Дрон разрешение на полеты. Разрешение на квадрокоптер в России — порядок получения разрешения. Запрещает ли закон использовать эту технику

Потенциальный риск использования квадрокоптеров преступниками и террористами, потенциальный риск для авиации и здоровья людей на земле, нарушение тайны частной жизни и возможность шпионажа привели к разработке закона, вводящего массу ограничений на полет дронов и обязательную их регистрацию. Нормативная база в этом направлении постоянно совершенствуется, ежегодно вводятся новые пункты и коррективы, поэтому важно знать самые последние новшества, чтобы не оказаться перед фактом нарушения. Последнее легко приведет к штрафу или потери дорогостоящего аппарата.

Регистрация квадрокоптера в России в 2018 году. Основные моменты процедуры

Процедура по регистрации законом возложена на ФГУП «Защитаинфотранс», которая входит в структуру Минтранса. Для ее прохождения необходимо зарегистрироваться на едином портале организации, указав основные персональные данные (ФИО, дата рождения, электронный и почтовый адрес) и следующие параметры дрона:

  • год выпуска;
  • мощность;
  • максимальная взлетная масса;
  • количество и тип двигателей;
  • производитель;
  • наименование и назначение модели;
  • серийный номер квадрокоптера.

Затем на «электронку» владельца дрона будет направлено уведомление о постановке на учет воздушного судна, а чуть позже по почте придет опознавательный знак. Последний представляет собой специальную радиочастотную метку, которая по закону наклеивается на корпус дрона и позволяет его распознавать с расстояний до 300 метров. Стоимость процедуры составит 200-300 рублей, что вполне сравнимо с ценой метки RFID.

Закон об обязательной регистрации квадрокоптеров в 2018 году охватывает дроны весом 250-30000 граммов. Более легкие модели можно использовать без получения разрешений (исключением станет ведение съемки), а более тяжелые регистрируются по процедуре, которая схожа с гражданскими воздушными судами. Обратим внимание, что в самой регистрации может быть отказано в случае, если владелец имеет судимость или находится на учете в наркологическом диспансере (эти основания могут стать причиной для отзыва уже выданной метки).

По состоянию на август месяц сайт по регистрации дронов не работает, поэтому все владельцы не несут какой-либо ответственности за их использование без меток. Одновременно они обязаны согласовывать полеты с соответствующими органами при весе устройства больше 250 граммов или при планах вести съемку с квадрокоптера.

Зачем нужна регистрация квадрокоптеров?

Возможность идентификации в дистанционном режиме владельцев дронов позволит правоохранительным органам решить следующие задачи:

  • упрощение поиска виновных и привлечение к ответственности владельцев квадрокоптеров, допустивших повреждение имущества и нанесение ущерба физическим лицам;
  • контроль и предупреждение несанкционированного использования дронов в местах скопления людей, вблизи режимных объектов;
  • защита частной жизни, коммерческой тайны предприятий от несанкционированной съемки;
  • контроль за использованием квадрокоптеров для перевозки грузов;
  • защита спокойствия граждан от неадекватных и излишне агрессивных действий пилота.

Регистрация квадрокоптера в России в 2018 году не дает владельцу прав о полетах и съемке в любой точке страны. На сегодня закон ограничивает полеты дронов над следующими объектами:

  • военные объекты;
  • стратегические объекты государственного значения;
  • крупные производственные застройки;
  • охраняемые частные территории;
  • вблизи высоковольтных линий передач.

Дополнительно может быть ограничена зона полетов в местах большого скопления людей.

В интернете размещены специальные карты с обозначенными зонами, где запрещены полеты дронов. За игнорирование их границ ему может грозить следующее:

Как летать без нарушений закона?

Для получения разрешения на осуществление полетов на территории России вам необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • доступ к эксплуатации дроном;
  • удостоверение, подтверждающее правомерность управления.

Также важно получить разрешение на съемку с квадрокоптером при наличии планов на нее.

Если его нет, то осуществлять фотографирование и запись видео запрещено, а за нарушение грозит штраф за квадрокоптер до 50 000 рублей. Обратим внимание, что обычно проблем со съемкой городских праздников, массовых мероприятий не возникает, но пройти подобную процедуру необходимо.

Сложности с получением прав на выполнение полетов

Основной проблемой в осуществлении полетов на дроне со съемкой или без остается высокая забюрократизированность, которую создает закон. Например, если вы планируете вести съемку с воздуха или осуществлять запуск в пределах 25 километров от приграничной полосы, то потребуется разрешение на полеты квадрокоптера от ФСБ и Генерального штаба. Для этого направляем соответствующее заявление с указанием места и времени запуска, прикладываем перечисленные выше документы и паспорт с указанием основных характеристик дрона.

