (в случае интроверта).

В статье « » мы говорили, что каждый макроаспект (логика, этика, сенсорика, интуиция) имеет два вида - экстравертный и интровертный. К примеру, сенсорика делится на экстравертную (черную) сенсорику и интровертную (белую) сенсорику.

Белый сенсорик (интроверные и ) больше переживает по поводу своих телесных ощущений , а черный сенсорик (экстравертные и ) интересуется окружающими его объектами и их расположением в среде.

Белый интуит (интровертные и ) зациклен на своем состоянии, отслеживает внутренние переживания и процессы, а черный интуит (экстравертные и ) ориентирован на приходящие извне идеи , модели, процессы.

Черный логик (экстравертные и ) ищет факты и объективные данные , из которых затем строит мысленные цепочки, а белый логик (интровертные и ) занимается нахождением взаимосвязей между данными фактами и данными, не прибегая к поиску новых.

Черный этик (экстравертные и ) тратит силы на то, чтобы произвести впечатление на людей вокруг , а белый этик (интровертные и ) гораздо больше интересуются своим отношением к различным ситуациям .

Важно знать, что, будучи соционическим интровертом (по Юнгу), человек способен быть и общительным, и веселым, и не зажатым. Главное, что отличает его от экстраверта - ориентация на себя и свои ощущения , свое отношение, свои мысли, свою оценку. Вокруг вас живет множество интровертов, к примеру, Дюма, которые часто собирают гостей, любят общаться и веселиться , имеют большой круг общения.

При этом, соционический экстраверт может спокойно быть отшельником , который не любит общение с людьми и всячески его избегает. При этом, такой человек будет читать новости и книги, смотреть фильмы и всячески получать информацию извне - для него важны процессы в мире, обстановка, в которой он живет, впечатление, которое он производит.

Если мы заговорили о критерии общительности и нелюбви к общению, то этот момент, скорее, объясняется положением логики и этики в модели А конкретного типа. Можно с уверенностью заявить, что логики относятся к менее общительным типам, чем этики.

Если у логика этика отношений находится в болевом канале (социотипы Дон Кихот и Жуков), то неудивительно, что человек боится общаться и не знает, как это делать. Если же у логика этика эмоций находится в болевом канале (социотипы Бальзак и Габен), то такой человек не всегда умеет выражать свои эмоции и людям вокруг может показаться, что он зажат и не особо настроен на общение, хотя часто это бывает совсем не так.

Давайте подытожим наши рассуждения.

Соционические экстраверты:

  • Настроены на информацию извне: на отдыхе читают, смотрят фильмы, познают мир вокруг
  • Могут быть отшельниками и не любить общаться
  • Настроены на создание связей с окружающим миром (знакомства, контакты)

Соционические интроверты:

  • Ориентированы вовнутрь: прислушиваются к себе, формируют свои оценки, наблюдают за своим состоянием
  • Могут быть общительными и приветливыми, любить разговоры
  • Настроены на поддержание уже существующих связей (им сложнее отпустить человека)
Теперь вы сможете типировать себя и своих друзей без предубеждений насчет понятий экстраверсии и интроверсии по Юнгу.

ЭКСТРАВЕРТ ИЛИ ИНТРОВЕРТ

По типологии К. Г. Юнга (известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии. Всю жизнь "стремился постичь необъятную проблему души" человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины "коллективного бессознательного", т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.) всех людей можно разделить сначала на два типа - экстраверты и интроверты, а затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа. Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов - экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип. В группе интровертов соответственно - интровертированныи мыслительный, интровертирован-ный чувствующий, интровертированныи ощущающий и интровертированныи интуитивный типы.

Экстраверт

Экстраверты- это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удовольствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны - это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.

Интроверт

Интроверт, наоборот, - человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, потому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон. Если для экстравертов мир - это они сами, то для интровертов - это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир "обманет, проведет, заберет у них сокровенное". Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным. По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из "...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия".

Интроверт, который все самое сокровенное, все свои " самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования. Его внутренний мир - это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность, спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя "в своей тарелке" и готов проявить все, на что он способен. Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов.. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее - общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых - никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает, что правильно, а что нет. Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей, которых у него бывает очень и очень мало, так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив. В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в "...холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности". Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.



Поделиться