Также необходимо направить аналогичный пакет документов в местную администрацию, но делать это желательно заблаговременно, чтобы успеть дождаться официального ответа, на который «уходит до 30 дней».

На этом бумажная волокита при оформлении разрешения на полеты не заканчивается и нужно выполнить следующие действия:

  • одобренное согласование направляется в Зональный центр единой системы организации воздушного движения для подтверждения временного промежутка и места запуска;
  • не позднее 5 дней до полетов аналогичный документ направляем в Главный центр Единой системы организации воздушного движения;
  • не позднее 1 дня до начала запуска в Зональный центр направляется план выполнения полетов;
  • за 2 часа до начала полетов необходимо связаться по телефону с местным центром Единой системы для получения разрешения, указав свой позывной, номер разрешения и представившись;
  • после завершения полетов опять необходимо связаться с местным центром, подтвердив окончание запусков.

Стоит ли регистрировать дрон и получать разрешение на полеты квадрокоптеров?

Процедура регистрации квадрокоптеров в России 2018 вызвала массу нареканий из-за сложности процедуры согласования карты полетов, ведь не каждый готов планировать с точностью до часа время запуска дрона за несколько недель. Понятное дело, что решение лежит на владельце квадра, но необходимо помнить о риске штрафных санкций со стороны правоохранительных органов.

Для предупреждения проблемы мы рекомендуем использовать дроны весом в пределах 250 граммов, не требующих регистрации, и не запускать их в местах массового скопления людей, вблизи от учреждений полиции, воинских частей, мэрий городов, вокзалов и других стратегических объектов.

Это предупредит проблемы с правоохранительными органами и подарит массу положительных эмоций от съемок земли с воздуха.

Причина кроется в традиционной «необязательности исполнения странных законов» и в отсутствии выдачи специальных меток, без которых сотрудники полиции не смогут дистанционно получить информацию о владельце и оформить нарушение в случае, если отсутствует разрешение на съемку с квадрокоптера. Исключением станут города и территории рядом с воинскими частями, где есть риск потери квадрокоптера из-за перехвата его управления спецслужбами.

Регистрация дронов в других странах

Сразу скажем, что регулирование прав владельцев дронов в России не является исключительно собственным изобретением и активно практикуется по всему миру. Например, в США на сегодня предусмотрена необходимость получения прав на эксплуатацию квадрокоптеров весом 0,55-55 фунтов уже до первого их полета. Во время регистрации заявителю необходимо отправить по электронной почте свои контактные и личные данные. Регистрация квадрокоптера в 2018 году заявителю обойдется всего 5 долларов США, а за использование дрона без оного грозит штраф в размере 27 000 долларов США. Нужно сказать, что сейчас там зарегистрировано более 300 000 дронов, что можно говорить о высокой популярности подобных летательных аппаратов.

В Москве в пределах внутренней границы МКАД полеты воздушных судов, в том числе беспилотных (коптеры, дроны, авиамодели и другие), запрещены приказом Минтранса России № 451 от 17 декабря 2018 года.

Разрешение на полеты воздушных судов над этой территорией может быть выдано только в Эти случаи определяются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. Разрешение выдается в целях решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях. Также воздушное пространство может быть использовано лицами, в интересах которых установлена запретная зона.

">исключительных случаях .

На полеты коптеров и дронов над Москвой за пределами МКАД также нужно получать разрешение, Для выполнения визуального полета беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой до 30 кг не требуется представлять план полета и получать разрешение на использование воздушного пространства, если:

  • полет выполняется в пределах прямой видимости в светлое время суток;
  • высота полета менее 150 метров от поверхности земли или воды;
  • полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий;
  • полет проходит на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
">за исключением некоторых случаев . Выдача разрешения на запуск радиоуправляемых авиамоделей Постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2017 года № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой» выдача разрешений на запуск радиоуправляемых авиамоделей не предусмотрена.">не предусмотрена .

В соответствии с  пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации, любой дрон, коптер или авиационная модель считается беспилотным воздушным судном, а вы - внешним пилотом.

2. Почему в Москве нельзя запускать беспилотные воздушные суда без разрешения?

Запрет на полеты над Москвой был введен для того, чтобы обеспечить высокий уровень безопасности жителей и объектов города.

При отсутствии разрешения на использование воздушного пространства над Москвой лицо, осуществлявшее запуск беспилотного воздушного судна, привлекается к административной ответственности по части 2 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Как получить разрешение на запуск?

Чтобы запустить воздушное судно, в том числе квадрокоптер или дрон, в воздушном пространстве над Москвой, нужно Порядок выдачи разрешения на использование воздушного пространства над Москвой определен постановлением Правительства Москвы от 9 июля 2014 года № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

">получить разрешение Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы.

Когда новенький коптер уже готов к полету, владельцы обычно задаются вопросом о получении прав и налаживании отношений с правительством. Не лучшая сторона хобби — некоторые могут вполне законно ее избежать. Закон РФ о беспилотных воздушных суднах гласит, что любые летательные средства такого рода, за исключением тех, чья максимальная взлетная масса не превышает 0,25 кг, подлежат обязательной регистрации.

То есть, если ваш квадрокоптер весит менее 250 грамм, что маловероятно, можете не беспокоиться насчет регистрации. Когда устройство тяжелее указанного предела, и вы не хотите рисковать тремя-пятью тысячами рублей и отношениями с законом — обязательно пройдите регистрацию. Таким образом ваш квадрокоптер получит сертификат летной годности, номер и опознавательные знаки, а вы – свидетельство экипажа.

Как получить права на квадрокоптер?

Четкую систему регистрации только предстоит наладить, но общие пункты таковы:

Кроме того, после каждого изменения коптера необходимо проходить перерегистрацию. Зачем нужны права на квадрокоптер? Правительство поясняет это тем, что воздушное судно, пусть настолько маленькое, может быть использовано в террористических целях или шпионаже. К тому же, несчастные случаи, по типу падений на людей, автомобили или другое имущество, должны быть наказуемы, в то время, как, не имея прав на квадрокоптер, легко избежать уголовной ответственности.

Чтобы летать одних прав на квадрокоптер недостаточно — полет необходимо запланировать. Какими должны быть действия, чтобы узаконить это дело:

  • за 5 дней до события подать заявку в орган управления воздушным пространством — вы получите подтверждение и личный номер;
  • за 1 день до события подать план будущего полета;
  • за 2 часа позвонить диспетчеру (номер будет сообщен) и подтвердить, что вы будете летать;
  • позвонить диспетчеру еще раз во время взлета и посадки.

Другая сложность возникает если вы собираетесь снимать полет. В этом случае надо получить разрешение на аэрофотосъемку, запросив администрацию населенного пункта и локальный орган ФСБ. Преодолев бюрократические трудности, согласовав вылет и пройдя все круги инстанций, вы можете назвать себя героем и свободно вздохнуть.


Естественно, все вышеперечисленное невозможно осуществить без прав на квадрокоптер. Многие люди вовсе не осведомлены о том, что нужно где-то регистрироваться и что-то получать. Исполнительные органы власти закрывают глаза на многое, и потребность в правах на квадрокоптер кажется каплей в море.

Пока ваш город не наполнился милиционерами с биноклями в одной руке и весами в другой, получение прав на квадрокоптер не будет исполняться в полной мере. Самые свежие новости в мире квадрокоптеров можно посмотреть у нас на сайте, выбирайте тему, которая вас интересует, . Однако, всегда лучше быть уверенным, что никто не поймает за руку, пока вы безобидно управляете собственным коптером.

Посмотрим, что получится: регистрация на сайте https://uavreg.ru/ заняла всего 20-30 минут, потребовалось ввести серийный номер, паспортные данные, адрес регистрации, согласие на обработку персональных данных, фотки дрона и другую информацию. Регистрационный номер выдали сразу, пробивается только информация по дрону, с его фотками.

...........................

Вот что еще есть, по теме:

Вниманию организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов! Информация по безопасности полетов: беспилотные воздушные суда


Росавиацией отмечается увеличение в 2016 - 2017 годах числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами (далее - БВС): в 2016 году - 41 случай, за пять месяцев 2017 года - 28 случаев (за аналогичный период 2016 года - 12).

Некоторые из происшедших в 2016 - 2017 годах случаев создавали угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей на земле. Например:

08.03.2016 и 03.11.2016 в аэропорту Шереметьево неопознанное БВС произвело несанкционированный полет с пересечением двух ВПП и последующим облетом производственных зданий аэропорта. 19.05.2017 в аэропорту Шереметьево был зафиксирован полет БВС над местом стоянки самолетов № 84;

04.05.2016 в районе г. Екатеринбурга при проведении тренировки воздушной части парада в честь празднования Дня Победы экипаж вертолета ведущего группы обнаружил опасное приближение к правому борту квадрокоптера, в связи с чем был вынужден выполнить маневр по уходу от столкновения (БВС пролетел ниже на расстоянии около 12 м от вертолета);

06.07.2016 в Государственном музее-заповеднике "Куликово поле" (Тульская область) БВС выполняло несанкционированный полет на малой высоте, который угрожал безопасности экскурсионной группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в 1 км от места экскурсии;

28.07.2016 экипаж самолета Боинг-737 при выполнении посадки доложил о наблюдении на удалении 3 км от ВПП-24 аэропорта Внуково БВС, выполнявшего полет на уровне глиссады снижения;

02.09.2016 в аэропорту Тюмень (Рощино) был зафиксирован полет квадрокоптера над ВПП-12/30, зданиями КДП и другими объектами аэродрома;

29.11.2016 произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП, с проводами высоковольтной ЛЭП;

24.03.2017 над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 м;

05.05.2017 над центром г. Красноярска был зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 м группы БВС (около 20 квадрокоптеров);

09.05.2017 в г. Хабаровске было запущено БВС, которое несанкционированно приблизилось к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы.

Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска БВС в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки). По имеющимся данным, большинство участвовавших в нарушениях правил использования воздушного пространства БВС можно отнести к категории любительских (с максимальной взлетной массой до 30 кг), то есть используемых в частных целях.

Принимая во внимание, что любительские БВС, как правило, могут находиться в пределах визуальной видимости внешнего пилота и имеют радиус полета от 200 до 1000 м (при продолжительности полета от 15 до 25 минут), можно рассчитывать на возможность своевременного выявления и пресечения нарушений использования воздушного пространства. Для этого потребуется проанализировать процедуры контроля за приаэродромной территорией (видеонаблюдение, патрулирование) и оперативного взаимодействия с ведомствами и организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охрану. По поступившей в течение 2017 года информации, в 10 случаях были установлены и задержаны лица, запускавшие БВС.

Допускаемые частными лицами нарушения можно связывать с тем, что они не владеют всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с запуском БВС. В приложении к настоящей информации содержится краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО по безопасности полетов БВС.

С целью информирования частных владельцев БВС об опасных факторах, связанных с запусками БВС, и профилактики нарушений Росавиация поддерживает взаимодействие с клубами авиамодельного спорта, объединениями и ассоциациями, деятельность которых связана с беспилотными авиационными системами. Одной из наиболее крупных российских общественных организаций в этой области является "Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем". Руководителям организаций гражданской авиации представляется целесообразным учитывать широкий спектр возможностей указанной ассоциации для пропаганды безопасной эксплуатации БВС, в том числе совместной работы в целях:

  • оперативного распространения среди пользователей воздушного пространства правил, норм, требований и рекомендаций, касающихся сферы применения БВС и повышения правовой культуры эксплуатантов БВС;
  • накопления опыта эксплуатации (использования) и формирования статистической базы авиационных происшествий и инцидентов с БВС;
  • разработки и апробирования методик расследования, учета и анализа причин авиационных происшествий и инцидентов с БВС.

Росавиация предлагает:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения.
1.2. Обеспечить взаимодействие со средствами массой информации и ассоциациями (объединениями, клубами), деятельность которых связана с использованием беспилотных авиационных систем, с целью доведения до них сведений о выявляемых в зоне ответственности территориального органа нарушениях и пропаганды культуры безопасности полетов БВС.
2. Руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов:
2.1. Изучить настоящую информацию со специалистами подразделения, ответственного за функционирование СУБП (инспекциями по безопасности полетов), летным составов, персоналом по ОВД и специалистами службы авиационной безопасности.
2.2. При необходимости, внести изменения в процедуры контроля за приаэродромной территорией и порядок оперативного взаимодействия с ведомствами и организациями, отвечающими за обеспечение правопорядка и охрану, с целью пресечения нарушений, связанных с несанкционированным запуском БВС.

Краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО относительно безопасности полетов БВС

1. Требования российского воздушного законодательства.
В данном разделе приводится лишь краткая информация о требованиях воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее - БВС). За получением полных сведений о правилах использования воздушного пространства, правилах полетов и подготовки к ним и других требованиях по обеспечению безопасности полетов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации.

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, согласно пункту 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее - ФП ИВП).

ФП ИВП для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Направление представленного плана полета воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее - Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

Согласно пункту 49 ФП ИВП полеты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Ниже приводится краткое изложение информации о стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в связи с новой задачей обеспечения безопасности использования БВС.

В Глобальном плане обеспечения безопасности полетов (документ ИКАО № 10004) отмечается, что стандарты в отношении БВС находятся в процессе разработки. В настоящее время деятельность ИКАО направлена на разработку стандартов и рекомендуемой практики, связанных с летной годностью, производством полетов, сертификацией эксплуатантов, выдачей пилотских свидетельств, организацией воздушного движения, безопасностью полетов, авиационной безопасностью и окружающей средой. Выпуск положений по выдаче свидетельств ожидается в 2018 году, а остальных положений - начиная с 2020 года.

На официальном сайте ИКАО в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный БВС, в котором следует обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:

  1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.
  2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.
  3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.
  4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.
  5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.
  6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.
  7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.
  8. Запрещается:
    • выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
    • летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
    • приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами;
    • летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
    • приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.


Поделиться